Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЕНГРИИ И РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЕНГРИИ И РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
транспортно-логистическая инфраструктура / экологически чистые технологии / безопасность / надежность / интермодальный терминал / хаб / автономный транспорт. / transport and logistics infrastructure / environmentally friendly technologies / safety / reliability / intermodal terminal / hub / autonomous transport.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тойменцева И. А., Федоренко Р. В., Цегледи Т.

В статье представлена сравнительная характеристика транспортно-логистической инфраструктуры Венгрии и России, рассматриваются вопросы развития экономик этих стран в условиях нестабильности внешней среды, последствий пандемии. Особое внимание уделено разработке совместных проектов этих стран, прежде всего в фармацевтической и пищевой промышленностях, а также авторы выявили основные тенденции, которые будут наблюдаться на транспортно-логистическом рынке многих стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE TRANSPORT AND LOGISTICS POTENTIAL OF HUNGARY AND RUSSIA IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC INSTABILITY OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT

The article presents a comparative characteristic of the transport and logistics infrastructure of Hungary and Russia, examines the issues of the development of the economies of these countries in the conditions of instability of the external environment, the consequences of the pandemic. Special attention is paid to the development of joint projects of these countries, primarily in the pharmaceutical and food industries, and the authors also identified the main trends that will be observed in the transport and logistics market of many countries.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЕНГРИИ И РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ»

його використання в Укрш'ш. Регюнальна економка. 2009. № 3. С. 182-191.

8. Кицюк I. В. Розвиток фондового ринку Украни в контекст eвроiнтeгрaцiйних процeсiв. Науковий вюник Ужгородського нaцiонaльного унiвeрситeту. CepiH: Мiжнaроднi eкономiчнi вщно-сини та свггове господарство. 2016. Вип. 6 (1). С. 155-158.

9. Мозговий О.М. Фондовий ринок: тдруч-ник К.: КНЕУ. 2013. 537 с.

10. Поплавська М. В. Особливосп формування фондового ринку Украни. Економжа та держава. 2011. № 2. С. 79-81.

11. Про цшш папери i фондовий ринок: Закон Украни в1д 23.02.2006 № 3480-IV URL: http://za-kon3.rada.gov.ua/laws/show/3480-15.

12. PiHHHH 3BiT HKUP®P 2019. URL: https://www.nssmc.gov.ua/documents/pro-zatver-dzhennia-richnoho-zvitu-natsionalnoi-komisii-z-tsinnykh-paperiv-ta-fondovoho-rynku-richnyi-zvit-nktspfr-za-2019-rik/

13. Principles for Financial Market Infrastructures. Committee on Payment and Settlement Systems. 2012. April. URL: http://www.bis.org/cpmi/publ/d101.htm

14. Strategy of Ukrainian financial sector development until 2025. URL: https://bank.gov.ua/admin_uploads/article/Strategy_F S_2025_eng.pdf?v=4I

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЕНГРИИ И РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ

СРЕДЫ

Тойменцева И.А.

Самарский государственный экономический университет, профессор кафедры маркетинга, логистики и рекламы, д.э.н,

Федоренко Р.В.

Самарский государственный экономический университет, начальник отдела аспирантуры, докторантуры и работы диссертационных советов, к.э.н,

Цегледи Т.

Университет Шопрона, Венгрия

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE TRANSPORT AND LOGISTICS POTENTIAL OF HUNGARY AND RUSSIA IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC INSTABILITY OF THE EXTERNAL

ENVIRONMENT

Toymentseva I.

Samara State University of Economics, Professor Department of Marketing, Logistics and Advertising,

Doctor of Economics, Fedorenko R.

Samara State University of Economics, head of the department ofpostgraduate studies, doctoral studies

and work of dissertation councils, candidate of economic sciences,

Czegledy T.

University of Sopron, Sopron, Hungary

Аннотация

В статье представлена сравнительная характеристика транспортно-логистической инфраструктуры Венгрии и России, рассматриваются вопросы развития экономик этих стран в условиях нестабильности внешней среды, последствий пандемии. Особое внимание уделено разработке совместных проектов этих стран, прежде всего в фармацевтической и пищевой промышленностях, а также авторы выявили основные тенденции, которые будут наблюдаться на транспортно - логистическом рынке многих стран.

Abstract

The article presents a comparative characteristic of the transport and logistics infrastructure of Hungary and Russia, examines the issues of the development of the economies of these countries in the conditions of instability of the external environment, the consequences of the pandemic. Special attention is paid to the development of joint projects of these countries, primarily in the pharmaceutical and food industries, and the authors also identified the main trends that will be observed in the transport and logistics market of many countries.

Ключевые слова: транспортно-логистическая инфраструктура, экологически чистые технологии, безопасность, надежность, интермодальный терминал, хаб, автономный транспорт.

Keywords: transport and logistics infrastructure, environmentally friendly technologies, safety, reliability, intermodal terminal, hub, autonomous transport.

В Венгрии в недостаточной степени развита транспортно-логистическая инфраструктура, Через Венгерскую республику проходит несколько трансъевропейских железнодорожных путей сообщения, которые соединяют Западную Европу с Балканским полуостровом [4]. Местность в Венгрии преимущественно равнинная, что дает возможность беспрепятственно проводить строительство шоссейных дорог, но их крайне не хватает. Речное сообщение посредством рек Дунай и Тиса обеспечивает только внутренние перевозки по стране. Поэтому становится абсолютно очевидным, что актуальным вопросом в настоящее время для Венгрии является совершенствование транспортной системы, с целью дальнейшего развития экономики страны и ускорения процессов интеграции в европейское содружество.

В связи с чем, к основным проблемам, которые следует решить в рамках транспортной политики, являются:

✓ определение транспортных потребностей по перевозке грузов и пассажиров в различных областях экономики;

✓ создание условий для достаточного финансирования ресурсов в развитие транспортно - логистической инфраструктуры;

✓ обеспечение рационального распределения перевозок между различными видами транспорта

✓ разработка мероприятий по защите окружающей среды, безопасности перевозок;

✓ реализация программы интеграция транспортной системы страны в единую европейскую.

К основным задачам, которые следует решить, относят разработку:

✓ плана строительства новых и реконструкции имеющихся автомобильных, железнодорожных путей сообщения;

✓ программ развития внутреннего водного транспорта, в том числе портов, а также воздушного транспорта;

✓ проекта повышения квалификации работников на транспорте с целью повышения безопасности перевозок.

Железнодорожный транспорт очень длительный период времени являлся основным. Венгрия кроме равнин имеет много лесов и холмов, поэтому на территории страны проложены еще и узкоколейные железные дороги. Будапешт один из немногих столиц в Европе, который не имеет хорошо развитой железнодорожной системы, поэтому в настоящее время ведется активное строительство новых линий, реконструкция старых, а также железнодорожных станций, осуществляется финансирование по обновлению подвижного состава. Железнодорожное сообщение столицы Венгрии налажено с 25 городами Европы и внутри страны имеются подъездные пути ко всем городам. Более 25% всех грузоперевозок приходится на железнодорожный транспорт, что значительно выше аналогичного показателя по ЕС.

Выгодное географическое положение Венгрии дает возможность создать внутри страны крупный

транспортно-логистический хаб по перевалке, консолидации и дальнейшей транспортировки грузов железнодорожным транспортом. В настоящее время ведется активное строительство крупнейшего в Европе интермодального терминала East-West Gate с применением экологически чистых технологий, созданного на стыке двух типов железнодорожной колеи.

В настоящее время разработан план по модернизации и развитию железнодорожного транспорта, в рамках которого предусмотрено:

✓ возведение скоростных магистралей;

✓ развитие транзитных линий;

✓ внедрение современного подвижного состава с использованием информационных технологий, обеспечивающего безопасность и сохранность грузов на всем пути следования;

✓ создание рациональной системы интермодального перемещения грузов и пассажиров.

Не смотря на то, что практически 90% автомобильных дорог имеют твёрдое покрытие, около 45 % из них не соответствуют европейским стандартам. Поэтому к основным задачам, стоящим перед автомобильным транспортом Венгрии относят:

✓ строительство современных кольцевых дорог и магистралей вокруг и внутри Будапешта,

✓ строительство новых мостов и реконструкция старых, позволивших в дальнейшем увеличить пропускную способность

✓ обновление парка автотранспортных средств за счет экологически безопасных моделей

✓ внедрение цифровизации в процесс управления автомобильными транспортными средствами, способствующее безопасности движения, слежению за местонахождением и сохранностью грузов, состоянием здоровья водителей, предотвращения аварийности и многое другое.

Через Будапешт протекает река Дунай, которая является основной для всех европейских стран. В Венгрии развит речной транспорт, имеется несколько портов:

✓ промышленный порт Байя предназначен для перевалки крупнотоннажных контейнеров и генеральных грузов, также здесь осуществляется ремонт морских судов. Имеются еще три промышленных порта, которые принадлежат металлургическому, нефтеперерабатывающему и цементному заводам;

✓ торговый порт Чепель, где осуществляются все операции с грузами, включая таможенные.

Дунай в ближайшее время должен стать трансконтинентальной водной магистралью.

Наиболее важными задачами для водного транспорта Венгрии являются:

✓ реконструкция судоходных путей согласно европейским требованиям;

✓ возведение портов общенационального значения, что возможно при условии строительства автодорожных и железнодорожных подходов, к ним прилегающим.

В Венгрии насчитывается 13 аэровокзалов, в т.ч 5 международных, 4 национальных, которые

осуществляют рейсы в более, чем 60 городов Европы. В Дебрецене возведен крупный транспортно - логистический терминал, предназначенный для приема, обработки транзитных авиагрузов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что качество автомобильных и железнодорожных сетей не является высоким. Транспортная система Венгрии в значительной степени централизована вокруг столицы, о чем свидетельствует структура автомобильной и железнодорожной сетей, которые нуждаются в существенной модернизации [3]. Мелководья на Дунае создают проблемы для внутреннего судоходства, что приводит к задержкам транзитного времени доставки грузов и дополнительным эксплуатационным расходам.

Венгрия обладает высокоразвитой научно-исследовательской базы в области автономного

Согласно Глобальному Отчету о конкурентоспособности, Всемирного экономического форума, качество транспортной инфраструктуры Венгрии составило 63% из 100 %. Из рисунка 1 видно, что качество автомобильной и железнодорожной ин-

Инвестиции из России, компании Роснефти дали возможность начать строительство крупнейшего терминала для хранения сжиженного газа.

Общая длина транспортной сети Венгрии составляет более 200 тыс. км.

ком и ключевым разработчиком в области беспилотных технологий. Несколько немецких компаний начали строительство научно- исследовательских центров беспилотных автомобилей в Венгрии. Разработку беспилотников в Венгрии начали Британские компании, а также существуют совместные проекты с предприятиями Великобритании, Голландии по созданию автоматизированной парко-вочной системы для использования в гаражных комплексах в Будапеште.

В настоящее время в Венгрии строится большое количество транспортных магистралей европейского уровня, что позволит ей в ближайшее

фраструктуры является высоким, 64 % и 73 % соответственно. Качество инфраструктуры воздушного транспорта не на много ниже среднего значения по ЕС и составляет 60 % из 100%. А что касается водного транспорта, то здесь отмечаются серьезные

Трубопроводный Автомобильный Водный Железнодорожный

188490

50000

100000

150000

200000

Рисунок 1. Общая протяженность путей сообщения различных видов транспорта Венгрии, км

0

транспорта, что позволило ей стать главным игро- время стать лидером на рынке логистики ЕС.

автодорожная железнодорожная эффективность общий общая

инфраструктура инфраструктура морских портов воздушный транспортная

транспорт инфраструктура

Рисунок 2. Источник графика: Всемирный экономический форум, Глобальный Отчет о конкурентоспособности за 2018 год.

проблемы (39%) из-за существующих ограничений к доступу морских портов.

Анализируя транспортную инфраструктуру России, можно отметить, что она отличается от инфраструктуры Венгрии не только по протяженности путей сообщения различных видов транспорта, но и по их удельному весу в общем объеме (рис 3.)

Из рисунка 4 следует, что в России наибольший удельный вес по протяженности путей сообщения также как и в Венгрии приходится на автомобильный транспорт (78,5 %), на втором месте трубопроводный (12%), на третьем водный (5,1%) и наименьшая доля приходиться на железнодорожный (4,4%).

Если сравнивать объемы грузоперевозок, то на первом месте находится автомобильный транспорт (66,1%), на втором железнодорожный (17,5%) и на третьем месте трубопроводный (15,4%), т.е с незначительным отставанием от железнодорожного.

В период пандемии наибольшие потери отмечены в сфере международных авиаперевозок, что связано со снижением и грузо и пассажиропотоков [2]. В связи с чем, многие авиакомпании вынуждены повышать тарифы в 2 и более раз. Часть грузов вместо авиадоставки отправляется автомобильным транспортом. В период экономического спада ОАО РЖД разработало ряд стимулирующих скидок на перевозку и транспортировку грузов. Железная дорога и в частности операторский сегмент в период снижения экономической активности меньше предоставляет на рынок вагонов, что приводит к существенным финансовым потерям.

На морском транспорте также отмечается снижение объемов перевозимых грузов, сократились отправки из Европы, наблюдается дисбаланс свободных контейнеров по странам, увеличивается время принятия и выпуска грузов с портов, не редки случаи «зависания» грузов в море. Эпидемия коро-навируса сказалась на остановке многих производств, снижении покупательской способности, что негативным образом отразилось на оборачиваемости, рентабельности автотранспорта [1]. Стало намного сложнее закольцовывать рейсы в прямом и обратном направлениях, увеличились сроки доставки грузов «от двери до двери» и возросли тарифы на перевозку.

Основные тенденции, которые будут наблюдаться на транспортно - логистическом рынке многих стран:

Проводя сравнительный анализ транспортной инфраструктуры Венгрии и России следует отметить, что наибольший удельный вес по протяженности путей сообщения в Венгрии приходится на автомобильный транспорт (92,6 %), на втором месте железнодорожный (3,9%), на третьем (2,7%) трубопроводный и наименьшая доля приходиться

✓ Ужесточение конкурентной борьбы за клиента, так как объем перевозимых грузов уменьшается, а транспортные средства простаивают;

✓ Уход с рынка мелких и средних компаний, имеющих низкую конкурентоспособность;

✓ Объединение транспортных, логистических и сервисных компаний для увеличения количества и качества предлагаемых услуг клиентам, что приведет к усилению их совместных конкурентных позиций на рынке;

✓ Отказ большей части предприятий (около 90%) от обновления парка транспортных средств из - за нехватки финансовых ресурсов, в том числе в связи с ростом курса валют. Увеличение спроса на услуги по ремонту и техническому обслуживанию автопарков;

✓ Уменьшение партий перевозимых грузов и одновременно увеличение количества сборных грузов, позволяющих группировать грузы нескольких компаний на взаимовыгодных условиях, обеспечивая наибольшую заполняемость транспортных средств;

✓ Внедрение современных информационных технологий, цифрового логистического сервиса позволят компаниям оптимизировать маршруты по минимальной стоимости доставки, быстрее получать и обрабатывать новые заказы;

✓ Перераспределение доставки грузов с автомобильного транспорта преимущественно на железнодорожный;

✓ Увеличение рынка внутренних перевозок грузов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

✓ Передача непрофильных услуг на аутсорсинг;

✓ Развитие бесконтактной курьерской и «автопилотных» способов доставки.

По итогам 2020 г. объем ВВП Венгрии в 2020 г. снизился на 5,1%, что лучше показателей по ЕС, где снижение составило более 6 %. Для сравнения в России ВВП на конец 2020 г. снизился на 3,1%.

на водный (0,7%).

Трубопроводный Автомобильный Водный Железнодорожный

0

237300

1553700

101600 87000

500000

1000000

1500000

2000000

Рисунок 3. Протяженность путей сообщения различных видов транспорта РФ, км

Национальные экономики всего мира существенным образом зависят от глобальных производственно-сбытовых цепочек, которые были созданы крупными транснациональными корпорациями. Поэтому руководители всех стран принимают стратегические решения, прежде всего по укреплению внутреннего производства, созданию совместных проектов отраслевого партнерского сотрудничества между странами.

Территориальная близость России с Венгрией, а также общность интересов позволили создать уже несколько совместных проектов в в области здравоохранения и пищевой промышленности. Российские компании, принимая во внимание опыт венгерских предприятий, разрабатывают проекты по передаче производства на аутсорсинг и решают вопросы инвестирования за рубежом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что главная задача всех стран - это преодоление последствий пандемии, вызвавшей спад производства, уменьшение грузо и пассажиропотоков, поэтому необходима чрезвычайная гибкость в принятии управленческих решений, укрепление внутреннего производства, объединение и создание совместных проектов отраслевого сотрудничества между странами.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Фонда «За русский язык и культуру» в Венгрии в рамках научного проекта № 19-510-23001

Список литературы

1. Дайджест. Транспортная сфера в контексте СОУТО-19 / Счетная палата Российской Федерации, 2020.

2. Федоренко Р. В., Тойменцева И.А., Цегледи Тамаш / Современное состояние логистики внешнеторговых перевозок в России и странах Европейского Союза// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Изд-во: Наука и образование. - Краснодар, № 1, 2020, С. 152-155. DOI: 10.23672/SAE.2020.1.53262

3. Федоренко Р. В., Тойменцева И.А., Цегледи Тамаш / Экономика и транспорт Венгрии в условиях пандемии Covid-19//wschodnioeuropejskie czasopismo naukowe. Учредители: "nowa perspektywa" spolka z ograniczona odpowiedzialnoscia =ООО "Новая Перспектива" (Warszawa), № 2-3 (66), 2021, с. 25-28

4. https://take-profit.org/statistics/countries/hungary/

О НЕОБХОДИМОСТИ УСИЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АПК РК

Уалиева Б.Б.

докторант DBA, Высшая школа экономики и бизнеса, Казахский Национальный Университет им.

Аль-Фараби, Алматы, Казахстан

ON THE NEED TO STRENGTHEN THE INTEGRATION PROCESSES IN THE AIC OF RK

Ualiyeva B.

doctoral student DBA, High School of economics and business, Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Kazakhstan

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению интеграционных процессов как одного из основных путей дальнейшего развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан.

Как показывает зарубежная и отечественная практика интеграция открывает новые возможности повышения конкурентоспособности аграрных предприятий, обеспечивает инновационное развитие и устойчивость производства в долгосрочной перспективе.

В статье подчеркиваются особенности и возможности применения различных видов и форм интеграции в АПК Казахстана.

Abstract

The article is devoted to the consideration of integration processes as one of the main ways of further development of the agro-industrial complex of the Republic of Kazakhstan.

As foreign and domestic practice shows, integration opens up new opportunities for increasing the competitiveness of agricultural enterprises, ensures innovative development and sustainability of production in the long term.

The article highlights the features and possibilities of using various types and forms of integration in the agro-industrial complex of Kazakhstan.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, агропромышленная интеграция, кластер.

Keywords: agro-industrial complex, agro-industrial integration, cluster.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.