ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК N* 2 (86) 2010
2. Кабанов, С. А. Программирование тренировочного процесса дзюдоистов высших разрядов: дис.... канд. пед. наук /С. А. Кабанов. — Челябинск, 1996. — 172 с.
3. Сиротин, О. А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной тренировки дзюдоистов: дис. ...д-ра пед. наук / О. А. Сиротин. — М., 1996. — 315 с.
4. Шумилин, А. П. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов: дис.... канд. пед. наук / А. П. Шумилин. — Красноярск, 2003. — 150 с.
5. Бобровский, А. В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям (на примере дзюдо) : автореф. дис.... канд. пед. наук / А. В. Бобровский. — Омск, 2005. — 24 с.
6. Мартыненко, А. Н. Развитие решительности у юных бор-цов-самбистов на этапе начальной спортивной специализации : дис. ...канд. пед. наук /А. Н. Мартыненко. — Омск, 2003. — 154 с.
7. Научно-исследовательская работа студентов: учеб. пособие / под ред. Г. Д. Бабушкина. — Омск [б.и.], 2005. — 370 с.
8. Бектурганов, О. Е. Совершенствование устойчивости соревновательной деятельности борца к сбивающему фактору утомления : автореф. дис. ...канд. пед наук / О. Е. Бектурганов. —
Алматы, 1999. — 26 с.
9. Чикуров, А. И. Управление психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов на основе результатов текущего контроля состояния готовности / А. И. Чикуров: дис.... канд. пед. наук. — Красноярск, 2008. — 193 с.
БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
ШУМИЛИН Александр Петрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории физического воспитания Сибирского федерального университета.
ГОРБАЧЁВ Сергей Николаевич, соискатель, преподаватель кафедры физического воспитания Сибирского федерального университета.
Адрес для переписки: e-mail: Gena41@mail.ru
Статья поступила в редакцию 11.09.2009 г.
© Г. Д. Бабушкин, А. П. Шумилин, С. Н. Горбачёв
уД« 796 814 А. М. КОНДАКОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКОТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ САМБИСТОВ 11-12 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ С УЧЕТОМ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ_____________________________________________
В статье представлены материалы исследования технико-тактической подготовленности, а так же особенности уровня развития координационных способностей квалифицированных и начинающих самбистов различных весовых категорий. Изложены основные положения методики совершенствования технико-тактической подготовки самбистов 11 — 12 лет средствами специальных координационных упражнений с учётом весовых категорий.
Ключевые слова: технико-тактическая подготовка, координационные способности, весовые категории.
Введение. Достижение юными спортсменами в будущем высоких спортивных результатов рассматривается всегда, как перспективная цель работы каждого тренера. При этом главное условие успешности реализации желаемого — оптимизация построения многолетнего учебно-тренировочного процесса уже на ранних этапах спортивной специализации. По мнению многих специалистов по спортивной борьбе
[1,2], технико-тактическая подготовка является системообразующей в формировании и совершенствовании арсенала эффективного ведения противоборства в соревновательных поединках. Авторы отмечают особую важность организации технико-такти-
ческой подготовки на начальных этапах занятий борьбой, т.к. в этот период происходит формирование основ будущего спортивного мастерства борцов
[1,3]. Правильно организованный процесс обучения основам техники и тактики спортивной борьбы в большей степени рбеспечит возможность реализовать потенциал спортсмена-единоборца в совершенствовании данного компонента подготовленности.
Технико-тактическая подготовленность (ТТП) самбиста является интегральным показателем единства проявлений психических, функциональных и физических способностей спортсмена. Однако степень влияния того или иного компонента на эффек-
тивность технико-тактического арсенала не одинакова. Анализ научно-методической литературы и мнений ведущих специалистов по спортивной борьбе, показывает высокую степень взаимосвязи ТТП и координационных способностей (КС) в спортивной деятельности. Взгляды многих ведущих специалистов совпадают в том, что именно КС являются предпосылкой успешного освоения техники вида спорта, и в частности спортивной борьбы [4, 5, 6, 7]. Это позволяет говорить о том, что основой для успешной соревновательной деятельности в спортивной борьбе является ТТП спортсмена, а предпосылкой к успешному освоению техники противоборства будет высокий уровень развития КС. Следовательно, целенаправленное совершенствование специальных КС, т.е. важнейших для данного вида спорта, в благоприятные для этого периоды развития детей, даст возможность более успешного освоения технико-тактического арсенала борьбы самбо и его применения в соревновательном поединке.
Несмотря на признание многими учёными значимости координационных способностей в процессе технико-тактической подготовки, её методическая составляющая не нашла достоверного научного обоснования подготовке начинающих борцов-самбистов различных весовых категорий. Вместе с тем в научно-методической литературе имеются данные об особенностях различных аспектов подготовленности спортсменов в зависимости от весовых категорий, начатые в начале 70-х годов Г.С. Туманяном и его учениками и воплощённые в монографии «Телосложение и спорт», а так же в более поздних работах [3, 8, 9].
Цель исследования: обоснование и разработка методики совершенствования технико-тактической подготовки самбистов 11 — 12 лет средствами специальных координационных упражнений с учётом весовых категорий.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, видеоанализ соревновательной деятельности, экспертная оценка, педагогическое тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Результаты исследования. Одним из важнейших условий эффективного построения учебно-тренировочного процесса подготовки спортсменов на всех этапах спортивного совершенствования, является знание соревновательных требований, предъявляемых в каждом виде спорта к спортсменам высокой квалификации [6]. С помощью экспертной оценки нами проанализировано 300 видеозаписей соревновательных поединков квалифицированных борцов-самбистов (КМС, МС, МСМК), где в примерно равной мере представлены атлеты трёх условно принятых весовых категорий: лёгкой — до 62 кг; средней — от 62 до 82 кг и тяжёлой — от 82 кг и выше.
На основании полученных данных анализа технико-тактического арсенала квалифицированных самбистов различных весовых категорий в соревновательных условиях нами сделаны следующие заключения:
• в условиях соревновательных поединков квалифицированные самбисты применяют ТТД практически из всех классификационных групп, однако качественные и количественные показатели технико-тактического арсенала борцов-самбистов имеют существенные отличия, в зависимости от принадлежности к определённой весовой категории (лёгкой, средней, тяжёлой);
• независимо от весовых категорий, количественные показатели выполненных ТТД при противоборстве в партере достоверно меньше, чем количество действий, реализованных при борьбе в стойке;
• по количеству зарегистрированных попыток и оценённых судьями ТТД в соревновательных поединках наиболее низкие показатели отмечены у самбистов со значительным весом тела;
• установлено, что самбисты, условно отнесённые к тяжёлой весовой категории, в соревновательных поединках выполняют достоверно меньше ТТД из групп «броски руками», «броски ногами», «болевые приёмы на ноги», чем представители двух других весовых категорий;
• количество выполняемых действий из группы «удержания» возрастает по мере увеличения веса тела борцов.
Полученные данные дают представление о соревновательном технико-тактическом арсенале квалифицированных борцов-самбистов различных весовых категорий и могут служить ориентиром при разработке методики подготовки юных борцов-самбис-тов с учётом веса спортсменов. Можно сказать, что результатом многолетней подготовки борцов-самби-стов высокой квалификации является их соревновательный технико-тактический арсенал ведения противоборства, заложенный на этапах начальной подготовки. В этой связи следующим этапом нашего исследования было изучение особенностей техникотактической и координационной подготовки юных самбистов различных весовых категорий в группах начальной подготовки. Наблюдение за учебно-тренировочным процессом проводилось в девяти группах начальной подготовки второго-третьего годов обучения спортивных клубов СДЮСШОР № 17 г. Омска.
Результаты проведённых исследований показали следующее. В группах начальной подготовки во все занятия, в которых проводилось наблюдение, тренеры включали совершенствование КС, либо в процессе освоения и совершенствования технико-тактических действий, либо при специально-физической подготовке. Однако следует подчеркнуть, что использование тренерами дифференцированного похода в подготовке юных спортсменов различных весовых категорий наблюдается лишь эпизодически. Наблюдение показало, что в процессе освоения техникотактических действий и отдельных элементов у юных самбистов-«тяжеловесов» возникают определённые трудности их правильного и эффективного выполнения в учебно-тренировочных поединках. К числу таких элементов относятся завершающие атаку приёмы из группы «броски ногами», отдельные виды приёмов из группы «броски руками», а так же комбинации из нескольких действий. С трудом осваиваются переходы от борьбы в стойке к противоборству в партере (особенно при переключении на выполнение болевых приёмов).
Таким образом, результаты анализа технико-тактического арсенала квалифицированных самбистов, как итога их многолетней подготовки, свидетельствует об имеющихся различиях в качественных и количественных показателях, характеризующих технико-тактическую подготовленность, между спортсме-нами-борцами, относящимися к различным весовым категориям. Наблюдения за учебно-тренировочным процессом юных самбистов в группах начальной подготовки показали, что освоение и совершенствование технико-тактических действий юными спортсме-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010
нами различных весовых категорий имеет свои особенности. Пониманию причин данного явления способствовало изучение уровня развития КС квалифицированных и юных самбистов различных весовых категорий, так как именно координационные способности являются базой для успешного освоения технико-тактических действий.
С целью получения информации об уровне развития КС на различных этапах многолетней подготовки нами проведёно тестирование квалифицированных и юных самбистов различных весовых категорий. С помощью отобранных базовых и специальных тестов оценивались следующие проявления КС: способности к реагированию, кинестетические способности, способности к согласованию разнонаправленных движений, способности к ориентированию в пространстве и способности к сохранению равновесия. В исследовании приняли участие 66 квалифицированных самбистов (18 — 25 лет), в числе которых 24 спортсмена лёгкой весовой категории, 22 — средней и 20 — тяжелой весовой категории. Контингент испытуемых имел следующую спортивную квалификацию: 41 спортсмен — кандидаты в мастера спора; 24 — мастера спорта, 1 — мастер спорта международного класса.
В проведении тестирования самбистов 11 — 12 лет различных весовых категорий приняли участие 112 учащихся из групп начальной подготовки. Юные спортсмены, так же как и самбисты высокой квалификации были, условно разделены на 3 весовые категории: лёгкие — до 45 кг (39 спортсменов); средние — от 45 до 57 кг (43 самбиста) и тяжёлые — от 57 кг и выше (30 человек).
По результатам оценки уровня развития КС квалифицированных и начинающих самбистов 11 — 12 лет различных весовых категорий, сделан вывод о том, что представители, условно отнесенные к лёгкой, средней и тяжёлой весовой категории имеют различный уровень развития отдельных видов КС. В частности, удалось установить, что у квалифицированных и юных представителей «тяжёлой» весовой категории, обнаружены наиболее низкие показатели в тестах, характеризующих уровень развития способности к согласованию разнонаправленных движений и способности к сохранению статического и динамического равновесия (Р<0,05). Кроме того, результаты тестирования квалифицированных и юных самбистов показали отличия между представителями различных весовых категорий по отдельным параметрам кинестетических и реагирующих способностей. По результатам оценки способности к ориентированию в пространстве квалифицированных и юных самбистов различий между самбистами лёгкой, средней и тяжёлой весовых категорий в уровне развития данной способности не обнаружено (Р>0,05).
На основе выше изложенных материалов нами разработана методика, совершенствования техникотактической подготовки самбистов 11 — 12 лет средствами специальных координационных упражнений с учётом весовых категорий. Отличительной особенностью разработанной методики является положенный в ее основу дифференцированный подход, с учётом особенностей технико-тактической подготовленности и уровня развития КС, выявленных в результате исследования у квалифицированных и юных борцов-самбистов различных весовых категории.
Методика состоит из двух частей: тестирующей и обучающей. Подробное описание методики пред-
ставлено на рис. 1. Объём тренировочного воздействия по соотношению блоков, направленных на совершенствование технико-тактических действий, был распределён следующим образом: задания без разделения на подгруппы составили 70% от общей продолжительности применения методики. Применение дифференцированного подхода с разделением занимающихся на две подгруппы (самбисты легкой и средней весовой категории — первая подгруппа, «тяжеловесы» — вторая) занимала 20% от общего времени. На применение дифференцированного подхода с разделением на три подгруппы (первая — «легковесы», вторая — «средневесы», третья — «тяжеловесы») отводилось 10% общего времени применения методики. В разработанной методике занятий больший объем применяемых блоков отводился на упражнения, способствующие совершенствованию ведущих компонентов технико-тактической подготовленности и уровня развития КС в зависимости от принадлежности к определенной весовой категории (рис.1). Данная позиция обусловлена тем, что влияние тех или иных факторов на успешность соревновательной деятельности у борцов различных весовых категорий неодинакова [9]. В связи с этим эффективность учебно-тренировочного процесса можно значительно повысить, если осуществлять целенаправленное воздействие на «ведущие» компоненты с учётом особенностей, связанных с принадлежностью к определённой весовой категории.
Следует учитывать, что применение дифференцированного подхода с учётом весовых категорий связано с возможностями прогнозирования принадлежности самбистов к определённой весовой категории на ранних этапах занятий борьбой. Согласно мнению ряда исследователей [10, 11], используя различные методы диагностики на ранних этапах занятий спортивной борьбой можно с высокой долей уверенности предположить, в какой весовой категории будет выступать спортсмен во взрослом возрасте. При этом результаты предварительного собственного исследования мнений тренеров, специализирующихся в борьбе самбо, подтверждают возможности прогнозирования принадлежности борцов к определённой весовой категории во взрослом возрасте (лёгкой, средней, тяжёлой) уже на начальных этапах занятий борьбой.
На основе данных проведённого исследования можно сделать следующие выводы, отражающие основные положения методики совершенствования технико-тактической подготовки самбистов 11 — 12 лет средствами специальных координационных упражнений с учётом весовых категорий:
1. Анализ учебно-тренировочной и соревновательной деятельности самбистов различной квалификации и возраста позволяет констатировать, что технико-тактическая подготовленность у представителей различных весовых категорий, имеет свои особенности, подтверждением чего являются выявленные качественные и количественные различия технико-тактического арсенала квалифицированных самбистов.
2. Процесс освоения базовых технико-тактических действий и более крупных единиц соревновательной схватки (эпизодов, стандартных положений, комбинаций, связок) на начальных этапах занятий у самбистов различных весовых категорий протекает не одинаково, как по времени разучивания, так и по количеству освоенных элементов противоборства.
3. Выявлено, что наибольшую сложность для юных
Методика совершенствования технико-тактической подготовки самбистов 11-12 лет средствами специальных координационных упражнений с учётом весовых категорий
с
Тестирующая часть
Тесты, оценивающие уровень развития КС
Шкалы дифференцирова иной оценки
Критерии
экспертной
оценки
с
Экспертная оценка параметров техникотактической подготовленности
Обшая часть для всей группы - 70%
Обучающая часть
Дифференцированная часть с разделением на две подгруппы - 20%
Дифференцированная часть с разделением на три подгруппы -10%
Блок I. Броски Блок II. Броски Блок III. Броски
ногами - болевые на туловищем - руками - болевые на
руки удержания ноги
Условные обозначения: Л - юные самбисты легкой весовой категории; С - средней категории; Т - тяжёлой весовой категории.
Рис. 1. Структура методики совершенствования технико-тактической подготовки самбистов 11-12 лет средствами специальных координационных упражнений с учётом весовых категорий
1<ЮЮ И У<ШЯУЛЯ£ИФ
о юг (98) і оМ иинюэа иіяньлун иияэмо
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010
самбистов-«тяжеловесов», представляют следующие элементы: завершающие атаку приёмы из группы «броски ногами»; отдельные виды приёмов из группы «броски руками»; комбинации из нескольких действий и переходы от борьбы в стойке к противоборству в партере (особенно явно это проявляется при выполнении болевых приёмов в условиях соревновательных поединков). Данное положение обязывает тренеров-преподавателей в процессе освоения и совершенствования технико-тактических действий их учениками использовать дифференцированный подход при обучении и совершенствовании базовых технико-тактических элементов борьбы самбо.
3. Подтверждена взаимосвязь ТТП и уровня развития КС, что позволяет считать оправданным разработку и использование специальных координационных упражнений, т.е. координационных упражнений отражающих специфику вида спорта, в качестве основного средства в процессе формирования базового технико-тактического арсенала, с учётом особенностей обучаемости юных атлетов различных весовых категорий.
4. Структурная модель системы технико-тактической подготовленности и уровня развития КС во многом определяется особенностями веса квалифицированных самбистов 18 — 25 лет. Она имеет значительные сходства с подобной моделью начинающих самбистов 11 — 12 лет различных весовых категорий. Несмотря на некоторые отличия и особенности модель борцов-самбистов высокой квалификации, может использоваться качестве ориентира для разработки и использования методики технико-тактической подготовки самбистов 11 — 12 лет с учётом весовых показателей занимающихся борьбой самбо.
Полученные в результате исследования данные открывают новые направления в совершенствовании процесса подготовки начинающих борцов-самбистов, что позволяет повысить эффективность процесса технико-тактической подготовки в среднем на 15% за два с половиной месяца. Материалы исследования могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе специализированных детско-юношеских спортивных школ по борьбе самбо г. Омска и Омской области. Методика совершенствования процесса технико-тактической подготовки начинающих самбистов 11 — 12 лет средствами специальных координационных упражнений с учётом весовых категорий позволяет повысить эффективность учебно-тренировочной и соревновательной деятельности и ускорить процесс достижения высшего спортивного
мастерства борцами — самбистами Омского региона.
Библиографический список
1. Грузных, Г.М. Классическая борьба: формирование основ ведения противоборства : учеб. пособие / Г.М. Грузных. — Омск, 1987. - 84 с.
2. Карелин, А. А Спортивная подготовка борцов высокой квалификации: монография / А.А. Карелин. — Новосибирск : Сов. Сибирь, 2002. — 479 с.
3. Туманян, Г.С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учеб. пособие / Г.С. Туманян. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 592 с.
4. Аверьянов, И.В. Методика совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10 — 11 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Аверьянов. — Тюмень, 2008. — 25 с.
5. Лях, В.И. Совершенствование специфических координационных способностей / В.И. Лях // Физическая культура в школе. — 2001. — №2. —С. 40 — 46.
6. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. — СПб. : «Лань», 2005. — 384 с.
7. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и ее практ. прил. : учеб. для студ. вузов физ. воспитания и спорта / В.Н. Платонов. — М. : Советский спорт, 2005. — 820 с.
8. Станков, А.Г. Индивидуализация подготовки борцов: дзюдо, самбо, вольная и классическая борьба / А.Г. Станков. — М., 1995. — 240 с.
9. Телюк, С.И. Факторная структура физической подготовленности борцов вольного стиля различных весовых категорий / С.И. Телюк, К.З. Кульматов // Теория и практика физической культуры. — 1984. — №11. — С. 57 — 58.
10. Коблев, Я.К. Система многолетней подготовки спортсменов международного класса в борьбе дзюдо : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Я.К. Коблев. — М., 1990. — 39 с.
11. Хакунов, Н.Х. Динамика физической подготовленности дзюдоистов различного возраста и весовых категорий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Х. Хакунов. — М., 1991. — 19 с.
КОНДАКОВ Алексей Михайлович, аспирант кафедры медико-биологических основ физической культуры и спорта, преподаватель кафедры теории и методики борьбы и силовых видов спорта.
Адрес для переписки: e-mail: 25alex2008@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 15.10.2009 г.
© А. М. Кондаков
Книжная полка
Кислицын Ю. Л. Физическая культура. Гриф МО РФ. - М. : Академия, 2007. - 176 с. - ISBN 978-5-76954829-1.
Учебное пособие содержит информацию, позволяющую расширить знания в области физической культуры, анатомии и физиологии организма человека, здорового образа жизни и питания, понять закономерности формирования и совершенствования двигательных навыков и физических способностей в процессе физического воспитания. Предлагаемые комплексы физических упражнений помогут в развитии силы, выносливости, быстроты, гибкости, координации движений.
Для студентов учебных заведений среднего профессионального образования. Может быть полезно школьникам старших классов.