Научная статья на тему 'Совершенствование технико-тактической подготовки самбистов 11-12 лет средствами специальных координационных упражнений с учетом весовых категорий'

Совершенствование технико-тактической подготовки самбистов 11-12 лет средствами специальных координационных упражнений с учетом весовых категорий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1340
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ВЕСОВЫЕ КАТЕГОРИИ / TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING / COORDINATION ABILITIES / WEIGHT CATEGORIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондаков Алексей Михайлович

В статье представлены материалы исследования технико-тактической подготовленности, а так же особенности уровня развития координационных способностей квалифицированных и начинающих самбистов различных весовых категорий. Изложены основные положения методики совершенствования технико-тактической подготовки самбистов 11 12 лет средствами специальных координационных упражнений с учётом весовых категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондаков Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of technical and tactical training of sambo-wrestling fighters of 11-12 years old by means of special coordination exercises taking in account weight categories

In the article materials of research of technical and tactical readiness are presented and development of coordination abilities in qualified and beginning fighters of sambo wrestling various weight categories is proved. Perfection of technical and tactical training of sambo wrestling fighters of 11 12 years old is reached by means of special coordination exercises taking in account weight categories.

Текст научной работы на тему «Совершенствование технико-тактической подготовки самбистов 11-12 лет средствами специальных координационных упражнений с учетом весовых категорий»

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК N* 2 (86) 2010

2. Кабанов, С. А. Программирование тренировочного процесса дзюдоистов высших разрядов: дис.... канд. пед. наук /С. А. Кабанов. — Челябинск, 1996. — 172 с.

3. Сиротин, О. А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной тренировки дзюдоистов: дис. ...д-ра пед. наук / О. А. Сиротин. — М., 1996. — 315 с.

4. Шумилин, А. П. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов: дис.... канд. пед. наук / А. П. Шумилин. — Красноярск, 2003. — 150 с.

5. Бобровский, А. В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям (на примере дзюдо) : автореф. дис.... канд. пед. наук / А. В. Бобровский. — Омск, 2005. — 24 с.

6. Мартыненко, А. Н. Развитие решительности у юных бор-цов-самбистов на этапе начальной спортивной специализации : дис. ...канд. пед. наук /А. Н. Мартыненко. — Омск, 2003. — 154 с.

7. Научно-исследовательская работа студентов: учеб. пособие / под ред. Г. Д. Бабушкина. — Омск [б.и.], 2005. — 370 с.

8. Бектурганов, О. Е. Совершенствование устойчивости соревновательной деятельности борца к сбивающему фактору утомления : автореф. дис. ...канд. пед наук / О. Е. Бектурганов. —

Алматы, 1999. — 26 с.

9. Чикуров, А. И. Управление психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов на основе результатов текущего контроля состояния готовности / А. И. Чикуров: дис.... канд. пед. наук. — Красноярск, 2008. — 193 с.

БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

ШУМИЛИН Александр Петрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории физического воспитания Сибирского федерального университета.

ГОРБАЧЁВ Сергей Николаевич, соискатель, преподаватель кафедры физического воспитания Сибирского федерального университета.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.09.2009 г.

© Г. Д. Бабушкин, А. П. Шумилин, С. Н. Горбачёв

уД« 796 814 А. М. КОНДАКОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКОТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ САМБИСТОВ 11-12 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ С УЧЕТОМ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ_____________________________________________

В статье представлены материалы исследования технико-тактической подготовленности, а так же особенности уровня развития координационных способностей квалифицированных и начинающих самбистов различных весовых категорий. Изложены основные положения методики совершенствования технико-тактической подготовки самбистов 11 — 12 лет средствами специальных координационных упражнений с учётом весовых категорий.

Ключевые слова: технико-тактическая подготовка, координационные способности, весовые категории.

Введение. Достижение юными спортсменами в будущем высоких спортивных результатов рассматривается всегда, как перспективная цель работы каждого тренера. При этом главное условие успешности реализации желаемого — оптимизация построения многолетнего учебно-тренировочного процесса уже на ранних этапах спортивной специализации. По мнению многих специалистов по спортивной борьбе

[1,2], технико-тактическая подготовка является системообразующей в формировании и совершенствовании арсенала эффективного ведения противоборства в соревновательных поединках. Авторы отмечают особую важность организации технико-такти-

ческой подготовки на начальных этапах занятий борьбой, т.к. в этот период происходит формирование основ будущего спортивного мастерства борцов

[1,3]. Правильно организованный процесс обучения основам техники и тактики спортивной борьбы в большей степени рбеспечит возможность реализовать потенциал спортсмена-единоборца в совершенствовании данного компонента подготовленности.

Технико-тактическая подготовленность (ТТП) самбиста является интегральным показателем единства проявлений психических, функциональных и физических способностей спортсмена. Однако степень влияния того или иного компонента на эффек-

тивность технико-тактического арсенала не одинакова. Анализ научно-методической литературы и мнений ведущих специалистов по спортивной борьбе, показывает высокую степень взаимосвязи ТТП и координационных способностей (КС) в спортивной деятельности. Взгляды многих ведущих специалистов совпадают в том, что именно КС являются предпосылкой успешного освоения техники вида спорта, и в частности спортивной борьбы [4, 5, 6, 7]. Это позволяет говорить о том, что основой для успешной соревновательной деятельности в спортивной борьбе является ТТП спортсмена, а предпосылкой к успешному освоению техники противоборства будет высокий уровень развития КС. Следовательно, целенаправленное совершенствование специальных КС, т.е. важнейших для данного вида спорта, в благоприятные для этого периоды развития детей, даст возможность более успешного освоения технико-тактического арсенала борьбы самбо и его применения в соревновательном поединке.

Несмотря на признание многими учёными значимости координационных способностей в процессе технико-тактической подготовки, её методическая составляющая не нашла достоверного научного обоснования подготовке начинающих борцов-самбистов различных весовых категорий. Вместе с тем в научно-методической литературе имеются данные об особенностях различных аспектов подготовленности спортсменов в зависимости от весовых категорий, начатые в начале 70-х годов Г.С. Туманяном и его учениками и воплощённые в монографии «Телосложение и спорт», а так же в более поздних работах [3, 8, 9].

Цель исследования: обоснование и разработка методики совершенствования технико-тактической подготовки самбистов 11 — 12 лет средствами специальных координационных упражнений с учётом весовых категорий.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, видеоанализ соревновательной деятельности, экспертная оценка, педагогическое тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Результаты исследования. Одним из важнейших условий эффективного построения учебно-тренировочного процесса подготовки спортсменов на всех этапах спортивного совершенствования, является знание соревновательных требований, предъявляемых в каждом виде спорта к спортсменам высокой квалификации [6]. С помощью экспертной оценки нами проанализировано 300 видеозаписей соревновательных поединков квалифицированных борцов-самбистов (КМС, МС, МСМК), где в примерно равной мере представлены атлеты трёх условно принятых весовых категорий: лёгкой — до 62 кг; средней — от 62 до 82 кг и тяжёлой — от 82 кг и выше.

На основании полученных данных анализа технико-тактического арсенала квалифицированных самбистов различных весовых категорий в соревновательных условиях нами сделаны следующие заключения:

• в условиях соревновательных поединков квалифицированные самбисты применяют ТТД практически из всех классификационных групп, однако качественные и количественные показатели технико-тактического арсенала борцов-самбистов имеют существенные отличия, в зависимости от принадлежности к определённой весовой категории (лёгкой, средней, тяжёлой);

• независимо от весовых категорий, количественные показатели выполненных ТТД при противоборстве в партере достоверно меньше, чем количество действий, реализованных при борьбе в стойке;

• по количеству зарегистрированных попыток и оценённых судьями ТТД в соревновательных поединках наиболее низкие показатели отмечены у самбистов со значительным весом тела;

• установлено, что самбисты, условно отнесённые к тяжёлой весовой категории, в соревновательных поединках выполняют достоверно меньше ТТД из групп «броски руками», «броски ногами», «болевые приёмы на ноги», чем представители двух других весовых категорий;

• количество выполняемых действий из группы «удержания» возрастает по мере увеличения веса тела борцов.

Полученные данные дают представление о соревновательном технико-тактическом арсенале квалифицированных борцов-самбистов различных весовых категорий и могут служить ориентиром при разработке методики подготовки юных борцов-самбис-тов с учётом веса спортсменов. Можно сказать, что результатом многолетней подготовки борцов-самби-стов высокой квалификации является их соревновательный технико-тактический арсенал ведения противоборства, заложенный на этапах начальной подготовки. В этой связи следующим этапом нашего исследования было изучение особенностей техникотактической и координационной подготовки юных самбистов различных весовых категорий в группах начальной подготовки. Наблюдение за учебно-тренировочным процессом проводилось в девяти группах начальной подготовки второго-третьего годов обучения спортивных клубов СДЮСШОР № 17 г. Омска.

Результаты проведённых исследований показали следующее. В группах начальной подготовки во все занятия, в которых проводилось наблюдение, тренеры включали совершенствование КС, либо в процессе освоения и совершенствования технико-тактических действий, либо при специально-физической подготовке. Однако следует подчеркнуть, что использование тренерами дифференцированного похода в подготовке юных спортсменов различных весовых категорий наблюдается лишь эпизодически. Наблюдение показало, что в процессе освоения техникотактических действий и отдельных элементов у юных самбистов-«тяжеловесов» возникают определённые трудности их правильного и эффективного выполнения в учебно-тренировочных поединках. К числу таких элементов относятся завершающие атаку приёмы из группы «броски ногами», отдельные виды приёмов из группы «броски руками», а так же комбинации из нескольких действий. С трудом осваиваются переходы от борьбы в стойке к противоборству в партере (особенно при переключении на выполнение болевых приёмов).

Таким образом, результаты анализа технико-тактического арсенала квалифицированных самбистов, как итога их многолетней подготовки, свидетельствует об имеющихся различиях в качественных и количественных показателях, характеризующих технико-тактическую подготовленность, между спортсме-нами-борцами, относящимися к различным весовым категориям. Наблюдения за учебно-тренировочным процессом юных самбистов в группах начальной подготовки показали, что освоение и совершенствование технико-тактических действий юными спортсме-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010

нами различных весовых категорий имеет свои особенности. Пониманию причин данного явления способствовало изучение уровня развития КС квалифицированных и юных самбистов различных весовых категорий, так как именно координационные способности являются базой для успешного освоения технико-тактических действий.

С целью получения информации об уровне развития КС на различных этапах многолетней подготовки нами проведёно тестирование квалифицированных и юных самбистов различных весовых категорий. С помощью отобранных базовых и специальных тестов оценивались следующие проявления КС: способности к реагированию, кинестетические способности, способности к согласованию разнонаправленных движений, способности к ориентированию в пространстве и способности к сохранению равновесия. В исследовании приняли участие 66 квалифицированных самбистов (18 — 25 лет), в числе которых 24 спортсмена лёгкой весовой категории, 22 — средней и 20 — тяжелой весовой категории. Контингент испытуемых имел следующую спортивную квалификацию: 41 спортсмен — кандидаты в мастера спора; 24 — мастера спорта, 1 — мастер спорта международного класса.

В проведении тестирования самбистов 11 — 12 лет различных весовых категорий приняли участие 112 учащихся из групп начальной подготовки. Юные спортсмены, так же как и самбисты высокой квалификации были, условно разделены на 3 весовые категории: лёгкие — до 45 кг (39 спортсменов); средние — от 45 до 57 кг (43 самбиста) и тяжёлые — от 57 кг и выше (30 человек).

По результатам оценки уровня развития КС квалифицированных и начинающих самбистов 11 — 12 лет различных весовых категорий, сделан вывод о том, что представители, условно отнесенные к лёгкой, средней и тяжёлой весовой категории имеют различный уровень развития отдельных видов КС. В частности, удалось установить, что у квалифицированных и юных представителей «тяжёлой» весовой категории, обнаружены наиболее низкие показатели в тестах, характеризующих уровень развития способности к согласованию разнонаправленных движений и способности к сохранению статического и динамического равновесия (Р<0,05). Кроме того, результаты тестирования квалифицированных и юных самбистов показали отличия между представителями различных весовых категорий по отдельным параметрам кинестетических и реагирующих способностей. По результатам оценки способности к ориентированию в пространстве квалифицированных и юных самбистов различий между самбистами лёгкой, средней и тяжёлой весовых категорий в уровне развития данной способности не обнаружено (Р>0,05).

На основе выше изложенных материалов нами разработана методика, совершенствования техникотактической подготовки самбистов 11 — 12 лет средствами специальных координационных упражнений с учётом весовых категорий. Отличительной особенностью разработанной методики является положенный в ее основу дифференцированный подход, с учётом особенностей технико-тактической подготовленности и уровня развития КС, выявленных в результате исследования у квалифицированных и юных борцов-самбистов различных весовых категории.

Методика состоит из двух частей: тестирующей и обучающей. Подробное описание методики пред-

ставлено на рис. 1. Объём тренировочного воздействия по соотношению блоков, направленных на совершенствование технико-тактических действий, был распределён следующим образом: задания без разделения на подгруппы составили 70% от общей продолжительности применения методики. Применение дифференцированного подхода с разделением занимающихся на две подгруппы (самбисты легкой и средней весовой категории — первая подгруппа, «тяжеловесы» — вторая) занимала 20% от общего времени. На применение дифференцированного подхода с разделением на три подгруппы (первая — «легковесы», вторая — «средневесы», третья — «тяжеловесы») отводилось 10% общего времени применения методики. В разработанной методике занятий больший объем применяемых блоков отводился на упражнения, способствующие совершенствованию ведущих компонентов технико-тактической подготовленности и уровня развития КС в зависимости от принадлежности к определенной весовой категории (рис.1). Данная позиция обусловлена тем, что влияние тех или иных факторов на успешность соревновательной деятельности у борцов различных весовых категорий неодинакова [9]. В связи с этим эффективность учебно-тренировочного процесса можно значительно повысить, если осуществлять целенаправленное воздействие на «ведущие» компоненты с учётом особенностей, связанных с принадлежностью к определённой весовой категории.

Следует учитывать, что применение дифференцированного подхода с учётом весовых категорий связано с возможностями прогнозирования принадлежности самбистов к определённой весовой категории на ранних этапах занятий борьбой. Согласно мнению ряда исследователей [10, 11], используя различные методы диагностики на ранних этапах занятий спортивной борьбой можно с высокой долей уверенности предположить, в какой весовой категории будет выступать спортсмен во взрослом возрасте. При этом результаты предварительного собственного исследования мнений тренеров, специализирующихся в борьбе самбо, подтверждают возможности прогнозирования принадлежности борцов к определённой весовой категории во взрослом возрасте (лёгкой, средней, тяжёлой) уже на начальных этапах занятий борьбой.

На основе данных проведённого исследования можно сделать следующие выводы, отражающие основные положения методики совершенствования технико-тактической подготовки самбистов 11 — 12 лет средствами специальных координационных упражнений с учётом весовых категорий:

1. Анализ учебно-тренировочной и соревновательной деятельности самбистов различной квалификации и возраста позволяет констатировать, что технико-тактическая подготовленность у представителей различных весовых категорий, имеет свои особенности, подтверждением чего являются выявленные качественные и количественные различия технико-тактического арсенала квалифицированных самбистов.

2. Процесс освоения базовых технико-тактических действий и более крупных единиц соревновательной схватки (эпизодов, стандартных положений, комбинаций, связок) на начальных этапах занятий у самбистов различных весовых категорий протекает не одинаково, как по времени разучивания, так и по количеству освоенных элементов противоборства.

3. Выявлено, что наибольшую сложность для юных

Методика совершенствования технико-тактической подготовки самбистов 11-12 лет средствами специальных координационных упражнений с учётом весовых категорий

с

Тестирующая часть

Тесты, оценивающие уровень развития КС

Шкалы дифференцирова иной оценки

Критерии

экспертной

оценки

с

Экспертная оценка параметров техникотактической подготовленности

Обшая часть для всей группы - 70%

Обучающая часть

Дифференцированная часть с разделением на две подгруппы - 20%

Дифференцированная часть с разделением на три подгруппы -10%

Блок I. Броски Блок II. Броски Блок III. Броски

ногами - болевые на туловищем - руками - болевые на

руки удержания ноги

Условные обозначения: Л - юные самбисты легкой весовой категории; С - средней категории; Т - тяжёлой весовой категории.

Рис. 1. Структура методики совершенствования технико-тактической подготовки самбистов 11-12 лет средствами специальных координационных упражнений с учётом весовых категорий

1<ЮЮ И У<ШЯУЛЯ£ИФ

о юг (98) і оМ иинюэа иіяньлун иияэмо

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010

самбистов-«тяжеловесов», представляют следующие элементы: завершающие атаку приёмы из группы «броски ногами»; отдельные виды приёмов из группы «броски руками»; комбинации из нескольких действий и переходы от борьбы в стойке к противоборству в партере (особенно явно это проявляется при выполнении болевых приёмов в условиях соревновательных поединков). Данное положение обязывает тренеров-преподавателей в процессе освоения и совершенствования технико-тактических действий их учениками использовать дифференцированный подход при обучении и совершенствовании базовых технико-тактических элементов борьбы самбо.

3. Подтверждена взаимосвязь ТТП и уровня развития КС, что позволяет считать оправданным разработку и использование специальных координационных упражнений, т.е. координационных упражнений отражающих специфику вида спорта, в качестве основного средства в процессе формирования базового технико-тактического арсенала, с учётом особенностей обучаемости юных атлетов различных весовых категорий.

4. Структурная модель системы технико-тактической подготовленности и уровня развития КС во многом определяется особенностями веса квалифицированных самбистов 18 — 25 лет. Она имеет значительные сходства с подобной моделью начинающих самбистов 11 — 12 лет различных весовых категорий. Несмотря на некоторые отличия и особенности модель борцов-самбистов высокой квалификации, может использоваться качестве ориентира для разработки и использования методики технико-тактической подготовки самбистов 11 — 12 лет с учётом весовых показателей занимающихся борьбой самбо.

Полученные в результате исследования данные открывают новые направления в совершенствовании процесса подготовки начинающих борцов-самбистов, что позволяет повысить эффективность процесса технико-тактической подготовки в среднем на 15% за два с половиной месяца. Материалы исследования могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе специализированных детско-юношеских спортивных школ по борьбе самбо г. Омска и Омской области. Методика совершенствования процесса технико-тактической подготовки начинающих самбистов 11 — 12 лет средствами специальных координационных упражнений с учётом весовых категорий позволяет повысить эффективность учебно-тренировочной и соревновательной деятельности и ускорить процесс достижения высшего спортивного

мастерства борцами — самбистами Омского региона.

Библиографический список

1. Грузных, Г.М. Классическая борьба: формирование основ ведения противоборства : учеб. пособие / Г.М. Грузных. — Омск, 1987. - 84 с.

2. Карелин, А. А Спортивная подготовка борцов высокой квалификации: монография / А.А. Карелин. — Новосибирск : Сов. Сибирь, 2002. — 479 с.

3. Туманян, Г.С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учеб. пособие / Г.С. Туманян. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 592 с.

4. Аверьянов, И.В. Методика совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10 — 11 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Аверьянов. — Тюмень, 2008. — 25 с.

5. Лях, В.И. Совершенствование специфических координационных способностей / В.И. Лях // Физическая культура в школе. — 2001. — №2. —С. 40 — 46.

6. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. — СПб. : «Лань», 2005. — 384 с.

7. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и ее практ. прил. : учеб. для студ. вузов физ. воспитания и спорта / В.Н. Платонов. — М. : Советский спорт, 2005. — 820 с.

8. Станков, А.Г. Индивидуализация подготовки борцов: дзюдо, самбо, вольная и классическая борьба / А.Г. Станков. — М., 1995. — 240 с.

9. Телюк, С.И. Факторная структура физической подготовленности борцов вольного стиля различных весовых категорий / С.И. Телюк, К.З. Кульматов // Теория и практика физической культуры. — 1984. — №11. — С. 57 — 58.

10. Коблев, Я.К. Система многолетней подготовки спортсменов международного класса в борьбе дзюдо : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Я.К. Коблев. — М., 1990. — 39 с.

11. Хакунов, Н.Х. Динамика физической подготовленности дзюдоистов различного возраста и весовых категорий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Х. Хакунов. — М., 1991. — 19 с.

КОНДАКОВ Алексей Михайлович, аспирант кафедры медико-биологических основ физической культуры и спорта, преподаватель кафедры теории и методики борьбы и силовых видов спорта.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.10.2009 г.

© А. М. Кондаков

Книжная полка

Кислицын Ю. Л. Физическая культура. Гриф МО РФ. - М. : Академия, 2007. - 176 с. - ISBN 978-5-76954829-1.

Учебное пособие содержит информацию, позволяющую расширить знания в области физической культуры, анатомии и физиологии организма человека, здорового образа жизни и питания, понять закономерности формирования и совершенствования двигательных навыков и физических способностей в процессе физического воспитания. Предлагаемые комплексы физических упражнений помогут в развитии силы, выносливости, быстроты, гибкости, координации движений.

Для студентов учебных заведений среднего профессионального образования. Может быть полезно школьникам старших классов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.