Научная статья на тему 'Моделирование поединков в подготовке дзюдоистов различных весовых категорий'

Моделирование поединков в подготовке дзюдоистов различных весовых категорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЗЮДО / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ВЕСОВЫЕ КАТЕГОРИИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ПОЕДИНКИ / JUDO / TECHNICAL AND TACTICAL PREPAREDNESS / WEIGHT CATEGORIES / MODELING / TRAINING FIGHTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондаков Алексей Михайлович, Коноваленко Юрий Геннадьевич, Рыжаков Павел Анатольевич

Представлены материалы о возможностях моделирования поединков с учётом особенностей дзюдоистов различных весовых категорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кондаков Алексей Михайлович, Коноваленко Юрий Геннадьевич, Рыжаков Павел Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION OF CONCEPTS IN THE PREPARATION OF JUDOISTS OF VARIOUS WEIGHT CATEGORIES

Presented materials on the possibilities of modeling duels taking into account the characteristics of judoists of different weight categories.

Текст научной работы на тему «Моделирование поединков в подготовке дзюдоистов различных весовых категорий»

УДК 796.853.232

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЕДИНКОВ В ПОДГОТОВКЕ ДЗЮДОИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ

А.М. Кондаков, Ю.Г. Коноваленко, П.А. Рыжаков

Представлены материалы о возможностях моделирования поединков с учётом особенностей дзюдоистов различных весовых категорий.

Ключевые слова: дзюдо, технико-тактическая подготовленность, весовые категории, моделирование, учебно-тренировочные поединки.

Дзюдо - один из популярных видов спорта в мире. В нашей стране данный вид спорта так же является одним из наиболее популярных видов единоборств. Задачи спорта высших достижений диктуют необходимость изучения факторов, влияющих на спортивный результат, определение их значимости для спортивных специализаций. Применительно к дзюдо, одним из таких факторов является разделение спортсменов на весовые категории, ведь в практике спортивной борьбы всегда возникает необходимость одновременно тренировать представителей различных весовых категорий, которые значительно отличаются по ряду морфологических и функциональных свойств [1].

Как следствие, одной из важных проблем остается поиск разумного варианта интегральной тренировки, в которой воплощается обеспечение слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности к соревновательной деятельности [2], с учётом особенностей связанных с весовыми категориями. В дзюдо главным средством интегральной подготовки и проверкой ее качества являются схватки (спарринги) - это специально организуемые и управляемые с различной степенью вмешательства тренера поединки-противоборства [3]. Поиск разумного варианта интегральной тренировки, в которой воплощается обеспечение слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности к соревновательной деятельности.

В дзюдо одним из главных направлений интегральной подготовки являются схватки. Это специально организуемые и управляемые с различной степенью вмешательства тренера поединки-противоборства. Исследование данного направления позволило нам обобщить и собрать воедино следующую информацию. В системе подготовки борцов различного возраста и квалификации схватки несут, минимум, следующее значение:

• как соревновательный поединок, организуемый по официальным правилом его проведения;

• как упрощенная модель целостного соревновательного поединка, где возможно вмешательство тренера в регламент его проведения с целью решения частных задач подготовки спортсмена; как набор фрагментов, элементов, эпизодов схватки типа «кто кого» для обострения обстановки при освоении избранных действий.

Вмешательство тренера в процесс поединка может выразится в следующих требованиях:

• обязательное выполнение обусловленных технических действий (или обязательное их выполнение) одним или обоими партнерами;

• определение продолжительности борьбы (например, от 30 с до 20 мин), то есть интенсивности ведения противоборства;

• смена партнеров на любом участке схватки (для поддержания высокого темпа борьбы); остановка - инструктаж - установка - продолжение схватки на любом участке поединка одному или обоим партнерам;

• задание одному из партнеров, выполняющему умышленное нарушение правил соревнований (поиск решений ситуаций);

• опробование и закрепление эпизодов ведения борьбы в случаях запрещенной борьбы противником; подбирать партнеров разных весовых категорий и менять их в различных частях схватки и т. д.

Фактически, это модели базовых вариантов учебно-тренировочных заданий, которые, с повышением технической сложности персонифицируются как средство индивидуализации подготовки борцов, но в форме комплексного использования, приближаясь к целостному поединку: специально-подготовительные упражнения; специализированные игровые комплексы, учебно-тренировочные задания, мини-поединки по упрощенным правилам, схватки по заданию, поединки по правилам соревнований. Следует подчеркнуть, что все технико-тактические действия, освоенные и закрепленные в процессе относительно спокойной и размеренной тренировки не всегда устойчивы и стабильно эффективны в экстремальных условиях соревнований. Повысить надежность технико-тактического компонента подготовленности можно, используя разнообразные методические приемы: упрощения, усложнения или интенсификация двигательного состава соревновательного поединка, в зависимости от задач учебно-тренировочного процесса.

Данное положение нашло отражение в последующей классификации схваток: учебных, тренировочных, учебно-тренировочных, контрольных, соревновательных. Характерная особенность каждой из них - различная доля времени на освоение и совершенствование сторон подготовленности к соревнованиям (технико-тактической, функциональной, психической).

Определение главного направления педагогических воздействий всех вариантов схваток позволяет говорить о «вольных схватках» и «схватка по

заданию». Важность тех и других форм поединков очевидна. Каждая из них содержит разный уровень самостоятельности борцов действовать как в схватке в целом, так и в самых ответственных ее частях.

Вольные схватки, проводимые по регламенту и ритуалу официальных соревнований - прекрасная школа, как для учеников, так и учителей. В таких случаях ценность вольных схваток состоит в следующем:

• борец демонстрирует свою соревновательную готовность;

• появляются возможность сделать анализ соревновательной деятельности борца (достоинств и недостатков) и приступить, в случае необходимости, к коррекции подготовки в нужном направлении;

• появляется возможность оценить способность ученика быстро перестраивать борьбу в связи с краткими установками тренера, секунданта в перерывах поединка;

• оперативная «управляемость» действиями атлетов - одна из положительных сторон единоборцев, которую также нужно тренировать.

Схватки без атрибутики официальных соревнований (судейство согласно правилам соревнований) утрачивают много полезного, как для борцов, так и для будущих спортивных судей из числа занимающихся Инструктаж, задания обоим спарринг-партнерам является обязательным условием управлением эффективностью данного средства соревновательной подготовки.

На уровне любого из ранее названных видов схваток нами выделены относительно самостоятельные операции, действия, фрагменты, эпизоды, части противоборства поединка, которые предлагаются борцам для освоения и совершенствования как конкретные тренировочные задания. Наиболее обобщенные их совокупности представляют собой следующие комплексы тренировочных заданий:

• маневрирование (передвижения) избранных схватках (и вне их) в различных положениях (позах) и взаиморасположениях (позициях). Установка - поиск активных позиций для их решения (теснения, угроза, бросок, блок и т. д.);

• завоевание промежуточных захватов для достижения «коронного» (или обусловленного). Установка - освоить переходы от захвата к захвату различной плотности; поиск эффективных схем, приемов технических решений ит. д.;

• борьба в «коронном» активном захвате. Установка - достижение позиции «благоприятного момента» и его решение любым технико-тактическим действием (атакой приемом);

теснением угрозой; попыткой атаки, вызвавшей отступление противника и др.), активная защита (по заданию тренера либо в произвольной форме), содержание атаки, «спрута» атакующего на

избранном участке, контрдействия. Установка - кратковременный отдых, блокирование неизбежной атаки без потери активности; достижение эффекта мощной кратковременной атакой (завоевание активного захвата -

борьбы во взаимообеспеченных захватах. Установка - активная защита с атакой приемом; теснения без возможности противника контратаковать;

проверить варианты активных решений позиции маневрированием и т. д., освоение - совершенствование вариантов активного начала поединка (выбор и апробирование эффективности захвата, переход к атакующему захвату, действия). Установка - опробовать и выбрать эффективное начало схватки с противниками, ведущими жесткую манеру борьбы и т. д.;

• освоение - совершенствование выхода в стойку (или наверх в положение верхнего) при борьбе в партере в позиции нижнего. Установка -найти свой вариант решения позиции: контратакой или выходом в стойку и т. д.;

совершенствования контратакующих действий в стойке и лежа (положение нижнего). Установка - противоборство только в атаке и контратаке; отступать и блокировать действия противника запрещается и т. д.;

освоение и совершенствование удержания противника в опасном положении, удержании, болевом приёме. Установка - освоение перегруппировок после броска с выходом на техническое действия в партере;

освоение - совершенствование решений стандартных ситуаций взаиморасположения противников (позиции: оба или один из них - в стойке; оба или один из них на коленях, в партере или лежа и т. д.). Установка - решение позиций по схеме «дебюты»;

Эпизоды, которые представляют собой искусственно выделенные как относительно самостоятельные структурные единицы; схватки, связаны между собой вероятностной схемой хода поединка. Поэтому схема возможных решений может быть смоделирована, в соответствии с представлениями о предполагаемом ходе поединка с противником, а также с учётом особенностей спортсмена той или иной весовой категории. Предложенные варианты тренировочных заданий - установок предусматривает усложнения или их упрощения, содействующий освоению технико-тактического арсенала, отвечающего требованиям соревновательной деятельности. Использование предложенных нами

вариантов проведения поединков позволяет моделировать отельные эпизоды соревновательных сваток с учётом особенностей, связанных принадлежностью к определённой весовой категории.

Список литературы

1. Кондаков А.М. Технико-тактический арсенал самбистов высокой квалификации в соревновательных поединках // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Омск, 2016 . С. 139-143.

2. Кулик Н.Г., Елисеев С.В., Трошкин Д.В. Анализ показателей соревновательной деятельности победителей и призеров чемпионата России по самбо 2009 г. // Самбо для всех!: матер. IX науч.-практ. конф. памяти Е.М. Чумакова. М.: 2009. С. 14-23.

3. Карелин А.А. Система интегральной подготовки высококвалифицированных борцов: автореф. дис ...д-ра пед. наук. СПб., 2002. 47 с.

Кондаков Алексей Михайлович, канд. пед. наук, доц., 25alex2008@mail.ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры,

Коноваленко Юрий Геннадьевич, преподаватель, 25alex2008@mail.ru, Россия, Омск, Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации,

Рыжаков Павел Анатольевич, преподаватель, 25alex2008@mail.ru, Россия, Омск, Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации

SIMULATION OF CONCEPTS IN THE PREPARATION OF JUDOISTS OF VARIOUS

WEIGHT CATEGORIES

A.M. Kondakov, Yu.G. Konovalenko, P.A. Ryzhakov

Presented materials on the possibilities of modeling duels taking into account the characteristics of judoists of different weight categories.

Key words: judo, technical and tactical preparedness, weight categories, modeling, training fights.

Kondakov Alexey Mikhailovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, 25alex2008@mail.ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture,

Konovalenko Yuri Gennadievich, lecturer, 25alex2008@mail.ru, Russia, Omsk, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,

Ryzhakov Pavel Anatolyevich, teacher, 25alex2008@mail.ru, Russia, Omsk, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.