ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
%
УДК 796.814 А. Е. КУРИЦЫНА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта г Омск
БАЗОВЫЕ
ТЕХНИКОТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И МЕТОДИКА ИХ ОСВОЕНИЯ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОРЦОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ___________________________
В статье представлены материалы исследования базовой техникотактической подготовленности юных борцов на основе анализа соревновательных поединков квалифицированных единоборце, Изложены основные положения методики освоения совершенствования базовых техникотактических действий в группах начальной подготовки юных борцов посредством комплексов игровых и тренировочных заданий Разработаны тестовые задания для оценки эффективности выполнения базовых техникотактических действий.
Ключевые слова методика обучения двигательный состав соревновательного поединка, базовая техникотактическая подготовка оценка базовых техникотактических действий.
Введение. Результативное ведение соревновательных поединков борцами любого возраста и квалификации — одна из главных задач учебно-тренировочного процесса в единоборствах. Этот процесс строится, как правило, на основе общеизвестных методических принципов, реализуемых в частных методиках обучения, которые отражают специфику и особенности соревновательной деятельности, стиля спортивной борьбы.
Практика технико-тактической подготовки борцов (это относится как минимум к четырем стилям борьбы: греко-римской, вольной, дзюдо и самбо) до недавнего времени была ориентирована на освоение завершающих атаку приемов (бросков, сваливаний, переворотов и т.д.) с постепенным включением их в канву противоборства соревновательного поединка [1, 2, 3, 4]. При таком подходе тренеры недостаточно уделяют внимание базовым элементам техникотактических действий борцов: передвижениям в различных стойках, контактам силового взаимодействия (захватам, упорам, подножкам, подсадам и т.п.) с элементами действий, эпизодами поединков, предопределяющими взаиморасположение борющихся и возможность эффективного силового воздействия [5, 6, 7]. Сформировавшиеся взгляды на значимость упомянутых действий объясняются следующим образом: победу одного из противоборствующих как результат проведения в поединке большего числа приемов, оцениваемых судьями, принято считать демонстрацией победителем своего технического преимущества. Естественно, что в таком случае завершающие атаку приемы формально становятся главной целью спортивной подготовки борца к соревнованиям и находятся в центре внимания тренеров и спортсменов.
Практика показывает, что упомянутый арсенал действий, официально не являясь базовым в схеме
обучения технико-тактическим действиям (по сравнению с завершающими атаку приемами), осваивается в процессе учебных, учебно-тренировочных и соревновательных поединков. Однако в таких условиях опыт у детей формируется медленнее, с большим трудом [8, 9].
В связи с вышеизложенным, основное противоречие, побудившее начать наше исследование, состоит в том, что в практике начальной и последующей подготовки борцов нередко просматривается явное несоответствие между методикой овладения ими техникой ведения борьбы по схеме обучения одиночному двигательному действию и необходимостью формирования способности «распоряжаться» борцовским арсеналом в непрерывной логической последовательности, направленной на решение многочисленных задач соревновательного поединка.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс в группах начальной подготовки юных борцов.
Предметом исследования является методика освоения и совершенствования базовых техникотактические действий как структурных единиц соревновательного поединка посредством спортивно-игрового метода.
Целью исследования является совершенствование методики начального обучения базовым технико-тактическим действиям и их комплексам в группах начальной подготовки юных борцов посредством игровых и тренировочных заданий.
Гипотеза. Мы предполагаем, что включение в учебно-тренировочный процесс юных борцов комплексов базовых тактико-технических действий с использованием игровых и тренировочных заданий позволит качественно улучшить процесс начальной технико-тактической подготовки занимающихся.
Задачи исследования:
1. Систематизировать средства спортивно-игровой направленности применительно к требованиям содержания и условий организации учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки юных борцов.
2. Обосновать логические схемы разработки и подбора игровых и тренировочных заданий по освоению базовых технико-тактических действий ведения противоборства для юных борцов.
3. Разработать комплекс тестовых заданий для оценки эффективности выполнения базовых технико-тактических действий, освоенных юными борцами.
Двигательный состав соревновательного поединка как объект исследования, представленный в работах Демина В. А., Грузных Г. М., Подливаева Б. А. и других [10, 11, 12], позволяет выделить блоки действий и их совокупностей, которые должны быть представлены как базовые в учебно-тренировочном процессе юных борцов. При сохранении смысловой структуры и направленности действий на отдельных участках любого соревновательного поединка они превращаются сначала в игровые, затем — в тренировочные задания при условии включения избранных компонентов в учебные, учебно-тренировочные и соревновательные схватки.
В состав базовых технико-тактических действий входят следующие элементы, действия и операции:
— стойки, определяющие взаиморасположения противоборствующих (разновидности стоек как возможность защиты, атаки);
— способы передвижений, перемещений, маневрирования;
— контакты силового взаимодействия различными частями тела с противником и опорой;
— блокирующие, активные и атакующие действия (захваты, упоры и др.);
— действия по решению возникающих в противоборстве позиций взаимного расположения, оцениваемые судьями (броски, сваливания, перевороты и т.д.);
— создание благоприятной ситуации для проведения активных действия и их решения;
— действия борца после проведения им атакующего действия (удержания, дожимания) и т.д.;
В современных условиях борьбы даже на уровне мастеров ковра ни один завершающий атаку прием не может быть реализован без тактических подготовок. Выполняемые в схватке технические действия организуются преднамеренно с тактическими целями. Моделированию подобных ситуаций в наибольшей степени способствует спортивно-игровая организация учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки.
Формирование базовой техники посредством специализированных игровых комплексов и специально подобранных тренировочных заданий, позволяет отойти от традиционного подхода в обучении двигательным действиям, основанного на условнорефлекторных теориях и концепциях (Павлов И. П., Анохин П. К. и др.), не учитывающих особенности ситуативного вида деятельности, таких как единоборства. В нашем случае, теория обучения двигатель-
Таблица 1
Логическая схема перехода специализированных игровых комплексов в учебно-тренировочные задания при освоении и совершенствовании базовых технико-тактических действий юными борцами групп начальной подготовки
Специализированные игровые комплексы (формирование базовой техники) Тренировочные задания (формирование расширенной техники)
Ориентировочная основа действия (ООД) Основные опорные точки (ООТ) Ориентировочная основа действия (ООД) Основные опорные точки (ООТ)
I. Освоение и совершенствование передвижений и избранных действий в низкой борцовской стойке
Коснуться обусловленной части тела соперника (формирование передвижений и действий в низкой борцовской стойке) Коснуться голеностопа (правой, левой, двумя, любой руками) Достичь обусловленную позицию в конкретном захвате Греко-римская борьба: перевод в партер, продергиванием под себя
Вольная борьба: сваливание; перевод в партер
Борьба самбо: проход в ноги
II. Освоение и совершенствование способов выполнений теснений
1. Теснить за пределы площади противоборства. 2. Удержать центральное положение на ковре 1. Используя рывки, толчки, продергивания; 2. Скручивания растаскивания; 3. Выведения из равновесия, сбивания Вызвать ответную реакцию поступательного движения Греко-римская борьба: в захвате «крест»
Вольная борьба: одной руки двумя снаружи
Борьба самбо: классический захват (отворот — рукав)
III. Освоение и совершенствование решений необычных начал поединка (дебюты)
Выйти в положение верхнего И.п.: лежа на спине разноименным боком Друг к другу Решение создавшейся ситуации конкретным атакующим действием Греко-римская борьба: позиция после выполнения броска через бедро, преследование.
Вольная борьба: позиция одного из борцов на ограничительной линии ковра
Борьба самбо: позиция взаиморасположения: один в стойке, другой в партере на коленях в захвате
*
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
Сводная таблица результатов математико-статистической обработки результатов, полученных в ходе проведения эксперимента борцами контрольной и экспериментальной групп
Таблица 2
№ п/п и-критерий Манна-Уитни К.Г. Э.Г. иэмп. икр. Вывод
1 Оценка достоверности различий между контрольной и экспериментальной группами по результатам тестирования результативности базовых технико-тактических действий 184,5 280,5 64,5 72 Т.к. иэмп < икр, то результат экспериментальной группы статистически достоверно выше результата контрольной группы (при р<0,05)
2 Оценка достоверности различий между контрольной и экспериментальной группами по результатам соревновательной деятельности 202 260,5 84,5 72 Т.к. иэмп < ^кр, то результат экспериментальной группы статистически достоверно выше результата контрольной группы (при р<0,05).
№ п/п Коэффициент ранговой корреляции К Спирмена К.Г. Э.Г. Гкр г3 Вывод
1 Определение взаимосвязи между результатами оценки эффективности выполнения базовых технико-тактических действий и соревновательной деятельностью борцов контрольной и экспериментальной групп 54 57 0,36 0,76 Поскольку полученное значение г превосходит критическое г, то можно сделать вывод о статистически значимой положительной корреляции
2 Определение коэффициента ранговой корреляции К Спирмена в контрольной и экспериментальной группах (сумма баллов за тесты, результат соревновательной деятельности) 54 44,4 0,36 0,73 Поскольку полученное значение г превосходит критическое г, то можно сделать вывод о статистически значимой положительной корреляции
ным действиям в интерпретации М. М. Богена представляет больший интерес в качестве «идейного зерна», которые, вместе с тем, должны иметь иное наполнение, соответствующее специфике требований, предъявляемых соревновательной деятельностью и носящей вероятностный характер.
Обратимся непосредственно к рассмотрению примеров подбора, разработки игровых и тренировочных заданий, систематизированных в виде логических схем, облегчающих подбор методического материала для юных борцов в виде перехода от освоения и совершенствования базовой техники спортивной борьбы к ее расширенным компонентам, обусловленным спецификой конкретного вида единоборств.
Так, например, для освоения и закрепления манеры и способов передвижений в определенной стойке методически целесообразно на этапе освоения материала использовать комплекс игровых заданий, представленный в первой части таблицы (табл. 1). Ученику не обязательно объяснять в словесной и наглядной форме варианты принятия того или иного положения тела в пространстве, способы рационального передвижения, атаки или защиты. Тренер, поставив задачу, коснуться определенной части тела, формирует у занимающихся только ориентировочную часть действия. Успешная попытка, творчески найденный способ решения практической задачи, позволяет прочувствовать на практике необходимые ощущения, не ограничивая варианты поиска эффективных позиционных решений стандартизированными шаблонами. Особенностью специализированных игровых комплексов, направленных на формирование базовых технико-тактических действий, является минимум основных опорных точек (приводим некоторые из них: обусловленный способ касания; введенные ограничений или запретов; предоставление форы и т.д.).
Логическим переходом в качестве материала для совершенствования используется комплекс
тренировочных заданий, позволяющий на основе имеющихся представлений детализировать арсенал расширенной техники. Особенностью тренировочных заданий является увеличение количества основных опорных точек. Обратите внимание, для подбора всех заданий используется аналитический подход, с целью создания противоусилий для максимального проявления подлежащих освоению технико-тактических действий.
Для определения эффективности методики подготовки юных борцов на этапе начальной подготовки мы предположили: что сами тренировочные задания могут являться не только средством обучения, совершенствования и коррекции эффективности выполнения технико-тактических действий, но и способом проверки уровня освоения базовых технико-тактических действий (что, в принципе, встречается в практике).
Таким образом, наряду с традиционными способами определения уровня подготовленности учащихся (в общефизических и специальных тестах) были подобраны варианты контрольных заданий для оценки качества освоения ими базовых техникотактических действий. Приводим некоторые из них:
1. Атака в низкой борцовской стойке.
2. Выполнение теснений, «растаскивания», выведения из равновесия.
3. Достижение обусловленного захвата.
4. Достижение обусловленной позиции.
5. Реализация произвольной или обусловленной позиции.
По окончании эксперимента и проведенного тестирования все полученные результаты обработаны методами математической статистики. По результатам тестирования борцов контрольной и экспериментальной групп по общефизической и специальной подготовленности до начала эксперимента статистически достоверных различий не обнаружено (при Р<0,05). В конце экспериментального периода были проведены: внутригрупповые соревнования по
Определение взаимосвязи между результатами оценки эффективности выполнения базовых технико-тактических действий и соревновательной деятельностью борцов контрольной и экспериментальной групп
Таблица 3
№ п/п Коэффициент ранговой корреляции К Спирмена К. Г. Э. Г. Гкр Г3 Вывод
1 Определение взаимосвязи между результатом тестирования эффективности реализации произвольной позиции (V тест) спортсменов контрольной и экспериментальной групп и результатом соревновательной деятельности 530 57 0,36 0,82 Поскольку полученное значение г превосходит критическое г, то можно сделать вывод о статистически значимой положительной корреляции
2 Определение взаимосвязи между результатом тестирования эффективности достижения обусловленной позиции (IV тест) спортсменов контрольной и экспериментальной групп и результатом соревновательной деятельности 3181 57 0,36 0,77 Поскольку полученное значение г превосходит критическое г, то можно сделать вывод о статистически значимой положительной корреляции
3 Определение взаимосвязи между результатом тестирования эффективности достижения обусловленного захвата (III тест) спортсменов контрольной и экспериментальной групп и результатом соревновательной деятельности 1855 57 0,36 0,71 Поскольку полученное значение г превосходит критическое г, то можно сделать вывод о статистически значимой положительной корреляции
4 Определение взаимосвязи между результатом тестирования эффективности выполнения тиснений (II тест) спортсменов контрольной и экспериментальной групп и результатом соревновательной деятельности 1855 57 0,36 0,25 Поскольку полученное значение г ниже критического г, то можно сделать вывод о статистически не достоверной корреляции
5 Определение взаимосвязи между результатом тестирования эффективности атаки в низкой борцовской стойке (I тест) спортсменов контрольной и экспериментальной групп и результатом соревновательной деятельности 3273 57 0,36 0,24 Поскольку полученное значение г ниже критического г, то можно сделать вывод о статистически не достоверной корреляции
упрощенным правилам (запрет на выполнение болевых и удушающих приемов) с оценкой технико-тактических действий по бальной системе принятой в борьбе самбо; контрольные испытания для оценки уровня освоения базовых технико-тактических действий юными борцами. Представленные данные характеризуют степень достоверности различий между группами по: результатам тестирования эффективности выполнения базовых технико-тактических действий (и-критерий Манна-Уитни). Так, значения показателей: и — 64,5 и и — 72 позво-
эмп ' кр
ляют сделать вывод — результат экспериментальной группы статистически достоверно выше результата контрольной группы борцов (табл. 2). Оценка достоверности различий по результатам соревновательной деятельности так же выявила положительную динамику в пользу борцов, занимающихся по экспериментальной программе (иэмп — 84,5; и — 72). С помощью коэффициента ранговой корреляции К Спирмена определялась взаимосвязь между результатами выполнения базовых технико-тактических действий и итогом соревновательной деятельности юных борцов, коэффициенты корреляции Гкр — 0,36; г5 — 0,76, также свидетельствует о положительной взаимосвязи между высокими оценками тестированных базовых технико-тактических действий с результатом соревнований. Результаты статистической обработки показали, что не все блоки базовых технико-тактических действий одинаково влияют на результативность борцовского поединка (табл. 3). Наибольшая степень их влияния, видимо, связана со способностью единоборцев эффективно реализовывать произвольную позицию, отражается степенью корреляции, которая составила г5 = 0,82. Минимальное влияние или полное его отсутствие на исход соревновательных встреч показала корреляция
(г5=0,24), связанная со способностью учеников выполнять атаки в низкой борцовской стойке. Мы предполагаем, это связано больше с координационными трудностями борьбы в этой стойке, чем с индивидуальными морфофункциональными особенностями учеников, которые не рассматриваются в рамках данного исследования.
Библиографический список
1. Алиханов, И. И. Частные методики обучения сложным приемам / И. И. Алиханов // Спортивная борьба, 1985 : Ежегодник / Сост. С. А. Преображенский. — М. : Физкультура и спорт, 1985. - С. 42-47.
2. Ленц, А. Н. Классическая борьба : учеб. пособие /
A. Н. Ленц. — М. : Физкультура и спорт, 1960. — 414 с.
3. Чумаков, Е. М. Тактика борца-самбиста / Е. М. Чумаков. — М. : физкультура и спорт, 1976. — 223 с.
4. Шахмурадов, Ю. А. Начальная технико-тактическая подготовка в вольной борьбе : метод. разраб. / Ю. А. Шахмурадов. — М. : б.и., 1992. — 63 с.
5. Грузных, Г. М. Классическая борьба: Формирование основ ведения единоборства : учеб. пособие / Г. М. Грузных. — Омск : ОГИФК, 1987. — 64 с.
6. Игуменов, В. М. Спортивная борьба : учеб. пособие /
B. М. Игуменов, Б. А. Подливаев. — М. : Просвещение, 1993. — 240 с.
7. Кондрацкий, И. А. Основы методики становления технико-тактического мастерства в классической борьбе : учеб. пособие / И. А. Кондрацкий, Г. М. Грузных, В. М. Игуменов. — Омск : б.и., — 1984. — 81 с.
8. Грузных, Г. М. Основы педагогического контроля в греко-римской борьбе : учебное пособие / Г. М. Грузных. — Омск : б.и., 1990 — 73 с.
9. Калмыков, С. В. Тактика соревновательной деятельности борцов (педагогические и этнопсихологические аспекты) /
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011
%
С. В. Калмыков, А. С. Сагалеев. — Улан-Удэ : Изд-во Бурят. ун-та, — 2000. — 150 с.
10. Грузных, Г. М. Теоретические и методические аспекты позиционной борьбы в учебно-тренировочном процессе / Г. М. Грузных, В. Ф. Шатунов, А. В. Бриль // Становление и совершенствование тактико-технического мастерства в спортивной борьбе : сб. науч. тр. — Омск, 1989. — С. 52 — 63.
11. Демин, В. А. Деятельный анализ борцовского поединка /
В. А. Демин, Р. А. Пилоян, В. С. Седов // Спортивная борьба, 1979 : ежегодник / Сост. А. А. Новиков. — М. : Физкультура и спорт, 1979. — С. 60 — 65.
12. Подливаев, Б. П. Моделирование тренировочных заданий в спортивной борьбе / Б. П. Подливаев // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 2. — С. 55 — 59.
КУРИЦЫНА Александра Евгеньевна, аспирантка кафедры теории и методики борьбы и силовых видов спорта.
Адрес для переписки: e-mail: Kuricina@mail.ru
Статья поступила в редакцию 23.03.2011 г.
© А. Е. Курицына
УДК 378.016: 351/354 Г И. ПАСМУРОВ
Спортивный клуб «Динамо», г Набережные Челны
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ТРЕНЕРОВ ПО БОРЬБЕ ДЗЮДО________________________
В данной статье сделана попытка обоснования педагогических условий повышающих эффективность формирования профессиональной этики тренера как ценностносмысловой основы профессиональной компетентности тренеров по борьбе дзюдо Выявление и создание педагогических условий формирования профессиональной этики тренера по борьбе дзюдо существенно влияют на процесс обучения и формирование положительных этических установок.
Ключевые слова этика формирование профессионально этической культуры педагогические условия.
Сегодня перед педагогическим сообществом остро стоит вопрос пересмотра целей и ценностей образовательного процесса. Существенные перемены в образовании, диктуемые временем, невозможны без кардинальных преобразований профессионального сознания тренера-преподавателя.
Переход к образованию нового типа предполагает подготовку нового поколения педагогов высшей школы, проведение фундаментальных исследований по проблемам педагогики и психологии высшего профессионального образования.
Особого внимания заслуживает проблема педагогической, нравственной культуры и этики тренера-преподавателя.
Главной предпосылкой успешного выполнения педагогом его профессиональных функций является личная педагогическая культура. Современные исследователи (В. Л. Бенин, К. М. Левитан, Н. В. Седова и др.) рассматривают педагогическую культуру как интеграцию, синтез природных и приобретенных личностных свойств, обеспечивающих высокий уровень деятельности учителя, воспитателя, тренера-преподавателя — вообще педагога в широком смысле слова.
В содержание общей культуры педагога входят, прежде всего, жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей — истины, любви, добра, красоты, свободы и т. д.
Общая культура педагога служит точкой отсчета его квалификации и профессионального роста. Ядром
общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их гармоническом единстве.
Одно из ведущих мест в общем развитии личности тренера занимает его нравственность, определяющая избирательность отношений человека с окружающим миром.
Ядро педагогической направленности составляет профессионально-личностная гуманистическая позиция, суть которой состоит в овладении «человеческим смыслом» педагогической профессии, в освоении нравственно-духовных ценностей, в выявлении и развитии гуманного отношения к воспитанникам.
Таким образом, логическим центром и основанием структуры профессиональных качеств тренера является направленность — интегральное, стержневое свойство личности тренера, выражающееся в мировоззрении, интересах и духовных потребностях.
Гуманистическая педагогическая позиция — интегративная характеристика тренера, в основе которой — этическая культура личности, ее нравственная активность.
Фундаментом профессионально-педагогической направленности является нравственно-этическая культура тренера. В этой связи необходимо дать обоснование диалектической взаимосвязи базовых понятий «мораль» и «нравственность».
Исследователи, разделяющие данный подход, видят различия «морали» и «нравственности» как в плоскости их содержательной наполненности, так