ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014
специализации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. И. Гара-кян. — М., 2003. — 23 с.
3. Колесник, И. С. Роль ведущих двигательных координаций в общей системе подготовки боксеров / И. С. Колесник // Физическое воспитание учащейся молодежи : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. — Н. Новгород, 2005. — С. 140-144.
4. Назаренко, Л. Д. Устойчивость тела в спортивных единоборствах (на примере тхэквондо) : учеб.-метод. пособие / Л. Д. Назаренко, А. В. Лашпанов, И. В. Чехалин. — Ульяновск : Пресса, 2005. — 48 с.
5. Грузных, Г. М. Классическая борьба : формирование основ ведения единоборства : учеб. пособие / Г. М. Грузных. — Омск : [б. и.], 1987. — 70 с.
6. Садовски, Е. О. Регуляция позы юных спортсменов при решении двигательных задач на устойчивость тела в равновесии / Е. О. Садовски // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 8. — С. 52 — 58.
7. Туманян, Г. С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учеб. пособие для вузов / Г. С. Туманян. — М. : Академия, 2006. — 592 с.
8. Базовые технико-тактические действия и методика их освоения в группах начальной подготовки юных борцов посредством спортивно-игрового метода / А. Е. Курицына, И. Г. Грузных // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма : материалы Всерос.
науч.-практ. конф. молодых учен. / СибГУФК; СОА. — Омск, 2010. — С. 112—119.
9. Воробьёв, Я. А. Развитие реакции антиципации в единоборствах / Я. А. Воробьёв // Актуальные вопросы совершенствования учебно-тренировочного процесса : сб. материалов II науч.-практ. конф. преп. и аспирантов / СибГУФК. — Омск, 2009. — С. 42 — 45.
10. Боген, М. М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика / М. М. Боген. — 2-е изд., доп. — М. : ЛИБРОКОМ, 2009. — 200 с.
11. Фарфель, В. С. Управление движениями в спорте /
В. С. Фарфель. — 2-е изд., стер. — М. : Сов. спорт, 2011. — 202 с.
12. Гавердовский, Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика : моногр. / Ю. К. Гавердовский. — М. : Физкультура и спорт, 2007. — 912 с.
АЛЬЖАНОВ Ханат Худайбергенович, соискатель по кафедре теории и методики борьбы и силовых видов спорта.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.10.2013 г.
© Х. Х. Альжанов
УДК 796.799 Д. А. ИВАНОВ
Х. Х. АЛЬЖАНОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ВАРИАНТОВ ПОДБОРА БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ
В статье представлены блоки базовых технико-тактических действий ведения противоборства, основанные на материалах анализа и сравнительной оценке соревновательных поединков ряда спортивных единоборств (греко-римской, вольной борьбы, самбо, дзюдо, рукопашного боя и т.д.). Систематизированы материалы и показана схема подбора игровых и тренировочных заданий, направленных на формирование техники избранного стиля единоборства с различной степенью двигательного творчества, входящих в арсенал рукопашного боя.
Ключевые слова: базовые технико-тактические действия, игровые и тренировочные задания, рукопашный бой.
Актуальность. Анализ публикаций научного и учебно-методического характера показал, что проблемы методики начального обучения юных единоборцев до сих пор не утратил своей актуальности [1 — 3].
Идея широкого использования игровых материалов в процессе подготовки юных единоборцев не
нова. Методическая мысль присутствует почти во всех публикациях, связанных с отдельными направлениями исследований проблемы начального обучения. Обзор учебных и методических материалов для тренеров свидетельствует о том, что специалисты понимают значимость игровых средств и методов и сравнительно широко применяют в практике. Но
степень разработанности методик их использования в учебно-тренировочном процессе во многом определяется действующими в настоящий период общими теоретическими концепциями, которые только со временем пересматриваются, уточняются, дополняются. К сожалению, этот процесс пока идет гораздо медленнее и менее плодотворно, чем практические наработки ведущих тренеров страны [4 — 7].
Цель работы — совершенствование построения спортивной тренировки юных бойцов в группах начальной подготовки по рукопашному бою.
Для преодоления трудностей выбора направлений дальнейшего поиска, с которыми встречаются тренеры в процессе подготовки юных единоборцев, нами проведен анализ предпочтений в выборе методических подходов реализации практических разделов примерных программ спортивной подготовки учащихся ДЮСШ-ДЮСШОР по спортивной борьбе, боксу, кикбоксингу; материалов анкетного опроса и бесед со специалистами-единоборцами различной квалификации [8—11].
Обнаружено, что программный материал, культивируемый периодически или систематически в различных соотношениях и предпочтениях тренерскими коллективами ДЮСШ-СДЮСШОР различных групп подготовки нашего региона, содержит как минимум следующие базовые блоки упражнений, составляющие суть учебно-тренировочных занятий:
1. Общеподготовительные упражнения, элементы видов спорта (спортивных игр, легкой атлетики, акробатики и др.), как наиболее знакомые и доступные средства общеразвивающей направленности.
2. Специально-подготовительные упражнения, направленные на развитие и совершенствование функциональных и физических способностей для освоения операций и действий, входящих в состав «собирательного» образа соревновательного поединка в единоборствах.
3. Специализированные игры-задания, содержащие действия, формирующие основы противоборства. К этой же группе относятся тренировочные задания (ТЗ) в виде отдельных операций, фрагментов, эпизодов их совокупностей, входящих в двигательный состав технических действий маневрирования, контактов приемов силового взаимодействия (захваты, упоры, подсечки, подсады и т.д.) и др.
4. Элементы техники борьбы в форме завершающих атаку (контратаку) приемов (бросков, сваливаний, переворотов, удержаний); действий защиты, оцениваемых судьями, — тактических действий.
5. Тактические подготовки, включающие операции, действия и их совокупности для создания «благоприятных моментов» атаки, защиты, контратаки (фрагменты создания силового воздействия и противодействия, способствующие атаке; маневрирование в захвате; переходы из захвата в захват; теснения; контрдействия и т.д.).
6. Схатки: учебные, тренировочные, учебнотренировочные, собственно соревновательные, используемые в рамках избранных направлений подготовки и участия в официальных спортивных соревнованиях разного уровня.
Перечисление общеизвестных по своим формам и содержанию блоков средств подготовки юных единоборцев вызвано необходимостью уточнить их наличие, определить место и назначение специализированных игровых материалов в системе средств подготовки подростков и юношей систе-
мы дополнительного образования, т.е. учащихся ДЮСШ-СДЮСШОР. Так, выяснилось, что наиболее опытные тренеры из числа опрошенных (37 %) формально придерживаются официальных положений нормативных документов. Основная их работа связана с творческим поиском и изменением традиционного содержания компонентов занятий. Однако 56 % опрошенных не удовлетворены содержанием учебно-тренировочного процесса, представленного во временных показателях программ подготовки. Большинство тренеров признаются, что лишь иногда осуществляют работу по аналогии с рекомендациями; 7 % респондентов строго придерживается как временной, так и методической регламентации при организации учебно-тренировочного процесса.
Многочисленные беседы с тренерами и методистами показали следующее. Установлено, что на начальном этапе подготовки занимающихся большинство тренеров отводят ведущую роль спортивно-игровой форме организации занятий. Но при этом следуют подчеркнуть, что не все из них осознают смысл, понятийную сущность терминов: игровая и спортивно-игровая учебно-тренировочная деятельность. При общем интересе и положительном отношении к игровой организационно-методической форме освоения учебного материала прослеживается некоторая недооценка ее важности в общей системе целенаправленного формирования технического арсенала ведения противоборства. Речь идет не столько о произвольной интерпретации обсуждаемых рекомендаций (которая неизбежна с позиции здравого смысла и уровня компетентности преподавателей, т.к. в жизни доминирует правило: «метод — это я!»), сколько о недопустимости упрощенного отношения к подбору средств и забвения некоторых форм организации, накопленных десятилетиями труда ведущих специалистов страны. Как правило, неудовлетворенность традиционными игровыми материалами наступает в тех случаях, когда тренеры не вкладывают строгую определенность в методическую направленность педагогических воздействий при подборе игровых заданий в единстве с другими упражнениями — воздействиями общего и специального назначения. Например, формирование стойки для специалистов не самоцель, а возможность содействия учащимся в освоении технических действий, связанных с позой и позицией каждого из противоборствующих.
Полученные в результате анкетирования данные по определению проблем, с которыми приходится сталкиваться тренеру-преподавателю в процессе планирования, показали, что у большинства респондентов чаще всего возникают трудности методического характера. Ими признаются проблемы в общетеоретической подготовленности по вопросам планирования учебного материала в шкале времени различного масштаба (урок, рабочая неделя, этап подготовки и т.д.). В процессе бесед выяснилось, что к проблемным вопросам относятся:
— распределение учебного материала (т.е. на уровне занятия, недели и т.д.); при планировании годового цикла учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности (32 %);
— подбор средств и методики эффективного обучения технико-тактическим действиям на различных этапах многолетней подготовки, как частность — в годичном цикле (27 %);
— оценка эффективности специальной подготовленности бойцов различной квалификации (12 %);
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014
— формирование и сохранение интереса у начинающих к занятиям единоборствами, как условие набора в группы начальной подготовки и сохранения контингента в течение первых двух-трех лет (20 %);
— приход в группы подготовки «переростков», среди которых немало двигательно-одаренных подростков, формально не подлежащих к зачислению в группы начальной подготовки по возрастному критерию (1 %);
— подбор спарринг-партнеров (2 %) и др. для освоения технического арсенала.
Выяснилось, что наряду с трудностями набора и сохранения контингента, наиболее проблемными являются вопросы разработки и подбора эффективных и эмоционально эффектных игровых и тренировочных заданий. Причина — отсутствие логических схем, упрощающих процесс освоения и закрепления технических действий к последующему углублению в сферу соревновательной подготовки.
Выделение блоков базовых технико-тактических действий ведения противоборства основано на материалах анализа и сравнительной оценке соревновательных поединков ряда спортивных единоборств (греко-римской, вольной борьбы, самбо, дзюдо, рукопашного боя и т.д.). Показано, что во всех поединках, независимо от особенностей единоборств, имеются относительно самостоятельные эпизоды схватки, боя (передвижения, контакты силового взаимодействия и т.д.). Эти составляющие поединков на этапе начальной подготовки целесообразно включать в содержание и структуру программы подготовки учащихся по рукопашному бою.
Содержание используемых в практике игровых средств технико-тактической подготовки юных ру-копашников нами дополнено, систематизировано, апробировано и представлено в виде обобщенного комплекса, игровых средств, в частности, специализированных игровых комплексов для юных руко-пашников.
Анализ научно-методической литературы, беседы с опытными тренерами региона, педагогические наблюдения за учебно-тренировочным процессом в группах начальной подготовки юных единоборцев (греко-римская борьба, самбо, дзюдо, рукопашный бой) позволяют выделить методические направления подготовки спортсменов.
На рис. 1 систематизированы и сгруппированы материалы, показана схема подбора игровых и тренировочных заданий, направленных на формирование техники избранного стиля единоборств с различной степенью двигательного творчества, входящих в арсенал рукопашного боя. Основой для разработки данной систематизации послужили педагогические наблюдения за УТП и логический анализ структуры средств подготовки занимающихся, используемых тренерами высокой квалификации по смежным дисциплинам спортивных единоборств.
Основное содержание первого уровня таблицы представлено крупными блоками, характеризующими условия и степень «жесткости» регламентации тренировочной деятельности спортсменов. Первый блок представлен алгоритмической схемой, освоения учебных заданий. Особенность ее реализации заключается в том, что условия выполнения заданий для спарринг-партнеров стереотипные, т.е. носят строго обусловленный характер. Примером сформулированных заданий по схеме данного блока может служить следующее: выполнить сбивание в партер захватом двух ног, строго определенным спо-
собом, добиться противодействия соперника за счет имитации только броска «задняя подножка» с последующим выполнением только броска через бедро.
Второй блок — вариативная схема подбора и выполнения учебных заданий, при которой обуславливается только определенная часть упражнений. Остальные действия остаются произвольными и зависят от понимания учащимися сути ситуации и уровня развития его физической, функциональной, тактико-технической подготовленности, действий, выполняемых спарринг-партнером.
Условия формулирования учебных заданий для двигательно-одаренных подростков подразделяются еще на два подвида: позиционно-обусловленные и вариативно-регламентированые.
В первом случае тренер конкретизирует исходное положение занимающихся (из которого начинается выполнение задания); как вариант может быть конкретизирована целевая установка, но финальная стадия остается произвольной. Например, один — в стойке, другой — на коленях, лицом друг к другу. Задача находящегося в стойке — выполнить удержание, не дать подняться (способ — произвольный, т.е. зависит от создавшейся ситуации и творческой фантазии ученика). Направленность освоения и закрепления (в дальнейшем — усовершенствования) техники избранного технического действия при использовании подобных схем подбора упражнений содействует формированию у юных рукопашников творческих проявлений решать возникающие в поединке ситуации, создавать позиционно более выгодные взаиморасположения для атаки и защиты; методически целесообразно использовать введение гандикапа и т.д.
Другая разновидность второго блока — вариативно-регламентированная схема, в противовес первой определяет непосредственную «концовку» мини-поединка, т.е. учащимся предлагается: либо вывести спарринг-партнера в обусловленное положение на ковер (ринг), либо выполнить конкретное завершающее атаку оцениваемое техническое действие и т.д.
Третий блок (эвристическая схема) характеризуется большей самостоятельностью учащихся и предполагает формирование элементов двигательного творчества. Особенностью организации подобных заданий является четкая формулировка целевой установки для реализации ориентировочной основы действия эпизода с отсутствием либо минимальным числом действий, регламентирующих, что и как нужно делать. Например, ориентировочная основа действия — коснуться затылка спарринг-партнера (каким образом и с помощью каких действий? — решение самих занимающихся) и т.д.
Все схемы подбора учебно-тренировочных заданий взаимосвязаны логикой цели ведения поединка или избранного эпизода. В практической работе тренеров редко доминирует какая-то одна из схем, чаще комбинированный вариант их применения, который характеризуется комплексным использованием достоинств педагогических воздействий разновидностей схем управления в цикле одного или нескольких заданий. Необходимо отметить, что каждая из схем подбора учебных заданий в большей степени подходит для освоения определенного вида завершающих атаку технических действий, как, например, для освоения и совершенствования одиночных двигательных действий или завершающих атаку приемов «на месте» с обусловленным уровнем сопротивления; или наработка элементарных ком-
195
Рис. 1. Схема выбора направленности освоения базовых ТТД с использованием игровых и тренировочных заданий
1<юи3 И УсШЯУЛЯ ВУЯЗЭЬИШФ
пог (етИ \, яинюэа И1яньлун иияоио
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014
бинаций из нескольких действий; или удушающие приемы.
Освоения переходов от «ударной» техники к «борцовской» на начальном этапе обучения юных рукопашников методически наиболее целесообразна по алгоритмической схеме подбора и освоения учебных заданий.
Второй уровень обсуждаемого материала регламентирует режим выполнения учебных заданий для развития избранных психофизических качеств:
— координационная: РДО; устойчивое равновесие; точность удара; антиципация; и особых пояснений;
— скоростно-силовая; силовая; силовая выносливость.
Третий уровень позволяет задавать масштабность выбранного тренером отрезка поединка в виде тренировочных заданий: ЭПИЗОД ^ ФРАГМЕНТ ^ ^ УЧАСТОК ^ СХВАТКА. Разъяснением сути может служить следующий пример учебного задания: 1. ЭПИЗОД — достичь обусловленный захват: правой за разноименный отворот, левой за одноименный рукав. 2. ФРАГМЕНТ — достигнув обусловленный захват, сбить в партер (на живот), перейти и выполнить переход на удушающий прием и т.д.
Четвертый уровень содержит разновидности регламентации и управления выполнением целевых установок на поединок. Например, мини-поединки (вольные или по заданию), либо схватки различные по виду и стилю единоборств (вольной, самбо, боксу, кикбоксингу и т.д.) для освоения, совершенствования избранного арсенала ведения противоборства.
Содержание специализированных игровых комплексов, как воплощение ведущих характеристик спортивно-игрового метода, включает основные базовые элементы техники противоборства, как прототипы учебных заданий с персональными целевыми установками спарринг-парнерам. Для преимущественного развития избранных психофизических качеств учащихся и освоения различных элементов и форм ведения борьбы подбираются варианты игровых заданий. Для формирования соревновательного опыта юных единоборцев нами опробованы и предложены варианты цикла заданий и рекомендованы в практику работы с учащимися групп начальной подготовки.
На основе предложенной нами схемы классификации учебных заданий, разработаны и апробированы игровые и тренировочные задания для освоения и совершенствования комплексов базовых технико-тактических действий. Направленность последних — освоение действий, операций и формирование опыта решения ситуационных задач эпизодов поединка в вариативных условиях. Изменяя условия выполнения учебных заданий посредством постановки избранных тактических задач у занимающихся формировалась желаемая тренеру ориентировочная основа действий. При решении эпизода поединка, по мере их усвоения, целевые установки спарринг-партнерам усложняется по принципу перехода от простейших ситуаций к фрагментам, эпизодам и частям реального соревновательного поединка.
Подводя итоги, считаем необходимым подчеркнуть следующее:
— специализированные игровые комплексы задуманы, популяризуются и продолжают нами совершенствоваться как совокупность игр-заданий и упражнений, направленных на разностороннюю подготовку юных единоборцев, предусматриваю-
щих комплексность воздействий как на развитие специфических двигательно-координационных и психофизических качеств учащихся, так и на формирование азов обязательного, базового технического арсенала с элементами двигательного творчества (самостоятельное решение нестандартных ситуаций, апробирование вариантов новых движений в условиях боя и т.п.);
— при выборе средств подготовки необходимо помнить, что общеподготовительные и специальные упражнения без партнера, со снарядами и без них в большей мере повышают физические возможности занимающихся, тогда как упражнения с партнером воспитывают психологию соревновательного противоборства, отношения к противнику, к победе, к мини-поединкам, так как они моделируют отдельные, значимые стороны поединка и единоборства в целом; комплексность базовых технических действий содействует освоению как отдельных операций, так и эпизодов ведения борьбы, которые в упрощенном, обобщенном виде составляют суть поединков единоборцев, в этом их полезность для новобранцев всех видов и стилей единоборств;
— специализированные игровые комплексы есть воплощение сути спортивно-игрового метода применительно к борьбе. Поэтому все достоинства и недостатки метода должны учитываться при решении вопросов: как часто и когда его использовать? какую из задач подготовки юного единоборца намечено решать в данном занятии?
— изменения условий выполнения СИК (усложнения или упрощения) всякий раз несут качественно новое содержание как с позиций организации выполнения предъявляемых требований к занимающимся, так и с эффекта педагогического воздействия.
Библиографический список
1. Еганов, А. В. Методика начального обучения в дзюдо : учеб. для студ. физкульт. вузов / А. В. Еганов. — Челябинск : УралГУФК, 2008. - 283 с.
2. Глазистов, А. В. Повышение эффективности базовой технико-тактической подготовки юных бойцов 10-13 лет по спортивному рукопашному бою : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Глазистов. — Набережные Челны, 2008. — 22 с.
3. Курицына, А. Е. Базовые технико-тактические действия и методика их освоения в группах начальной подготовки бор-цов-самбистов 10—12 лет : дис. ... канд. пед. наук / А. Е. Курицына. — Омск, 2012. — 202 с.
4. Герасименко, Д. В. Игровой метод обучения борьбе за захват в борьбе самбо и дзюдо / Д. В. Герасименко, С. Е. Табаков // IX Научно-практическая конференция памяти Е. М. Чумакова / РГУФКС. — М., 2009. — 210 с.
5. Грузных, Г. М. Классическая борьба: формирование основ ведения единоборства : учеб. пособие / Г. М. Грузных. — Омск, 1987. — 70 с.
6. Костычаков, В. Ф. Игровая технология активизация учебно-тренировочного процесса подготовки самбистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Ф. Костычаков. — Красноярск, 2006. - 23 с.
7. Свищёв, И. Д. Тренировочные задания для совершенствования технико-тактической подготовленности единоборцев / И. Д. Свищёв // Детский тренер. — 2011. — № 1. —
С. 80 — 88.
8. Табаков, С. Е. Самбо: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеского спорта школ олимпийского резерва / С. Е. Табаков, С. В. Елисеев, А. В. Конаков. — М. : Советский спорт, 2005. — 236 с.
9. Бокс: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР / А. О. Акопян [и др.]. — 2 — е изд. — М. : Советский спорт, 2007. — 72 с.
10. Головихин, Е. В. Кикбоксинг (семи-контакт). Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР / Е. В. Головихин. — Ульяновск, 2005. — 123 с.
11. Акопян, А. О. Рукопашный бой: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А. О. Акопян, Д. И. Долганов, Г. А. Королёв. — М. : Советский спорт, 2009. — 116 с.
ИВАНОВ Денис Александрович, аспирант кафедры теории и методики борьбы и силовых видов спорта.
АЛЬЖАНОВ Ханат Худайбергенович, соискатель по кафедре теории и методики борьбы и силовых видов спорта.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.11.2013 г.
© Д. А. Иванов, Х. Х. Альжанов
УДК 796.332:034-053.6 С. Ф. ХВОСТОВ
А. С. ГРЕЧКО
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 11-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ДЮСШ
В данной статье рассматриваются вопросы совершенстования контроля и управления физической подготовленностью юных футболистов 11 — 15 лет, занимающихся в ДЮСШ.
Ключевые слова: физическая подготовленность, контрольные нормативы, тесты оценивания физических качеств юных футболистов, управление физической подготовкой, контрольно-переводные нормативы.
Контроль за уровнем физической подготовленности юных футболистов играет большую роль в системе многолетней подготовки спортсменов. Недооценка контроля ведет к недостаткам в развитии физических качеств юных футболистов.
Так, явные просчеты имеются, особенно на начальных этапах обучения, в ряде спортивных школ и регионов страны в развитии у учащихся основных физических качеств [1].
Наличие проблемы и ее актуальность подтверждают исследования ряда авторов [2 — 8].
Встает вопрос о более глубоком научном обосновании контрольных нормативов учебной программы для спортивных школ. Последнее имеет важнейшее значение, поскольку именно такие нормативы являются наиболее объективными ориентирами для правильного построения учебно-тренировочного процесса с учащимися различных возрастов [1].
Исследуя программу контрольно-переводных нормативов в ДЮСШ по футболу (1986) [9], мы выявили ряд недостатков, затрудняющих процесс управления физической подготовленностью юных футболистов 11 — 15 лет.
Цель работы заключается в разработке современной методики контроля и совершенствовании процесса управления физической подготовленностью юных футболистов 11—15 лет, занимающихся в ДЮСШ.
Измерение двигательных возможностей футболистов и оценка их перспективности должны прово-
диться с помощью прогностически информативных тестов, то есть таких, результаты в которых отражают уровень развития ведущих для футбола качеств и способностей. Определение таких качеств проводилось в ходе экспертной оценки мнений ведущих специалистов футбола [10]:
— тактическое мышление (в более широком смысле — это способность быстро и точно решать задачи различной степени сложности);
— быстрота обучения различным приемам и действиям;
— умение точно выполнять относительно сложные двигательные задания;
— способность быстро перестраивать свои действия в связи с изменением ситуации;
— стартовая скорость;
— дистанционная скорость;
— прыгучесть;
— выносливость;
— силовые качества.
Исходя из экспертной оценки ведущих качеств футболистов разработана методика оценки общей физической подготовленности юных футболистов, обучающихся в ДЮСШ.
Она должна отвечать всем требованиям предъявляемым к отдельным тестам: обладать прогностической информативностью, быть надежной, иметь стандартизированную систему измерений, результаты должны иметь систему оценок. Для использования ее в массовых обследованиях юных футболи-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ