Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование методических направлений вариантов подбора базовых учебных заданий в группах начальной подготовки по рукопашному бою'

Теоретическое обоснование методических направлений вариантов подбора базовых учебных заданий в группах начальной подготовки по рукопашному бою Текст научной статьи по специальности «Физическая культура и спорт»

CC BY
269
107
Поделиться
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / ИГРОВЫЕ И ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ / РУКОПАШНЫЙ БОЙ

Аннотация научной статьи по физической культуре и спорту, автор научной работы — Иванов Денис Александрович, Альжанов Ханат Худайбергенович

В статье представлены блоки базовых технико-тактических действий ведения противоборства, основанные на материалах анализа и сравнительной оценке соревновательных поединков ряда спортивных единоборств (греко-римской, вольной борьбы, самбо, дзюдо, рукопашного боя и т.д.). Систематизированы материалы и показана схема подбора игровых и тренировочных заданий, направленных на формирование техники избранного стиля единоборства с различной степенью двигательного творчества, входящих в арсенал рукопашного боя.

The theoretical justification of methodological directions of exercises of basic training task in groups of initial training in hand to hand fight

The article presents the basic blocks of the technical and tactical actions conduct warfare is based on materials analysis and comparative evaluation of a number of competitive bouts of fight sports (Greco-Roman wrestling, sambo, judo, martial arts), and so systematized materials and a diagram of selection gaming and training tasks aimed at developing technology chosen martial arts style with varying degrees of motor creativity, within the arsenal of melee combat.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование методических направлений вариантов подбора базовых учебных заданий в группах начальной подготовки по рукопашному бою»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

специализации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. И. Гара-кян. — М., 2003. — 23 с.

3. Колесник, И. С. Роль ведущих двигательных координаций в общей системе подготовки боксеров / И. С. Колесник // Физическое воспитание учащейся молодежи : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. — Н. Новгород, 2005. — С. 140-144.

4. Назаренко, Л. Д. Устойчивость тела в спортивных единоборствах (на примере тхэквондо) : учеб.-метод. пособие / Л. Д. Назаренко, А. В. Лашпанов, И. В. Чехалин. — Ульяновск : Пресса, 2005. — 48 с.

5. Грузных, Г. М. Классическая борьба : формирование основ ведения единоборства : учеб. пособие / Г. М. Грузных. — Омск : [б. и.], 1987. — 70 с.

6. Садовски, Е. О. Регуляция позы юных спортсменов при решении двигательных задач на устойчивость тела в равновесии / Е. О. Садовски // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 8. — С. 52 — 58.

7. Туманян, Г. С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учеб. пособие для вузов / Г. С. Туманян. — М. : Академия, 2006. — 592 с.

8. Базовые технико-тактические действия и методика их освоения в группах начальной подготовки юных борцов посредством спортивно-игрового метода / А. Е. Курицына, И. Г. Грузных // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма : материалы Всерос.

науч.-практ. конф. молодых учен. / СибГУФК; СОА. — Омск, 2010. — С. 112—119.

9. Воробьёв, Я. А. Развитие реакции антиципации в единоборствах / Я. А. Воробьёв // Актуальные вопросы совершенствования учебно-тренировочного процесса : сб. материалов II науч.-практ. конф. преп. и аспирантов / СибГУФК. — Омск, 2009. — С. 42 — 45.

10. Боген, М. М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика / М. М. Боген. — 2-е изд., доп. — М. : ЛИБРОКОМ, 2009. — 200 с.

11. Фарфель, В. С. Управление движениями в спорте /

В. С. Фарфель. — 2-е изд., стер. — М. : Сов. спорт, 2011. — 202 с.

12. Гавердовский, Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика : моногр. / Ю. К. Гавердовский. — М. : Физкультура и спорт, 2007. — 912 с.

АЛЬЖАНОВ Ханат Худайбергенович, соискатель по кафедре теории и методики борьбы и силовых видов спорта.

Адрес для переписки: alhanow@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.10.2013 г.

© Х. Х. Альжанов

УДК 796.799 Д. А. ИВАНОВ

Х. Х. АЛЬЖАНОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ВАРИАНТОВ ПОДБОРА БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ

В статье представлены блоки базовых технико-тактических действий ведения противоборства, основанные на материалах анализа и сравнительной оценке соревновательных поединков ряда спортивных единоборств (греко-римской, вольной борьбы, самбо, дзюдо, рукопашного боя и т.д.). Систематизированы материалы и показана схема подбора игровых и тренировочных заданий, направленных на формирование техники избранного стиля единоборства с различной степенью двигательного творчества, входящих в арсенал рукопашного боя.

Ключевые слова: базовые технико-тактические действия, игровые и тренировочные задания, рукопашный бой.

Актуальность. Анализ публикаций научного и учебно-методического характера показал, что проблемы методики начального обучения юных единоборцев до сих пор не утратил своей актуальности [1 — 3].

Идея широкого использования игровых материалов в процессе подготовки юных единоборцев не

нова. Методическая мысль присутствует почти во всех публикациях, связанных с отдельными направлениями исследований проблемы начального обучения. Обзор учебных и методических материалов для тренеров свидетельствует о том, что специалисты понимают значимость игровых средств и методов и сравнительно широко применяют в практике. Но

степень разработанности методик их использования в учебно-тренировочном процессе во многом определяется действующими в настоящий период общими теоретическими концепциями, которые только со временем пересматриваются, уточняются, дополняются. К сожалению, этот процесс пока идет гораздо медленнее и менее плодотворно, чем практические наработки ведущих тренеров страны [4 — 7].

Цель работы — совершенствование построения спортивной тренировки юных бойцов в группах начальной подготовки по рукопашному бою.

Для преодоления трудностей выбора направлений дальнейшего поиска, с которыми встречаются тренеры в процессе подготовки юных единоборцев, нами проведен анализ предпочтений в выборе методических подходов реализации практических разделов примерных программ спортивной подготовки учащихся ДЮСШ-ДЮСШОР по спортивной борьбе, боксу, кикбоксингу; материалов анкетного опроса и бесед со специалистами-единоборцами различной квалификации [8—11].

Обнаружено, что программный материал, культивируемый периодически или систематически в различных соотношениях и предпочтениях тренерскими коллективами ДЮСШ-СДЮСШОР различных групп подготовки нашего региона, содержит как минимум следующие базовые блоки упражнений, составляющие суть учебно-тренировочных занятий:

1. Общеподготовительные упражнения, элементы видов спорта (спортивных игр, легкой атлетики, акробатики и др.), как наиболее знакомые и доступные средства общеразвивающей направленности.

2. Специально-подготовительные упражнения, направленные на развитие и совершенствование функциональных и физических способностей для освоения операций и действий, входящих в состав «собирательного» образа соревновательного поединка в единоборствах.

3. Специализированные игры-задания, содержащие действия, формирующие основы противоборства. К этой же группе относятся тренировочные задания (ТЗ) в виде отдельных операций, фрагментов, эпизодов их совокупностей, входящих в двигательный состав технических действий маневрирования, контактов приемов силового взаимодействия (захваты, упоры, подсечки, подсады и т.д.) и др.

4. Элементы техники борьбы в форме завершающих атаку (контратаку) приемов (бросков, сваливаний, переворотов, удержаний); действий защиты, оцениваемых судьями, — тактических действий.

5. Тактические подготовки, включающие операции, действия и их совокупности для создания «благоприятных моментов» атаки, защиты, контратаки (фрагменты создания силового воздействия и противодействия, способствующие атаке; маневрирование в захвате; переходы из захвата в захват; теснения; контрдействия и т.д.).

6. Схатки: учебные, тренировочные, учебнотренировочные, собственно соревновательные, используемые в рамках избранных направлений подготовки и участия в официальных спортивных соревнованиях разного уровня.

Перечисление общеизвестных по своим формам и содержанию блоков средств подготовки юных единоборцев вызвано необходимостью уточнить их наличие, определить место и назначение специализированных игровых материалов в системе средств подготовки подростков и юношей систе-

мы дополнительного образования, т.е. учащихся ДЮСШ-СДЮСШОР. Так, выяснилось, что наиболее опытные тренеры из числа опрошенных (37 %) формально придерживаются официальных положений нормативных документов. Основная их работа связана с творческим поиском и изменением традиционного содержания компонентов занятий. Однако 56 % опрошенных не удовлетворены содержанием учебно-тренировочного процесса, представленного во временных показателях программ подготовки. Большинство тренеров признаются, что лишь иногда осуществляют работу по аналогии с рекомендациями; 7 % респондентов строго придерживается как временной, так и методической регламентации при организации учебно-тренировочного процесса.

Многочисленные беседы с тренерами и методистами показали следующее. Установлено, что на начальном этапе подготовки занимающихся большинство тренеров отводят ведущую роль спортивно-игровой форме организации занятий. Но при этом следуют подчеркнуть, что не все из них осознают смысл, понятийную сущность терминов: игровая и спортивно-игровая учебно-тренировочная деятельность. При общем интересе и положительном отношении к игровой организационно-методической форме освоения учебного материала прослеживается некоторая недооценка ее важности в общей системе целенаправленного формирования технического арсенала ведения противоборства. Речь идет не столько о произвольной интерпретации обсуждаемых рекомендаций (которая неизбежна с позиции здравого смысла и уровня компетентности преподавателей, т.к. в жизни доминирует правило: «метод — это я!»), сколько о недопустимости упрощенного отношения к подбору средств и забвения некоторых форм организации, накопленных десятилетиями труда ведущих специалистов страны. Как правило, неудовлетворенность традиционными игровыми материалами наступает в тех случаях, когда тренеры не вкладывают строгую определенность в методическую направленность педагогических воздействий при подборе игровых заданий в единстве с другими упражнениями — воздействиями общего и специального назначения. Например, формирование стойки для специалистов не самоцель, а возможность содействия учащимся в освоении технических действий, связанных с позой и позицией каждого из противоборствующих.

Полученные в результате анкетирования данные по определению проблем, с которыми приходится сталкиваться тренеру-преподавателю в процессе планирования, показали, что у большинства респондентов чаще всего возникают трудности методического характера. Ими признаются проблемы в общетеоретической подготовленности по вопросам планирования учебного материала в шкале времени различного масштаба (урок, рабочая неделя, этап подготовки и т.д.). В процессе бесед выяснилось, что к проблемным вопросам относятся:

— распределение учебного материала (т.е. на уровне занятия, недели и т.д.); при планировании годового цикла учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности (32 %);

— подбор средств и методики эффективного обучения технико-тактическим действиям на различных этапах многолетней подготовки, как частность — в годичном цикле (27 %);

— оценка эффективности специальной подготовленности бойцов различной квалификации (12 %);

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

— формирование и сохранение интереса у начинающих к занятиям единоборствами, как условие набора в группы начальной подготовки и сохранения контингента в течение первых двух-трех лет (20 %);

— приход в группы подготовки «переростков», среди которых немало двигательно-одаренных подростков, формально не подлежащих к зачислению в группы начальной подготовки по возрастному критерию (1 %);

— подбор спарринг-партнеров (2 %) и др. для освоения технического арсенала.

Выяснилось, что наряду с трудностями набора и сохранения контингента, наиболее проблемными являются вопросы разработки и подбора эффективных и эмоционально эффектных игровых и тренировочных заданий. Причина — отсутствие логических схем, упрощающих процесс освоения и закрепления технических действий к последующему углублению в сферу соревновательной подготовки.

Выделение блоков базовых технико-тактических действий ведения противоборства основано на материалах анализа и сравнительной оценке соревновательных поединков ряда спортивных единоборств (греко-римской, вольной борьбы, самбо, дзюдо, рукопашного боя и т.д.). Показано, что во всех поединках, независимо от особенностей единоборств, имеются относительно самостоятельные эпизоды схватки, боя (передвижения, контакты силового взаимодействия и т.д.). Эти составляющие поединков на этапе начальной подготовки целесообразно включать в содержание и структуру программы подготовки учащихся по рукопашному бою.

Содержание используемых в практике игровых средств технико-тактической подготовки юных ру-копашников нами дополнено, систематизировано, апробировано и представлено в виде обобщенного комплекса, игровых средств, в частности, специализированных игровых комплексов для юных руко-пашников.

Анализ научно-методической литературы, беседы с опытными тренерами региона, педагогические наблюдения за учебно-тренировочным процессом в группах начальной подготовки юных единоборцев (греко-римская борьба, самбо, дзюдо, рукопашный бой) позволяют выделить методические направления подготовки спортсменов.

На рис. 1 систематизированы и сгруппированы материалы, показана схема подбора игровых и тренировочных заданий, направленных на формирование техники избранного стиля единоборств с различной степенью двигательного творчества, входящих в арсенал рукопашного боя. Основой для разработки данной систематизации послужили педагогические наблюдения за УТП и логический анализ структуры средств подготовки занимающихся, используемых тренерами высокой квалификации по смежным дисциплинам спортивных единоборств.

Основное содержание первого уровня таблицы представлено крупными блоками, характеризующими условия и степень «жесткости» регламентации тренировочной деятельности спортсменов. Первый блок представлен алгоритмической схемой, освоения учебных заданий. Особенность ее реализации заключается в том, что условия выполнения заданий для спарринг-партнеров стереотипные, т.е. носят строго обусловленный характер. Примером сформулированных заданий по схеме данного блока может служить следующее: выполнить сбивание в партер захватом двух ног, строго определенным спо-

собом, добиться противодействия соперника за счет имитации только броска «задняя подножка» с последующим выполнением только броска через бедро.

Второй блок — вариативная схема подбора и выполнения учебных заданий, при которой обуславливается только определенная часть упражнений. Остальные действия остаются произвольными и зависят от понимания учащимися сути ситуации и уровня развития его физической, функциональной, тактико-технической подготовленности, действий, выполняемых спарринг-партнером.

Условия формулирования учебных заданий для двигательно-одаренных подростков подразделяются еще на два подвида: позиционно-обусловленные и вариативно-регламентированые.

В первом случае тренер конкретизирует исходное положение занимающихся (из которого начинается выполнение задания); как вариант может быть конкретизирована целевая установка, но финальная стадия остается произвольной. Например, один — в стойке, другой — на коленях, лицом друг к другу. Задача находящегося в стойке — выполнить удержание, не дать подняться (способ — произвольный, т.е. зависит от создавшейся ситуации и творческой фантазии ученика). Направленность освоения и закрепления (в дальнейшем — усовершенствования) техники избранного технического действия при использовании подобных схем подбора упражнений содействует формированию у юных рукопашников творческих проявлений решать возникающие в поединке ситуации, создавать позиционно более выгодные взаиморасположения для атаки и защиты; методически целесообразно использовать введение гандикапа и т.д.

Другая разновидность второго блока — вариативно-регламентированная схема, в противовес первой определяет непосредственную «концовку» мини-поединка, т.е. учащимся предлагается: либо вывести спарринг-партнера в обусловленное положение на ковер (ринг), либо выполнить конкретное завершающее атаку оцениваемое техническое действие и т.д.

Третий блок (эвристическая схема) характеризуется большей самостоятельностью учащихся и предполагает формирование элементов двигательного творчества. Особенностью организации подобных заданий является четкая формулировка целевой установки для реализации ориентировочной основы действия эпизода с отсутствием либо минимальным числом действий, регламентирующих, что и как нужно делать. Например, ориентировочная основа действия — коснуться затылка спарринг-партнера (каким образом и с помощью каких действий? — решение самих занимающихся) и т.д.

Все схемы подбора учебно-тренировочных заданий взаимосвязаны логикой цели ведения поединка или избранного эпизода. В практической работе тренеров редко доминирует какая-то одна из схем, чаще комбинированный вариант их применения, который характеризуется комплексным использованием достоинств педагогических воздействий разновидностей схем управления в цикле одного или нескольких заданий. Необходимо отметить, что каждая из схем подбора учебных заданий в большей степени подходит для освоения определенного вида завершающих атаку технических действий, как, например, для освоения и совершенствования одиночных двигательных действий или завершающих атаку приемов «на месте» с обусловленным уровнем сопротивления; или наработка элементарных ком-

195

Рис. 1. Схема выбора направленности освоения базовых ТТД с использованием игровых и тренировочных заданий

1<юи3 И УсШЯУЛЯ ВУЯЗЭЬИШФ

пог (етИ \, яинюэа И1яньлун иияоио

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

бинаций из нескольких действий; или удушающие приемы.

Освоения переходов от «ударной» техники к «борцовской» на начальном этапе обучения юных рукопашников методически наиболее целесообразна по алгоритмической схеме подбора и освоения учебных заданий.

Второй уровень обсуждаемого материала регламентирует режим выполнения учебных заданий для развития избранных психофизических качеств:

— координационная: РДО; устойчивое равновесие; точность удара; антиципация; и особых пояснений;

— скоростно-силовая; силовая; силовая выносливость.

Третий уровень позволяет задавать масштабность выбранного тренером отрезка поединка в виде тренировочных заданий: ЭПИЗОД ^ ФРАГМЕНТ ^ ^ УЧАСТОК ^ СХВАТКА. Разъяснением сути может служить следующий пример учебного задания: 1. ЭПИЗОД — достичь обусловленный захват: правой за разноименный отворот, левой за одноименный рукав. 2. ФРАГМЕНТ — достигнув обусловленный захват, сбить в партер (на живот), перейти и выполнить переход на удушающий прием и т.д.

Четвертый уровень содержит разновидности регламентации и управления выполнением целевых установок на поединок. Например, мини-поединки (вольные или по заданию), либо схватки различные по виду и стилю единоборств (вольной, самбо, боксу, кикбоксингу и т.д.) для освоения, совершенствования избранного арсенала ведения противоборства.

Содержание специализированных игровых комплексов, как воплощение ведущих характеристик спортивно-игрового метода, включает основные базовые элементы техники противоборства, как прототипы учебных заданий с персональными целевыми установками спарринг-парнерам. Для преимущественного развития избранных психофизических качеств учащихся и освоения различных элементов и форм ведения борьбы подбираются варианты игровых заданий. Для формирования соревновательного опыта юных единоборцев нами опробованы и предложены варианты цикла заданий и рекомендованы в практику работы с учащимися групп начальной подготовки.

На основе предложенной нами схемы классификации учебных заданий, разработаны и апробированы игровые и тренировочные задания для освоения и совершенствования комплексов базовых технико-тактических действий. Направленность последних — освоение действий, операций и формирование опыта решения ситуационных задач эпизодов поединка в вариативных условиях. Изменяя условия выполнения учебных заданий посредством постановки избранных тактических задач у занимающихся формировалась желаемая тренеру ориентировочная основа действий. При решении эпизода поединка, по мере их усвоения, целевые установки спарринг-партнерам усложняется по принципу перехода от простейших ситуаций к фрагментам, эпизодам и частям реального соревновательного поединка.

Подводя итоги, считаем необходимым подчеркнуть следующее:

— специализированные игровые комплексы задуманы, популяризуются и продолжают нами совершенствоваться как совокупность игр-заданий и упражнений, направленных на разностороннюю подготовку юных единоборцев, предусматриваю-

щих комплексность воздействий как на развитие специфических двигательно-координационных и психофизических качеств учащихся, так и на формирование азов обязательного, базового технического арсенала с элементами двигательного творчества (самостоятельное решение нестандартных ситуаций, апробирование вариантов новых движений в условиях боя и т.п.);

— при выборе средств подготовки необходимо помнить, что общеподготовительные и специальные упражнения без партнера, со снарядами и без них в большей мере повышают физические возможности занимающихся, тогда как упражнения с партнером воспитывают психологию соревновательного противоборства, отношения к противнику, к победе, к мини-поединкам, так как они моделируют отдельные, значимые стороны поединка и единоборства в целом; комплексность базовых технических действий содействует освоению как отдельных операций, так и эпизодов ведения борьбы, которые в упрощенном, обобщенном виде составляют суть поединков единоборцев, в этом их полезность для новобранцев всех видов и стилей единоборств;

— специализированные игровые комплексы есть воплощение сути спортивно-игрового метода применительно к борьбе. Поэтому все достоинства и недостатки метода должны учитываться при решении вопросов: как часто и когда его использовать? какую из задач подготовки юного единоборца намечено решать в данном занятии?

— изменения условий выполнения СИК (усложнения или упрощения) всякий раз несут качественно новое содержание как с позиций организации выполнения предъявляемых требований к занимающимся, так и с эффекта педагогического воздействия.

Библиографический список

1. Еганов, А. В. Методика начального обучения в дзюдо : учеб. для студ. физкульт. вузов / А. В. Еганов. — Челябинск : УралГУФК, 2008. - 283 с.

2. Глазистов, А. В. Повышение эффективности базовой технико-тактической подготовки юных бойцов 10-13 лет по спортивному рукопашному бою : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Глазистов. — Набережные Челны, 2008. — 22 с.

3. Курицына, А. Е. Базовые технико-тактические действия и методика их освоения в группах начальной подготовки бор-цов-самбистов 10—12 лет : дис. ... канд. пед. наук / А. Е. Курицына. — Омск, 2012. — 202 с.

4. Герасименко, Д. В. Игровой метод обучения борьбе за захват в борьбе самбо и дзюдо / Д. В. Герасименко, С. Е. Табаков // IX Научно-практическая конференция памяти Е. М. Чумакова / РГУФКС. — М., 2009. — 210 с.

5. Грузных, Г. М. Классическая борьба: формирование основ ведения единоборства : учеб. пособие / Г. М. Грузных. — Омск, 1987. — 70 с.

6. Костычаков, В. Ф. Игровая технология активизация учебно-тренировочного процесса подготовки самбистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Ф. Костычаков. — Красноярск, 2006. - 23 с.

7. Свищёв, И. Д. Тренировочные задания для совершенствования технико-тактической подготовленности единоборцев / И. Д. Свищёв // Детский тренер. — 2011. — № 1. —

С. 80 — 88.

8. Табаков, С. Е. Самбо: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеского спорта школ олимпийского резерва / С. Е. Табаков, С. В. Елисеев, А. В. Конаков. — М. : Советский спорт, 2005. — 236 с.

9. Бокс: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР / А. О. Акопян [и др.]. — 2 — е изд. — М. : Советский спорт, 2007. — 72 с.

10. Головихин, Е. В. Кикбоксинг (семи-контакт). Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР / Е. В. Головихин. — Ульяновск, 2005. — 123 с.

11. Акопян, А. О. Рукопашный бой: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А. О. Акопян, Д. И. Долганов, Г. А. Королёв. — М. : Советский спорт, 2009. — 116 с.

ИВАНОВ Денис Александрович, аспирант кафедры теории и методики борьбы и силовых видов спорта.

АЛЬЖАНОВ Ханат Худайбергенович, соискатель по кафедре теории и методики борьбы и силовых видов спорта.

Адрес для переписки: alhanow@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.11.2013 г.

© Д. А. Иванов, Х. Х. Альжанов

УДК 796.332:034-053.6 С. Ф. ХВОСТОВ

А. С. ГРЕЧКО

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 11-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ДЮСШ

В данной статье рассматриваются вопросы совершенстования контроля и управления физической подготовленностью юных футболистов 11 — 15 лет, занимающихся в ДЮСШ.

Ключевые слова: физическая подготовленность, контрольные нормативы, тесты оценивания физических качеств юных футболистов, управление физической подготовкой, контрольно-переводные нормативы.

Контроль за уровнем физической подготовленности юных футболистов играет большую роль в системе многолетней подготовки спортсменов. Недооценка контроля ведет к недостаткам в развитии физических качеств юных футболистов.

Так, явные просчеты имеются, особенно на начальных этапах обучения, в ряде спортивных школ и регионов страны в развитии у учащихся основных физических качеств [1].

Наличие проблемы и ее актуальность подтверждают исследования ряда авторов [2 — 8].

Встает вопрос о более глубоком научном обосновании контрольных нормативов учебной программы для спортивных школ. Последнее имеет важнейшее значение, поскольку именно такие нормативы являются наиболее объективными ориентирами для правильного построения учебно-тренировочного процесса с учащимися различных возрастов [1].

Исследуя программу контрольно-переводных нормативов в ДЮСШ по футболу (1986) [9], мы выявили ряд недостатков, затрудняющих процесс управления физической подготовленностью юных футболистов 11 — 15 лет.

Цель работы заключается в разработке современной методики контроля и совершенствовании процесса управления физической подготовленностью юных футболистов 11—15 лет, занимающихся в ДЮСШ.

Измерение двигательных возможностей футболистов и оценка их перспективности должны прово-

диться с помощью прогностически информативных тестов, то есть таких, результаты в которых отражают уровень развития ведущих для футбола качеств и способностей. Определение таких качеств проводилось в ходе экспертной оценки мнений ведущих специалистов футбола [10]:

— тактическое мышление (в более широком смысле — это способность быстро и точно решать задачи различной степени сложности);

— быстрота обучения различным приемам и действиям;

— умение точно выполнять относительно сложные двигательные задания;

— способность быстро перестраивать свои действия в связи с изменением ситуации;

— стартовая скорость;

— дистанционная скорость;

— прыгучесть;

— выносливость;

— силовые качества.

Исходя из экспертной оценки ведущих качеств футболистов разработана методика оценки общей физической подготовленности юных футболистов, обучающихся в ДЮСШ.

Она должна отвечать всем требованиям предъявляемым к отдельным тестам: обладать прогностической информативностью, быть надежной, иметь стандартизированную систему измерений, результаты должны иметь систему оценок. Для использования ее в массовых обследованиях юных футболи-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ