УДК 796.799
Х. Х. АЛЬЖАНОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
устойчивое равновесие
и быстрота двигательной реакции в системе психофизических качеств как условие формирования арсенала технических действий бойцов по рукопашному бою
В статье представлены материалы исследования базовой технико-тактической подготовленности юных бойцов на основе анализа соревновательных поединков квалифицированных единоборцев. Изложены основные положения методики формирования базовых технико-тактических действий в группах начальной подготовки юных бойцов на основе совершенствования равновесия и быстроты реакции на действия противника. Разработаны тестовые задания для оценки эффективности выполнения базовых технико-тактических действий.
Ключевые слова: рукопашный бой, базовая технико-тактическая подготовка, равновесие, реакция на движущийся объект.
Актуальность. Сохранение и восстановление устойчивого равновесия (а в ряде случаев — его мгновенной утраты) — одно из важных двигатель-но-координационных и психофизических качеств, лежащих в основе всех ведущих синергий в жизнедеятельности человека и, тем более, в технико-тактических действиях спортсмена-единоборца. Элементы спортивной борьбы, используемые как арсенал противоборства в рукопашном бою, ориентированы на установку — «уронить» противника на спину, живот. «Ударная» техника ведения рукопашного боя (особенно удары ногами) не может быть эффективной (точность, быстрота и сила ударов ногой в одноопорном положении) без абсолютного владения статокинетической устойчивостью [1—4].
Во всех случаях эффективность противоборства возможна только при высоком уровне проявления опорности, устойчивости единоборца и соответствующей быстроте реагирования на действия противника. Опорность и устойчивость, как системообразующие двигательно-координационные качества, позволяют атлету формировать рабочие («оперативные») позы, чтобы решать любые ситуативные двигательные задачи техническим действием на любом участке соревновательного поединка [5 — 7]. Это подтверждает правомерность исследований, связанных с комплексами базовых технических действий, построенных на повышенном внимании к формированию и совершенствованию различных форм проявления устойчивости и быстроты двигательной реакции на действия противника (реакция на движущийся объект, реакция выбора), начиная с этапа начальной подготовки в единоборствах [8, 9].
Проблема исследования заключается в необходимости научного и организационно-методического обоснования ведущих системообразующих двигательно-координационных и психофизических качеств при формировании блоков базовых технических действий как ориентировочной основы дей-
ствия в эпизодах поединка для учащихся групп начальной подготовки по рукопашному бою.
Объект исследования — учебно-тренировочный процесс на этапе начальной подготовки юных спорт-сменов-рукопашников.
Предмет исследования — комплексы блоков базовых технических действий для учащихся групп начальной подготовки (ГНП) по рукопашному бою; методика их объединения в структурные единицы соревновательного поединка (фрагменты, эпизоды, и т.д.) как основы формирования арсенала соревновательного противоборства.
Цель исследования — экспериментально обосновать эффективность формирования комплексов базовых технических действий на основе повышения и совершенствования качеств устойчивости как системообразующего фактора освоения элементов техники выполнений эпизодов поединка и быстроты реагирования на действия противника.
Гипотеза исследования. Предполагается, что разработка и освоение комплексов блоков базовых технических действий, формируемые в условиях повышенного внимания к ведущим компонентам устойчивости, опорности и быстроты двигательной реакции (реакции на движущийся объект (РДО), реакции выбора), позволит повысить эффективность формирования технического арсенала эпизодов противоборства в целостном поединке юных бойцов на этапе начальной подготовки по рукопашному бою.
Задачи исследования:
1. Изучить арсенал технико-тактических действий в соревновательных условиях квалифицированных единоборцев-рукопашников при решении эпизодов поединка и схватки в целом.
2. Определить наиболее значимые психофизические качества, влияющие на результативность соревновательных поединков по рукопашному бою квалифицированных рукопашников и спортсменов-разрядников.
Результаты общефизической и специальной подготовленности спортсменов высокой квалификации и спортсменов-разрядников
Показатели
Квалификация Бег 100 м, с Подтягив. на перекладине, кол-во раз Бег 1000 м, мин с О < л Целевая точность, % Проба Ромберга (усложненная), с
МС-КМС (п=19) 12,4 + 0,68 28±9 4,6±0,54 0,32±0,019 83,25±7,12 25±17
Взаимосвязь с СД (по R Спирмену), при уровне значимости а = 0,05, гакр = 0,46; при уровне значимости а = 0,01, г =0,58 <0,46 >0,46 <0,46 >0,58 >0,46 >0,46
1 — 11 разряд (п = 22) 13,6 + 0,56 16±7 4,8±0,64 0,65±0,058 55,31±4,53 18±11
Взаимосвязь с СД (по R Спирмену), при уровне значимости а = 0,05, г =0,43; при уровне значимости а = 0,01, гакр = 0,54 <0,43 >0,54 <0,43 >0,43 <0,43 >0,43
Достоверность различий между спортсменами различной квалификации (по Т критерию Стьюдента) >0,05 <0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05
3. Подтвердить целесообразность спортивно-игровых и учебно-тренировочных заданий при формировании двигательно-координационных и психофизических качеств как основы эффективных решений эпизодов поединка юными рукопашника-ми групп начальной подготовки.
Анализ соревновательных поединков по рукопашному бою позволяет проследить, что в каждый момент времени, ситуация противоборства мгновенно изменяется в зависимости от действий конкурентов, происходит переход от одной позиции к другой, определяющий позиционную обеспеченность его атаки или защиты, что позволяет утверждать следующее.
Периодическое достижение единоборцами любой из оперативных позиций при условии сохранения необходимой устойчивости «опорности», осуществляется установкой: ориентировочной основой действия, т.е. посредством комплексов базовых действий, которые содержат: элементы самостраховки при падениях; передвижения в различных стойках и положениях (на коленях, четвереньках, партере, лежа, на спине, и т.д. и т.п.); контакты силового взаимодействия (удары руками, ногами; упоры, хваты, обхваты, захваты; швунги и т.п.); выведение противника из равновесия и сохранение собственной устойчивости противоборствующими при силовых контактах взаимодействия; быстрота двигательной реакции на действия противника (РДО) при ударах руками и ногами; ответ — маневрирование туловищем (уклоны, нырки) и т.п.); выполнение завершающих атаку приемов, оцениваемых судьями технических действий (ударов, бросков, сваливаний, удержаний, болевых и удушающих приемов и т.п.); уходы из опасных положений.
Каждый из перечисленных обобщенных блоков базовых технических действий, как ориентировочная основа действия, имеет свои многочисленные варианты и при их трансформации для освоения позволяет успешно закреплять и совершенствовать решение текущих целей поединка и в случае необходимости — вносить коррекции для усиления позиционной обеспеченности [10].
Анализ подготовленности квалифицированных рукопашников и спортсменов-разрядников
осуществлялся с целью определения наиболее значимых психофизических качеств, влияющих на результативность соревновательных встреч. Нас интересовала, прежде всего, взаимосвязь ряда способностей спортсменов различной квалификации с результативностью соревновательной деятельности: скоростные, силовые, скоростно-силовые; выносливость; точность; РДО; устойчивость тела спорт-сменов-рукопашников.
Математическая обработка данных показала, что в большинстве случаев более квалифицированные атлеты превосходят (что естественно) своих менее опытных товарищей, а также что не все психофизические качества одинаково коррелируют с результативностью соревновательных встреч.
Так, выяснилось, что у группы мастеров и кандидатов достоверную взаимосвязь с результатом соревновательных встреч (количество выигранных поединков) имеют следующие показатели при уровне значимости а = 0,05: силовые способности, целевая точность и устойчивость. Более высокий уровень взаимосвязи при уровне значимости а = 0,01 выявлен только в реакции на движущийся объект, что согласуется с нашими предположениями, приведенными ранее.
Однако в группе спортсменов-разрядников заметны несколько иные тенденции. В большей степени взаимосвязь с количеством выигранных поединков проявилась в высоких результатах силовых способностей, протестированных упражнением подтягивания на перекладине (при уровне значимости а = 0,01). Опрос тренеров и спортсменов показал, что наши результаты согласуются с наблюдениями и мнением опытных тренеров, которые считают, что при различиях в уровне подготовленности атлетов различаются и способы, за счет которых спортсмены достигают успеха в соревновательном противоборстве.
Среди спортсменов-разрядников только более подготовленные психически и физически достигают преимущества в большинстве случаев за счет силового превосходства над оппонентом и определенного уровня развития волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, умения психологически настраиваться др.). У квалифицированных руко-
Результаты статистической обработки показателей эффективности формирования базовых технических действий
и повышения уровня ведущих психофизических качеств юных рукопашников контрольной и экспериментальной групп
№ п/п Содержание заданий Результаты до эксперимента Результаты промежуточного тестирования Результаты после эксперимента
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
1 Реакция на движущийся объект 2,42 3,08 2,3 2,4 2,95 1,80
и >и эмп кр (84>72) и >и эмп кр (74>72) и <и эмп кр (49,5<72)
Точность при выполнении заданий, имитирующих ударную технику 2,62 2,68 2,41 1,98 2,26 1,71
и >и эмп кр (91,5>72) и <и эмп кр (71,8<72) и <и эмп кр (57,5<72)
2 Устойчивость в одноопорном положении 10,13 10,0 12,22 13,84 12,47 17,33
t < t расч кр (0,07 < 2,24) t < t расч кр (1,8 < 2,24) t > t расч кр (3,06 > 2,24)
3 Эффективность достижения обусловленного захвата 21,87 22,20 19,4 16,35 18,60 14,73
t < t расч кр (0,13 < 2,24) t > t расч кр (2,36 > 2,24) t > t расч кр (2,79 > 2,24)
4 Эффективность освобождения от захватов 24,67 24,53 23,2 20,1 21,53 17,60
t < t расч кр (0,08< 2,24) t > t расч кр (2,48 > 2,24) t > t расч кр (2,67 > 2,24)
5 Эффективность выведений соперника из устойчивого равновесия 33,40 33,93 25,7 24,4 26,20 21,00
t < t расч кр (0,28< 2,24) t < t расч кр (1,36< 2,24) t > t расч кр (2,71> 2,24)
Эффективность сохранения собственной устойчивости 26,20 22,33 27,4 29,7 26,00 30,33
t < t расч кр (0,28< 1,85) t > t расч кр (3,1> 2,24) t > t расч кр (3,64> 2,24)
Соревновательные поединки - - 16,2 27,6
и <и эмп кр (47,4<72)
Примечание: Математическая обработка и сравнительная оценка результатов (определение достоверности различий между учащимися групп), полученных в результате первого теста (РДО, точность) и СД, осуществлялась посредством метода и-критерия Манна-Уитни; результаты тестов с 2 по 5 обрабатывались посредством метода Т-критерия Стьюдента.
пашников помимо волевого компонента большое значение имеют технико-тактическое мастерство и соревновательный опыт. Этого и следовало ожидать, опыт приходит с годами тренировок. Необходимо отметить, что наиболее выраженно проявляются различия в уровне подготовленности спортсменов по следующим показателям: РДО, целевая точность ударов и статокинетическая устойчивость во всех ее проявлениях.
Результаты реакции на движущийся объект (РДО) у более квалифицированных атлетов в тренировочных условиях достоверно превышают показатели сравниваемой группы у группы бойцов I и II разряда (0,32±0,019 и соответственно — 0,65±0,058).
Значения показателей целевой точности в тренировочный период у высококвалифицированных рукопашников составили 83,25±7,12 % против 55,31±4,53 % у атлетов более низкой квалификации (р<0,05).
Менее выраженная достоверность различий обнаружена при сравнении расчетных показателей (г )
в наблюдаемых группах в тестировании скоростно-силовых, силовых показателях и способности сохранять устойчивость положения в пробе Ромберга (табл. 1).
Характерная особенность ударных технико-тактических действий — труднопредсказуемость, неожиданность и быстрота выполнения. Все взаимодействия бойцов построены в основном на сложных двигательных реакциях, в состав которых входят реакция на движущийся объект и реакция выбора. Обратимся к обсуждению одной из составляющих системы технико-тактической подготовки единоборцев быстроты реагирования в поединке — реакции на движущийся объект.
Разберем данное положение на примере защитной реакции бойца от опасного удара противника ногой. Атакованный боец как минимум должен увидеть движущуюся к нему стопу атакующего; оценить направление и скорость движения; выбрать план действия; начать действовать в защите или контратаке. Наивно думать, что боец, не видящий
удар противника (рукой или ногой) и не принявший ответные защитные меры — сможет удачно продолжать поединок.
Следовательно, ее развитию разумно уделять повышенное внимание, особенно при освоении тех частей арсенала противоборства, где есть удары. Для учебного материала ГНП этому факту необходимо найти особое место в виде ежедневных заданий. Но возникает следующая проблема формирования «ударного» арсенала — точность ударных атакующих и защитных действий. Эта характеристика недостижима, если спортсмен-единоборец не совершенствует одновременно с РДО скорость одиночного движения — удара рукой или ногой, а также устойчивостью своего тела, при которой это возможно. Таким образом, тренеру необходимо четко представлять схему событий, действий — от чего зависит ТОЧНОСТЬ удара? — как важную часть мерила эффективности атаки.
Не прибегая к сложным биомеханическим расчетам ситуации, здравый смысл подсказывает: без устойчивого рабочего положения тела спортсмена вряд ли возможно выполнить точный удар. В работах В. С. Фарфеля (2011), Ю. К. Гавердовского (2007) это названо «рабочим положением» (РП), которое характеризуется: механически эффективной опорой; мощностью возможных опорных звеньев; устойчивостью рабочего положения в силовом поле, оперативной позой и т.д. [11, 12].
Для выявлении изменений качества освоения базовых технических действий в условиях необходимости демонстрации максимума психофизических качеств, специфичных для рукопашного боя юных спортсменов контрольной (КГ) и экспериментальной групп (ЭГ). Были протестированы до и после эксперимента (сентябрь 2011 года, май 2013 года обучения) и одно промежуточное тестирование (в середине второго года обучения — декабрь 2012). Результаты контроля за обеими группами (контрольной и экспериментальной) представлены в табл. 2.
В ходе контрольного тестирования до педагогического эксперимента подтверждено полное соблюдение требуемых условий проведения эксперимента, т.е. сравнительно одинаковая спортивная подготовленность учащихся и статистически не значимые различия.
Проверка эффективности разработанных учебных заданий (игрового материала и тренировочных заданий) была организована следующим образом. Разработка и освоение учащимися ГНП комплексов блоков базовых технических действий, формируемых в условиях повышенного внимания к ведущим компонентам устойчивости, опорности и быстроты двигательной реакции (реакции на движущийся объект, реакции выбора). Каждый комплекс моделирует фрагменты, эпизоды поединка, искусственно расчлененного для освоения, с последующим объединением в более крупные структурные единицы противоборства.
Проведение повторного промежуточного тестирования учащихся сравниваемых групп показало следующее. Обнаружены различия по ряду контролируемых объектов в пользу спортсменов ЭГ: при оценке точности выполнения имитирующих ударов; сравнении эффективности достижения захвата-позиции и освобождения от нее, а также высокой оценке способности сохранять собственную устойчивость. По остальным тестовым показателям учащиеся сравниваемых групп не имеют достоверных различий (табл. 2).
Полученные результаты позволяют полагать, что некоторые совокупности технических действий образуют сложные комплексы двигательных коор-динаций, труднодоступные для многих занимающихся, и требуют более длительного времени на их освоение.
Результаты тестирования после педагогического эксперимента показали, что спортсмены экспериментальной группы достоверно превосходят спортсменов контрольной по всем основным видам технических заданий, что подтверждает эффективность методики подготовки учащихся групп начальной подготовки (табл. 2).
Данный материал позволяет отнести к координационно осложненным группам действий следующие их совокупности: специфическая для рукопашного боя и эффективная реакция на движущийся объект в виде быстрых движений и действий руками и ногами; способность сохранения собственной устойчивости в одноопорных положениях и эффективное выведение соперника из устойчивого равновесия выигрывать решения позиционно неравноценных взаиморасположений.
Эффективное решение проблемы формирования и совершенствования сравнительно объемного и разностороннего технико-тактического арсенала обусловливают необходимость повышенного внимания к средствам развития координационных способностей (КС), затребованных в единоборствах, обеспечивающих качество устойчивого равновесия в различных вариантах его проявления и быстроты двигательной реакции на действия противника.
Таким образом, нами декларируется и методически утверждается, что для полноценного формирования базовых технических действий необходимы условия уверенной устойчивости, опорности и быстроты реакции на действия противника. Иначе говоря, такой методический взгляд на разработку средств подготовки юных атлетов-единоборцев дает основание считать, что различные формы проявления статокинетической устойчивости (способность сохранять и быстро восстанавливать ее и, как альтернатива — лишать «опорности» своего соперника) естественна, как основа эффективного формирования базового технического арсенала юного единоборца. Это означает, что важные психофизические качества юного спортсмена, обеспечивающие реализацию технических действий, лежат в основе любого эпизода поединка, при условии, если они преломляются сквозь призму понимания функций проявления устойчивости при освоении и совершенствовании технического арсенала ведения противоборства.
Выраженный акцент и приоритетное внимание к концептуальным вопросам статокинетической устойчивости, опорности как ведущих, двигатель-но-координационных способностей при реализации других ведущих психофизических качеств (РДО и др.) в становлении технического мастерства предлагается нами как один из научно-методических подходов формирования базового технического арсенала на этапе начальной подготовки юных единоборцев.
Библиографический список
1. Замятин, Ю. П. Развитие равновесия у борцов : учеб. пособие / Ю. П. Замятин, С. А. Григорьев, Н. И. Болдин. — Л., 1985. - 39 с.
2. Гаракян, А. И. Формирование точности ударных движений боксеров — юношей на этапе начальной спортивной
специализации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. И. Гара-кян. - М., 2003. - 23 с.
3. Колесник, И. С. Роль ведущих двигательных коорди-наций в общей системе подготовки боксеров / И. С. Колесник // Физическое воспитание учащейся молодежи : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. — Н. Новгород, 2005. — С. 140-144.
4. Назаренко, Л. Д. Устойчивость тела в спортивных единоборствах (на примере тхэквондо) : учеб.-метод. пособие / Л. Д. Назаренко, А. В. Лашпанов, И. В. Чехалин. - Ульяновск : Пресса, 2005. - 48 с.
5. Грузных, Г. М. Классическая борьба : формирование основ ведения единоборства : учеб. пособие / Г. М. Грузных. -Омск : [б. и.], 1987. - 70 с.
6. Садовски, Е. О. Регуляция позы юных спортсменов при решении двигательных задач на устойчивость тела в равновесии / Е. О. Садовски // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 8. - С. 52-58.
7. Туманян, Г. С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учеб. пособие для вузов / Г. С. Туманян. - М. : Академия, 2006. - 592 с.
8. Базовые технико-тактические действия и методика их освоения в группах начальной подготовки юных борцов посредством спортивно-игрового метода / А. Е. Курицына, И. Г. Грузных // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма : материалы Всерос.
науч.-практ. конф. молодых учен. / СибГУФК; СОА. - Омск, 2010. - С. 112-119.
9. Воробьёв, Я. А. Развитие реакции антиципации в единоборствах / Я. А. Воробьёв // Актуальные вопросы совершенствования учебно-тренировочного процесса : сб. материалов II науч.-практ. конф. преп. и аспирантов / СибГУФК. - Омск, 2009. - С. 42-45.
10. Боген, М. М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика / М. М. Боген. - 2-е изд., доп. - М. : ЛИБРОКОМ, 2009. - 200 с.
11. Фарфель, В. С. Управление движениями в спорте / В. С. Фарфель. - 2-е изд., стер. - М. : Сов. спорт, 2011. - 202 с.
12. Гавердовский, Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика : моногр. / Ю. К. Гавердовский. - М. : Физкультура и спорт, 2007. - 912 с.
АЛЬЖАНОВ Ханат Худайбергенович, соискатель по кафедре теории и методики борьбы и силовых видов спорта.
Адрес для переписки: alhanow@mail.ru
Статья поступила в редакцию 30.10.2013 г. © Х. Х. Альжанов
УДК 796 799 Д. А. ИВАНОВ
Х. Х. АЛЬЖАНОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
теоретическое обоснование методических направлений вариантов подбора базовых учебных заданий в группах начальной подготовки по рукопашному бою
В статье представлены блоки базовых технико-тактических действий ведения противоборства, основанные на материалах анализа и сравнительной оценке соревновательных поединков ряда спортивных единоборств (греко-римской, вольной борьбы, самбо, дзюдо, рукопашного боя и т.д.). Систематизированы материалы и показана схема подбора игровых и тренировочных заданий, направленных на формирование техники избранного стиля единоборства с различной степенью двигательного творчества, входящих в арсенал рукопашного боя. Ключевые слова: базовые технико-тактические действия, игровые и тренировочные задания, рукопашный бой.
Актуальность. Анализ публикаций научного и нова. Методическая мысль присутствует почти во
учебно-методического характера показал, что про- всех публикациях, связанных с отдельными направ-
блемы методики начального обучения юных едино- лениями исследований проблемы начального обуче-
борцев до сих пор не утратил своей актуальности ния. Обзор учебных и методических материалов для
[1-3]. тренеров свидетельствует о том, что специалисты
Идея широкого использования игровых матери- понимают значимость игровых средств и методов
алов в процессе подготовки юных единоборцев не и сравнительно широко применяют в практике. Но