Научная статья на тему 'Технико-тактический арсенал самбистов высокой квалификации в соревновательных поединках'

Технико-тактический арсенал самбистов высокой квалификации в соревновательных поединках Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
402
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЙ АРСЕНАЛ / ВЕСОВЫЕ КАТЕГОРИИ / САМБО / TECHNICAL AND TACTICAL ARSENAL / WEIGHT CATEGORIES / SAMBO

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кондаков Алексей Михайлович, Дубинецкий Вячеслав Валерьевич

В статье представлены материалы исследования технико-тактического арсенала самбистов высокой квалификации различных весовых категорий в условиях соревновательных поединков. Приведены данные выполняемых технических действий по отдельным группам и видам приёмов в стойке и партере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кондаков Алексей Михайлович, Дубинецкий Вячеслав Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL ARSENAL SAMBO FIGHTERS IN COMPETITIVE BOUTS

The article presents the study of technical and tactical arsenal Sambo qualifications of different weight classes in the conditions of competitive matches. The data carried out technical activities for individual groups and types of receptions in the rack and on the ground.

Текст научной работы на тему «Технико-тактический арсенал самбистов высокой квалификации в соревновательных поединках»

References

1. Aleks Suchzhon-Kim Pan. Ukroshchenie tcifrovoV obezsianys [Taming the digital monkey]. Moscow, AST publ., 2014

2. Vofskunskif A. E. The phenomenon of Internet addiction. Gumanitarnyse issledovaniia v Internete. Moscow, Mozhafsk-Terra publ., 2000, pp. 100-131

3. Izotova E. I. Psihologicheskaia sluzhba v obrazovateVnom uchrezhdenii. [Psychological service in an educational institution]. Moscow, Academia publ., 2007, 288 p.

4. Korolenko TC. P., Donskikh T. A. Sem* puteV k katastrofe. Destruktivnoe povedenie v sovremennom mire [Seven ways to disaster. Destructive behavior in the modern world]. Novosibirsk, Nauka publ., 2008.

5. Egorov A. Iu. Internet addiction. Internet-zavisimosf: psihologicheskaiapriroda i dinamika razvitiia. Ed. by Vofskunskif A. E. Moscow, Akropol publ., 2009, pp. 29-55.

6. Gileva N. S. Psihologiia deviantnogopovedeniia [Psychology of deviant behavior]. Bifsk, BPGU im. V. M. Shukshina publ., 2008, 104 p.

7. MeT R. Iskusstvopsihologicheskogo konsuVtirovaniia [The art of counseling]. E'KSMO-Press, 2002, 256 p.

© Н. С. Гилева, 2016

Автор статьи: Нина Семёновна Гилева, кандидат психологических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.

Рецензенты:

А. С. Гречко, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Омская гуманитарная академия.

Е. Г. Ожогова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства, Омский государственный педагогический университет.

УДК 796.814 DOI 10.17238^п1998-5320.2016.26.139

А. М. Кондаков,

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

В. В. Дубинецкий,

Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЙ АРСЕНАЛ САМБИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПОЕДИНКАХ

В статье представлены материалы исследования технико-тактического арсенала самбистов высокой квалификации различных весовых категорий в условиях соревновательных поединков. Приведены данные выполняемых технических действий по отдельным группам и видам приёмов в стойке и партере.

Ключевые слова: технико-тактический арсенал, весовые категории, самбо.

Спортивное соревнование является центральным элементом, которое определяет всю систему организации, методики и подготовки спортсменов для результативной соревновательной деятельности. Вот почему знания об особенностях деятельности в условиях соревнований являются основополагающими при проведении учебно-тренировочного процесса. Достижение высоких спортивных результатов в самбо, как и в других видах борьбы, зависит от множества факторов: уровень развития физических способностей, психическое состояние спортсмена и т. д. Одним из ключевых звеньев в достижении высокого спортивного результата является технико-тактическая подготовленность самбиста. Получение объективных данных о технико-тактическом арсенале в условиях соревновательной деятельности одна из основных задач специалистов спортивной борьбы. Количественные и качественные показатели технико-тактических действий необходимы при планировании и коррекции учебно-тренировочного процесса. Анализ научно-методической литературы свидетельствует о различиях в координационной, кондиционной и технико-тактической подготовленности борцов различных весовых категорий [1; 2]. Однако в вопросах особенностей технико-тактической подготовленности квалифицированных самбистов различных весовых категорий в условиях соревновательной деятельности на современном этапе данных явно не достаточно.

Цель исследования: выявить особенности технико-тактической подготовленности самбистов различных весовых категорий в условиях соревнований.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, видеоанализ соревновательной деятельности, методы математической статистики.

В исследовании использовались видеозаписи следующих соревнований: чемпионат Омской области (2013, 2014, 2015); чемпионат Сибирского федерального округа (2013, 2014, 2015); всероссийский турнир на призы Александра Пушницы (г. Омск, 2013, 2014, 2015). С помощью видеоанализа нами проанализировано 300 соревновательных поединков квалифицированных самбистов (КМС, МС, МСМК). Все спортсмены были условно разделены на 3 весовые категории: лёгкие (до 52, 57, 62 кг), средние (до 68, 74, 82 кг) и тяжёлые (до 90, 100 и свыше 100 кг).

В результате проведённого исследования выявлено, что в условиях соревновательной деятельности самбистов лёгких, средних и тяжёлых весовых категорий имеются как общие черты, так и различия (количественные и качественные) в технико-тактическом арсенале (табл. 1).

Анализ соревновательной деятельности показал, что спортсмены тяжёлой весовой категории в соревновательных поединках демонстрируют достоверно более низкие показатели количества попыток и оценённых технико-тактических действий по сравнению с самбистами лёгкой и средней весовой категории. Установлено, что средний показатель попыток и оценённых приёмов за поединок у спортсменов лёгкой и средней весовой категории практически в два раза больше, чем у квалифицированных самбистов, условно отнесённых к тяжёлой весовой категории, по сравнению с более легкими борцами. Между спортсменами лёгкой и средней весовой категории, по данным показателям, достоверных различий не обнаружено.

Сравнивая полученные данные с результатами более ранних работ [3; 5], можно говорить о некотором снижении показателей как оценённых действий, так и попыток в соревновательном поединке у спортсменов всех весовых категорий. Возможно, это связано с тем, что все изучаемые соревнования проводились по олимпийской системе, а качество победы для прохождения в следующий круг соревнований не имеет значения. Возможно, многие спортсмены предпочитают удерживать минимальное преимущество, активно препятствуя проведению атакующих действий. По нашему мнению, отсутствие мотивации к достижению максимально качественной победы приводит к снижению зрелищности борьбы самбо и является недостатком проведения соревнования по олимпийской системе.

Таблица 1

Количество оценённых технико-тактических действий квалифицированных самбистов различных весовых категорий за 100 соревновательных поединков в каждой категории

Весовая категория Количество выполненных действий отдельных групп приёмов самбистами различных весовых категорий Итого оценённых ТТД в стойке Итого оценённых ТТД в партере Итого оценённых ТТД в поединках

Броски руками Броски ногами Броски туловищем Болевые на руки Болевые на ноги Удержания

Лёгкая 70 64 68 6 11 8 202 25 227

Средняя 54 78 67 10 7 10 199 27 226

Тяжёлая 34 34 54 4 3 20 122 27 149

AM Л-С P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05

Л-Т P<0,05 P<0,05 P>0,05 P>0,05 P<0,05 P<0,05 P<0,05 P>0,05 P<0,05

С-Т P<0,05 P<0,05 P>0,05 P<0,05 P>0,05 P<0,05 P<0,05 P>0,05 P<0,05

Условные обозначения: Л - самбисты лёгкой весовой категории; С - средней; Т - тяжёлой.

Данные по противоборству в стойке и партере позволяют констатировать, что независимо от весовых категорий квалифицированные самбисты выполняют при борьбе в партере достоверно более

низкое количество оценённых технико-тактических действий (табл. 1). Так, количество оценённых действий в партере не зависимо от весовых категорий составляет 14 %, а в стойке 86 % от общего числа оценённых технико-тактических действий. Соотношение выполненных технико-тактических действий у тяжеловесов составляет 19 % оценённых действий в партере против 81 % действий в стойке. У спортсменов лёгкой и средней весовой категории показатели оценённых технико-тактических действий составляют 12 % успешно выполненных действий в партере и 88 % действий в стойке. Таким образом, спортсмены тяжёлой весовой категории более склонны к противоборству в партере в сравнении с самбистами более лёгких категорий. Полученные данные согласуются с результатами более ранних исследований [3, 4], которые свидетельствуют о более низком проценте выполненных действий в партере по сравнению с действиями в стойке.

Следует обратить внимание на то, что в технико-тактическом арсенале квалифицированных самбистов всех весовых категорий практически отсутствуют приёмы из таких групп, как «узлы на руки», «ущемления на руки», «узлы на ноги» и «растяжение на ноги» (табл. 2).

Суммарный вклад технических действий из данных групп составляет 3 % успешно выполненных действий в партере. В условиях соревновательного поединка самбисты лёгкой и средней весовой категории выполняют на 28 % больше болевых приёмов на руки и на 64 % больше болевых приёмов на ноги чем спортсмены тяжёлой весовой категории. Вместе с тем при борьбе в партере тяжеловесы успешно проводят на 24 % больше удержаний, чем спортсмены средней весовой категории, и на 42 % больше чем легковесы.

По нашему мнению, существенное снижение выполняемых действий в партере, по сравнению с приёмами в стойке, следует отнести к недостаткам в подготовке самбистов, т. к. отдельные технические элементы в партере (болевые приёмы на ноги и на руки) приносят спортсмену чистую победу. И, как показывает практика, спортсмены, на высоком уровне овладевшие техникой борьбы в партере, достаточно успешно выступают в соревнованиях самого высокого ранга. Кроме этого, отработка действий в партере менее травмоопасна, чем отработка приёмов в стойке. На наш взгляд, особое внимание к совершенствованию технико-тактических действий в партере необходимо уделять в работе со спортсменами тяжёлых весовых категорий, т. к. большинство действий в партере, в отличие от бросковой техники, выполняется без падения, что для спортсменов с большой массой тела является благоприятным фактором.

Таблица 2

Количество оценённых технико-тактических действий по отдельным видам приёмов в партере квалифицированных самбистов за 100 соревновательных поединков в каждой категории

Виды приёмов в партере

Болевые приёмы

На руки На ноги Удержания

Весовая «

категория Рычаги Узлы Ущемления Рычаги Узлы Ущемления и « H ¡h g Р Сбоку Верхом Поперёк Со сторош головы Со сторон ног

Лёгкая 5 1 0 3 0 8 0 4 1 2 1 0

Средняя 9 0 0 2 0 6 0 5 1 2 2 0

Тяжёлая 5 0 0 0 0 3 0 9 6 3 2 0

Л- С P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05

I Л-Т P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P<0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05

С-Т P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P<0,05 P<0,05 P<0,05 P<0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05

Условные обозначения: Л - самбисты лёгкой весовой категории; С - средней; Т - тяжёлой.

Между самбистами тяжёлой весовой категории и борцами более лёгкого веса имеются достоверные различия по количеству выполняемых действий из группы «броски руками» и «броски ногами».

Весьма интересно, что по количеству успешно выполненных приёмов из группы «броски туловищем» между самбистами различных весовых категорий достоверных отличий не обнаружено. При этом средние показатели «бросков туловищем» имеют более высокий показатель по сравнению с количеством действий из других групп приёмов в стойке. Приёмы из группы «броски туловищем» наиболее часто и успешно используются самбистами всех весовых категорий (табл. 1). Особо следует подчеркнуть высокие показатели оценённых действий из группы приёмов «броски туловищем» самбистами-тяжеловесами.

Таким образом, можно выделить «ведущие» группы приёмов в стойке, которые наиболее часто и успешно применяются самбистами определённой категории: лёгкая весовая категория - «броски руками», средняя категория «Броски ногами», тяжёлая весовая категория - «броски туловищем».

Продолжая анализ полученных данных по отдельным видам приёмов в стойке (табл. 3) выяснилось, что у представителей всех весовых категорий в технико-тактическом арсенале практически отсутствуют действия из таких групп, как «обвивы» и «ножницы». Суммарная доля данных технико-тактических элементов в общем количестве оценённых действий составляет 1 %. У представителей лёгкой и тяжёлой весовой категории приёмы из данной группы полностью отсутствуют. У самбистов средней весовой категории доля успешно выполненных действий «обвивом» составляет 2 % от общего количества оценённых технико-тактических действий в стойке. Что касается технических действий группы «ножницы», то спортсмены тяжёлой и средней весовых категорий вообще не применяют данные действия в условиях соревновательной деятельности. Среди легковесов данное действие составляет 1 % от общего количества оценённых действий в стойке. Также у представителей всех весовых категорий выявлены относительно низкие показатели оценённых действий и таких групп, как «броски с захватом ног» и «броски через голову». Средний показатель действий из данных групп в общем количестве составляет: «броски с захватом ног» - 2 %, «броски через голову» -3 % от общего количества успешно выполненных приёмов в стойке. Наиболее высокий показатель выполненых действий с «захватом ног» отмечен у самбистов лёгкой весовой категории - 3 % от общего количества оценённых технико-тактических действий в стойке. У представителей средней и тяжёлой категории данный показатель составляет 2 и 1 % соответственно. «Броски через голову» успешнее выполняют средневесы - 4 % от общего количества выполненных технико-тактических действий в стойке, хуже показатели легковесов - 2 % и тяжеловесов - 1 % от общего количества оценённых судьями действий в стойке. У представителей всех весовых категорий показатели броска «через бедро» имеют практически одинаковые показатели. Приёмы данной группы являются единственными, по которым не обнаружено отличий успешности проведения в условиях соревновательной деятельности между самбистами различных весовых категорий.

Таблица 3

Количество оценённых технико-тактических действий по отдельным видам приёмов в стойке квалифицированных самбистов за 100 соревновательных поединков в каждой категории

Виды приёмов в стойке

Весовая категория Выведение из равновесия Захватом ноги Захватом ног Подножки Подсечки Зацепы Обвивы Подхваты Подсады Ножницы Через голову Через бедро Через спину Через грудь

Лёгкая 19 41 9 12 19 13 0 7 7 1 5 23 37 8

Средняя 23 27 4 15 17 10 3 14 12 0 7 26 29 12

Тяжёлая 26 7 2 10 6 5 0 6 6 0 2 25 15 14

Л- С Е»,05 P0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P<0,05 P<0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05

Н Л- Т Е»,05 P0,05 P<0,05 P>0,05 P<0,05 P<0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05

СТ P005 P<0,05 P>0,05 P>0,05 P<0,05 P<0,05 P>0,05 P<0,05 P<0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05 P>0,05

Условные обозначения: Л - самбисты лёгкой весовой категории; С - средней; Т - тяжёлой.

При анализе соревновательной деятельности квалифицированных самбистов обнаружена тенденция - по мере увеличения весовой категории уменьшается доля оценённых действий из группы «с захватом ноги». По сравнению со спортсменами лёгкой весовой категории у средневесов этот показатель ниже на 26 %, а у тяжеловесов - на 72 %. Так же по мере увеличения веса спортсменов уменьшается доля успешно проведённых приёмов из группы «через спину». По сравнению со спортсменами лёгкой весовой категории самбисты средней категории выполняют действия из этой группы на 20 % реже, а самбисты тяжёлой категории - на 60 %. Возможной причиной данной тенденции может являться то, что спортсмены легкой весовой категории довольно часто применяют такое технические технико-тактические действия, как броски через спину с колен. Данное действие является технически сложным и выполняется довольно быстро. Видимо, данные характеристики представляют определённую сложность, особенно для спортсменов тяжёлого веса.

Следует обратить внимание ещё на одну группу технико-тактических действий в стойке, а именно броски «через грудь». Отмечается увеличение успешно выполненных действий данной группе по мере увеличения весовой категории. Спортсмены тяжёлой весовой категории выполняют данное действие на 8 % чаще, чем самбисты средней весовой категории, и на 28 % чаще, чем спортсмены лёгкой весовой категории.

Полученные в результате исследования данные могут быть использованы в школах и училищах олимпийского резерва при разработке методики дифференцированного совершенствования учебно-тренировочного процесса квалифицированных самбистов с учётом весовых категорий.

Выводы:

1. В результате проведённого исследования выявлено, что в условиях соревновательной деятельности самбистов лёгких, средних и тяжёлых весовых категорий имеются как общие черты, так и различия (количественные и качественные) в технико-тактическом арсенале.

2. В процессе исследования выявлено, что независимо от весовых категорий самбисты выполняют при борьбе в партере достоверно более низкое количество оценённых технико-тактических действий, чем при борьбе в стойке.

3. Между спортсменами лёгкой и средней весовой категории имеются различия по количеству оценённых технико-тактических действий как в стойке, так и в партере, но они статистически недостоверны. Самбисты тяжёлой весовой категории имеют достоверно самый низкий показатель количества оценённых технико-тактических действий в стойке и в партере по сравнению с борцами лёгких и средних весовых категорий.

Библиографический список

1. Горская, И. Ю. Координационная подготовка спортсменов : монография / И. Ю. Горская, И. В. Аверьянов. А. М. Кондаков. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2015. - 220 с.

2. Петров, А. М. Мозг и движение (аспект совершенствования) / А. М. Петров. - М., 1997. - 300с.

3. Маркин, П. С. Подготовка самбистов на основе преимущественного выполнения атакующих приемов в партере : автореф. дис. ... канд. пед. наук / П. С. Маркин. - М., 2004. - 22 с.

4. Климас, Р. Технико-тактическая подготовка борцов в зависимости от их квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р. Климас. - Л., 1986. - 21 с.

5. Хадишин, Б. С. Средства и методы педагогического контроля соревновательной деятельности борца самбиста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Б. С. Хадишин. - М., 1989. - 22 с.

A. M. Kondakov, Siberian state University of physical culture and sports V. V. Dubinetsky, Omsk Academy of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation

TECHNICAL ARSENAL SAMBO FIGHTERS IN COMPETITIVE BOUTS

The article presents the study of technical and tactical arsenal Sambo qualifications of different weight classes in the conditions of competitive matches. The data carried out technical activities for individual groups and types of receptions in the rack and on the ground.

Keywords: technical and tactical arsenal, weight categories, Sambo.

References

1. Gorskaia I. Iu., Averianov I. V. Kondakov A. M. Koordinatcionnaia podgotovka sportsmenov [Coordinating preparation of athletes]. Monograph, Омск, SibGUFK, 2015, 220 p.

2. Petrov A. M. Mozg i dvizhenie (aspekt sovershenstvovaniia) [The brain and movement (perfection aspect)]. Moscow, 1997, 300 p.

3. Markin P.S. Podgotovka sambistov na osnovepreimushchestvennogo vy^polneniia atakuiushchikhpriemov v partere [The training of wrestlers on the basis of priority implementation of attacking techniques in the stalls]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, 2004. 22 p.

4. Climas R. Tekhniko-takticheskaia podgotovka bortcov v zavisimosti ot ikh kvalifikatcii [Technical-tactical training of wrestlers depending on their qualifications]: Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Leningrad, 1986, 21 p.

5. Hadishin B.S. Sredstva i metody" pedagogicheskogo kontrolia sorevnovateVnoV deiateVnosti bortca sambis-ta [The means and methods of pedagogical control of competitive activity of Sambo wrestlers]. Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, 1989, 22 р.

© А. М. Кондаков, В. В. Дубинецкий, 2016

Авторы статьи:

Алексей Михайлович Кондаков, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, e-mail: [email protected]

Вячеслав Валерьевич Дубинецкий, кандидат педагогических наук, доцент, Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. Н. Мартыненко, кандидат педагогических наук, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск.

М. С. Эммерт, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный технический университет.

УДК 378.14 DOI 10.17238^п1998-5320.2016.26.144

С. Н. Рягин, И. А. Костюк, Омская гуманитарная академия

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Подготовка бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование» в условиях модернизации педагогического образования предполагает не только профессиональное, но и нравственное формирование личности студента, что позволяет обозначить сущностное содержание образовательной деятельности в период обучения как решение триединой задачи - гражданственность, нравственность и профессионализм. Будущий педагог - это личность, призванная учить и вдохновлять учеников на самосовершенствование, а основы в становлении личности профессионала формируются в процессе обучения в вузе.

Ключевые слова: модернизация педагогического образования, гражданственность, нравственность, профессионализм.

Становление и развитие Российской Федерации осуществлялось в период активного реформирования буквально всех сфер общественной жизни, но именно размах реформ определил актуальность гражданского общества как гаранта необратимости и успешности дальнейших преобразований. Проблема гражданского воспитания и становления личности как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план в процессе подготовки студентов вуза по направлению подготовки «Педагогическое образование» в ситуации модернизации педагогического образования. Это можно проследить по многочисленным документам, характеризующим государственную политику в области образования: Государственная программа РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.