УДК 378.012.016: 796.818
И.П. Афонина, доц., [email protected], 8-910-164-87-41 (Россия, Тула, ТулГУ)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В САМБО
Рассмотрены проблемы оптимизации подготовки самбо для студентов, занимающихся в группах спортивного совершенствования, определены возможности повышения качества освоения атакующей техники самбо с применением методов моделирования.
Ключевые слова: студенты-самбисты, подготовительные упражнения,
эффективность освоения техники, развитие силовых возможностей .
Эксперты в области спортивной подготовки спортсменов-борцов показывают, что больше половины общего объема базовой подготовки ведущих борцов составляют вспомогательные упражнения, ориентированные на развитие максимальной силы и скоростных качеств и развитие этих физических качеств связывают с выполнением бросков[2,4].
Анализ общей и специальной литературы, опыт работы высококвалифицированных специалистов в области борьбы самбо и дзюдо позволяет сделать вывод: развитие мышц туловища и конечностей, и
одновременно высокий уровень силовой подготовленности — предпосылка сохранения здоровья и показа хороших результатов в спортивной борьбе. Недостаточное развитие мышечно-суставного и связочного аппарата, как правило, не позволяет в полной мере реализовать технико-тактические возможности, ведет к перенапряжениям и в конечном итоге к серьезным травмам[3]. В практике спорта, борьбы основным средством для развития силы и изменения качества мышц в желаемом направлении считается тренировка с отягощениями. С помощью метода моделирования сил реакции опоры и инерции в проведении броска прогибом разработаны эффективные локальные физические упражнения на развитие силовых возможностей для обучения студентов технике самбо[1].
Цель и задачи работы предусматривали экспериментально проверить эффективность методики освоения атакующих технических действий самбо для студентов, занимающихся в группе спортивного совершенствования, основанную на использовании специально-
подводящих упражнений.
В исследовании использовался метод совершенствования силовых возможностей нижних конечностей и туловища, на основе моделирования бросков в спортивной борьбе, основанный на современных способах тензометрии.
Исследование проводилось с декабря по май 2009г. на базе кафедры Тульского государственного университета и Центра реабилитации и здоровья. В исследовании принимали участие студенты, занимающиеся самбо на отделении курса спортивного совершенствования 140 человек.
Опрос тренеров и преподавателей (п=35) по борьбе позволил уточнить некоторые вопросы по целесообразности применения специальных и подготовительных упражнений в учебном процессе студентов-самбистов. Для “взвешивания” содержания информации в компонентах сферы спортивной борьбы - самбо применяли метод аналитической экспертизы. На основе экспертной оценки устанавливалась степень согласованности мнений экспертов по исследуемым вопросам и объективность обоснования выводов экспертов. Мнения экспертов относительно применения и необходимости использования на учебных занятиях специальных и подготовительных упражнений достаточно согласованы, так как коэффициент конкордации составил W=0.752.
Педагогический эффект тренировочного процесса характеризовали с двух сторон: качественной и количественной. Использование
количественного анализа процесса в исследовании отразили с позиции математических методов исследования. Эффективность качества
тренировочного процесса оценивали по результатам эффективности выполнения технических действий в условиях соревновательной деятельности.
В ходе наблюдения, регистрации и анализа оценивали уровень развития специальной работоспособности и активности ведения соревновательной встречи. Оценили общее количество выполненных
результативных атакующих технических действий участников
педагогического эксперимента, количество попыток проведения
технических действий из арсенала изучаемой техники самбо участниками контрольной и экспериментальных групп. Выполняемые варианты активных технических действий разделили на пять групп:
1) «Броски с отрывом от ковра»- броски выполняемые вперед со стойки (в падении с колен), мельницы, подсады, броски прогибом.
2) «Броски руками» - сваливания, скручивания, посадки, задняя подножка, варианты зацепов.
3) Удержания до результативной оценки.
4) Болевые приемы - выполнение болевых приемов на руку, на ногу.
5) Реальные попытки переходов со стойки в партер до болевого или удержания.
Подсчитали общее количество выполненных атакующих технических действий в контрольной и экспериментальной группе, результаты оцениваемых действий представлены (табл. 1).
Таблица 1
Общее количество оцененных и выполненных на контрольных соревнованиях атакующих технических действий
Техническое действие Весовая категория I
68 кг п=32 74 кг п=44 82 кг п=29 90 кг п=25
1. Броски вперед со стойки, в падении с колен (броски через «бедро», передняя подножка, с захватом за пояс, с захватом из-под плеча, мельницы, мельницы, подсады, броски прогибом 40 48 34 28 150
Броски назад (задняя подножка, зацепы изнутри под левую или правую ногу, «выхваты» за ногу, проходы в ноги 30 50 30 28 138
2. Броски руками (выведения из равновесия, скручивания сваливания, выхват за ноги) 40 38 28 46 152
3. Удержания 30 50 29 20 129
4. Болевые приемы на руки, болевые приемы на ноги 12 18 9 6 45
5. Переходы со стойки на болевые приемы и удержания 5 10 16 5 36
Результаты контрольных соревновательных поединков в контрольной группе, показывают, что студенты добились неплохих показателей в освоении техники самбо. Однако в экспериментальной группе положительные результаты значительно выше. Итоги в процентном отношении показаны на диаграмме (рисунок).
■ броски с отрывом от
ЭК п=60
25 -14
------—>9
КГп=70
37
ковра
I броски руками
удержания
I болевые приемы
Выполнение результативных технических действий по итогам контрольных соревновательных поединков на оценку в баллах
Студенты, обучающиеся самбо экспериментальной методике по итогам соревновательных встреч показали: «удержания» приблизительно одинаково выполняют самбисты всех групп (около 20 %), переходы с
борьбы стойки в партер лучше получаются в экспериментальной группе (9 и 2 %), самбисты контрольных групп больше показали оценок в выполнении сваливаний, скручиваний (26 КГ и 15 % ЭГ) - т. е, где соперник чаще ошибается или случайные падения, в экспериментальной группе студенты смогли показать броски с выведением из равновесия, с отрывом от ковра - применили изучаемую технику(37 ЭГ и 13 % КГ). Показатели активности и результативности представлены (табл. 2).
Таблица 2
Средние показатели активности и эффективности освоения технических действий по итогам соревновательных встреч
№ п/п Вид Весовые категории Э
До 68 (п=15) До 74(п=1) До 82(п=13) До 90(п=14)
1 Активность встречи 2,75 2,25 1,75 2,5
2 ЭФ,% 62,5 62,1 62,6 63
№ п/п Вид Весовые категории К
До 68 (п=17) До 74(п=26) До 82(п=16) До 90(п=11)
1 Активность встречи 2 1,25 1,25 1,5
2 ЭФ, % 28 27 36 36
Р. р < 0.01 р < 0.01 р < 0.01 р < 0.01
Эффективность освоения техники самбо в соревновательных встречах оценивали по формуле отношения результативных попыток к общему количеству попыток в процентах. Рассчитывали показатель активности атакующих действий как отношение выполненных результативных технических действий за время встречи, учитывали при этом уровень соответствующий начальной подготовке освоения техники самбо. Показатель активности ведения встречи выше в экспериментальных группах (2,75 максимально), причем в легких и тяжёлых весовых категориях показатель больше (2,5 ЭГ и 1,5 К).
По данным специалистов в области спортивных единоборств [Е.М. Чумаков, С.Е. Табаков, В.Г. Еганов, В.М. Игуменов и др.] на этапе обучения техническим действиям эффективность выполнения технических действий в учебно-тренировочных встречах составляет приблизительно 60-70 %. В нашем случае эффективность выполнения атакующих технических действий самбо в экспериментальных группах составляла в среднем 62,1-63 %.
Специальные и подготовительные упражнения силовой
направленности локального действия, позволяют повысить силовые возможности мышц нижних конечностей и туловища, что значительно повышает эффективность применения техники самбо[1,3].
Результаты исследования показывают, что независимо от квалификации и времени занятий система самбо позволяет подобрать адекватные средства для оптимальной подготовки студентов-самбистов в условиях курса спортивного совершенствования вузе.
Список литературы
1. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. М.: ФиС. 1971. 208 с.
2. Еганов А.В. Разработка методологии индивидуальной спортивнотехнической подготовки в дзюдо // Теория и практика физической культуры. 1999. № 9. 7-10 с.
3. Свищев И.Д Моделирование силы реакции опоры и инерции борца при проведении бросков. М.: РГАФК. 2010. 3-12 с.
4. Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца. М.: РГАФК, 1996. 106 с.
I.P. Afonina
Pedagogical estimation of efficiency of application of specially-preparatory exercises in sambo-wrestling
Problems of optimisation of preparation of sambo-wrestling for the students who are engaged in groups of sports perfection are considered, possibilities of improvement of quality of development of attacking technics of sambo-wrestling with application of methods of modelling are defined.
Key words: the students-sambisty, special exercises, efficiency of development of technics.
Получено 12.02.2011 г.
УДК 378.016: 796.818
И.П. Афонина, доц. [email protected], 8-910-164-87-41 (Россия, Тула, ТулГУ)
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ «ОСВОЕНИЯ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ САМБО»
Раскрывается содержание экспериментальной учебной рабочей программы по физическому воспитанию для студентов ТулГУ на основе освоения техники самбо.
Ключевые слова: физическое воспитание, атакующие действия самбо,
специалъно-подготовителъныеупражнения, объём техники, самозащита.
Основные направления модернизации физического воспитания в образовательных учреждениях и повышения эффективности физической подготовки молодежи допризывного возраста, должны быть реализованы через комплекс мер по совершенствованию системы физкультурных и