Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ ПУТЁМ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЛОВЦОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ ПУТЁМ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЛОВЦОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
84
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛОВЦЫ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СИЛОВАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сафронова Ирина Раилевна, Целищева Елизавета Ивановна, Смирнова Лариса Владимировна

Рассмотрены вопросы целесообразности построения тренировочного процесса, связанные с многократным оперативным контролем фактического выполнения планируемых результатов на соревнованиях. Предложена коррекция тренировочной работы на основе выявления слабых сторон общей, специальной и технической подготовленности пловцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сафронова Ирина Раилевна, Целищева Елизавета Ивановна, Смирнова Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVE SWIMMING TECHNIQUE THROUGH THE DEVELOPMENT OF SPECIAL STRENGTH TRAINING OF SWIMMERS

In this article questions the appropriateness of the training process related to multiple operational control of the actual implementation of the planned results. In this regard, the correction of the training work based on the identification of «weaknesses» of General, special and technical training of swimmers.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ ПУТЁМ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЛОВЦОВ»

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2015. № 1. С. 70-74.

УДК 796 ББК 75.1

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ ПУТЁМ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЛОВЦОВ

И. Р. Сафронова, Е. И. Целищева, Л. В. Смирнова

ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИР), Челябинск, Россия

Рассмотрены вопросы целесообразности построения тренировочного процесса, связанные с многократным оперативным контролем фактического выполнения планируемых результатов на соревнованиях. Предложена коррекция тренировочной работы на основе выявления слабых сторон общей, специальной и технической подготовленности пловцов.

Ключевые слова: пловцы, силовая подготовленность, тренировочный процесс.

Нет сомнения, что развитие спорта и рост рекордов определены такими социально-экономическими факторами, как уровень жизни населения, поддержка со стороны государства, наличие спортивных баз и инвентаря, организация детско-юношеского спорта, изменения системы международных и национальных соревнований, материально-техническое и медицинское обеспечение спорта. Не в меньшей мере рост рекордов зависит от развития методической мысли и внедрения в тренировочный процесс новаций в технологии подготовки. Система спортивной подготовки в плавании непрерывно изменялась и совершенствовалась в течение более чем столетнего периода [2; 3; 5].

Целью нашего исследования явилось изучение совершенствования техники плавания кролем на груди и баттерфляем на дистанциях 100 и 200 м, произошедшего за счёт увеличения мощности гребка, длины шага и снижения частоты гребковых движений.

Материалы и методы исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие спортсмены ДЮСШ «Аквамарин»: учебно-тренировочная группа 4-го года обучения (УТГ-4) и группа спортивного совершенствования (СС), общей численность 30 чел. Так, 5 девушек и 10 юношей составили экспериментальную группу (ЭГ) (п = 15); 5 девушек и 10 юношей — контрольную (КГ) (п = 15).

В течение педагогического эксперимента пловцы контрольной и экспериментальной групп выполнили одинаковую работу по объёму часов на суше и в воде, но различную по содержанию тренировочной нагрузки [4]. Спортсмены контрольной группы тренировались в соответствии

с традиционными программными требованиями УТГ, групп СС, а экспериментальная группа выполняла тренировочную работу согласно традиционным программным требованиям с существенным видоизменением и дифференцированием спортивной тренировки, опираясь на срочные и оперативные данные контрольных тестов и испытаний. Выбор данного методического подхода спортивной тренировки ЭГ был предпринят исходя из анализа литературных данных, педагогического опроса тренеров-практиков, личного опыта и наблюдений.

Исследование проводилось в три этапа: 1-й этап — с марта по октябрь 2012 г. В рамках этого этапа мы формулировали проблематику исследования, а также нами был изучен уровень специальной подготовленности спортсменов в воде. В связи с полученными данными была разработана система подготовки пловцов ЭГ с частичным акцентом на воспитание силовых способностей на суше и увеличение подвижности суставов, а также коррекции специальной физической подготовки в воде. Сделан выбор специальных средств, воздействующих на гребковый цикл и шаг в технике плавания, и определены формы физической подготовки на суше [4].

2-й этап проходил с октября по март 2013 г. Осуществлялось опробование системы коррекции спортивной тренировки, направленной на развитие физических качеств на суше, их переноса на воду и совершенствование наиболее важных элементов техники плавания в соревновательной деятельности.

3-й этап длился с марта по май 2013 г. Он носил аналитический характер. Происходило опре-

деление достигнутых экспериментальных показателей элементов техники плавания, выявление прямой зависимости силовых способностей, скорости и мощности плавания.

На экспериментальном этапе основным методом являлся педагогический эксперимент, который мы можем охарактеризовать как прямой, параллельный и естественный.

Педагогическое наблюдение в совокупности с использованием системы контрольных упражнений позволило осуществить коррекцию тренировочного процесса на основе данных срочного, оперативного и текущего контроля за техникой плавания и показателей личных достижений на основных дистанциях пловцов в тренировочной и соревновательной деятельности [5].

Для исследования полученного фактологического материала применялись общелогические методы анализа и синтеза информации, а также методы математической статистики.

В начале педагогического эксперимента была проведена оценка показателей специальной физической подготовленности пловцов по контрольным нормативам многолетней подготовки, разработанным Г П. Алёшиным, В. Б. Гиля-зовой [1].

Был выявлен неудовлетворительный уровень специальной физической подготовленности, низкие показатели скоростных качеств в воде, большое количество гребковых циклов (частый шаг) на соревновательных дистанциях, низкий уровень специальных силовых качеств, отвечающих за эффективность гребковых движений.

В педагогический эксперимент были включены упражнения силовой направленности, отвечающие за подготовку пловцов на суше и в воде, оказывающие непосредственное воздействие на совершенствование техники плавания и перенос физических качеств с суши на воду.

В октябре-декабре 2013 г. мы использовали комплекс круговой тренировки преимущественно силовой направленности (30 % — гибкость, 70 % — силовая подготовка), в январе-мае 2007 г. в комплексе круговой тренировки мы сделали акцент на развитие силовых качеств и подвижности в суставах [2; 3].

Параллельно с занятиями на суше, на протяжении всего педагогического эксперимента, в воде нами выполнялась работа, направленная на перенос физических качеств с суши на воду, в сочетании с общепринятым программным материалом тренировочного процесса. При этом использова-

лись специальные упражнения, направленные на улучшение качества гребка.

Результаты исследования и их обсуждение. В начале педагогического эксперимента (октябрь 2013 г.) нами были выявлены лучшие индивидуальные результаты пловцов, включённых в ЭГ и КГ, на дистанциях 100 и 200 м. В декабре 2013 г. нами были взяты повторные результаты на этих же дистанциях.

В ходе анализа полученных данных ЭГ, показанных в октябре-декабре 2013 г., нами выявлена динамика снижения средних показателей гребко-вых движений на соревновательных дистанциях 100 и 200 м, снижение средних максимальных показателей интенсивности в соревновательной деятельности и количественное увеличение роста планируемых результатов.

В результатах КГ, полученных в октябре-декабре 2013 г., также прослеживается динамика снижения средних показателей гребковых движений на соревновательных дистанциях 100 и 200 м, снижение средних максимальных показателей интенсивности в соревновательной деятельности и существенное количественное увеличение роста планируемых результатов. Данный прирост личных достижений объясняется большим объёмом интервальной подготовки пловцов КГ в подготовительном периоде годичного цикла в отличие от спортсменов ЭГ, в тренировочном процессе которых был сделан акцент на закрепление и совершенствование показателей техники гребковых движений в сочетании с базовой подготовкой.

Подводя итог анализа тренировочной деятельности спортсменов КГ и ЭГ, необходимо отметить:

- на втором этапе педагогического эксперимента (октябрь-декабрь 2013 г.) мы наблюдали следующую динамику качественных показателей тренированности спортсменов: в ЭГ и КГ отмечается тенденция снижения среднего количества греб-ковых движений на соревновательных дистанциях, незначительная разница между показателями объясняется периодом врабатывания и достижения пловцами обеих групп уровня физической подготовленности конца прошлого года, после летнего отдыха;

- количественный прирост результатов КГ на втором этапе педагогического эксперимента (декабрь 2013 г.) на 27 % превысил показатели роста результатов ЭГ. Исходный уровень подготовленности КГ на начальном этапе эксперимента

72

И. Р. Сафронова, Е. И. Целищева, Л. В. Смирнова

(октябрь 2013 г.) был выше, чем ЭГ. Об этом свидетельствуют показатели прироста результатов на первых классификационных соревнованиях в начале года (КГ — 24 %, ЭГ — 10 % превышения запланированных результатов);

- максимальная интенсивность в соревновательной деятельности на втором этапе педагогического эксперимента (октябрь-декабрь 2013 г.) снизилась, что связано с врабатыванием пловцов в подготовительном периоде годичной подготовки. Однако показатели ЭГ незначительно ниже, чем в КГ.

На следующем этапе педагогического эксперимента был проведён повторный контроль результатов на дистанциях 100 и 200 м в марте и мае 2013 г.

В результатах ЭГ, показанных в марте-мае 2013 г., прослеживается динамика снижения средних показателей гребковых движений на соревновательных дистанциях 100 и 200 м, снижение средних максимальных показателей интенсивности в соревновательной деятельности и количественное увеличение роста планируемых результатов.

Анализируя результаты КГ в марте-мае 2013 г., мы наблюдаем увеличение максимальных показателей интенсивности в соревновательной деятельности, количественное увеличение роста планируемых результатов и сохранение на прежнем уровне средних показателей гребковых движений на соревновательных дистанциях 100 и 200 м.

В марте-мае 2013 г. педагогический эксперимент выявил следующую динамику качественных показателей тренированности спортсменов:

- в ЭГ отмечается тенденция снижения среднего количества гребковых движений на дистанциях 100 и 200 м, в КГ этот показатель остался на прежнем уровне. Это объясняется тем, что у спортсменов ЭГ закрепился навык гребковых движений (увеличились длина шага и мощность гребка);

- количественный прирост спортивных результатов ЭГ в декабре-марте 2013 г. составил 73 %, а в КГ — 17 %, т. е. прирост результатов в ЭГ оказался на 56 % больше, чем в КГ;

- в марте-мае 2013 г. показатели улучшения результатов в ЭГ на 37 % больше, чем в КГ и составили в ЭГ 80 %, а в КГ — 43 %;

- средний показатель максимальной интенсивности в соревновательной деятельности в ЭГ резко снизился, что связано со снижением среднего

количества гребковых движений. В КГ этот показатель изменился несущественно.

Сравнивая исходные, промежуточные и конечные результаты ЭГ и КГ, мы наблюдаем, что в ЭГ постоянно прослеживается тенденция снижения средних показателей гребковых движений на соревновательных дистанциях 100 и 200 м. По сравнению с октябрём 2012 г. этот показатель снизился на 3,2 гребка и составил 17 гребков; также снизился показатель максимальной интенсивности в соревновательной деятельности, в мае он составил 191 уд./мин и снизился по сравнению с октябрём 2012 г. на 11 уд./мин; прослеживается и количественное увеличение роста планируемых результатов по сравнению с октябрём 2012 г.— в мае этот показатель составил 80 %. В КГ средний показатель гребковых движений на соревновательных дистанциях 100 и 200 м снизился незначительно по сравнению с октябрём 2006 г.— в мае он снизился на 1,4 гребка, составив 19 гребков. Средний показатель максимальной интенсивности в соревновательной деятельности также снизился незначительно, по сравнению с октябрём 2012 г., он снизился на 5 уд./мин. и составил 199 уд./мин (минимальное его значение наблюдалось в марте 2007 г.— 198 уд./мин); прирост планируемых результатов в конце года составил 43 % (его максимальный показатель наблюдался в декабре 2012 г.— 77 %).

Кроме того, регулярные беседы со спортсменами позволили выявить тот факт, что пловцы, включённые в экспериментальную группу, более легко переносили тренировочные и соревновательные нагрузки, тренировались с большим желанием.

Выводы. 1. Эффективность техники плавания зависит от качественных проявлений её элементов (длины шага, темпа, мощности гребковых движений).

2. Развитие специальных силовых качеств, отвечающих за эффективность гребковых движений, является неотъемлемой частью тренировочного процесса, без их развития совершенствование техники будет неэффективным. Чтобы осуществить качественный перенос развитых физических качеств на суше, необходимо использовать специальные упражнения силовой направленности в воде.

3. Сочетание физической подготовки на суше, специальной подготовки в воде и закрепление наиболее современных элементов в технике пла-

вания позволяют планомерно влиять на личный ники плавания позволяют понизить максималь-результат, стабилизировать достижения. ные показатели интенсивности выполняемых

4. Показано, что качественные показатели тех- упражнений в соревновательной деятельности.

Список литературы

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / под ред. А. Г. Хрипковой. -М. : Педагогика, 1982. - 240 с.

2. Елисеев, Е. В. Интегральная характеристика сократительной способности миокарда у айкидоистов методом совмещения поли- и эхокардиографии / Е. В. Елисеев, А. В. Панов // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 10. - С. 43-45.

3. Кокорева, Е. Г. Эффекты психофизической коррекции у детей 4-10 лет с сенсорными нарушениями / Е. Г. Кокорева // Науч. обозрение. - 2014. - № 1. - С. 138-141.

4. Озолинь, П. П. Адаптация сердечно-сосудистой системы к спортивным нагрузкам / П. П. Озолинь. - Рига : Зинатне, 1984. - 134 с.

5. Попова, Т. В. Адаптационные реакции кровообращения на умственные и локальные физические нагрузки у студентов-пловцов / Т. В. Попова, И. Р. Зиннатуллина, О. Г. Коурова // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 7. - С. 124-128.

Сведения об авторах

Сафронова Ирина Раилевна — кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания и здоровья Южно-Уральского государственного университета (НИР), Челябинск, Россия. irena558@mail.ru

Целищева Елизавета Ивановна — старший преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья Южно-Уральского государственного университета (НИР), Челябинск, Россия. irena558@mail.ru

Смирнова Лариса Владимировна — старший преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья Южно-Уральского государственного университета (НИР), Челябинск, Россия. irena558@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2015. № 1. P. 70-74.

IMPROVE SWIMMING TECHNIQUE THROUGH THE DEVELOPMENT OF SPECIAL STRENGTH TRAINING OF SWIMMERS

I. R. Safronova

Candidate of Biology, Associate Professor of Physical Education and Health of South Ural State University (NCI), Chelyabinsk,

Russia. irena558@mail. ru

E.I. Tselishcheva

Senior Lecturer, Departmentof Physical Education and Health of South Ural StateUniversity (NCI), Chelyabinsk, Russia.

irena558@mail.ru

L. V. Smirnova

Senior Lecturer, Departmentof Physical Education and Health of South Ural StateUniversity (NCI), Chelyabinsk, Russia.

irena558@mail.ru

In this article questions the appropriateness of the training process related to multiple operational control of the actual implementation of the planned results. In this regard, the correction of the training work based on the identification of «weaknesses» of General, special and technical training of swimmers.

Keywords: swimmers, force readiness, training process.

References

1. Adaptaciya organizma uchathikhsya k uchebnoyj i fizicheskoyj nagruzkam [Adaptation of an organism of students to educational and physical stress] red. by A. G. Khripkovoyj. Moscow, Pedagogika, 1982. 240 p. (In Russ.)

74

H. P. CatftpowBa, E. H. ^nu^eBa, H. B. CMupHOBa

2. Eliseev E.V. and Panov A.V. Integraljnaya kharakteristika sokratiteljnoyj sposobnosti miokarda u ayjki-doistov metodom sovmetheniya poli- i ehkhokardiografii [An integral characteristic of myocardial contractility in the aikidokas method of combining poly- and echocardiography]. Teoriya i praktika fizicheskoj kuljturih [Theory and Practice of Physical Culture]. 2002. No 10. P. 43-45. (In Russ.)

3. Kokoreva E.G. Ehffektih psikhofizicheskoyj korrekcii u deteyj 4-10 let s sensornihmi narusheniyami [The psychophysical effects correction in children 4-10 years old with sensory disabilities]. Nauchnoe obozre-nie. [Science Review]. 2014. No 1. P. 138-141. (In Russ.)

4. Ozolinj P.P. Adaptaciya serdechno-sosudistoyj sistemih k sportivnihm nagruzkam [Adaptation ofthe car-diovascularsystem tosports loads]. Riga, Zinatne, 1984. 134 p. (In Russ.)

5. Popova T.V., Zinnatullina I.R. and Kourova O.G. Adaptacionnihe reakcii krovoobratheniya na umstven-nihe i lokaljnihe fizicheskie nagruzki u studentov-plovcov [Adaptive responsetoblood flowandlocalmentalex-ercisestudentsswimmers]. Teoriya i praktika fizicheskoyj kuljturih [Theory and Practice of Physical Culture]. No 7. 2011. P. 124-128. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.