УДК 797.21
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИМИТИРУЮЩИХ ЗВЕНЬЕВ ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПЛОВЦА
Геннадий Андреевич Гилев, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, мастер спорта СССР, Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва; Василиса Владимировна Владыкина, соискатель, старший инструктор-методист Центра физической культуры и спорта ВАО г. Москвы (ЦФКиС ВАО г. Москвы); Анастасия Михайловна Каткова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет
(МПГУ), Москва
Аннотация
В работе обоснована возможность тестирования скоростно-силовой подготовленности пловца с позиции реализации развиваемой им мощности в гребковых движениях на суше при преодолении гидросопртивления в скоростном и силовом режимах. Показана целесообразность построения тренировочного процесса, направленного на устранение слабых звеньев в скоростно-силовой подготовленности пловца, по сравнению с поэтапной методикой акцентированного развития силы с последующей реализацией возросшего силового потенциала в структуре гребковых движений пловца. Разработанная и апробированная в эксперименте методика определения отстающих звеньев в скоростно-силовой подготовленности пловца позволяет индивидуализировать процесс силовой подготовки, целенаправленно планировать тренировочные нагрузки.
Ключевые слова: гребковые движения, силовой потенциал, скоростной режим, силовой режим, пловец.
DETERMINATION OF THE LIMITING LINKS IN THE IMPROVEMENT OF SPEED-POWER PREPAREDNESS OF THE SWIMMER
Gennady Andreevich Gilev, the doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker of physical culture of the Russian Federation, master of sports of the USSR, Moscow State Pedagogical University, Moscow; Vasilisa Vladimirovna Vladykina, the competitor, senior instructor-Methodist of the Center ofphysical culture and sport VAO of Moscow; Anastasia Mikhai-lovna Katkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Pedagogical University, Moscow
Annotation
The work proves the possibility of testing the speed-force readiness of the swimmer from the perspective of implementation they developing power in rowing movements on land under overcoming hydro resistance in speed and power modes. The expediency of planning the training process aimed at the preparedness weaknesses in the speed and power of the swimmer compared to the phased development methodology of accentuated powers with the subsequent implementation of the increased power potential in the structure of hoe-type motions of the swimmer. Developed and tested in the experiment, the methodology of determining the backward links in the speed and power of preparedness of the swimmer allows individualizing the process of strength training, purposefully to plan the training load.
Keywords: hoe-type motion, power potential, speed mode, strength mode, swimmer.
ВВЕДЕНИЕ
Существующие в практике методы определения скоростно-силовой подготовленности пловца в большинстве случаев основаны на сравнении развиваемой пловцом силы тяги в воде или проявляемого в гребке усилия с показателем его статической силы, или количеством гребковых движений за определенный промежуток времени при работе на силовых устройствах дозированного сопротивления.
Однако сравнивать силовые возможности без учета скоростных характеристик выполнения движения с величиной проявления силы в воде не совсем правомерно, так как
известно, что величина усилия, проявляемая в относительно быстрых движениях, слабо коррелирует с показателем максимальной статической силы или величиной усилия при относительно небольшой скорости движения [9, 10 и др.]. К тому же подобное сравнение не позволяет определить отстающие компоненты в силовой подготовленности пловца, поскольку при этом не учитывается, что каждое гребковое движение по своей сути является скоростно-силовым упражнением, в эффективном выполнении которого немалую роль играет не только чисто силовой компонент, но и быстрота включения и выключения мышц. Игнорирование этого положения нередко приводит к неправильной ориентации в подборе тренировочных нагрузок, когда акцентируется внимание на дальнейшем росте силовых показателей в ущерб скоростно-силовым характеристикам проявления силы. В конечном итоге это, как правило, ведет к застою в результатах, а нередко и к их падению.
МЕТОДИКА, РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Исходными предпосылками для разработки методики тестирования скоростно-силовой подготовленности пловца явились два обстоятельства: многочисленные данные, полученные с использованием разработанных нами тренажерных устройств [2, 4, 5, 6], нагрузка на которых задается гидросопротивлением, показали, что по мере роста мастерства пловцов уровень силы в гребковых движениях, выполняемых в различных режимах (силовых, скоростно-силовых, скоростных), повышается; пловцы одинаковой квалификации, как правило, отличаются умением реализовать свой силовой потенциал в имитационных движениях в сопоставимых режимах работы. За силовой потенциал при этом принималась величина развиваемого пловцом максимума усилия в единичном гребковом движении, выполненном с максимально ему доступной скоростью при заданном сечении потока жидкости в тренажерном устройстве. Степень реализации силового потенциала (СРСП) выражается отношением суммы средних величин усилий правой и левой руки, развиваемых в имитационных гребковых движениях рук за определенный промежуток
времени, к сумме силового потенциала правой и левой руки в процентах:
^ + ^
СРСП = -с1±-100%,
^ + ^
пр. л.
где Есрпр., Гсрл - средняя величина усилия, развиваемая соответственно правой и левой рукой; ¥пр,, - величина развиваемого усилия в единичном гребковом движении соответственно правой и левой рукой (силовой потенциал каждой руки).
Для выявления отстающих звеньев в скоростно-силовой подготовленности наиболее приемлемыми для тестирования оказались режимы, условно названные силовым и скоростным, при которых величина сечения потока жидкости (устанавливается дросселем) в тренажерном устройстве [4] подбиралась с таким расчетом, чтобы при выполнении одиночного гребкового движения занимающийся мог развить усилие, максимальная величина которого составляет соответственно 75 и 25% от статического усилия, предварительно зафиксированного на этом же тренажере (при полном закрытии дросселя) в средней части траектории гребкового движения.
Фактически, используя представленное выше устройство для тренировки пловцов, испытуемый в скоростном и силовом режимах выполняет по две попытки. В первой (после установки соответствующего положения дросселя) производит одиночные гребковые движения правой и левой рукой с максимальным усилием. При этом тренажер [4] выдает информацию о величине усилия и среднем его значении при нескольких повторениях. Последний показатель после нажатия кнопки "пуск" уходит в "память". Во второй попытке испытуемый в координационной структуре соревновательного упражнения выполняет гребковые движения с задачей полностью реализовать свой силовой потенциал, зафиксированный в первой попытке, за определенный временной отрезок. По ходу выполнения он получает информацию о максимальной величине развиваемых усилий, о со-
гласовании движений двух рук ("подхват" усилия от предшествующего "гребка"), о средней величине развиваемых усилий и величине проделанной текущей работы.
По завершении этой попытки (при включении кнопки "пуск") на табло высвечивается показатель степени реализации силового потенциала.
Сопоставление величины реализации силового потенциала в силовом и скоростном режимах выполнения имитационных упражнений позволяет определить лимитирующие звенья в развитии и совершенствовании скоростно-силовой подготовленности пловца. Так, если занимающийся в силовом режиме выполнения имитационных упражнений смог реализовать свой потенциал, к примеру, на 80%, а в скоростном режиме -50%, то следует, прежде всего, развивать скоростные возможности спортсмена, поскольку последние являются для него лимитирующими в скоростно-силовой подготовленности.
С целью проверки правомерности подобной логики суждения нами был проведен педагогический эксперимент, который делился на два этапа. В эксперименте приняли участие пловцы-кролисты 1-2 разрядов. У испытуемых контрольной (1-я) и экспериментальной (2-я) групп в начале эксперимента и в конце каждого его этапа регистрировались: величина статического усилия, степень реализации силового потенциала по изложенной выше методике и результат проплывания 100-метровой дистанции. Время выполнения имитационных упражнений в каждом из режимов преодолеваемого гидросопротивления при тестировании составило 1 мин.
1 этап эксперимента. В процессе начального 4-недельного периода эксперимента пловцы 1-й группы в занятиях на суше выполняли упражнения на специализированных устройствах с преодолением больших и околопредельных сопротивлений и отягощений с целью увеличения своих силовых возможностей. Упражнения выполнялись в максимально доступном темпе. В отличие от них спортсмены 2-й группы упражнялись на тех же устройствах, но с установкой на устранение выявленных при тестировании слабых звеньев в скоростно-силовой подготовленности. Причем пловцы обеих групп на данном этапе эксперимента не использовали тренажерных устройств, нагрузка на которых определяется гидросопротивлением.
2 этап эксперимента. В последующие 8 недель при тренировке пловцов 1-й группы с целью реализации в гребковых движениях возросшего силового потенциала преимущественно использовались средства скоростно-силовой подготовки в воде. Испытуемые 2-й группы в этот период продолжали занятия в зале, используя в основном тренажерные устройства с гидродинамическим сопротивлением для устранения отстающих звеньев в скоростно-силовой подготовленности. Силовым упражнениям в обеих группах соответственно в воде и на суше ежедневно отводилось от 30 до 45 мин. Остальная часть каждой тренировки в группах осуществлялась по единой программе.
По окончании 1-го этапа эксперимента у всех пловцов 1-й группы относительно резко увеличилась величина статического усилия и возросла реализация силового потенциала в силовом режиме выполнения имитационных упражнений. В то же время у них значительно ухудшилась реализация силового потенциала в скоростном режиме выполнения имитационных упражнений, и снизился результат проплывания 100-метровой дистанции.
У спортсменов 2-й группы, тренировочная программа которых предусматривала ликвидацию отстающих звеньев в скоростно-силовой подготовленности с помощью традиционных средств подготовки пловца на суше, в момент завершения 1-го этапа эксперимента было зафиксировано относительно небольшое улучшение всех результатов в выполнении контрольных упражнений.
По окончании 2-го этапа эксперимента результативность выполнения контрольных упражнений у испытуемых обеих групп оказалась на более высоком уровне по сравнению с исходными данными. Однако у пловцов 2-й группы положительные сдвиги в
лимитирующих звеньях скоростно-силовой подготовленности (в силовом или скоростном режимах) выполнения имитационных упражнений, а также в улучшении времени проплывания 100-метровой дистанции в среднем более чем в 2 раза превысили достижения спортсменов 1-й группы. Лишь увеличение статического усилия пловцов 1-й группы достоверно превысило аналогичный параметр спортсменов 2-й группы.
Таким образом, результаты пловцов 1-й группы на 1-м этапе эксперимента позволяют констатировать, что акцентированное развитие силовых качеств на суше без учета скоростных возможностей пловца приводит к увеличению статического усилия и реализации силового потенциала в режиме выполнения имитационных упражнений с преодолением больших величин гидросопротивления, но одновременно - к падению скорости на дистанции 100 м и реализации силового потенциала в скоростном режиме выполнения имитационных упражнений. Несмотря на повышение своих силовых возможностей при выполнении упражнений на суше, они оказались не в состоянии сохранить прежнюю, имеющую место до эксперимента, скорость при проплывании контрольной дистанции. Полученные на этом этапе эксперимента данные об отрицательном влиянии увеличения силы мышц при использовании традиционных средств подготовки на скорость плавания согласуются с выводами ряда работ [1, 7, 8 и др.], посвященных проблеме силовой подготовки пловца.
Выполнение же программы тренировок спортсменами 2-й группы выявило эффективность ее построения при использовании традиционных средств суши. Однако обращает внимание относительно небольшой подъем результативности в выполнении контрольных упражнений пловцами 2-й группы на 1-ом этапе эксперимента по сравнению с соответствующими показателями 2-го этапа, когда в процессе ликвидации слабых звеньев в скоростно-силовой подготовленности испытуемые на суше использовали тренажерные устройства с гидросопротивлением. Следовательно, при использовании традиционных средств подготовки пловца на суше возникают определенные лимитирующие факторы, мешающие реализации силовых возможностей пловца. Причиной возникновения этих факторов, как следует из работ [3 и др.], является различие межмышечных координационных связей при выполнении имитационных упражнений на суше с преодолением различных видов сопротивлений или отягощений и при плавании, когда пловец в гребко-вых движениях преодолевает гидросопротивление.
На 2-ом этапе эксперимента пловцы 1-й группы улучшили скорость проплывания контрольной дистанции. У них повысилась результативность в выполнении имитационных упражнений с преодолением гидросопротивления в силовом и скоростном режимах работы. Это подтверждает взаимообусловленность увеличения реализации силового потенциала при выполнении имитационных упражнений с преодолением различных величин гидросопротивления и роста результатов в плавании.
Фактически каждый спортсмен и его тренер в процессе специальной физической подготовки должны постоянно решать проблему определения оптимального воздействия нагрузки скоростно-силовой направленности для повышения результата в плавании.
ВЫВОДЫ
1. Выявлено превосходство методического построения тренировки, направленного на устранение слабых звеньев в скоростно-силовой подготовленности пловца, по сравнению с поэтапной методикой акцентированного развития силы с последующей реализацией возросшего силового потенциала в структуре движений пловца.
2. Обоснована целесообразность использования для развития скоростно-силовых качеств пловцов тренажерные устройства, нагрузка на которых задается дозированным гидросопротивлением.
3. Апробированная в эксперименте методика определения отстающих звеньев в скоростно-силовой подготовленности пловца дала возможность индивидуализировать
процесс их силовой подготовки, целенаправленно планировать тренировочные нагрузки, что в конечном итоге позволило испытуемым 2-й группы, использовавших в тренировках на суше тренажерные устройства с гидросопротивлением более чем в два раза превзойти достижения на 100-метровой дистанции, отмеченные у пловцов первой группы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вайцеховский, С.М. Силовая подготовка пловца в воде / С.М. Вайцеховский // Плавание. - М. : ФиС, 1982. - Вып. 2. -С. 13-21.
2. Гилев Г.А. Устройство для тренировки пловцов / Г.А. Гилев // Авт. свид. N 755285,
1980.
3. Гилев, Г.А. Методология скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных пловцов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Гилев Геннадий Андреевич. - Москва, 1998. - 48 с.
4. Гилев, Г.А. Устройство для тренировки пловцов : Патент 2069065 [Электронный ресурс] / Г.А. Гилев, А. Л. Куракин. - 1996. - URL : http://www.freepatent.ru/patents/2069065/. - Дата обращения 01.09.2016.
5. Гилев Г.А. Устройство для тренировки пловцов : Авт. свид. N 499879 [Электронный ресурс] / Г.А. Гилев, С.В. Малиновский. - 1975. - URL : http://www.findpatent.ru/patent/49/499879.html. - Дата обращения 01.09.2016.
6. Гилев, Г.А. Устройство для тренировки пловцов : Авт. свид. N 597376 [Электронный ресурс] / Г.А. Гилев, В.Е. Меркулов. - 1978. - URL : http://www.findpatent.ru/patent/59/597376.html. - Дата обращения 01.09.2016.
7. Каунсилмен, Д. Спортивное плавание / Д. Каунсилмен. - М. : ФиС, 1982. - 208 с.
8. Медведев, И.В. Развитие скоростного и силового компонентов функциональной структуры скоростно-силовых способностей у мальчиков-школьников 7-17 лет различных типов физического развития региональной популяции / И.В. Медведев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 86-90.
9. Пашин, А.А. Определение эффективности тренировочных средств для развития скоростно-силовых способностей пловцов-кролистов на основе инструментальных средств оперативного контроля / А.А. Пашин, А.В. Васильев // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 5. -С. 10-15.
10. Смирнов, Ю.И. Исследование взаимозависимости между силовыми и скоростными двигательными качествами спортсменов : дис. ... канд. пед. наук / Смирнов Ю.И. - М., 1968. - 311 с.
REFERENCES
1. Vаicehovsky, S. M. (1982), "Strength training of a swimmer in the water", Swimming, FIS, Vol. 2, pp. 13-21, Moscow.
2. Gilev, G.A. (1980), Device for training swimmers, Certificate of authorship No 755285.
3. Gilev, G.A. (1998), Methodology of speed-strength training highly qualified swimmers, dissertation, Moscow.
4. Gilev, G.A. and Kurakin A.L. (1996), Device for training swimmers, Patent No. 2069065, available at: http://www.freepatent.ru/patents/2069065/.
5. Gilev, G.A. and Malinowsky, S.V. (1975), Device for training swimmers, Certificate of authorship. No 499879, available at: http://www.findpatent.ru/patent/49/499879.html.
6. Gilev G.A. and Merkulov, V.E. (1978), Device for training swimmers, Certificate of authorship No 597376, available at: http://www.findpatent.ru/patent/59/597376.html.
7. Kaunsilmen, D. (1982), Sport swimming, FIS, Moscow.
8. Medvedev, I.V. (2013), "The development of high-speed and power components of the functional structure of the power-speed abilities of boys of school age 7-17 years of various types of physical development of the regional population", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 86-90.
9. Pashm, A.A. and Vasilyev, A.V. (2015), "Determination of the effectiveness of training funds for the development of power-speed abilities of crawl swimmer based tools, operational control", Sports Science Bulletin, No. 5, pp. 10-15.
10. Smirnov, Y.I. (1968), Study the relationship between the force and speed of motor qualities athletes, dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.09.2016
УДК 796.011.3
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
ВУЗОВ (КРАТКИЙ ОБЗОР)
Светлана Евгеньевна Гонсалес, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет Дружбы народов, г. Москва
Аннотация
Изучение и анализ развития научных исследований в сфере физической культуры показывает значительное повышение внимания отечественных ученых и исследователей к актуальным проблемам за минувшие 25 лет. К середине 90-х годов в целом решена проблема оптимальности физических нагрузок в студенческом возрасте. К концу 90-х практически устранена проблема неопределенности научных представлений и терминологии. В то же время недостаточно обоснованы критерии физической подготовленности занимающихся для различных групп здоровья. Также недостаточно изучена проблема воздействия тренировочных нагрузок на состояние студентов с неодинаковым уровнем физической подготовленности. В этой связи представляется актуальным проанализировать современные подходы к программно-нормативной практике физического воспитания студентов России.
Ключевые слова: студент, развитие, воздействие, физическая подготовленность, методология, этап.
MODERN PROBLEMS OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS (SHORT REVIEW)
Svetlana Evgenievna Gonsales, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian Peoples' Friendship University, Moscow
Annotation
Study and analysis of development of the scientific researches in sphere of physical training shows substantial increase of attention of the scientists and specialists to the actual problems for the past 25 years. To the middle 90s the problem of the optimality of physical activities for the students has been solved at large. Towards the end of 90s the problem of uncertainty of the scientific representations and terminology has been practically removed. At the same time the criteria of physical readiness of the engaged in sport for the various groups of health have been insufficiently proved. Also the problem of influence of the training loads on health state of the students with unequal level of physical readiness has been insufficiently studied. Thereupon it is urgent need to analyze the up-to-date approaches to the programstandard practice of physical training of Russian students.
Keywords: student, development, influence, physical readiness, methodology, stage.
Цель обзора заключалась в выявлении современных проблем физического воспитания студентов России.
Данные расширенного анализа развития научных исследований в сфере физической культуры выявляют, что в период 1935-1990 гг. по проблемам физического воспитания студенческой молодежи защищено 273 кандидатских и 8 докторских диссертаций; в период 1990-2015 гг. (на 1 июля 2015 года) насчитывалось, соответственно, 861 и 79 диссертаций [3]. Эти данные указывают на заметное повышение внимания отечественных ученых и исследователей к проблемам физического воспитания в стране за минувший 25-летний период. В этой связи представляется актуальным проанализировать тенденции в методологии и совершенствовании научных подходов к образовательной и программно-нормативной практике физического воспитания студентов вузов.