Научная статья на тему 'Подбор эффективных средств в подготовке квалифицированных пловцов'

Подбор эффективных средств в подготовке квалифицированных пловцов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13368
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ПЛОВЦОВ / СРЕДСТВА / РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыженков А. В.

Высокий уровень достижений в современном плавании требует постоянного совершенствования всех сторон подготовки спортсмена, и, в первую очередь, её основного раздела спортивной тренировки. Дальнейший рост спортивных достижений зависит от того, насколько чётко определены пути совершенствования учебно-тренировочного процесса. Рост спортивных рекордов, в том числе и в плавании, требует дальнейшего изучения индивидуальных возможностей спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыженков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подбор эффективных средств в подготовке квалифицированных пловцов»

УДК 797.2

ПОДБОР ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ В ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ

А.В. Рыженков - кандидат педагогических наук, доцент Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

SELECTION OF EFFECTIVE MEANS IN THE PREPARATION OF

QUALIFIED SWIMMERS

A.V. Ryzhenkov - Candidare of Pedagogical Sciences, Associate Professor Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: плавание, подготовка пловцов, средства, развитие качеств.

Аннотация. Высокий уровень достижений в современном плавании требует постоянного совершенствования всех сторон подготовки спортсмена, и, в первую очередь, её основного раздела - спортивной тренировки. Дальнейший рост спортивных достижений зависит от того, насколько чётко определены пути совершенствования учебно-тренировочного процесса. Рост спортивных рекордов, в том числе и в плавании, требует дальнейшего изучения индивидуальных возможностей спортсменов.

Key words: swimming, swimmers training, means, development of skills.

Summary. High level of achievements in modern swimming requires constant improvement of all directions of athlete's training, and, above all, its main section - sports training. Further growth of athletic achievements depends on how well-defined ways of training process improving. The growth of sports records, including those in swimming, requires further study of individual opportunities of athletes.

Спортивная тренировка - процесс педагогический, воздействующий на личность спортсмена, на его психологическое и физическое состояние. Отправным положением в деятельности тренера являются общие принципы педагогики, принципы теории и методики физического воспитания, а также специальные принципы спортивной тренировки. Опора на фундаментальное положение общей и спортивной педагогики позволяет упорядочить педагогическое содержание и воспитательную направленность спортивной тренировки.

Рекомендовано применение подготовительных упражнений в интервалах отдыха между отрезками плавания. Причем из таких вариантов, как пассивный отдых в воде, пассивный отдых на суше, активный отдых на суше - последний оказался более эффективным.

Обосновано использование специально подобранных упражнений, выполняемых в воде (до 20%), способствующих развитию физических качеств и на этой основе совершенствованию техники плавания.

Плавание в полной координации создает нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, в то время как нагрузка на скелетные мышцы плечевого пояса может быть оказана с помощью одних рук, без опасности перегрузки сердца. Нагрузка в плавании на ногах брассом создает меньше сдвигов в деятельности сердца, чем при плавании брассом

в полной координации. При плавании на ногах кролем в максимальном темпе наблюдается такая же нагрузка на сердце, как и в полной координации. Оправдано значительное использование плавания на руках без реальной опасности переутомления ССС.

Необходимо отметить положительный перенос достигнутого эффекта тренированности между плаванием на одних руках и в полной координации в большей степени, чем в плавании на одних ногах и в полной координации. В тренировке пловцов необходимо использовать упражнения с отягощениями: для развития силы ног - плавание с доской, имеющей поперечную планку, с нескользкими досками положенными одна на другую, транспортировка партнёра с помощью работы ног, плавание с ластами, плавание с тормозящими карманами. Для развития силы рук целесообразно использовать: плавание с мячом, кругом, транспортировка партнера на руках, плавание в перчатках, а в полной координации - плавание с тормозящими карманами, плавучим якорем, растягиванием резины. Эти упражнения эффективно повышают функциональные возможности организма и способствуют совершенствованию техники плавания в случае применения их во второй части подготовительного периода и в соревновательном периоде.

Частое применение в недельных циклах силовых упражнений с отягощениями большого веса способствует возрастанию абсолютной силы. Однако их нельзя доводить до предельных величин, так как это отрицательно сказывается на технике плавания. Для развития мышечной силы у юных пловцов на первом этапе необходимо применять силовые упражнения общеразвивающего характера, на втором этапе предпочтение следует отдать силовым упражнениям, обеспечивающим гребковые движения.

К эффективным средствам специальной скоростно-силовой подготовки юных пловцов 10-12 лет относиться: плавание по элементам, без опоры, с амортизаторами, с тросом, буксировка, выполнение ускоренных движений конечностями в воде, плавание в перчатках, в ластах. Они способствуют комплексному развитию силовых и скоростных качеств. Оптимальное развитие скоростно-силовых возможностей пловцов 7-17 лет особенно возможно при дифференцировке возрастных возможностей занимающихся. Зафиксирована эффективность скоростных упражнений с интенсивностью 95% от максимальной.

На увеличение скорости плавания существенное влияние оказывает применение лопаток. Сила тяги гребковых движений с лопатками зависит больше от ее размера, чем от формы, а наиболее целесообразным является их применение с превышением площади ладони пловца на 10-15 %. Предполагается увеличение специальной силы пловцов с помощью медленной силовой подготовки, собственно скоростно-силовой тренировки рабочей зоны, скоростной тренировки в воде, которые позволяют в короткий срок поднять уровень их скоростно-силовых возможностей.

В практике замечено, что техника плавания изменяется с увеличением скорости. В связи с этим предлагается проплывать отрезки со скоростями, превышающими угол атака, меньшими колебаниями тела вокруг продольной оси, сокращением фазы наплыва и переладов внутрицикловой скорости. В исправлении ошибок может оказать существенную помощь информация переданная тренером с помощью технических средств, в частности радиосвязи. Для повышения технической и функциональной подготовленности целесообразно в тренировке чаще использовать плавание с задержкой дыхания на 10-15 м с максимальным усилием в течение 5-7 сек.

В развитии выносливости школьников определяющее значение имеет особенность применения средств. Если используется плавание одним из способов до 80% от всего объема, то функциональные сдвиги появляются через 2-3 месяца. Если же применяется комплексная направленность, то указанные сдвиги наступают только через 4-5 месяцев, но зато они обеспечивают более высокий результат в дальнейшем. С целью повышения функциональной подготовленности юных пловцов 11-14 лет показано эффективное использование сверхдлинных дистанций до 3000 м. Выявлено, что средства тренировки на развитие двигательных качеств дают наибольший эффект при сочетании выполнения

упражнений на суше и воде. В силовой подготовке пловцов 16-22 лет подмечено, что специальные упражнения на суше не обязательно должны совпадать со структурой движений в воде, а выполнение упражнений с резиновыми амортизаторами не оправдывает себя, так как нагружаются неадекватные мышцы, обеспечивающие плавание.

Для построения гребковых движений у пловцов-кролистов показаны упражнения с различными снарядами, как на суше, так и на воде, которые локально развивают наиболее значимые мышечные группы, отражающие характер их мышечной деятельности в плавании. В специальной подготовке пловцов-кролистов рекомендовано использование тренажера, на котором при гребковом движении рук прилагается сопротивление, возрастающее пропорционально квадрату скорости, сохраняя при этом пространственные характеристики гребка. Наибольший прирост в развитии силовой выносливости у пловцов на суше обеспечивают изокинетические тренажеры, способствующие увеличению мощности работы на 5 %, а максимальной силы в статике - на 35.

В повышении эффективности специальной физической подготовки существенное внимание должно уделяться вариативному выполнению имитационных упражнений на тренажерах, устройствах обеспечивающих сходные соответствия ряда кинематических и динамических параметров, создавая условия сопряженного развития двигательного качества и совершенствования техники. Для силовой подготовки пловца оснащен специальный тренажер с регуляцией величины сопротивления, что позволяет получить срочную информацию о характере изменения скоростно-силовых характеристик гребкового движения. Существенному улучшению тренировки пловцов на занятиях помогает светолимитирующее устройство, которое значительно сокращает время выполнения занимающимися очередного спортивного разряда, за 50-60 занятий. Исследованиями определенно, что кривая усилий гребка ни на одном из применяемых в спортивной практике плавательных тренажеров не совпадает со специфической траекторией усилия получаемого непосредственно в воде. Наиболее близкой при этом оказалась и средняя арифметическая, что определяет целесообразность комплексного использования имеющихся тренажеров в силовой подготовке пловцов. Если в тренировке используются упражнения в последовательности когда одно их них воздействует на силу мышц, обеспечивающих начало гребка, другое - на среднюю часть, а третье - окончание гребка, то эффективность их применения резко возрастает при условии периодической смены параметров нагрузки.

Развитию скоростно-силовых возможностей пловцов может содействовать тренажерный стенд-гидроканал, оснащенный системой удержания, где регулируемый поток воды подтягивает пловца до рекордных скоростей. При плавании в обычных условиях повышение скорости находиться в пределах 2,2%, при тренировке в гидроканале - до 3,4%, а использование удержания - до 5%.

В оптимизации развития скоростно-силовых качеств предложено использование педагогических средств стимуляции в виде комплекса специально подготовительных упражнений и физических средств - гидромассаж, сауна. Первый стимулирует начальные, а второй - последние упражнения в тренировочных сериях, что определяет их совместное применение.

С целью интенсификации и разнообразия проведения учебно-тренировочного процесса продолжается поиск и разработка новых тренажерных устройств.

Используемые средства для развития силовых возможностей пловцов в воде разделены на 3 группы: с высокой степенью влияния - плавание с длинными лопатками на руках без доски, транспортировка; со средней степенью влияния - плавание с индивидуальными лопатками на руках с доской, с тренажерами и амортизаторами; приближенные к технике плавания - с короткими лопатками, с лидированием, а наиболее эффективным является все же их комплексное использование в круговом методе тренировки.

Развитию специальной силовой подготовки, проявлению силы пловца в основном упражнении содействует растягивание амортизатора, однако это отрицательно влияет на

технику плавания, как и плавание с лопатками и браслетами. Однако, растягивание шнура создает дополнительное сопротивление, которое происходит в воде, что способствует усвоению правильной координации, повышению слитности движений. В целом это приводит к быстрому росту скорости плавания с напряжением 15-20-25 кг для девочек и 20-25-30-40 кг для мальчиков, и контрастности усилия при мышечной деятельности, хотя для пловцов высокого класса оправдано периодическое использование субмаксимальных отягощений в силовой подготовке с учетом их индивидуальных особенностей. При развитии специальных силовых возможностей пловцов предложен водный тренажер, позволяющий воздействовать без искажения техники движений и состоящий из тормозящего устройства, закрепленного на нем пояса, система тросов, с помощью которых он перемещается вперед, продвигая их за собой.

В специальной физической подготовке рекомендованы беговая подготовка, игровая, прыжковая, ОРУ, которые являются средствами ОФП, а специальные подготовка в воде включает плавание с резиновым шнуром, на блоках с тормозящими устройствами.

Общая физическая подготовка - база специальной силовой подготовки, и фактически является её специализированным продолжением, а все средства силовой подготовки наиболее успешно могут применяться для создания контрастных усилий в плавании.

Использование тренажера Мертенса-Хюттеля в тренировочных занятиях по развитию силовой выносливости обеспечивает повышение скорости на длинных дистанциях, особенно если после этих занятий выполнялась малообъемная тренировка в воде.

Таким образом, в теории и практике спортивного плавания наблюдается обширное использование аналогичных средств для подготовки пловцов различного возраста, имеющих разную функциональную и техническую подготовку.

Литература

1. Абсалямов, Т.М. Научное обеспечение подготовки пловцов. Педагогические и медико-биологические исследования / Т.М. Абсалямов, Т.С. Тимакова. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 191 с.

2. Ганчар, И.Л. Плавание : теория и методика преподавания : учеб. / И.Л. Ганчар. - Мн. : Четыре четверти, Экоперспектива, 1998. - 352 с.

3. Методика многолетней подготовки юных пловцов : метод. реком. - М., 1989. - 50 с.

4. Платонов, В.Н Плавание / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2000. - 496 с.

5. Рыженков, А.В. Теория и методика плавания в вопросах и ответах : методическое пособие / А.В. Рыженков, Н.П. Моисеев. - Набережные Челны : КамГИФК., 2001. - 356 с.

Literature

1. Absalyamov, T.M. Scientific provision of training of swimmers. Pedagogical and medico-biological research / T.M. Absalyamov, T.S. Timakova. - M. : Physical Culture and Sport, 1983. - 191 p.

2. Ganchar, I.L. Swimming : Theory and Methods of Teaching : textbook. / I.L. Ganchar. - Mn. : Four quarters, Ekoperspektiva, 1998. - 352 p.

3. Methods of long-term training of young swimmers : method. recom. - M., 1989. - 50 p.

4. Platonov, V.N. Swimming : V.N. Platonov. - Kiev : Olympic Literature, 2000. - 496 p.

5. Ryzhenkov, A.V. Theory and methods of swimming in questions and answers : handbook / A.V. Ryzhenkov, N.P. Moiseyev. - Naberezhnye Chelny : KamGIFK., 2001. - 356 p.

Статья поступила в редакцию 09.08.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.