Научная статья на тему 'Научно-методические и технические особенности плавательной подготовки студентов'

Научно-методические и технические особенности плавательной подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1080
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА СПОРТИВНОГО ПЛАВАНИЯ / ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ / СТРУКТУРА ПЛАВАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ / ЭТАПЫ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ / STAGES OF SWIMMERS` INITIAL TRAINING / SPORT-SWIMMING TECHNIQUE / SUCCESSION OF TRAINING TO SWIMMING / SWIMMING MOVEMENT STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быков Василий Александрович, Становов Вячеслав Валентинович, Кореневский Сергей Александрович

В статье представлены основы современного обучения технике спортивных способов плавания. Предлагается рациональная последовательность обучения элементам техники движений в воде. Уделяется внимание формированию дыхательного акта, который органически включен в биомеханику плавательного цикла. Основными движителями для пловца являются кисть и стопа. Дугообразная траектория рабочих движений конечностей требует различного характера их выполнения: различных мышечных усилий и скорости выполнения движений. Приводятся факторы, влияющие на технику плавания и рост спортивных результатов. Излагаются особенности совершенствования техники спортивных способов плавания. Освещается общая закономерность для совершенствования координации плавательных движений, определения полезной информации для увеличения скорости движения пловцов и взаимосвязи техники плавания с функциональной подготовленностью пловца. Представлена очередность решения задач тренировки на этапах начальной спортивной подготовки пловцов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быков Василий Александрович, Становов Вячеслав Валентинович, Кореневский Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientifically-methodic and technical peculiarities of the students` swimming training

The article deals with the bases of modern training to sport swimming techniques. It has been suggested that efficient succession of training to movement technique elements in water should be used. Attention is paid to forming the breathing actions, which are naturally involved into biomechanics of swimming cycle. The main motion instruments of the swimmer are hands and foot. The arched trajectory of limbs working movements requires various character of their performing: various muscular efforts and movement actions speed. The article illustrates the factors influencing on swimming technique and sport results increase. It describes peculiarities of improving the sport swimming technique. It illustrates the general regularity for perfecting the coordination of swimming movements, determination of useful information in order to increase the velocity of the swimmer`s movements and correlation of swimming technique with functional readiness of the swimmer. The order of priority in solving the training tasks at the stage of swimmers initial sport training has been presented.

Текст научной работы на тему «Научно-методические и технические особенности плавательной подготовки студентов»

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.03.2012.

УДК 797.21

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Василий Александрович Быков, доктор педагогических наук, профессор, Вячеслав Валентинович Становов, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Александрович Кореневский, доктор педагогических наук, профессор, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

В статье представлены основы современного обучения технике спортивных способов плавания. Предлагается рациональная последовательность обучения элементам техники движений в воде. Уделяется внимание формированию дыхательного акта, который органически включен в биомеханику плавательного цикла. Основными движителями для пловца являются кисть и стопа. Дугообразная траектория рабочих движений конечностей требует различного характера их выполнения: различных мышечных усилий и скорости выполнения движений. Приводятся факторы, влияющие на технику плавания и рост спортивных результатов. Излагаются особенности совершенствования техники спортивных способов плавания. Освещается общая закономерность для совершенствования координации плавательных движений, определения полезной информации для увеличения скорости движения пловцов и взаимосвязи техники плавания с функциональной подготовленностью пловца. Представлена очередность решения задач тренировки на этапах начальной спортивной подготовки пловцов.

Ключевые слова: техника спортивного плавания, последовательность обучения плаванию, структура плавательных движений, этапы начальной спортивной подготовки пловцов.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p20-23 SCIENTIFICALLY-METHODIC AND TECHNICAL PECULIARITIES OF THE STUDENTS' SWIMMING TRAINING

Vasiliy Alexandrovich Bykov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vyacheslav Valentinovich Stanovov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Alexandrovich Korenevskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

The article deals with the bases of modern training to sport swimming techniques. It has been suggested that efficient succession of training to movement technique elements in water should be used. Attention is paid to forming the breathing actions, which are naturally involved into biomechanics of swimming cycle.

The main motion instruments of the swimmer are hands and foot. The arched trajectory of limbs working movements requires various character of their performing: various muscular efforts and movement actions speed. The article illustrates the factors influencing on swimming technique and sport results increase. It describes peculiarities of improving the sport swimming technique. It illustrates the general regularity for perfecting the coordination of swimming movements, determination of useful information in order to increase the velocity of the swimmer's movements and correlation of swimming technique with functional readiness of the swimmer. The order of priority in solving the training tasks at the stage of swimmers initial sport training has been presented.

Keywords: sport-swimming technique, succession of training to swimming, swimming movement structure, stages of swimmers' initial training.

«Плавание», как учебный предмет высших учебных заведений физкультурного профиля, относится к дисциплинам спортивно-педагогического цикла, в процессе изучения которых будущий специалист должен получить профессионально-педагогическую подготовку.

Основная особенность спортивного плавания заключается в том, что данный вид мышечной деятельности осуществляется в водной среде, которая по своим физическим свойствам отличается от воздушной. Кроме того, плавание характеризуется горизонтальным положением пловца, уменьшением веса тела при погружении в воду, некоторым затруднением в движениях, вследствие сопротивления воды, своеобразными условиями для дыхания, динамичностью в работе двигательного аппарата. Плавание требует коренной перестройки управления движениями. При обучении плаванию подавляются наземные двигательные автоматизмы и вырабатываются новые координации. Обучение спортивному плаванию должно обеспечивать у студентов своевременное формирование широкого, вариативного запаса двигательных навыков, на основе которых возможно изучение техники плавания. В процессе регулярных занятий плаванием спортсмены осваивают и совершенствуют навык плавания, развивают функциональные возможности, совершенствуют деятельность всех систем организма, повышают уровень развития физических качеств и спортивных результатов.

Для создания правильного представления о технике каждого спортивного способа плавания необходимо придерживаться следующей схемы изложения материала: общие положения о способе плавания; исходное положение занимающегося; движения руками и дыхание (движение головой, в том числе); движение ногами (туловищем); согласование движений (сначала на задержке дыхания после вдоха).

После создания правильного представления об изучаемых способах плавания выполняются подготовительные упражнения для освоения с водой, обучения горизонтальному положению тела при скольжении в воде, осваиваются упражнения для создания опорного положения в воде, особенно с помощью рук. Обучение плаванию студентов рекомендуется начинать с выработки привычки опускать в воду лицо, что поможет избавиться от панического желания «тянуть шею» из воды от боязни, что вода зальет уши, нос. Следует выработать сразу же и умение смотреть под водой, что важно для психологической стабильности, безопасности и прикладных целей.

Значительные трудности в спортивном плавании представляет формирование дыхательного акта, который органически включен в биомеханику плавательного цикла. Рекомендуется трехтактный цикл дыхания: вдох, задержка, выдох. Задержка дыхания на вдохе улучшает плавучесть, позволяет усилить гребок рукой, так как при фиксированной грудной клетке мышцам плечевого пояса обеспечивается большая мощность сокращения. В спортивном плавании вдохи и выдохи координируются с движениями руками, и на один цикл движений руками обычно выполняется только один вдох и выдох. Спортсмены опускают лицо в воду и делают выдох, а для вдоха или поворачивают голову в сторону, чтобы рот оказался над водой (кроль на груди), или поднимают лицо над водой (дельфин, брасс на груди). Необходимо выполнять вдох через рот, что быстрее и правильнее, так как вода, попавшая в нос, вызовет раздражение дыхательных путей и нарушит ритм дыхания и всего плавательного движения. Вдох рекомендуется делать в конце гребка или во время выполнения подготовительных движений рукой (руками), во всех остальных случаях грудная клетка скована напряжением мышц (во время гребка руками), и осуществить полноценный вдох не представляется возможным.

После освоения с водой, выработки умения принимать горизонтальное положение на спине и груди лицом в воду, после того, как занимающиеся научились держаться на поверхности воды за счет опорных гребков руками, следует переходить к обучению спортивным способам плавания. Нами рекомендуется весь курс обучения разделить на пять этапов, на каждом из которых решаются конкретные задачи и применяются средства

и методы обучения и методические приемы. Обучение технике всех (четырех) спортивных способов плавания происходит одновременно, но по элементам, используя целостнораздельный метод. Общая продолжительность курса обучения - 3 месяца, из расчета два занятия в неделю, продолжительность одного занятия - 90 минут. На первом и втором этапах спортивные способы изучаются в последовательности - кроль, дельфин, спина и брасс; на третьем - кроль, спина, дельфин и брасс. На четвертом и пятом этапах последовательность изучения спортивных способов плавания такая же, как и на первом этапе. На каждом этапе обучения необходимо уделять внимание изучению техники стартов и поворотов и устранению ошибок в технике плавания в целом.

Для более быстрого и качественного освоения техники спортивного плавания нами предлагается определенная последовательность в обучении спортивному способу плавания.

Во-первых, вначале одновременно изучаются основные элементы техники плавания: в кроле на груди и дельфине - это движения руками и дыхание; в кроле на спине -движения руками; в брассе на груди - движения руками и дыхание. Также изучаются элементы техники стартов и поворотов, устраняются ошибки в технике спортивного плавания. В современных спортивных способах плавания движения руками являются основой. Им подчинены движения головой, туловищем и ногами. Они определяют темп и ритм плавания, значительно влияют на общую координацию движений и тесно связаны с дыханием. Движения руками имеют решающее значение для повышения скорости плавания. Вот почему движения руками и дыхание являются основными элементами техники спортивных способов плавания.

Во-вторых, одновременно изучаются остальные элементы техники спортивных способов: в кроле на груди и кроле на спине - движения ногами; в дельфине - движения туловищем и ногами; в брассе на груди - движения ногами. Происходит изучение элементов техники стартов и поворотов, устраняются ошибки в технике спортивного плавания.

В-третьих, для каждого спортивного способа плавания согласование движений руками, ногами и туловищем осуществляется сначала на задержке дыхания после вдоха, затем происходит плавание с полной координацией движений, то есть кролем на груди, дельфином, кролем на спине и брассом на груди.

В-четвертых, для изучения и совершенствования техники спортивных способов плавания необходимо использовать рекомендованные нами специальные упражнения. При совершенствовании техники спортивных способов плавания обязательна такая очередность: кроль на груди, дельфин, кроль на спине и брасс на груди.

Основная сила, которая продвигает пловца вперед, создается за счет опорных гребковых движений руками, ногами, туловищем. Основными движителями для пловца являются кисть и стопа. Путь и скорость движения этих звеньев во время гребка наибольшие. Основу рациональной техники определяет совершенность координации движений. Координация движений определяется как внешней структурной формой движений рук, ног и дыхания, так и внутренним порядком чередования напряжения и расслабления различных мышц. Для пловцов, обладающих хорошей техникой, характерна строгая последовательность работы отдельных мышечных групп в каждом двигательном цикле. Она сохраняется и при увеличении скорости плавания, когда нарастают мышечные усилия, и удлиняется путь их приложения в фазе гребка. В процессе спортивной тренировки, на первом этапе начальной спортивной подготовки необходимо решать вопросы совершенствования техники спортивного плавания избранным способом и на конкретной дистанции, с одновременным воспитанием общей выносливости и созданием плавательной подготовленности. На втором этапе начальной спортивной подготовки следует уделять внимание воспитанию общей и специальной выносливости, скоростносиловых способностей и функциональной подготовленности. Особое внимание рекомен-

дуется обращать на установление высоких координационных связей в деятельности двигательных и вегетативных функций. В этот период необходимо заниматься совершенствованием темпового варианта техники плавания избранным способом, умением выполнять движения с максимальной мобилизацией, без излишнего мышечного напряжения, сохраняя точность, координацию движений и оптимальную амплитуду. Доминирующим звеном должно быть составление оптимальных тренировочных программ, предусматривающих преемственность их освоения в микроциклах и повышение требований к функциональным возможностям и техническим характеристикам пловцов.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.04.2012.

УДК 796:378.147-322

ТЕХНОЛОГИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ирина Николаевна Васильева, аспирант,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

Обсуждается проблема организации самостоятельной работы студентов очной формы обучения в вузах физической культуры. Рассматривается интеграция дистанционного обучения в самостоятельной работе как наиболее перспективной технологии совершенствования знаний и навыков данного вида учебной деятельности. Представлены результаты констатирующего педагогического эксперимента: динамика уровня познавательной самостоятельности студентов 1-5 курсов разных специализаций и компьютерной грамотности. По результатам опроса наблюдается отрицательная динамика уровня познавательной самостоятельности, что можно считать поводом для серьезного беспокойства. Установлено, что у большинства студентов отмечается положительное отношение к технологии дистанционного обучения. Результаты свидетельствуют, что начиная с младших курсов, студенты имеют достаточные навыки работы на персональном компьютере и в Интернете.

Ключевые слова: студенты-очники, самостоятельная работа, технология дистанционного обучения, познавательная самостоятельность, компьютерная грамотность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.04.86.p23-25

ORGANIZATION OF FULL-TIME STUDENTS’ INDEPENDENT WORK BASED ON THE TECHNOLOGY OF DISTANCE LEARNING IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF PHYSICAL CULTURE

Irene Nikolaevna Vasiljeva, the post-graduate student,

The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Annotation

The article discusses the problem of organization of full-time students’ independent work in the higher educational institution of physical culture. Integration of distance learning in independent work as a perspective technology to improve the skills of this type of learning activity is reviewed. The results of pedagogical experiment have been presented: dynamics of the cognitive independence level of 1-5 courses students with different specialization and computer skills. According to the results of questioning, there is a negative dynamics of the cognitive independence level, which can be considered as a reason for concern. It has been established, that the majority of students have a positive attitude toward technology of distance learning. The results of the data indicate that students have sufficient skills to work on a personal computer and with Internet beginning from junior courses, which is very important in the learning process in distance education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.