СОПРЯЖЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЛОВЦОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В БАЗОВОМ МЕЗОЦИКЛЕ
УДК/UDC 797.212.4 Поступила в редакцию 24.04.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Аришин1 Доктор педагогических наук, профессор С.М. Ахметов1 Доктор педагогических наук, профессор А.И. Погребной1 1 Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар
COMBINED APPLiCATiON OF PHYSiCAL AND TECHNICAL TRAiNiNG MEANS DURiNG BASiC MESOCYCLE iN PROFESSiONAL SWiMMiNG
PhD, Associate Professor A.V. Arishin1 Dr. Hab., Professor S. M. Akhmetov1 Dr. Hab., Professor A.I. Pogrebnoy1
1 Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar
Аннотация
Цель исследования - изучение возможностей сопряжения с учетом биомеханики движений средств физической и технической подготовки пловцов высокой квалификации в тренировочном процессе. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 26 спортсменов квалификации КМС, МС, МСМК, разделенных на 2 группы - контрольную и экспериментальную, по 13 человек в каждой. Использовались методы: компьютерного видеоанализа, динамометрии, педагогического эксперимента, математической статистики. При подготовке спортсменов экспериментальной группы были использованы упражнения сопряженного воздействия на показатели физической и технической подготовленности. В контрольной группе занятия проводились по общепринятой методике. Результаты исследования и выводы. В результате изучения параметров нагрузки на суше и в воде была обнаружена их тесная взаимосвязь. В ходе педагогического эксперимента были выявлены достоверные изменения изучаемых показателей в экспериментальной группе и недостоверная динамика характеристик у спортсменов контрольной группы. Улучшение показателей физической и технической подготовленности сопровождалось увеличением скорости плавания. Таким образом, в результате сопряженного применения в тренировочном процессе пловцов высокой квалификации, специально подобранных с учетом биомеханики движений средств физической и технической подготовки, достигается больший эффект, чем при традиционном подходе.
Ключевые слова: техническая и физическая подготовка, пловцы высокой квалификации, синергизм, сопряженность, средства подготовки, мезоцикл.
Annotation
Objective of the study was to determine the possibilities of combined application of the means of physical and technical training of highly-skilled swimmers providing for the biomechanics of movements.
Methods and structure of the study. The study involved 26 highly-skilled athletes having sports qualifications Candidate Master of Sports, Master of Sports, and Master of Sports of International level, who were split into two groups - Control and Experimental Groups, 13 people each. The following methods were applied during the study: computer video analysis, dynamometry, educational experiment, mathematical statistics methods. The Experimental Group athletes were trained using the combined effect of the exercises on their physical and technical fitness. The Control Group subjects were trained according to the common method. Results and conclusions. A close correlation was found between the load parameters on dry land and in the water. During the educational experiment, there were detected statistically significant changes in the Experimental Group and insignificant dynamics in the Control Group. Improvements in the physical and technical fitness rates were accompanied by an increase in the swimming speed. Therefore, the combined application of specially selected means of physical and technical training means of physical and technical training of highly-skilled swimmers providing for the biomechanics of movements had a greater effect than the traditional approach.
Keywords: physical and technical training, highly-skilled swimmers, synergism, combination, training tools, mesocycle.
Введение. Тренировочный процесс является сложной многокомпонентной системой, в которой интегрируются все виды подготовки спортсмена. При построении тренировки кроме соотношения объемов каждого из видов подготовки и их вариаций в структуре тренировочного цикла необходимо учитывать и их возможное взаимовлияние, как отрицательное, так и положительное. Известно, что увеличение в тренировочном процессе средств физической подготовки пловцов может отрицательно сказаться на качестве техники и спортивном результате в целом [2]. С другой стороны, используя возможный синергизм в применении различных средств подготовки, можно достигнуть большего эффекта, чем при суммировании эффектов каждого из них [5].
Не рассматривая здесь возможные соотношения и взаимовлияния компонентов каждого вида подготовки, заметим,
что в плане сочетания видов подготовки квалифицированных пловцов чаще всего рассматривают физическую и техническую подготовки, как имеющих наибольший объем в структуре тренировочного цикла [2-4].
Цель исследования - выявление возможностей сопряжения с учетом биомеханики движений средств физической и технической подготовки пловцов высокой квалификации в тренировочном процессе.
Методика и организация исследования. В работе были использованы методы компьютерного видеоанализа движений пловца, динамометрические методы с применением аппаратного комплекса SwimForceTest, расчетные статистические методы. В педагогическом эксперименте, проведенном в течение базового мезоцикла (6 недель подготовки), приняли участие
26 пловцов (КМС, МС и МСМК). Спортсмены были распределены на 2 группы, по 13 человек в каждой, в одной из которых (контрольная группа - КГ) тренировочный процесс проходил по традиционной схеме, а в программы подготовки другой группы (экспериментальная группа - ЭГ) были включены отобранные с учетом биомеханики упражнения из арсенала средств технической и физической подготовки. Тренировочная работа на суше велась с использованием тренажера VASA ERGOMETER, движения на котором (по заявлению производителя) максимально приближены к условиям водной среды, а также тренажеров KINESIS и VASA Trainer. Доля отобранных упражнений на суше составляла не менее 40% от общего объема тренировки, в воде - не менее 30%. Дозировка нагрузки чередовалась в соответствии с задачами текущего микроцикла.
Результаты исследования и их обсуждение. В части поиска биомеханических точек сопряжения средств физической и технической подготовки пловцов в программу подготовки ЭГ были включены упражнения на суше и в воде сопряженного воздействия на физическую и техническую подготовленность. Средства подбирались по параметрам мощности движений при имитации гребка на суше и мощности гребка в воде, а также с учетом особенностей кинематической структуры гребка. Для совершенствования физических качеств и технической подготовленности в зале и воде применялись упражнения со схожими характеристиками и направленностью воздействия: с резиновым жгутом различной жесткости на суше и в воде, с использованием лопаток различной площади, варианты согласования гребковых движений с различной интенсивностью и разными отягощениями, с использованием тренажеров KINESIS, VASA Ergometer, VASA Trainer.
Ранее нами были выявлены схожие кинематические и физические показатели движений в воде и на тренажере VASA Ergometer [1]. В настоящем исследовании в результате изучения характеристик подобранных упражнений была выявлена тесная взаимосвязь показателей на суше и в воде, таких как мгновенная мощность гребка в фазе подтягивания, мгновенная сила в фазах подтягивания и отталкивания - на суше, скорость и ускорение движения кисти в фазах подтягивания и отталкивания - в воде (r>0,78; p<0,01) (см. рисунок).
Данный факт позволяет предположить возможный синер-гетический эффект при использовании этих средств, то есть потенцирующий характер воздействия упражнений технической и физической подготовки. Сравнительный анализ дина-
Взаимосвязь показателей физической и технической подготовленности пловцов
Примечание. В скобках указано количество показателей; везде р<0,01.
мики кинематических и динамических параметров нагрузки у спортсменов обеих групп в ходе педагогического эксперимента показал различную степень изменений (см. таблицу).
Как видно из таблицы, у спортсменов КГ по окончании эксперимента были выявлены незначительные изменения длины шага, не отражающие улучшение качества техники плавания, в то время как у пловцов ЭГ было обнаружено достоверное увеличение данного показателя. При этом темп у спортсменов обеих групп достоверно снизился. После проведения эксперимента обратно пропорциональная зависимость длины «шага» от темпа движений, отражающая качество техники и ее экономичность, была обнаружена только у спортсменов ЭГ.
При анализе других кинематических характеристик техники с использованием метода компьютерного видеоанализа движений пловцов ЭГ был зарегистрирован достоверный рост значений продолжительности траектории в главных рабочих фазах - подтягивания и отталкивания. У спортсменов КГ лишь незначительно снизилась продолжительность фазы захвата (р>0,05).
При анализе параметров физической подготовленности было выявлено, что при целенаправленном воздействии на фазу гребка с использованием сопряженных средств на суше и в воде у спортсменов ЭГ достоверно увеличилась мгновенная мощность гребка в фазе подтягивания, при этом в КГ до-
Группы ЭГ (n=13) КГ(П=13)
Показатели начало конец начало конец
Длина «шага», м 1,92±0,01 2,12±0,05 t=2,19 p<0,05 1,91±0,06 1,94±0,11 t=1,99 p>0,05
Темп, дв/мин 54±2,12 48±1,27 t=2,25 p<0,05 52±2,12 46±2,42 t=2,54 p<0,05
Время движения кисти в фазе подтягивания, с 0,29±0,04 0,37±0,01 t=2,19 p<0,05 0,29±0,05 0,29±0,03 t=1,84 p>0,05
Время движения кисти в фазе отталкивания, с 0,17±0,02 0,25±0,01 t=2,63 p<0,05 0,18±0,01 0,19±0,02 t=2,07 p>0,05
Мгновенная мощность гребка в фазе подтягивания, ватт 123,25±1,25 139,52±2,57 t=2,38 p<0,05 124,52±3,29 127,29±9,07 t=2,01 p>0,05
Мгновенная мощность гребка в фазе отталкивания, ватт 223,01±2,02 281,71±7,01 t=2,84 p <0,05 239,01±8,37 253,04±6,99 t=1,89 p>0,05
Общая сила тяги в воде, кг/с 189,24±0,57 199,67±2,01 t=2,59 p<0,05 175,62±9,44 179,11±5,77 t=1,98 p>0,05
Динамика параметров нагрузки пловцов контрольной и экспериментальной групп в начале и конце эксперимента, M±m
стоверных изменений выявлено не было. Показатели мощности гребка напрямую воздействуют и на общую силу тяги в воде, и здесь спортсмены ЭГ также продемонстрировали достоверное увеличение параметра (см. таблицу). Увеличение пропульсивной силы плавания у спортсменов ЭГ связано с корректным подбором специальных упражнений на суше и в воде. При традиционном построении тренировочного процесса у спортсменов КГ хоть и повышались показатели физических качеств, но прирост был незначительным (р>0,05).
При анализе пространственно-временных параметров техники плавания основными характеристиками, влияющими на скорость плавания в целом, являются скорость и ускорение движения кисти в каждой из двух основных рабочих фаз гребка. Так, в ходе эксперимента скорость движения кисти в фазе отталкивания у спортсменов ЭГ увеличилась на 32% (на 7% в КГ), а в фазе подтягивания уменьшилась на 12% (на 2% в КГ), при этом величина ускорения кисти снизилась в фазе подтягивания на 25% (на 5% в КГ) и на 30% (на 5% в КГ) - в фазе отталкивания, что говорит о качественной реализации силовой фазы гребка и появлении у спортсменов так называемого «захлеста», что оказывает существенное влияние на скорость плавания в целом. Так, по окончании исследования у спортсменов ЭГ соревновательная скорость плавания увеличилась с 1,95±0,03 м/с до 2,06±0,01 м/с (р<0,05), а в КГ - с 1,96±0,02 м/с до 1,97±0,01 м/с (р>0,05)
Вывод. В результате сопряженного применения в тренировочном процессе пловцов высокой квалификации специально подобранных с учетом биомеханики движений средств физической и технической подготовки достигается больший эффект, чем при традиционном подходе.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ
развитие коммуникативных компетенций подростков с овз в командной игре в бочче
Доктор исторических наук М.В. Фирсов1 Кандидат педагогических наук А.Ю. Нестерова2
1Российский государственный социальный университет, Москва
2Центр социокультурной реабилитации Дианы Гурцкая, Москва
УДК/UDC 976.011
Ключевые слова: подростки, двигательная активность, социальная интеграция.
Введение. Сегодня в Российской Федерации уделяется большое внимание двигательной активности детей-инвалидов, развиваются технологии ранней помощи во многих регионах. Тем не менее можно отметить, что развитию инклюзивного формата адаптивной двигательной активности среди подростков с ОВЗ недостаточно уделяется внимание как в государственных, так и в негосударственных учреждениях социальной поддержки. Как показывает отечественная и зарубежная практика, игра в бочче дает возможность подросткам с различными формами инвалидности активно осуществлять коммуникации в процессе игры, разрушая тем самым барьеры общения не только между подростками с инвалидностью и здоровыми подростками, но и между собой.
Цель исследования - изучить влияние инклюзивного формата адаптивной двигательной активности средствами игры в бочче среди подростков с ОВЗ.
Методика и организация исследования. Методика была апробирована на базе ГБУ «Центр социокультурной реабилитации Дианы Гурцкая». Возраст участников экспериментальной и контрольной групп - 10-19 лет. Алгоритм работы с подростками по развитию у них коммуникативных навыков предполагает серию последовательных действий, которые можно раз-
Литература
1. Аришин А.В. Сопряженное совершенствование физической и технической подготовленности высококвалифицированных пловцов в макроцикле подготовки [Текст] / А.В. Аришин, А.И. Погребной // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар, 2018. - № 4. - С. 23-29.
2. Платонов В.Н. Спортивное плавание: путь к успеху [Текст] / В.Н. Платонов // Кн. 2. - М.: Советский спорт. - 2012. - 544 с.
3. Сало Д. Совершенная подготовка для плавания / пер. с англ. И.Ю. Марченко, Д. Сало, С. Риуолд. - М.: Евро-менеджмент, 2015. -268 с.
4. Фомиченко Т.Г. Возрастные закономерности проявления и тренировки силовых качеств в спортивном плавании: дис. ... докт. пед. наук / Т.Г. Фомиченко. - М., 1999. - 318 с.: ил.
5. Шишкина А.В. Специальная физическая подготовка квалифицированных лыжников-гонщиков: синергетический подход [Текст] / А.В. Шишкина, С.В. Новаковский // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 3. - С. 22-26.
References
1. Arishin A.V., Pogrebnoy A.I. Sopryazhennoe sovershenstvovanie fizicheskoy i tekhnicheskoy podgotovlennosti vysokokvalifitsirovannykh plovtsov v makrotsikle podgotovki [Related physical and technical fitness progress of elite swimmers in training macrocycle of]. Fizicheskaya kultura, sport - nauka i praktika. Krasnodar, 2018. No. 4. pp. 23-29.
2. Platonov V.N. Sportivnoe plavanie: put k uspekhu [Competitive swimming: how to succeed]. V. 2. Мoscow: Sovetskiy sport publ.. 2012. 544 p.
3. Salo D., Riuold S. Sovershennaya podgotovka dlya plavaniya [Perfect swimming training]. Transl. from Eng. I.Yu. Marchenko. Мoscow: Euromanagement publ., 2015. 268 p.
4. Fomichenko T.G. Vozrastnye zakonomernosti proyavleniya i trenirovki silovykh kachestv v sportivnom plavanii [Age patterns of manifestation and training of strength qualities in competitive swimming]. Doct. Diss. (Hab.). Мoscow, 1999. 318 p.: il.
5. Shishkina A.V., Novakovsky S.V. Spetsialnaya fizicheskaya podgotovka kvalifitsirovannykh lyzhnikov-gonshchikov: sinergeticheskiy podkhod [Special physical training of qualified cross country skiers: synergistic approach]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2010. No.3. pp. 22-26.
РЕДАКЦИИ
development of communicative competences of adolescents with health limitations in boccia team game
Dr.Sc.Hist. M.V. Firsov1 PhD A.Yu. Nesterova2
1Russian State Social University, Moscow 2Diana Gurtskaya Sociocultural Rehabilitation Center, Moscow
Поступила в редакцию 15.10.2020 г.
бить на четыре этапа. Первый этап направлен на комплексное изучение детей и определение их потенциальных возможностей принимать участие в командной групповой деятельности и осуществлять необходимые действия. Организация второго этапа связана с формированием адаптивной группы, в которой подростки с функциональными ограничениями различных но-зологий обучаются через систему упражнений правилам игры, отработке техники бросков. Третий этап направлен на реализацию программы, где игра становится фактором развития и коммуникации между участниками. На четвертом этапе работы с подростками оцениваются изменения в коммуникативной сфере, функциональных состояний, эмоционального фона.
Выводы. Игра в бочче при педагогически правильном, оправданном практическом использовании является эффективным игровым методом коррекции психофизических недостатков и улучшения показателей эмоционально-коммуникативного развития подростков.
Использованная литература
1. Казакова Т.Е. Бочча как средство социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья / Т.Е. Казакова, А.С. Махов // Копилка педагогического опыта 2: Сб. матер. Всероссийской науч.-практ. конф. «Адаптивная физическая культура и раннее развитие - путь гуманизации и объединения общества», г. Екатеринбург, 28-31 октября 2015 г. - С. 77-83.
Информация для связи с автором: [email protected]