Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ ПРИ ЭЛЕКТРОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ЕДИНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ ПРИ ЭЛЕКТРОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ЕДИНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
500
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьев Дмитрий Александрович

В статье рассмотрены актуальные проблемы реализации Решения Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 № 5 «О непроставлении отметок таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах при совершении таможенных операций в электронном виде», связанные с отсутствием электронного взаимодействия в едином информационном пространстве государственных органов между собой и с участниками внешнеэкономической деятельности. Сформулированы предложения о необходимости дальнейшей интеграции информационных систем взаимодействующих органов при электронном таможенном декларировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воробьев Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING CUSTOMS REGULATION IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION IN ELECTRONIC INTERACTION IN A SINGLE INFORMATION SPACE

The article considers the actual problems of the implementation of the Decision of the Eurasian Intergovernmental Council dated 17 July 2020 no. 5 "On the non-stamping of customs authorities in transport (transportation), commercial and (or) other documents when performing customs operations in electronic form", related to the lack of electronic interaction in the single information space of state bodies among themselves and with participants of foreign economic activity. Proposals were submitted concerning the need to further integrate information systems of cooperating bodies in electronic customs declaration.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ ПРИ ЭЛЕКТРОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ЕДИНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 339.542.26; 339.56.055

DOI 10.54048/20727240_2021_03_150

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ ПРИ ЭЛЕКТРОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ЕДИНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Д. А. Воробьев1, 2

1 Таможенный пост «Оскемен - Центр таможенного оформления», г. Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область, Республика Казахстан

2 Российская таможенная академия, г. Люберцы, Московская область, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы реализации Решения Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 № 5 «О непроставлении отметок таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах при совершении таможенных операций в электронном виде», связанные с отсутствием электронного взаимодействия в едином информационном пространстве государственных органов между собой и с участниками внешнеэкономической деятельности. Сформулированы предложения о необходимости дальнейшей интеграции информационных систем взаимодействующих органов при электронном таможенном декларировании.

Ключевые слова: экспорт, импорт, Евразийский экономический союз, электронное взаимодействие, электронное декларирование, интеграция, таможенное регулирование, таможенные органы.

IMPROVING CUSTOMS REGULATION IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION IN ELECTRONIC INTERACTION IN A SINGLE INFORMATION SPACE

D. A. Vorobyev1, 2

1 Customs post "Oskemen - Customs Clearance Center", Ust-Kamenogorsk, East Kazakhstan region, Republic of Kazakhstan

2 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russia

Abstract. The article considers the actual problems of the implementation of the Decision of the Eurasian Intergovernmental Council dated 17 July 2020 no. 5 "On the non-stamping of customs authorities in transport (transportation), commercial and (or) other documents when performing customs operations in electronic form", related to the lack of electronic interaction in the single information space of state bodies among themselves and with participants of foreign economic activity. Proposals were submitted concerning the need to further integrate information systems of cooperating bodies in electronic customs declaration.

Keywords: export, import, the Eurasian Economic Union, electronic interaction, electronic declaration, integration, customs regulation, customs authorities.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. является совершенствование таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), которое предполагает:

© Воробьев Д. А., 2021

1) расширение применения цифровых технологий в таможенном регулировании и внедрение технологий, обеспечивающих автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц;

2) совершенствование Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) с учетом практики его применения и внесение соответствующих изменений в акты органов ЕАЭС;

3) обеспечение единого стандарта совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля;

4) унификацию электронного документооборота между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) [1].

Наиболее важным этапом реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов ЕАЭС является упрощение процедур таможенного и иных видов контроля, например, на железнодорожном транспорте: в виде выработки и принятия согласованных подходов по устранению недостатков, связанных с организацией движения поездов, в том числе в части согласования перевозок, и внедрение безбумажных технологий организации и оформления перевозок грузов [2].

В целях дальнейшего совершенствования таможенного регулирования, развития электронного таможенного декларирования, использования цифровых технологий, обеспечивающих автоматическое совершение таможенных операций, Евразийским межправительственным советом было принято Решение от 17.07.2020 № 5 «О непроставлении отметок таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах при совершении таможенных операций в электронном виде» (Решение № 5).

Однако отдельные пункты Решения № 5, вступившего в силу с 01.03.2021, по определенным причинам не могут быть реализованы на практике.

Актуальность темы исследования определена стратегией развития евразийской экономической интеграции, направленной на совершенствование таможенного регулирования, максимальное использование электронных (безбумажных) форм таможенных документов, развитие электронного таможенного декларирования, использование цифровых технологий.

Для достижения цели при исследовании проблем реализации Решения № 5 предполагается обосновать последствия, связанные с отсутствием интеграции информационных систем взаимодействующих органов при электронном таможенном декларировании.

Задача исследования - определить и проанализировать положительные моменты вступившего в силу Решения № 5, а также выявить негативное влияние на развитие электронного таможенного декларирования и упрощение таможенных процедур в целом, причины невозможности применения на практике отдельных пунктов Решения № 5 заинтересованными лицами.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

ЕВРАЗИЙСКОГО МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СОВЕТА ОТ 17.07.2020 № 5

Вступление в силу Решения № 5 соответствует стратегическим направлениям развития евразийской экономической интеграции в части совершенствования таможенного регулирования в ЕАЭС, так как это решение направлено на

дальнейшее развитие электронного таможенного декларирования и использование безбумажных форм товаросопроводительных документов. Также Решение № 5 нацелено на реализацию скоординированной (согласованной) транспортной политики стран ЕАЭС в части упрощения процедур таможенного и иных видов контроля, так как для его исполнения необходима интеграция таможенных, транспортных и иных информационных систем. Кроме того, данное решение активизирует работу по переводу нормативных актов государств - членов ЕАЭС в различных сферах на «информационные рельсы», поскольку обязательность наличия дополнительных отметок на бумажных товаросопроводительных документах требуется ввиду отсутствия в ряде случаев электронного взаимодействия государственных органов между собой и с участниками ВЭД [3].

Таможенное регулирование в ЕАЭС основывается на принципах четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций, гласности в разработке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и их гармонизации с нормами международного права, а также на применении современных методов таможенного контроля и максимальном использовании информационных технологий в деятельности таможенных органов [4].

В соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС таможенное декларирование в ЕАЭС осуществляется в электронной форме. При этом в определенных отраслях хозяйства, а также контролирующих органах государств - членов ЕАЭС требуется дополнительное проставление отметок таможенных органов на бумажных носителях товаросопроводительных документов к декларации на товары (ДТ).

Так, например, до вступления в силу Решения № 5 дополнительные отметки таможенных органов (личные номерные печати, штампы) необходимо было проставлять на железнодорожных накладных при экспорте товаров (рис.). Несмотря на то, что в ЕАЭС таможенное декларирование осуществляется в электронной форме, участнику ВЭД или декларанту необходимо было обращаться в таможенный орган для проставления дополнительных отметок таможенных органов на железнодорожных накладных. Возникает вопрос: какой смысл в электронном декларировании, если после выпуска ДТ необходимы физические отметки таможенных органов на бумажных носителях железнодорожных накладных?

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ

ЕВРАЗИЙСКОГО МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СОВЕТА ОТ 17.07.2020 № 5

Решение № 5 было принято в целях: 1) эффективного взаимодействия таможенных органов, определенных отраслей хозяйства и отдельных контролирующих органов; 2) совершенствования и упрощения таможенных операций; 3) широкого применения таможенного декларирования в электронном виде в рамках ЕАЭС; 4) дальнейшего развития и интеграции взаимодействующих информационных систем. В соответствии с указанным решением с 01.03.2021 при совершении таможенных операций в электронном виде дополнительные отметки таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах на бумажном носителе не проставляются [5].

а)

Электронное взаимодействие

в едином информационном_ Отправление

Таможенный орган пространстве Железнодорожная товара Таможенный орган

отправления станция отправления убытия

б)

Рис. Совершение таможенных операций при экспорте товаров: а) до вступления в силу Решения № 5; б) после вступления в силу Решения № 5

В пункте 1 Решения № 5 предусмотрены исключения, при которых дополнительные отметки таможенных органов государств - членов ЕАЭС на бумажных носителях товаросопроводительных документов (транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы) проставляются:

1) оформление разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС;

2) оформление изменения, удаления, уничтожения или замены средств идентификации;

3) совершение таможенных операций, связанных с соблюдением маршрута перевозки товаров, установленного в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита.

Скорость совершения таможенных операций как при пересечении таможенной границы ЕАЭС, так и при помещении товаров под заявленную таможенную процедуру является одним из показателей эффективной работы таможенных органов [6].

Необходимо отметить, что Решение № 5 позволяет предприятиям-экспортерам значительно сокращать время, затрачиваемое на проведение таможенных операций. До вступления в силу данного нормативного правового акта участникам ВЭД, декларантам, таможенным представителям требовалось при выпуске в электронном виде представлять оригиналы железнодорожных накладных станции отправления в таможенный орган для проставления печатей и штампов, затем оригиналы железнодорожных накладных с дополнительными отметками таможенных органов отправлять на станцию отправления. При этом расстояние между таможенным органом и железнодорожной станцией отправления может составлять 100-200 км.

Требование о проставлении на бумажных экземплярах транспортных документов дополнительных отметок противоречит основному принципу электронного таможенного декларирования. Такие отметки требовались ввиду отсутствия интеграции информационных систем.

Проставление физических отметок таможенных органов на бумажных носителях при убытии предусмотрено п. 9 ст. 92 ТК ЕАЭС, в соответствии с которым

разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС оформляется с использованием информационной системы таможенного органа и путем проставления соответствующих отметок таможенного органа на таможенной декларации и на транспортных (перевозочных) документах.

Если для убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС таможенная декларация не представляется, то разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС оформляется с использованием информационной системы таможенного органа и путем проставления соответствующих отметок таможенного органа на транспортных (перевозочных) документах [4].

ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ НА ПРАКТИКЕ НЕ РЕАЛИЗОВАНЫ ОТДЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ РЕШЕНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СОВЕТА ОТ 17.07.2020 № 5

Для электронного взаимодействия в едином информационном пространстве всех отраслей хозяйства, таможенных и контролирующих органов государств -членов ЕАЭС как внутри отдельного государства - члена ЕАЭС, так и в пределах ЕАЭС важна интеграция информационных систем при электронном таможенном декларировании.

Информация о таможенных операциях в отношении перемещаемых грузов, совершенных таможенными органами в электронном виде, необходима перевозчикам, контролирующим органам, таможенным органам государств - членов ЕАЭС. Такая информация предоставляется заинтересованным органам посредством информационных систем органов, участвующих в перемещении товаров, и при этом эти информационные системы должны быть достаточно интегрированы между собой и находиться в едином информационном пространстве.

Вместе с тем информационное взаимодействие с железнодорожными администрациями Российской Федерации и Кыргызской Республики реализовано только в части обмена железнодорожными накладными в формате EDIFACT, обмен сопроводительными документами в электронном формате не осуществляется. Национальные нормативно-правовые базы не гармонизированы, что является препятствием для масштабного развития широкого спектра цифровых технологий и их внедрения в различные секторы экономики [7].

Более того, в Республике Казахстан еще не завершена работа по интеграции информационных систем таможенных органов и национального железнодорожного перевозчика в части получения сведений о таможенных отметках при таможенном транзите, которая позволит исключить проставление отметок таможенного органа на бумажных транспортных (перевозочных) документах [8].

Следовательно, несмотря на то, что принят и вступил в действие нормативный правовой акт, которым предусмотрено непроставление дополнительных отметок таможенных органов, в Республике Казахстан продолжается проставление печатей и штампов на бумажных экземплярах транспортных (перевозочных) документов при декларировании товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и завершении действия процедуры транзита. По определенным техническим причинам в Республике Казахстан при таможенном декларировании и перевозке товаров железнодорожным транспортом исполняются не все пункты Решения № 5.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что Решение № 5 в целом упрощает процесс совершения таможенных и иных операций; соответствует основным реализуемым стратегическим направлениям развития евразийской экономической интеграции и скоординированной транспортной политики государств - членов ЕАЭС; направлено на дальнейшее развитие и совершенствование системы электронного таможенного декларирования в ЕАЭС, взаимодействие и интеграцию информационных систем таможенных органов с отраслями хозяйствования и контролирующими органами при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС; направлено на сокращение затрачиваемого времени проведения таможенных операций как для участников ВЭД, декларантов, таможенных представителей, так и для таможенных органов; исключает или уменьшает количество прямых контактов уполномоченных должностных лиц таможенных органов с участниками ВЭД, декларантами, специалистами по таможенному декларированию таможенных представителей.

Основная идея, заложенная в Решении № 5, - востребованность и необходимость совершения максимального количества таможенных операций в электронном виде - способствует и требует от взаимодействующих органов государств -членов ЕАЭС скорейшего перевода действующих нормативных правовых актов в единое информационное пространство электронного взаимодействия.

Вместе с тем, несмотря на выявленные проблемы реализации отдельных пунктов исследуемого нормативного правового акта, его целесообразность и значимость не вызывают сомнений. В связи с этим всем взаимодействующим и заинтересованным органам государств - членов ЕАЭС, перевозчикам и т. п. необходимо активизировать действия по исполнению Решения № 5 в полном объеме.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: eaeunion.org.

2. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 № 19 «Об Основных направлениях и этапах реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: eaeunion.org.

3. 2020. Евразийский экономический союз. Цифры и факты. Таможенное сотрудничество [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru.

4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission. org/ru.

5. Решение Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 № 5 «О непроставлении отметок таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах при совершении таможенных операций в электронном виде» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru.

6. Давыдов Р. В. Модель совершения таможенных операций от пунктов пропуска до места нахождения получателя товара // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 3. С. 32-37.

7. Евразийская экономическая интеграция: перспективы развития и стратегические задачи для России: доклад к XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апреля 2019 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru.

8. Кодекс Республики Казахстан от 26.12.2017 № 123-VI «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» [Электронный ресурс]. Доступ из информационно-правовой системы нормативных правовых актов Республики Казахстан «Эдшет».

REFERENCES

1. Decision of the Supreme Eurasian Economic Council dated December 11, 2020 no. 12 "On Strategic directions for the development of Eurasian economic integration up to 2025" [Electronic resource] // Official website of the Eurasian Economic Union. URL: eaeunion.org.

2. Decision of the Supreme Eurasian Economic Council of December 26, 2016 no. 19 "On the main directions and stages of implementation of a coordinated (agreed) transport policy of the Member States of the Eurasian Economic Union" [Electronic resource] // Official website of the Eurasian Economic Union. URL: eaeunion.org.

3. 2020. Eurasian Economic Union. Figures and facts. Customs cooperation [Electronic resource] // Official site of the Eurasian Economic Commission. URL: http://www.eurasiancom-mission.org/ru.

4. Customs Code of the Eurasian Economic Union (Appendix no. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union) [Electronic resource] // Official website of the Eurasian Economic Commission. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru.

5. Decision of the Eurasian Intergovernmental Council of July 17, 2020 no. 5 "On the failure to affix marks of customs authorities in transport (transportation), commercial and (or) other documents when performing customs operations in electronic form" [Electronic resource] // Official website of the Eurasian Economic Commission. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru.

6. Davydov R. V. Model improvement of customs operations from checkpoints to the location of the recipient of the goods. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2019, no. 3, pp. 32-37.

7. Eurasian economic integration: development prospects and strategic objectives for Russia: report to the XX April international scientific conference on economic and social development, Moscow, April 9-12, 2019 [Electronic resource] // Official website of the Eurasian Economic Commission. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru.

8. Code of the Republic of Kazakhstan dated December 26, 2017 no. 123-VI "On customs regulation in the Republic of Kazakhstan" [Electronic resource]. Access from the information and legal system of regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan "Adilet".

Информация об авторе

Воробьев Дмитрий Александрович - заместитель руководителя таможенного поста «Ос-кемен - Центр таможенного оформления» Департамента государственных доходов по Восточно-Казахстанской области, Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, 070019, Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Усть-Каменогорск, ул. Бурова, д. 10/1; аспирант кафедры таможенных операций и таможенного контроля, Российская таможенная академия, 140015, Россия, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4, e-mail: [email protected], [email protected], тел.: 8 (777) 155-23-23.

Information about the author

Vorobyev Dmitry A. - deputy head of the customs post "Oskemen - Customs Clearance Center" of the Department of State Revenues in the East Kazakhstan region, State Revenue Committee of the Ministry of Finance of the Republic of Kazakhstan, 070019, Republic of Kazakhstan, East Kazakhstan region, Ust-Kamenogorsk, Burova st., 10/1; postgraduate student of the department of customs operations and customs control, Russian Customs Academy, 140015, Russia, Moscow region, Lyubertsy, Komsomolsky prospect, 4, e-mail: [email protected], d.vorobev@kgd .gov.kz, tel.: 8 (777) 155-23 23.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interests

The author declares that there is no conflict of interest regarding the publication of this article. Для цитирования

Воробьев Д. А. Совершенствование таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе при электронном взаимодействии в едином информационном пространстве // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 3. С. 150-157.

For citation

Vorobyov D. A. Improving Customs Regulation in the Eurasian Economic Union in Electronic Interaction in a Single Information Space. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2021, no. 3, pp. 150-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.