УДК 342.95
DOI 10.54048/20727240_2021_03_81
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ НА ЭТАПЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ ТАМОЖЕННЫМ ОРГАНОМ
Ж. Д. Шевченко1
1 Российская таможенная академия, г. Люберцы, Московская область, Россия
Аннотация. В статье исследованы такие формы реализации административно-правовых норм на этапе выпуска товаров трансграничной электронной торговли таможенным органом, как соблюдение, исполнение, использование и применение, выявлены их характерные особенности. Предложено авторское определение товаров трансграничной электронной торговли, отмечена необходимость выделения для целей таможенного регулирования указанных товаров в отдельную категорию. Определены проблемные аспекты реализации административно-правовых норм в формах использования и применения. Разработаны конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании в части перемещения товаров трансграничной электронной торговли через таможенную границу Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: реализация административно-правовых норм, товары трансграничной электронной торговли, выпуск товаров, формы реализации административно-правовых норм, соблюдение, исполнение, использование, применение, таможенное регулирование, таможенное администрирование.
FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL NORMS AT THE STAGE OF RELEASE OF GOODS OF CROSS-BORDER E-COMMERCE BY THE CUSTOMS AUTHORITY
Z. D. Shevchenko1
1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russia
Abstract. The article examines such forms of implementation of administrative and legal norms at the stage of the release of goods of cross-border e-commerce by the customs authority, such as compliance, execution, use and application, identifies their characteristic features. The author's definition of goods of cross-border e-commerce is proposed, the need to separate these goods into a separate category for the purposes of customs regulation is noted. The problematic aspects of the implementation of administrative and legal norms in the forms of use and application are determined. Specific proposals have been developed aimed at improving the current legislation of the Russian Federation on customs regulation in terms of the movement of goods of cross-border e-commerce across the customs border of the Eurasian Economic Union.
Keywords: implementation of administrative and legal norms, goods of cross-border e-commerce, release of goods, forms of implementation of administrative and legal norms, compliance, execution, applying, application, customs regulation, customs administration.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время развитие таможенной службы Российской Федерации (РФ) происходит в условиях увеличения объемов трансграничной торговли
© Шевченко Ж. Д., 2021
товарами посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В связи с этим пристальное внимание уделяется формированию эффективного механизма таможенного администрирования товаров, перемещаемых в рамках трансграничной электронной торговли, совершенствованию правового регулирования перемещения указанной категории товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз). Так, приняты специальные акты Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), устанавливающие новые формы документов, необходимых для выпуска таможенными органами товаров трансграничной электронной торговли [1, 2, 3].
Однако анализ правоприменительной деятельности таможенных органов показал, что существует ряд проблемных вопросов, связанных с практическим претворением в жизнь отдельных норм права ЕАЭС, а также законодательства РФ о таможенном регулировании в части, касающейся перемещения товаров электронной торговли через таможенную границу Союза. При этом нормы, регулирующие перемещение через таможенную границу ЕАЭС указанных товаров, автор относит к административно-правовым в связи с тем, что предмет их регулирования составляют отношения, связанные с непосредственным осуществлением государственной исполнительной власти, и с их помощью осуществляется планомерное регулирующее воздействие на лиц, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, направленное на достижение целей государственного управления.
В связи с вышеизложенным рассмотрение отдельных аспектов реализации административно-правовых норм на этапе выпуска товаров, приобретенных посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», представляется особенно актуальным.
ТОВАРЫ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ: ПОНЯТИЕ, СПОСОБЫ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ
Административно-правовое регулирование отношений, связанных с выпуском товаров трансграничной электронной торговли, осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) и иными международными договорами РФ, актами ЕЭК и законодательством РФ о таможенном регулировании. Так, правовому институту выпуска товаров и таможенных операций, связанных с выпуском товаров, посвящена гл. 18 ТК ЕАЭС [4], гл. 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5].
В праве ЕАЭС, а также законодательстве РФ на сегодняшний день отсутствует легальное определение термина «товары трансграничной электронной торговли». Однако его формулирование представляется необходимым для выделения указанных товаров в отдельную категорию и создания эффективного механизма регулирования перемещения через таможенную границу данной категории товаров. В рамках проводимого исследования сформулировано авторское определение термина «товары трансграничной электронной торговли», под которыми следует понимать товары, приобретенные лицами с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством автоматизированной
процедуры обмена электронными сообщениями либо с использованием иных способов дистанционной продажи. При этом следует подчеркнуть, что указанные товары могут приобретаться как физическими, так и юридическими лицами. Добавим, что существует два способа перемещения товаров трансграничной электронной торговли: пересылка в международных почтовых отправлениях и доставление перевозчиком в качестве экспресс-груза.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ НА ЭТАПЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
Реализация административно-правовых норм на этапе выпуска товаров трансграничной электронной торговли является непосредственным результатом административно-правового регулирования таможенных операций, неотъемлемым элементом механизма такого регулирования. Для таможенных органов реализация является необходимой правовой формой управленческой деятельности и юридическим средством осуществления властных полномочий [6, с. 5]. Реализация административно-правовых норм возможна только при правомерном поведении субъектов таможенных правоотношений (таможенный орган, декларант, иные лица), когда действия таких субъектов соответствуют установленным нормам права. В зависимости от способов правового регулирования в теории административного права выделяют следующие формы реализации административно-правовых норм [7]:
- соблюдение;
- исполнение;
- использование;
- применение.
При этом соблюдение, исполнение и использование представляют собой непосредственные формы реализации, так как за некоторыми исключениями заинтересованные лица самостоятельно претворяют в жизнь требования правовых норм в правомерном поведении, не прибегая к помощи государства в лице должностных лиц таможенных органов. Применение права - опосредованная форма реализации норм административного права, так как в данном случае воплотить предписания без государственного вмешательства невозможно [8, с. 481].
В целях детального изучения различных правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность таможенных правоотношений, рассмотрим специфику каждой формы реализации административно-правовых норм при совершении таможенных операций, связанных с выпуском товаров трансграничной электронной торговли (рис.).
Обязательное совершение субъектами действий, предусмотренных правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном регулировании
Совершение субъектами действий, дозволяемых
правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном регулировании
Властная деятельность таможенных органов
по реализации предписаний норм права ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном регулировании
Воздержание субъектов от совершения действий, запрещенных правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном регулировании
Рис. Формы реализации административно-правовых норм на этапе выпуска товаров трансграничной электронной торговли
СОБЛЮДЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ КАК ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ НА ЭТАПЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
Соблюдение как форма реализации административно-правовых норм на этапе выпуска товаров трансграничной электронной торговли состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном регулировании.
Например, согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 338 [9] запрещено пересылать в международных почтовых отправлениях товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу Союза, перечень которых приведен в приложении к указанному Решению. Соблюдение в данном случае - отказ от пересылки в международных почтовых отправлениях определенных видов товаров трансграничной электронной торговли.
Как видно, соблюдение не требует от субъекта выполнения активных действий и по этой причине рассматривается как пассивная форма реализации административно-правовых норм, при которой субъекты «сообразуют свое поведение с юридическими запретами» [10].
Исполнение на этапе совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров трансграничной электронной торговли, представляет собой форму
реализации административно-правовых норм, для которой характерно обязательное совершение субъектами активных действий, предписываемых нормами права ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном регулировании. В данном способе реализации задействованы все участники таможенных отношений (физические и юридические лица, таможенные органы и др.).
Так, административно-правовые нормы в форме исполнения реализуются при выполнении декларантом обязанности по:
1) соблюдению условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру;
2) уплате таможенных сборов за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров [4, ст. 118, п. 1].
Выполнение указанных общих условий является необходимым для осуществления таможенным органом выпуска товаров трансграничной электронной торговли. При этом для полного уяснения данного варианта реализации права декларантом на рассматриваемом этапе следует указать, что условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру регламентированы разд. IV ТК ЕАЭС и зависят от избранной декларантом таможенной процедуры. Например, при заявлении таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления исполнение будет заключаться в активных действиях декларанта по выполнению следующих обязанностей [4, ст. 118, п. 1, ст. 135, п. 1]:
- уплате ввозных таможенных пошлин, налогов;
- уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
- соблюдению запретов и ограничений;
- соблюдению мер защиты внутреннего рынка, установленных в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины;
- уплате таможенных сборов за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров.
Следующим примером исполнения обязанностей декларантом при совершении таможенных операций, связанных с выпуском товаров трансграничной электронной торговли, является необходимость по требованию таможенного органа изменить (дополнить) сведения, заявленные в таможенной декларации, если при проведении таможенного контроля выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, которые при их устранении не будут служить основанием для отказа в выпуске товаров. Порядок внесения таких изменений (дополнений) и форма требования таможенного органа в случае использования при таможенном декларировании декларации на товары определены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 [11].
Исполнение таможенными органами обязанностей при совершении таможенных операций на этапе выпуска товаров трансграничной электронной торговли выражается в следующем:
1) соблюдение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства РФ о таможенном регулировании;
2) осуществление контроля и надзора за соблюдением положений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства РФ о таможенном регулировании;
3) необходимость руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства РФ о таможенном регулировании;
4) обеспечение выполнения задач и функций, возложенных на таможенные органы [5, ст. 258].
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ НА ЭТАПЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
Следующей формой реализации административно-правовых норм на этапе совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров трансграничной электронной торговли, выступает использование, заключающееся в совершении субъектами действий, дозволяемых правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном регулировании. Характерная черта данной формы реализации - активное поведение субъектов [10]. В контексте реализации административно-правовых норм в данной форме речь идет в первую очередь о выборе варианта действия со стороны таможенных органов. Так, под использованием профессор Ю. Н. Ста-рилов понимает «применение органом исполнительной власти, местной администрацией (должностными лицами) того или иного варианта исполнительной деятельности при наличии в административно-правовой норме альтернативы в принятии решений» [7]. Однако, несмотря на приоритет императивного метода правового регулирования административно-правовых отношений в области таможенного дела, нельзя исключить использование и диспозитивного метода, предполагающего выбор варианта поведения участниками, в том числе не наделенными властными полномочиями. Видится необходимым дополнить приведенное профессором Ю. Н. Стариловым определение, расширив круг субъектов, в связи с тем, что осуществлять субъективные права в административно-правовых отношениях могут также граждане и юридические лица.
Безусловно, по мнению автора, в наиболее полном виде использование декларантом субъективного права проявляется на этапе, предшествующем выпуску товаров трансграничной электронной торговли, при таможенном декларировании (общий порядок совершения таможенных операций). Именно при подаче таможенной декларации реализуется ключевое в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС право декларанта на выбор таможенной процедуры. Ведь от этого выбора зависит содержание самого этапа выпуска товаров, применяемых форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, а также последующий порядок использования товаров на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами.
Но следует отметить, что при применении обратного порядка совершения таможенных операций, при котором выпуск товаров трансграничной электронной торговли предшествует таможенному декларированию, уже на этапе подачи заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары лицо, которое будет выступать декларантом, реализует правомочие по выбору таможенной процедуры [4, ст. 120, п. 3].
В ходе проведенного исследования выявлены проблемные аспекты использования как формы реализации административно-правовых норм на этапе выпуска товаров трансграничной электронной торговли, ограничивающие возможность
выбора предусмотренного нормой права варианта действия участниками рассматриваемых отношений.
Так, из определения термина «экспресс-груз», закрепленного в ст. 2 ТК ЕАЭС, следует, что товар, доставляемый в качестве экспресс-груза, может перевозиться транспортом любого вида в течение минимально возможного промежутка времени. Однако основной документ, регулирующий особенности совершения таможенных операций в отношении экспресс-грузов в РФ, - приказ ФТС России от 02.07.2013 № 1225 [12] - распространяет свое действие только на перемещение экспресс-грузов воздушным и автомобильным видами транспорта, что ограничивает возможности заинтересованных лиц использовать для целей перемещения товаров трансграничной электронной торговли в качестве экспресс-груза, например, железнодорожный транспорт.
Следующий выявленный автором проблемный аспект связан с таможенным декларированием экспресс-грузов, доставляемых в адрес физических лиц. Так, согласно Решению Коллегии ЕЭК от 16.10.2018 № 158 [2] в одной пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов (ПТДЭГ) указываются сведения о товарах для личного пользования:
- доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза и перемещаемых от одного отправителя в адрес одного получателя по одной или нескольким общим накладным;
- перемещаемых не более чем по 500 индивидуальным накладным.
Однако на практике таможенный представитель может подать сведения о товарах, перемещаемых не более чем по 100 индивидуальным накладным. Это в первую очередь связано с тем, что в соответствии с п. 3 приказа ФТС России от 05.07.2018 № 1060 [13] установлено, что при подаче ПТДЭГ с применением Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) ПТДЭГ не должна содержать сведения в отношении товаров, доставляемых более чем в 100 индивидуальных накладных. Исследование данного вопроса показало, что такое ограничение в основном обусловлено несовершенством программных средств, не позволяющих указывать сведения о перемещаемых товарах, в количестве, предусмотренном в Решении Коллегии ЕЭК от 16.10.2018 № 158. В связи с этим представляется необходимым дальнейшее совершенствование программных средств и внесение соответствующих изменений в приказ ФТС России от 05.07.2018 № 1060 в части предоставления возможности таможенному представителю указывать сведения о товарах, перемещаемых по 500 индивидуальным накладным.
При анализе использования прав таможенными органами на этапе совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров трансграничной электронной торговли, следует выделить зачастую реализуемое правомочие таможенного органа на запрос у декларанта документов, сведения о которых указаны в таможенной декларации [4, ст. 325], иных документах, используемых при таможенном декларировании товаров трансграничной электронной торговли. В рамках проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенный орган вправе осуществлять сбор и анализ дополнительной информации, в том числе направлять запросы в государственные органы и иные организации [4, ст. 324, п. 7], осуществлять в пределах компетенции информационное взаимодействие по другим вопросам с органами государственной власти, иными органами и организациями [5, ст. 259]. Нельзя не отметить право таможенных органов требовать присутствия
декларанта или иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, при таможенном досмотре, в определенных случаях проводить таможенный досмотр в отсутствие таких лиц [4, ст. 328], в случае выявления нарушений таможенных правил на этапе выпуска товаров привлекать виновных лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях [5, ст. 259] и др.
ПРИМЕНЕНИЕ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ НА ЭТАПЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
Применение как особая форма реализации административно-правовых норм на этапе выпуска товаров трансграничной электронной торговли представляет собой властную деятельность таможенных органов по реализации норм права ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном регулировании, заключающуюся в принятии решения по результатам проведения таможенного контроля о возможности (невозможности) использования заинтересованными лицами товаров трансграничной электронной торговли в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры.
Безусловно, реализация административно-правовых норм на этапе выпуска товаров трансграничной электронной торговли в форме применения является конечной целью совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру. Проведение таможенного контроля при выпуске товаров направлено на проверку соблюдения условий выпуска товаров и «в системе основного таможенного контроля выступает главным звеном» [14, с. 107].
Изучение правоприменительной деятельности таможенных органов на этапе выпуска товаров трансграничной электронной торговли, в отношении которых подана ПТДЭГ, выявило проблемный аспект организационного характера, связанный с отсутствием на рабочем месте должностного лица постоянного высокоскоростного доступа в сеть «Интернет» и заключающийся в трудностях проведения отдельных мероприятий документального контроля, в частности, невозможности перехода должностным лицом таможенного органа по электронной ссылке на приобретенный товар, указанной таможенным представителем при декларировании ввозимых в рамках внешней электронной торговли товаров.
Благоприятным для декларанта результатом правоприменительной деятельности на рассматриваемом этапе, необходимым для удовлетворения его частных интересов, является непосредственно сам выпуск товаров, оформляемый «с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа либо путем проставления соответствующих отметок на таможенной декларации» [4, ст. 118, п. 2]. После выпуска товар считается помещенным под таможенную процедуру, и декларант вправе использовать его в порядке и на условиях, установленных правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном регулировании.
Следует добавить, что правоприменительная деятельность таможенных органов по осуществлению выпуска товаров трансграничной электронной торговли носит государственно-властный характер и приводит к возникновению качественно новых административно-правовых отношений, связанных с применением
таможенной процедуры или использованием отдельных категорий товаров без их помещения под таможенные процедуры.
Исследование правоприменительной деятельности таможенных органов по выпуску товаров трансграничной электронной торговли показало, что полномочия по совершению таможенных операций в отношении таких товаров разделены между таможенными органами, что затрудняет процесс развития таможенного администрирования данной категории товаров. В связи с этим видится необходимым создать на территории РФ специализированный таможенный орган, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов, компетенция которого будет ограничиваться правомочиями по совершению таможенных операций и проведению таможенного контроля в отношении товаров трансграничной электронной торговли, пересылаемых как в международных почтовых отправлениях, так и доставляемых в качестве экспресс-груза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, реализация административно-правовых норм на этапе выпуска товаров трансграничной электронной торговли представляет собой практическое претворение в жизнь закрепленных в ТК ЕАЭС и иных международных договорах РФ, актах ЕЭК и законодательстве РФ о таможенном регулировании правовых предписаний посредством правомерного поведения субъектов таможенных правоотношений, содержанием которого является осуществление ими субъективных прав и исполнение юридических обязанностей.
Основные проблемные вопросы выпуска товаров трансграничной электронной торговли выявлены автором при реализации административно-правовых норм в форме исполнения и применения. Ввиду отсутствия легального определения термина «товары трансграничной электронной торговли» автором сформулировано определение указанного термина, обращено внимание на необходимость для целей таможенного регулирования выделения товаров трансграничной электронной торговли в отдельную категорию.
В целях совершенствования административно-правового регулирования перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров электронной торговли разработаны предложения, корректирующие действующее законодательство РФ о таможенном регулировании.
1. Пункт 2 приказа ФТС России от 02.07.2013 № 1225 изложить в следующей редакции: «Порядок определяет особенности совершения таможенных операций в первоочередном порядке на территории Российской Федерации в отношении экспресс-грузов, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза коммерческой организацией или несколькими коммерческими организациями, объединенными в рамках единой сети перевозок транспортом любого вида, предназначенной для доставки отправлений в минимально возможный заявленный срок с использованием электронной информационной системы организации и отслеживания перевозок (далее - экспресс-перевозчики), а также агентами или подрядчиками экспресс-перевозчика».
2. Абзац 1 п. 3 приказа ФТС России от 05.07.2018 № 1060 изложить в следующей редакции: «При таможенном декларировании товаров в соответствии с Порядком используется форма ПТДЭГ. ПТДЭГ не должна содержать сведения
в отношении товаров, доставляемых более чем в 500 отправлениях (индивидуальных накладных)».
В качестве организационного аспекта совершенствования правоприменительной деятельности таможенных органов для проведения полноценного контроля на этапе выпуска товаров, декларируемых с использованием ПТДЭГ, необходимо обеспечить рабочее место должностного лица таможенного органа высокоскоростным доступом в сеть «Интернет».
В целях совершенствования реализации властных полномочий таможенных органов автором сформулировано предложение о необходимости создания в России специализированного таможенного органа, входящего в единую федеральную централизованную систему таможенных органов, компетенция которого ограничивается правомочиями по совершению таможенных операций и проведению таможенного контроля в отношении товаров трансграничной электронной торговли.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.08.2018 № 142 «О таможенном декларировании товаров, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза, с использованием декларации на товары» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.10.2018 № 158 «О таможенном декларировании товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в качестве экспресс-груза, с использованием пассажирской таможенной декларации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.01.2019 № 9 «О структуре и формате декларации на товары для экспресс-грузов и пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
5. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (ч. I). Ст. 5082.
6. Каверина К. С. Механизм реализации норм административного права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. М., 2015. 22 с.
7. Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник. 5-е изд., пересмотр. М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. 575 с.
8. Мухаев Р. Т. Теория государства и права: учебник. М.: Юрайт, 2016. 585 с.
9. Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 338 «Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
10. Алексеев С. С. Теория права. 2-е изд. М.: БЕК, 1995. 311 с.
11. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии
Евразийской экономической комиссии» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org.
12. Приказ ФТС России от 02.07.2013 № 1225 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций в отношении экспресс-грузов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
13. Приказ ФТС России от 05.07.2018 № 1060 «О Порядке использования пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком (транспортной экспедиторской компанией или службой курьерской доставки), получателем или отправителем которых является физическое лицо, содержащей сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования, с применением Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
14. Власенко Д. С. Совершенствование административно-правового регулирования таможенного контроля как инструмента обеспечения экономической безопасности Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. Люберцы, 2019. 223 с.
REFERENCES
1. Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission dated August 28, 2018 no. 142 "On the customs declaration of goods delivered by the carrier as an express cargo using the declaration for goods" [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru.
2. Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission dated October 16, 2018 no. 158 "On customs declaration of goods for personal use delivered by the carrier as an express cargo using a passenger customs declaration" [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru.
3. Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission dated January 22, 2019 no. 9 "On the structure and format of the declaration for goods for express cargo and passenger customs declaration for express cargo" [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru.
4. Customs Code of the Eurasian Economic Union (Appendix no. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union) [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru.
5. Federal Law dated August 3, 2018 no. 289-FZ "On customs regulation in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation". In: Collected Legislation of the Russian Federation, 2018, no. 32 (part I), art. 5082.
6. Kaverina K. S. Mechanism for the implementation of the norms of administrative law: abstracts of ... candidate of sciences in jurisprudence: 12.00.14. Moscow, 2015. 22 p.
7. Rossinsky B. V., Starilov Y. N. Administrative law: textbook. 5th ed., revision. Moscow, Norma, INFRA-M, 2015. 575 p.
8. Mukhaev R. T. Theory of state and law: textbook. Moscow, Yurayt, 2016. 585 p.
9. Decision of the Customs Union Commission dated August 17, 2010 no. 338 "On the specifics of sending goods in international mail" [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru.
10. Alekseev S. S. Theory of law. 2nd edition. Moscow, BEK, 1995. 311 p.
11. Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission dated December 10, 2013 no. 289 "On amendments (additions) to the information declared in the declaration for goods, and
invalidation of some decisions of the Commission of the Customs Union and the Board of the Eurasian Economic Commission" [Electronic resource] // Official website Eurasian Economic Union. URL: http://www.eaeunion.org.
12. Order of the Federal Customs Service of Russia dated July 2, 2013 no. 1225 "On approval of the Procedure for performing customs operations in relation to express cargo transported across the customs border of the Customs Union" [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru.
13. Order of the Federal Customs Service of Russia dated July 5, 2018 no. 1060 "On the Procedure for Using the Passenger Customs Declaration for Express Cargoes for Goods for Personal Use Delivered by the Carrier (Freight Forwarding Company or Courier Delivery Service), the recipient or sender of which is an individual containing information, necessary for the release of goods for personal use, using the Unified automated information system of customs authorities" [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru.
14. Vlasenko D. S. Improvement of administrative and legal regulation of customs control as a tool for ensuring the economic security of the Russian Federation: dissertation ... candidate of sciences in jurisprudence: 12.00.14. Lyubertsy, 2019. 223 p.
Информация об авторе
Шевченко Жанна Дмитриевна - старший преподаватель кафедры таможенных операций и таможенного контроля, Российская таможенная академия, 140015, Россия, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4, e-mail: [email protected], тел.: 8 (495) 500-13-59.
Information about the author
Shevchenko Zhanna D. - senior lecturer of the department of customs formalities and customs control, Russian Customs Academy, 140015, Russia, Moscow region, Lyubertsy, Komsomolsky prospect, 4, e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 500-13-59.
Конфликт интересов
Автор заявляет от отсутствии конфликта интересов. Conflict of interests
The author declares that there is no conflict of interest regarding the publication of this article. Для цитирования
Шевченко Ж. Д. Особенности реализации административно-правовых норм на этапе выпуска товаров трансграничной электронной торговли таможенным органом // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 3. С. 81-92.
For citation
Shevchenko Z. D. Features of the Implementation of Administrative and Legal Norms at the Stage of the Release of Goods of Cross-border E-commerce by the Customs Authority. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2021, no. 3, pp. 81-92.