Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
673
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ТРАНСГРАНИЧНАЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ТОВАРОВ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бударина Наталья Александровна, Павлова Юлия Юрьевна

В статье рассмотрена проблематика государственного регулирования трансграничной интернет-торговли в Российской Федерации. Обусловлена необходимость разработки современного механизма государственного регулирования трансграничной интернет-торговли. Рассмотрены механизмы таможенного администрирования товаров интернет-торговли. Определено, что на современном этапе ключевым инструментом государственного регулирования трансграничной интернет-торговли является установление норм беспошлинного ввоза таких товаров. Дана оценка эффективности действующих мер. Выявлено, что компенсировать возрастающую нагрузку позволяет внедрение современных технологий таможенного оформления, администрирование таможенных платежей, реализация проектов со службами доставки, зарубежными таможенными администрациями и ряд других. Выдвинуты предложения по совершенствованию действующего механизма государственного регулирования интернет-торговли в целом и таможенного администрирования в частности, что повысит эффективность трансграничной интернет-торговли и окажет положительное влияние на развитие российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бударина Наталья Александровна, Павлова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF CUSTOMS ADMINISTRATION OF CROSS-BORDER E-COMMERCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the problems of state regulation of cross-border e-commerce in the Russian Federation. In this regard, there is a need to develop a modern mechanism for state regulation of cross-border e-commerce. The mechanisms of the customs administration of e-commerce goods are considered. It has been determined that the key instrument of state regulation of cross-border e-commerce today is the establishment of norms for duty-free import of such goods. The article also provides an assessment of the effectiveness of existing measures. The introduction of modern technologies of customs clearance, the administration of customs payments, the implementation of projects with delivery services, foreign customs administrations and a number of others can compensate for the increasing load. Proposals have been put forward to improve the current mechanism of state regulation of e-commerce in general and customs administration in particular, which will increase the efficiency of cross-border e-commerce and have a positive impact on the development of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ CUSTOMS ADMINISTRATION

УДК 339.5

DOI 10.54048/20727240_2021_03_37

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н. А. Бударина1, Ю. Ю. Павлова1

1 Российская таможенная академия, г. Люберцы, Московская область, Россия

Аннотация. В статье рассмотрена проблематика государственного регулирования трансграничной интернет-торговли в Российской Федерации. Обусловлена необходимость разработки современного механизма государственного регулирования трансграничной интернет-торговли. Рассмотрены механизмы таможенного администрирования товаров интернет-торговли. Определено, что на современном этапе ключевым инструментом государственного регулирования трансграничной интернет-торговли является установление норм беспошлинного ввоза таких товаров. Дана оценка эффективности действующих мер. Выявлено, что компенсировать возрастающую нагрузку позволяет внедрение современных технологий таможенного оформления, администрирование таможенных платежей, реализация проектов со службами доставки, зарубежными таможенными администрациями и ряд других. Выдвинуты предложения по совершенствованию действующего механизма государственного регулирования интернет-торговли в целом и таможенного администрирования в частности, что повысит эффективность трансграничной интернет-торговли и окажет положительное влияние на развитие российской экономики.

Ключевые слова: интернет-торговля, трансграничная интернет-торговля, таможенное администрирование товаров интернет-торговли, таможенное регулирование, таможенный контроль.

TOPICAL ISSUES OF CUSTOMS ADMINISTRATION OF CROSS-BORDER E-COMMERCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

N. A. Budarina1, Y. Y. Pavlova1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russia

Abstract. The article examines the problems of state regulation of cross-border e-commerce in the Russian Federation. In this regard, there is a need to develop a modern mechanism for state regulation of cross-border e-commerce. The mechanisms of the customs administration of e-commerce goods are considered. It has been determined that the key instrument of state regulation of cross-border e-commerce today is the establishment of norms for duty-free import of such goods. The article also provides an assessment of the effectiveness of existing measures. The introduction of modern technologies of customs clearance, the administration of customs payments, the implementation of projects with delivery services, foreign customs administrations and a number of others can compensate for the increasing load. Proposals have been put forward to improve the current mechanism of state

© Бударина Н. А., Павлова Ю. Ю., 2021

regulation of e-commerce in general and customs administration in particular, which will increase the efficiency of cross-border e-commerce and have a positive impact on the development of the Russian economy.

Keywords: e-commerce, cross-border e-commerce, customs administration of e-commerce goods, customs regulation, customs control.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы активное развитие получил новый формат мировой торговли - трансграничная электронная торговля (e-commerce). Количество интернет-пользователей в мире составляет 4,66 млрд человек, или 59,5% населения планеты (по состоянию на 01.01.2021), в связи с чем онлайн-продажи стали мощным глобальным трендом и значимой частью экономик ведущих стран мира.

С ростом цифровизации и массовым переходом в онлайн e-commerce стала драйвером ключевых изменений в мировой экономике. Доступ к электронной коммерции сегодня возможен с любого смарт-устройства: на конец 2020 г. в мире насчитывалось почти 10 млрд смартфонов, компьютеров и планшетов, подключенных к сети «Интернет». Это уже превышает население Земли (почти 8 млрд человек). Электронная торговля в настоящее время шагнула далеко за национальные границы, поэтому необходимо определить круг проблем государственного регулирования трансграничной интернет-торговли в Российской Федерации (РФ).

Исходя из вышесказанного, целью данного исследования является разработка предложений по совершенствованию действующего механизма государственного регулирования интернет-торговли в целом и таможенного администрирования в частности.

ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОГО РЫНКА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ

Российский рынок интернет-торговли активно развивается и по прогнозу Ассоциации компаний интернет-торговли достигнет 3,7 трлн руб. в 2021 г. (рис. 1). До 30% e-commerce приходится на трансграничную торговлю.

4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

I I Внутренняя торговля

I I Трансграничная торговля

220 302 374

504

586

440

519

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Рис. 1. Российский рынок интернет-торговли, млрд руб. [1]

2021 г.

Для производителей и владельцев торговых платформ развитие e-commerce позволило выйти на новые рынки без значительных финансовых вложений (уплата налогов в стране базирования, отсутствуют затраты на открытие торговой точки, логистические издержки и др.).

В России товары, заказанные на зарубежных интернет-площадках, определяются как «товары для личного пользования» [2, 3] и облагаются меньшим размером таможенных пошлин, чем традиционная торговля. Это делает рынок привлекательным для зарубежных компаний, а для российского потребителя открывает доступ к широкому ассортименту товаров по сниженным ценам, без посредников.

Вместе с тем для государства реализация такой модели торговли вызывает ряд проблем.

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ

1. Создание неравных условий конкуренции зарубежных и отечественных производителей. У первых есть преимущество в виде отсутствия необходимости регистрации в российской налоговой юрисдикции.

2. Недопоступление денежных средств в федеральный бюджет. Следствием первого пункта является отток денежных средств из экономики РФ, недополучение бюджетом налоговых, таможенных и иных платежей. Сюда же можно отнести упущенную экономическую выгоду от открытия торговых точек на территории РФ (арендная плата, взаимодействие с поставщиками, создание дополнительных рабочих мест и др.).

3. Возникновение угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, поскольку пересылаемые товары не вводятся в коммерческий оборот (нет ответственного посредника на территории РФ) и не проходят обязательную сертификацию и стандартизацию. Кроме того, зачастую пересылается контрафакт, запрещенные на территории РФ предметы и вещества (например, лекарственные препараты с содержанием сильнодействующих веществ).

Анализ совокупности данных факторов свидетельствует о том, что сегодня под видом товаров для личного пользования пересылаются коммерческие партии, которые практически не облагаются платежами и зачастую не соответствуют техническим требованиям и стандартам.

В связи с этим возникает необходимость разработки современного механизма государственного регулирования трансграничной интернет-торговли, который позволит, с одной стороны, сбалансировать конкуренцию между отечественными и зарубежными производителями, а с другой - обеспечить безопасность поступающих товаров.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ

В России нормативное правовое регулирование e-commerce осуществляет Правительство РФ, Минэкономразвития России, Минфин России, ФНС России и ФТС России. В работе государственные органы руководствуются нормами права Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и решениями Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). При этом непосредственный контроль за перемещением трансграничных отправлений реализует ФТС России.

Ключевым инструментом государственного регулирования трансграничной интернет-торговли сегодня является установление норм беспошлинного ввоза таких товаров.

До 2018 г. порог составлял 1 000 евро, а затем поэтапно снижался. В 2019 г. он составил уже 500 евро (в части превышения необходимо было уплатить пошлину 30% от стоимости, но менее 4 евро за 1 кг; учитывалась частота перемещения товаров в адрес одного лица в течение месяца); в 2020 г. - 200 евро (в части превышения уплачивается пошлина в 15% от стоимости, но не менее 2 евро за кг; без учета частоты перемещения посылок в адрес одного лица).

В результате за 2018-2020 гг. объем таможенных платежей увеличился в шесть раз. При этом средний размер платежа за одну «платную» посылку снизился с 5,63 тыс. в 2018 г. до 2,2 тыс. в 2020 г. (рис. 2).

1 000 000 900 000 800 000 700 000 600 000 500 000 400 000 300 000 200 000 100000 0

Рис. 2. Суммы таможенных платежей и количество «платных» отправлений, оформленных таможенными органами в 2018-2020 гг. [4]

Актуален вопрос дальнейшего снижения порога. В настоящий момент инициатива прорабатывается на площадке ЕЭК: 100 евро с 01.01.2022, 50 евро -с 01.06.2022 [5].

Вместе с тем у данного механизма есть ряд значительных минусов: происходит дробление заказов на мелкие партии (в целях уклонения от уплаты пошлин); не учитывается назначение товара (В2С или С2С, т. е. нет разделения на коммерческую партию и товары для личного пользования). В связи с этим целесообразно прорабатывать альтернативные варианты регулирования, в том числе с учетом особенностей работы таможенного блока.

В 2014 г. таможенные органы оформили около 78 млн отправлений, в 2019 г. -323 млн шт. (в 2020 г. на 27,5% меньше - 234 млн шт. в связи с пандемией Cov-id-19 и профилактическими мерами со стороны Китая). Компенсировать возрастающую нагрузку позволяет внедрение современных технологий таможенного оформления, администрирования таможенных платежей, реализация проектов со службами доставки, зарубежными таможенными администрациями и ряд других.

ТЕНДЕНЦИИ И АКТУАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ

1. Контроль безопасности посылок, развитие системы управления рисками (СУР). Выбор объектов контроля производится по результатам работы автоматизированной технологии оценки риска перемещения запрещенных или ограниченных к перемещению товаров. Это позволяет более точечно подходить к контролю и в целом отражается на скорости обработки посылок. Профили риска разрабатываются на основе сведений, полученных от почтового оператора, зарубежных таможенных служб, компаний - производителей товаров, оперативной информации и других источников.

Например, налаженное взаимодействие с правообладателями товарных знаков позволило выявить в период проведения в РФ Чемпионата мира по футболу (2018 г.) 226,5 тыс. единиц контрафакта (табл.).

Таблица

Статистика выявления контрафактных товаров в международных почтовых отправлениях [4]

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Количество посылок с контрафактными товарами, шт. 124 1569 1074 3699 2592

Количество контрафактных товаров в посылках, тыс. ед. 1,95 37,5 226,5 161 42

Эффективность работы СУР напрямую зависит от наличия массива достоверной, юридически значимой информации о товарах интернет-торговли, так называемого Big Data. Для ее получения требуется развивать обмен информацией с операторами площадок, службами доставки, зарубежными таможенными администрациями о стоимости товаров, характеристиках и других аспектах, значимых для таможенного оформления.

2. Развитие технологий удаленной уплаты таможенных платежей. Разделяется на два блока: работа с экспресс-перевозчиками и с АО «Почта России».

При оформлении экспресс-грузов ФТС России внедрила для использования физическими лицами технологию удаленной уплаты таможенных платежей. Пользователи могут получать квитанцию об оплате в электронном виде в личном кабинете либо на сайте оператора таможенных платежей; оплачивать платежи с любого мобильного устройства, не являясь для этого в таможню [6].

С АО «Почта России» с 2018 г. реализована технология, позволяющая оператору уплачивать таможенные платежи от имени и по поручению физического лика. Таким образом таможенные органы выпускают посылки еще до того, как пользователь оплатит платежи [7].

Кроме того, по международным почтовым отправлениям (МПО) с 2019 г. применяется технология, которая позволяет покупателю перечислять денежные средства в счет будущих таможенных платежей в момент покупки в зарубежном интернет-магазине. В таможенный орган авансовый платеж перечисляет «Почта России». В 2019 г. в таком порядке было перечислено 6,7 млн руб. за 2,3 тыс. МПО [4].

Наличие удобных сервисов оплаты позволяет отслеживать стоимость посылок и повысить собираемость денежных средств. В условиях дальнейшего снижения не облагаемых платежами норм именно эта технология представляется наиболее перспективной как в отношении МПО, так и в отношении экспресс-грузов.

3. Законодательное закрепление статуса почтового оператора интернет-торговли. МПО составляют до 94% всего объема российской трансграничной интернет-торговли [1], а их обработку осуществляет «Почта России».

При содействии ФТС России компания получила статус назначенного оператора интернет-торговли: подтвержденная «законопослушность» и прозрачность операций позволяет «Почте России» проводить упрощенное таможенное декларирование, реализовывать перспективные технологии уплаты таможенных платежей и др. [7].

Компания аккумулирует данные по МПО, контролирует стоимость товаров (налаживая обмен информацией с зарубежными маркетплейсами) и безопасность пересылки (недопущение ввоза запрещенных товаров). Полученная от «Почты России» информация позволят таможенным органам эффективно администрировать этот подраздел интернет-торговли.

Однако большая часть МПО - мелкие грузы, товары в ценовом сегменте до 50 евро. Дорогостоящая продукция, как правило, доставляется экспресс-перевозчиками, которые не владеют расширенным функционалом, как «Почта России» (ввиду отсутствия законодательно закрепленных критериев для проверки «надежности» компании). Это отражается на сроках таможенного оформления и требует проведения дополнительных мер контроля доставляемых товаров.

4. Совершение таможенных операций с товарами интернет-торговли. Потоки посылок распределяются по РФ неравномерно, большая часть следует из Китая (до 70%) и стран Евросоюза (10-15%) [1]. Их оформление осуществляют почтовые таможни, подчиненные региональным таможенным управлениям. По состоянию на 2021 г. в структуре ФТС России функционирует 17 таких постов.

В работе посты руководствуются общими нормами Таможенного кодекса ЕАЭС и законодательства, однако к рассмотрению частных ситуаций подходят индивидуально. Например, один и тот же товар - картина, не представляющая художественную ценность, в одном таможенном органе будет выпущена без запроса дополнительных документов, а в другом - только при получении разрешения Минкультуры России.

Во многом это связано с тем, что в настоящее время отсутствует единая таможенная база посылок и результатов правоприменительной практики по ним. Почтовые посты не связаны между собой напрямую, что затрудняет обмен информацией, внедрение общих подходов к выбору объектов контроля, создание базы для аналитики (Big Data) и реализации перспективных технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска таких товаров в полной мере (по аналогии с работой центров электронного декларирования).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитывая вышеизложенное и в соответствии с методическими рекомендациями Всемирной таможенной организации [8], выдвинуты следующие предложения

относительно развития механизма регулирования трансграничной интернет-торговли в целом и таможенного администрирования в частности.

1. Выделить товары интернет-торговли в отдельную категорию на законодательном уровне и установить соответствующие нормы для их регулирования. Это позволит исключить преимущество доставки коммерческих партий под видом товаров для личного пользования ввиду потери экономической выгоды от такого способа продажи.

2. Сформировать единый таможенный орган, отвечающий за таможенное оформление всех товаров интернет-торговли, поступающих в Россию, переподчинить ему соответствующие почтовые таможенные посты. Наличие такого органа позволит проводить аналитику поступающих товаров и в том числе разделять их на коммерческие и для личного пользования, в зависимости от этого определять размер таможенного платежа.

3. Ввести институт оператора интернет-торговли по аналогии с «Почтой России» для экспресс-перевозчиков. Оператор - это уполномоченная компания, которая от имени и по поручению граждан будет обеспечивать всю цепочку поставок - начиная с покупки на интернет-площадке до доставки конечному покупателю. Наличие такого института позволит улучшить контроль за безопасностью товаров (поскольку ответственность за соответствие стандартам несет российское юридическое лицо), обеспечить поступление денежных средств в бюджет (оператор будет аккумулировать информацию о реальной стоимости товаров и подавать в таможенный орган достоверные сведения для расчета платежей). Поскольку данные операторы априори являются прозрачными для государства, то их товары будут реже подвергаться проверкам, что повысит скорость доставки и привлекательность компании для клиентов.

Совокупность предлагаемых мер в целом позволит повысить эффективность государственного регулирования трансграничной интернет-торговли и окажет положительное влияние на развитие российской экономики.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Ассоциация компаний интернет-торговли [Электронный ресурс]. URL: https://akit.ru_(да-та обращения: 25.05.2021).

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www/eaunion.org.

3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.

4. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru (дата обращения: 25.05.2021).

5. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. URL: http://eec.eaeunion. org/ (дата обращения: 25.05.2021).

6. Приказ Минфина России от 21.12.2018 № 279н «Об определении требований к назначенным операторам почтовой связи и условий совершения операций по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, приобретенных физическим лицом в рамках международной электронной торговли, пересылаемых в адрес такого лица в международных почтовых отправлениях».

7. Приказ Минфина России от 11.09.2020 № 190н «Об определении порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в Российскую Федерацию, в том числе проставления таможенным органом соответствующих отметок, а также порядка и формы представления в таможенный орган информации, используемой при совершении таможенных операций в отношении данных товаров, посредством информационных систем таможенных органов».

8. Методические рекомендации по таможенному администрированию интернет-торговли Всемирной таможенной организации [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd. org/ (дата обращения: 25.05.2021).

REFERENCES

1. Internet Trade Company Association [Electronic resource]. URL: https://akit.ru (date of access: 05.25.2021).

2. Customs Code of the Eurasian Economic Union (Appendix no. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union) [Electronic resource] // Official website of the Eurasian Economic Union. URL: http: //www/eaunion.org.

3. Federal Law dated August 3, 2018 no. 289-FZ "On customs regulation in the Russian Federation and on amendments to some legislative acts of the Russian Federation" [Electronic resource] // Official Internet portal of legal information. URL: http://pravo.gov.ru.

4. Federal Customs Service [Electronic resource]. URL: https://customs.gov.ru (date accessed: 05.25.2021).

5. Eurasian Economic Commission [Electronic resource]. URL: http://eec.eaeunion.org/ (date of access: 25.05.2021).

6. Order of the Ministry of Finance of Russia dated December 21, 2018 no. 279n "On determining the requirements for designated postal operators and the conditions for performing transactions for the payment of customs duties and taxes with respect to goods for personal use purchased by an individual in the framework of international electronic commerce, sent to the address of such a person in international mail".

7. Order of the Ministry of Finance of Russia dated September 11, 2020 no. 190n "On determining the procedure for performing customs operations in relation to goods sent in international mail to the Russian Federation, including the affixing by the customs authority of the appropriate marks, as well as the procedure and form for submitting the information used to the customs authority. when performing customs operations in relation to these goods, through the information systems of the customs authorities".

8. Guidelines for the customs administration of e-commerce of the World Customs Organization [Electronic resource]. URL: http://www.wcoomd.org/ (date accessed: 05.25.2021).

Информация об авторах

Бударина Наталья Александровна - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры международных экономических отношений, Российская таможенная академия, 140015, Россия, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4, тел.: +7 (985) 303-50-17, e-mail: n.budarina@customs-academy.ru;

Павлова Юлия Юрьевна - аспирант экономического факультета, Российская таможенная академия, 140015, Россия, Московская область, г. Люберцы, Комсомольский проспект, д. 4, тел.: +7 (929) 684-64-53, e-mail: julia.pavlova7@yandex.ru.

Information about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Budarina Natalya A. - doctor of economics, associate professor, professor of the department of international economic relations, Russian Customs Academy, 140015, Russia, Moscow region,

Lyubertsy, Komsomolsky prospect, 4, tel.: +7 (985) 303-50-17, e-mail: n.budarina@customs-academy.ru;

Pavlova Yulia Y. - postgraduate student of the faculty of economics, Russian Customs Academy, 140015, Russia, Moscow region, Lyubertsy, Komsomolsky prospect, 4, tel.: +7 (929) 684-64-53, e-mail: julia.pavlova7@yandex.ru.

Конфликт интересов

Авторы заявляют от отсутствии конфликтов интересов. Conflict of interests

The authors declare that there is no conflict of interest regarding the publication of this article. Для цитирования

Бударина Н. А., Павлова Ю. Ю. Актуальные вопросы таможенного администрирования трансграничной интернет-торговли в Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 3. С. 37-45.

For citation

Budarina N. A., Pavlova Y. Y. Topical Issues and Problems of Customs Administration of Cross-border E-commerce in the Russian Federation. In: Vestnic of Russian Customs Academy. 2021, no. 3, pp. 37-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.