Проблемы таможенного регулирования трансграничной электронной торговли предприятий
Ирина Владимировна ГОНЧАРУК, УДК 339.543
кандидат географических наук, Владивостокский ББК 65.428
филиал Российской таможенной академии Г657
(690034, Владивосток, ул. Стрелковая, 16в) - DOI: 10.24411/2072-8042-2021-7-98-110 научный сотрудник научно-исследовательского отдела, email:[email protected]
Аннотация
В конце ХХ века сформировалась и бурно развивается новая разновидность международной торговли -трансграничная электронная торговля, регулирование которой находится в процессе становления, как на государственном, так и на международном уровне. В работе рассмотрены проблемы таможенного администрирования международных почтовых отправлений (МПО) - ускорение обработки растущего потока посылок и снижение порога беспошлинной торговли. Исследовано влияние снижения порога беспошлинной торговли на динамику таможенных сборов в 2018-2020 гг. и рекомендовано оптимальное значение этой величины.
Ключевые слова: электронная торговля, маркетплейс, экспресс-перевозчик, международное почтовое отправление, МПО, Непубличное акционерное общество «Почта России», оператор интернет-торговли, порог беспошлинного ввоза, таможенные пошлины.
Challenges and Issues of Customs Regulation of Cross-Border Trade:
IGOs Processing
Irina Vladimirovna GONCHARUK,
Candidate of Geographical Sciences, Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy (690034, Vladivostok, Strelnikova St. 16b) - Research Officer of the Research Department, email: [email protected]
Abstract
The end of the 20th century was marked by the creation and rapid evolution of a new type of international trade- cross-border e-commerce, the regulation of which is still under development at both national and international levels. The paper deals with the issues in customs regulation of international postal items - IGOs) - speeding up the processing of the growing flow of parcels and reducing the threshold of duty-free trade. The effects of reducing the threshold of duty-free trade on changes in customs duties in 2018-2020 are studied and the optimal value of this value is suggested.
Keywords: e-commerce, marketplace, express carrier, international mail, IGO, JSC Russian Post, Internet trade operator, duty-free import threshold, de minimis, customs duties.
^ 98
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2021
Электронная торговля является наиболее динамично развивающимся сектором экономики, в 2020 году объем ее достиг 4,2 трлн долл. США, а доля в общей мировой розничной торговле составила 16,1% всех продаж. 1 Электронная торговля дополнила традиционную международную торговлю, предоставив покупателям доступ к более дешевым товарам, произведенных в других странах, которые доставляются по почтовым каналам, как товары для личного пользования, имеющие преференции по оплате таможенных платежей, обязательных при обычных международных сделках купли-продажи товара.
Всемирная таможенная организация (ВТамО) в Луксорской декларации 2017 года выделяет трансграничную торговлю, как один из сегментов международной розничной торговли ключевыми признаками которой является то, что она:
• формируется в онлайн режиме,
• трансграничные сделки/поставки,
• торговля физическими (материальными) товарами,
• предназначенность для покупателя (коммерческая и некоммерческая)2.
Таким образом, трансграничная электронная торговля - это торговля материальными (физическими) товарами, сформированная в режиме онлайн, при которой товар, заказанный покупателем для личного или коммерческого использования, на торговых площадках (маркетплейсах, интернет-магазинах, вебсайтах поставщиков и производителей) пересекает таможенную границу и оформляется по упрощенным таможенным правилам.
Россия входит в десятку стран мира с наиболее развитой системой электронной торговли. На динамичном развитии электронной торговли в России не сказался даже мировой кризис, вызванный пандемией СОУГО-19 (см. рисунок 1).
Рис. 1. Развитие российского рынка интернет-торговли (локального и трансграничного) в 2010-2020 гг., млрд руб. [15]
Fig. 1. Development of the Russian Internet trade market (local and cross-border) in 20102020. Bln Rub. [15]
7 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
99 Q
По данным российской Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) с 2013 по 2020 год общий объем интернет торговли РФ вырос почти в шесть раз, трансграничная торговля выросла в 3.4 раза.
Пандемия СОУГО-19 оказала противоположное влияние на развитие локальной и трансграничной электронной торговли3. Режим самоизоляции введенный на территории России способствовал включению новых возрастных групп населения в использование цифровых технологий при покупках необходимых товаров, что вызвало резкий рост локальной электронной торговли, доля которой достигла 10% от общих розничных продаж. Трансграничная торговля, средние темпы прироста которой в 2013-2018 гг составляли более 50% в год, в 2020 г. сократилась на 25%. Жесткий пограничный санитарный контроль и ограниченное транспортное сообщение между странами, привело к отмене большого количество пассажирских воздушных, наземных и морских рейсов, которыми доставлялась большая часть товаров из интернет-магазинов. Коллективные меры безопасности привели к увеличению сроков доставки и отмене многих международных заказов4.
Развитие трансграничной торговли во многом ограничивает процесс таможенного оформления посылок. В рамках трансграничной торговли перемещаются товары, которые можно разделить на коммерческие партии и товары для личного пользования, таможенное оформление которых очень различается. Коммерческая партия - это товары, предназначенные для последующей перепродажи другим участникам рынка. Приобретение коммерческих партий товаров в рамках электронной торговли возможно только при условии соблюдения всех требований к обычной трансграничной торговле, сформулированных в таможенном законодательстве ЕАЭС и России. Для декларирования таких партий таможенному органу должны быть предоставлены: контракт, счет-фактура (инвойс), иные коммерческие, транспортные, сопроводительные, разрешительные документы, различные сертификаты и лицензии и т. д.5
Порядок перемещения товаров для личного пользования, которые часто доставляются покупателям почтовыми отправлениями, регламентированы таможенным законодательством РФ, а также соответствующими приказами и актами, главным образом гл. 37 и 40 ТК ЕАЭС и Решением совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».
Для этих товаров, доставляемых в почтовом отправлении или с помощью международных курьерских служб, установлен упрощенный порядок таможенного декларирования (в частности, не требуется подтверждения соответствия техническим регламентам ЕАЭС и России). Также в стоимость товаров для личного пользования не включаются расходы по перевозке и страхованию, в отличие от таможенной стоимости, в которую помимо стоимости самого товара входят расходы по его перевозке.
^ 100
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2021
В отношении к пересылаемым международным почтовым отправлениям (МПО) таможенные формальности выполняются также в соответствии с практикой Всемирного почтового союза (ВПС). Устав ВПС, членами которого являются 192 страны мира, гарантирует свободное обращение почтовых отправлений по единой почтовой территории, которую образуют взаимосвязанные сети и низкое обложение товаров, предназначенных для личного пользования. Почтовыми отправлениями являются письма, документы, личные вещи, к которым относятся заказы из интернет-магазинов, коммерческие и негабаритные грузы. Большая часть отправлений из интернет-магазинов относится к категории «мелкий пакет» - это посылка весом до 2 кг, на которые наклеиваются сопроводительные документы, которые являются таможенной декларацией формы CN 22 для мелких пакетов CN 23 для мелких посылок и пакетов, сопроводительным адресом СР 71 или бланком-пачкой СР 72 и ярлыком «Таможня».6 АО «Почта России», назначенный оператор7 Российской Федерации в ВПС, согласно параграфам 3 и 4 статьи 20 Всемирной почтовой Конвенции за отправления, подлежащие таможенному контролю, имеет право взимать сбор и производить таможенную очистку, а также взимать с отправителей или получателей отправлений, таможенные пошлины и все другие возможные сборы8.
В России процесс таможенного администрирования МПО проходит с активным участием АО «Почта России»9 в месте обработки международного почтового обмена (ММПО). Таможенный орган в течение одного рабочего дня выявляет товары, запрещенные для пересылки в МПО, в соответствии с актами Всемирного почтового союза10 и Евразийской экономической комиссии11 и производит контроль весовых, стоимостных и количественных норм и выпускает МПО. Если нормы беспошлинного ввоза не превышены, МПО отправляется в отделение связи по адресу покупателя. Если нормы превышены, то при получении посылки в отделении связи заказчик оплачивает все таможенные пошлины, указывая сведения о ИНН.
Особенность таможенного администрирования МПО состоит в том, что таможенная декларация предъявляется вместе с посылкой, что всегда затрудняло автоматизацию этого процесса12, до недавнего времени не было возможности обеспечить предварительное декларирование для оценки рисков и ускорения процесса таможенного оформления. С 2017 г. в местах международного почтового обмена стали вводиться автоматизированные линии с системой оптического распознавания информации на оболочке пакета. Это позволило автоматизировать и ускорить процесс обработки МПО и использовать технологию удаленного таможенного контроля и принятия решения о выпуске на удаленных рабочих местах таможенных органов13, сократив процесс таможенного администрирования до одного рабочего дня. Для ускорения процесса оформления МПО АО «Почта России» заключила соглашение с маркетплейсами Alibaba и Joom, которые дают возможность
7 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
101 Q
при покупке товара сразу оплатить таможенные сборы, если превышен беспошлинный порог.
Постоянный рост числа международных отправлений оказывает большую нагрузку на АО Почта России и ФТС и требует новых подходов в деле регулирования трансграничной торговли.
Ключевым фактором регулирования международной электронной торговли является предоставление своевременной и точной информации для проведения предварительной оценки рисков и проведение автоматической таможенной очистки с минимальным физическим вмешательством. ФТС России приказом от 5.07.2018 № 1060 начала эксперимент по использованию пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком в адрес физических лиц14, что поможет ускорить процесс таможенного оформления товаров. Но курьерскими службами доставляется только около 10% всех МПО, основной объем посылок перемещается путем почтовых отправлений. Всемирная таможенная организация (ВТамО) и Всемирный почтовый союз в результате переговоров об обмене электронными данными приняли решение, что при оформлении посылок за рубеж в обязательном порядке оформляется электронная декларация. Уполномоченный оператор АО Почта России с 1 января 2021 года ввел обязательную подачу электронной декларации при отправлении посылок за рубеж. Таможенным службам предстоит наладить работу по обработке большого массива предварительных электронных деклараций МПО. Цифровизация всех этапов работы таможенных органов по администрирования МПО, позволит провести анализ большого массива данных, что даст возможность до поступления посылок на границу, в реальном времени определить и выделить потенциально опасные грузы, потенциально опасных поставщиков, выявить и предотвратить незаконное использование этого канала для бизнеса. Анализ действий всех участников цепей поставок может помочь таможенным органам выявить различные виды мошенничества, сформировать шкалу рисков и ускорить прохождение таможенной очистки товаров с маркетплейсов добросовестных участников трансграничной торговли.
Другая важная проблема трансграничной торговли это организация сбора прибыли при поступлении дешевых и небольших посылок трансграничной электронной торговли, который должен быть основан на фактической стоимости сделки (цены, фактически уплаченной онлайн). Традиционно таможенные пошлины или/и НДС оплачивает получатель почтового отправления, если его посылка превышает порог беспошлинного ввоза (de minimis). Многие страны применяют минимальный порог, при котором действует порядок полного налогового освобождения, поскольку процесс таможенного администрирования является неэффективным, т.е обработка большого количества низкостоимостных товаров обходится дороже и не покрывает расходы на его проведение. В каждой стране мира в силу сложив-
^ 102
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2021
шейся экономической экосистемы установлены те или иные нормы регулирования ввоза товаров для личного пользования в МПО, но в ряде стран, например, в Китае и Бразилии все входящие посылки облагаются налогами или пошлинами [7, 9]. ФТС России считает необходимым обнулить порог беспошлинной торговли.15 В России, где до недавнего времени был один из самых льготных в мире порогов беспошлинной торговли (31 кг на сумму 1000 евро), таможенные органы были вынуждены проводить большую работу по выявлению фактов использования этого канала лицами, ввозящими товары для коммерческих целей беспошлинно или по льготному тарифу. В странах ЕАЭС существовали различные пороговые значения беспошлинной торговли, на протяжении нескольких лет шел переговорный процесс о снижении необлагаемых таможенными платежами норм ввоза товаров16, в результате которого страны согласовали и ввели единый порог беспошлинной интернет-торговли17, который должен постепенно снижаться и достичь нулевого значения.
Объем российской трансграничной торговли на 90% определяется стоимостью товаров ввозимых в почтовых отправлениях, количество которых росло до 2019 года и резко сократилось в 2020 (см. рисунок 2).
Рис.2. Количество ввозимых отправлении с товарным вложением из зарубежных интернет-магазинов, ввезенных в Россию в 2013-2020 гг., млн штук посылок18
Fig. 2. Number of imported consignments with investmentfrom foreign online stores imported into Russia in 2013-2020, million parcels
7 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
103 Q
Сейчас можно подвести первые итоги по влиянию снижения порога беспошлинной торговли на собираемость таможенных сборов при уплате пошлины (см. таблицу 1). Таблица 1 составлена по данным приведенным в итоговых докладах ФТС России о результатах и основных направлениях деятельности за 2018-2020 гг. [5, 6, 7].
Ожидалось, что постепенное снижение порога беспошлинной торговли приведет к сокращению налогооблагаемой базы19.
Таблица 1
Динамика показателей трансграничной интернет-торговли России
2018-2020 гг.
2018 2019 2020
Порог беспошлинной торговли, евро 1000 500 200
Количество МПО, млн штук 348 332,2 219,6
Количество экспресс-грузов, млн штук 3 8,3 14,4
Объем трансграничной торговли, млрд руб. 504 586 440
Число МПО с начислением пошлины, 1426 125 335
тыс. штук
Доля МПО с уплатой пошлины, % 0,41 1,40 0,15
Таможенные сборы, собранные при уплате пошлины МПО, млн руб. 163,2 364,8 530,4
Доля таможенных сборов с МПО в общем объеме
пошлин, в отношении товаров для личного пользования 1,0 0,9 1,9
уплаченных физическими лицами, %
Первое снижение беспошлинного порога в 2019 году привело к сокращению числа МПО на 5%, и, одновременно на порядок сократилось количество МПО с начислением пошлины. Покупатели, опасаясь при покупке столкнуться с необходимостью уплачивать таможенные пошлины, сократили стоимость покупок. Сократилось использование почтового канала для беспошлинного ввоза коммерческих товаров для интернет-магазинов мелким и средним бизнесом. Несмотря на это, таможенные сборы в 2019 увеличились более чем в два раза, по сравнению с предыдущим годом.
С 1 января 2020 года порог беспошлинной торговли был снижен до 200 евро, и одновременно были сняты требования по ограничению числа получения посылок в один адрес. Численность поступивших МПО сократилась более, чем на треть (33.9%), а объем трансграничной торговли сократился на 25%. Но в этом процессе невозможно выделить влияние снижения порога беспошлинной торговли. Резкое сокращение числа международных отправлений произошло по объективным причинам, связанным, в первую очередь, с введением карантинных мер при
^ 104
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2021
С0УГО-19 всеми странами-участниками процесса трансграничной торговли. Несмотря на сокращение посылок из-за рубежа, принятые меры контроля привели к увеличению в полтора раза таможенных поступлений от пошлин на ввоз товаров для личного пользования в 2020 году. В общей структуре таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования доля пошлин с МПО увеличилась от 1,0 до 1,9%. Так что, на данном этапе, применение этой меры дало положительный результат, который может сохраниться при дальнейшем снижении порога.
Анализ ценовой структуры покупок россиян на зарубежных маркетплейсах, поведенный АКИТ в 2018 г.20 показал, что большая часть покупок совершается на сумму менее 22 евро (см. таблицу 2).
Таблица 2
Стоимость покупок российских покупателей в зарубежных интернет-магазинах,
2018 г.
Градация стоимости покупок, евро %
До 22 64,3
22-50 20,3
50-150 10,7
150-500 2,7
500-1000 0,99
Свыше 1000 0,41
При снижении порога беспошлинной торговли до 50 евро интересы почти 75% покупателей не будут затронуты, но снижение порога приведет к резкому росту числа МПО, облагаемых пошлинами и росту расходов на администрирование платежей. По расчетам Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара) и Национального университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) дальнейшее снижение беспошлинного порога до 20 евро приведет к увеличению расходов бюджета на 10,6 млрд руб. и суммарный экономический эффект (разница между затратами всех участников цепочки от продавца до покупателя и возможными поступлениями в бюджет) может быть отрицательным21.
Возможна вероятность роста серого и нелегального импорта22, когда посылки будут приходить в Россию через транзитные каналы стран - членов ЕАЭС, прежде всего Казахстана и Киргизии. В 2020 году общественный фонд Transparency Kazakhstan, созданный для поддержки гражданской борьбы с коррупцией в Казахстане23, оценил долю серого импорта из Китая и других стран-не членов ЕАЭС (Италия, Швейцария, Пакистан и др.) от 50 до 100% в импорте отдельных товарных групп. Свободное движение товаров в рамках ЕАЭС обеспечит конкурентное преимущество беспошлинному импорту на российском рынке, нарушая право справедливой торговли и не обеспечивая таможенные поступления в бюджет РФ от трансграничной торговли. Страны ЕАЭС должны защищать свой внутренний
7 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
105 Q
рынок, помогая наиболее слабым звеньям Союза выстроить адекватную таможенную стратегию в процессе регулирования трансграничной торговли. Исходя из этого, на данном этапе представляется неэффективным снижение порога беспошлинной торговли ниже 50 евро.
ВЫВОДЫ
Одной из проблем таможенного администрирования международных почтовых отправлений (МПО) является сокращение времени обработки растущего потока посылок. Решение Всемирной таможенной организации и Всемирного почтового союза об обязательном порядке оформления электронной декларации при отправлении посылок за рубеж поможет таможенным органам сформировать шкалу рисков, выявить опасные грузы и мошенничество, дать возможность быстрого прохождения таможенного оформления товаров с маркетплейсов добросовестных участников трансграничной торговли.
Снижение порога беспошлинной торговли в 2019-2020 гг. не затронуло интересы большей части российских покупателей и обеспечило увеличение таможенных поступлений. Необходимо выявить оптимальное пороговое значение, за которым может снизиться эффективность этой меры.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 E-commerce Report Global-2020/ eMarketer. URL: https://www.ecommercefounda-tion.org//free-reports (accessed: 18.02.2021).
2 Resolution of the Policy Commission o the World Customs Organization on the Guiding Principles for Cross-Border E-Commerce - the WCO Luxor Resolution on Cross-Border E-Commerce [Electronic Resource]. URL: https://www.ifcba.org/sites/default/files/ctd_files/ Final%20-%20Policy-commission-resolution-on-cross_border-ecommerce_en.pdf (дата обращения: 21.01.2021).
3 Гончарук И. В. Обзор исследований о влиянии пандемии COVID-19 на развитие мировой и российской электронной торговли // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1(94). С. 66-82.
4 Рынок интернет-торговли в России: итоги 2020 года Ассоциация компаний интернет торговли URL: https://akit.ru/wp-content/uploads/2021/02/Аналитика-АКИТ-2020.pdf (дата обращения: 20.02.2021).
5 Калмыков С.П., Терещенко И.Н. Интернет-торговля как новое направление международной торговли: таможенный аспект // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. № 3А. С. 397-404.
Всемирная почтовая конвенция. Стамбул 6 октября 2016 г. С официального сайта Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации digital.gov.ru по состоянию на 10.11.2020
^ 106
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2021
7 Назначенный оператор - любая государственная или негосударственная организация, официально назначаемая страной-членом для обеспечения эксплуатации почтовых служб и выполнения относящихся к ним обязательств, вытекающих из Актов Союза, на ее территории.
Всемирная почтовая конвенция. Стамбул 6 октября 2016 г. С официального сайта Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации digital.gov.ru по состоянию на 10.11.2020
Схема «Движение товаров, пересылаемых в МПО в адрес физического лица» [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/storage/folder_link/2019/06-05/wSD-DJe5A/MP0_23_03.pn
10 Ст.19 Недопускаемые отправления. Запрещения. Всемирная почтовая конвенция. Стамбул 2016г.
11 Приложение 1 к Решению Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 21.04.2015 №30 «О мерах нетарифного регулирования».
12 Кабанов И.П. Регулирование беспошлинного ввоза товаров в международных почтовых отправлениях в мире и ЕАЭС// Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 9.С. 41-49.
13 Салимоненко, Е.Н. Основные особенности таможенного регулирования трансграничной торговли в интернет-пространстве Российской Федерации / Е.Н. Салимоненко, В.А. Фролова // Вестник ЮУрГУ Серия «Экономика и менеджмент». - 2019. - Т. 13, № 1. - С. 76-83. DOI: 10.14529/em190107
14 Приказ ФТС России от 5.07.2018 № 1060 «О Порядке использования пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком (транспортной экспедиторской компанией или службой курьерской доставки) в адрес физических лиц, содержащей сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования, с применением Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов».
15 Интервью Р. Давыдова, первого заместителя руководителя ФТС России. https:// www.vedomosti.ru/economics/characters/2020/10/18/843654-besposhlinnih-porogov (дата обращения 22.03.2021)
16 Кабанов И.П. Регулирование беспошлинного ввоза товаров в международных почтовых отправлениях в мире и ЕАЭС// Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 9.С. 41-49.
17 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования»
18 Рынок интернет-торговли в России: итоги 2018 года Ассоциация компаний интернет торговли: URL: https://akit.ru/wp-content/uploads/2019/02/Аналитика-АКИТ-2018.pdf (дата обращения: 15.01.2021).
19 Бахарев И. Снижение беспошлинного порога в интернет-торговле: доходы и убытки - https://e-pepper.ru/news/snizhenie-besposhlinnogo-poroga-v-internet-torgovle-dokhody-i-ubytki.html (Дата обращения 20.12.2021)
20 Рынок интернет-торговли в России: итоги 2018 года Ассоциация компаний интернет торговли Режим доступа: https://akit.ru/wp-content/uploads/2019/02/Аналитика-АКИТ -2018.pdf
7 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
107 Q
21 Бахарев И.Снижение беспошлинного порога в интернет-торговле: доходы и убытки - https://e-pepper.ru/news/snizhenie-besposhlinnogo-poroga-v-internet-torgovle-dokhody-i-ubytki.html (Дата обращения 20.12.2021)
22 Кликать по магазинам. Правительство готовит новые правила международной электронной торговли // Российская газета - Федеральный выпуск № 165 (8219) [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/07/28/v-rossii-provedut-eksperiment-novoj-modelitransgranichnoj-elektronnoj-torgovli.html (дата обращения: 01.08.2020).
23 Доклад «Таможенная коррупция Казахстана: зеркальный анализ товарооборота» 2020 г. http://tikazakhstan.org/tamozhennaya-korruptsiya-kazahstana-zerkalnyj-analiz-tovarooborota/
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Бахарев И.Снижение беспошлинного порога в интернет-торговле: доходы и убытки. (Baxarev I.Snizhenie besposhlinnogo poroga v internet-torgovle: doxody' i uby'tki) [Электронный ресурс] URL: https://e-pepper.ru/news/snizhenie-besposhlinnogo-poroga-v-internet-torgovle-dokhody-i-ubytki.html (дата обращения
2. Гончарук И. В. Обзор исследований о влиянии пандемии COVID-19 на развитие мировой и российской электронной торговли // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 1(94). С. 66-82 (Goncharuk I. V Obzor issledovanij o vliyanii pandemii COVID-19 na razvitie mirovoj i rossijskoj e'lektronnoj torgovli // Tamozhennaya politika Rossii na Dalnem Vostoke. 2021. № 1(94). S. 66-82).
3. Ведомости. Интервью Р.Давыдова, первого заместителя руководителя ФТС России (Vedomosti. Intervyu R.Davydova, pervogo zamestitelya rukovoditelya FTS Rossii). [Электронный ресурс] URL: https://www.vedomosti.ru/economics/characters/2020/10/18/843654-besposhlinnih-porogov (дата обращения 17.02.21)
4. Всемирная почтовая конвенция. Стамбул 2016. Официальный интернет-портал (Vsemirnaya pochtovaya konvenciya. Stambul 2016. Oficialnyj internet-portal)[Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/konventsiya-vps-2016.pdf (дата обращения 17.02.21)
5. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2018 году (Itogovy'j doklad o rezuFtatax i osnovnyx napravleniyax deyateFnosti FTS Rossii v 2018 godu). [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/175571 (дата обращения: 19.03.21)
6. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 году (Itogovy'j doklad o rezuFtatax i osnovnyx napravleniyax deyateFnosti FTS Rossii v 2019 godu). [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/229693 (дата обращения: 19.03.21)
7. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2020 году (Itogovyj doklad o rezuFtatax i osnovnyx napravleniyax deyateFnosti FTS Rossii v 2020 godu) [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/268607 (дата обращения: 23.03.21)
8. Кабанов И.П. Регулирование беспошлинного ввоза товаров в международных почтовых отправлениях в мире и ЕАЭС// Российский внешнеэкономический вестник. 2016.
^ 108
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2021
№ 9.С. 41-49 (Kabanov I.P. Regulirovanie besposhlinnogo vvoza tovarov v mezhdunarodny'x pochtovy'x otpravleniyax v mire i BAB'S// Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik. 2016. № 9.S. 41-49).
9. Калмыков С.П., Терещенко И.Н. Интернет-торговля как новое направление международной торговли: таможенный аспект // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. № 3А. С. 397-404 (Kalmy'kov S.P., Tereshhenko I.N. Internet-torgovlya kak novoe napravlenie mezhdunarodnoj torgovli: tamozhenny'j aspekt // E'konomika: vchera, segodnya, zavtra. 2018. Tom 8. № 3A. S. 397-404).
10. Кликать по магазинам. Правительство готовит новые правила международной электронной торговли // Российская газета - Федеральный выпуск № 165 (8219) (Klikat' po magazinam. Pravitel'stvo gotovit novy'e pravila mezhdunarodnoj e'lektronnoj torgovli // Rossijskaya gazeta - Federal'ny'j vy'pusk № 165 (8219)) [Электронный ресурс]. URL: https:// rg.ru/2020/07/28/v-rossii-provedut-eksperiment-novoj-modelitransgranichnoj-elektronnoj-torgovli.html (дата обращения: 01.08.2020).
11. Обзор международного опыта регулирования трансграничной интернет-торговли и подготовка оптимальных изменений для внесения в законодательство, направленных на обеспечение равных условий ведения деятельности компаниями в Российской Федерации с использованием сети Интернет (поручение Президента РФ Пр-168 п.2) 2016 г. (Obzor mezhdunarodnogo opy'ta regulirovaniya transgranichnoj internet-torgovli i podgotovka optimal' ny'x izmenenij dlya vneseniya v zakonodatel'stvo, napravlenny'x na obespechenie ravny'x uslovij vedeniya deyatel'nosti kompaniyami v Rossijskoj Federacii s ispol'zovaniem seti Internet (poruchenie Prezidenta RF Pr-168 p.2) 2016 g.) [Электронный ресурс]. URL: https:// akit.ru/crossborder-regulation/ (дата обращения: 21.01.2021).
12. Приказ Минфина России и Минкомсвязи России от 18 декабря 2018 г. N 274н/715 «Об определении мест международного почтового обмена, являющихся объектами почтовой связи, на территории Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа Минфина России и Минкомсвязи России от 31 марта 2017 г. N 54н/162» (Prikaz Mi nfina Rossii i Minkomsvyazi Rossii ot 18 dekabrya 2018 g. N 274n/715 «Ob opredelenii mest mezhdunarodnogo pochtovogo obmena, yavlyayushhixsya ob'ektami pochtovoj svyazi, na territorii Rossijskoj Federacii i o priznanii utrativshim silu prikaza Minfina Rossii i Minkomsv yazi Rossii ot 31 marta 2017 g. N 54n/162»). [Электронный ресурс]. URL: https://minjust. consultant.ru/documents/41405 (дата обращения: 12.03.2021).
13. Решение совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (Reshenie soveta Evrazijskoj e'konomicheskoj komissii ot 20.12.2017 № 107 «Ob otdel'ny'x voprosax, svyazanny'x s tovarami dlya lichnogo pol'zovaniya»). [Электронный ресурс]. URL:
14. Рынок интернет-торговли в России: итоги 2018 года Ассоциация компаний интернет торговли (Ry'nok internet-torgovli v Rossii: itogi 2018 goda Associaciya kompanij internet torgovli): URL: https://akit.ru/wp-content/uploads/2019/02/Аналитика-АКИТ-2018.pdf (дата обращения: 15.01.2021).
15. Рынок интернет-торговли в России: итоги 2020 года Ассоциация компаний интернет торговли (Ry'nok internet-torgovli v Rossii: itogi 2020 goda Associaciya kompanij internet torgovli) URL: https://akit.ru/wp-content/uploads/2021/02/Аналитика-АКИТ-2020.pdf (дата обращения: 20.02.2021).
7 - 2021
Российский внешнеэкономический вестник
109 Q
16. Схема «Движение товаров, пересылаемых в МПО в адрес физического лица» (Sxema «Dvizhenie tovarov, peresy'laemy'x v MPO v adres fizicheskogo licza») [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/storage/folder_link/2019/06-05/wSDDJe5A/MPO_23_03. png (дата обращения: 23.02.2021).
17. Салимоненко, Е.Н. Основные особенности таможенного регулирования трансграничной торговли в интернет-пространстве Российской Федерации / Е.Н. Салимоненко, В. А. Фролова // Вестник ЮУрГУ Серия «Экономика и менеджмент». - 2019. - Т. 13, № 1. - С. 76-83 (Salimonenko, E.N. Osnovnye osobennosti tamozhennogo regulirovaniya transgranichnoj torgovli v internet-prostranstve Rossijskoj Federacii / E.N.Salimonenko, VA. Frolova // Vestnik YuUrGU. Seriya «E'konomika i menedzhment». - 2019. - T. 13, № 1. - S. 76-83). DOI: 10.14529/em190107
18. Снижение беспошлинного порога в интернет-торговле: доходы и убытки (Snizhenie besposhlinnogo poroga v internet-torgovle: doxody' i uby'tki) // [Электронный ресурс]. URL: https://e-pepper.ru/news/snizhenie-besposhlinnogo-poroga-v-internet-torgovle-dokhody-i-ubytki.html (дата обращения: 21.12.2020).
19. Таможенный кодекс ЕАЭС (Tamozhenny'j kodeks EAE'S) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/
20. E-commerce Report Global-2020/ eMarketer. [Electronic Resource]. URL:https://www. ecommercefoundation.org//free-reports (дата обращения: 18.02.2021).
21. Resolution of the Policy Commission o the World Customs Organization on the Guiding Principles for Cross-Border E-Commerce - the WCO Luxor Resolution on Cross-Border E-Commerce [Electronic Resource]. URL:https://www.ifcba.org/sites/default/files/ctd_files/ Final%20 -%20Policy-commission-resolution-on-cross_border-ecommerce_en.pdf (дата обращения: 21.01.2021).
^ 110
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2021