УДК 339.543
DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2019.4.22
М. Ю. КОЗКА*, А. Ф. КОЛПАКОВ**
Актуальные вопросы таможенного контроля товаров для личного пользования, перемещаемых в международных почтовых отправлениях
КОЗКА Маргарита Юрьевна -старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного контроля после выпуска товаров. [email protected].
KOZKA M. Yu. - Senior State Customs Inspector at the Customs Control Department after the Release of Goods.
КОЛПАКОВ
Александр Федорович - кандидат химических наук, доцент кафедры таможенных операций, таможенного контроля и технических средств таможенного контроля. [email protected].
KOLPAKOV A. F. - Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor at the Department of Customs Operations, Customs Control and Customs Tools.
Проанализированы особенности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, пересылаемых посредством международных почтовых отправлений (МПО), выявлены пробелы в нормативных правовых актах, регулирующих перемещения товаров в рамках электронной торговли. Подчеркнута необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, внедрения технологий удаленного таможенного контроля и предварительного информирования МПО, а также введения уполномоченного оператора как посредника между таможенным органом и лицом, в адрес которого поступает товар.
Ключевые слова: товар, международное почтовое отправление, интернет-торговля, таможенный контроль, таможенные операции, физические лица, предварительное информирование, уполномоченный оператор.
M. Yu. KOZKA, A. F. KOLPAKOV
The Relevant Issues
in Customs Control of Goods for Personal Use
Sent in International Postal Items
The article dwells on characteristic features of customs operations and customs control in relation to goods sent in international postal items (IPI). The authors identify the gaps in the regulatory legal acts governing the movement of goods in electronic commerce, as well as emphasize the need to improve the regulatory framework, implement technologies for remote customs control and submission of preliminary
* Владивостокская таможня. 690003, г. Владивосток, ул. Посьетская 21А. Vladivostok Customs, 21A, Posyetskaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690003.
** Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.
information on the IPI and introduce an authorized operator as an intermediary between a customs body and an authorised person who receives the goods.
Keywords: goods, international postal items, Internet trade, customs control, customs operations, individuals, submission of preliminary informing, authorized operator.
Интернет-торговля набирает обороты, поток товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в международных почтовых отправлениях (МПО), значительно увеличивается. По данным Центрального банка РФ, импорт товаров, приобретенных в зарубежных интернет-магазинах, за последние 2 года в стоимостном выражении увеличился в 5 раз, доля импорта, приходящегося на товары, приобретаемые подобным образом, от всего импорта (по методологии платежного баланса) составляет порядка 4 % [1]. В связи с этим изучение проблем регулирования перемещения товаров в рамках новой ветви внешней торговли - электронной коммерции - приобретает большую актуальность.
Контроль за перемещением товаров в МПО через таможенную границу ЕАЭС лежит на таможенных органах. По данным ФТС России, количество оформленных МПО с 2014 по 2018 г. возросло в 4,4 раза (см. рисунок). Учитывая это, на наш взгляд, необходимо уделить внимание вопросам таможенного контроля товаров, перемещаемых в МПО [9].
300 250
Количество МПО, оформленных таможенными органами РФ, млн
Анализ статей, посвященных таможенному контролю МПО [2; 3; 5; 7], показал, что наибольшее количество проблем связано с перемещением посылок, следующих в адрес физических лиц. В этом случае есть вероятность ввоза коммерческой партии под видом товаров для личного пользования.
В нормативных правовых актах ЕАЭС и РФ не закреплено количество однородных товаров, с которых начинается коммерческая партия, а также отсутствуют четкие методические рекомендации по определению
350
200
150
100
50
0
2014 г
2015 г
2016 г
2017 г
2018 г
предназначения товара, что осложняет проведение таможенного контроля. В каждом отдельном случае должностному лицу таможенного органа приходится на основе собственных знаний (субъективно) устанавливать характер перемещаемого товара, количество и частоту пересылки, чтобы определить предназначение товара.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 для товаров, перемещаемых посредством МПО в адрес физических лиц, установлены стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Евразийского экономического союза без уплаты таможенных пошлин, налогов:
с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. включительно - стоимость не превышает сумму, эквивалентную 500 евро, и (или) вес брутто международных почтовых отправлений не превышает 31 кг в течение 1 календарного месяца в адрес одного физического лица;
с 1 января 2020 г. - стоимость не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, и (или) вес брутто международного почтового отправления не превышает 31 кг1.
В последнем случае ограничения по сроку не установлены, что может привести к увеличению числа МПО, следующего в адрес одного лица.
Постепенное уменьшение стоимости беспошлинно ввозимого товара можно связать с принятием мер, направленных на недопущение перемещения посредством МПО коммерческих партий товаров в адрес физических лиц. Однако в связи с низкой стоимостью и спецификой перемещаемых товаров будет маловероятным, что такая мера принесет положительный эффект. Как показывает практика, порядка 60 % отправлений содержат товары (аксессуары, косметика, бижутерия и прочее), имеющие стоимость, не превышающую 22 евро [8].
В целях решения проблемы отнесения перемещаемых в МПО товаров к коммерческой партии или к товарам для личного пользования письмом ФТС России от 18.02.2005 № 01-06/4821 «О таможенном оформлении товаров, пересылаемых в МПО» были определены действия должностного лица таможенного органа при невозможности однозначного определения предназначения товаров. Такие товары из места международного почтового обмена (ММПО) отправляются с уведомлением в таможенный орган местонахождения физического лица для дальнейшего совершения таможенных операций. Предназначение товара будет определяться по письменному заявлению адресата, подтверждающему использование этих товаров в личных целях. В случае если будет установлено, что пересылаемые
1 Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования: решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 (ред. от 01.11.2018). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
в поступившем с уведомлением МПО товары предназначены для осуществления адресатом предпринимательской деятельности, то декларирование и таможенный контроль таких товаров производятся в общем порядке с подачей декларации на товары и уплатой таможенных пошлин по ставкам, определенным Единым таможенным тарифом ЕАЭС.
Если же товары, пересылаемые в МПО и следующие в адрес физического лица, превышают беспошлинные нормы, и при этом таможенным органом установлено, что они предназначены для личных нужд, то оформляется таможенный приходный ордер и применяются единые ставки таможенных пошлин в соответствии с решением Совета ЕЭК № 107 «в части превышения стоимости и веса по ставке 30 % от таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг».
Порядок взаимодействия почтового таможенного поста с таможенным органом, в регионе деятельности которого находится лицо - получатель МПО, предусматривающий отправку уведомления в адрес физического лица, требует определенных временных затрат как со стороны таможенных органов, так и получателей товара. При этом далеко не всегда удается доказать, что некоторые пересылаемые товары не являются товарами для личного пользования, в связи с отсутствием нормативно-правовой базы, разъясняющей порядок разграничения товаров в зависимости от его предназначения.
Так, в Республике Беларусь установлено количество товаров, предназначенных для личного пользования, в зависимости от частоты перемещения таможенной границы физическим лицом либо случаев пересылки в его адрес: при пересечении границы чаще чем раз в 30 дней разрешено перемещать не более 3 единиц одного наименования, при этом не более 5 наименований товаров; чаще одного раза в неделю - 1 единицу одного наименования; чаще одного раза в календарный день - бывшие в употреблении товары, продукты питания, необходимые на время следования [6]. Но установить усредненное количество товаров, предназначенных для личных нужд, проблематично, поскольку товары бывают разные, со своими отличительными признаками и возможностью использования.
Интенсивное развитие электронной торговли и рост объемов товаров, заказываемых в иностранных интернет-магазинах и доставляемых в МПО, требует повышения эффективности таможенного контроля, в том числе за счет сокращения времени совершения таможенных операций в отношении МПО. По общему положению, в ЕАЭС предусмотрено обязательное электронное декларирование, однако исключение составляют как раз МПО, которые допускается декларировать в письменной форме2.
2 Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
В связи с этим время на обработку МПО увеличивается в разы, результативность контроля падает. До 2020 г., согласно Комплексной программе развития ФТС России, утвержденной приказом ФТС России от 27.06.2017 № 1065, планируется обеспечить подачу информации в электронном виде в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в МПО.
Таможенные органы пытаются внедрять информационные технологии при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС в МПО. С 2017 г. в целях ускорения совершения таможенных операций на базе ММПО «Москва - Внуково» для импортируемых отправлений проводится тестирование технологии удаленного контроля МПО. Суть этой технологии заключается в удаленной сверке таможенным инспектором рентгеновских снимков почтового отправления с имеющейся в базе данных информацией, считанной с оболочки МПО, и последующем принятии решения о выпуске или применении форм таможенного контроля [10]. По итогам 2017 г. объем среднесуточной обработки товаров вырос на 7,5 тыс. При условии, что данная технология таможенного контроля будет работать стабильно, планируется внедрять ее в других крупных логистических центрах России [11].
Поскольку электронная торговля появилась недавно, порядок ее регулирования до сих пор полностью не установлен как на международном уровне, так и на уровне ЕАЭС и России. Тем не менее уже имеются продвижения по данному вопросу: впервые в июне 2018 г. Всемирная таможенная организация установила 15 рамочных стандартов, касающихся регламентирования трансграничной электронной торговли и основанных на следующих принципах:
1. Предварительное представление данных в электронном виде и управление рисками.
2. Облегчение и упрощение таможенных операций (в том числе за счет включения почтовых операторов, организаций в программу уполномоченного экономического оператора).
3. Обеспечение безопасности и правопорядка.
4. Сбор доходов.
5. Измерение и анализ трансграничной электронной коммерции путем установления терминов и создания механизма по определению подхода к измерению объемов такой торговли (в том числе во взаимодействии с международными организациями, национальными статистическими организациями и прочее).
6. Партнерские отношения с заинтересованными лицами.
7. Информирование общественности для повышения уровня знаний о таможенных и иных требованиях по перемещения товаров
в рамках трансграничной торговли, уменьшения доли ввозимых запрещенных товаров.
8. Принятие законодательной базы [12].
Особое внимание следует обратить на создание механизма обмена предварительной электронной информацией между почтой и таможней и совершенствование системы управления рисками (СУР) в отношении перемещения товаров при трансграничной интернет-торговле за счет разработки автоматизированных профилей рисков на основе анализа предварительной информации о МПО. В СУР должна быть включена информация обо всех заинтересованных сторонах (продавцы, покупатели, перевозчики и пр.) и данные, полученные в результате сотрудничества между другими государственными органами и частным сектором при формировании канала перемещения безопасных товаров.
На протяжении трех лет таможенные органы Российской Федерации во взаимодействии с уполномоченным оператором почтовой связи проводили эксперименты по внедрению предварительного информирования для МПО. В 2015 г. впервые базой для проведения предварительного информирования о МПО в электронном виде выступал ММПО «Приже-лезнодорожный почтамт при Казанском вокзале», которым обработано 117 МПО. В 2016 г. в том же ММПО продолжилось проведение эксперимента по подаче предварительных сведений о МПО с использованием Единой автоматизированной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) в отношении товаров, прибывающих из Германии почтой. В рамках эксперимента за 2016 г. оформлено 13 005 МПО. В этом же году был запущен аналогичный проект по товарам в МПО из Италии, который проводится в ММПО «Москва - Внуково» АОПП, где было за время эксперимента оформлено 8 556 МПО. В 2017 г. в ММПО «Прижелезнодорожный почтамт при Казанском вокзале» при подаче предварительных сведений на товары, следующие из Италии и Германии почтовым отправлением, оформлено более 25 000 МПО [9].
Таможенным кодексом ЕАЭС (ТК ЕАЭС, Кодекс) установлено, что представление предварительной информации является правом, а не обязанностью при пересылке товаров в МПО. Дополнительно Федеральным законом от 04.09.2019 № 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» утверждена норма, по которой до установления Евразийской экономической комиссией порядка предоставления предварительных данных почтовым оператором порядок определяется Минфином России. В прошлом году вступил в силу приказ Минфина России от 16.04.2018 № 80н «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при совершении таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых
в международных почтовых отправлениях». Реализация этого приказа должна увеличить общее время обработки МПО как таможенными органами Российской Федерации, так и назначенным почтовым оператором.
В Порядке содержатся сведения по предоставлению предварительной информации о МПО до прибытия в ММПО:
1. Информация в электронном виде по каждому отправлению, заверенная электронной подписью назначенного оператора почтовой связи, передается в ЕАИС ТО, где автоматически происходит форматный контроль.
2. При выявлении ошибок в предварительной информации происходит обратная отправка для устранения ошибок и повторной подачи.
3. При успешном прохождении форматного контроля присваивается уникальный идентификационный номер (УИН), состоящий из 13 знаков, который в последующем наносится на МПО.
При прибытии МПО в ММПО информация, поданная почтовым оператором, проходит форматный контроль и регистрируется с присвоением номера, в структуру которого включается и УИН. Только после присвоения номера ЕАИС ТО применяется СУР и автоматически сравнивается предварительная и основная информация. Результаты сравнения направляются в таможенный орган посредством информационно-программных средств ЕАИС ТО.
Будут ли в полной мере реализованы положения приказа Минфина России от 16.04.2018 № 80н, остается вопросом лишь потому, что изначально указывается о необязательности исполнения Порядка.
Интересным положением, отраженным в шестом стандарте ВТамО, является создание посредничества между таможней и пользователями интернет-торговли в виде уполномоченного экономического оператора (УЭО), что позволит малому бизнесу и частным лицам в полной мере воспользоваться возможностями трансграничной электронной коммерции, а также ускорить таможенные операции [10].
Предложение ВТамО об уполномоченном операторе нашло отражение в проекте приказа Минфина России, возвращенного в декабре 2018 г. без государственной регистрации Минюстом России3. В проекте приказа
3 О проведении экспериментов по применению на основе документов Всемирного почтового союза и документов, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования, и используемых в качестве пассажирской таможенной декларации, порядка совершения таможенных операций в отношении ввозимых товаров для личного пользования, приобретаемых физическими лицами на интернет-площадках, пересылаемых в международных почтовых отправлениях и доставляемых перевозчиками (транспортными экспедиторскими компаниями и службами курьерской доставки) в адрес физических лиц - получателей товаров в рамках международной электронной торговли: проект приказа Минфина России. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
предлагалось провести эксперимент в регионе деятельности Центрального таможенного управления в месте международного почтового обмена Москва - Внуково ММПО по наделению уполномоченного оператора полномочиями на осуществление таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, приобретенных физическим лицом в рамках международной электронной торговли, пересылаемых в адрес такого лица в МПО. В качестве пассажирской таможенной декларации оператором может быть предоставлен реестр МПО, в котором содержится не более 5 000 отправлений.
Статусом уполномоченного оператора предлагалось наделять компании, которые:
- подали письменное заявление на включение в перечень уполномоченных операторов;
- предоставили 1,5 млн евро обеспечения исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей;
- находятся не менее двух лет в реестре таможенных представителей и обладают опытом декларирования товаров для личного пользования;
- имеют информационную систему, которая совместима с ЕАИС таможенных органов, для передачи персональных данных клиентов и информации о посылках;
- в пользовании и распоряжении находятся помещения для временного хранения.
В подаваемом реестре должна содержаться информация об уполномоченном операторе, физическом лице, сведения о товаре, документах, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, заказе на интернет-площадке (номер и дата заказа с указанием ссылки на интернет-страницу интернет-площадки) и другие сведения. Проведение такого эксперимента предусматривалось только в отношении товаров, стоимость которых превышает лимит беспошлинного ввоза товаров из-за рубежа. Такой механизм способен ускорить совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых в МПО, а также предотвратить ввоз запрещенных и опасных товаров, поскольку уполномоченный оператор будет нести ответственность за перемещение конкретных товаров, указанных в реестре.
По итогам рассмотрения текста проекта несколько участников обсуждения указали на отсутствие подобного статуса (уполномоченный оператор по ввозу (вывозу) товаров для личного пользования, перемещаемых в рамках международной электронной торговли) в ТК ЕАЭС, что противоречит праву ЕАЭС и национальному законодательству. В ст. 397 ТК ЕАЭС четко обозначены лица, которые осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. При этом Кодексом не установлено
возможности применения на уровне государств - членов Союза новых видов деятельности в сфере таможенного дела4.
В проекте приказа идет речь именно об уполномоченном операторе, но при этом не указывается статус УЭО. Тем не менее в рамочных стандартах и текстах статей некоторых авторов прописана возможность вовлечения в программу УЭО почтовых операторов и экспресс-перевозчиков, т. к. по ТК ЕАЭС Евразийская экономическая комиссия наделена возможностью расширения перечня специальных упрощений для УЭО. Исследователи считают, что внедрение доверенного лица способно обеспечить прозрачность работы с таможенным органом [2; 4].
Таким образом, проведенный анализ особенностей совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров, пересылаемых посредством МПО, показывает, что остается еще очень много пробелов в нормативных правовых актах относительно регулирования перемещения товаров в рамках электронной торговли, что влияет на качество проводимого таможенного контроля на границе. В настоящее время проводятся только локальные эксперименты и опыты по внедрению определенных прогрессивных технологий на базе различных ММПО, где осуществляют свою деятельность таможенные органы.
Нормативную базу, касающуюся порядка совершения таможенных операций и контроля в отношении МПО, следующих в адрес физических лиц, необходимо обновить с учетом мировых тенденций и текущей ситуации в сфере интернет-торговли. Предварительное информирование МПО, хорошо налаженная СУР, в том числе при подаче предварительной информации, установление методических рекомендаций по определению предназначения товара или количества однородной продукции, с которого начинается коммерческая партия, введение посредничества в виде УЭО ускорит совершение таможенных операций и повысит эффективность проводимого таможенного контроля.
Список литературы:
1. Внешняя торговля Российской Федерации товарами (по методологии платежного баланса) в 2016-2018 гг. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs (дата обращения: 16.01.2019).
2. Заикина О. Торговля перемещается в виртуальный мир // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2018. № 10. С. 35-42.
3. Калмыков С. П., Терещенко И. Н. Интернет-торговля как новое направление международной торговли: таможенный аспект // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8, № 3А. С. 397-404.
4 Проекты нормативно-правовых актов, подготовленные Минфином России. URL: https://www. minfin.ru.
4. Козаев В. Новый вид торговли нуждается в адекватном регулировании // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2018. № 10. С. 24-34.
5. Кузнецова Т. В., Кочеткова Н. Г. Проблемы таможенного контроля международных почтовых отправлений // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем: сб. статей XIV Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Наука и Просвещение, 2018. С. 31-34.
6. Методические рекомендации по определению предназначения и стоимости товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования. URL: http://www.customs.gov.by/ru/metodicheskije_recomendacii_stoimost_tovara-ru/ (дата обращения: 20.01.2019).
7. Райовский П. А. Актуальные аспекты определения предназначения товаров для личного пользования, перемещаемых в международных почтовых отправлениях // Актуальные проблемы правового, социального и политического развития России: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов. Саратов: Саратовский источник, 2017. С. 233-235.
8. Российский рынок интернет-торговли в 2017 году: обзор исследования АКИТ. URL: https://e-pepper.ru/news/rossiyskiy-rynok-internet-torgovli-v-2017-godu-obzor-issledovaniya-akit.html (дата обращения: 26.12.2018).
9. Таможенная служба Российской Федерации в 2014-2018 гг. URL: http:// customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения: 08.04.2019).
10. ФТС России и Почта России запустили технологию удаленного таможенного контроля. URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article &id=25892:2017-10-26-11-06-07&catid=40:2011-01-24-15-02-45&Itemid=2055 (дата обращения: 16.01.2019).
11. ФТС России увеличила среднесуточное количество оформленных посылок в ММПО «Москва - Внуково» благодаря внедрению передовых технологий. URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26743:2018-07-31-14-20-17&catid=40:2011-01-24-15-02-45 (дата обращения: 08.04.2019).
12. Cross-Border e-Commerce. URL: http://www.wcoomd.org/en/Topics/Facilita tion/Activities%20and%20Programmes/Ecommerce (дата обращения: 26.12.2018).
© Козка М. Ю., Колпаков А. Ф., 2019 © Kozka M. Yu., Kolpakov A. F., 2019
Для цитирования:
Козка М. Ю., Колпаков А. Ф. Актуальные вопросы таможенного контроля товаров для личного пользования, перемещаемых в международных почтовых отправлениях // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 4(89). С. 22-31.