Научная статья на тему 'Перемещение товаров, приобретенных в иностранных интернет-магазинах, через таможенную границу Таможенного союза посредством международных почтовых отправлений: современное состояние'

Перемещение товаров, приобретенных в иностранных интернет-магазинах, через таможенную границу Таможенного союза посредством международных почтовых отправлений: современное состояние Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
779
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЧТОВЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ / INTERNATIONAL MAILS / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / ВВОЗ ТОВАРОВ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ЦЕЛИ / NON-COMMERCIAL PURPOSES / IMPORT OF GOOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никишанова Ася Сергеевна, Ратова Ксения Сергеевна

В работе исследованы и проанализированы теоретико-правовые основы перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу в международных почтовых отправлениях, а также теоретико-правовые основы привлечения физических лиц к ответственности по частям 1, 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Рассмотрены основные направления совершенствования нормативно-правовой базы и правоприменительной практики должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций, связанных с перемещением товаров в международных почтовых отправлениях. Авторами предложены наиболее оптимальные пути решения выявленных проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никишанова Ася Сергеевна, Ратова Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFER OF GOODS, PURCHASED IN FOREIGN ON-LINE STORES, THROUGH THE CUSTOMS BORDER OF THE CUSTOMS UNION BY INTERNATIONAL MAILS: CURRENT STATUS

The theoretical and legal basis of goods transfer for personal use through the customs border by international mails, as well as the theoretical and legal basis of bringing to responsibility the individuals with reference to part 1 and 2 of article 16.2 of the Administrative Offences Code of the Russian Federation have been studied and analyzed in this work. The main directions of improving the regulatory framework and law enforcement practice of customs authority officials in carrying out customs operations connected with the movement of goods by international mails are examined. The authors suggested the best ways to resolve the identified problems

Текст научной работы на тему «Перемещение товаров, приобретенных в иностранных интернет-магазинах, через таможенную границу Таможенного союза посредством международных почтовых отправлений: современное состояние»

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ, ПРИОБРЕТЕННЫХ В ИНОСТРАННЫХ

ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАХ, ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ПОСРЕДСТВОМ МЕЖДУНАРОДНЫХ

ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ1

Никишанова А.С. Ратова К.С.

В работе исследованы и проанализированы теоретико-правовые основы перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу в международных почтовых отправлениях, а также теоретико-правовые основы привлечения физических лиц к ответственности по частям 1, 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Рассмотрены основные направления совершенствования нормативно-правовой базы и правоприменительной практики должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций, связанных с перемещением товаров в международных почтовых отправлениях. Авторами предложены наиболее оптимальные пути решения выявленных проблем

The theoretical and legal basis of goods transfer for personal use through the customs border by international mails, as well as the theoretical and legal basis of bringing to responsibility the individuals with reference to part 1 and 2 of article 16.2 of the Administrative Offences Code of the Russian Federation have been studied and analyzed in this work. The main directions of improving the regulatory framework and law enforcement practice of customs authority officials in carrying out customs operations connected with the movement of goods by international mails are examined. The authors suggested the best ways to resolve the identified problems

Ключевые слова: международные почтовые отправления; Таможенный союз; административная ответственность; таможенный контроль; ввоз товаров;

некоммерческие цели

Keywords: international mails; Customs Union; administrative responsibility; customs control; import of good; non-commercial purposes

Введение

На современном этапе развития общества глобальная сеть заняла важное место в жизни каждого человека, предоставив максимум возможностей для решения возникающих задач. В связи с этим широкую популярность среди граждан приобрели интернет-покупки ввиду удобства их совершения, а также из-за гораздо более низкой стоимости товаров по сравнению с покупками таковых в розничных магазинах. При этом покупатель, изучив предложения разных интернет-магазинов, может выбрать наиболее экономически приемлемый вариант покупки.

1 Работа выполнена под руководством профессора кафедры административного и таможенного права к.ю.н. Р.В. Терентьева.

В настоящее время можно не выходя из дома приобрести какой-либо товар, тогда как до момента появления интернет-магазинов для этого требовалось затратить гораздо больше сил и времени, и что немаловажно - товар обходился дороже. При этом современные интернет-магазины обладают неоспоримым преимуществом - они предлагают весьма широкий ассортимент товаров, который не смог бы в себе уместить ни один крупный розничный магазин, поскольку в любом случае он ограничен пространством помещения, в котором располагается. Также покупки через Интернет получают все большее признание ввиду того, что покупатель получает возможность изучить всю информацию о товаре, его характеристики, а также ознакомиться с отзывами о товарах.

Нельзя ставить под сомнение и тот факт, что, совершая покупки через Интернет, покупатель не подвержен уговорам продавца, который постарается навязать наименее продаваемый товар. Из этого можно сделать вывод, что покупатель опирается только на свое личное мнение, не учитывая потребность и желание продавца поскорее избавиться от залежавшегося товара.

Также неоспоримым достоинством выступает возможность покупки товара анонимно, то есть кроме продавца, находящегося по ту сторону монитора, не видящего своего потенциального покупателя, никто не узнает о совершенной покупке.

Можно констатировать, что покупки через интернет-магазины имеют массу преимуществ перед розничными магазинами, ввиду чего становятся все более распространенными. В результате российский рынок дистанционной торговли демонстрирует двузначные цифры роста, приближающиеся к 40 % ежегодно2. Таким образом, вышеперечисленные доводы наглядно свидетельствуют об актуальности данной работы.

Целью исследования выступает выявление особенностей определения субъекта административной ответственности и порядка привлечения к административной ответственности при достоверном и недостоверном декларировании ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза товаров, купленных в иностранных интернет-магазинах.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Дать общую характеристику нормативно-правовой базы перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу в международных почтовых отправлениях.

2. Выявить особенности привлечения физических лиц к административной ответственности по частям 1, 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

2 Зондберг Л.Н. Развитие экспресс-доставки для сегмента В-2-С в России // Логистика сегодня. - 2012. - № 3 (51). - С. 186.

3. Раскрыть основные пробелы в системе правового регулирования, связанные с перемещением через таможенную границу Таможенного союза товаров в международных почтовых отправлениях.

4. Предложить меры, направленные на совершенствование правового регулирования и деятельности должностных лиц таможенных органов в сфере перемещения товаров в международных почтовых отправлениях.

В связи с многообразием вопросов, возникающих при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, купленных в иностранных интернет-магазинах, авторы сочли возможным ограничить исследование анализом правоотношений, связанных с пересечением товаров в международных почтовых отправлениях.

Объектом исследовательской работы являются общественные отношения, возникающие в процессе перемещения товаров посредством международных почтовых отправлений физическими лицами для личного пользования.

Предметом исследования выступает комплекс норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе перемещения товаров посредством международных почтовых отправлений физическими лицами для личного пользования и правоприменительная практика в указанной сфере.

Теоретико-правовые основы перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу в международных почтовых

отправлениях

Таможенный союз (ТС) представляет собой форму международной экономической интеграции стран, которая занимает промежуточное положение от зоны свободной торговли к экономическому союзу. Таможенный союз -это еще и соглашение двух и более государств об упразднении таможенных пошлин между ними, форма коллективного протекционизма.

Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза (ТК ТС) одно из составляющих таможенного дела - это установление порядка перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершение таможенных операций, связанных с их выпуском. В свою очередь, законодательство Российской Федерации о таможенном деле содержит несколько отсылочных норм в части регулирования порядка перемещения товаров физическими лицами для личного пользования.

В виду того, что перемещение товаров физическими лицами является традиционно одной из проблемных зон таможенной деятельности, в таможенном законодательстве Таможенного союза существенное место отведено регулированию порядка перемещения физическими лицами товаров для

личного пользования через таможенную границу Таможенного союза с помощью международных почтовых отправлений (МПО).

Товары для личного пользования согласно ст. 353 ТК ТС могут перемещаться через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а также в международных почтовых отправлениях в соответствии с гл. 44 ТК ТС.

Сопровождаемый багаж - товары для личного пользования, включая ручную кладь, непосредственно перемещаемые физическим лицом, пересекающим таможенную границу Таможенного союза.

Несопровождаемый багаж - товары для личного пользования, принадлежащие физическому лицу, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (транспортной экспедиции) для фактического перемещения через таможенную границу Таможенного союза в связи с въездом этого физического лица на территорию Таможенного союза или его выездом с этой территории3.

Согласно п. 3 ст. 351 ТК ТС, товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком, - товары, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (по накладной, коносаменту и иным документам) для целей фактического перемещения через таможенную границу в адрес физического лица либо от физического лица, не пересекающего таможенную границу.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых в несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, в соответствие с п. 6 ст. 317 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании» может производиться по выбору декларанта таможенному органу, в котором находятся такие товары либо в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, вне зависимости от того, куда доставлены такие товары.

Часть 16 ст. 4 ТК ТС раскрывает понятие «международные почтовые отправления» - почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории Таможенного союза, поступающие на таможенную территорию Таможенного союза либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза.

Правила пересылки товаров для личного пользования в международных почтовых отправлениях определены Соглашением «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» и действуют на территории всех государств - членов Таможенного союза.

3 Костин А.А., Казьмина Е.Н. Особенности таможенного декларирования товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза // Таможенное дело. - 2011. - № 1. - С. 25.

Декларирование товаров производится декларантом или таможенным представителем, но стоит отметить, что сам таможенный представитель декларантом не является и декларирует товары по поручению и от имени декларанта или других заинтересованных лиц.

Таможенный кодекс ТС в ст. 4 раскрывает термин декларант - это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. По общему правилу декларантом может быть физическое или юридическое лицо Таможенного союза.

Если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки лицом Таможенного союза в качестве декларанта вправе выступать следующие лица:

1. Лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Таможенного союза.

2. Иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством государств - участников Таможенного союза или ТК ТС для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.

Говоря о декларанте как субъекте рассматриваемых правоотношений, следует отметить его права и обязанности.

Декларант вправе:

- осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации;

- с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию ТС; отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указываются в таможенной декларации на товары;

- присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров;

- знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров;

- предоставлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов в соответствии с ТК ТС;

- привлекать экспертов для уточнения сведений о товарах;

- пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК ТС.

Декларант обязан:

- подать таможенную декларацию и предоставить в таможенный орган необходимые документы и сведения;

- по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары;

- уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату;

- соблюдать требования и условия использования товаров в соответствии с заявленной процедурой4.

Прием, обработку, перевозку и доставку международных почтовых отправлений в соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции обеспечивают почтовые администрации стран - членов Всемирного почтового союза. В Российской Федерации такой организацией является ФГУП «Почта России».

Таможенное законодательство государств - членов Таможенного союза регламентирует вопросы перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования в международных почтовых отправлениях в следующих нормативных документах:

- глава 44 Таможенного кодекса Таможенного союза;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях»;

- Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»;

- Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 310 «Об утверждении Инструкции о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации»;

- Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 377 «Об особенностях заполнения транзитной декларации при перемещении международных почтовых отправлений».

Согласно ст. 317 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 (ред. от 23.07.2013) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров в международных почтовых отправлениях осуществляются в соответствии с гл. 44 ТК ТС и международными договорами между государствами -членами Таможенного союза, такими как Соглашение «Об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях».

Вышеуказанный Федеральный закон четко указывает, что все таможенные операции, совершаемые с помощью международных почтовых

4 Таможенное право: учебник для бакалавров / А.В. Зубач [и др.]; под общ. ред. А.В. Зубача. -М.: Юрайт, 2013. - С. 206-207.

отправлений, производятся в местах международного почтового обмена либо в иных местах, определенных таможенным органом. Места международного почтового обмена (ММПО), являющиеся объектами почтовой связи, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи. В настоящее время согласно Приказу Федеральной таможенной службы и Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 01.04.2013 № 609/69 «О местах международного почтового обмена, являющихся объектами почтовой связи, на территории Российской Федерации» предусмотрено 19 мест ММПО.

С 1 июля 2010 года установлены единые ставки таможенных платежей независимо от вида организации, осуществляющей обработку почтовых отправлений (посылка, бандероль и т.п.).

В течение календарного месяца в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом, находящимся на таможенной территории Таможенного союза, в международных почтовых направлениях может осуществляться пересылка товаров, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро, и общий вес которых не превышает 31 кг. В случае превышения указанных норм предусмотрены таможенные сборы по единой ставке 30 процентов от таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса в части превышения. Пошлины на неделимые товары независимо от таможенной стоимости и веса взимаются в виде совокупного таможенного платежа.

В ст. 313 ТК ТС дан перечень товаров, в отношении которых не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях. К ним относятся товары:

- запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с этой территории;

- запрещенные к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза;

- в отношении которых применяются ограничения, если такие товары запрещены к пересылке в международных почтовых отправлениях в соответствии с решением Евразийской экономической комиссии.

Приложение 2 к Соглашению «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» дает перечень товаров для личного пользования, запрещенный для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с этой территории.

Согласно ч. 2 ст. 312 ТК ТС пересылка международных почтовых отправлений должна сопровождаться документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза.

Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 310 «Об утверждении Инструкции о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации» говорит нам о том, что в качестве транзитной декларации таможенным органом отправления принимаются накладные сдачи CN 37, CN 38, CN 41, CN 46, CN 47, формы которых установлены актами Всемирного почтового союза, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, содержащие сведения о (об):

- отправителе (назначенный оператор страны подачи) и получателе международных почтовых отправлений (учреждение обмена назначения);

- стране отправления и стране назначения международных почтовых отправлений (страна учреждения обмена подачи, страна учреждения обмена назначения);

- перевозчике;

- транспортном средстве международной перевозки;

- номерах депеш;

- весе товаров брутто;

- количестве грузовых мест;

- планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути;

- пункте назначения (учреждение обмена назначения) международных почтовых отправлений.

Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 310 «Об утверждении Инструкции о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации» определяет порядок использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, сопровождающих международные почтовые отправления, в качестве декларации на товары и транзитной декларации при таможенном декларировании и выпуске товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

Международные почтовые отправления согласно ч. 3 ст. 312 ТК ТС не могут быть выданы операторами почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории Таможенного союза без разрешения таможенного органа.

Оператор почтовой связи согласно ч. 20 ст. 4 ТК ТС - лицо государства - члена Таможенного союза, обеспечивающее оказание услуг почтовой связи в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза и актами Всемирного почтового союза.

Законодатель в ст. 314 ТК ТС обозначает, что товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, за исключением пересылаемых

физическими лицами товаров для личного пользования, подлежат таможенному декларированию с использованием декларации на товары.

Меры нетарифного регулирования не применяются в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в адрес физических лиц, а также в иных случаях, определяемых решением Комиссии Таможенного союза.

Исходя из этого, мы можем определить, что в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не применяются меры нетарифного регулирования в следующих случаях:

- если стоимость указанных товаров не превышает пределов, предусмотренных ч. 3 ст. 316 ТК ТС;

- если товары пересылаются в адрес физических лиц и предназначены для личного пользования;

- в иных случаях, определяемых Евразийской экономической комиссией.

Теоретико-правовые основы привлечения физических лиц к ответственности по частям 1, 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В последнее время все больше внимания уделяется вопросам организации совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях в пользу физических лиц, особенно такой важной проблеме современности, как скорость совершения таких операций. Однако ввиду того, что граждане стали активно пользоваться услугами интернет-магазинов, резко возросла нагрузка на Почту России и таможню, которая осуществляет таможенный контроль почтовых отправлений. В частности, в одних только московских аэропортах скопились десятки тонн почтовых отправлений5. Так, например, Владивостокской таможней в 2012 году было оформлено свыше 65 тысяч международных почтовых отправлений6. В 2012 году количество мелких посылок, присылаемых из-за границы, возросло на 103 %, а экспресс-отправлений - на 61 %, если сравнивать с 2011 годом7.

Однако не только большое количество международных почтовых отправлений увеличивает время доставки посылки гражданину, на сроки доставки напрямую влияет её содержимое. Зачастую посылки задерживаются ввиду

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Почта России меняет логистику: три подразделения, которые валили вину друг на друга, объединят. - URL: http://www.newsru.com/finance/01aug2013/rupostlogistics.html (дата обращения: 17.09.2013).

6 Владивостокская таможня - лучшая в Дальневосточном регионе - URL: http://www.vch.ru (дата обращения: 17.09.2013).

7 Предложение ФТС обложить налогами покупки в иностранных интернет-магазинах порадовало российских торговцев. - URL: http://www.newsru.com (дата обращения: 15.09.2013).

того, что таможенные органы выявляют правонарушения при осуществлении таможенного контроля.

Таможенный контроль выступает одним из ключевых направлений деятельности таможенных органов. Вероятность нарушения таможенного законодательства обуславливает наличие функции таможенного контроля. Наиболее часто нарушения происходят в связи с желанием физических лиц понизить размер уплаты таможенных платежей путем недекларирования или недостоверного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. Ввиду чего ст. 16.2 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Именно эта статья регламентирует квалификацию нарушения таможенных правил.

Таможенными органами региона деятельности Центрального таможенного управления по ст. 16.2 КоАП РФ за 12 месяцев 2011 года возбуждено 2 865 дел об административных правонарушениях, что составляет 25,2 % в общем объеме выявленных правонарушений и на 24,7 % меньше уровня аналогичного периода 2010 года (3 804 дела об административных правонарушениях)8.

Частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию товара, то есть. таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть. В частности, при осуществлении международных почтовых отправлений в пользу физических лиц на таможенную территорию Таможенного союза может быть неверно указано наименование товара. В данном случае можно говорить о том, что фактически к таможенному декларированию представляется иной товар, сведения на который не были заявлены в таможенной декларации. Также имеет место быть ситуация, когда декларантом заявляется несоответствующее действительности количество пересылаемых товаров, то есть речь идет о незаявлении действительных сведений о количественных характеристиках товара.

Часть 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения

8 Административная ответственность за недекларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. - URL: http://www.brokert.ru/material/administrativnaya-otvetstvennost-nedeklarirovanie-tovarov (дата обращения: 17.09.2013).

их размера. Так, например, декларанты искусственно занижают таможенную стоимость товаров, предоставляют недостоверные сведения о классификационном коде по ТН ВЭД для того, чтобы снизить размер таможенных пошлин и налогов.

Показательным примером нарушения ст. 16.2 КоАП РФ выступает дело жителя Магнитогорска. При проведении таможенного контроля Магнитогорским железнодорожным таможенным постом посылки из Германии было принято решение об отказе в выпуске товаров для семейных нужд. С таким решением житель города Магнитогорска не согласился и подал жалобу. При рассмотрении жалобы были установлены такие обстоятельства, которые не способствовали её удовлетворению.

В своем заявлении гражданин указал на то, что в посылке им были получены детские товары для личного пользования, которые не подлежат таможенному декларированию. При этом мужчина подчеркнул, что не осуществляет предпринимательскую деятельность, а заказал подарки для своих детей и племянниц.

Изучив обстоятельства дела, магнитогорские таможенники установили, что заявитель зарегистрирован в сети Интернет и участвует в группе, занимающейся «совместными закупками» с оптовых сайтов Англии, Франции, Германии, Китая, организатором которой, кстати, является член его семьи. Информация на сайте указывает на сбор заказов, на стоимость товаров и цену оказываемых услуг по доставке и т.д. Да и перечень заказанных товаров, в который входят, например, 15 упаковок краски для волос девяти различных оттенков, от самого светлого до самого темного, вряд ли свидетельствует об использовании получаемого в международном почтовом отправлении товара для личного пользования. А значит, подлежит таможенному декларированию. Законодательством определено, что отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенниками, и об этом необходимо помнить9.

Поскольку в последнее время активно развивается интернет-торговля и физические лица все чаще выступают участниками внешнеэкономической деятельности, приобретая товары для личного пользования, ими, в том числе, нарушается таможенное законодательство.

Статья 4 Таможенного кодекса Таможенного союза дает легальное определение термина товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.

9 В жалобе отказано. - URL: http://www.vch.ru (дата обращения: 02.10.2013). 182 Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (48) 2013

Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» регламентирует критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов.

Зачастую физические лица, выступающие получателями международных почтовых отправлений, нарушают таможенное законодательство в личных интересах. Например, декларируют товар, занижая при этом его таможенную стоимость. Как мы знаем, согласно ст. 4 ТК ТС декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, при этом чаще всего декларацию заполняет отправитель посылки. Однако как в таком случае рассматривать вопрос о виновности получателя посылки, если декларирование осуществлял иностранный интернет-магазин?

Физические лица, заказывающие товары в зарубежных онлайн-мага-зинах, зачастую, желая снизить размер таможенных пошлин и налогов, под видом товаров для личного пользования приобретают товары либо для их перепродажи, либо для осуществления с их помощью предпринимательской деятельности. В данном случае получатель международного почтового отправления является субъектом, которого можно привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

При исследовании вопроса о виновности физического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо устанавливать наличие у лица статуса индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, насколько для физического лица могло быть очевидным коммерческое предназначение товара, иные обстоятельства перемещения товара10.

В выше обозначенном случае до принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении необходимо получить достаточные объяснения получателя посылки, а также проверить их. Необходимо выяснить, для кого предназначались заказанные товары, а также получить подтверждение данных сведений у указанных лиц. Именно несоответствие сведений, данных декларантом, с реальным положением дел может говорить о

10 Административная ответственность за недекларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. - URL: http://www.brokert.ru/material/administrativnaya-otvetstvennost-nedeklarirovanie-tovarov (дата обращения: 17.09.2013).

коммерческой цели ввоза товаров. Однако здесь существует проблема - законодатель не устанавливает критерий, в соответствии с которым тот или иной товар можно отнести к коммерческой партии. То есть не регламентировано количественное ограничение, позволяющее отличить коммерческую партию товара от товара для личного использования. Именно такое положение дел позволяет говорить о том, что привлечь к административной ответственности декларанта, который под видом товаров для личного пользования приобретает товар в коммерческих целях, в данном случае весьма проблематично. Немаловажным выступает тот факт, что вину получателя товаров международного отправления необходимо доказать таможенному органу, а один из основных принципов гласит «неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица»11.

На различных интернет-форумах существуют целые обсуждения о том, как избежать уплаты таможенных пошлин и налогов. Так, например, портал www.keden.kz/ru предлагает следующие рекомендации для того, чтобы избежать проблем, при прохождении МПО таможенных процедур.

1. Если Ваши заказы превышают лимиты по стоимости и составляют суммарно более 1000 евро в месяц, постарайтесь разделить их на несколько отправлений и сделать так, чтобы интервал их отправки составлял 10-14 дней. Это с большой долей вероятности поможет Вам избежать уплаты таможенных пошлин.

2. Старайтесь не заказывать большого количества одинаковых наименований однородных товаров в одной посылке. В противном случае Вам придется доказывать сотруднику таможни, что все эти товары Вам необходимы исключительно для личного пользования. Если Вы, к примеру, приобрели 5 пар кроссовок, то предъявив документы о составе своей семьи, Вы сможете убедить таможенника в том, что данный товар предназначен для личного использования и необходим для совместных занятий спортом вас и ваших родственников. А вот если в вашей посылке будет 20 чехлов для сотовых телефонов, то Вы вряд ли сможете доказать, что это товар для личного использования. В этом случае для таможенного оформления данного товара Вам придется представить документы, что Вы являетесь юридическим лицом с правом осуществления внешнеэкономической деятельности, возможно, придется проводить сертификацию товара и т.д. То есть процедура таможенного оформления будет для Вас крайне затруднена, и ставки таможенных пошлин будут совсем иные12.

На сайте www.gsconto.com/ru советуют при совершении покупок на сумму, превышающую 200 евро, стараться выбирать в качестве их перевозчика

11 Там же.

12 Международные почтовые отправления (МПО). - URL: http://keden.kz/ru/pochtov_otprav.php

(дата обращения: 19.09.2013). 184 Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (48) 2013

государственную почтовую службу, а не курьерскую компанию. Это поможет Вам избежать дополнительных процедур таможенного оформления вашего товара, которые Вам придется проводить самому либо привлекать таможенного брокера за дополнительную плату13.

Портал www.zakaztovarov.net предлагает следующие варианты «обхода» таможенного контроля.

«1. Если у Вас товар, превышающий предельную таможенную стоимость в Вашей стране, можно занизить стоимость посылки, указав, что это подарок или товар б/у. Эффективность: 99 % - для одежды, обуви и прочих вещей, различных нераспространенных приборов и товаров; 50 % - для Айфо-нов, дорогих телефонов и дорогой техники, часов; 20 % - для Телевизоров, одинаковых товаров в посылке (к примеру, 20 пар одинаковой обуви или множество одинаковых товаров).

2. Если одинаковых вещей много - делить их на отдельные посылки, занижать стоимость и слать на разные адреса. Эффективность - 99 %.

3. Использовать компанию Авиа Карго (Курьер - Украина) для посылок из США (для Украины и России) - у них своя собственная система раста-можки: стоимость 0-10 % от указанной Вами стоимости посылки. Эффективность в данном случае - 99 %»14.

Можно констатировать, что граждане идут на любые ухищрения для того, чтобы понизить размер уплаты таможенных пошлин и налогов.

Важно отметить, что главным критерием разграничения составов правонарушений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, выступает характер заявляемых сведений. При недекларировании товаров декларантом не заявляются достоверные сведения о количественных характеристиках товара, таким образом, не заявляется товар полностью либо в части. При недостоверном декларировании декларантом в таможенной декларации заявляются несоответствующие действительности сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, таких как, например, стоимость, природные свойства, происхождение товара.

Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы и правоприменительной практики при совершении таможенных операций, связанных с перемещением товаров в международных почтовых отправлениях

В связи с развитием глобальной сети у каждого появилась возможность приобрести товар, находящийся в любой точке мира, поскольку благодаря

13 Таможенное оформление международных почтовых отправлений. - URL: http://www. gsconto.com/ru/wiki/show/customs (дата обращения: 19.09.2013).

14 Советы по тому, как обойти таможню. - URL: http://zakaztovarov.net/index.php/info/tamojnaz (дата обращения: 19.09.2013).

осуществлению международных почтовых отправлений доставка таких товаров стала реальной. Стоит заметить, что главным преимуществом иностранных интернет-магазинов является цена на товар. Российский продавец вынужден продавать товары по более высокой цене ввиду того, что ему приходится уплачивать налоги, социальные взносы и таможенные пошлины, а иностранный интернет-магазин освобожден от таких затрат.

Портал www.newsru.com опубликовал статью, в которой указал, что глава ФТС России Андрей Юрьевич Бельянинов предложил ввести новый налог для клиентов интернет-магазинов, заказывающих себе товары из-за границы. По мнению А.Ю. Бельянинова, эта мера позволит бороться с «почтовыми пробками», а кроме того, даст возможность выполнять планы по сборам в казну, которые ведомство регулярно проваливает15.

Эксперты отмечают, что число желающих делать заказы из-за рубежа от этого резко не снизится, так как зачастую приобретаемые товары не продаются в Российской Федерации или стоят гораздо дороже. Вместе с тем оформление и уплата налога приведут к дополнительной волоките16.

С импортных товаров, которые поступают в Россию по почте, граждане платят только пошлину, - сообщил А.Ю. Бельянинов, - и то лишь в случае, если стоимость товара не превышает тысячу евро. Но при этом «товары по почте» не облагаются налогами на добавленную стоимость и на прибыль. Иностранцы получают необоснованное конкурентное преимущество, а российская экономика теряет.

Какие именно фискальные меры имеются в виду, и как это ускорит работу почты, руководитель ФТС не уточнил. Не установлено также, к чему привязывать налогообложение, к размеру посылок или к их весу, неясно, затронет ли налог физических лиц или будет введен только для юридических17.

В настоящее время в соответствии с Приложением 3 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, товары для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива и неделимых товаров), ввозимые в течение календарного месяца в адрес одного получателя, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную

15 Предложение ФТС обложить налогами покупки в иностранных интернет-магазинах порадовало российских торговцев. - URL: http://www.newsru.com/finance/17jun2013/ruonltrdtolling.html (дата обращения: 15.09.2013).

16 Путилов С. Чтобы разгрузить почту, таможенники не придумали ничего лучше, чем обложить налогами интернет-торговлю. - URL: http://www.tpp-inform.ru/corpanalitic/7589.html (дата обращения: 15.09.2013).

17 ФТС предлагает обложить налогами покупки в иностранных интернет-магазинах. - URL: http://www.legis.ru/misc/news/23109/ (дата обращения: 16.09.2013).

1000 евро, и вес не превышает 31 килограмма, освобождаются от уплаты таможенных платежей.

Законопроект и параметры налогообложения планировалось разработать к сентябрю этого года ввиду того, что масштабы интернет-торговли стремительно возрастают. В настоящее время ФТС разрабатывает предложения по регулированию иностранных покупок граждан, которые в данный момент не облагаются российскими налогами.

Одна из причин усиленного внимания к данной теме - необходимость выполнить ФТС возложенную на нее фискальную функцию. На сегодняшний день ФТС недовыполняет план по перечислению средств в бюджет. В этом году за первые пять месяцев было перечислено 2 трлн 559,46 млрд рублей, что меньше аналогичного периода 2012 года более чем на два процента18.

Кроме того, постоянно увеличивающееся число интернет-покупок привело к лавинообразному росту почтовых отправок и коллапсу обработки международной почты в аэропортах московского авиационного узла. Существующая инфраструктура и технологии Почты России оказались неподготовленными к последствиям резкого роста дистанционной торговли, и многие годы копившиеся недостатки организационного управления привели к отставке очередного руководства компанией19.

Предлагаемый вариант решения проблемы путем введения специального налога на интернет-торговлю конечно позволит увеличить сборы в казну, однако, по мнению экспертов, такие меры не существенно скажутся на количестве желающих сделать покупки в иностранных интернет-магазинах, так как многие приобретаемые товары попросту не продаются на территории Российской Федерации или имеют значительно большую стоимость20.

Такие предложения, выдвинутые главой ФТС А.Ю. Бельяниновым, вызвали широкий резонанс и массово обсуждаются. В частности, на портале www.change.org/ru предлагается подписать Петицию против снижения таможенного лимита в 1000 евро и введения новых налогов21. В качестве аргументов приводятся следующие позиции:

1. В настоящее время действуют ранее установленные налоговые и таможенные платежи, введение дополнительных налогов на покупки будет

18 Покупки в иностранных интернет-магазинах обложат налогами. - URL: http://finrussia.ru/ news/show/pokupki-v-inostrannyh-internet-mafazinah-oblozhat-nalogami-130617004 (дата обращения: 16.09.2013).

19 Зубаков Г.В. Кто стучится в дверь ко мне? - URL: http://www.logistics.ru/eshops/news/kto-stuchitsya-v-dver-ko-mne (дата обращения: 16.09.2013).

20 Покупки в иностранных интернет-магазинах обложат. - URL: http://finrussia.ru/news/ show/pokupki-v-inostrannyh-internet-mafazinah-oblozhat-nalogami-130617004 (дата обращения: 16.09.2013).

21 Варфоломеева М.С. Государственная Дума РФ, Правительство РФ: Против снижения таможенного лимита в 1000 евро и введения новых налогов. - URL: http://www.change.org/petitions/ (дата обращения: 16.09.2013).

направлено не на пополнение бюджета, а на защиту непомерных интересов российских продавцов, перепродающих аналогичные товары по непомерно завышенным ценам.

2. Предлагаемые меры по снижению таможенного беспошлинного лимита или введению новых налоговых схем не окажут никакого влияния на российское производство и не стимулируют российских производителей товаров, однако существенно ограничат права физических лиц-покупателей на получение качественных товаров по разумным рыночным ценам. Более того, при отсутствии здоровой рыночной конкуренции у российских производителей не будет стимула производить качественные товары по конкурентным ценам.

3. Неоспоримым преимуществом иностранных интернет-магазинов является первоклассный клиентоориентированный сервис; в российских реалиях бывает сложно добиться даже соблюдения базовых требований Закона о защите прав потребителя; желание заработать быстро и много затмевает собой все этические и моральные нормы, российские продавцы даже не пытаются понравиться клиенту, чтобы он пришел к ним еще раз.

В настоящий момент 37811 граждан поддержали данную петицию. На портале http://democrator.ru/ поддерживается подобная инициатива, и уже собрано 783 голоса22.

На сегодняшний день в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза (ст. 16.1 КоАП РФ), а также за недекларирование или недостоверное декларирование товаров (ст. 16.2 КоАП РФ).

Поскольку товар, перемещаемый посредством международных почтовых отправлений, декларируется отправителем, можно сделать вывод, что он и предстает декларантом. Однако на него не распространяется таможенное законодательство Таможенного союза, что позволяет ему уйти от ответственности при совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

В практике весьма актуальным может выступать случай, когда получатель и зарубежный отправитель товара договорились о том, чтобы декларант указал недостоверные сведения о товаре в целях уплаты получателем такого товара меньшей суммы таможенных пошлин и налогов. Однако тут возникает закономерный вопрос, как привлечь получателя товара, купленного в иностранном интернет-магазине, к ответственности?

Данный вопрос не урегулирован таможенным законодательством Таможенного союза, поэтому представляется возможным выделить получателя такого товара в качестве самостоятельного субъекта совершения таможенных

22 Варфоломеева М.С. Против введения дополнительных налогов на покупки в иностранных интернет-магазинах и снижения таможенного лимита в 1000 евро на товары для личных нужд. -

URL: http://democrator.ru/problem/12197 (дата обращения: 16.09.2013). Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (48) 2013

операций. В таком случае стоит дополнить ст. 4 ТК ТС соответствующей дефиницией термина «получатель товара».

Ввиду того, что такое физическое лицо также может совершить административное правонарушение, предусмотренное законодательством, представляется целесообразным разработать механизм привлечения его к административной ответственности. Для этого необходимо дополнить КоАП новой статьей, в которой будут предусматриваться возможные правонарушения, а также санкции за их совершение.

Также может иметь место случай, когда декларант умышленно указал недостоверные сведения о декларируемом товаре без договоренности с получателем товара, ввиду чего такому физическому лицу, получающему посылку посредством МПО, приходится уплачивать больший размер таможенных пошлин и налогов. Чтобы предупредить такое положение дел, законодателю стоит предусмотреть соответствующую норму, освобождающую получателя товара от уплаты завышенных таможенных пошлин и налогов. При этом стоит разработать методику выявления данного деяния, совершенного отправителем.

Можно констатировать, что нормативно-правовая база, регулирующая таможенные правонарушения, в частности недекларирование либо недостоверное декларирование товаров, содержит пробелы, устранение которых будет способствовать совершенствованию работы должностных лиц таможенных органов. Такое явное несовершенство законодательства позволяет существенному числу физических лиц, заказавших товары в иностранных интернет-магазинах, избегать уплаты таможенных пошлин и налогов в установленном размере, что отрицательно сказывается на выполнении фискальной функции ФТС и, как следствие, на пополнении федерального бюджета.

Доля рассматриваемых правонарушений в общем количестве нарушений таможенных правил, по данным ФТС России за 2006-2012 годы, составляет 30-40 %, что, учитывая массовость и существенный экономический ущерб от этих правонарушений, определяет значимость исследования вопросов административной ответственности за указанные правонарушения23.

Административная ответственность за незаконное перемещение товара через таможенную границу в теоретическом плане недостаточно исследована, а нормативное регулирование привлечения лиц к ответственности и мер такой ответственности нуждается в совершенствовании. Данный факт стал очевиден вследствие вступления в силу Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому ст. 188 «Контрабанда» УК РФ утратила силу. Такие изменения

23 Зарубин Н.Н. Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу: автореф. дис. ... к.ю.н. - Люберцы. - 2013. - С. 3.

порождают в правоприменительной деятельности таможенных органов затруднения, связанные, например, с различиями в толковании норм ст. 16.2 КоАП РФ таможенными органами и судами.

Представляется целесообразным внести изменения в ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, поскольку данные положения не предусматривают корректировку таможенной стоимости или документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений. Ввиду этого можно предположить, что декларант ошибочно заявил недостоверные сведения о стоимости товаров, например, по независящим от него причинам. Их могут вызвать, например, неточные сведения, полученные от поставщика товаров, техническая ошибка в документации, недостаточная компетентность сотрудников организации - декларанта. Ошибки могут также произойти и при предоставлении таможенному органу документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений24.

Представляется возможным внести следующие изменения в ТК ТС.

1. Понятие «экспресс-грузов» не нашло отражения в ст. 4 ТК ТС. В то же время первоочередной порядок таможенных операций и таможенного оформления «экспресс-грузов» прописан в статьях 150 (4) и 178 ТК ТС. Выпуск до подачи таможенной декларации экспресс-грузов предусмотрен также ст. 197 ТК ТС. Отсутствие определения вызывает коллизии и создает возможность различного толкования данного термина. Ввиду этого предлагается внести новый пункт в ст. 4 ТК ТС в следующей редакции: «экспресс-груз - товар, перевозимый экспресс-перевозчиком, его агентом либо подрядчиком в рамках скоростной перевозки любыми видами транспорта с использованием электронной информационной системы организации и отслеживания перевозок с целью доставки данных товаров до получателя в соответствии с индивидуальной накладной в течение минимально возможного и/или фиксированного промежутка времени, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях».

2. Изложить ч. 2 ст. 313 ТК ТС в следующей редакции - в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не применяются меры нетарифного регулирования в следующих случаях: если стоимость указанных товаров не превышает пределов, предусмотренных п. 3 ст. 316 настоящего Кодекса; если товары пересылаются в адрес физических лиц и предназначены для личного пользования; в иных случаях, определяемых Евразийской экономической комиссией25.

24 Зарубин Н.Н. Рекомендации по совершенствованию правоприменительной практики при привлечении к ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу. Сборник трудов молодых ученых, аспирантов и участников Студенческого научного кружка кафедры административного и таможенного права. Выпуск 2 / Под общ. ред. Е.С. Недосековой. -М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. - С. 178.

25 Таблица предлагаемых поправок к Таможенному кодексу таможенного союза. - URL: http:// cerbanet.org/Website/ici.pdf (дата обращения: 19.09.2013).

Заключение

В результате проведенного исследования выявлен ряд правовых пробелов в области регулирования порядка перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, купленных физическими лицами в иностранных интернет-магазинах. Вследствие этого были предложены следующие возможные решения таких проблем.

Поскольку в настоящее время в интернет-магазинах, том числе и зарубежных, активно приобретаются товары в целях личного использования, то есть их перемещение через таможенную границу Таможенного союза осуществляется в условиях порядка перемещения товаров физическим лицами для личных нужд, где предоставляются существенные льготы, возникает проблема разграничения целей перемещения таких товаров. В настоящее время все чаще таможенные органы выявляют попытки перемещения под видом товаров для личного пользования товаров для предпринимательских целей. Целесообразно разработать механизм разграничения целей перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза в международных почтовых отправлениях.

Ввиду того, что декларантом могут заявляться недостоверные сведения о товаре в целях уплаты меньшей суммы таможенных пошлин и налогов, необходимо выработать методику выявления особенностей определения таможенной стоимости товаров, купленных физическими лицами в иностранных интернет-магазинах и перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза в международных почтовых отправлениях.

Также существует проблема привлечения покупателя товара, купленного в иностранном интерне-магазине, к ответственности в случае его договоренности с отправителем товара о недостоверном декларировании. Потому как данный вопрос не урегулирован таможенным законодательством Таможенного союза, представляется целесообразным внести в ТК ТС такой субъект административно ответственности, как получатель товара.

Вследствие того, что административная ответственность за незаконное перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза недостаточно исследована в теоретическом плане, в правоприменительной деятельности таможенных органов возникают затруднения, связанные с различиями в толковании норм ст. 16.2 КоАП РФ таможенными органами и судами. Представляется возможным внести изменения в указанную статью, поскольку её положения не предусматривают корректировку таможенной стоимости и документов, отвечающих за соблюдение запретов и ограничений. Таким образом, будет решена проблема с ошибочными заявлениями декларантами недостоверных сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Библиографический список

1. Административная ответственность за недекларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза. - URL: http://www.brokert.ru/material/ administrativnaya-otvetstvennost-nedeklarirovanie-tovarov (дата обращения: 17.09.2013).

2. В жалобе отказано. - URL: http://www.vch.ru (дата обращения: 02.10.2013).

3. Варфоломеева М.С. Государственная Дума РФ, Правительство РФ: Против снижения таможенного лимита в 1000 евро и введения новых налогов. - URL: http://www.change.org/ petitions/ (дата обращения: 16.09.2013).

4. Варфоломеева М.С. Против введения дополнительных налогов на покупки в иностранных интернет-магазинах и снижения таможенного лимита в 1000 евро на товары для личных нужд. - URL: http://democrator.ru/problem/12197 (дата обращения: 16.09.2013).

5. Зарубин Н.Н. Рекомендации по совершенствованию правоприменительной практики при привлечении к ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу. Сборник трудов молодых ученых, аспирантов и участников Студенческого научного кружка кафедры административного и таможенного права. Выпуск 2 / Под общ. ред. Е.С. Не-досековой - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. - С. 176-181.

6. Зарубин Н.Н. Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу: автореф. дис. ... к.ю.н. - Люберцы, 2013. - 22 с.

7. Зондберг Л.Н. Развитие экспресс-доставки для сегмента B-2-C в России // Логистика сегодня. - 2012. - № 3 (51). - С. 186-189.

8. Зубаков Г.В. Кто стучится в дверь ко мне? - URL: http://www.logistics.ru (дата обращения: 16.09.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Костин А.А., Казьмина Е.Н. Особенности таможенного декларирования товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза // Таможенное дело. - 2011. - № 1. - С. 22-27.

10. Международные почтовые отправления (МПО). - URL: http://keden.kz/ru/pochtov_otprav.php (дата обращения: 19.09.2013).

11. Покупки в иностранных интернет-магазинах обложат налогами. - URL: http://finrussia.ru/ news/show/pokupki-v-inostrannyh-internet-mafazinah-oblozhat-nalogami-130617004 (дата обращения: 16.09.2013).

12. Почта России меняет логистику: три подразделения, которые валили вину друг на другу, объединят». - URL: http://www.newsru.com (дата обращения: 17.09.2013).

13. Предложение ФТС обложить налогами покупки в иностранных интернет-магазинах порадовало российских торговцев. - URL: http://www.newsru.com (дата обращения: 15.09.2013).

14. Путилов С. Чтобы разгрузить почту, таможенники не придумали ничего лучше, чем обложить налогами интернет-торговлю. - URL: http://www.tpp-inform.ru (дата обращения: 15.09.2013).

15. Советы по тому, как обойти таможню. - URL: http://zakaztovarov.net (дата обращения: 19.09.2013)

16. Таблица предлагаемых поправок к Таможенному кодексу Таможенного союза. - URL: http:// cerbanet.org/Website/ici.pdf (дата обращения: 19.09.2013).

17. Таможенное оформление международных почтовых отправлений. - URL: http://www. gsconto.com/ru/wiki/show/customs (дата обращения: 19.09.2013).

18. Таможенное право: учебник для бакалавров / А.В. Зубач [и др.]; под общ. ред. А.В, Зубача. -М.: Юрайт, 2013. - 479 с.

19. ФТС предлагает обложить налогами покупки в иностранных интернет-магазинах. - URL: http://www.legis.ru/misc/news/23109/ (дата обращения: 16.09.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.