СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В МАЛОМ И
СРЕДНЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Е.Н. Маковецкая, канд. филос. наук, доцент Д.А. Оганесян, магистрант Московский университет имени С.Ю. Витте (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-6-2-44-48
Аннотация. В статье рассматриваются предпосылки стратегического управления и планирования деятельности организаций, технологии планирования и построения стратегических карт. Определяются теоретические, методические и прикладные подходы к формированию и развитию технологий стратегического управления и планирования, возможности использования их инструментария в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Оцениваются возможности и последствия цифровизации, которые должны быть учтены в процессе стратегического управления организациями.
Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление, стратегическое планирование, малый и средний бизнес, цифровизация.
Появление новых, порой - неожиданных, возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение информации, широкая доступность современных информационных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. При этом современные экономические условия, в которых вынуждены функционировать и развиваться российские предпринимательские структуры, предъявляют высокие требования к эффективности управления.
Основная проблема заключается в том, что внешние макроэкономические факторы изменяются быстро и непредсказуемо. Это существенно снижает точность прогнозов, делает планирование на длительный период затруднительным. Следовательно, в стратегические планы закладывается большой процент вариации и риска, поэтому их можно рассматривать только как рекомендацию по достижению целей организации в долгосрочной перспективе.
Стратегическое управление как раз ориентировано на достижение долгосрочных целей развития организации. При составлении стратегических планов в современных организациях также целесообразно использование нескольких сценариев. Это
позволит более оперативно реагировать на изменение внешних факторов и принимать наиболее правильные и эффективные управленческие решения, ориентированные на достижение устойчивого развития бизнеса [1].
Несмотря на значительное количество научных и прикладных разработок в исследуемой сфере, ряд актуальных задач по указанной тематике до сих пор не решен. Так, в частности, требует развития типоло-гизация стратегических подходов к использованию инструментов планирования и метод сбалансированных показателей экономической оценки стратегии конкуренции предприятий малого и среднего бизнеса. Возникает необходимость совершенствования технологий кадрового обеспечения, выбора и реализации стратегии конкуренции, модели экономической оценки стратегии конкуренции предприятия малого и среднего бизнеса. Не менее важной является необходимость разработки типологизации инструментов стратегического управления.
Стремительность происходящих изменений в деловом окружении, в бизнес-среде современных организаций, ужесточение условий конкурентной борьбы на рынках, появление новых угроз и возможностей в новых экономических реалиях, в том числе вследствие влияния глобализа-
ции и интернационализация на многие хозяйственные процессы, а также ряд других факторов объективно обусловили переход к стратегическому управлению. Стратегическое управление в современных условиях выступает как один из ключевых факторов, обеспечивающих эффективное функционирование современных предпринимательских структур, а также позволяющих предвидеть и нейтрализовать негативные изменения (шоки) во внутренней и/или внешней среде их функционирования. Новая реальность убедительно подтверждает на практике справедливость обозначенного теоретического положения, поскольку только эффективно налаженный процесс стратегического управления позволяет субъектам предпринимательской деятельности принимать наиболее эффективные управленческие решения, даже в условиях высокой степени неопределенности и рисков внешней среды, ее подвижности и сложности.
Стратегия может и должна стать надежной опорой и эффективным средством обеспечения стабильного функционирования организации малого или среднего бизнеса, а ее отсутствие лишает организацию целостности и устойчивости его развития. Стратегическое управление малыми и средними организациями имеет выраженную специфику. Оно характеризуется повышенной чувствительностью к изменениям внешней среды, повышенной восприимчивостью к инновациям, высокими рисками и конкуренцией, малыми объемами документации, недостаточной вовлеченностью персонала и др. В нашей стране в реальной хозяйственной практике значимость стратегического управления недооценена, многие владельцы малых и/или средних организаций не считают наличие стратегии необходимым элементом ведения бизнеса, поэтому жизненный цикл таких организаций существенно сокращается.
Стратегическое управление актуализирует значение долгосрочного планирования деятельности организаций и управления ими независимо от их формы собственности, отраслевой принадлежности, масштабов бизнеса и других факторов в
условиях быстро изменяющейся экономической рыночной ситуации, а также методов оценки рыночной ситуации и анализа возможностей и перспектив развития конкретного хозяйствующего субъекта. Можно выделить ряд разносторонних качественных конкурентных преимуществ стратегического управления и планирования для субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: определение целей и приоритетов; адаптация к изменяющимся условиям; рациональное использование всех видов ресурсов; оптимизация процессов принятия управленческих решений, повышение их качества и эффективности; привлечение инвестиций и финансирования; управление рисками; улучшение коммуникаций и согласованности; определение конкретных шагов и метрик для достижения своих стратегических целей; улучшение конкурентоспособности; адаптация к изменяющимся потребностям клиентов; создание эффективной организационной культуры, способствующей определению плана совместных действий для достижения общего результата; привлечение талантов и парт-нерств; достижение стабильности и устойчивости; проактивное управление изменениями; улучшение планирования и бюджетирования; улучшение партнерских отношений [2].
Необходимость совершенствования стратегического управления предприятием малого или среднего бизнеса сегодня обусловлена тем, что при прогнозировании текущей и перспективной экономической и геополитической ситуации, подготовке альтернативных стратегий достижения поставленных целей и определении комплекса необходимых для этого мероприятий, возможно формирование долгосрочных конкурентных преимуществ на рынке, создание условий для обеспечения безопасности функционирования микроэкономических субъектов и устойчивости их перспективного развития. Эффективная реализация потенциала стратегического менеджмента должна быть объектом пристального внимания руководства организаций. Особое внимание следует уделить, в частности, построению системы управ-
ления, которая способна быстро реагировать и перестраиваться для реализации поставленных приоритетных задач, находить ресурсы, обеспечивая производство и продвижение товаров и услуг и пр. в условиях подвижной и неопределенной внешней среды.
Эффективная деятельность и развитие отечественных предприятий невозможны без разработки и последовательного реализации стратегий (финансовых, производственных, инновационных, маркетинговых, инвестиционных и т.п.). При этом важно заметить, что какой-то единой модели стратегического анализа, которая может подойти для каждой отдельной организации и в каждом конкретном случае, не существует. Поэтому невозможно выделить какой-то единой формы стратегического управления. Это объясняется тем, что каждая организация или отрасль по-своему уникальна и не существует универсальной схемы стратегического анализа, которая подходит абсолютно всем [3].
Стратегическое управление и планирование призваны обоснованно сформировать перспективы функционирования предприятий, конкретизировать пути и направления развития, реализовать долгосрочные намерения. Качество и действенность разработанных стратегических решений на предприятиях существенно зависит от эффективности разработки стратегий, информационного, денежного, кадрового, материального обеспечения этого процесса [4]. Поэтому, в свою очередь, степень стабильности и устойчивости функционирования предпринимательских структур при этом во многом будет определяться эффективностью использования ими инструментария стратегического управления. При этом оценка эффективности стратегического управления требует использования комплексной методики оценки, включающей анализ проекций «Финансы», «Маркетинг», «Внутренние процессы», «Персонал и развитие». По итогам проведенной оценки будет возможным определение мероприятий (действий), ориентированных на повышение эффективности стратегического управления.
Существенное влияние на формирование и реализацию стратегий организаций, включая субъектов малого и среднего бизнеса, по нашему мнению, имеют глобальные тренды, проявляющиеся в сфере экономической деятельности. Одним из них, безусловно, является цифровизация, или цифровая трансформация бизнеса. В настоящее время цифровая экономика уже не рассматривается как сценарий развития будущего. По сути, она стала неотъемлемым атрибутом современных экономических систем, что не может не сказываться на развитии технологий и инструментария управления на всех уровнях функционирования.
Тенденции развития рынка, необходимость повышения конкурентоспособности и эффективности вынуждают коммерческие организации участвовать в процессах цифровизации, перестраивая соответствующим образом применяемые технологии управления, в том числе в сфере планирования и прогнозирования. Автоматизация процессов управления, несомненно, является ключом к перспективному развитию организации, успешному ведению конкурентной борьбы, а также повышению управляемости и прозрачности ее деятельности в целом. Цифровизация сегодня стала ключом к планомерной, системной, квалифицированной синергии экономических субъектов, приводящей, к более совершенному и чистому виду управления, через оптимизацию транзакций, сокращение издержек, персонализацию потребления, совместную деятельность, активную глубокую предсказательную аналитику и т.д.
В ряде исследований отмечается, что цифровизация охватывает все сферы предпринимательства. При этом закономерно, что успех субъекта предпринимательской деятельности зависит от опережения конкурентов в применении передовых технологий и их скорейшем внедрении путем интеграции всего потенциала предприятия для создания и выведения на рынок нового товара / услуги. Также важно учитывать и традиционные факторы в инновационном предпринимательстве, такие, например, как наиболее выгодные условия закупки,
наиболее грамотный персонал, высокая рованных специалистов, являлось причи-производительность труда работников и ной торможения полномасштабной циф-т.д. Основной задачей инновационного ровизации [6].
предпринимательства в цифровой эконо- В свете новых геополитических и эко-
мике является подготовка к выходу на номических реалий особое внимание так-рынки, которые еще только откроются в же уделяется взаимосвязи и взаимообу-будущем [5]. словленности стратегического управления
Вместе с тем цифровая трансформация организациями и обеспечения их экономи-финансового управления организаций ческой безопасности [7]. включает в себя не только положительные, Таким образом, проведение дальнейших
но и отрицательные для организации сто- исследований особенностей разработки и роны. Так, согласно исследованиям реализации стратегий позволит выявить KPMG, превалирующая часть российских пути наиболее эффективного, сбалансиро-организаций, вовлеченных в процесс циф- ванного, комплексного развития системы ровизации, оказалась не подготовлена к управления организациями с учетом мас-сложным механизмам данного процесса. штабов бизнеса, отраслевой специфики, а Это внешне проявлялось в отсутствии также особенностей воздействия комплек-комплексного подхода в разработке про- са внутренних и внешних факторов, что граммы цифровизации, приводящему к послужит основой для обеспечения ста-стихийным решениям, в попытке адапти- бильного и устойчивого функционирова-роваться к цифровой среде. По мнению ния хозяйствующих субъектов и прежде ученых, именно незрелость бизнес- всего - субъектов малого и среднего пред-процессов, а также отсутствие квалифици- принимательства.
Библиографический список
1. Формирование механизмов устойчивого развития субъектов малого и среднего бизнеса: теоретические и прикладные аспекты / Г.З. Ахметова, Е.И. Балалова, Е.В. Рибокене [и др.]. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2023. - 219 с.
2. Демьянова Т.В., Рибокене Е.В., Маковецкий М.Ю. Конкурентные преимущества стратегического планирования для предприятий малого и среднего бизнеса Российской Федерации в современной экономической ситуации // Транспортное дело России. - 2023. - № 4. - С. 135-141.
3. Маковецкая Е.Н., Маковецкий М.Ю., Хайдаршин И.В. Роль инструментов внутрифирменного и стратегического планирования в деятельности субъектов малого и среднего бизнеса // Организационно-управленческие аспекты экономического развития предприятий и регионов: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 26 мая 2022 года. - Омск: Омский государственный технический университет, 2022. - С. 5361.
4. Хайдаршин И.В., Маковецкий М.Ю. Развитие стратегического планирования: значение и возможности применения // Противоречия и тенденции развития современного российского общества: Сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции, Сергиев Посад, 18 апреля 2022 года. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2022. - С. 155-167.
5. Маковецкая Е.Н., Маковецкий М.Ю., Остряков Д.Н. Стратегические направления управления деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса в постпандемийный период // Управленческий учет. - 2022. - № 7-2. - С. 288-300.
6. Иршенко В.С., Федотова Е.Б. Совершенствование системы финансового управления коммерческих организаций в условиях цифровизации // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 5-2. - С. 28-33.
7. Устойчивое развитие Российской Федерации в условиях глобальных вызовов и угроз экономической безопасности: монография: в 3 ч. Ч. 1. Экономическая безопасность и устойчивое развитие отраслей и секторов российской экономики в условиях новой реальности / Н.В. Артемьев, А.Д. Петров, М.Ю. Маковецкий [и др.]; под ред. Н.В. Артемьева, М.Ю. Маковецкого; Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; каф. менеджмента [Электронное издание]. - Москва: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2023.
IMPROVING STRATEGIC MANAGEMENT IN SMALL AND MEDIUM-SIZED
ENTERPRISES
E.N. Makovetskaya, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor D.A. Oganesyan, Graduate Student Moscow Witte University (Russia, Moscow)
Abstract. The article discusses the prerequisites for strategic management and planning of organizations, planning technologies and the construction of strategic maps. Theoretical, methodological and applied approaches to the formation and development of strategic management and planning technologies, the possibility of using their tools in the activities of small and medium-sized enterprises are determined. The possibilities and consequences of digitalization are assessed, which should be taken into account in the process of strategic management of organizations.
Keywords: strategy, strategic management, strategic planning, small and medium-sized businesses, digitalization.