Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА'

ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ВНУТРИФИРМЕННОЕ / ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рибокене Е.В., Маковецкий М.Ю., Кормышов С.Р.

В данной статье представлена оценка потенциала стратегического и внутрифирменного планирования в системе малого и среднего бизнеса. Также раскрыты особенности хозяйствования малых и средних предприятий, представлены преимущества и недостатки деятельности предприятий малого и среднего бизнеса с позиций внутреннего планирования их деятельности. Результатом проведенного исследования являются предложения, и намеченные пути по совершенствованию государственной поддержки стратегического планирования российских предприятий малого и среднего предпринимательства. Выводы, представленные данным исследованием, представляют собой анализ, который позволяет увидеть целостную картину развития данного сектора и выявить дальнейшие направления государственной политики по его развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рибокене Е.В., Маковецкий М.Ю., Кормышов С.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXISTING POTENTIAL OF STRATEGIC AND INTRA-COMPANY PLANNING IN THE SYSTEM OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

This article presents an analysis of the potential of strategic and intra-company planning in the system of small and medium-sized businesses. Also disclosed are the features of managing small and medium enterprises, the advantages and disadvantages of activities are presented small and medium-sized businesses from the standpoint of internal planning their activities, from the standpoint of internal planning of their activities are presented. The result ofthe conducted research are proposals and outlined ways to improve state support for strategic planning of Russian small and medium-sized enterprises. The performed analysis allows us to see a holistic picture ofthe development of this sector and identify further directions of state policy for its development.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА»

УДК 338

DOI 10.52375/20728689 2022 2 141

ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

БИЗНЕСА

Рибокене Е.В., к.э.н., доцент, почётный работник ВПО РФ, научный консультант факультета управления, Московский университет

имени С.Ю. Витте, e-mail: ribokene@gmail.com

Маковецкий М.Ю., к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Менеджмент», Московский университет имени С.Ю. Витте, e-mail:

mmakov@mail.ru

Кормышов С.Р., магистрант, Московский университет им. С. Ю. Витте, e-mail: stas.kormyshov@mail.ru

В данной статье представлена оценка потенциала стратегического и внутрифирменного планирования в системе малого и среднего бизнеса. Также раскрыты особенности хозяйствования малых и средних предприятий, представлены преимущества и недостатки деятельности предприятий малого и среднего бизнеса с позиций внутреннего планирования их деятельности.

Результатом проведенного исследования являются предложения, и намеченные пути по совершенствованию государственной поддержки стратегического планирования российских предприятий малого и среднего предпринимательства. Выводы, представленные данным исследованием, представляют собой анализ, который позволяет увидеть целостную картину развития данного сектора и выявить дальнейшие направления государственной политики по его развитию.

Ключевые слова: стратегия, планирование, деятельность, малый и средний бизнес, внутрифирменное, потенциал.

THE EXISTING POTENTIAL OF STRATEGIC AND INTRA-COMPANY PLANNING IN THE SYSTEM OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Ribokene E., Ph.D., Associate Professor, Honorary Worker of the Higher Professional Education of the Russian Federation, Scientific Consultant of the Management Faculty, Witte Moscow University, e-mail: ribokene@gmail.com Makovetsky M., Ph.D., Associate Professor, Head of the Management chair, Witte Moscow University, e-mail: mmakov@mail.ru Kormyshov S., magistrand, Witte Moscow University, e-mail: stas.kormyshov@mail.ru

This article presents an analysis of the potential of strategic and intra-company planning in the system of small and medium-sized businesses. Also disclosed are the features of managing small and medium enterprises, the advantages and disadvantages of activities are presented small and medium-sized businesses from the standpoint of internal planning their activities, from the standpoint of internal planning of their activities are presented. The result of the conducted research are proposals and outlined ways to improve state support for strategic planning of Russian small and medium-sized enterprises. The performed analysis allows us to see a holistic picture of the development of this sector and identify further directions of state policy for its development.

Keywords: strategy, planning, activity, small and medium business, intra-company, potential.

Введение

При постоянно меняющихся рыночных условиях для деятельности предприятий, на которую влияют внутренние и внешние перемены этого рынка, требуются регулярная оценка и стратегические перемены в их деятельности, основанные и адаптированные под эти изменения на рынке для обеспечения позиций этого предприятия.

То есть, в этих рыночных условиях система управления должна улучшаться с целью построения сбалансированной бизнес-стратегии, для достижения задач по реализации диверсификации и повышения конкуренции. Новые идеи рыночной среды, инновации и технический прогресс вынуждают каждое предприятие реагировать на эти перемены, поэтому они вынуждены находить и предлагать новую стратегию продвижения услуг.

Существующий потенциал планирования В современных условиях жесткой конфронтации и экономических санкций для России крайне важным является вопрос им-портозамещения. Эмбарго на поставки иностранных поставщиков, которое наложило государство в ответ на введенные санкции, создает дополнительные стимулы для устойчивого развития отечественной промышленности. Осуществление импортозамещения необходимо, в особенности, в следующих отраслях: фармацевтическая отрасль -доля импорта достигает 90%; станкостроение - доля импорта достигает 90%; машиностроение - доля импорта составляет 70%; сельское хозяйство - доля импорта колеблется от 50 до 60%.

Национальная программа импортозамещения предполагает прямое и косвенное стимулирование промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также компаний, функционирующих в отрасли связи

Рис. 1. Динамика индекса промышленного производства, %, 2017-2020 гг.

Рис. 2. Динамика доли различных секторов экономики в % от ВНП, 2020 г.

и коммуникаций. Инновационная составляющая играет в вопросе импортозамещения первую роль, поэтому при оценке эффективности импортозамещения используются следующие показатели:

1) Индекс промышленного производства. Динамика индекса промышленного производства в России по полугодиям за 2017-2020 гг. представлена на рисунке 1.

Как видно из представленного графика, индекс промышленного производства России в последние годы стал снижаться (по сравнению с 2019 годом). При этом, в современных условиях экономической нестабильности и общего падения спроса на продукцию промышленных предприятий, ожидается снижение индекса. Негативным фактором выступает и пандемия, наличие ограничений;

2) Доля предприятий промышленного сектора. Динамика доли в % от валового национального продукта представлена на рисунке 2.

Наибольший вес в структуре ВНП у обрабатывающих производств, однако, в данной группировке существенен вес сырьевых корпораций, являющихся производителями топлива и других видов энергии. Обращает внимание и развитие оптовой и розничной торговли с долей в 16,6% от ВНП.

Для инновационного развития важным фактором является развитие системы образования, однако, доля в ВНП незначительна и составляет 3,9%. Данное значение свидетельствует о невысоком инновационном потенциале национальной экономики и низком уровне конкурентоспособности инноваций на международном рынке.

Результативность мер финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, определяется влиянием показателя развития МСП на другие экономические показатели.

При этом, стратегическим фактором развития МСП является средний уровень процентных ставок по кредитам для субъектов МСП. Динамика средней процентной ставки для МСП представлена на рисунке 3.

Из представленного графика видно, что средняя процентная ставка снизилась по сравнению с 2016 годом, снижение существенно - с 16,53% до 11,28%. В соответствие с данной динамикой, увеличилась доля МСП в валовом внутреннем продукте (рис. 4) .

Как видно из представленной динамики, доля в ВВП малого и среднего бизнеса увеличивается, при этом, по сравнению с эконо-

мически развитыми странами остается незначительной. В 2020 году доля МСП в ВВП составила 22,4%.

Проведем корреляционный анализ показателя развития МСП (доля МСП в ВНП) с другими экономическими показателями. В таблице 1 представлены результаты корреляционного анализа:

Построим поля корреляции с теми показателями, по которым зафиксирован наибольший положительный коэффициент. Поле корреляции между объемом МСП в ВНП и валовым внутренним продуктом представлено на рисунке 5.

Коэффициент корреляции в 0,66 характеризует среднюю прямую связь, линейный коэффициент в уравнении регрессии составляет 0,126, то есть прирост доли МСП в ВВП на 1% приводит к общему увеличению ВВП на 0,126%.

Поле корреляции с инвестициями в венчурный капитал представлено на рисунке 6.

Коэффициент корреляции в 0,74 характеризует прямую связь, близкую к сильной. Таким образом, увеличение результирующего показателя сопровождается ростом инвестиций в венчурный капитал. Линейный коэффициент регрессии составляет 1,662, что характеризует увеличение доли МСП в ВВП на 1% с соответствующим приростом на 1,66% показателя инвестиций в венчурный капитал.

Подводя итог современному состоянию развития МСП и эффективности функционирования государственной поддержки субъектам МСП, следует отметить, что развитие сегмента малых и средних предприятий ведет к улучшению макроэкономических показателей, влияя на уровень инвестиционного развития и развития целых отраслей. Поэтому государство должно непрерывно совершенствовать механизм финансирования малого и среднего бизнеса для обеспечения его устойчивого развития.

За прошедший год в России не изменились показатели, или условия, которые привели бы к развитию малого и среднего бизнеса, хотя авторами исследования на основе анализа определенных показателей отмечено, что улучшились показатели в сфере защиты прав частной собственности, совершенствование отдельных рычагов управления снизил уровень коррупции, поставил на новую эффективную ступень развития налоговую систему платежей. Но при этих изменениях

Рис. 3. Динамика средней процентной ставки для МСП, %, 2016-2020 гг.

Рис. 4. Доля МСП в ВВП, 2016-2020 гг.

Рис. 5. Поле корреляции между долей МСП в ВНП и валовым внутренним продуктом

каких-то существенных перемен в секторе планирования малого и среднего предпринимательства при этом не произошло.

Качественное образование, высокая квалификация кадров дает толчок научно-технического прогресса страны, который отражается в деятельности всех рыночных структур, выводит его развитие на новый качественный уровень.

На рисунке 7 представлен анализ конкурентной оценки малого и среднего предпринимательства в России в отраслевом аспекте (рис. 7).

Анализируя данные этой диаграммы (рис. 7), видим, что к основным отраслям, ведущим в развитии малого и среднего бизнеса относится розничная торговля (самый большой показатель 47,5%), а также сфера предоставления различных услуг (15, 4%) [3, с. 138].

С другой стороны, цифровизация услуг требует овладения неспецифических, компетенций, основанных на технических характеристиках программного обеспечения и особенностях управления им. Конечно, развитие этой перспективной и, одновременно затратной сферы влечет за собой государственные издержки, но при верном их вложении на старте они совсем скоро дадут значительный эффект прибыли, причем одновременно во многих отраслях малого и среднего предпринимательства. В качестве примера можно привести развитие предприятий общественного питания и гостиничной сферы, где расширение услуг прогнозируется в 8 раз. Хлебопекарное производство можно увеличить в 5 раз, по мнению самих же пекарей. Вслед за расширением этих услуг начнут расширяться и производственный сектор. И это лишь несколько примеров.

Таблица 1. Корреляционный анализ показателя развития МСП с другими экономическими показателями, 2016-2020 гг.

Показатель Коэффициент корреляции между долей МСП в ВВП и показателем

Прирост населения -0,79

Реальные располагаемые денежные доходы населения 0,30

Реальная начисленная заработная плата работников организаций (с учетом индекса потребительских цен) 0,64

Реальный размер назначенных пенсий 0,23

Валовой внутренний продукт 0,66

Расходы на конечное потребление 0,51

Валовое накопление 0,80

Основные фонды в экономике (на конец года) 0,60

Промышленное производство 0,44

Продукция сельского хозяйства -0,52

Ввод в действие общей площади жилых помещений -0,81

Грузооборот транспорта 0,81

Пассажирооборот транспорта общего пользования 0,68

Оборот розничной торговли 0,32

Платные услуги населению 0,66

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) 0,13

Инвестиции в венчурный капитал 0,74

Рис. 6. Поле корреляции с инвестициями в основной капитал

Перед Россией сегодня стоит множество рисков и вызовов, которые заключаются в преодолении стагнационного тренда в экономике, обеспечении экономического роста и повышения уровня жизни населения страны, в своевременной реакции на изменения рыночной среды, развитие техногенных, информационно-интеллектуальных технологий, экономических, демографических перемен и т.д. Ответы на эти вопросы и решение их является сутью национальной безопасности страны и ее экономического роста, которое возможно только при условии новой модели развития.

Самые современные и сложные системы уже сегодня способны обработать огромный миллиардный поток информации и по готовым алгоритмам эффективных решений отреагировать на колебания и изменения рыночной среды, чтобы данное решение принесло прибыль компании, причем выполняют они этот процесс за несколько секунд. Обеспечить взаимодействие и взаимосвязь между всеми элементами и структурами этой модели может только государство - путем разработки стратегических и проектных программ, государственного регулирования их продвижения и внедрения, реализации и оценки, укрепления их результатов. Все это возможно только за счет эффективности государственного регулирования их ядра - стратегического планирования [3].

Однако, на сегодняшний день можно утверждать о том, что на уровне государственного регулирования даже методического управления ведением данного вопроса нет четких указаний по согласованию межотраслевого и межрегионального документооборота стратегического планирования в данном секторе. Не разработана четкая последовательность увязки разрабатываемых программ с теми ресурсами, которые имеются и которые могут быть использованы для реализации этих программ. До сих нет согласованности в отработке методологии последовательной разработки цепочки документов стратегического планирования: прогноз - стратегия - программа (план) - проект (конкретное задание) и их реализации. И в этой общей последовательности также нет тех оценочных показателей (индикаторов), которые говорят о целевом их достижении.

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства должна не только определять краткосрочные и долгосрочные ориентиры развития, обозначать механизмы и инструменты по их до-

стижению, но и обозначать их четко в стратегическом планировании на уровне отраслевого и регионального инструментария.

Однако на сегодня большое количество региональных, национальных планов и программ, муниципального и государственного уровня невозможно между собой согласовать, соблюдая четкую последовательность выполнения этой программы и адаптации ее по изменения рыночной среды.

Решением этой проблемы может стать выход на новый уровень принятия долгосрочных планов, который сейчас обозначен циклом в стратегическом планировании; расширить за счет этого перечень показателей среднесрочных прогнозов социально-экономического развития государства и отраслях в частности; увязать четкую структуру ресурсной базы по достижению этих целей.

Выводы из данного исследования. На данный момент развития сферы стратегического планирования сектора малого и среднего предпринимательства выявлена несогласованность между самой стратегической программой и ее практической реализацией, наличием интеллектуального и технологично-научного потенциала государства и отсутствием квалифицированных кадров, способных обеспечить передовое производство. Это основные факторы, препятствующие развитию эффективности стратегического развития малого и среднего предпринимательства на данном этапе его становления.

Литература

1. Валлерстайн И. Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. Пер. с англ. М.: URSS, 2018.

2. Ижевчанин Ю. Европа и Меганезия. URL: https://2academy. livejoumal.com/2668.html

3. Кочемасова Е. Ю. Алгоритм совершенствования стратегического планирования в сфере устойчивого развития и мер национальной безопасности // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: материалы VI Международной научно-практической конференции. Нижегород. Гостехн. ун-т им. Р. Е. Алексеева. Нижний Новгород, 2018. С. 130-139.

4. Турчанинов В.Е. Инновационные платформенные решения как основа цифровой трансформации / В. Турчанинов. - 2020. - № 15. - С. 81-84.

Рис. 7. Распределение доли малого и среднего предпринимательства в России по отраслям в 2021 г., в %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.