ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЕЕ РАЗВИТИЯ
Р.Н. Чепиков, аспирант
Московский финансово-юридический университет МФЮА (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-4-3-128-131
Аннотация. В статье обосновываются место и роль финансовой стратеги в системе стратегического управления организацией. Финансовая стратегия рассматривается как ключевой фактор обеспечения устойчивого функционирования экономических субъектов. Финансовая стратегия формируется на основе учета факторов внутренней и внешней среды организации, которые могут нарушать устойчивость ее функционирования. Грамотная финансовая стратегия позволяет нейтрализовать дестабилизирующее воздействие как внутренних, так и внешних факторов и обеспечить эффективную деятельность организации в долгосрочной перспективе.
Ключевые слова: организация, устойчивое развитие, стратегическое управление, финансовая стратегия.
Одной из важнейших характеристик финансового состояния организации является его устойчивость. Объясняется это нестабильной экономической ситуацией, постоянным присутствием факторов неопределенности, риска и стремлением менеджмента обеспечить экономическую безопасность и устойчивость функционирования своей организации. При этом любая организация представляет собой органическое единство объекта, как сложного комплекса взаимосвязанных элементов, и субъекта, играющего активную роль в окружающем его экономическом пространстве и выступающего одновременно в роли производителя, продавца, с одной стороны, и покупателя, удовлетворяющего свои факторные потребности, с другой. В свою очередь устойчивость в самом общем понимании означает способность системы сохранять текущее состояние при наличии внешних воздействий. Термин «устойчивое развитие» впервые был применен Римским клубом, а затем и другими организациями, привлеченными к решению различных экономических, экологических, миграционных и иных проблем. Концепция устойчивости оказалась жизнеспособной и активно применяется на национальном, региональном и муниципальном уровне. В настоящее время он нередко применяется также на уровне отдельных
хозяйствующих субъектов - организаций, функционирующих в различных отраслях и сферах экономики [1].
В реальных условиях деятельность любой организации находится под влиянием комплекса разнообразных факторов внешней и внутренней среды, которые могут нарушать ее устойчивость. Внутренняя среда организации включает такие переменные, ситуационные факторы внутри организации, как цель и задачи, структура, технология, персонал и организационная культура. В свою очередь внешняя среда представляет собой совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных факторов и условий, национальных, межгосударственных, институциональных структур, а также других внешних факторов и условий, действующих в окружении организации и оказывающих влияние на результаты и устойчивость ее функционирования. Нестабильность внутренней и внешней среды деятельности предприятий, обусловленная высоким уровнем конкуренции, изменчивостью потребностей и платежеспособности покупателей, не всегда благоприятным воздействием множества глобальных экономических, социальных, политических и иных факторов, обусловливает необходимость стратегического управления как ключевого фактора,
формирующего необходимые условия для выживания хозяйствующих субъектов, расширения масштабов их деятельности и повышения ее эффективности.
Термин «стратегия» (от греч. бй^^об -вести войска) на протяжении веков он связывался исключительно с искусством военных действий. Однако интенсивное развитие сложных производственных систем во второй половине XX века определило необходимость многосторонней координации действий и возможностей организации, с одной стороны, и факторов внешней среды, с другой стороны. Постепенно в управлении организациями стали использоваться подходы, свойственные военной стратегии, которые впоследствии определили самостоятельное научное направление - стратегический менеджмент. Стратегическое управление актуализирует значение долгосрочного планирования деятельности организаций и управления ими независимо от их формы собственности, отраслевой принадлежности, масштабов бизнеса и других факторов в условиях быстро изменяющейся экономической рыночной ситуации, а также методов оценки рыночной ситуации и анализа возможностей и перспектив развития конкретного хозяйствующего субъекта.
Стратегия может и должна стать надежной опорой и эффективным средством обеспечения стабильного функционирования любой современной организации, а ее отсутствие лишает организацию целостности и устойчивости его развития. Достижение главной стратегической цели организации невозможно без надлежащего финансового обеспечения. Поэтому необходимость рационального и эффективного привлечения, распределения и использования финансовых ресурсов является одной из наиболее важных стратегических целей организации [2]. Устойчивые в финансовом смысле организации представляют наибольший интерес для партнеров, поставщиков, клиентов. В настоящее время главным условием устойчивого функционирования организаций на рынке является разработка и следование финансовой стратегии.
В связи с появлением новых отраслей и сфер деятельности, а также ужесточением конкуренции, ростом потребностей и требований потребителей, сокращением жизненного цикла товаров и услуг субъекты предпринимательства должны непрерывно улучшать качество существующих товаров, работ, услуг, а также разрабатывать и внедрять новые предложения для своих клиентов. Все это должно быть учтено в финансовой стратегии развития организации. При этом финансовая стратегия, являясь неотъемлемой частью корпоративной стратегии, согласовывает финансовые цели с общими задачами долгосрочного развития организации и обеспечивает поддержание высокого уровня ее конкурентоспособности.
Стратегическое управление современной организацией, ориентированное на достижение устойчивого ее функционирования и достижения высокого уровня конкурентоспособности предполагает:
- Ориентацию на клиента. Современные организации активно используют методы и технологии, которые позволяют понимать потребности и ожидания клиентов, а также постоянно улучшать качество обслуживания.
- Использование информационных технологий. Современные организации активно используют информационные технологии для управления процессами и ресурсами. Это позволяет повышать эффективность своей деятельности и снижать затраты.
- Непрерывное улучшение. Современные организации стремятся к непрерывному улучшению процессов и продукции. Для этого они используют методы управления качеством и повышения производительности.
- Развитие персонала. Современные организации уделяют большое внимание развитию персонала, обучению и повышению квалификации.
В качестве примеров успешного внедрения и использования современных технологий в стратегическом управлении бизнесом можно привести:
- CRM-системы (Customer Relationship Management) - системы управления взаи-
моотношениями с клиентами. Они позволяют собирать информацию о клиентах, анализировать ее и использовать для улучшения обслуживания.
- ERP-системы (Enterprise Resource Planning) - системы планирования ресурсов организации. Они позволяют управлять производственными, финансовыми и другими ресурсами организации, повышать эффективность их использования и повышать производительность.
- BI-системы (Business Intelligence) -системы бизнес-аналитики. Они позволяют собирать, анализировать и интерпретировать данные о деятельности организации, что позволяет принимать обоснованные решения и оптимизировать бизнес-процессы.
- Системы управления проектами (Project Management Systems) - системы, которые позволяют управлять проектами от начала до конца, планировать и контролировать выполнение работ и соблюдение сроков.
Новая экономическая и геополитическая реальность, действие объективных экономических законов, наличие и реализация всеми участниками глобальной хозяйственной системы своих корыстных интересов гарантируют неизбежность появления новых противоречий и внешних шоков в их развитии. Это требует способности хозяйствующих субъектов адапти-
роваться к изменяющимся внешним условиям в целях обеспечения устойчивости и безопасности их деятельности [3]. В этой связи можно утверждать, что степень стабильности и устойчивости функционирования предпринимательских структур во многом будет определяться эффективностью использования ими инструментария стратегического управления [4]. При этом оценка эффективности стратегического управления требует использования комплексной методики оценки, включающей анализ проекций «Финансы», «Маркетинг», «Внутренние процессы», «Персонал и развитие». По итогам проведенной оценки будет возможным определение мероприятий (действий), ориентированных на повышение эффективности стратегического управления, одним из ключевых элементов в котором выступает финансовая стратегия.
С учетом всего изложенного выше, мы полагаем, что проведение дальнейших исследований особенностей разработки и реализации финансовых стратегий позволит выявить направления наиболее эффективного, сбалансированного, комплексного развития системы финансового управления, ориентированного на обеспечение устойчивости функционирования хозяйствующих субъектов, несмотря на усиление геополитической напряженности и нестабильности.
Библиографический список
1. Устойчивое развитие Российской Федерации в условиях глобальных вызовов и угроз экономической безопасности: монография: в 3 ч. Ч. 1. Экономическая безопасность и устойчивое развитие отраслей и секторов российской экономики в условиях новой реальности / Н.В. Артемьев, А.Д. Петров, М.Ю. Маковецкий [и др.]; под ред. Н.В. Артемьева, М.Ю. Маковецкого; Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; каф. менеджмента [Электронное издание]. - Москва: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2023. - 3,4 Мб.
2. Абаева, Н.П. Место и роль финансовой стратегии в системе стратегического управления организацией / Н.П. Абаева, Е.В. Шигаева // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2013. - № 19. - С. 45-48.
3. Артемьев, Н.В. Субъекты микроэкономики и их безопасность / Н.В. Артемьев, М.Ю. Маковецкий // Экономическая безопасность России: Сборник научных статей. -Выпуск 1. - Волгоград: ИП Черняева Ю.И., 2022. - С. 6-11.
4. Маковецкая, Е.Н. Стратегические направления управления деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса в постпандемийный период / Е.Н. Маковецкая, М.Ю. Маковецкий, Д.Н. Остряков // Управленческий учет. - 2022. - № 7-2. - С. 288-300.
FORMATION OF AN ORGANIZATION'S FINANCIAL STRATEGY AS A FACTOR IN ENSURING ITS SUSTAINABLE DEVELOPMENT
R.N. Chepikov, Postgraduate Student Moscow University of Finance and Law MFUA (Russia, Moscow)
Abstract. The article substantiates the place and role of financial strategy in the system of strategic management of the organization. The financial strategy is considered as a key factor in ensuring the sustainable functioning of economic entities. The financial strategy is formed on the basis of taking into account the factors of the internal and external environment of the organization, which may disrupt the stability of its functioning. A soundfinancial strategy makes it possible to neutralize the destabilizing effects of both internal and external factors and ensure the effective operation of the organization in the long term.
Keywords: organization, sustainable development, strategic management, financial strategy.