Научная статья на тему 'Нефинансовые показатели оценки финансовой стратегии коммерческого банка'

Нефинансовые показатели оценки финансовой стратегии коммерческого банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
661
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FINANCIAL STRATEGY / ASSESSMENT OF FINANCIAL STRATEGY / INNOVATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT CONCEPT / THE STAKEHOLDER CONCEPT / THE CONCEPT OF VALUE CREATION / NON-FINANCIAL INDICATORS / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ / ИННОВАЦИИ / КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН / КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ / СТОИМОСТИ / НЕФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джалалов Джамал Эльчин Оглы

Обоснование и оценка реализации финансовой стратегии является неотъемлемым элементом качественного анализа и контроля финансового состояния организации, оказывает существенное влияние на формирование и эффективное использование финансовых ресурсов. В статье определена роль финансовой стратегии для коммерческих банков на современном этапе, отражены особенности и цели финансовой стратегии кредитных организаций. Наряду с традиционными показателями и инструментами оценки финансовой стратегии, рассматриваются инновации как нефинансовый фактор финансовой стратегии коммерческого банка, предлагаются соответствующие нефинансовые показатели. В статье отмечается важность инвестиций в инновации, которые оказывают влияние на формирование финансовой стратегии коммерческого банка, способствуют устойчивому экономическому развитию кредитной организации. Определены современные тенденции использования инноваций в коммерческих банках, выявлены ожидаемые эффекты от их применения. Обоснована роль нефинансовых показателей кредитных организаций в оценке эффективности финансовой стратегии с учетом требований стейкхолдеров. Предложены нефинансовые индикаторы оценки финансовой стратегии кредитной организации, способствующие улучшению финансовых показателей, а также удовлетворению требований заинтересованных сторон. В разрезе данных факторов успеха были выделены нефинансовые показатели оценки финансовой стратегии: • степень удовлетворенности клиентов предлагаемыми услугами банка; • количество внедренных новых сервисов/продуктов, предложенных клиентами (предварительно следует провести опрос и выявить наиболее востребованные сервисы); • доля доходов, получаемых от нетрадиционных банковских услуг (онлайн услуги бухгалтерии, консультационные услуги) в общей сумме доходов банка; • количество разработанных инновационных продуктов;доля расходов, направленных на переобучение, повышение квалификации кадров в области инноваций, современных банковских технологий и IT-решений, в общей сумме административных расходов; • отношение суммы премий к общему объёму фонда оплаты труда сотрудников, вовлеченных в процесс инновационной трансформации деятельности банка; • время внедрения сервисов, предлагаемых ЦБ РФ, с момента их запуска; • уровень внедрения данных сервисов в бизнес-процессы банка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-financial indicators of evaluation of the financial strategy of a commercial bank

Justification and evaluation of the implementation of the financial strategy is an integral part of the qualitative analysis and control of the financial condition of the organization, has a significant impact on the formation and effective use of financial resources. The article defines the role of financial strategy for commercial banks at the present stage, reflects the features and objectives of the financial strategy of credit institutions. Along with traditional indicators and tools for assessing the financial strategy, innovations are considered as a non-financial factor in the financial strategy of a commercial Bank, and appropriate non-financial indicators are proposed. The article notes the importance of investments in innovations that influence the formation of the financial strategy of a commercial Bank, contribute to the sustainable economic development of a credit institution. Modern trends in the use of innovations in commercial banks are identified, the expected effects of their application are revealed. The role of non-financial indicators of credit institutions in assessing the effectiveness of the financial strategy, taking into account the requirements of stakeholders. Non-financial indicators of financial strategy assessment of a credit institution, contributing to the improvement of financial performance, as well as meeting the requirements of stakeholders, are proposed. In the context of these success factors, non-financial indicators of financial strategy evaluation were identified: customer satisfaction with the Bank's services; number of implemented new services/products offered by customers (preliminary survey should be conducted and identify the most popular services); share of income received from non-traditional banking services (online accounting services, consulting services) in the total amount of the Bank's income; number of innovative products developed; share of expenses aimed at retraining, advanced training of personnel in the field of innovations, modern banking technologies and IT-solutions in the total amount of administrative expenses; the ratio of the amount of bonuses to the total amount of the remuneration Fund for employees involved in the process of innovative transformation of the Bank's activities; time of introduction of services offered by the CBR, since their launch; the level of implementation of these services in the Bank's business processes.

Текст научной работы на тему «Нефинансовые показатели оценки финансовой стратегии коммерческого банка»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2019, №5, Том 11 / 2019, No 5, Vol 11 https://esj.today/issue-5-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/31ECVN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Джалалов Д.Э. Нефинансовые показатели оценки финансовой стратегии коммерческого банка // Вестник Евразийской науки, 2019 №5, https://esj.today/PDF/31ECVN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Dzhalalov D.E. (2019). Non-financial indicators of evaluation of the financial strategy of a commercial bank. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(11). Available at: https://esj.today/PDF/31ECVN519.pdf (in Russian)

Благодарность научному руководителю Зенкиной Ирине Владимировне. Профессору, доктору экономических наук. Финансовый Университет при Правительстве РФ

УДК 65.011.46

Джалалов Джамал Эльчин оглы

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Аспирант Департамента учета, анализа и аудита E-mail: Djamal-93@mail.ru

Нефинансовые показатели оценки финансовой стратегии коммерческого банка

Аннотация. Обоснование и оценка реализации финансовой стратегии является неотъемлемым элементом качественного анализа и контроля финансового состояния организации, оказывает существенное влияние на формирование и эффективное использование финансовых ресурсов. В статье определена роль финансовой стратегии для коммерческих банков на современном этапе, отражены особенности и цели финансовой стратегии кредитных организаций. Наряду с традиционными показателями и инструментами оценки финансовой стратегии, рассматриваются инновации как нефинансовый фактор финансовой стратегии коммерческого банка, предлагаются соответствующие нефинансовые показатели. В статье отмечается важность инвестиций в инновации, которые оказывают влияние на формирование финансовой стратегии коммерческого банка, способствуют устойчивому экономическому развитию кредитной организации. Определены современные тенденции использования инноваций в коммерческих банках, выявлены ожидаемые эффекты от их применения. Обоснована роль нефинансовых показателей кредитных организаций в оценке эффективности финансовой стратегии с учетом требований стейкхолдеров. Предложены нефинансовые индикаторы оценки финансовой стратегии кредитной организации, способствующие улучшению финансовых показателей, а также удовлетворению требований заинтересованных сторон. В разрезе данных факторов успеха были выделены нефинансовые показатели оценки финансовой стратегии:

• степень удовлетворенности клиентов предлагаемыми услугами банка;

• количество внедренных новых сервисов/продуктов, предложенных клиентами (предварительно следует провести опрос и выявить наиболее востребованные сервисы);

• доля доходов, получаемых от нетрадиционных банковских услуг (онлайн услуги бухгалтерии, консультационные услуги) в общей сумме доходов банка;

• количество разработанных инновационных продуктов;

• доля расходов, направленных на переобучение, повышение квалификации кадров в области инноваций, современных банковских технологий и IT-решений, в общей сумме административных расходов;

• отношение суммы премий к общему объёму фонда оплаты труда сотрудников, вовлеченных в процесс инновационной трансформации деятельности банка;

• время внедрения сервисов, предлагаемых ЦБ РФ, с момента их запуска;

• уровень внедрения данных сервисов в бизнес-процессы банка.

Ключевые слова: финансовая стратегия; оценка финансовой стратегии; инновации; концепция устойчивого развития; концепция заинтересованных сторон; концепция создания стоимости; нефинансовые показатели

В современных условиях турбулентности экономики, периодически возникающих мировых финансовых кризисов у организаций возникает острая потребность в аккумулировании финансовых ресурсов для внедрения современных передовых технологий, как фактора конкурентоспособности, в связи с чем существенно повышается значение финансовой стратегии организации [1].

Финансовая стратегия обеспечивает все основные направления развития финансовой деятельности организации и финансовых отношений путем формулирования и обоснования долгосрочных финансовых целей, определения наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды [2].

Глобализация запустила процесс преобразования структуры национальных экономик и отношений между странами в единую геоэкономику, вследствие чего большая часть мировой экономики шаг за шагом может быть преобразована экосистемами. Темпы создания экосистем в различных странах и на разных рынках неодинаковы, эти процессы несинхронные. Но есть общее свойство: производство, торговля, услуги и потребление в современном мире тесно связаны с финансовой сферой и денежными расчетами, поэтому банки будут все активнее вовлекаться в динамичные структуры взаимосвязей внутри экосистем и выполнять новые для себя функции [3].

Банк России рассчитывает объём ПИИ (прямых иностранных инвестиций) за исключением реинвестирования доходов. По его данным, если общие ПИИ в экономику России составили в 2018 году 8,8 млрд долларов США, то без учета реинвестирования участие в капитале оказалось отрицательным - минус 6,5 млрд долларов США, самый плохой показатель как минимум с 1997 года. Иными словами, те зарубежные инвесторы, которые не реинвестировали капиталы в России, начали выводить свои инвестиции.

На фоне резкого сокращения инвестиций в российскую экономику из-за напряженной геополитической ситуации и наложенных санкций, что отрицательно сказывается на темпах экономического роста страны, возрастает роль банковской системы, которая должна направлять финансовые ресурсы в те отрасли экономики, где имеется острый дефицит капитала. Несомненно, возрастает важность финансовой стратегии для организаций банковского сектора для решения поставленных задач по формированию достаточного объема финансовых ресурсов, а затем по эффективному размещению. Финансовая стратегия является для кредитной организации инструментом, обеспечивающим ее эффективное функционирование и стабильное выполнение финансовых обязательств, а также позволяющим

организации сохранять устойчивость в долгосрочной перспективе даже в условиях сложной и неопределенной внешней деловой среды.

Особенность финансовой стратегии для кредитных организаций заключается в том, что банковский сектор экономики жёстко регулируется со стороны Банка России. Несоблюдение определенных нормативных показателей ликвидности, капитала, установленных регулятором, может привести к отзыву лицензии кредитной организации и прекращению ею хозяйственной деятельности.

На основании вышесказанного можно выделить основные цели финансовой стратегии кредитной организации:

• поддержание приемлемого уровня достаточности капитала, ликвидности и риска для соблюдения нормативных показателей регулятора;

• достижение высокой оценки надежности со стороны клиентов;

• достижение желаемого уровня рентабельности для акционеров, инвесторов;

• рост рыночной стоимости кредитной организации.

В настоящее время вопросами оценки эффективности финансовой стратегии занимается значительное количество ученых. Проведенное нами исследование показало, что с этой целью используются матрицы стратегического выбора, в том числе матрица финансовой стратегии Ж. Франшоне и И. Романе, SWOT-анализ, PEST-анализ, финансовые показатели деятельности организации, экспертные оценки [4].

При этом, как видно из описанных выше подходов к оценке, их можно подразделить на количественные и качественные. Объем анализируемой информации и перечень рассчитываемых в рамках этих методик показателей различается.

Одним из ключевых показателей эффективности реализации финансовой стратегии является показатель стоимости бизнеса, отражающий качество существующей в организации цепочки создания стоимости и управления финансовыми ресурсами [5].

Традиционная деятельность банка направлена на формирование такого баланса депозитной и кредитной политики, который обеспечит максимально высокую процентную маржу, что позволит достичь необходимых значений финансовых показателей, и тем самым выполнить цели, указанные в финансовой стратегии. Однако понимание традиционной структуры деятельности банка позволило сделать вывод о том, что достижение необходимых значений финансовых показателей не является исчерпывающим результатом выполнения целей финансовой стратегии. Помимо прочего кредитной организации необходимо увеличение рентабельности деятельности, повышение его конкурентоспособности, улучшение репутации на финансовом рынке. Для выявления резервов решения этих вопросов при формировании финансовой стратегии должны быть выполнены задачи по достижению необходимого уровня по нефинансовым показателям.

Универсальными показателями для оценки финансовой стратегии коммерческого банка до настоящего времени остаются такие финансовые показатели, как финансовая устойчивость, достаточность капитала, платежеспособность, ликвидность, рентабельность капитала [6].

Стоит выделить также показатели, которые непосредственно связаны со стоимостью бизнеса. В частности, свободный денежный поток на акционерный капитал, экономическая добавленная стоимость, добавленная рыночная стоимость [7].

Применение количественных значений финансовых показателей результативности деятельности, обоснованных только в краткосрочном периоде, не способно привести к

устойчивому развитию кредитной организации в долгосрочной перспективе. Наряду с общепризнанными финансовыми показателями, ориентированными на количественную оценку полученных результатов, также следует применять качественные оценки, использовать нефинансовые показатели оценки реализации финансовой стратегии, которые могут оказать, в конечном счёте, влияние на финансовые показатели [8].

Далее автором будет рассмотрен такой приоритетный в современных условиях нефинансовый фактор развития кредитной организации, как инновации. Универсальность данного фактора заключается в том, что все стейкхолдеры заинтересованы во внедрении и развитии потенциала данного фактора в деятельности банка. В этой связи должен быть выполнен план по ключевым нефинансовым показателям, непосредственно связанным с инновациями, что в свою очередь поможет достичь наибольшего эффекта в максимизации стоимости. При разработке финансовой стратегии необходимо учесть инвестиции, которые будут направлены в разработки в области инноваций и современных технологий банковской деятельности.

Бариленко В.И. отмечает, что хозяйствующие субъекты «должны стремиться к сбалансированному удовлетворению интересов различных групп стейкхолдеров», что является трудно выполнимой задачей, на решение которой следует ориентировать всю систему корпоративного управления.1

Инновации затрагивают область требований почти всех ключевых заинтересованных сторон кредитной организации. Далее данный процесс будет рассмотрен более подробно.

Основной деятельностью банков является привлечение депозитов и предоставление кредитов. Безусловно, телекоммуникационные компании, 1Т-корпорации, агрегаторы и разного рода интернет-кошельки могут забрать у банков часть платежных функций, поскольку процесс проведения платежей цифровизируется и встраиваются в платформенные решения и экосистемы бизнеса. Но кредитование экономических субъектов, оценка залогов, предоставление гарантий, расчетные операции - это профессиональная сфера деятельности, которую нельзя заменить исключительно цифровыми технологиями.

Банки не могут оставаться в стороне от технологических инноваций. Чтобы сохранить рентабельность капитала и не терять долю рынка, им необходимо активно внедрять цифровые технологии и менять методологию маркетинга с учетом цифровых реалий. Те банки, которые не учтут данные требования в настоящем, могут в дальнейшем потерять наиболее прибыльные части банковских цепочек создания стоимости, проиграв конкуренцию.

Эффективная конкуренция ближайшего будущего не обойдется без создания банковских экосистем, которые повысят комфорт для клиентов и снизят их затраты, а также предоставят множество новых опций и возможностей, таких, например, как планирование путешествий, бронирование и покупка билетов на концерты и спортивные мероприятия, сервисы заказа еды и аренды, для того чтобы привязать к своей экосистеме цепочки создания стоимости различных отраслей.

В данном бизнес-процессе ключевым стейкхолдером является Клиент. Для оценки выполнения требований данного стейкхолдера можно проанализировать такие нефинансовые показатели как:

• степень удовлетворенности клиентов предлагаемыми услугами банка;

1 Бариленко, В.И. Закономерный этап эволюции отечественного экономического анализа: доклад / В.И. Бариленко [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.misbfm.ru/sites/all/files/doklad_v_novosibirsk_1_barilcnko1.doc.

• количество внедренных новых сервисов/продуктов, предложенных клиентами (предварительно следует провести опрос и выявить наиболее востребованные сервисы).

По некоторым оценкам, кредитные организации, способные реализовать собственные экосистемные стратегии и монетизировать все доступные им данные, смогут повысить свою рентабельность как минимум на 10 %. Диджитализация поможет сократить расходы банков на 10-15 %; технологии больших данных позволят максимально точно оценивать клиента при выдаче кредита; значительная доля дохода будет приходиться на небанковские услуги. Существенно выше средней по отрасли окажется прибыль банков, которые смогут выйти за пределы только финансовой сферы и занять своими платформами и экосистемами определенные сегменты небанковских бизнесов (аренда, агрегаторы, медиа и пр.). В данном бизнес-процессе ключевым стейкхолдерами являются акционеры/инвесторы.2

В данном разрезе можно выделить следующие нефинансовые показатели:

• доля доходов, получаемых от нетрадиционных банковских услуг (онлайн услуги бухгалтерии, консультационные услуги) в общей сумме доходов банка;

• количество разработанных инновационных продуктов.

Инновации требуют инвестиций и ресурсов. Человеческий фактор станет играть существенную роль в успехе или неудаче экосистем [9]. Актуализируется вопрос повышения квалификации банковских 1Т-специалистов, развития у них недостающих компетенций. Внедрение инноваций требует новых навыков в области цифровых технологий, управления кадрами, понимания интересов и потребностей клиентов. Ключевыми стейкхолдерами здесь являются сотрудники банка.

В данном разрезе можно выделить следующие нефинансовые показатели:

• доля расходов, направленных на переобучение, повышение квалификации кадров в области инноваций, современных банковских технологий и 1Т-решений, в общей сумме административных расходов;

• отношение суммы премий к общему объёму фонда оплаты труда сотрудников, вовлеченных в процесс инновационной трансформации деятельности банка.

Важным фактором инновационного развития является умение взаимодействовать с технологическими компаниями при совместной разработке и внедрении инновационных решений, аутсорсинге инноваций и других формах сотрудничества. Стратегическими партнерами банков становятся агрегаторы пользовательской информации (например, социальные сети и операторы связи), предоставляющие доступ к внешним данным о клиентах. В данном бизнес-процессе ключевым стейкхолдерами являются контрагенты [10].

В связи с этим важным нефинансовым показателем представляется количество совместных мероприятий организации банковского сектора с партнерами в области НИОКР.

Также стоит указать на важность такого ключевого стейкхолдера, регулятора банковского сектора, в том числе в области внедрения инноваций, как Банк России.

Вместе с участниками рынка Центробанк создает почву для развития инноваций, прорабатывает законодательные нормы. Ярким примером является создание в 2016 году по инициативе ЦБ ассоциации «ФинТех». Именно в рамках данной ассоциации была разработана

2 McKinsey&Company Исследование «Инновации в России - неисчерпаемый источник роста». Режим доступа: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/0ur%20 Insights/Innovations%20in%20Russia/Innovations-in-Russia_web_lq-1.ashx (Дата обращения 25.08.2019).

и внедрена Система быстрых платежей, позволяющая мгновенно переводить средства между банками по номеру телефона.

В данном разрезе можно выделить следующие нефинансовые показатели:

• время, затраченное на внедрение сервисов, предлагаемых ЦБ РФ, с момента их запуска;

• уровень внедрения данных сервисов в бизнес-процессы банка.

Для запуска продуктовых инноваций необходимо непрерывно создавать новые идеи. Решающим фактором для появления актуальных идей, обладающих коммерческим потенциалом, является размер финансовых вложений в данное направление, которые должны быть учтены при реализации финансовой стратегии [10].

Предлагается следующая система нефинансовых показателей с учетом потребностей заинтересованных сторон (таблица 1).

Таблица 1

Система нефинансовых показателей кредитных организаций с учетом потребностей заинтересованных сторон

№ Наименование показателя Единица измерения Наименование стейкхолдеров, для которых используется показатель

1 - доля доходов, получаемых от нетрадиционных банковских услуг (онлайн услуги бухгалтерии, консультационные услуги) в общей сумме доходов банка; % акционеры/инвесторы

2 - количество разработанных инновационных продуктов; Шт. акционеры/инвесторы

3 - степень удовлетворенности клиентов предлагаемыми услугами банка; Средняя оценка Клиент

4 - количество внедренных новых сервисов/продуктов, предложенных клиентами (предварительно следует провести опрос и выявить наиболее востребованные сервисы); Шт. Клиент

5 - доля расходов, направленных на переобучение, повышение квалификации кадров в области инноваций, современных банковских технологий и 1Т-решений, в общей сумме административных расходов; % Сотрудники

6 - отношение суммы премий к общему объёму фонда оплаты труда сотрудников, вовлеченных в процесс инновационной трансформации деятельности банка; % Сотрудники

7 количество совместных мероприятий организации банковского сектора с партнерами в области НИОКР; Шт. Контрагенты

8 - время, затраченное на внедрение сервисов, предлагаемых ЦБ РФ, с момента их запуска; В днях Банк России

9 - уровень внедрения данных сервисов в бизнес-процессы банка. Оценка Банк России

Таким образом, предлагаемый детальный анализ разных форм проявления инноваций, являющихся основой нефинансовых показателей оценки финансовой стратегии коммерческих банков, позволяет наиболее качественно оценить финансовую стратегию, учитывая потребности ее заинтересованных сторон.

Автор считает, что в данной работе оригинальными являются следующие положения и результаты:

• обоснована значимость нефинансовых показателей для оценки эффективности финансовой стратегии коммерческого банка;

• подробно раскрыт фактор инноваций, как основа устойчивого развития коммерческого банка; показано влияние инноваций на финансовую стратегию кредитной организации;

• приведены примеры нефинансовых показателей, отражающих степень удовлетворения требований ключевых заинтересованных сторон коммерческого банка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абаева Н.Н., Шигаева Е.В. Место и роль финансовой стратегии в системе стратегического управления организацией // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016 № 19. С. 45-48.

2. Борисова О.В., Методы оценки риска снижения финансовой устойчивости организации // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - №6. - С. 296-304.

3. Беляева Д.С., Ронова Г.Н. Финансовая стратегия: понятие и роль в развитии компании / ТВ сборнике: Экономическая наука сегодня: теория и практика Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. -М., 2017. - С. 106.

4. Исаева Н.А., Митина О.В. Оценка стратегии предприятия на основе анализа финансовых показателей // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1-1. С. 124.

5. Борисова В.Д., Сычев П.П. Особенности финансовых стратегий российских компаний // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2018. - №24. - С. 230-234.

6. Бригхэм Ю.Ф., Эрхардт М.С. Финансовый менеджмент. - СПб: Питер, 2017. -580 с.

7. Литовченко В.В. Общее и особенное в формировании финансовых стратегий // Известия Томского политехнического университета. - 2015. - №6 (308). - С. 194.

8. Кацибаев А.А. Финансово-инвестиционная стратегия организации и факторы, влияющие на ее развитие // Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2016. - № 4-1. - О 122.

9. Донец О.В. Методологические подходы к оценке эффективности инновационной деятельности / Донец О.В., Майданевнч П.Н. // Вестник Омского государственного аграрного университета. - 2015. - №4(20). - С .102-108.

10. 3уева Е.В., Финансовая стратегия предприятия и возможности ее реализации // Политика, экономика и инновации. - 2017. - № 2 (3). - С. 16.

Dzhalalov Dzhamal Elchin ogly

The financial university under the government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: Djamal-93@mail.ru

Non-financial indicators of evaluation of the financial strategy of a commercial bank

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. Justification and evaluation of the implementation of the financial strategy is an integral part of the qualitative analysis and control of the financial condition of the organization, has a significant impact on the formation and effective use of financial resources. The article defines the role of financial strategy for commercial banks at the present stage, reflects the features and objectives of the financial strategy of credit institutions. Along with traditional indicators and tools for assessing the financial strategy, innovations are considered as a non-financial factor in the financial strategy of a commercial Bank, and appropriate non-financial indicators are proposed. The article notes the importance of investments in innovations that influence the formation of the financial strategy of a commercial Bank, contribute to the sustainable economic development of a credit institution. Modern trends in the use of innovations in commercial banks are identified, the expected effects of their application are revealed. The role of non-financial indicators of credit institutions in assessing the effectiveness of the financial strategy, taking into account the requirements of stakeholders. Non-financial indicators of financial strategy assessment of a credit institution, contributing to the improvement of financial performance, as well as meeting the requirements of stakeholders, are proposed. In the context of these success factors, non-financial indicators of financial strategy evaluation were identified:

• customer satisfaction with the Bank's services;

• number of implemented new services/products offered by customers (preliminary survey should be conducted and identify the most popular services);

• share of income received from non-traditional banking services (online accounting services, consulting services) in the total amount of the Bank's income;

• number of innovative products developed;

• share of expenses aimed at retraining, advanced training of personnel in the field of innovations, modern banking technologies and IT-solutions in the total amount of administrative expenses;

• the ratio of the amount of bonuses to the total amount of the remuneration Fund for employees involved in the process of innovative transformation of the Bank's activities;

• time of introduction of services offered by the CBR, since their launch;

• the level of implementation of these services in the Bank's business processes.

Keywords: financial strategy; assessment of financial strategy; innovation; sustainable development concept; the stakeholder concept; the concept of value creation; non-financial indicators

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.