Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ'

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / финансовая стратегия / внешние и внутренние факторы / финансовая деятельность / стратегические задачи / strategy / financial strategy / external and internal factors / financial activity / strategic objectives

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В В. Баранов

В статье исследуются содержание, особенности и основные проблемы формирования и реализации финансовой стратегии организации, ее место и роль в системе стратегического управления. Раскрываются внутренние и внешние факторы, воздействующие на финансовую стратегию организации, и конкретизируются характер и направленность их влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FINANCIAL STRATEGY OF THE ORGANIZATION: THE CONTENT AND FEATURES OF THE FORMATION

The article examines the content, features and main problems of the formation and implementation of the financial strategy of the organization, its place and role in the strategic management system. The internal and external factors influencing the financial strategy of the organization are revealed, and the nature and direction of their influence are specified.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ»

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

В.В. Баранов, аспирант

Московский финансово-юридический университет МФЮА (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-4-1-57-62

Аннотация. В статье исследуются содержание, особенности и основные проблемы формирования и реализации финансовой стратегии организации, ее место и роль в системе стратегического управления. Раскрываются внутренние и внешние факторы, воздействующие на финансовую стратегию организации, и конкретизируются характер и направленность их влияния.

Ключевые слова: стратегия; финансовая стратегия; внешние и внутренние факторы; финансовая деятельность; стратегические задачи.

По мере развития и углубления рыночных отношений в нашей стране все большую значимость приобретает перспективное управление финансовой деятельностью организаций. Это обусловлено высокой изменчивостью конъюнктуры рынка, ужесточением конкуренции, непостоянством экономической политики государства и форм регулирования бизнеса, а также ускорением научно-технического прогресса. В этих условиях эффективным инструментом, позволяющим избежать возможных противоречий между финансовыми решениями структурных подразделений организации, сбалансировать их, снизить риски, адаптировать организацию к изменяющимся факторам внешней среды, выступает финансовая стратегия. Вполне закономерно, что все большее число организаций, независимо от их отраслевой принадлежности, масштабов бизнеса и других особенностей финансово-хозяйственной деятельности, осознают необходимость перспективного управления финансовой деятельностью на основе научных подходов и соответствующей методологии. Одним из наиболее эффективных инструментов перспективного управления финансовой деятельностью организации является финансовая стратегия.

В самом общем понимании «стратегия» означает осознанную и продуманную совокупность норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее со-

стояние организации, как средства связи организации с внешней средой, а также являющихся ориентиром для процессов, протекающих во внутренней среде организации. По уровню иерархии стратегий хозяйствующего субъекта различают: бизнес-стратегии; функциональные стратегии; стратегии структурных подразделений и персонала. Исходя из содержания бизнес-стратегии выстраиваются принципы функциональных стратегий, одной из которых является финансовая стратегия [1].

Финансовая стратегия - необходимый элемент управления, в полной мере соответствующий особенностям рыночной экономики, позволяющий учитывать особенности внешней и внутренней среды организации, в том числе такие, как подвижность, сложность, многофакторность, высокая степень неопределенности и риска. Формирование и реализация финансовой стратегии ориентированы на достижение целей собственников бизнеса, характеризуют целеустремленность менеджмента, способность на системной основе преследовать и реализовывать интересы сторон управления во всех ключевых финансовых и производственных процессах. Недостаточное внимание к разработке и реализации финансовой стратегии неизбежно приводит к утрате целевых ориентиров, отсутствию четкости и слаженности в достижении ключевых целей организации, к неадекватному выбору форм, методов, способов, приемов, средств и механизмов

управления финансами организации. Отсутствие финансовой стратегии либо некорректное ее построение, как правило, приводят к нерациональному использованию ресурсов, что в последующем может привести к возникновению кризисного состояния у организации.

Все изложенное актуализирует необходимость комплексного и всестороннего исследовании процессов формирования и реализации финансовых стратегий развития бизнеса, специфичных для российских организаций, функционирующих в различных отраслях и сферах хозяйственной деятельности, включая выявление и анализ направлений повышения ее эффективности. Анализ особенностей формирования и реализации финансовой стратегии и методов ее разработки как механизма эффективного управления предприятием является крайне актуальным и значимым с практической точки зрения.

На данном этапе развития научной мысли российскими и зарубежными авторами предлагается множество альтернативных подходов к определению понятия «финансовая стратегия». Чаще всего финансовая стратегия определяется как долгосрочный план действий организации, который направлен на формирование и планирование его финансовых ресурсов. Также в ряде исследований сущность финансовой стратегии раскрывается с позиций системного подхода. При таком понимании финансовая стратегия интерпретируется как система долгосрочных целей финансовой деятельности организации и путей их достижения. Достаточно часто встречается подход, предполагающий, что финансовая стратегия является одной из функциональных стратегий предприятия и нацелена на сосредоточение и грамотное использование финансов организации для реализации ее корпоративной стратегии. Некоторые авторы определяют финансовую стратегию как обобщающую модель действий, направленных на достижение стратегических целей в рамках миссии предприятия, используя методы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

На основе обобщения существующих подходов и точек зрения финансовая стратегия может быть определена как функциональная стратегия, которая обеспечивает организацию необходимыми финансовыми ресурсами, позволяет выстроить финансовые отношения путем выработки долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных способов их достижения, мониторинга внешней среды и корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов. Она является одним из элементов общей стратегии развития организации. Финансовая стратегия подразумевает формулирование долгосрочных целей финансовой деятельности компании, определение концептуального подхода к формам, методам финансирования деятельности организации.

При разработке финансовой стратегии возможны различные ее варианты, так как каждая организация в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности подвержена влиянию внутренних и внешних факторов, что непосредственно находит свое отражение и в ее финансовой стратегии. Эффективность разработанной финансовой стратегии напрямую зависит от правильного учета различных факторов, воздействующих на организацию. Все многообразие таких факторов можно условно разделить на внутренние и внешние [2].

Первый внутренний фактор - стадия жизненного цикла, на котором находится организация. Его влияние проявляется в том, что для каждого периода развития характерны различная степень инвестиционной активности, а также интенсивности привлечения и использования финансовых ресурсов. Кроме этого, следует учесть, что организации на разных стадиях преследуют различные стратегические и финансовые цели, сталкиваются с разноплановыми по видам и уровню рисками, а также по-разному распределяют полученную прибыль [3].

Второй внутренний фактор - отрасль, в которой организация осуществляет свою деятельность. Влияние отраслевой принадлежности можно рассмотреть с не-

скольких сторон. Во-первых, существует целый ряд отраслей, которые являются приоритетными для государства, в том числе обеспечивают национальную безопасность. Следовательно, со стороны государства осуществляется соответствующая поддержка таких отраслей с помощью субсидий, дотаций, государственных заказов, что дает предприятиям, функционирующим в таких отраслях, дополнительные преимущества в формировании финансовых ресурсов в виде увеличения объема и / или снижения стоимости их привлечения. Во-вторых, каждая отрасль имеет свои особенности, отражающие формирование затрат, использование оборотных средств и т. п. К примеру, сельскохозяйственная отрасль характеризуется неравномерным поступлением выручки и длительным циклом, возникает временной лаг между использованием и поступлением денежных средств, поэтому сельскохозяйственные предприятия широко используют такие инструменты, как банковский и коммерческий кредиты. В связи с особенностями отрасли возникает необходимость создания резервного фонда, использования лизинга, страхования ценовых рисков с помощью фьючерсов и др. В-третьих, следует отметить, что передовые отрасли (1Т, денежно-кредитная сфера) быстрее адаптируются к новым условиям функционирования, прежде всего благодаря тому, что они имеют более гибкие организационные структуры, в том числе финансовые, находятся в постоянном развитии, так как их деятельность достаточно сильно зависит от новых тенденций и развития НИОКР.

Среди прочих внутренних факторов можно указать размеры организации, организационно-правовая форма и уровень профессионализма и качество менеджмента. В большинстве случаев размер предприятия прямо пропорционально влияет на объемы ресурсов, находящихся в распоряжении компании, и возможности их привлечения. Также он оказывает влияние на выбор каналов товародвижения и объемы продаж, что отражается в финансовой стратегии. Также прямая зависимость наблюдается между уровнем профессионализма менеджеров и качеством разрабо-

танной стратегии. Организационно-правовая форма, в свою очередь, определяет, например, способы привлечения дополнительного капитала.

Поскольку финансовая стратегия является частью общей системы, она напрямую зависит от генеральной стратегии, в которой руководство компании устанавливает стратегические цели, которые могут касаться доли рынка, уровня дохода и т. п. Финансовая стратегия выражает поставленные цели в различных показателях. Она касается всех стратегий организации, а именно - распределяет имеющиеся средства и ресурсы по различным подразделениям компании исходя из их потребностей, обозначенных в функциональных стратегиях [4].

Не менее существенное влияние на формирование финансовой стратегии организации также оказывают внешние факторы.

Первый внешний фактор - конъюнктура рынка. Данный фактор является весьма значимым и проявляется сразу по нескольким направлениям. Во-первых, важно определить тип рынка, на котором функционирует организация: растущий либо зрелый. На растущем рынке существует возможность увеличивать долю за счет свободного пространства, актуально привлечение инвесторов, так как оно является относительно простой задачей в связи со значительной положительной динамикой развития организации. Также необходимо следить за расходами организации: они должны расти медленнее, чем доходы. На зрелом же рынке ситуация иная: сегменты чаще всего стабильны, увеличить долю рынка возможно в основном благодаря конкурентной борьбе, актуальными являются вопросы вложения денежных средств в качество, мониторинг конкурентов. Также возможна стратегия трансформации рынка, что означает вложения в НИОКР. Во-вторых, когда конъюнктура товарного рынка нестабильна, происходит сокращение объемов реализации продукции, использование заемного капитала в таких условиях приводит к снижению уровня прибыли, вследствие чего возрастает риск потери платежеспособности. Возникает

необходимость адекватной оценки уровня риска и разработки мер управления.

Второй внешний фактор - состояние и динамика финансового рынка. Его конъюнктура играет существенную роль, поскольку от нее зависят стоимость привлечения финансовых ресурсов, доходность вложенных средств, возможности снижения рисков с применением финансовых деривативов.

Третий внешний фактор - политическая ситуация и геополитическая обстановка. Например, введение санкций в 2014 году ограничило доступ компаний к иностранным рынкам капитала, повысилась стоимость ранее привлеченных западных кредитов. В связи с этим российские банки также повысили процентные ставки, что значительно увеличило долю расходов по обслуживанию кредитов. Кроме этого, пострадали организации, деятельность которых была связана со ввозом санкционных импортных товаров, а также организации, оказавшиеся в санкционном списке. Однако были и те, для кого санкции стали катализатором развития, например, некоторые российские производственные организации значительно расширили рынок сбыта за счет появления новых покупателей, а также за счет реализации возможностей, связанных с импортозамещением.

Четвертый внешний фактор - экономическая политика государства, которая, несомненно, воздействует на деятельность организаций и их стратегии, в том числе -финансовые. Во-первых, как уже было сказано ранее, существуют приоритетные для государства отрасли, которые оно поддерживает, создавая для них более благоприятные условия. Во-вторых, государство устанавливает нормативы, которых организации должны придерживаться. В-третьих, государство устанавливает налоговые ставки, влияющие на уровень налоговой нагрузки и налоговое планирование. Также Центральный банк Российской Федерации устанавливает ключевую ставку, которая влияет на уровень процентной ставки, воздействующей на стоимость привлекаемого капитала.

Пятый внешний фактор - инфляция -тоже является фактором внешнего воздей-

ствия. Она может порождать заинтересованность в задержке платежей, что во многом усложняет весь процесс управления финансами. Задержки платежей оказывают влияние на перераспределение доходов между кредиторами и дебиторами. Поэтому в условиях инфляции очень важно уделять особое внимание структуре капитала, а именно соотношению собственного и заемного капитала. В связи с тем, что при инфляции величина капитала, необходимая для нормального осуществления финансово-хозяйственной деятельности, постоянно растет, следует осуществить поиск альтернативных источников финансирования.

Шестой внешний фактор - регион, в котором функционирует организация. Данный фактор также оказывает определенное влияние на финансовую стратегию. Ни для кого не секрет, что когда в регионе нет прочного социально-экономического фундамента для развития предпринимательства, занимать ресурсы и реализовывать в нем какие бы то ни было проекты достаточно рискованно, поэтому финансовая стратегия будет, скорее, сдержанной, что может привести к «сужению» деятельности и росту предельных затрат. Сама социально-экономическая обстановка в регионе сказывается на его инвестиционном климате, который влияет на инвестиционную привлекательность организации, а, значит, инвесторы будут менее охотно вкладывать своим средства в ее развитие.

В основе формирования любой финансовой стратегии как механизма управления деятельностью организации и принятия управленческих решений лежит оценка ее деятельности, которая ведется по определенному набору показателей эффективности. В свою очередь эффективность финансовой стратегии базируется на определенной системе показателей, характеризующих деятельность организации в целом и позволяющих комплексно оценить влияние разработанных и реализованных мероприятий на функционирование организации [5].

В завершение можно сформулировать следующие обобщающие положения и выводы. Проведение дальнейших исследова-

ний в рамках заявленной темы и, согласно обозначенной выше цели, позволит выявить пути наиболее эффективного, сбалансированного, комплексного развития организаций на основе формирования и реализации ими финансовых стратегий, обеспечивая стимулирование долгосрочного экономического роста на основе обеспечения стабильного и устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов. Главной целью финансовой стратегии организации является решение вопроса о том, как наиболее эффективно распорядиться имеющимися собственными или заемными финансовыми ресурсами, чтобы получить максимальную отдачу и обеспечить финансовую устойчивость организации.

Внедрение стратегических положений, благодаря детерминации долгосрочных целей организации, позволяет выстраивать внутреннюю среду и взаимодействовать с ее внешней средой с учетом специфики этих целей, тем самым обеспечивая их достижение, а также нахождение конкретного хозяйствующего субъекта в рамках

стратегии роста, следовательно, в потоке устойчивого развития. В целом правильная и всесторонняя оценка влияния применяемых финансовых стратегий на устойчивость функционирования хозяйствующих субъектов и их совершенствование с учетом новой экономической реальности и внешних вызовов позволят повысить общую эффективность российской финансовой системы.

Проведенное исследование также позволяет утверждать, что не существует общей, единообразной финансовой стратегии, которая была бы одинаково результативна для всех организаций. Эффективная финансовая стратегия предусматривает всестороннее и доскональное исследование всех факторов, воздействующих на организацию, и потому является сугубо индивидуальной. При этом грамотно выстроенная финансовая стратегия позволяет снизить риски и реализовать возможности организации при сложившихся условиях функционирования и становится действенным инструментом достижения поставленных целей.

Библиографический список

1. Формирование механизмов устойчивого развития субъектов малого и среднего бизнеса: теоретические и прикладные аспекты: монография / Г.З. Ахметова, Е.И. Балалова, Е.В. Рибокене [и др.]; под ред. Н.В. Артемьева, М.Ю. Маковецкого; Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; каф. Менеджмента [Электронное издание]. - Москва: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2023. - 218 с.

2. Дронова, Т.А. Факторы формирования финансовой стратегии организации / Т.А. Дронова, В.А. Кулинкин, М.Ю. Маковецкий // Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции «Современные научные исследования: актуальные проблемы и тенденции». «Речной Форум 2019», Омск, 19-20 декабря 2019 года. - Омск: Омский институт водного транспорта (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет водного транспорта», 2019. - С. 372-379.

3. Черкасова, В.А. Управление финансовым циклом на разных стадиях жизненного цикла российских компаний // В.А. Черкасова, Д.Р. Колотилова // Научно-технические ведомости СПбГУ. Экономические науки. - 2017. - Т. 10. № 4. - С. 217-229.

4. Меркулова, Н. С. Понятие и сущность финансовой стратегии корпорации / Н. С. Меркулова, М. С. Яковенко // Экономические и правовые аспекты инновационного развития: сборник научных статей / Ответственный редактор Г. Ю. Гуляев. - Пенза: Издательский дом «Глобус», 2018. - С. 12-15.

5. Пидяшова О.П., Жамалова А.А. Теоретические аспекты формирования финансовой стратегии предприятия / О.П. Пидяшова, А.А. Жамалова // Сфера услуг: инновации и качество. - 2022. - № 63. - С. 99-108.

THE FINANCIAL STRATEGY OF THE ORGANIZATION: THE CONTENT AND FEATURES OF THE FORMATION

V.V. Baranov, Postgraduate Student Moscow University of Finance and Law MFUA (Russia, Moscow)

Abstract. The article examines the content, features and main problems of the formation and implementation of the financial strategy of the organization, its place and role in the strategic management system. The internal and external factors influencing the financial strategy of the organization are revealed, and the nature and direction of their influence are specified.

Keywords: strategy; financial strategy; external and internal factors; financial activity; strategic objectives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.