ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (26), 2019
УДК 336.02
Яковенко Маргарита Сергеевна, магистрант Института экономики и управления, Курский государственный университет e-mail: [email protected]
Меркулова Наталия Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и бухгалтерского учета, Института экономики и управления, Курский государственный университет e-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОРПОРАЦИИ
Аннотация: В статье рассмотрены теоретические аспекты разработки финансовой стратегии корпорации. А именно понятие и сущность финансовой стратегии корпорации. Основные цели, задачи и функции финансовой стратегии, а также основные этапы и принципы разработки финансовой стратегии корпорации.
Ключевые слова: корпорация, финансовая стратегия корпорации, задачи финансовой стратегии, функции финансовой стратегии, разработка финансовой стратегии.
Yakovenko Margarita Sergeevna, master's degree student of the Institute of Economics and management, Kursk state University e-mail: [email protected]
Merkulova Natalia Sergeevna, candidate of economic Sciences, associate Professor of Finance, credit and accounting, Institute of Economics and management, Kursk state University
e-mail: [email protected]
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (26), 2019
THEORETICAL ASPECTS OF FORMATION OF FINANCIAL STRATEGY
OF THE CORPORATION
Abstract: the article deals with the theoretical aspects of the development of the financial strategy of the сorporation. Namely, the concept and essence of the financial strategy of the сorporation. The main goals, objectives and functions of the financial strategy, as well as the main stages and principles of development of the financial strategy of the œrporation.
Keywords: œrporation, corporate financial strategy, financial strategy objectives, financial strategy functions, financial strategy development.
В современной научной литературе не существует единого понятия финансовой стратегии корпорации. Например, К.Ю. Подкуйко считает, что: «Финансовая стратегия - это совокупность долгосрочных целей финансовой деятельности организации и выбор наиболее эффективных путей их достижения»[6, с.12].
В.С. Абрамов считает, что: « финансовая стратегия корпорации - это часть корпоративной стратегии развития, внутренний нормативный документ компании, в котором определены стратегические цели и задачи, основные направления финансовой деятельности и ресурсов, необходимые для достижения поставленных целей»[1, с.28].
На мой взгляд, под финансовой стратегией корпорации следует понимать долгосрочный план действий, направленных на достижения поставленных целей корпорации, сочетающих в себе выбор инструментов функционирования корпорации, прогноз экономической деятельности на долгосрочную перспективу с учетом изменений, происходящих как внутри, так и во внешней среде под влиянием общих макроэкономических факторов, а также адаптация корпорации к новым условиям, складывающимся на рынке.
Из генеральной стратегии корпорации вытекает финансовая стратегия. Разработка, которой является ключевым моментом в стратегическом планировании в корпорации. Финансовая стратегия становится базой для
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (26), 2019 формирования финансовой политики организации, которая в свою очередь определяет основные направления налоговой, амортизационной, ценовой, инвестиционной и дивидендной политик. Период, в процессе которого разрабатывается финансовая стратегия, недолжен, превышать периода действия генеральной стратегии корпорации.
Ключевой целью любой финансовой стратегии корпорации является максимизация экономической выгоды, как для корпорации, так и для ее собственников.
Необходимость разработки финансовой стратегии корпорации заключается в ряде условий:
1. Смена факторов внешней финансово-экономической среды;
2.Интенсивное изменение основных макроэкономических данных;
3. Динамика технологического прогресса;
4. Непредсказуемая экономическая политика страны;
5.Смена стадий жизненного цикла корпораций[2, с.300].
Теперь попытаемся подробно разобраться в финансовой стратегии корпорации. Для этого необходимо изучить задачи, функции, принципы и этапы разработки финансовой стратегии.
Для начала рассмотрим задачами финансовой стратегии корпорации:
1. оценка необходимого объема финансовых ресурсов с учетом сроков их- привлечения;
2. анализ эффективности привлечения финансовых ресурсов;
3. оценка и обеспечение эффективного вложения временно свободных- денежных средств с целью получения максимальной прибыли;
4. достижение оптимального соотношения собственных и заемных средств;
5. организация финансовых взаимоотношений с поставщиками и-покупателями, налоговыми органами, кредитными организациями
6. оптимизация расчетов с дебиторами и кредиторами;
7. контроль целевого использования финансовых ресурсов;
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (26), 2019
8. прогнозирование возможных вариантов формирования финансовых- ресурсов, способов поддержания оптимального уровня финансовой устойчивости в условиях кризисной ситуации или неустойчивого финансового состояния корпорации;
9. поддержание уровня показателей ликвидности и финансовой-устойчивости корпорации на оптимальном уровне [3, с. 70].
Для того что разобраться в сущности и роли финансовой стратегии в обеспечении эффективного развития корпорации на основании рассмотренной цели задач раскрывается через функции. В экономической литературе выделяют шести основных функций финансовой стратегии корпорации раскрывающих её сущность:
1) Организационная функция заключается в обеспечении необходимыми трудовыми, интеллектуальными ресурсами, средствами труда, проведении координации действий заинтересованных подразделений и лиц, мотивации, поощрении и наказании персонала, контроля за его деятельностью.
2) Ресурсообеспечивающая функция - состоит в своевременном обеспечении предприятия необходимыми для осуществления деятельности финансовыми ресурсами, прогнозировании и планировании их поступлений, поиске оптимального сочетания источников их привлечения.
3) Распределительная функция - заключается в прогнозировании и планировании сроков и объемов инвестиций, других расходов, заблаговременном поиске объектов вложения капитала.
4) Контрольная функция - состоит в изучении тенденций разработки и реализации финансовой стратегии, выявлении внешних и внутренних факторов, отрицательно влияющих на процесс стратегического управления и выработке предложений по их устранению или нивелированию воздействия
5) Информационно-аналитическая функция - заключается в централизации обработки и систематизации информации и формировании на ее основе аналитических отчетов о результатах деятельности предприятия.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (26), 2019
6) Антикризисная функция - состоит в заблаговременном выявлении, прогнозировании, предупреждении различных опасностей внешней и внутренней среды предприятия, максимально эффективном выводе организации из финансовых кризисов[4,с. 333].
Методика разработки финансовой стратегии представляет собой процесс, который осуществляется по основным этапам:
1.Определение общего периода формирования финансовой стратегии подразумевает учесть продолжительность периода формирования общей стратегии. Рекомендуемый период - не более3-х лет. Для субъектов малого бизнеса рекомендуемый срок до 1 года, поскольку в случае незапланированных кризисов, организации малого бизнеса (в сравнении с крупными и средними) смогут оперативно перестроить свою деятельность;
2.Изучение внешней финансовой среды:
- собрать информацию о мерах государственной поддержки в отношении интересующего вида бизнеса, об отношении правительства к различным регионам и отраслям;
- выбрать товар или услугу, производство или реализация, которых будут актуальны;
- провести мониторинг технологической и инновационной составляющих внешней среды, так как применение современных материалов, оборудования, информационных технологий и программного обеспечения в производстве позволяют обеспечить требуемый уровень развития и качества и товаров и услуг, сделать их интересными для потребителя, снизить издержки производства;
3.Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия:
- сосредоточение достаточного объема собственного капитала и его высокорентабельное использование;
- оптимизацию структуры активов;
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (26), 2019
- приемлемость уровня финансовых рисков;
4.Конкретизация целей финансовой стратегии по периодам её реализации: обеспечивается динамичность представления системы целевых стратегических нормативов финансовой деятельности, а также их внешняя и внутренняя синхронизация во времени.
5.Разработка финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности: формирование общей финансовой идеологии и финансовой стратегии предприятия;
6.Внедрение организационно-экономических мероприятий по реализации финансовой стратегии: назначение "центров ответственности" разных типов; определение прав, обязанностей и меры ответственности их руководителей за результаты финансовой деятельности; разработка системы стимулирования работников и т.п.;
7.Оценка разработанной стратегии исполняется по характеристикам:
- согласованность с общей стратегией и с допускаемыми изменениями внешней среды;
-внутренняя сбалансированность системы стратегических нормативов;
- приемлемость значения рисков, связанных с реализацией стратегии;
- результативность стратегии.
Этапы формирования финансовой стратеги могут быть дополнены или изменены с учетом индивидуальных особенностей корпорации, но их общая концепция должна сохраняться [7, с.107].
Теперь выделим основные принципы разработки финансовой стратегии корпорации:
1. Принцип актуальность или своевременности. Стратегия должна отвечать внешним и внутренним факторам, влияющим на деятельность корпорации, именно в тот период, когда она была сформирована. Этот принцип означает, что вместе с изменением условий внешней среды должна меняться и стратегия корпорации.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (26), 2019
2. Принцип обоснованности. Финансовая стратегия должна основываться на экономических расчетах внутренних и внешних условий корпорации, на основании которых выбран именно этот путь стратегического развития, а также прогнозные документы по состоянию атомной отрасли и экономики в целом
3. Принцип согласованности. Финансовая стратегия должна быть согласована с внутренними и внешними нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность и с корпоративной стратегией развития компании [5, с.143 ].
Таким образом, разработка финансовой стратегии корпорации представляет собой сложный процесс, охватывающий все сферы деятельности корпорации. Продуманная финансовая стратегия позволяет сделать деятельность корпорации более эффективной и, следовательно, более прибыльной.
Список источников:
1. Абрамов В.С. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 2. Функциональные стратегии: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.С. Абрамов, С.В. Абрамов; под ред. В.С. Абрамова. - М.: Издательство Юрайт. - 2018. - 246с.
2. Глазков А.А. Нокулова И.Н. К вопросу о теории разработки финансовой стратегии предприятия. В сборнике: От синергии знаний к синергии бизнеса. Сборник статей и тезисов докладов IV Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и преподавателей. - 2017.- С.299-302
3. Зайнетдина А.Р, Ширяева Г.Ф. сущность и функции финансовой стратегии предприятия. В сборнике: Научный форум: Экономика и менеджмент. Сборник статей по материалам XXIII международной научно-практической конференции.- 2018. - С.67-72
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (26), 2019
4. Лапина А.В. финансовая стратегия предприятия: понятие, задачи и подходы к разработке. В сборнике: Инновационная экономика. Материалы региональной научной конференции - школа для молодежи. - 2018. - С.330-335.
5. Литвиненко А.И., Михайловский А.А. Определение ,сущности и задачи финансовой стратегии на предприятии. Сборник: Научный альманах. -2016.- № 6-1(19).- С.142-144
6. Рябов О.В., Исайкина Е.Е. Теоретические основы формирования финансовой стратегии предприятия. В сборнике: INTERNATIONAL SCIENTIFIC REVIEW OF ECONOMICS, FINAMCE AND MANAGEMENT. Collection of scientific articles III International correspondence scientific specialized cjnference. - 2018. - C. 11-15
7. Янушкина Л.Н. Финансовая стратегия коммерческой организации: понятие, методика разработки и этапы формирования. Труды братского государственного университета. Серия: Экономика и управление.- 2018. - Т.1.-С. 106-109
© Н.С. Меркулова, М.С. Яковенко, 2019