Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / стратегическое управление / инновационное предпринимательство / малый и средний бизнес / strategy / strategic management / innovative entrepreneurship / small and medium-sized businesses

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е Н. Маковецкая, Д А. Оганесян

В статье рассматриваются особенности стратегического управления деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Определяются теоретические, методические и прикладные основы формирования и реализации технологий стратегического управления, возможности их использования в инновационной деятельности. Обозначаются существующие проблемы и перспективы применения методов стратегического управления в условиях новой экономической реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING STRATEGIC MANAGEMENT IN INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP

The article discusses the features of strategic management of the activities of small and medium-sized businesses. The theoretical, methodological and applied foundations of the formation and implementation of strategic management technologies, the possibilities of their use in innovation activities are determined. The existing problems and prospects of applying strategic management methods in the context of the new economic reality are outlined.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ИННОВАЦИОННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Е.Н. Маковецкая, канд. филос. наук, доцент Д.А. Оганесян, магистрант Московский университет имени С.Ю. Витте (Россия, г. Москва)

Б01:10.24412/2411-0450-2024-11-2-150-153

Аннотация. В статье рассматриваются особенности стратегического управления деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Определяются теоретические, методические и прикладные основы формирования и реализации технологий стратегического управления, возможности их использования в инновационной деятельности. Обозначаются существующие проблемы и перспективы применения методов стратегического управления в условиях новой экономической реальности.

Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление, инновационное предпринимательство, малый и средний бизнес.

Условия новой экономической реальности, в которых вынуждены функционировать и развиваться российские организации, предъявляют высокие требования к эффективности управления. При этом многие внешние факторы изменяются быстро и непредсказуемо. Это существенно снижает точность прогнозов, делает планирование на длительный период затруднительным. Следовательно, в стратегические планы закладывается большой процент вариации и риска, поэтому их можно рассматривать только как рекомендацию по достижению целей организации в долгосрочной перспективе [1].

В условиях нарастания глобальной геополитической напряженности, кризисных тенденций и нестабильности в мировой экономике, постоянного колебания валютных курсов, быстрых темпов инфляции преимущества имеют те субъекты предпринимательской деятельности, которые наиболее полно используют доступный инструментарий стратегического управления в своей деятельности. Стратегическое управление как раз ориентировано на достижение долгосрочных целей развития организации. При составлении стратегических планов в современных организациях также целесообразно использование нескольких сценариев. Это позволит более оперативно реагировать на изменение внешних факторов и принимать наиболее правильные и эффективные управленческие решения, ориен-

тированные на достижение устойчивого развития бизнеса [2].

Стратегическое управление играет особую роль в инновационном предпринимательстве. Стратегия может и должна стать надежной опорой и эффективным средством обеспечения стабильного функционирования организации малого или среднего бизнеса, а ее отсутствие лишает организацию целостности и устойчивости его развития. Стратегическое управление можно интерпретировать как комплексный процесс, включающий разработку, реализацию и анализ стратегий, направленных на достижение долгосрочных целей организации. Применительно к инновационному предпринимательству оно способствует успешному решению сразу нескольких задач: формулированию стратегии (определению приоритетных направлений развития бизнеса, выбору целевых рынков и эффективных технологий); реализации стратегии (в том числе реализации выбранного подхода через соответствующее изменение организационной структуры, оптимизацию распределения ресурсов и внедрение инноваций); мониторингу и оценке полученных результатов (т.е. анализу эффекта от реализации избранных стратегий и их корректировке на основании полученных фактических данных).

Стратегическое управление имеет особое значение для инновационного развития организации, поскольку инновации сами по себе требуют нестандартного подхода и гибкости.

В этой связи стратегическое управление позволяет адаптироваться к изменениям (т.е. быстро реагировать на происходящие изменения в спросе, в технологиях, в конкурентной среде и др.), оптимизировать все используемые ресурсы (более эффективно планировать и распределять бюджет, человеческие ресурсы и технологии в целях достижения максимального эффекта от инновационной деятельности), содействовать координации (т.е. обеспечивать более тесное и конструктивное взаимодействие между различными структурными подразделениями и командами, задействованными в реализации инновационных проектов).

Несмотря на значительное количество научных и прикладных разработок в исследуемой сфере, ряд актуальных задач по указанной тематике до сих пор не решен. Прежде всего, стратегическое управление малыми и средними организациями имеет выраженную специфику. Они характеризуются повышенной чувствительностью к изменениям внешней среды, повышенной восприимчивостью к инновациям, высокими рисками и конкуренцией, малыми объемами документации, недостаточной вовлеченностью персонала и др.

К основным проблемам, с которыми сталкиваются предприниматели в процессе стратегического планирования и управления, относятся: ограниченность финансовых ресурсов; завышенные ожидания со стороны инвесторов; нехватка квалифицированного персонала; недостаток стратегического видения; сложности в анализе рынка и рыночной ситуации; трудности в управлении изменениями (сопротивление изменениям, отсутствие системного подхода).

Вместе с тем следует иметь в виду целый ряд разносторонних качественных конкурентных преимуществ стратегического управления и планирования для субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: определение целей и приоритетов; адаптация к изменяющимся условиям; рациональное использование всех видов ресурсов; оптимизация процессов принятия управленческих решений, повышение их качества и эффективности; привлечение инвестиций и финансирования; управление рисками; улучшение коммуникаций и согласованности; определение конкретных шагов и мет-

рик для достижения своих стратегических целей; улучшение конкурентоспособности; адаптация к изменяющимся потребностям клиентов; создание эффективной организационной культуры, способствующей определению плана совместных действий для достижения общего результата; привлечение талантов и партнерств; достижение стабильности и устойчивости; проактивное управление изменениями; улучшение планирования и бюджетирования; улучшение партнерских отношений [3].

Необходимость совершенствования стратегического управления субъектами малого или среднего бизнеса сегодня обусловлена тем, что при прогнозировании текущей и перспективной экономической и геополитической ситуации, подготовке альтернативных стратегий достижения поставленных целей и определении комплекса необходимых для этого мероприятий, возможно формирование долгосрочных конкурентных преимуществ на рынке, создание условий для обеспечения безопасности функционирования микроэкономических субъектов и устойчивости их перспективного развития.

В числе приоритетных направлений совершенствования стратегического управления можно обозначить внедрение методов Agile. Они способствуют повышению гибкости и скорости реагирования на изменения, в том числе обеспечивая итеративное развитие (быструю адаптацию стратегии и тактики на основе обратной связи) и инкрементальные улучшения (постепенное внедрение новых идей и технологий, что позволяет снижать риски). Другим действенным инструментом улучшения стратегического управления можно признать использование системного подхода, который позволяет рассматривать организацию как комплекс взаимосвязанных элементов, что позволяет улучшить координацию между структурными подразделениями и обеспечить интеграцию передовых технологий во многие бизнес-процессы (прежде всего, имеется в виду использование современных IT-решений). Еще одним эффективным инструментом в системе стратегического управления следует признать SWOT-анализ, позволяющий выявить сильные и слабые стороны организации, а также возможности и

угрозы, которые могут сказаться на результатах ее деятельности.

Вместе с тем следует иметь в виду, что не существует какой-то единой модели стратегического анализа, которая могла бы подойти для каждой организации и в каждом конкретном случае, вследствие чего невозможно выделить какой-то единой формы стратегического управления. Это объясняется тем, что каждая организация или отрасль по-своему уникальна и не существует универсальной схемы стратегического анализа, которая подходит абсолютно всем.

Качество и действенность разработанных стратегических решений на предприятиях существенно зависит от эффективности разработки стратегий, информационного, денежного, кадрового, материального обеспечения этого процесса. Существенное влияние на формирование и реализацию стратегий организаций, включая субъектов малого и среднего бизнеса, по нашему мнению, имеют глобальные тренды, проявляющиеся в сфере экономической деятельности. Одним из них, безусловно, является цифровизация, или цифровая трансформация бизнеса. Цифровизация дает возможность использования специальных программных систем и инструментов, позволяющих автоматизировать множество

рутинных задач, управлять ресурсами, создавать рабочие графики, контролировать выполнение работ и оценивать результаты [4]. Основной задачей инновационного предпринимательства в цифровой экономике является подготовка к выходу на рынки, которые еще только откроются в будущем [5]. В условиях новых геополитических и экономических реалий особое внимание также уделяется взаимосвязи и взаимообусловленности стратегического управления организациями и обеспечения их экономической безопасности.

Таким образом, совершенствование стратегического управления в инновационном предпринимательстве требует системного подхода, использования современных методов и постоянного обучения. Проведение дальнейших исследований особенностей разработки и реализации стратегий позволит выявить пути наиболее эффективного, сбалансированного, комплексного развития системы управления организациями с учетом масштабов бизнеса, отраслевой специфики, а также особенностей воздействия комплекса внутренних и внешних факторов, что в свою очередь послужит основой для обеспечения стабильного и устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов и прежде всего - субъектов малого и среднего предпринимательства.

Библиографический список

1. Маковецкая Е.Н., Оганесян Д.А. Совершенствование стратегического управления в малом и среднем предпринимательстве // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2024. - № 6-2 (112). -С. 44-48.

2. Формирование механизмов устойчивого развития субъектов малого и среднего бизнеса: теоретические и прикладные аспекты / Г.З. Ахметова, Е.И. Балалова, Е.В. Рибокене [и др.]. -Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2023. - 219 с.

3. Демьянова Т.В., Рибокене Е.В., Маковецкий М.Ю. Конкурентные преимущества стратегического планирования для предприятий малого и среднего бизнеса Российской Федерации в современной экономической ситуации // Транспортное дело России. - 2023. - № 4. - С. 135-141.

4. Маковецкая Е.Н., Маковецкий М.Ю. Развитие подходов к управлению проектами в условиях цифровой трансформации // XXX Апрельские экономические чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 18 апреля 2024 года. - Омск: Омский государственный технический университет, 2024. - С. 255-261.

5. Маковецкая Е.Н., Маковецкий М.Ю., Остряков Д.Н. Стратегические направления управления деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса в постпандемийный период // Управленческий учет. - 2022. - № 7-2. - С. 288-300.

IMPROVING STRATEGIC MANAGEMENT IN INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP

E.N. Makovetskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor D.A. Oganesyan, Graduate Student Witte Moscow University (Russia, Moscow)

Abstract. The article discusses the features of strategic management of the activities of small and medium-sized businesses. The theoretical, methodological and applied foundations of the formation and implementation of strategic management technologies, the possibilities of their use in innovation activities are determined. The existing problems and prospects of applying strategic management methods in the context of the new economic reality are outlined.

Keywords: strategy, strategic management, innovative entrepreneurship, small and medium-sized businesses.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.