Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия / стратегическое управление / малый бизнес / эффективность / безопасность / устойчивость / strategy / strategic management / small business / efficiency / safety / sustainability

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.А. Коломийцев

В статье раскрываются основные теоретические, методические и прикладные подходы к формированию и применению технологий стратегического управления. Также определяются возможности и ограничения при использовании базовых моделей и инструментария стратегического управления в деятельности субъектов малого предпринимательства. Обосновывается тезис о значимости стратегического управления для обеспечения устойчивого, безопасного и эффективного функционирования субъектов малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF STRATEGIC MANAGEMENT IN SMALL BUSINESS

The article reveals the main theoretical, methodological and applied approaches to the formation and application of strategic management technologies. The possibilities and limitations of using basic models and tools of strategic management in the activities of small businesses are also determined. The thesis on the importance of strategic management for ensuring sustainable, safe and effective functioning of small businesses is substantiated.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

Н.А. Коломийцев, магистрант Московский университет имени С.Ю. Витте (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-7-138-141

Аннотация. В статье раскрываются основные теоретические, методические и прикладные подходы к формированию и применению технологий стратегического управления. Также определяются возможности и ограничения при использовании базовых моделей и инструментария стратегического управления в деятельности субъектов малого предпринимательства. Обосновывается тезис о значимости стратегического управления для обеспечения устойчивого, безопасного и эффективного функционирования субъектов малого бизнеса.

Ключевые слова: стратегия; стратегическое управление; малый бизнес; эффективность; безопасность; устойчивость.

С 60-70-х годах XX века, с появлением стратегического управления как научной дисциплины и предложением И. Ансоф-фом модели стратегического планирования, организациям стало легче определять долгосрочные цели и пути их достижения. Благодаря исследованиям в области корпоративного управления П. Друкера, Г. Минцберга, М. Портера, А. Томпсона, А.Дж. Стрикленда, Ф. Котлера и других ученых, стратегический менеджмент активно продолжает развиваться. Параллельно с научными исследованиями началось практическое применение теоретических положений стратегического менеджмента в практике управления гигантами мировой экономики (General Electric, Coca Cola, IBM и др.). Большой вклад в развитие науки и воплощение ее выводов на практике внесли такие известные консалтинговые фирмы, как Boston Consulting Group и McKinsey [1].

Нарастающая в наши дни экономическая и геополитическая нестабильность, социальная напряженность, обострение противоречий на всех уровнях осуществления хозяйственной деятельности, неравновесность как форм, так и способов социального взаимодействия, трансформация институциональной среды и набирающая обороты цифровая трансформация экономических систем актуализируют проблему повышения эффективности, безопасности

и устойчивости развития предпринимательской деятельности [2]. Новая реальность убедительно подтверждает на практике справедливость обозначенного теоретического положения, поскольку только эффективно налаженный процесс стратегического управления позволяет субъектам предпринимательской деятельности принимать наиболее эффективные управленческие решения, даже в условиях высокой степени неопределенности и рисков внешней среды, ее подвижности и сложности.

Все изложенное обусловливает необходимость и значимость стратегического развития и управления как ключевого фактора, формирующего необходимые условия для выживания хозяйствующих субъектов и расширения масштабов их предпринимательской деятельности. Стратегическое управление ориентировано на достижение долгосрочных целей развития организации. При составлении стратегических планов в современных организациях также целесообразно использование нескольких сценариев. Это позволит им более оперативно реагировать на изменение внешних факторов и принимать наиболее правильные и эффективные управленческие решения, ориентированные на достижение устойчивого развития бизнеса [3].

Понятие «стратегия» (от греч. strategos - «вести войска») используется с давних

времен. Долгое время под стратегией понималось управление ресурсами. Этот подход зародился еще в 30-е гг. прошлого века в США. В дальнейшем И. Ансофф дал более широкое определение стратегии: «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности».

В целом содержание категории «стратегия» в интерпретации различных авторов имеет общую основу: стратегия носит целенаправленный, долгосрочный характер, но единого мнения по определению методической базы не сформировано. При этом в качестве ключевых характеристик понятия «стратегия» можно выделить комплексный подход, системность, упорядоченность, ориентированность на долгосрочный период.

Обобщая сложившиеся в научной литературе подходы, можно дать следующее определение. Стратегия организации - это комплексный план управления, представляющий собой совокупность методов организации бизнеса и ведения конкурентной борьбы, направленный на обеспечение быстрого реагирования на изменения внешней среды и достижение поставленных целей. Таким образом, стратегия включает в себя разнообразные методы управления бизнесом, определяя области и способы деятельности организации, ее устойчивого развития и достижения стоящих перед ней целей.

Применительно к сфере экономики и управления стратегия становится необходимой предпосылкой для успешного развития бизнеса. Она может и должна выступать надежной опорой и эффективным средством обеспечения стабильного функционирования организации. В полной мере это справедливо также для организаций сферы малого бизнеса. Вместе с тем стратегическое управление малыми организациями имеет определенную специфику. Оно характеризуется повышенной чувствительностью к изменениям внешней среды, восприимчивостью к инновациям, высокими рисками и конкуренцией, малыми объемами документации, недостаточной вовлеченностью персонала и др. Организации малого бизнеса обладают

высокой маневренностью, гибкостью и способностью быстро реагировать на изменения на рынке. Это также подразумевает, что предпринимательское чутье, или интуиция, может играть важную роль как альтернатива классическому стратегическому планированию. В этом контексте «импровизация» становится неотъемлемой частью стратегии малого предприятия для адаптации или реагирования на краткосрочные изменения в отрасли.

Особенность стратегического управления на малом предприятии также заключается в содержании самих деловых стратегий. Эти стратегии нацелены не на изменение окружающей среды и приспособление ее к своим нуждам (поскольку на это у них нет необходимых ресурсов), а на изменение своего поведения под воздействием окружающей среды, т.е. на адаптацию к ней. Это означает, что из множества возможных деловых стратегий субъекты малого бизнеса успешно могут придерживаться прежде всего адаптивных стратегий, выступающих особой разновидностью стратегического управления [4].

На сегодняшний день существуют различные точки зрения относительно того, насколько классические инструменты и модели стратегического управления действительно является применимым, имея в виду специфику субъектов малого бизнеса. Можно предположить, что они далеко не всегда обладают соответствующими ресурсами для того, чтобы стратегический подход в управлении был реализован в полной мере. Тем не менее, по нашему мнению, характеристики внешней среды, которые обусловили возникновение и распространение стратегического анализа, в полной мере касаются всех субъектов хозяйственной деятельности, в том числе субъектов малого бизнеса. В контексте малых и средних предприятий стратегическое управление обладает определенными особенностями, которые определяют его специфику и роль в успешном функционировании организации. Рассмотрим некоторые из этих факторов.

1. Высокая значимость роли владельца бизнеса и / или управляющего. На малых предприятиях цели и стратегии фирмы

тесно связаны с целями и видением ее владельца. Успех или неудача предприятия зависят от компетентности и опыта владельца, поэтому его роль играет ключевое значение. Риск «провала» бизнеса возрастает, если владелец не обладает достаточными знаниями и навыками.

2. Совпадение стратегий на разных уровнях. Малые предприятия, ориентированные на узкую сферу деятельности, часто не сталкиваются с проблемой выбора между стратегиями на корпоративном и бизнес-уровнях. Вместо этого, стратегические решения сводятся к вопросам конкуренции на конкретном рынке, поскольку предприятия специализируются в одном виде деятельности.

3. Масштаб стратегических решений. На малых предприятиях стратегические решения имеют относительно низкий масштаб. В отличие от субъектов крупного бизнеса, где стратегии охватывают долгосрочные перспективы и имеют глобальное значение, на малых предприятиях даже небольшие решения могут считаться стратегическими.

Понимание обозначенных выше особенностей стратегического управления на малых предприятиях позволяет лучше адаптировать стратегии и принимать обоснованные решения в соответствии с потребностями и возможностями предприятия. Это в свою очередь позволит повысить конкурентоспособность, устойчивость и эффективность развития субъектов малого бизнеса. К сожалению, в нашей стране в реальной хозяйственной практике значимость стратегического управления недооценена, многие владельцы малых

предприятий не считают наличие стратегии необходимым элементом ведения бизнеса, поэтому жизненный цикл таких предпринимательских структур существенно сокращается.

Резюмируя изложенное, подчеркнем, что масштабы и скорость происходящих изменений в деловом окружении, в бизнес-среде современных организаций, постоянное ужесточение условий конкуренции на рынках, появление новых угроз и вместе с тем - возможностей в новых геополитических и экономических реалиях, в том числе вследствие воздействия противоречивых последствий глобализации и интеграции на многие хозяйственные процессы, а также ряд других факторов объективно предопределили переход к стратегическому управлению не только крупных, но также средних и малых предприятий. При этом в свете новых геополитических и экономических реалий особое внимание уделяется взаимосвязи и взаимообусловленности стратегического управления организациями и обеспечения их экономической безопасности [5].

Проведение дальнейших исследований особенностей разработки и реализации стратегий позволит выявить пути наиболее эффективного, сбалансированного, комплексного развития системы управления организациями с учетом масштабов бизнеса, отраслевой специфики, а также особенностей воздействия комплекса внутренних и внешних факторов, что послужит основой для обеспечения стабильного и устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов, в том числе субъектов малого предпринимательства.

Библиографический список

1. Ахметова Г.З., Маковецкий М.Ю. Стратегический менеджмент. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2021. - 163 с.

2. Балалова Е.И., Рибокене Е.В., Самсонова И.О. Оценка механизмов устойчивого развития предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2023. -№ 3 (46). - С. 48-64.

3. Формирование механизмов устойчивого развития субъектов малого и среднего бизнеса: теоретические и прикладные аспекты / Г.З. Ахметова, Е.И. Балалова, Е.В. Рибокене [и др.]. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2023. - 219 с.

4. Титов В.С., Хайдар А., Кузнецов А.А. Особенности стратегического управления малым предприятием // Вестник РУДН. Серия: Инженерные исследования. - 2009. - № 4. -С. 123-125.

5. Устойчивое развитие Российской Федерации в условиях глобальных вызовов и угроз экономической безопасности: монография: в 3 ч. Ч. 1. Экономическая безопасность и устойчивое развитие отраслей и секторов российской экономики в условиях новой реальности / Н.В. Артемьев, А.Д. Петров, М.Ю. Маковецкий [и др.]; под ред. Н.В. Артемьева, М.Ю. Маковецкого; Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; каф. менеджмента [Электронное издание]. - Москва: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2023.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF STRATEGIC MANAGEMENT IN SMALL BUSINESS

N.A. Kolomiytsev, Graduate Student Moscow Witte University (Russia, Moscow)

Abstract. The article reveals the main theoretical, methodological and applied approaches to the formation and application of strategic management technologies. The possibilities and limitations of using basic models and tools of strategic management in the activities of small businesses are also determined. The thesis on the importance of strategic management for ensuring sustainable, safe and effective functioning of small businesses is substantiated.

Keywords: strategy; strategic management; small business; efficiency; safety; sustainability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.