Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАТОКИНЕТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕВОЧЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ, В ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАТОКИНЕТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕВОЧЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ, В ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная гимнастика / система «Пилатес» / статокинетическая устойчивость / общеподготовительный период / rhythmic gymnastics / Pilates system / statokinetic stability / general preparatory period

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шепеленко Светлана Алексеевна, Мезенцева Ольга Николаевна

Раскрыто содержание понятия «статокинетическая устойчивость» и показана ее роль в художественной гимнастике. Разработана и экспериментально проверена методика тренировки статокинетической устойчивости гимнасток-«художниц» на основе применения комплекса специальных упражнений во втягивающем и базовом мезоциклах общеподготовительного периода. Предложены примерные упражнения системы «Пилатес». Представлены результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шепеленко Светлана Алексеевна, Мезенцева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE STATOKINETIC STABILITY OF GIRLS ENGAGED IN RHYTHMIC GYMNASTICS IN THE GENERAL PREPARATORY PERIOD

The content of the concept of “statokinetic stability” is revealed and its role in rhythmic gymnastics is shown. A method for training statokinetic stability of female “artist” gymnasts has been developed and experimentally tested based on the use of a set of special exercises in the retracting and basic mesocycles of the general preparatory period. Sample exercises of the Pilates system are proposed. The results of testing the control and experimental groups after the pedagogical experiment are presented.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАТОКИНЕТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕВОЧЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ, В ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ»

УДК 796.412.22 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-12-111-119

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАТОКИНЕТИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕВОЧЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ, В ОБЩЕПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

С.А. Шепеленко, О.Н. Мезенцева

Раскрыто содержание понятия «статокинетическая устойчивость» и показана ее роль в художественной гимнастике. Разработана и экспериментально проверена методика тренировки статокинетической устойчивости гимнасток-«худож-ниц» на основе применения комплекса специальных упражнений во втягивающем и базовом мезоциклах общеподготовительного периода. Предложены примерные упражнения системы «Пилатес». Представлены результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента.

Ключевые слова: художественная гимнастика, система «Пилатес», статокинетическая устойчивость, общеподготовительный период.

Шепеленко Светлана Алексеевна, канд. пед. наук, доц., shepelenko2015@bk.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого,

Мезенцева Ольга Николаевна, преподаватель, ion 1980.80@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

Постоянно растущие требования к исполнительскому мастерству гимна-сток-«художниц», а также необходимость демонстрации максимальной трудности движений тела, в том числе с работой предмета, требует от спортсменок максимально разносторонней подготовки, прежде всего физической и технической [1]. Постоянное увеличение трудности выполнения как отдельных элементов, так и связок ведет к повышению требований к развитию отдельных функций и систем организма, таких как проприоцептивная чувствительность, анаэробная выносливость, а также вестибулярная устойчивость. К функции вестибулярного анализатора в таком сложнокоор-динационном виде спорта, как художественная гимнастика, предъявляются особые требования. Прежде всего это связано с выполнением большого количества вращательных элементов, постоянным изменением направле -

IMPROVING THE STATOKINETIC STABILITY OF GIRLS ENGAGED IN RHYTHMIC GYMNASTICS IN THE GENERAL PREPARATORY PERIOD

Shepelenko S.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, shepelenko2015 @bk.ru, Russia, Tula, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Mezentseva O.N., lecturer, ion 1980.80@ mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

The content of the concept of "statokinetic stability" is revealed and its role in rhythmic gymnastics is shown. A method for training statokinetic stability of female "artist" gymnasts has been developed and experimentally tested based on the use of a set of special exercises in the retracting and basic mesocycles of the general preparatory period. Sample exercises of the Pilates system are proposed. The results of testing the control and experimental groups after the pedagogical experiment are presented.

Key words: rhythmic gymnastics, Pilates system, statokinetic stability, general preparatory period.

ния и скорости движений, а также положения тела во время выполнения этих элементов [2-4].

Большое разнообразие разнохарактерных движений требует от гимнасток постоянного сохранения равновесия при выполнении не только конкретных поз, но и движений, а это напрямую зависит от уровня развития статокинетической устойчивости спортсменок. Под статокинетической устойчивостью понимается способность человека при его активных и пассивных перемещениях сохранять ориентировку в пространстве и осуществлять функцию равновесия, не снижая качественных характеристик выполняемой работы. К кинестетическим способностям относятся способности к ощущению положения тела и его частей в пространственно-временном поле, воспроизведение и оценка расстояния и направления движения до определенной цели, дифференцирование пространственных, вре -менных и силовых параметров движения. Так, недостаточная вестибулярная устойчивость у юных гимнасток «вызывает заметные расстройства координации рук и ног и нарушения локомоций при вестибулярных раздражениях» (Е.В. Иванова, 2009).

Важность развития кинестетической устойчивости с целью достижения серьезных результатов в спортивной деятельности в своих работах отмечают многие исследователи [5-8]. Также специалисты отмечают, что упущенные возможности для развития кинестетических способностей у детей 10-11 лет, в возрасте, наиболее благоприятном для данного процесса, едва ли удастся наверстать позднее, что может негативно отразиться на успешности профессиональной деятельности спортсменов (В.И. Лях, 1989; А.Г. Карпеев, 1998; И.Ю. Горская, 1993-2001 и др.).

Несмотря на то что в процессе общей физической и специальной физической подготовок гимнасток используются достаточно эффективные средства и методы тренировок, вопрос повышения вестибулярной устойчивости, а также предварительной подготовки к выполнению упражнений под воздействием вестибулярных раздражителей остается актуальным и требует активного совершенствования.

Зачастую юных спортсменок сразу начинают обучать сложным соревновательным связкам и комбинациям без должной предварительной подготовки и качественного освоения отдельных гимнастических элементов, что приводит к неправильным двигательным стереотипам и, как следствие, низкой соревновательной эффективности.

Таким образом, возникает противоречие между высокими требованиями соревновательной программы в художественной гимнастике к ста -токинетической устойчивости спортсменок и недостаточной разработан -ностью методики тренировки, особенно во втягивающем и базовом микроциклах подготовки.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить методику тренировки статокинетической устойчивости

гимнасток-«художниц» на основе применения комплекса специальных упражнений в общеподготовительном периоде.

Задачи исследования:

1) раскрыть содержание понятия «статокинетическая устойчивость» и ее роль в художественной гимнастике;

2) разработать экспериментальную программу на основе примене -ния комплекса специальных упражнений для повышения статокинетической устойчивости юных гимнасток в процессе тренировочных занятий;

3) экспериментально проверить эффективность предлагаемой программы.

Организация и методика исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 24 гимнастки 8-10 лет учебно-тренировочных групп 2-го года обучения МУДО ДЮСШ им. А.Е. Видмана, г. Богородицк.

Юные спортсменки были разделены на 2 группы по 12 человек. Обе группы занимались 4 раза в неделю по 3 часа по дополнительной образовательной программе спортивной подготовки по виду спорта «Художествен -ная гимнастика» (под ред. И.А. Винер, 2022).

В экспериментальной группе во втягивающем микроцикле содержание тренировок было направлено на подготовку организма к дальнейшей усложненной тренировочной работе за счет применения проприоцеп-тивных упражнений, помогающих улучшить сенсорно-моторную функцию организма - возможность чувствовать изменения, происходящие с телом, и реагировать на них. Кроме того, использование упражнений системы «Пилатес» способствовало улучшению мышечного контроля во время упражнений, снижению риска получения травм, развитию чувства баланса и контроля над движением.

Результаты исследования и их обсуждение. Система Д. Пилатеса является уникальной методикой, основанной на неразрывной связи тела и сознания. К основным принципам движения этой системы относятся дыхание, осевое вытяжение, контроль центра, артикуляция позвоночника, организация головы-шеи-плеч, распределение массы тела и выравнивание конечностей, интеграция движений. Выполнение упражнений с соблюде -нием данных принципов ведет к улучшению контроля над собственным телом, улучшению функций дыхательной, сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы, развитию силовых и координационных способностей, стабильности и мобильности в суставах и др. [9-11].

Серия упражнений системы «Пилатес» применялась перед основ -ной тренировочной нагрузкой как самостоятельная часть тренировки в течение 20-30 минут и была направлена в зависимости от задач занятия на мобильность или стабильность сегментов тела, а также интеграцию всего тела.

В табл. 1 представлены примерные упражнения системы «Пилатес», которые по мере освоения модифицировались в более сложные вариации.

Таблица 1

Примерные упражнения системы «Пилатес»

№ п/п Упражнение Цель упражнения Описание упражнения

1 Тазовые «часы» Мобильность тазобедренных суставов Из положения лежа на спине с согнутыми ногами выполнение движения тазом в различных направлениях (6 и 12 часов, 3 и 9 и т. д.)

2 Поочередное поднимание ног Мобильность тазобедренных суставов, контроль головы и туловища Из положения лежа на спине с согнутыми ногами поочередное поднимание и опускание согнутых ног

3 Плечевой мост Мобильность тазобедренных суставов в разгибании, артикуляция позвоночника в сгибании Из положения лежа на спине с согнутыми ногами плавное разгибание тазобедренных суставов до опоры на нижние углы лопаток

4 Скручивание Мобильность грудного отдела позвоночника, укрепление мышц живота Из положения лежа на спине с согнутыми ногами, руки за голову, плавное скручивание до нижних углов лопаток и обратно

5 Опускание согнутых ног в стороны Артикуляция позвоночника в ротации, стабилизация плечевого пояса Из положения лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты под прямым углом, поочередное опускание ноги то в одну сторону, то в другую

6 Поочередное растягивание ног Контроль туловища и головы в сгибании, выравнивание нижних конечностей Из положения лежа на спине, ноги согнуты под прямым углом, поочередное выпрямление то одной то другой ноги, руки располагаются сверху и снизу голени выпрямляемой ноги

7 Перекаты на спине Контроль туловища и головы в сгибании, стабилизация плечевого пояса Из положения сидя с согнутыми ногами руки и обхватом голени выполнение переката назад до лопаток с последующим возвращением в исходное положение

8 Разгибание грудного отдела Артикуляция грудного отдела позвоночника, стабилизация плечевого пояса Из положения лежа на животе руки согнуты возле груди, плавное разгибание грудного отдела позвоночника

9 Удержание равновесия в статике и динамике Интеграция всего тела, улучшение баланса Из положения стоя на одной ноге, вторая согнута вперед, выполнение одновременных движений руками в передне-заднем направлении, то же без зрительного контроля, то же с выпрямлением ноги вперед и назад

Интенсивность выполнения упражнений в процессе тренировочных занятий варьировалась от низкой (на начальных этапах формирования дви -гательного навыка) до высокой (по мере расширения двигательных воз -можностей гимнасток). Количество повторений в упражнении составляло от 4 до 8, затем отдельные упражнения выполнялись в виде комбинаций. Для облегчения выполнения упражнений применялись подробные словес -ные инструкции для развития образного мышления и более точного выполнения техники упражнений.

С целью развития вестибулярной устойчивости применялись упражнения на тренажерных устройствах (диск «Здоровье», платформа BOSU, с неустойчивыми поверхностями). Упражнения на данных устройствах применялись как отдельно, так и в виде круговой тренировки. При этом нагрузка повышалась постепенно с акцентом на статокинетическую устойчивость.

Данная комплексная программа применялась в общеподготовительном периоде тренировочного процесса (втягивающий и базовый микроциклы), так как в соревновательном периоде большие нагрузки на вес -тибулярный анализатор могут привести к отрицательному эффекту. Также в основу тренировочного процесса юных спортсменок был положен метод сопряженного воздействия на техническую и физическую подготовленность с одновременным улучшением статокинетической устойчивости и параллельным развитием двигательных качеств.

На этапе констатирующего педагогического эксперимента основными задачами являлись: наблюдение за ходом тренировочных занятий, проведение бесед с тренерами и детьми, изучение состояния вестибуляр -ной устойчивости гимнасток опытных групп и разработка экспериментальной программы.

В качестве тестов применялись следующие: проба Ромберга, «Три кувырка вперед», «Реакция на движущийся объект», проба Яроцкого, «Равновесие с захватом». Предварительное тестирование вестибулярной устойчивости гимнасток на этапе констатирующего эксперимента по большинству показателей дало средние и ниже среднего значения для данной возрастной группы. Следует отметить, что достоверных различий между результатами контрольной и экспериментальной групп не выявлено.

Повторное тестирование было проведено через 3 месяца после начала эксперимента. Сравнительный анализ результатов в конце исследования показал, что наибольший прирост в тестовых заданиях наблюдался в экспериментальной группе. Результаты представлены в табл. 2.

В пробе Ромберга (усложненный вариант), с помощью которой исследовали статическую координацию нервной системы, гимнастки экс -периментальной группы показали результат в среднем 39,58 с, что на 7,43 с больше, чем контрольной.

Таблица 2

Результаты тестирования юных гимнасток контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп после эксперимента, М±т

№ п/п Тесты КГ ЭГ t-критерий Стьюдента Р

1 Проба Ромберга, с 32,15±1,64 39,58±1,97 2,9 <0,05

2 Три кувырка вперед, с 3,8±0,17 3,4±0,21 1,48 >0,05

3 Реакция на движущийся объект, см 8,13±0,72 10,25±0,71 2,03 >0,05

4 Равновесие с захватом, с 5,58±0,27 6,91±0,6 2,02 <0,05

5 Проба Яроцкого, с 15,53±1,17 18,51±0,82 2,09 <0,05

Примечание: критическое значение ^критерия Стьюдента, при уровне значимости 0,05 составляет 2,074

В процессе выполнения данной пробы у гимнасток ЭГ было отмечено более устойчивое положение и отсутствие активного дрожания и ка -чания тела, в отличие от гимнасток КГ. Данный результат свидетельствует о хорошей организации тела в пространстве и умении его интегрировать в процесс, что достигается в результате систематических занятий по системе «Пилатес». Также, по нашему мнению, на улучшение статической устойчивости в экспериментальной группе оказали упражнения на равновесие на нестабильных поверхностях, вызывающих раздражение вестибулярного аппарата и необходимость удержания положения тела в сложных условиях.

Для оценки координационных способностей, которые относятся к целостным двигательным действиям, использовался тест «Три кувырка вперед». Гимнастки по команде выполняли три кувырка вперед на скорость: фиксировалось время выполнения от команды «Можно» до принятия исходного положения. Гимнастики ЭГ и КГ справились с этим тестовым заданием хорошо, показав практически идентичные результаты 3,4 и 3,8 с соответственно (Р>0,05, различие недостоверно).

В исследовании реакции на движущийся объект (проба с падающей линейкой) лучшие результаты показали гимнастки ЭГ (10,25 см), это на 2,12 см лучше результата гимнасток КГ (Р<0,05, различие достоверно).

Одним из тестов специальной физической подготовленности для оценки координационных способностей в художественной гимнастике является выполнение упражнения «Равновесие с захватом». В результате проведенного теста гимнастки ЭГ показали результат в среднем 6,91 с, гимнастки КГ - 5,58 с (Р<0,05, различие достоверно). Статистически значимое различие подтверждает эффективность используемых упражнений в тренировочном процессе спортсменок ЭГ. На наш взгляд, полученный результат в экспериментальной группе обусловлен выполнением статиче-

ских и динамических равновесий на основе средств системы «Пилатеса» как подготовительных упражнений.

В пробе Яроцкого, направленной на оценку вестибулярной функции, испытуемым необходимо было выполнить вращательные движения головой с закрытыми глазами в положении стоя. В результате выполнения данной пробы гимнастки ЭГ показали результат 18,51 с, гимнастки КГ -15,53 с (P<0,05, различие достоверно). Предположительно улучшение результата в экспериментальной группе связано с выполнением упражнений на координацию на нестабильных поверхностях (наклоны и повороты головы, круговые движения, в том числе с закрытыми глазами).

Заключение. В большинстве случаев гимнастки экспериментальной группы лучше справились с выполнением контрольных тестов, что говорит об эффективности разработанной программы. Использование в тренировочном процессе гимнасток-«художниц» предварительной подготовки в виде комплексов упражнений системы «Пилатес» с последующим активным выполнением упражнений на вестибулярную устойчивость в общеподготовительном периоде позволили статистически достоверно повысить результаты в тестах, отражающих уровень развития кинестетической устойчивости.

Список литературы

1. Ломова О.А., Варина А.А. Методические особенности развития гибкости у детей 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой // Российский журнал спортивной науки: медицина, физиология, тренировка. 2022. Т. 1. № 3(3) [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary 49485061 70673043.pdf (дата обращения: 10.08.2023).

2. Каковкина А.Г., Горобий А.Ю. Развитие вестибулярной устойчивости при помощи тренажерных устройств на начальном этапе развития девочек-гимнасток // Олимпизм: истоки, традиции и современность: сб. науч. статей Всерос. с междунар. участием науч. -практ. конф. Воронеж: Изд-во ВГИФК, 2019. С. 297-301.

3. Патрина А.Д., Шаповаленко Н.С., Дзержинская Л.Б. Методика развития статического равновесия у девочек, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2023. № 2(216). С. 355-359.

4. Сафоненко С.В. Формирование способности к равновесию у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки // Вестник Томского государственного универси-тета. 2021. № 470. С. 198-202.

5. Бандаков М.П. , Микрюкова М.Г. Классификация координационных способностей в художественной гимнастике, обусловленная осо -бенностями их взаимосвязи с развитием психических процессов, у дево-

чек 6-7 лет // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https ://www. scienceeducation.ru/ru/article/view ? id= 24683 (дата обращения: 20.11.2023).

6. Белокопытова Ж.А., Лаврентьева В.А., Кожевникова Л.К. Эффективность разработанной программы по развитию координационных способностей девочек 10-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой // Физическое воспитание студентов. 2011. № 3. С. 12-16.

7. Ляпин В.А., Коваленко Е.В. Сравнительный анализ отдельных стабилометрических показателей в соревновательной деятельности у спортсменов, занимающихся различными видами восточных единоборств // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10384 (дата обращения: 20.11.2023).

8. Табаков А.И., Коновалов В.Н. Показатели статокинетической устойчивости у легкоатлетов различной квалификации, специализирую -щихся в циклических видах с преимущественным проявлением скорости и выносливости // Вестник спортивной науки. 2016. № 2. С. 22-26.

9. Андреева Е.Н., Подлубная А.А. Обсуждение результатов занятий пилатесом как методом управления телом // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. 2018. № 3(10). С. 49-52.

10. Злобина Е.В., Кардаш Д.С., Титова Н.С. Пилатес - популярное направление 21 века // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 48. С.2013-2017.

11. Охохонина Т.В., Серова Н.Б. Восстановление функций тазобедренных суставов при коксартрозе средствами пилатеса // Молодой ученый. 2022. № 2(397). С. 248-251.

References

1. Lomova O.A., Varina A.A. Metodicheskie osobennosti razvitiya gibkosti u detej 7-8 let, zanimayushchihsya hudozhestvennoj gimnastikoj [Methodological features of the development of flexibility in children 7-8 years old engaged in rhythmic gymnastics] // Rossijskij zhurnal sportivnoj nauki: medicina, fiziologiya, trenirovka [Russian journal of sports science: medicine, physiology, training]. 2022. T. 1. No. 3(3) [Electronic resource]. URL: https: // www.elibrary.ru/download/elibrary_49485061_70673043.pdf (access date: 08/10/2023).

2. Kakovkina A.G., Gorobij A.Yu. Razvitie vestibulyarnoj ustojchivosti pri pomosh-chi trenazhernyh ustrojstv na nachal'nom etape razvitiya devochek-gimnastok [Development of vestibular stability with the help of training devices at the initial stage of development of girls gymnasts] // Olympism: origins, traditions and modernity: collection. scientific articles Vseros. with international participation of scientific and practical conf. Voronezh: Publishing house VGIFK, 2019. P. 297-301.

3. Patrina A.D., Shapovalenko N.S., Dzerzhinskaya L.B. Metodika razvitiya stati-cheskogo ravnovesiya u devochek, zanimayushchihsya hudozhestvennoj gimnastikoj na etape nachal'noj podgotovki [Methods for the development of static balance in girls involved in

rhythmic gymnastics at the stage of initial training] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of University named after P.F. Lesgafta]. 2023. No. 2(216). P. 355-359.

4. Safonenko S.V. Formirovanie sposobnosti k ravnovesiyu u devochek 8-9 let, zanimayushchihsya hudozhestvennoj gimnastikoj na etape nachal'noj podgotovki [Formation of the ability to balance in girls 8-9 years old engaged in rhythmic gymnastics at the stage of initial training] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University]. 2021. No. 470. P. 198-202.

5. Bandakov M.P., Mikryukova M.G. Klassifikaciya koordinacionnyh sposobnostej v hudozhestvennoj gimnastike, obuslovlennaya osobennostyami ih vzaimosvyazi s razvitiem psihicheskih processov, u devochek 6-7 let [Classification of coordination abilities in rhythmic gymnastics, due to the peculiarities of their relationship with the development of mental processes, in girls 6-7 years old] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2016. No. 3 [Electronic resource]. URL: https:// www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=24683 (access date: 11/20/2023).

6. Belokopytova Zh.A., Lavrent'eva V.A., Kozhevnikova L.K. Effektivnost' razra-botannoj programmy po razvitiyu koordinacionnyh sposobnostej devochek 10-13 let, zani-mayushchihsya hudozhestvennoj gimnastikoj [The effectiveness of the developed program for the development of coordination abilities of girls 10-13 years old engaged in rhythmic gymnastics] // Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical education of students]. 2011. No. 3. P. 12-16.

7. Lyapin V.A., Kovalenko E.V. Sravnitel'nyj analiz otdel'nyh stabilometricheskih pokazatelej v sorevnovatel'noj deyatel'nosti u sportsmenov, zanimayushchihsya razlichnymi vidami vostochnyh edinoborstv [Comparative analysis of individual stabilometric indicators in competitive activity among athletes involved in various types of martial arts] // Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2013. No. 5 [Electronic resource]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10384 (access date: 11/20/2023).

8. Tabakov A.I., Konovalov V.N. Pokazateli statokineticheskoj ustojchivosti u leg-koatletov razlichnoj kvalifikacii, specializiruyushchihsya v ciklicheskih vidah s preimush-chestvennym proyavleniem skorosti i vynoslivosti [Indicators of statokinetic stability in track and field athletes of various qualifications, specializing in cyclic events with a predominant manifestation of speed and endurance] // Vestnik sportivnoj nauki [Bulletin of sports science]. 2016. No. 2. P. 22-26.

9. Andreeva E.N., Podlubnaya A.A. Obsuzhdenie rezul'tatov zanyatij pilatesom kak metodom upravleniya telom [Discussion of the results of Pilates classes as a method of body control] // Nauka i obrazovanie: novoe vremya. Nauchno-metodicheskij zhurnal [Science and education: new times. Scientific and methodological journal]. 2018. No. 3(10). P. 49-52.

10. Zlobina E.V., Kardash D.S., Titova N.S. Pilates - populyarnoe napravlenie 21 veka [Pilates - a popular direction of the 21st century] // Innovacii. Nauka. Obrazovanie [Innovations. The science. Education]. 2021. No. 48. P. 2013-2017.

11. Ohohonina T.V., Serova N.B. Vosstanovlenie funkcij tazobedrennyh sustavov pri koksartroze sredstvami pilatesa [Restoring the functions of the hip joints in coxarthrosis using Pilates] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2022. No. 2(397). P. 248-251.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.