Научная статья на тему 'Совершенствование специальной физической подготовленности спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике'

Совершенствование специальной физической подготовленности спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
638
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная гимнастика / специальная физическая подготовленность / средства и предметы художественной гимнастики. / rhythmic gymnastics / special physical fitness / means and objects of rhythmic gymnastics.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Лариса Александровна, Погорелова Анастасия Александровна

Рассмотрена проблема совершенствования специальной физической подготовленности спортсменок высокой квалификации с использованием предметов художественной гимнастики. Определен уровень специальной физической подготовленности гимнасток. Предложена схема распределения сочетания предметов в двух недельном цикле подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Лариса Александровна, Погорелова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE SPECIAL PHYSICAL FITNESS OF HIGHLY QUALIFIED ATHLETES IN RHYTHMIC GYMNASTICS

The problem of improving the special physical fitness of highly qualified female athletes using rhythmic gymnastics subjects is considered. The level of special physical fitness of gymnasts was determined. The scheme of distribution of a combination of subjects in a two-week training cycle is proposed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование специальной физической подготовленности спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике»

УДК 796.41 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10919

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОК ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Л.А. Новикова, А.А. Погорелова

Рассмотрена проблема совершенствования специальной физической подготовленности спортсменок высокой квалификации с использованием предметов художественной гимнастики. Определен уровень специальной физической подготовленности гимнасток. Предложена схема распределения сочетания предметов в двух недельном цикле подготовки.

Ключевые слова: художественная гимнастика, специальная физическая подготовленность, средства и предметы художественной гимнастики.

IMPROVING THE SPECIAL Новикова Лариса Александровна, канд. пед.

PHYSICAL FITNESS OF HIGHLY наук, доц., директор института, зав. кафедрой, larisa.n08@

QUALIFIED ATHLETES mail.ru. Россия, Москва, Российский государственный

IN RHYTHMIC GYMNASTICS университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК),

L.A. Novikova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, director of m^tat:^ Погорелова Анастасия Александровна, маги-head fepartarnt ^а^тт1^ R^id^ странт, dubyninpogorelova@ mail.ru, Россия, Москва, Рос-Moscow, Russian State of University of сийский государственный университет физической куль-Physical Cu1ture, Sports, Y°uth and Tourism туры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) (CSOLIPS),

A.A. Pogorelova, master's student, dubynin-

[email protected], Russia, Moscow, Rus- Художественная гимнастика - это

sian State of University of physical Cu1ture, прогрессивно развивающаяся система,

Sports, Youth and Tourism (CSOLIPS) ^ ^

сложный и красивый вид спорта, в кото-The problem of improving the special physical ром необходимы мастерство, легкость

fitness of highly qualified female athletes

using rhythmic gymnastics subjects is исполнения, артистизм, для чего гимна-considered. The level of special physical сткам нужно в совершенстве владеть

fitness of gymnasts was determined. The своим телом и упражнениями с предме-

scheme of distribution of a combination of subjects in a two-week training cycle is том.

proposed. Художественная гимнастика от-

Key words: rhythmic gymnastics, special носится к группе видов спорта со стаби-

physical fitness, means and objects of лизированной кинематической структу-rhythmic gymnastics.

рой (то есть наблюдается тонкая пространственная и временная слаженность, согласованность системы движе -ний) со сложной двигательной задачей, где нет непосредственного взаимо -действия с соперницами. Работая над освоением и совершенствованием движения, важно понимать и помнить, что техника упражнения базируется на абсолютно объективных физических и физиологических закономерно -стях. Если последние носят не вполне строгий, вероятностный характер, то физические законы непреложны и однозначны [4].

Упражнения с предметами требуют от спортсменки концентрации внимания и «чувства предмета» при исполнении комбинаций [1].

На современном этапе развития художественной гимнастики наблюдается смена технической базы, появление новых элементов и структурных групп. Происходит рост трудности соревновательных комбинаций, что требует околопредельной реализации индивидуальных возможностей каждой гимнастки. Успеха добиваются те спортсменки, которые изобретают новые, оригинальные элементы, демонстрируют композиции высокой сложности и создают с помощью движений образ, заданный музыкальным сопровождением [5-8].

Конечная цель физической подготовки в гимнастике состоит в развитии физических качеств до уровня оптимальной физической избыточности, обеспечивающей высококачественное и надежное освоение конкурентоспособной соревновательной программы с заданным уровнем результативности [2]. Совмещение разделов технической и физической подготовки в тренировочном процессе гимнасток-«художниц» позволяет сэкономить время и создать предпосылки для значительного улучшения как физической, так и технической подготовленности спортсменок [3].

Эти обстоятельства предопределяют смещение акцентов в системе подготовки спортсменок, а также диктуют повышенные требования к уровню их подготовленности.

В связи с чем возникает необходимость поиска новых средств и методов, способствующих эффективному овладению соревновательными упражнениями художественной гимнастики.

В исследовании приняли участие 18 гимнасток высокой квалификации (МС и МСМК) в возрасте 15-17 лет, тренирующихся в СШОР № 74 (г. Москва). Гимнастки были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную по 9 чел. в каждой.

На первом этапе нашего исследования был определен уровень специальной физической подготовленности гимнасток (экспериментальной и контрольной групп) при выполнении контрольных заданий (1-10):

1) переднее равновесие на правую ногу;

2) переднее равновесие на левую ногу;

3) заднее равновесие у опоры на правую ногу, кол-во раз за 10 с;

4) заднее равновесие у опоры на левую ногу, кол-во раз за 10 с;

5) серия прыжков через скакалку: 4 двойных, 4 разножки;

6) прыжки через скамейку за 10 с;

7) мост с захватом ног;

8. шпагат на правую ногу с возвышения;

9) шпагат на левую ногу с возвышения;

10) поперечный шпагат с возвышения.

Оценка выполнения контрольных заданий проводилась пятью экспертами высокой квалификации (заслуженные тренеры РФ - 3 чел., МСМК - 1 чел., МС - 1 чел.).

В результате исследования гимнастки как экспериментальной, так и контрольной групп показали в основном средний и выше среднего уровни специальной физической подготовленности. Среднегрупповые значения специальной физической подготовленности гимнасток экспериментальной группы составили 6,96 балла, аналогичные результаты были показаны и спортсменками контрольной группы - 7,14 балла (коэффициент конкорда-ции составил 0,72, что говорит о достаточно высокой степени согласован -ности мнений экспертов).

Диапазон коэффициента Манна-Уитни составил от 32,5 до 40,5 (при критических значениях от 14 до 21), что указывает на отсутствие статистически значимых различий между результатами экспериментальной и кон -трольной групп (рис. 1, 2).

9 -

1 2 3 4 5 6 Тесты

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рис. 1. Среднегрупповые значения при выполнении контрольных заданий (1-6) гимнастками экспериментальной и контрольной групп на первом этапе исследования, балл

10 -

2IIII и II

7 8 9 10 Тесты

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рис. 2. Среднегрупповые значения при выполнении контрольных заданий (7-10) гимнастками экспериментальной и контрольной групп

на первом этапе исследования, балл

138

С целью повышения уровня специальной физической подготовленности гимнасток высокой квалификации нами была разработана и вне -дрена в тренировочный процесс методика, направленная на сопряженное воздействие на уровень специальной физической и предметной подготовленности спортсменок 15-17 лет.

В начале основной части тренировочного занятия мы проводили упражнения по разработанной нами экспериментальной методике. В недельном цикле подготовки гимнасток чередовалось выполнение упражнений с различными предметами художественной гимнастики и их сочетание. Продолжительность комплексов упражнений составляла от 25 до 30 мин. В таблице представлено сочетание упражнений с различными предметами в недельном микроцикле тренировки.

Схема распределения сочетания предметов в двухнедельном цикле

подготовки (Пн. - Сб.)

День нед. Упр. О • 11 id О • О IT О • И • m IT № Кол. упр.

Пн. Партер 8 7 15

Вт. Партер 8 8 16

Ср. Партер 8 4 4 2 18

Чт. Партер 8 8 16

Пт. Середина 8 5 4 17

Сб. Середина 8 12 20

Вс. Выходной

Пн. Середина 8 3 4 15

Вт. Середина 8 6 14

Ср. Опора 8 6 14

Чт. Опора 8 7 15

Пт. Опора 8 5 13

Сб. Опора 8 2 2 2 14

Вс. Выходной

Разработанный нами комплекс включал в себя 188 упражнений, разделенных на два блока: первый - 96 упражнений с одним предметом в партере, на середине и у опоры, второй - 92 упражнения с различным сочетанием двух предметов в партере, на середине и у опоры.

В результате педагогического эксперимента, который проводился на протяжении 3 месяцев, были зарегистрированы различия показателей специальной физической подготовленности между экспериментальной группой, которая занималась по разработанной нами методике с использованием предметов художественной гимнастики, и контрольной группой, которая занималась по программе ДЮСШ.

Среднегрупповые значения специальной физической подготовленности гимнасток экспериментальной группы составили 8,06 балла, что на 1,10 балла выше результатов на первом этапе. В контрольной группе сред -негрупповые значения специальной физической подготовленности гимнасток незначительно снизились и составили 7,15 балла, что на 0,01 балла ниже результатов на первом этапе. Коэффициент Манна-Уитни в упражнениях 1-6, 8, 9 находился в диапазоне от 14 до 21, что свидетельст -вует о статистически значимых различиях между результатами экспериментальной и контрольной групп.

На рис. 3, 4 представлены показатели специальной физической подготовленности в обеих группах после эксперимента.

10

9

1 2 3 4 5 6 Тесты

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рис. 3. Среднегрупповые значения при выполнении контрольных заданий (1-6) экспериментальной и контрольной групп на третьем

этапе исследования, балл

9.5

7 8 9 10 Тесты

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рис. 4. Среднегрупповые значения при выполнении контрольных заданий (7-10) экспериментальной и контрольной групп на третьем

этапе исследования, балл

Выводы.

1. На первом этапе исследования гимнастки как экспериментальной, так и контрольной групп показали в основном средний и выше среднего уровни специальной физической подготовленности. Так, средне-групповой показатель составил в экспериментальной группе - 6,96 балла, в контрольной - 7,14 балла, при недостоверных различиях между группами (р>0,05).

2. С целью оптимизации тренировочного процесса гимнасток высо -кой квалификации нами была разработана экспериментальная методика сопряженного воздействия на уровень специальной физической подготов -ленности спортсменок 15-17 лет, включающей 2 блока упражнений: упражнения с одним предметом в партере, на середине и у опоры, упражнения с различным сочетанием двух предметов в партере, на середине и у опоры.

3. После педагогического эксперимента среднегрупповые показа -тели специальной физической подготовленности гимнасток эксперимен -тальной группы составили 8,06 балла, что на 1,1 балла выше результатов на первом этапе (что составляет 15,80 %), тогда как в контрольной группе среднегрупповые значения незначительно снизились и составили 7,15 балла, что на 0,01 балла ниже результатов на первом этапе (что составляет 0,14 %). Коэффициент Манна-Уитни в упражнениях 1-6, 8, 9 находился в диапазоне от 14 до 21, что свидетельствует о статистически зна -чимых различиях между результатами экспериментальной и контрольной групп.

Список литературы

1. Андреева Н.О., Жирнов А.В., Болобан В.Н. Показатели развития сенсомоторной координации занимающихся художественной гимнастикой на этапах предварительной базовой и специализированной базовой подго -товки // Физическое воспитание студентов. 2011. № 4. С. 7-15.

2. Аркаев А.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов (теория и технология подготовки гимнастов высокой квалификации). М.: Физкультура и спорт, 2004. 328 с.

3. Влияние интегральной подготовки на показатели специальной физической и технической подготовленности гимнасток-«художниц» /

B.В. Борисова [и др.] // Спортивно-педагогическое образование. 2019. № 2.

C. 53-57.

4. Гавердовскии Ю.К. Техника спортивных упражнений и субъективность ее истолкования: юбил. сб. науч.-метод. трудов сотруд. каф. теор. и метод. гимнастики, посвящ. 85-летию со дня основания. М. РГУФКСМиТ, 2017. С. 18-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Новикова Л.А., Морозова Л.П. Формирование навыка двигательной выразительности спортсменок 8-9 лет в художественной и эстетиче-

ской гимнастике // Гимнастика и современный фитнес-2017: материалы Всерос. науч.-практ. интернет-конф. / под общ. ред. М.Ю. Ростовцевой. М.: РГУФКСМиТ, 2018. С. 133-137.

6. Объективизация технической ценности элементов художественной гимнастики как фактор успешности многолетней подготовки спортсменок / Р.Н. Терехина [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2016. № 10. С. 66-67.

7. Терехина Р.Н., Винер-Усманова И.А., Медведева Е.Н. Теория и методика художественной гимнастики: подготовка спортивного резерва: учеб. пособие. М.: Спорт, 2018. 360 с.

8. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития / И.А. Винер-Усманова [и др.]. М.: Человек, 2014. 200 с.

References

1. Andreeva N.O., Zhirnov A.V., Boloban V.N. Pokazateli razvitiya sensomotornoj koordinacii zanimayushchihsya hudozhestvennoj gimnastikoj na etapah predvaritel'noj bazovoj i specializirovannoj bazovoj podgotovki [Indicators of the development of sensorimotor coordination in rhythmic gymnastics at the stages of preliminary basic and specialized basic training] // Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical education of students]. 2011. No. 4. P. 7-15.

2. Arkaev A.Ya., Suchilin N.G. Kak gotovit' chempionov (teoriya i tekhnologiya podgotovki gimnastov vysokoj kvalifikacii) [How to train champions (theory and technology for training highly qualified gymnasts)]. M.: Physical culture and sport, 2004. 328 p.

3. Vliyanie integral'noj podgotovki na pokazateli special'noj fizicheskoj i tekhnicheskoj podgotovlennosti gimnastok-«hudozhnic» [The influence of integral training on the indicators of special physical and technical readiness of female gymnasts-"artists"] / V.V. Borisova [et al.] // Sportivno-pedagogicheskoe obrazovanie [Sports and pedagogical education]. 2019. No. 2. P. 53-57.

4. Gaverdovskii Yu.K. Tekhnika sportivnyh uprazhnenij i sub"ektivnost' ee istolkovaniya [The technique of sports exercises and the subjectivity of its interpretation]: jubilee. sat. scientific method. works of co-workers. department theor. and method. gymnastics, dedicated. 85th anniversary of the foundation. M. RGUFKSMiT, 2017. P. 18-24.

5. Novikova L.A., Morozova L.P. Formirovanie navyka dvigatel'noj vyrazitel'nosti sportsmenok 8-9 let v hudozhestvennoj i esteticheskoj gimnastike [Formation of the skill of motor expressiveness of athletes aged 8-9 years in rhythmic and aesthetic gymnastics] // Gymnastics and modern fitness-2017: materials of the All-Russian. scientific-practical internet conf. / under total. ed. M.Yu. Rostovtseva. M.: RGUFKSMiT, 2018. P. 133-137.

6. Ob"ektivizaciya tekhnicheskoj cennosti elementov hudozhestvennoj gimnastiki kak faktor uspeshnosti mnogoletnej podgotovki sportsmenok [Objectification of the technical value of the elements of rhythmic gymnastics as a factor in the success of the long-term training of female athletes] / R.N. Terekhina [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2016. No. 10. P. 66-67.

7. Terekhina R.N., Viner-Usmanova I.A., Medvedeva E.N. Teoriya i metodika hudozhestvennoj gimnastiki: podgotovka sportivnogo rezerva [Theory and methodology of rhythmic gymnastics: preparation of the sports reserve]: textbook. allowance. M.: Sport, 2018. 360 p.

8. Hudozhestvennaya gimnastika: istoriya, sostoyanie i perspektivy razvitiya [Rhythmic gymnastics: history, state and development prospects] / I.A. Viner-Usmanova [et al.]. M.: Chelovek, 2014. 200 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.