Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПОЗЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ С ПРЕДМЕТАМИ У ГИМНАСТОК-ХУДОЖНИЦ'

СОХРАНЕНИЕ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПОЗЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ С ПРЕДМЕТАМИ У ГИМНАСТОК-ХУДОЖНИЦ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная гимнастика / ориентация в пространстве / тенденции развития / работа предметами / rhythmic gymnastics / orientation in space / development trends / work with objects

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мисникова Марина Олеговна, Медведева Елена Николаевна, Кивихарью Инна Владимировна, Супрун Александра Александровна

Установлено, что вариативность показателей стабилографических характеристик является информативным критерием оценки качества освоения техники работы предметами у гимнасток-художниц. Представлены результаты стабилографического исследования, которое проводилось с целью выявления особенностей сохранения вертикальной позы и ориентации в пространстве при выполнении базовых элементов с предметами. Определена направленность технической подготовки юных гимнасток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мисникова Марина Олеговна, Медведева Елена Николаевна, Кивихарью Инна Владимировна, Супрун Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF KEEPING THE VERTICAL POSTURE IN THE PROCESS OF PERFORMING BASIC ELEMENTS WITH VARIOUS APPARATUS IN RHYTHMIC GYMNASTICS

It has been established that the variability of indicators of stabilographic characteristics is an informative criterion for assessing the quality of mastering the technique of working with objects in artistic gymnasts. The results of a stabilographic study are presented, which were carried out in order to identify the features of maintaining a vertical posture and orientation in space when performing basic elements with objects. The direction of the technical training of young gymnasts is determined.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПОЗЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ С ПРЕДМЕТАМИ У ГИМНАСТОК-ХУДОЖНИЦ»

УДК 796.412.24 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-7-61-67

СОХРАНЕНИЕ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПОЗЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ С ПРЕДМЕТАМИ У ГИМНАСТОК-ХУДОЖНИЦ

М.О. Мисникова, Е.Н. Медведева, И.В. Кивихарью, А.А. Супрун

Установлено, что вариативность показателей стабилографических характеристик является информативным критерием оценки качества освоения техники работы предметами у гимнасток-художниц. Представлены результаты стабило-графического исследования, которое проводилось с целью выявления особенностей сохранения вертикальной позы и ориентации в пространстве при выполнении базовых элементов с предметами. Определена направленность технической подготовки юных гимнасток.

Ключевые слова: художественная гимнастика, ориентация в пространстве, тенденции развития, работа предметами.

FEATURES OF KEEPING THE VERTICAL POSTURE IN THE PROCESS OF PERFORMING BASIC ELEMENTS WITH VARIOUS APPARATUS IN RHYTHMIC GYMNASTICS

Misnikova M.O., postgraduate student, [email protected], Russia, Saint Petersburg, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, Medvedeva E.N., doctor of pedagogical sciences, professor, [email protected], Russia, Saint Petersburg, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

Kiviharju I.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Saint Petersburg, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

Suprun A.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, aleksandrass@ mail.ru, Russia, Saint Petersburg, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health

It has been established that the variability of indicators of stabilographic characteristics is an informative criterion for assessing the quality of mastering the technique of working with objects in artistic gymnasts. The results of a stabilo-graphic study are presented, which were carried out in order to identify the features of maintaining a vertical posture and orientation in space when performing basic elements with objects. The direction of the technical training of young gymnasts is determined.

Key words: rhythmic gymnastics, orientation in space, development trends, work with objects.

Мисникова Марина Олеговна, аспирант, [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

Медведева Елена Николаевна, д-р пед. наук, проф. [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

Кивихарью Инна Владимировна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

Супрун Александра Александровна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Санкт-Петербург, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лес-гафта, Санкт-Петербург

Художественная гимнастика - это сложнокоординированный вид спорта, включенный в олимпийскую программу с 1984 года. Спортсменки выполняют сочетание элементов без предмета, акробатических упражнений, движений хореографии и танца и гимнастических предметов, непохожих друг на друга. После каждых олимпийских игр происходит смена правил соревнований, а вместе с этим осуществляется повышение трудности в соревновательных композициях спортсменок. «Трудность» формируется

как суммарная техническая ценность всех элементов выполняемых в упражнении гимнастки. Так, после олимпиады в Токио были изменены правила соревнований и по сегодняшний день в них вносятся дополнения и корректировки [1, 8]. Спортсменкам необходимо адаптироваться к новому уровню сложности [3, 5, 7]. При этом ранее выполненные научные исследования указывают на то, что координационная сложность и трудность упражнений в художественной гимнастике обусловлена не только сложностью согласования двигательных действий, но и поддержанием вертикальной позы гимнасткой [2-4, 9].

Цель исследования - определить особенности ориентации спортсменок в пространстве при работе с различными предметами в художественной гимнастике.

Задачи исследования:

1) конкретизировать особенности ориентации спортсменок в пространстве при работе с предметами в художественной гимнастике;

2) определить направленность технической подготовки юных гимнасток с предметом.

Методика и организация исследования. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; экспертная оценка; стабилометрия и методы математической стати -стики.

Организация исследования. Исследования на стабилоплатформе были направлены на конкретизацию особенностей ориентации в пространстве при работе с предметами. Анализировались следующие стабилогра-фических характеристики: оценка движения, площадь эллипса, средняя скорость перемещения центра давления.

Результаты исследования и их обсуждение. Первая характеристика - «оценка движения» (ОД, рад/с) показывала комплексную оценку состояния вестибулярного аппарата гимнастки - отношение длины кривой к среднему разбросу. Если показатели данной характеристики увеличивались, то это являлось признаком ухудшения устойчивости испытуемой, а уменьшение говорило об ее улучшении [ 4, 6].

Вторая характеристика - «площадь эллипса» ^элл, мм2) позволяла получить информацию об основной части площади, занимаемой стабило -граммой без так называемых петель и случайных выбросов, и отражала рабочую площадь опоры гимнастки. Если данный показатель увеличи-вался, то это являлось признаком ухудшения устойчивости, а если уменьшался, то, соответственно, улучшения.

Средняя скорость перемещения центра давления (мм/с) характеризовала среднее амплитудное значение скорости перемещения центра давления спортсменок во время выполнения равновесия. Большая скорость указывала на наличие активных процессов поддержания вертикальной

позы гимнастки, связанных с нарушением вестибулярной функции, а небольшая скорость - на своевременную компенсацию возникающих отклонений тела.

В процессе исследования для конкретизации особенностей проявления ориентации в пространстве гимнасток были выбраны и рассмотрены движения с предметами, которые являются наиболее фундаментальными в спортивной практике и различаются по форме и сложности исполнения (таблица).

Показатели ориентации в пространстве при работе с предметами (п=10)

Упражнения Статист. показат. Оценка движения Площадь эллипса, 2 мм2 Ср. скорость перемещения ЦД, мм/с Оценка движения Площадь эллипса, 2 мм2 Ср. скорость перемещения ЦД, мм/с

Основная стойка С открытыми глазами С зак эытыми глазами

М 79,5 162,3 17,6 82,5 370,5 30,7

m 19,2 55,5 4,5 30,11 136,3 12,0

V% 24,1 34,2 25,6 36,4 36,7 39,1

Работа предметами Правая рука Левая рука

ET Sy n «вертушка» М 106,7 1479,1 66,8 101,8 1386,3 70,5

m 33,4 866,9 17,2 12,4 811,2 21,2

V% 31,4 58,6 25,8 12,2 58,5 30,1

Ю О «бросок» М 104,2 5291,9 121,0 96,3 4856,9 107,9

m 16,1 1892,3 21,9 21,8 2454,1 23,2

V% 15,4 35,7 18,1 22,6 50,5 21,5

Мяч «перекат» М 104,3 3719,3 103,8 - - -

m 19,3 1574,6 25,6 - - -

V% 18,5 42,3 24,7 - - -

Булавы «мельница» вверху М 109,2 1798,4 80,8 - - -

m 24,0 818,4 20,1 - - -

V% 22 45,5 24,8 - - -

Лента «змейка» М 95,5 789,4 46,9 136,1 567,0 46,5

m 31,4 543,8 10,2 42,9 367,7 16,9

V% 32,9 68,8 21,6 31,5 64,8 36,3

«спираль» М 117,3 709,7 89,1 110,73 633,3 50,6

m 49,6 378,6 78,6 41,3 348,6 14,6

V% 42,3 53,3 99,5 37,2 55 28,8

«восьмерка» М 116,8 2580,5 102,81 139,4 2093,1 106,1

m 23,8 816,6 17,2 22,3 1119,1 30,4

V% 20,4 31,6 16,7 16 53,4 28,7

Можно заметить, что средние показатели в основной стойке и коэффициент вариации в стойке закрытыми глазами увеличиваются, это

говорит о том, что в большей степени проявляется способность к мышечным дифференцировкам у спортсменок именно с закрытыми глазами.

Все анализируемые движения с предметом являются базовыми, но, несмотря на это, меньшая вариативность показателей оценки движения отмечалась только в броске правой рукой (15,4 %). Это указывало на то, что, с одной стороны, при выполнении движений вперед легче сохранять равновесие, а с другой, бросок с прямолинейным перемещением обруча в пространстве освоен лучше. В результате, его техника наиболее стабильна, как у каждой спортсменки, так и по всей группе в целом. При выполнении броска левой рукой стабильность снижалась, что приводило к ухудшению устойчивости гимнасток.

Анализ вариативности показателей оценки движения при выполнении «вертушки» обручем вокруг кисти свидетельствовал, что данное движение предметом усложняет сохранение равновесия испытуемыми, и в це -лом оно освоено хуже как правой, так и левой рукой. Это подтвердили данные корреляционного анализа взаимосвязей показателей стабиломет-рии экспертной оценки качества выполнения данного фундаментального движения обручем. Качество «вертушки» левой рукой в стойке с открытыми глазами влияло на показатели оценки движения (г=0,6 при Р=0,05), а также с закрытыми глазами - на показатели площади эллипса (г=0,7 при Р=0,03): чем лучше было выполнение «вертушки» правой рукой, тем меньше были показатели площади эллипса, то есть устойчивее равновесие (г=-0,7 при Р=0,03).

Высокая вариативность показателей площади эллипса (~58 %) при выполнении «вертушки» обручем вокруг правой и левой кисти свидетельствовали о том, что данное движение освоено гимнастками хуже, чем другие элементы с предметом, изучаемые в исследовании. При выполнении «вертушки» рабочая рука с предметом отведена в сторону, вследствие чего происходит смещение центра давления к границе площади опоры и, следовательно, гимнастке труднее управлять плоскостью обруча при выполнении вращения. При этом плотность показателей площади эллипса в броске обруча в лицевой плоскости сначала одной, а затем другой рукой также различна, но это свидетельствует, прежде всего, об асимметричности техники движений, а также меньшей освоенности базового элемента левой рукой (У% = 50,5%).

Наиболее информативной характеристикой равновесия при выполнении переката мяча и «мельницы» булавами являлась «площадь эллипса», в которой была зафиксирована схожая вариативность показателей (до 42,3 %). Данная характеристика зависела от амплитуды колебаний центра давления (ЦД) относительно сагиттальной оси, приоритетности руки и направления движения предметом. Кроме этого, установлено, что качество переката мяча коррелирует с показателями оценки движения в обычной

стойке с закрытыми глазами (г=-0,6 при Р=0,05), то есть качество переката зависит от способности к пространственной ориентации без зрительного контроля и чем меньше он ориентирован на сохранение равновесия, тем выше оценка за выполнение.

Ориентация гимнасток в пространстве при работе лентой («змейка», «спираль», «восьмерка»), прежде всего, зависела от приоритет -ности руки. Так, выполнение амплитудных движений правой (приоритетной) рукой характеризовалось более стабильными показателями площади эллипса, чем подобные движения левой рукой с меньшей амплитудой, а равновесие с работой левой рукой отличалось повышенным контролем и оценкой движения. Например, равновесие с «восьмеркой» лентой правой рукой характеризовалось меньшими показателями вариативности, так как предмет перемещался ближе к телу, а при работе левой рукой из-за низкого качества освоения техники усилия прилагались не только рукой, спортсменки начинали помогать себе всем телом и раскачиваться.

Это подтвердили корреляционные взаимосвязи экспертных оценок за качество выполнения фундаментальных движений лентой и показателей ориентации гимнасток в пространстве. Независимо от приоритетности руки техника выполнения «спирали» и «восьмерки» на 36-49 % определяла показатели средней скорости перемещения ЦД (г=0,6-0,7 при Р=0,02-0,05), качество «змейки» коррелировало с площадью эллипса (г=0,7 при Р=0,02), а выполнение «восьмерки» - с оценкой движения (г=0,6 при Р=0,03-0,05).

В процессе исследования установлено, что качество равновесия с работой предметом, требующей демонстрации мелкой моторики, зависит от размера и физических свойств предмета. Увеличение размера или снижение твердости приводило к повышению сложности сохранения равновесия и работы с предметом (например, движения с обручем, имеющим большой диаметр, или лентой с большей длиной, требующей амплитудных движений рукой).

Выводы. В процессе исследования, направленного на конкретиза -цию особенностей сохранения вертикальной позы при выполнении базовых элементов с различными предметами в художественной гимнастике, было установлено, что вариативность показателей стабилографических характеристик является информативным критерием оценки качества освоения техники работы предметами.

Полученные данные свидетельствуют, что техническая подготовка юных гимнасток с предметом должна осуществляться комплексно и спо -собствовать развитию равновесия, реакции на движущийся объект, согласованию движений и реагированию на быстрые движения в равновесии, симметричности освоения техники движений правой и левой рукой.

Список литературы

1. Анализ компонента трудности тела в индивидуальных программах лучших пред-юниорок России по художественной гимнастике / Л.А. Коновалова [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. 2020. № 11 (189). С. 242-249.

2. Давыдова А.Ю. Сохранение равновесия с предметом как фактор синхронизации движений гимнасток в групповых упражнениях // Научные исследования и разработки в спорте: вестник аспирантуры и докторан-туры. 2020. Вып. 27. С. 12-16.

3. Двейрина О.А. Координационная подготовка спортсмена в соответствии со спецификой вида спорта: концепция и программирование: монография. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. 430 с.

4. Зинурова Н.Г., Денисов К.Г., Кузиков М.М. Показатели статоки-нетической устойчивости спортсменов при адаптации к сложно-координационным нагрузкам // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Образование, здравоохранение, физическая культура. 2011. № 26. С. 127-130.

5. Интегративная модель минимизации технических ошибок у де -вочек 11-12 лет, занимающихся художественной гимнастикой / Т. В. Зая -чук [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 9 (151) С. 96-100.

6. Коновалова Л.А., Карпеева Д.А. Стратегии управления устойчивостью тела в сложных статических равновесиях художественной гимна -стики // Наука и спорт: современные тенденции. 2019. Т. 22. № 1 (22). С.139-144.

7. Меновщикова О.И., Лалаева Е.Ю., Вишнякова С.В. Факторы, влияющие на выступления сильнейших команд мира по эстетической гим -настике // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 2 (192). С. 192-195.

8. Терехина Р.Н., Мальнева А.С. Анализ содержания программ групповых упражнений, команд-участниц финальных соревнований 38-го чемпионата мира по художественной гимнастике // Ученые записки уни -верситета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 1 (203). С. 424-427.

9. Техническая подготовка с предметами на основе совершенствования свойств внимания у спортсменок 12 лет в художественной гим -настике / А.А. Супрун [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. № 9 (211). С. 438-443.

References

1. Analiz komponenta trudnosti tela v individual'nyh programmah luchshih pred-yuniorok Rossii po hudozhestvennoj gimnastike [Analysis of the body difficulty component in the individual programs of the best pre-juniors of Russia in rhythmic gymnastics] /

L.A. Konovalova [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2020. No. 11 (189). P. 242-249.

2. Davydova A.Yu. Sohranenie ravnovesiya s predmetom kak faktor sinhronizacii dvizhenij gimnastok v gruppovyh uprazhneniyah [Maintaining balance with the apparatus as a factor in synchronization of movements of gymnasts in group exercises] // Nauchnye issledo-vaniya i razrabotki v sporte: vestnik aspirantury i doktorantury. 2020. No. 27. P. 12-16.

3. Dvejrina O.A. Koordinacionnaya podgotovka sportsmena v sootvetstvii so speci-fikoj vida sporta: koncepciya i programmirovanie [Coordination training of an athlete in accordance with the specifics of a sport: concept and programming]: monograph. St. Petersburg: POLYTECH-PRESS, 2019. 430 p.

4. Zinurova N.G., Denisov K.G., Kuzikov M.M. Pokazateli statokineticheskoi ustoj-chivosti sportsmenov pri adaptacii k slozhno-koordinacionnym nagruzkam [Indicators of statokinetic stability of athletes during adaptation to complex coordination loads] // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie, zdravoohranenie, fizi-cheskaya kul'tura [Bulletin of the South Ural State University. Series: Education, health care, physical culture]. 2011. No. 26. P. 127-130.

5. Integrativnaya model' minimizacii tekhnicheskih oshibok u devochek 11-12 let, zanimayushchihsya hudozhestvennoj gimnastikoj [An integrative model for minimizing technical errors in 11-12-year-old girls involved in rhythmic gymnastics] / T.V. Zayachuk [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2017. No. 9 (151) P. 96-100.

6. Konovalova L.A., Karpeeva D.A. Strategii upravleniya ustojchivost'yu tela v slozhnyh staticheskih ravnovesiyah hudozhestvennoj gimnastiki [Strategies for managing body stability in complex static balances in rhythmic gymnastics] // Nauka i sport: sovremen-nye tendencii [Science and sport: modern trends]. 2019. V. 22. No. 1 (22). P. 139-144.

7. Menovshchikova O.I., Lalaeva E.Yu., Vishnyakova S.V. Faktory, vliyayushchie na vystupleniya sil'nejshih komand mira po esteticheskoj gimnastike [Factors influencing the performance of the world's strongest teams in aesthetic gymnastics] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2021. No. 2 (192). P. 192-195.

8. Terekhina R.N., Mal'neva A.S. Analiz soderzhaniya programm gruppovyh uprazhnenij, komand-uchastnic final'nyh sorevnovanij 38-go chempionata mira po hudozhestvennoj gimnastike [Analysis of the content of group exercise programs, teams participating in the final competitions of the 38th World Rhythmic Gymnastics Championship] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2022. No. 1 (203). P. 424-427.

9. Tekhnicheskaya podgotovka s predmetami na osnove sovershenstvovaniya svojstv vnimaniya u sportsmenok 12 let v hudozhestvennoj gimnastike [Technical training with subjects on the basis of improving the properties of attention among 12-year-old athletes in rhythmic gymnastics] / A.A. Suprun [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2022. No. 9 (211). P. 438-443.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.