Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗНАЧИМОСТЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗНАЧИМОСТЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная гимнастика / хореографическая подготовка / анкетирование / специалисты в области технико-эстетических видов спорта / rhythmic gymnastics / choreographic training / questionnaires / specialists in the field of technical and aesthetic sports

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Анна Владимировна

Выделены основные функции и направления хореографии, позволяющие определить ее влияние на развитие двигательных способностей, психических процессов, и показатели специально-технической подготовки в художественной гимнастике на основе данных анкетирования тренеров и хореографов, работающих с гимнастками–«художницами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS AND IMPORTANCE OF CHOREOGRAPHIC TRAINING IN RHYTHMIC GYMNASTICS

The main functions and directions of choreography are highlighted, allowing to determine its influence on the development of motor ab-ilities, mental processes and indicators of special technical training in rhythmic gymnastics, based on the data of the questionnaire survey of coaches and choreographers working with gymnasts–"artists".

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗНАЧИМОСТЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ»

1

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]

УДК 796.412.2 10.24412/2305-8404-2021-6-168-173

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗНАЧИМОСТЬ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

А.В. Титова

Выделены основные функции и направления хореографии, позволяющие опреде-

лить ее влияние на развитие двигательных способностей, психических процессов, и по-

казатели специально-технической подготовки в художественной гимнастике на ос-

нове данных анкетирования тренеров и хореографов, работающих с гимнастками–

«художницами».

Ключевые слова: художественная гимнастика, хореографическая подготовка,

анкетирование, специалисты в области технико-эстетических видов спорта.

THE MAIN DIRECTIONS AND Титова Анна Владимировна, канд. пед. наук,

IMPORTANCE OF CHOREOGRAPHIC доц., ann29357975@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский

TRAINING IN RHYTHMIC GYMNASTICS государственный педагогический университет имени

Л.Н. Толстого

Titova A.V., candidate of pedagogical sci-

ences, associate professor, ann29357975@

yandex.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogi- Хореография играет существен-

cal University of L.N. Tolstoy ную роль в целом ряде спортивных дис-

циплин и признана большинством спе-

The main functions and directions of choreo-

graphy are highlighted, allowing to determine циалистов как средство специализиро-

its influence on the development of motor ab- ванной подготовки спортсменов различ-

ilities, mental processes and indicators of spe-

cial technical training in rhythmic gymnastics, ного уровня в технико-эстетических ви-

based on the data of the questionnaire survey дах спорта [3]. В художественной гимна-

of coaches and choreographers working with стике профессионалы, осуществляющие

gymnasts–"artists".

хореографическую подготовку, должны

Key words: rhythmic gymnastics, choreo- иметь четкое представление о значении,

graphic training, questionnaires, specialists in

the field of technical and aesthetic sports. особенностях и направлениях этой сто-

роны тренировочного процесса.

Хореографическая подготовка – это система упражнений, которая

направленно воздействует на формирование базовых навыков, школы

движений, гимнастического стиля (оттянутые носки, осанка, прямые ноги

и т. д.), а также способствует развитию чувства ритма, амплитуды, точно-

сти движений, на которых основывается овладение самыми сложными

элементами техники. Художественная гимнастика является близким для

искусства хореографии видом деятельности, более того, она задумывалась

и создавалась на его основе [9]. Однако хореография в гимнастике имеет

ряд особенностей, о которых необходимо сказать.

Во-первых, ведущим фактором является различие в целях и задачах,

стоящих перед балеринами и гимнастками. Для балерин занятия классиче-

168

2

Спорт [Sport]

ской хореографией являются основой их деятельности, а для «художниц»

хореография – это лишь один из видов подготовки [1].

Во-вторых, хореографическая подготовка в гимнастике неразрывно

связана с другими сторонами тренировочного процесса, такими как техни-

ческая, специальная физическая, предметная подготовки [5].

В-третьих, хореограф в гимнастике постоянно сталкивается с про-

блемой дефицита времени, отведенного для хореографии в структуре тре-

нировочного занятия, поскольку приоритет отдается все-таки другим ви-

дам подготовки [10].

Несмотря на это, в последнее время существенно повысились тре-

бования к исполнительскому компоненту выступления гимнасток. Между

трудностью, композицией и исполнением в художественной гимнастике

должна присутствовать гармония. Причем, в связи с постоянно возрастаю-

щей конкуренцией в этом виде спорта, гармония должна быть полной [8].

По мнению ряда авторов (Н.А. Дарданова, А.М. Кабаева, О.Г Рум-

ба, А.В. Плешкань и др.), достигнуть этой цели невозможно без примене-

ния в тренировочном процессе гимнасток-«художниц» упражнений хорео-

графии. Рассматривая ее значение, специалисты указывают, что хореогра-

фические упражнения напрямую воздействуют на спортивный результат в

целом [2, 4, 6, 7].

С целью определения значения хореографической подготовки в

процессе тренировки гимнасток-«художниц», было проведено исследова-

ние. При анализе мнений тренеров, хореографов и других специалистов в

области художественной гимнастики выявили, что 100 % опрошенных

считают хореографию одним из основополагающих видов подготовки в

этом виде спорта. Хореография в гимнастике выполняет целый ряд функ-

ций (табл. 1).

Таблица 1

Влияние хореографии на различные показатели

специально-технической подготовки в художественной

гимнастике

Показатели специально-технической подготовки % от числа опрошенных

1. Овладение основными двигательными навыками 37

2. Формирование гимнастического стиля 96

3. Развитие точности движений 58

4. Развитие ритмичности 47

5. Развитие амплитуды движений 69

6. Основа танцевальных дорожек 63

Так, в результате проведенного анкетирования среди специалистов

в области художественной гимнастики было установлено следующее:

169

3

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]

– 37% опрошенных считают, что элементы хореографии являются

базовой основой для работы во всех видах гимнастического многоборья,

создавая основу в овладении основными двигательными навыками (прыж-

ками, пируэтами и равновесиями);

– 96 % (подавляющее большинство респондентов) указывают, что

решающее значение в процессе формирования гимнастического стиля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(осанка, натянутые ноги, высокий полупалец) принадлежит именно хорео-

графической подготовке;

– 58 % специалистов считают, что хореография является одним из

средств развития точности движений, 47 % – ритмичности;

– 69 % респондентов говорят о влиянии данного вида подготовки на

амплитуду движений, без которой в современной художественной гимна-

стике невозможно добиться высокого спортивного результата;

– 63 % указывают на то, что элементы различных видов хореогра-

фии: народной, классической, современной и др. являются основой сорев-

новательных программ гимнасток, особенно для их обязательного компо-

нента – танцевальных дорожек.

Ряд авторов: А.В. Головко (2011), Н.А. Дарданова, Л.В. Морчукова,

А.А. Купреева (2019), М.Н. Юрьева (2019) – отмечают большое значение

хореографии для развития физических качеств занимающихся. Эти спе-

циалисты считают, что упражнения хореографии способствуют развитию

активной и пассивной гибкости, координационных способностей, прыгу-

чести, специальной выносливости, а также силы мышц спины, рук и ног.

Интересно было выявить мнение опрошенных респондентов по во-

просу значимости хореографии для развития двигательных способностей

спортсменок (табл. 2).

Таблица 2

Влияние хореографии на развитие двигательных

способностей гимнасток-«художниц»

Двигательные способности % от числа опрошенных

1. Активная и пассивная гибкость 84

2. Координационные способности 96

3. Прыгучесть 81

4. Специальная выносливость 55

5. Силовые способности 59

В ходе опроса специалистов выявлено, что упражнения хореогра-

фии выступают в качестве средства развития: активной и пассивной гибко-

сти (84 % случаев), прыгучести (81 %), координационных способностей, в

том числе вестибулярной устойчивости и чувства равновесия (96 %), спе-

циальной выносливости (55 %), силы мышц спины, ног и рук (59 %).

170

4

Спорт [Sport]

В результате проведенного исследования по вопросу влияния хо-

реографической подготовки на развитие некоторых психических процес-

сов установлено следующее (табл. 3): 55 % опрошенных считают, что мно-

гообразие двигательных действий хореографии улучшает двигательную

память, 38 % – способствует развитию художественного воображения,

47 % – внимания и 25 % – мышления.

Таблица 3

Влияние хореографии на развитие психических процессов

занимающихся художественной гимнастикой

Психические процессы % от числа опрошенных

1. Двигательная память 55

2. Художественное воображение 38

3. Внимание 47

4. Мышление 25

Кроме того, интересовало мнение специалистов о роли хореографии

в развитии артистизма и культуры движений гимнасток. Так, 100 % рес-

пондентов однозначно отметили большое значение этого вида подготовки

для формирования выразительности движений, танцевальности, грациоз-

ности, воспитания красоты и правильности движений, развития чувства

вкуса и эмоциональности, без которых немыслима современная художест-

венная гимнастика, 95 % – указали на необходимость хореографии для

создания у гимнасток индивидуального стиля и манеры выступления, 81 %

– говорят о том, что хореографическая подготовка напрямую влияет на

уровень исполнительского мастерства спортсменок.

Приведенные выше данные позволили нам сгруппировать ответы

специалистов по следующим направлениям (рисунок).

Специально-техническая Специально-физическая

Направленность хореографической

подготовки

Психологическая Эстетическая

Направленность хореографической подготовки

в художественной гимнастике

171

5

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]

Таким образом, проведенное анкетирование позволило сделать вы-

вод, что упражнения хореографии оказывают влияние на различные сто-

роны спортивной подготовки в художественной гимнастике. Дальнейшее

изучение особенностей и направленности хореографической подготовки в

этом виде спорта поможет определить наиболее эффективные направления

работы с гимнастками различной квалификации.

Список литературы

1. Ведерникова М.А., Беляева А.А. Роль хореографической подго-

товки в художественной гимнастике // Научные преобразования в эпоху

глобализации: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф.: в 4 ч. Ч. 2. Уфа:

Аэрна, 2017. С. 48–52.

2. Винер-Усманова И.А., Кабаева А.М. Артистичность и музыка в

художественной гимнастике // Гимнастика: сб. науч. трудов. Вып. Х. СПб.:

Изд-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2011. С. 52–54.

3. Головко А.В. Хореография в современных видах спорта // Теория

и практика физической культуры. 2011. № 6. С. 62–65.

4. Дарданова Н.А., Морчукова Л.В., Купреева А.А. Организация и

содержание хореографической подготовки девочек 6–7 лет, занимающихся

художественной гимнастикой // Спортивно-педагогическое образование.

2019. № 2. С. 58–62.

5. Интеграция технической (предметной) и физической подготовки

в художественной гимнастике / В.В. Борисова [и др.] // Теория и практика

физической культуры. 2017. №6. С. 11.

6. Плешкань A.B. Актуальные проблемы современной системы под-

готовки в художественной гимнастике: учеб. пособие. Краснодар: Изд-во

КГУФКСТ, 2010. 87 с.

7. Румба О.Г. Основы хореографической грамотности в художест-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

венной гимнастике: учеб. пособие. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008.

100 с.

8. Теория и методика художественной гимнастики: артистичность и

пути ее формирования: учеб. пособие / И.А. Винер-Усманова [и др.]. М.:

Изд-во «Человек», 2015. 120 с.

9. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы

развития: учеб. пособие / И.А. Винер-Усманова [и др.]. М.: Изд-во «Чело-

век», 2014. 200 с.

10. Юрьева М.Н., Галаева И.П. Специфика хореографической под-

готовки спортсменок в художественной гимнастике // Психолого-педаго-

гический журнал «Гаудеамус». 2019. Т. 18. № 4 (42). С. 34–39.

172

6

Спорт [Sport]

References

1. Vedernikova M.A., Belyaeva A.A. Rol' horeograficheskoj podgotovki v hudoz-

hestvennoj gimnastike [The role of choreographic training in rhythmic gymnastics] // Scien-

tific transformations in the era of globalization: collection of articles. articles of Intern. scien-

tific-practical conf.: at 4 pm. Part 2. Ufa: Aerna, 2017. P. 48–52.

2. Viner-Usmanova I.A., Kabaeva A.M. Artistichnost' i muzyka v hudozhestvennoj

gimnastike [Artistry and music in rhythmic gymnastics] // Gymnastics: collection of works.

scientific. works. Issue X. SPb.: Publishing house of NSU im. P.F. Lesgafta, 2011. P. 52–54.

3. Golovko A.V. Horeografiya v sovremennyh vidah sporta [Choreography in mod-

ern sports] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture].

2011. No. 6. P. 62–65.

4. Dardanova N.A., Morchukova L.V., Kupreeva A.A. Organizaciya i soderzhanie

horeograficheskoj podgotovki devochek 6–7 let, zanimayushchihsya hudozhestvennoj gim-

nastikoj [Organization and content of choreographic training for girls 6–7 years old, engaged

in rhythmic gymnastics] // Sportivno-pedagogicheskoe obrazovanie [Sports and pedagogical

education]. 2019. No. 2. P. 58–62.

5. Integraciya tekhnicheskoj (predmetnoj) i fizicheskoj podgotovki v hudozhestven-

noj gimnastike [Integration of technical (subject) and physical training in rhythmic gymnas-

tics] / V.V. Borisova [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of

physical culture]. 2017. No. 6. P. 11.

6. Pleshkan' A.B. Aktual'nye problemy sovremennoj sistemy podgotovki v hudoz-

hestvennoj gimnastike [Actual problems of the modern training system in rhythmic gymnas-

tics]: textbook. allowance. Krasnodar: Publishing house KSUFKST, 2010. 87 p.

7. Rumba O.G. Osnovy horeograficheskoj gramotnosti v hudozhestvennoj gimnas-

tike [Basics of choreographic literacy in rhythmic gymnastics]: textbook. allowance. Belgo-

rod: IPC "POLITERRA", 2008. 100 p.

8. Teoriya i metodika hudozhestvennoj gimnastiki: artistichnost' i puti ee formirova-

niya [Theory and methodology of rhythmic gymnastics: artistry and ways of its formation]:

textbook. allowance / I.A. Viner-Usmanova [et al.]. M.: Publishing house "Chelovek", 2015.

120 p.

9. Hudozhestvennaya gimnastika: istoriya, sostoyanie i perspektivy razvitiya

[Rhythmic gymnastics: history, state and development prospects]: textbook. allowance /

I.A. Viner-Usmanova [et al.]. M.: Publishing house "Chelovek", 2014. 200 p.

10. Yur'eva M.N., Galaeva I.P. Specifika horeograficheskoj podgotovki sportsmenok

v hudozhestvennoj gimnastike [Specificity of choreographic training of athletes in rhythmic

gymnastics] // Psihologo-pedagogicheskij zhurnal «Gaudeamus» [Psychological and peda-

gogical journal "Gaudeamus"]. 2019. V. 18. No. 4 (42). P. 34–39.

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.