Научная статья на тему 'Методика построения уроков хореографии в системе физического воспитания в вузе'

Методика построения уроков хореографии в системе физического воспитания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / EXPRESSIVENESS / КООРДИНАЦИЯ / COORDINATION / МУЗЫКАЛЬНОСТЬ / MUSICALITY / ХОРЕОГРАФИЯ / CHOREOGRAPHY / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ТЕХНИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВИДЫ СПОРТА / TECHNICAL AND AESTHETIC SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мостовая Татьяна Николаевна, Данилочкин Андрей Евгеньевич, Старовойтов Юрий Николаевич

В статье рассматриваются основные педагогические принципы построения уроков хореографии в системе физического воспитания в вузе. Уроки хореографии могут стать альтернативой традиционного учебно-тренировочного занятия в вузе и оказать огромную помощь в формировании пластической выразительности студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мостовая Татьяна Николаевна, Данилочкин Андрей Евгеньевич, Старовойтов Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A METHOD OF CONSTRUCTING CHOREOGRAPHY IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL

The article discusses the main pedagogical principles of choreography in the system of physical education at the University. The choreography can become an alternative to traditional training classes at the University and can be a great help in the formation of the plastic expressiveness of students

Текст научной работы на тему «Методика построения уроков хореографии в системе физического воспитания в вузе»

МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ УРОКОВ ХОРЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

A METHOD OF CONSTRUCTING CHOREOGRAPHY IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL

Мостовая Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Mostovaia Tatiana Nikolaevna the candidate of pedagogical Sciences associate Professor ""Appliedphysical culture"" Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Данилочкин Андрей Евгеньевич

старший преподаватель кафедра «Прикладная физическая культура»> Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Danilochkin Andrei Evgenievich senior lecturer ""Applied physical culture"" Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Старовойтов Юрий Николаевич

старший преподаватель кафедра «Прикладная физическая культура»> Орловский государственный университет

имени И. С. Тургенева г. Орёл, Россия Starovoitov Yuri Nikolaevich senior lecturer ""Applied physical culture"" Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются основные педагогические принципы построения уроков хореографии в системе физического воспитания в вузе. Уроки хореографии могут стать альтернативой традиционного учебно-

тренировочного занятия в вузе и оказать огромную помощь в формировании пластической выразительности студентов

Abstract. The article discusses the main pedagogical principles of choreography in the system of physical education at the University. The choreography can become an alternative to traditional training classes at the University and can be a great help in the formation of the plastic expressiveness of students

Ключевые слова: выразительность, координация, музыкальность, хореография, физическая культура, технико-эстетические виды спорта

Keywords: expressiveness, coordination, musicality, choreography, physical culture, technical and aesthetic sports

В системе физического воспитания урок хореографии может иметь место как одна из форм учебных занятий, а также возможно использование отдельных элементов танца в какой-либо части занятия.

В случае внедрения уроков хореографии, как формы учебных занятий, следует придерживаться определенной методики проведения. В специализированных учебных заведениях принято классифицировать уроки хореографии по типам поставленных задач, согласно которым урок может быть обучающим, тренировочным, контрольным, разминочным и показательным. Рассматривая хореографию как вспомогательное средство повышения уровня физической подготовленности, развития психофизических качеств, и качества выступления спортсменов технико-эстетических видов спорта, следует отдавать предпочтение урокам обучающим и тренировочным.

Основными задачами данных типов уроков является освоение отдельных элементов и связок, хореографической лексики, а также развитие физических качеств, музыкальности, выразительности, достижение и сохранение высокого уровня спортивного мастерства.

Обучение основным элементам является начальным этапом освоения техники какого-либо вида спорта или системы физических упражнений. В этом случае целесообразно использовать раздельный метод выполнения упражнений с его многократным повторением. Каждое достаточно сложное упражнение следует расчленять на отдельные элементы, а также выполнять подготовительные упражнения, подводящие к главному.

Тренировочный урок, как и в спорте, преследует цель - подготовку организма к работе, достижение высокого уровня спортивного мастерства и сохранение его. Такой урок может стать альтернативой спортивной тренировки. Подбор специальных упражнений и дозирование нагрузки должны подбираться в соответствии с поставленными задачами. Например, совершенствование пластической выразительности, оттачивание определенного стиля танца, развитие музыкальности или ритмичности. Тренировочные уроки являются более узконаправленными и насыщенными элементами определенного танцевального стиля и жанра. Количество упражнений уменьшается, они проводятся серийно-поточным методом.

Достижение высоких результатов в спорте и системах физических упражнений тесным образом сопряжено с уровнем двигательной подготовки, который можно значительно повысить, используя средства хореографии.

К основным средствам хореографии относятся классический, народный,

бальный, эстрадно-спортивный танец, свободная пластика, мимика и пантомимика, акробатические и общеразвивающие упражнения, ритмика. Основой хореографического искусства являются танцевальные движения различного характера, но следует уделять достаточно внимания ритмике, которая учит согласовывать движения с музыкой.

Во время выполнения элементов классического танца необходимо большое внимание уделять технике. Для достижения высокого уровня следует использовать подводящие упражнения и контролировать работу основных групп мышц. Подготовительные упражнения являются необходимым средством обучения для начинающих заниматься спортом.

Урок хореографии по своей структуре не отличается от классического урока, в него входят подготовительная, основная и заключительная части. В подготовительной части происходит «настрой» организма на работу, организация учеников, подведение их к основной части занятия. Здесь используются шаговые, беговые и общеразвивающие упражнения, танцевальные соединения. Они способствуют мобилизации внимания, памяти, подготовке внутренних систем организма к физической нагрузке. Упражнения могут проводиться раздельным методом, в движении, в виде музыкальной игры.

Большая часть занятия направлена на решение основных задач. В этой части используется большой арсенал движений: элементы различных танцевальных направлений, свободной пластики, акробатики и т.д. Обычно эта часть занятия посвящена глубокой технической проработке танцевальных связок, композиций, соединений. Здесь отрабатываются сложные прыжки, повороты, вращения, трюки, сложно координированные упражнения.

В заключительной части нагрузка снижается с помощью специальных упражнений на расслабление, растяжку и релаксацию. Можно использовать адажио, движения и комбинации современных танцев.

Основными принципами построения урока хореографии являются: соразмерность отдельных частей урока; грамотный подбор и последовательность выполнения заданий; чередование нагрузки и отдыха. Длительность и соразмерность частей урока может меняться в зависимости от поставленных задач, но в любом случае, на основную часть должна приходиться большая (около 80 %) часть времени.

На каждом занятии выполняются различные по координации и выразительности движения, которые требуют концентрации внимания и сосредоточенности. Необходимо, чтобы такие упражнения чередовались с простыми, более легкими. Сначала рекомендуется использовать несложные по структуре движения, а затем плавно повышать их физическую трудность выполнения. Потом можно перейти к сложным движениям, требующим высокой концентрации внимания и большого физического напряжения. В конце можно выполнить сложно координированные упражнения, но с меньшей затратой физических сил.

В отношении методики составления танцевальных связок и комбинаций нельзя выписать единый рецепт. Здесь очень многое зависит от личной индивидуальности, творческих способностей и авторского прочтения тренера, хореографа. Однако есть определенные закономерности, которые необходимо учитывать.

Во-первых, это возрастные, гендерные особенности, уровень физической подготовленности, хореографическая подготовка, периодизация занятий, этап подготовки.

Во-вторых, последовательность и логика исполнения движений. Каждое движение должно логически сочетаться с последующим и переходить в него. Конечная поза движения должна быть начальной для выполнения следующего.

В-третьих, следует соблюдать оптимальную трудность композиции. Она не должна быть слишком простой, в этом случае может пропасть интерес к исполнению. Слишком сложные упражнения так же могут привести к утрате увлеченности занятиями.

В-четвёртых, в каждом танцевальном номере должны присутствовать элементы новизны и разнообразия. Органическое сочетание хорошо знакомых движений с новыми, позволяет оптимизировать и разнообразить процесс обучения двигательным действиям.

При составлении танцевальных номеров, композиций и связок следует учитывать рисунок перемещений, осуществлять подбор элементов сложности в зависимости от возможностей учеников, грамотно сочетать количество выполняемых элементов на полу (в партере), стоя, в воздухе (прыжки).

Литература

1. Аверкович Э. П. Композиция упражнений в художественной гимнастике: метод. рек. / Э. П. Аверкович. - М.: Изд-во ВНИИФК, 1989. - 17 с.

2. Бирюк Е. В. Хореографическая подготовка в спорте : метод. рекомендации / Е. В. Бирюк, Н. А. Овчинникова. - Киев: Изд-во КГИФК, 1990. -20 с.

3. Медведева, Е. С. Культура движений. Физкультура. Молодежь. Здоровье: / Е. С. Медведева //Сб. науч. тр.- СПб: СПбГУП, 1998. - С. 106-108.

4. Мессерер A. M. Уроки классического танца / А. М. Мессерер. - М.: «Искусство», 1967. - 552 с.

5. Румба О. Г. Основы хореографической грамотности в художественной гимнастике : учеб. пособие / О. Г. Румба. - 2-е изд., перераб. и доп. - Белгород: Изд-во «ЛитКараВан», 2013. - 144 с.

6. Сингина,Н. Ф. Некоторые аспекты общей и специальной физической подготовки в спортивных танцах. Спортивные танцы, Бюллетень №3 (5), / Н. Ф. Сингина, Н. Н. Еремеева. - М.: РГАФК, 1999.- С.30- 45.

7. Цыганкова И. Я. Формирование навыков составления композиций произвольных упражнений в художественной гимнастике / И. Я. Цыганкова. - М., 1991.- 38 с.

References

1. Averkovich E. P. Kompozitsiya uprazhneniy v khudozhestvennoy gimnastike [Composition exercises in gymnastic]. Moscow, VNIIFK Publ., 1989, 17 p.

2. Biryuk E. V., Ovchinnikova N. A. Khoreograficheskaya podgotovka v sporte

[Dance training in sport]. Kiev, KGIFK Publ., 1990, 20 p.

3. Medvedeva E. S. Kul'tura dvizhenij. Fizkul'tura. Molodezh'. Zdorov'e [Culture movements. Physical education. Youth. Health]. Sbornik nauchnyh trudov [Collection of scientific papers]. St. Petersburg, SPbGUP Publ., 1998, pp. 106-108.

4. Messerer A. M. Uroki klassicheskogo tanca [Lessons of classical dance]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1967, 552 p.

5. Rumba O. G. Osnovy horeograficheskoj gramotnosti v hudozhestvennoj gimnastike [Fundamentals of choreographic literacy in rhythmic gymnastics]. 2nd ed. Belgorod, Litkaravan Publ., 2013, 144 p.

6. Singina N. F., Eremeeva N. N. Nekotorye aspekty obshhej i special'noj fizicheskoj podgotovki v sportivnyh tancah. Sportivnye tancy, Bjulleten' №3 (5) [Some aspects of General and special physical training in sport dancing. Sports dancing, Bulletin №3 (5)]. Moscow, RGAFK Publ., 1999, pp. 30 - 45.

7. Cygankova I. Ja. Formirovanie navykov sostavlenija kompozicij proizvol'nyh uprazhnenij v hudozhestvennoj gimnastike [Formation of skills of preparation of the compositions of arbitrary exercises in rhythmic gymnastics]. Moscow, 1991, 38 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.