УДК 796.4 001: 10.24411/2305-8404-2020-11020
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ГИМНАСТОК ВЫСОКОЙ
КВАЛИФИКАЦИИ
В.А. Парахин, В.В. Ивашина, Е.С. Колесникова
Предложена методика подготовки гимнасток высокой квалификации на основе танцевальной и хореографической подготовки, повышающая уровень артистизма и пластичности. Представлены показатели уровня общей танцевальной подготовленности спортсменок экспериментальной и контрольной групп в процессе эксперимента.
Ключевые слова: спортивная гимнастика, вольные упражнения, тренировочный процесс, хореографическая подготовка, танцевальные движения.
THE STRUCTURAL CONTENT OF THE COMPOSITIONS OF FLOOR EXERCISE IN WOMEN'S GYMNASTICS
Parakhin V.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, victor pa@ ramb-ler.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism,
Ivashina V.V., teacher, [email protected], Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism,
Kolesnikova E.S., candidate of pedagogical sciences, senior teacher, petrysya333@ yan-dex.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism
Amethod of training highly qualified gymnasts in floor exercises based on dance and choreographic training, which increases the level of artistry and plasticity, is proposed. Indicators of the level of General dance readiness of athletes of the experimental and control groups during the experiment are presented.
Парахин Виктор Александрович, канд. пед. наук, доц., victor [email protected]. Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК),
Ивашина Валерия Владимировна, преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК),
Колесникова Екатерина Сергеевна, канд. пед. наук, старший преподаватель, petrvsva3 3 3 @vandcx.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)
Хореография как основа многих видов спорта включается в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Она формирует множество технических навыков и является средством воспитания пластичности, танцевальности, развивает чувство ритма, улучшает координацию движений [1, 7].
Воспитание красоты движений
Key words: gymnastics, floor exercises. training process, choreographic training dance movements.
является одной из самых значимых проблем в спортивной гимнастике на сегодняшний день. Поэтому танцевальную подготовку необходимо начинать еще с малых лет, когда формируется основа движений в гимнастике.
Цель работы - совершенствование методики подготовки гимнасток высокой квалификации на вольных упражнениях.
Объект исследования - процесс освоения учебно-тренировочных упражнений.
Предмет исследования - методика обучения хореографическим и танцевальным движениям у гимнасток высокой квалификации.
В современных сложно-координационных видах спорта, таких, как гимнастика, акробатика, фигурное катание, синхронное плавание, стараются все больше включать в тренировочный процесс уроки танцев разной направленности. Это помогает спортсменам лучше владеть своим телом, с большей легкостью выполнять сложные технические элементы и научиться быстро восстанавливать силы к выполнению последующего слож-нокоординационного элемента [9, 10].
Таким образом, в гимнастике стараются как можно больше использовать разные танцевальные направления, что очень помогает при постановке соревновательной программы, добавляет композициям яркости и гармоничности, эстетичности, запоминаемости, эмоциональности [4, 6].
Использование специальных комплексов упражнений способствует повышению уровня общей танцевальной подготовленности гимнасток и, как следствие, повышению оценки за исполнение композиции вольных упражнений. Согласно мнению многих специалистов в области спортивной гимнастики [2, 3, 8] развитие у спортсменок танцевальности положительно влияет на развитие отдельных физических качеств и способствует повышению общего уровня двигательной подготовленности. Для проверки этой гипотезы мы провели исследование с целью определения уровня общей физической подготовленности спортсменок после использования специальных физических упражнений в тренировочном процессе, направленных на развитие танцевальности спортсменок.
В процессе исследования были разработаны и апробированы тесты, позволяющие определить уровень танцевальности, также сформированы составы контрольной и экспериментальной групп из 16 гимнасток 20012003 гг. рождения.
В начале эксперимента, в течение нескольких дней, было проведено тестирование по выявлению уровня хореографической подготовленности спортсменок. Спортсменки тестировалась по отдельности, выполняли тесты - танцевальные связки длительностью выполнения 25 с, состоящие из нескольких танцевальных движений какого-либо одного танцевального направления. На разучивание связки движений спортсменке отводилось не более 30 мин, показ и объяснение движений для всех осуществлялись одинаково.
Уровень развития хореографичности спортсменки определяли по количеству времени, которое она затрачивала на запоминание предложенной связки движений. Связка считалась освоенной только после того, как спортсменка смогла повторить движения под музыку без наглядных подсказок хореографа.
При формировании танцевальных навыков у спортсменок в процессе тренировочных занятиях применялись общепедагогические методы и методы обучения двигательным действиям [4, 5]. В тренировочном процессе для повышения уровня общей танцевальной подготовленности гимнасток экспериментальной группы использовались специальные комплексы упражнений. Продолжительность выполнения этих комплексов - 80 мин, занятия проводились 4 раза в неделю по 2 часа в течение 12 месяцев. Спортсменки контрольной группы занимались по типовой программе без использования специальных упражнений.
Показатели общей танцевальной подготовленности спортсменок в начале и конце педагогического эксперимента представлены в таблице и на рисунке.
Показатели общей танцевальной подготовленности спортсменок экспериментальной и контрольной групп в начале и конце педагогического эксперимента, мин
№ п/п Тесты Экспериментальная группа (n=8) Контрольная группа (n=8)
В начале В конце Прирост, % В начале В конце Прирост, %
1 Hip-hop 27,9±1,17 25,6±2,19 8,24 28,2±0,97 2S,6±1,04 1,41
2 Jazz funk 25,4±1,48 24,3±0,55 4,3 25,6±0,72 25,2±0,77 1,56
3 Модерн 29,0±1,03 25,2±4,49 13,1 28,1±0,48 26,3±2,23 6,4
4 Классика (станок) 20,6±2,02 16,6±3,53 19,4 20,3±0,36 1S,5±2,51 S,S6
5 Классика (середина зала) 17,9±0,91 15,1±3,35 15,6 18,3±0,43 16,3±2,35 10,9
Сравнительный анализ показателей исходного и повторного тестирования уровня развития координационных способностей гимнасток показал, что использование специальных комплексов упражнений способствует повышению всех тестовых показателей в экспериментальной группе (ЭГ).
Так, в начале педагогического эксперимента у спортсменок ЭГ в тесте «Hip-hop» средний групповой показатель составлял 27,9±1,17 мин, в конце - 25,6±2,19 (прирост 8,24 %). О повышении уровня танцевальности спортсменок ЭГ свидетельствуют и результаты выполнения теста «Jazz funk». Если в начале эксперимента средний групповой показатель выполнения этого теста составлял 25,4±1,48 мин, то в конце - 24,3±0,55 мин (прирост 4,3 %). При выполнении теста «Модерн» разница показателей спортсменок ЭГ до и после использования специальных комплексов упражнений составляла 13,1 %, при выполнении теста «Классика (станок)» - 19,4 %. В тесте «Классика (гимнастический ковер)» результаты повысились с 17,9±0,91 до 15,1±3,35 мин (прирост 15,6 %).
35
Hip-hop Jazz funk Модерн Классика Классика
(станок) (середина зала)
■ Исходные данные ■ Конечные данные
Динамика показателей танцевальности спортсменок экспериментальной группы, %
Анализ материалов исследования свидетельствует о повышении уровня общей танцевальной подготовленности и у спортсменок контрольной группы (КГ). Вместе с тем, следует отметить, что разница показателей выполнения тестов спортсменками КГ до и после педагогического эксперимента является несущественной в сравнении с разницей аналогичных показателей спортсменок ЭГ (см. таблицу).
Таким образом, использование разработанных комплексов специальных упражнений в спортивной гимнастике в рамках учебно-тренировочного процесса подготовки высококвалифицированных спортсменок оказывает существенное влияние на повышение не только уровня их танцевальной подготовленности, но и уровня развития физических качеств. Данный вывод согласуется с мнениями ряда авторов научных работ по исследуемой проблематике.
Практические рекомендации. Направленность и содержание тренировочного занятия определяются задачами спортивной подготовки гимнасток. Подготовительную часть занятия следует начинать с выполнения специальных подводящих упражнений с последующим переходом к выполнению упражнений специальной силовой направленности. В основной части при выполнении упражнений на гимнастическом ковре следует размещать спортсменок в шахматном порядке, чтобы они не мешали друг другу, чтобы им было лучше видно, что показывает тренер, а на следующем занятии менять их местами. В заключительной части лучше давать упражнения на гибкость и восстановление.
Во время изучения новых элементов необходимо сочетать объяснения с показом. Показ должен быть технически грамотным и четким с определенной выразительной окраской. Необходимо помнить, что показ не может заменить собой те указания и замечания, которые можно сделать устно.
При совершении грубых технических ошибок в исполнении задания необходимо повторно объяснить поставленную задачу, стоящую перед спортсменками. Замечания могут носить профилактический характер, предупредив всю группу занимающихся о возможных ошибках в процессе выполнения упражнения. Для овладения необходимыми навыками и техникой нужно не только выявить ошибку, сделать замечание, но и добиться от спортсмена выполнения указаний, проявляя строгость и требовательность, но сохраняя при этом доброжелательность.
Заключение. Анализ научно-методической литературы показал, что одной из основных задач тренировочного процесса гимнасток высокой квалификации является повышение не только уровня технического мастерства, но и уровня танцевальности. Также установили, что развитие танцевальности спортсменов высокой квалификации способствует повышению уровня технического мастерства, овладению всеми необходимыми техническими элементами при выполнении вольных упражнений.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствовали об эффективности разработанных комплексов специальных упражнений. Так, при выполнении теста «Hip-hop» в начале исследования разница в показателях ЭГ и КГ составляла 1,06 %, в конце - 10,5 %, при выполнении тестов «Jazz funk» и «Модерн» в начале - 3,57 %, в конце - 4,18 %. Необходимо отметить, что разница в этих показателях достоверна (t=1,8 и t=0,43). Кроме того, достоверной является разница и в показателях выполнения спортсменами ЭК и КГ тестов «Классика (станок)» (t=0,83) и «Классика (середина зала)» (t=0,56) - до эксперимента разница составляла 1,48 и 2,19 %, а после - 10,3 и 7,98 % соответственно.
Установлено, что использование разработанных комплексов специальных упражнений в учебно-тренировочном процессе подготовки гимнасток оказывает существенное влияние на повышение не только уровня их танцевальных способностей, технического исполнения гимнастических соединений в вольных упражнениях, но и на общий уровень физической подготовленности.
Список литературы
1. Актуальные проблемы специальной подготовленности гимнасток на современном этапе развития женской спортивной гимнастики / Р.Н. Терехина [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. 2018. № 8 (162). С. 183-186.
2. Ботова Л.Н., Яшина И.А. Перспективные направления содержания программ на видах женского многоборья в спортивной гимнастике // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. № 4 (21). С. 67-72.
3. Ваганова А.Я. Основы классического танца. СПб.: Изд-во «Лань», 2000. 192 с.
4. Гавердовский Ю.К. О проблеме развития теории обучения спортивным упражнениям // Фундаментальные и прикладные исследования физической культуры, спорта, олимпизма: традиции и инновации (ГЦОЛИФК, 1918-2018): сб. трудов конф. М.: Изд-во РГУФКСМТ, 2017. Т. 1. С. 102-114.
5. Гавердовский Ю.К. Теория и методика спортивной гимнастики: учебник. в 2 т. М.: Советский спорт, 2014. 368 с.
6. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике: учеб. пособие для вузов: 2-е изд. М.: Юрайт, 2018. 163 с.
7. Лисицкая Т.С., Пэн Цун, Маркарян В.С. Взаимозависимость пластичности движений и волновой техники танца в художественной гимнастике // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2019. № 3. С. 24-26.
8. Новикова Л.А., Лисицкая Т.С. Современный танец в системе подготовки спортсменок в художественной гимнастике: метод. рекомендации. М.: Изд-во РГУФКСМТ, 2015. 39 с.
9. Новикова Л.А., Ночевнова П.В., Жулина О.О. Модельные характеристики соревновательных комбинаций команд в эстетической гимнастике // Юбилейн. сб. науч.-метод. тр. сотр. каф. теории и методики гимнастики, посвящ. 85-летию со дня ее основания: сост. М.Ю. Ростовцева. М.: Изд-во РГУФКСМТ, 2017. С. 88-91.
10. Плеханова М.Э. Особенности исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта: учеб. пособие. М., 2006. 31 с.
References
1. Aktual'nye problemy special'noj podgotovlennosti gimnastok na sovremennom etape razvitiya zhenskoj sportivnoj gimnastiki [Actual problems of special fitness of gymnasts at the present stage of development of female gymnastics] / R.N. Terekhina [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2018. No. 8 (162). P. 183-186.
2. Botova L.N., Yashina I.A. Perspektivnye napravleniya soderzhaniya programm na vidah zhenskogo mnogobor'ya v sportivnoj gimnastike [Prospective directions of the content of programs in the types of women's all-around in artistic gymnastics] // Nauka i sport: sovremennye tendencii [Science and sport: modern trends]. 2018. No. 4 (21). P. 67-72.
3. Vaganova A.Ya. Osnovy klassicheskogo tanca [The basics of classical dance]. St. Petersburg: Publishing house "Lan", 2000. 192 p.
4. Gaverdovskij Yu.K. O probleme razvitiya teorii obucheniya sportivnym uprazh-neniyam [On the problem of the development of the theory of teaching sports exercises] // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya fizicheskoj kul'tury, sporta, olimpizma: tradicii i
innovacii (GCOLIFK, 1918-2018): collection of conference proceedings. M.: RGUFKSMT Publishing House, 2017. T. 1. P. 102-114.
5. Gaverdovskij Yu.K. Teoriya i metodika sportivnoj gimnastiki [Theory and methodology of artistic gymnastics]: textbook. in 2 volumes.M.: Soviet sport, 2014. 368 p.
6. Lisickaya T.S. Horeografiya v gimnastike [Choreography in gymnastics]: textbook. textbook for universities: 2nd ed. M.: Yurayt, 2018. 163 p.
7. Lisickaya T.S., Pen Cun, Markaryan V.S. Vzaimozavisimost' plastichnosti dvizhe-nij i volnovoj tekhniki tanca v hudozhestvennoj gimnastike [Interdependence of plasticity of movements and wave dance technique in rhythmic gymnastics] // Fizicheskaya kul'tura: vos-pitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. 2019. No. 3. P. 24-26.
8. Novikova L.A., Lisickaya T.S. Sovremennyj tanec v sisteme podgotovki sportsmenok v hudozhestvennoj gimnastike [Modern dance in the system of training athletes in rhythmic gymnastics]: method. recommendations. M.: Publishing house RGUFKSMT, 2015. 39 p.
9. Novikova L.A., Nochevnova P.V., Zhulina O.O. Model'nye harakteristiki sorev-novatel'nyh kombinacij komand v esteticheskoj gimnastike [Model characteristics of competitive combinations of teams in aesthetic gymnastics] // Yubilein. sat. scientific method. tr. sotr. department theory and methodology of gymnastics, dedicated. 85th anniversary of its foundation: comp. M.Yu. Rostovtsev. M.: Publishing house RGUFKSMT, 2017. P. 88-91.
10. Plekhanova M.E. Osobennosti ispolnitel'skogo masterstva v tekhniko-esteti-cheskih vidah sporta [Features of performing skills in technical and aesthetic sports]: textbook. allowance. M., 2006. 31 p.