УДК 796.41 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10818
АНАЛИЗ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ВЕЛИЧИН ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ГИМНАСТОК В ГРУППОВОМ УПРАЖНЕНИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СОРЕВНОВАНИЯМ
А.В. Титова
Раскрыты методические особенности подготовки гимнасток в групповых упражнениях, основанные на контроле за количественными и качественными величи-нами тренировочных нагрузок. Предложены элементы и комбинации в соревновательных композициях по микроциклам периода подготовки, проанализированы ошибки в выполнении упражнений.
Ключевые слова: гимнастки, групповые упражнения, микроциклы подготовки, количественные и качественные величины, ошибки.
Спортивный результат в значительной степени зависит от грамотного планирования и умения тренера четко дозировать нагрузки в тренировочном процессе [1]. Однако, опираясь на практический опыт и мнение специалистов И.В. Быстрова (2008), И.С. Семибратова (2008), можно констатировать, что успешное выступление спортсменок на соревнованиях не всегда напрямую зависит от количественного показателя и структуры выполненной работы [2, 6]. По нашему мнению, основной причиной этого можно считать недостаточное внимание или полное его отсутствие за качеством исполнительского мастерства гимнасток и, прежде всего, недостаточность контроля и учета ошибок, допущенных в композициях. Достаточно часто гимнастки, готовясь к стартам, выполняют довольно значительный объем тренировочных нагрузок, а на соревнова -ниях выступление оказывается неудачным. При проведении более подробного анализа подготовки, выясняется, что выполнение соревновательных композиций сопровождалось значительными ошибками, связанными с потерями предметов, мелкими, средними и большими ошибками в исполнении элементов трудности тела (BD). Сравнительный анализ количества выполненной тренировочной работы с ее качественным аспектом даст нам возможность выяснить, в каком соотношении должны быть выполнены элементы целостной композиции или ее частей при четком сопоставлении с количеством ошибок [7].
Нами был организован эксперимент, в котором опробовали некоторые варианты планирования и контроля нагрузок в процессе подготовки спортсменок к соревнованиям по художественной гимнастике в групповых упражнениях. В педагогическом эксперименте приняли участие высококвалифицированные спортсменки (мастера спорта России) - сборная команда Тульской области по групповым упражнениям (6 чел.), занимающиеся на этапе спортивного совершенствования в группе третьего
года обучения на базе МБУ СШ «Триумф» г. Тулы. Экспериментальная часть нашего исследования продолжалась в течение 1,5 мес. (6 нед.) и соответствовала предсоревновательному циклу подготовки спортсменок.
Цель нашего исследования - обоснование эффективности разработанной на базе теоретического анализа литературы и практического опыта методики подготовки гимнасток-«групповичек», основанной на строгом контроле за количественными и качественными величинами тренировочных нагрузок.
Количественный показатель - объем нагрузок - мы определяли отдельно по общему числу отдельных элементов: трудности обменов (ED), трудности тела (BD), сотрудничества с динамическими элементами враще -ния тела (СR, СЯЯ), комбинации танцевальных шагов и по количеству работы над целостной композицией [10]. Программа мастеров спорта в групповых упражнениях, согласно правилам по художественной гимнастике 2017-2020 гг., предполагает выполнение двух упражнений с предметами: с пятью мячами, тремя обручами и двумя парами булав. Техническая программа групповых упражнений включает следующие тре -бования к трудности (О): трудность без обмена, трудности тела (прыжки, равновесия, вращения), трудности с обменом, комбинацию танцевальных шагов, динамические элементы с вращением, сотрудничества [5].
Необходимо констатировать, что в продолжение всего эксперимента, который был разбит нами на 6 недельных микроциклов, особое внимание уделялось трудностям обмена и сотрудничествам с динамическими элементами вращения тела. Ведь именно эти гимнастиче -ские упражнения имеют высокую координационную сложность, связанную с броском предмета и обменом между гимнастками в сочетании с элемен -тами трудности тела или динамическим вращением [2]. Поэтому работа над вышеуказанными элементами требовала более значимых временных затрат.
Элементы трудности тела и танцевальные дорожки имеют меньшую сложность, поскольку они не сочетаются с броском предмета и выполняются индивидуально каждой гимнасткой. Поэтому часть работы над этими элементами композиции была намного меньше [3].
Общее число отдельных элементов трудности обменов, тела, сотрудничества с динамическими элементами вращения тела, комбинации танцевальных шагов и количество работы над целостной композицией представлены в табл. 1, 2.
Первый микроцикл по своей направленности был втягивающим, и основной задачей в нем являлось постепенное подведение спортсменок к эффективному выполнению тренировочной работы [8]. Общее количество комбинаций в данном микроцикле составило 78, что говорит о небольшой величине нагрузки.
Таблица 1
Количество элементов соревновательных композиций (5 мячей и 3 обруча + 2 пары булав) в микроциклах периода подготовки
№ Тип Общее Трудность Трудность Сотрудни- Комбина-
микро- микроцикла кол-во обмена тела чества ции танце-
цикла элементов №) с динамическим элементом вращения № CRR) вальных шагов
1 Втягивающий 1542 480 240 780 42
2 Шлифовочный 1896 680 192 960 64
3 Шлифовочный 1886 720 192 900 74
4 Ударный 1813 700 192 856 65
5 Ударный 1725 622 192 834 77
6 Предсоревно-вательный 1280 450 144 650 36
Таблица 2
Количество комбинаций (5 мячей и 3 обруча + 2 пары булав) в микроциклах периода подготовки
№ Тип Общее кол-во Целостные Части
микро- микроцикла комбинаций композиции соревновательной
цикла программы
1 Втягивающий 78 24 54
2 Шлифовочный 104 20 84
3 Шлифовочный 110 22 88
4 Ударный 127 65 62
5 Ударный 139 77 52
6 Предсоревно-вательный 88 48 40
Максимальные показатели по общему объему элементов нами зафиксированы во втором и третьем микроциклах - 1896 и 1886 соответственно. Количество отдельных частей соревновательной программы в этих микроциклах достигло самых высоких значений за весь период подготовки команды - 84 и 88 соответственно, но в тоже время количество выполненных в целом композиций имеет самые низкие значения - 20 и 22. Это объясняется основными задачами этих циклов, которые мы назвали «шлифовочными». В эти две недели (вторая и третья) гимнастки работали над точностью бросков и ловлей, четкостью и своевременностью перестроений и перемещений, согласованием движений с музыкальным сопровождением, согласованностью и синхронностью выполнения элементов соревновательной программы.
Ударными по объему нагрузок стали микроциклы № 4 и 5 - 127 и 129 комбинаций соответственно. Синхронность, точность, согласованность и четкость в исполнении частей композиции, достигнутые в процессе работы в шлифовочных микроциклах, позволили совершенствовать программу в целом. Предсоревновательный микроцикл, последний в этом периоде подготовки, характеризовался снижением общего объема тренировочной нагрузки. Основной задачей этого цикла являлось стабильное исполнение целостной соревновательной композиции.
Основополагающим критерием оценки готовности команды групповых упражнений к состязаниям является выполнение соревновательной программы без крупных и средних ошибок: потерь предметов, ошибок в технике исполнения трудностей тела и комбинаций танцевальных шагов, падений, неточных траекторий и ловлей с двумя и более шагами [4, 9]. В связи с этим, наряду с регистрацией количественных показателей тренировочных воздействий, производили контроль качества выполнения соревновательных упражнений.
Отмечалось число ошибок, допущенных:
• в элементах трудностей с обменами;
• в элементах трудностей тела;
• в сотрудничествах с динамическими элементами вращения тела;
• в комбинациях танцевальных шагов.
Поскольку в каждом из шести микроциклов количество выполненных целостных композиций было различным, считать показатель общего числа ошибок достаточно информативным нецелесообразно. Оценивать уровень подготовленности команды к соревнованиям в каждый отдельно взятый микроцикл можно по среднему количеству ошибок в одном соревновательном упражнении (табл. 3).
Таблица 3
Количество ошибок в микроциклах периода подготовки
№ Целостные В элемен- В элемен- В сотруд- В комби- Общее Среднее
микро- компози- тах труд- тах труд- ничествах нациях кол-во кол-во
цикла ции ностей ностей с динами- танцеваль- ошибок ошибок
с обмена- тела ческими ных шагов в одном со-
ми элементами вращения тела ревнова-тельном упражнении
1 24 54 15 92 10 171 7,1
2 20 28 12 81 7 128 6,4
3 22 30 11 83 8 132 6
4 65 41 27 136 8 212 3,2
5 77 42 24 119 6 191 2,48
6 48 20 12 80 3 115 2,39
В течение трех первых недель данный показатель составлял от 7,1 до 6 ошибок. Существенное снижение количества ошибок в одном соревновательном упражнении произошло в четвертом микроцикле -3,2 ошибки, а в пятом и шестом микроциклах в одном упражнении гимнастки группы делали 2,48 и 2,39 ошибки соответственно.
Экспериментальный период заканчивался участием команды Тульской области в чемпионате России по художественной гимнастике 2020 года. Гимнастки выполнили два упражнения гимнастического многоборья, совершив 4 ошибки. Таким образом, на каждое упражнение пришлось по 2 ошибки - это почти столько же, сколько спортсменки совершали в пятом и шестом микроциклах подготовки.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что анализ качества исполнительского мастерства гимнасток является информатив -ным прогностическим показателем подготовленности спортсменок к спортивным состязаниям.
Список литературы
1. Борисова В.В., Титова А.В., Шестакова Т.А. Методика специально-двигательной подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике // Теория и практика физ. культуры. 2019. № 1. С. 84-86.
2. Быстрова И.В. Адаптация гимнасток-«художниц» к выступлениям в групповых упражнениях // Из новейших исследований по художественной гимнастике: сб. статей / под ред. Л.А. Карпенко. СПб.: Федерация художественной гимнастики СПб., 2008. С. 50-53.
3. Винер И.А., Терехина Р.Н., Пирожкова Е.А. Анализ соревновательной деятельности гимнасток в групповых упражнениях накануне XXX Олимпийских игр // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014. № 4(86). С. 26-31.
4. Плешкань А.В. Актуальные проблемы современной системы подготовки в художественной гимнастике: учеб. пособие. Краснодар, 2010. 87 с.
5. Правила соревнований по художественной гимнастике 2017-2020. [Электронный ресурс]. URL: http://vfrg.ru/upload/iblock/b0e/b0ef9003657 1278987c9d657f05e9394.pdf (дата обращения: 20.02.2020).
6. Семибратова И.С. Средства тренировки перебросок предметов в групповых упражнениях по художественной гимнастике // Из новейших исследований по художественной гимнастике: сб. статей / под ред. Л.А. Карпенко. СПб.: Федерация художественной гимнастики СПб., 2008. С. 46-49.
7. Супрун А.А., Медведева Е.Н. Технологический подход к процессу технической подготовки в художественной гимнастике: монография. СПб., 2017. 142 с.
8. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Гимнастика: учебник для студ. учреждений высш. образования / под ред. Е.С. Крючек, Р.Н. Терехиной. М.: Издат. центр «Академия», 2013. 288 с.
9. Теория и методика обучения базовым видам спорта: формирова -ние профессионально-педагогических компетенций средствами гимнастики: учеб. пособие / Е.Н. Медведева [и др.], СПб, 2019. 184 с.
10. Шевцова А.С. Надежность исполнения соревновательных ком -позиций у спортсменок старших разрядов в художественной гимнастике // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. Омск: СибГУФК, 2016. С. 195-200.
Титова Анна Владимировна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого
ANALYSIS OF QUANTITATIVE AND QUALITATIVE VALUES OF TRAINING LOADS OF GYMNASTS IN A GROUP EXERCISE IN PREPARATION FOR COMPETITIONS
A.V. Titova
The methodological features of the training of gymnasts in group exercises, based on the control over the quantitative and qualitative values of the training loads, are revealed. Elements and combinations in competitive compositions for microcycles of the training period are proposed, errors in their implementation are analyzed.
Key words: gymnasts, group exercises, training microcycles, quantitative and qualitative values, mistakes.
Titova Anna Vladimirowna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, ann29357975@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy
References
1. Borisova V.V., Titova A.V., Shestakova T.A. Metodika special'no-dvigatel'noj podgotovki yunyh sportsmenok v hudozhestvennoj gimnastike [Methodology of special motor training of young athletes in rhythmic gymnastics] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2019. No. 1. P. 84-86.
2. Bystrova I.V. Adaptaciya gimnastok-«hudozhnic» k vystupleniyam v gruppovyh uprazhneniyah [Adaptation of female gymnasts-"artists" to performances in group exercises] // From the latest research in rhythmic gymnastics: collection of articles. articles / ed. L.A. Karpenko. St. Petersburg: Federation of Rhythmic Gymnastics St. Petersburg, 2008. P 50-53.
3. Viner I.A., Teryohina R.N., Pirozhkova E.A. Analiz sorevnovatel'noj deyatel'nosti gimnastok v gruppovyh uprazhneniyah nakanune XXX Olimpijskih igr [Analysis of the competitive activity of gymnasts in group exercises on the eve of the XXX Olympic Games] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2014. No. 4(86). P. 26-31.
4. Pleshkan' A.V. Aktual'nye problemy sovremennoj sistemy podgotovki v hudoz-hestvennoj gimnastike [Actual problems of the modern training system in rhythmic gymnastics]: textbook. allowance. Krasnodar, 2010. 87 p.
5. Pravila sorevnovanij po hudozhestvennoj gimnastike 2017-2020 [Rules for Rhythmic Gymnastics Competitions 2017-2020]. [Electronic resource]. URL: http://vfrg.ru/ upload/iblock/b0e/b0ef90036571278987c9d657f05e9394.pdf (date accessed: 20.02.2020).
6. Semibratova I.S. Sredstva trenirovki perebrosok predmetov v gruppovyh uprazh-neniyah po hudozhestvennoj gimnastike [Means of training the transfer of objects in group exercises in rhythmic gymnastics] // From the latest research in rhythmic gymnastics: collection of articles. articles / ed. L.A. Karpenko. St. Petersburg: Federation of Rhythmic Gymnastics St. Petersburg, 2008. P. 46-49.
7. Suprun A.A., Medvedeva E.N. Tekhnologicheskij podhod k processu tekhni-cheskoj podgotovki v hudozhestvennoj gimnastike [Technological approach to the process of technical training in rhythmic gymnastics]: monograph. St. Petersburg, 2017. 142 p.
8. Teoriya i metodika obucheniya bazovym vidam sporta. Gimnastika [Theory and methodology of teaching basic sports. Gymnastics]: a textbook for students. institutions of higher. education / ed. E.S. Kryuchek, R.N. Terekhina. M.: Publishing house. Center "Academy", 2013. 288 p.
9. Teoriya i metodika obucheniya bazovym vidam sporta: formirovanie profession-al'no-pedagogicheskih kompetencij sredstvami gimnastiki [Theory and methods of teaching basic sports: the formation of professional and pedagogical competencies by means of gymnastics]: textbook. allowance / E.N. Medvedeva [et al.], St. Petersburg, 2019. 184 p.
10. Shevcova A.S. Nadezhnost' ispolneniya sorevnovatel'nyh kompozicij u sportsmenok starshih razryadov v hudozhestvennoj gimnastike [Reliability of the performance of competitive compositions among athletes of senior categories in rhythmic gymnastics] // Problems of improving physical culture, sports and olympism: materials of the All-Russian. scientific-practical conf. young scientists, graduate students, applicants and students. Omsk: SibGUFK, 2016. P. 195-200.