1
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
УДК 796.412.2 10.24412/2305-8404-2021-6-140-148
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАВЫКОВ
РАБОТЫ СТОП ПРИ ОСВОЕНИИ ПОВОРОТОВ
В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Е.Н. Медведева, А.А. Супрун, Е.А. Смирнова
Разработана и апробирована методика совершенствования базовых навыков
работы стоп на основе системного анализа компонентов технического мастерства
спортсменок, определяющих направленность освоения и качественного выполнения по-
воротов в художественной гимнастике, способствующая оптимизации тренировоч-
ного процесса.
Ключевые слова: художественная гимнастика, повороты, базовые навыки
работы ступнями ног, направленность хореографической подготовки.
FORMATION OF BASIC FOOT WORK Медведева Елена Николаевна, д-р пед. наук,
SKILLS WORK WHEN MASTERING проф., elena.vlgafk@rambler.ru, Россия, Санкт-Петербург,
TURNS IN RHYTHMIC GYMNASTICS Национальный государственный Университет физической
культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-
Medvedeva E.N., doctor of pedagogical sci- Петербург,
ences, professor, elena.vlgafk@rambler.ru, Супрун Александра Александровна, канд.
Russia, Saint-Petersburg, Lesgaft National пед. наук, доц., aleksandrass@mail.ru, Россия, Санкт-Пе-
State University of Physical Education, Sport тербург, Национальный государственный Университет
and Health, St. Petersburg, физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лес-
Suprun A.A., candidate of pedagogical sci- гафта, Санкт-Петербург,
ences, associate professor, aleksandrass@ Смирнова Екатерина Александровна, стар-
mail.ru, Russia, Saint-Petersburg, Lesgaft Na- ший преподаватель, ekaterina.smirnova.kot@gmail.com,
tional State University of Physical Education, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государ-
Sport and Health, St. Petersburg, ственный экономический университет
Smirnova E.A., senior lecturer, ekaterina.
smirnova.kot@gmail.com, Russia, Saint-Pe-
tersburg, Saint-Petersburg State Economic В художественной гимнастике
University техника движений стопами входит в
The methodology for improving the basic число значимых базовых характеристик
skills of foot work has been developed and спортивного мастерства гимнасток, так
tested on the basis of a system analysis of the как все элементы структурных групп
components of the technical skill of female
athletes, which determine the direction of предполагают активное участие данных
mastering and high-quality performance of звеньев тела, обеспечивающих контакт с
turns in rhythmic gymnastics, contributing to
the optimization of the training process. опорой. Именно поэтому вышеуказанный
компонент двигательного мастерства
Key words: rhythmic gymnastics, turns, basic гимнасток является значимым и требую-
skills of working with the feet, direction of
choreographic training щим постоянного совершенствования в
процессе специальной физической под-
готовки [5, 9], в частности хореографической. Именно хореография явля-
ется тем стержневым компонентом эстетики двигательных действий, кото-
рый гармонизирует и обеспечивает их зрелищность [2, 3, 8].
140
2
Спорт [Sport]
Повороты – это отдельная и наиболее сложная и трудоемкая для
освоения структурная группа элементов художественной гимнастики [4]. Их
техника регламентируется правилами соревнований и предполагает
соответствие ряду следующих требований: выполнение на высоких полу-
пальцах, сохранение определенной формы тела от начала и до полного за-
вершения поворота, сохранение равновесия во время вращения относительно
одной или двух осей. Как следствие, наибольшая нагрузка при выполнении
поворотов ложится непосредственно на стопы гимнасток, а сформирован-
ность базовых навыков их работы определяет качество выполнения элемен-
тов, являющихся неотъемлемым компонентом соревновательных программ
гимнасток.
В связи с этим актуальность выполненного исследования определя-
ется значимостью качественного и надежного исполнения поворотов в худо-
жественной гимнастике в условиях прогрессирующих требований к исполни-
тельскому мастерству спортсменок, а также необходимостью применения
научно обоснованных подходов к формированию базовых навыков работы
ступней ног, обеспечивающих реализацию перспективно-прогностического
подхода в освоении элементов данной структурной группы.
С целью конкретизации направленности педагогических воздейст-
вий при обучении поворотам в художественной гимнастике были прове-
дены исследования, включающие экспертную оценку, педагогическое на-
блюдение, проектирование, педагогический эксперимент и математико-
статистическую обработку результатов.
В процессе анализа соревновательных программ первенства России
и чемпионата России 2019/2020 гг. были выявлены пять наиболее часто
выполняемых форм поворотов и их процентное соотношение в компози-
циях гимнасток, выступающих по программе кандидатов в мастера спорта
(КМС) – юниорки и мастеров спорта (МС) – сеньорки (рисунок).
Установлено, что чаще всего выполняют поворот в переднем горизон-
тальном равновесии (амплитуда движения 180 °), на втором месте – поворот в
кольцо с помощью захвата рукой, а также поворот «фуэте». При этом наибо-
лее сложные повороты были характерны для композиций МС. Педагогиче-
ские наблюдения (n=160) позволили установить, что самой распространенной
технической ошибкой при выполнении поворотов является опускание пятки
до момента завершения поворота (40 %). На втором и третьем местах у
гимнасток были такие ошибки, как перемещение продольной оси вращения
(скольжение) во время поворота (23 %) и подскок с прекращением вращения
(18 %).
Критериями сформированности базовых навыков работы стоп явля-
ются: «оттянутость» носков, «выворотность», высота подъема на носки (на
полупальцы), способность длительное время сохранять равновесие на высо-
ких полупальцах в выворотном положении двух или одной ноги и пр. [2, 9].
141
3
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
100
90
80
75 70 70
60 60
50
50
40 40
25
10
0
Передний Кольцо Фуэте Передний Задний
горизонтыльный горизонтальный в вертикальный
кольцо
КМС МС
Соотношение пяти наиболее выполняемых форм поворотов
в соревновательных композициях гимнасток, выступающих
по программе КМС и МС (n=160), %
Учитывая, что повороты являются достаточно сложными по биоме-
ханической структуре движениями [4], к гимнасткам предъявляются
повышенные требования в плане физической подготовленности, в частно-
сти к функциональности опорной ноги, обеспечивающей качество динами-
ческого равновесия и количество выполняемых туров. В связи с этим оп-
тимизация специальной физической подготовки является одним из путей,
обеспечивающих повышение качества работы стопы, для дальнейшего ус-
ложнения работы при исполнении поворотов [1, 6, 7, 9, 10]. Это подтвер-
дили данные выполненного корреляционного анализа (табл. 1).
Например, успешность качества выполнения поворота в «кольцо»
обеспечивается высотой подъема на полупальцы правой ноги (при низком
подъеме на полупальцы опорной ноги гимнастка не сможет правильно
распределить тяжесть тела, устойчивость будет нарушена, что повлечет
сбавки за технику выполнения поворота в кольцо). Коэффициент корреля-
ции - 0,83.
Выявлена взаимосвязь между качеством выполнения поворота
«планше» и подъемом на полупальцы опорной ноги на нижней рейке гим-
настической стенки. Количество вращений в повороте «планше» зависит
от силы мышцы голени и стопы опорной ноги. Коэффициент корреляции
равен 0,625.
142
4
Спорт [Sport]
Таблица 1
Взаимосвязь качества выполнения поворотов и показателей базовой
подготовленности стоп (n=12)
Вид поворота
Показатели качества «Планше» В кольцо Фуэте
работы стоп (контрольные Кол-во Кол-во Кол-во
упражнения) Сбавки поворо- Сбавки поворо- Сбавки поворо-
тов тов тов
«Выворотность» (угол -0,119 0,399 0,524 0,173 0,107 0,071
разведения стоп), ◦
Высота полупальцев (угол
между полом и сводом 0,280 0,143 0,298 -0,190 -0,360 -0,500
стопы), ◦
Скоростно-силовые
способности мышц голени и
стопы (подъемы на -0,304 0,625 - 0,012 0,56 - 0,167 - 0,589
полупальцы на нижней
рейке за 30 с), кол-во раз
Силовая выносливость
мышц голени и стопы
0,077 0,149 - 0,830 0,512 - 0,238 0,101
(подъем на полупальцы
правой ноги), кол-во раз
Силовая выносливость
мышц голени и стопы
0,256 - 0,202 0,155 0,113 0,107 0,554
(подъем на полупальцы
левой ноги), кол-во раз
Способность сохранять
равновесие (passe) на - 0,030 0,006 0,393 0,214 0,250 0,804
правой, с
Способность сохранять
равновесие (passe) на левой, с - 0,363 0,048 0,542 0,067 0,190 0,446
Способность сохранять
равновесие (attitude) на - 0,387 0,113 0,429 0,726 0,083 0,378
правой, с
Способность сохранять
равновесие (attitude) на - 0,458 0,113 0,583 0,667 0,250 0,482
левой, с
Комплексное проявление
силы мышц опорной ноги,
«выворотности», равновесия - 0,208 0,458 0,476 0,256 0,482 0,643
Tourlent в attitude (вращения
на правой ноге), кол-во раз
Комплексное проявление
силы мышц опорной ноги,
«выворотности», равновесия -0,196 0,548 0,292 0,774 - 0,131 - 0,208
Tourlent в attitude (вращения
на левой ноге), кол-во раз
143
5
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
Установленные связи были учтены при конкретизации средств и
разработке комплексов хореографических упражнений, направленных на
повышение качества выполнения поворотов. Их апробация осуществля-
лась в процессе педагогического эксперимента в течение трех месяцев
общеподготовительного мезоцикла (с октября по декабрь 2019 г.) на базе
МУ СШОР «Динамо-Дмитров».
В формирующем эксперименте принимали участие 12 спортсменок
13–14 лет. Гимнастки были разделены на контрольную и экспериментальную
группы по 4 чел. В контрольной группе обучение проводилось в обычном
режиме, в экспериментальной группе использовали разработанные ком-
плексы средств, направленные на повышение качества выполнения поворотов
посредством формирования характеристик качества работы стоп. Комплексы
упражнений применялись на каждом занятии (6 раз в неделю) в основной
части занятия в течение 15–20 мин (табл. 2).
Таблица 2
Комплекс средств, на основе учета влияния качества работы ступней
ног на технику выполнения поворотов в художественной гимнастике
Направленное
Блок Средства
воздействие
Подъем на полупальцы с грузами, на рейке гимнастиче-
Развитие силы икро-
1 ской стенки, на ограниченной опоре, маленькие прыжки
ножных мышц
на гимнастической скамейке
Совершенствование Упражнения на балансирующей подушке, ограниченной
2 способности сохра- опоре, на мяче, упражнения с отключением зрительного
нять равновесие анализатора, с раздражением вестибулярного аппарата
Развитие силы мышц
опорной ноги, «вы- Элементы классической хореографии и их сочетания
3
воротности» и функ- (releve, плие, demiplie, батман тандю)
ции равновесия
Комплекс средств включал три блока специальных упражнений
направленного воздействия, позволяющих решать задачи совершенствова-
ния базовых навыков как локально (с применением отдельного блока), так
и в целом (сочетая блоки упражнений).
Например, для повышения качества выполнения поворота «в кольцо»,
использовались следующие средства по укреплению мышечно-связочного
аппарата голеностопного сустава: прыжки на месте на одной ноге (акцент на
максимальное отталкивание вверх), releve на балансирующей гимнастической
подушке, releve в положении равновесия «в кольцо» и др. (табл. 3). Для
совершенствования функции равновесия можно было сочетать все блоки.
144
6
Спорт [Sport]
Таблица 3
Фрагмент комплекса хореографических упражнений, направленного
на повышение качества выполнения поворотов
Поворот «в кольцо»
Задача: повысить качество Задача: увеличить количество
выполнения поворота вращений в повороте
Развивать способность Комплексное развитие Развивать силу
сохранять равновесие силы опорной ноги, «вы- икроножных мышц
воротности», функции
равновесия
1. И.п. – равновесие «коль- 1. Tourlent в форме «коль- 1. И.п. – releve по 6-й по-
цо» – удержание ца» на 8 счетов 1 круг зиции, мяч под пятками.
на 8 счетов (1–3 оборота) Удержание положения
60 с
2. И.п. – равновесие кольцо. 2. Releve на одной в 2. Releve. И.п. – releve по 6-й
1 – releve, 2–7 – фиксация положении arabesque с позиции, мяч под пятками.
позы, 8 – и.п. (8 раз) полуповоротом. И.п. – 1 – plié, 2 – releve (8 раз)
arabesque (высота рабо-
чей ноги 90 °).
1 – plié; 2 – tour на 180 °
в форму «кольца» (8 раз)
3. И.п. – releve на правой 3. И.п. – равновесие в 3. Releve на одной. И.п. – re-
(мяч под пяткой), левая «кольцо», мяч с внут- levepasse, мяч под пят-
Battement Tendu назад, ренней части стопы. ками.
руки вверху. 1 – plié, 2 – tour на 180 °, 1 – plié, 2- releve (8 раз)
1 – форма«кольца», 2–7 – толкнув при вскоке мяч
фиксация формы, 8 – и.п. пяткой вперед
4. И.п. – arabesque (гим- 4. Tourlent в форме «коль- 4. Releve в форме «кольца».
настический мяч под пят- ца», 1 круг на 4 счета. 1 – plié, 2 – releve (8 раз)
кой), руки вверху. 1 – plié, 2 – tour
1 – принять форму «коль-
ца», 2–3 – фиксация фор-
мы, 4 – и.п.
5. И.п. – равновесие «коль- 5. Releve на одной из поло-
цо» (мяч под пяткой). жения «arabesque». И.п. –
1 – plié, 2 – releve на arabesque (высота рабочей
согнутой (8 раз) ноги 90°).
1 – pliéarabesque, 2 – releve
в форму кольца, 3 – pliéa-
rabesque, 4 – releve в фор-
му кольца (8 раз)
В начале и конце педагогического эксперимента провели монито-
ринг показателей сформированности базовых навыков работы стоп. Уста-
новлено, что в начале исследования ни по одному из критериев оценки
значимых различий между показателями экспериментальной (ЭГ) и кон-
трольной (КГ) групп не обнаружено. Разработанные двигательные задания,
включаемые в содержание тренировки гимнасток ЭГ в течение трех меся-
145
7
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
цев, позволили повысить качество их базовых навыков работы стоп до
оптимального уровня, в отличие от КГ (p<0,05). Это, в свою очередь, отра-
зилось на технике выполнения поворотов, оцениваемой экспертами.
В обеих группах присутствовала положительная динамика, но в ЭГ
она была достоверно выше. Так, если в начале педагогического экспери-
мента при выполнении поворотов испытуемыми обеих групп (p>0,05)
допускались средние и грубые ошибки (опускание пятки до момента
завершения поворота, перемещение оси вращения во время поворота, шаг
без завершения поворота с потерей равновесия), то в конце лишь отдель-
ные гимнастки ЭГ допускали ошибки при выполнении поворотов со слож-
ной работой предмета в соревновательных композициях (табл. 4).
Таблица 4
Результаты экспертной оценки выполнения поворотов
в процессе педагогического эксперимента (n=12), баллы
Поворот В начале эксперимента, M±m В конце эксперимента, M±m
ЭГ КГ Р ЭГ КГ Р
«Фуэте» 3,52±0,28 3,58±0,44 >0,05 4,50±0,34 3,65±0,32 <0,05
«В кольцо»
2,1±0,16 2,23±0,28 >0,05 3,67±0,36 2,73±0,18 <0,05
с помощью
В переднем горизон-
2,84±0,41 2,80±0,22 >0,05 4,55±0,43 3,17±0,26 <0,05
тальном равновесии
Так, например, среднестатистические оценки за технику исполне-
ния поворота «в кольцо с помощью руки» в КГ повысились на 0,63 балла, а
в ЭГ – на 1,44 балла.
Таким образом, апробация разработанного комплекса средств хо-
реографии для совершенствования техники базовых навыков работы сто-
пами подтвердила его эффективность с целью повышения качества
исполнения поворотов спортсменками художественной гимнастики.
Результативность выполнения поворотов в конце формирующего экспери-
мента доказала возможность направленного стимулирования роста спор-
тивного мастерства гимнасток и повышения эффективности их соревнова-
тельной деятельности.
Список литературы
1. Борисенко С.И. Повышение исполнительского мастерства гимна-
сток на основе совершенствования хореографической подготовки: авто-
реф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2000. 25 с.
2. Венгерова H.H., Федорова О.С. Средства классического экзерсиса
на уроках хореографической подготовки в сложно-координационных ви-
146
8
Спорт [Sport]
дах спорта: учеб.-метод. пособие. Ч. 1. СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лес-
гафта, 2000. 46 с.
3. Головко А.В. Хореография в современных видах спорта // Теория
и практика физической культуры. 2011. № 6. С. 62–65.
4. Медведева Е.Н. Объективизация технической ценности поворо-
тов на основе конкретизации биомеханических факторов их сложности //
Вестник спортивной науки. 2016. № 4. С. 19–21.
5. Плешкань A.B. Актуальные проблемы современной системы под-
готовки в художественной гимнастике: учеб. пособие. Краснодар: Изд-во
КГУФКСТ, 2010. 87 с.
6. Румба О.Г., Кабаева А.М. Классическая хореография как эффек-
тивное средство повышения качества работы ступней ног в художествен-
ной гимнастике // Вестник права. 2009. Вып. 7. С. 81–88.
7. Седых Н.В., Овечкина А.А. Возможности развития координаци-
онных способностей средствами хореографической подготовки в спортив-
ной акробатике // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.
2009. № 4 (50). С. 73–75.
8. Смирнова Е.А., Медведева Е.Н., Супрун А.А. Оптимизация со-
держания хореографической подготовки в спортивной акробатике на ос-
нове учета специфики вида спорта // Педагогика в физической культуре,
спорте и хореографии: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с между-
нар. участием. СПб.: Изд-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2020. С. 57–62.
9. Специальная подготовка стоп как фактор результативности со-
ревновательной деятельности гимнасток-«художниц» различной квалифи-
кации / А.В. Титова [и др.] // Известия Тульского государственного уни-
верситета. Физическая культура. Спорт. 2017. Вып. 2. С. 181–186.
10. Юрьева М.Н., Галаева И.П. Специфика хореографической под-
готовки спортсменок в художественной гимнастике // Психолого-педаго-
гический журнал «Гаудеамус». 2019. Т. 18. № 4 (42). С. 34–39.
References
1. Borisenko S.I. Povyshenie ispolnitel'skogo masterstva gimnastok na osnove
sovershenstvovaniya horeograficheskoj podgotovki [Improving the performance skills of
gymnasts based on improving choreographic training]:: author. dis. ... cand. ped. sciences.
SPb., 2000. 25 p.
2. Vengerova H.H., Fedorova O.S. Sredstva klassicheskogo ekzersisa na urokah
horeograficheskoj podgotovki v slozhno-koordinacionnyh vidah sporta [Means of classical
exercise at the lessons of choreographic training in complex coordination sports]: study guide.
allowance. Part 1. SPb.: Publishing house of SPbGAFK im. P.F. Lesgaft, 2000. 46 p.
3. Golovko A.V. Horeografiya v sovremennyh vidah sporta [Choreography in
modern sports] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical
culture]. 2011. No. 6. P. 62–65.
4. Medvedeva E.N. Ob"ektivizaciya tekhnicheskoj cennosti povorotov na osnove
konkretizacii biomekhanicheskih faktorov ih slozhnosti [Objectification of the technical value
of turns on the basis of concretization of biomechanical factors of their complexity] // Vestnik
sportivnoj nauki [Bulletin of sports science]. 2016. No. 4. P. 19–21.
147
9
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]
5. Pleshkan' A.B. Aktual'nye problemy sovremennoj sistemy podgotovki v hudo-
zhestvennoj gimnastike [Actual problems of the modern training system in rhythmic
gymnastics]: textbook. allowance. Krasnodar: Publishing house KSUFKST, 2010. 87 p.
6. Rumba O.G., Kabaeva A.M. Klassicheskaya horeografiya kak effektivnoe
sredstvo povysheniya kachestva raboty stupnej nog v hudozhestvennoj gimnastike [Classical
choreography as an effective means of improving the quality of foot work in rhythmic
gymnastics] // Vestnik prava [Bulletin of Law]. 2009. Issue 7. P. 81–88.
7. Sedyh N.V., Ovechkina A.A. Vozmozhnosti razvitiya koordinacionnyh
sposobnostej sredstvami horeograficheskoj podgotovki v sportivnoj akrobatike [Possibilities
for the development of coordination abilities by means of choreographic training in sports
acrobatics] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F.
Lesgaft]. 2009. No. 4 (50). P. 73–75.
8. Smirnova E.A., Medvedeva E.N., Suprun A.A. Optimizaciya soderzhaniya
horeograficheskoj podgotovki v sportivnoj akrobatike na osnove ucheta specifiki vida sporta
[Optimization of the content of choreographic training in sports acrobatics on the basis of
taking into account the specifics of the kind of sport] // Pedagogy in physical culture, sport
and choreography: collection of articles. materials Vseros. scientific-practical conf. with int.
participation. SPb.: Publishing house of NSU im. P.F. Lesgaft, 2020. P. 57–62.
9. Special'naya podgotovka stop kak faktor rezul'tativnosti sorevnovatel'noj
deyatel'nosti gimnastok-«hudozhnic» razlichnoj kvalifikacii [Special preparation of feet as a
factor in the effectiveness of the competitive activity of female gymnasts of various
qualifications] / A.V. Titova [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta.
Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport].
2017. Issue 2. P. 181–186.
10. Yur'eva M.N., Galaeva I.P. Specifika horeograficheskoj podgotovki sportsmenok
v hudozhestvennoj gimnastike [Specificity of the choreographic training of female athletes in
rhythmic gymnastics] // Psihologo-pedagogicheskij zhurnal «Gaudeamus» [Psychological and
pedagogical journal "Gaudeamus"]. 2019. T. 18. No. 4 (42). P. 34–39.
148