Таблица 3
Показатели функционального состояния и работоспособности в ходе учения ____________у военнослужащих 1 и 2 группы (по Б.В. Ендальцеву) ________________
Гру ппы в/с Показатели Ёд. измер. Исх. фон В ходе учений После учений
3 суток в пустыне 7 суток в высокогорье в день окончания 3 суток
X :¥1 Х2 ХЗ Х4
1 Задержка дыхания на в дохе с 81 63* 78 70* 86 79 98 83 102
Задержка дыхания на выдохе с 38 31* 82 30* 79 33 92 37 97
Статическая выносливость с 96 75* 78 81* 84 90* 94 98 102
Оперативная память балл 7,2 6,1* 89 6,7* 93 7,0 97 7,4* 103
Работоспособность балл 5,0 4,2* 84 4,5* 90 4,8 96
2 Задержка дыхания на вдохе с 77 49* 64 53* 69 57* 74 71* 94
Задержка дыхания на выдохе с 34 20* 59 23* 68 25* 73 32 92
Статическая выносливость с 88 51* 58 54* 61 65* 74 81* 92
Оперативная память балл 7,0 6,0* 86 6,4* 91 7,0 100 7,4 106
Работоспособность балл 5,0 2,6* 52 3,0* 60 3,0* 60
Примечание:
* - значение статических достоверно отличаются от исходных фоновых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ендальцев, Б.В. Работоспособность военнослужащих и пути её повышения средствами физической подготовки. / Б.В. Ендальцев, А.А. Нестеров. - Л.: ВМА им.С.М. Кирова, 1986. - 242с.
2. История и основы теории физической культуры. /Под. ред. В.В. Миронова и В.Г. Федорова. - СПб.: ВИФК, 2005. - 294с.
3. Теория и организация физической подготовки войск: Учеб. для курсантов и слушателей Военного института физической культуры/ Под ред. В.В. Миронова. -СПб.: ВИФК, 2000.-С.18-31.
4. Физическая культура / В.В. Миронов, В.А. Собина и др. - М.: Военное издательство, 2005. - 462с.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ СТУПНЕЙ НОГ СПОРТСМЕНОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Ольга Геннадьевна Румба, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лес-гафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В рамках общепринятого регламента предлагается теоретически обоснованная авторская методика хореографической подготовки гимнасток. Доказывается эффективность предлагаемой методики повышения качества работы ступней ног.
Ключевые слова: художественная гимнастика, культура движений, качество работы ступней ног.
THEORETICAL AND EXPERIMENTAL JUSTIFICATION OF RHYTHMIC WOMAN GIMNASTS FEET'S PERFORMANCE IMPROVEMENT
Olga Gennadievna Rumba, candidate of pedagogical science, senior lecturer,
Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
In frames of generally accepted procedure a theoretically justified author’s methodology for woman gymnasts choreographic training is proposed. An effectiveness of proposed feet work quality improvement methodology is proven.
Key words: rhythmic gymnastics, motions' culture, feet’s performance quality.
В художественной гимнастике успешность спортсменок обусловливается уровнем развития гибкости, координации, скоростно-силовых способностей, а также ряда эстетических компонентов: красоты линий, «чувства позы», культуры движений и пр.
[5].
К числу компонентов, из которых в художественной гимнастике складывается понятие «культура движений», многие специалисты [2] относят аккуратность работы ступней ног. Однако, несмотря на свою очевидность, факт влияния качества работы ступней ног спортсменок в художественной гимнастике на общий уровень их спортивного мастерства пока что не имеет своего научного подтверждения. С целью доказательства справедливости этого мнения было решено провести следующее исследование: выбрать несколько показателей качества работы ступней ног у спортсменок в художественной гимнастике, оценить степень их проявления у группы гимнасток равной квалификации и сравнить полученные результаты каждой испытуемой с общим уровнем её спортивного мастерства.
По результатам экспертного опроса были отобраны показатели, наиболее полно характеризующие «чистоту» работы стоп гимнасток. Анализ отобранных показателей свидетельствует, что качество работы стоп спортсменок в художественной гимнастике обеспечивается комплексным развитием гибкости суставов ног, силы, функции равновесия. Данный вывод учитывался при подборе контрольных испытаний, с помощью которых осуществлялась оценка качества работы стоп у испытуемых гимнасток:
• измерение максимального угла разведения стоп в упоре сидя сзади - оценивалась выворотность стоп;
• измерение угла между полом и сводом поднятой на полупальцы стопы -оценивалась высота полупальцев;
• количество подъёмов с нижней рейки гимнастической стенки на максимально высокие полупальцы за 30 с - оценивалась сила икроножных мышц;
• количество подъёмов на максимально выворотные и высокие полупальцы одной ноги без касания пола другой ногой и без учёта времени - оценивалась сила икроножной мышцы одной ноги;
• количество времени, в течение которого гимнастка может устоять на выворотных высоких полупальцах одной ноги (вторая либо на passe, либо в attitude) - оценивалась способность сохранять равновесие на полупальцах одной ноги;
• количество медленных поворотов вокруг себя на одной ноге (турлян) без касания пола другой ногой - оценивалось комплексное проявление силы опорной ноги, выворотности суставов ног, функции равновесия.
По поводу последнего контрольного испытания тренеры сошлись во мнении, что у гимнасток младше 10-ти лет целесообразнее оценивать работу стопы опорной ноги во время исполнения турлян без подъёма на полупальцы, т.к. в этом возрасте гимнастки только начинают осваивать данный элемент.
Исследование проводилось на базе СДЮШОР по гимнастике г. Пушкина в марте 2007 г. В нём приняли участие 27 гимнасток в возрасте 8-10 лет равной спортивной квалификации. У всех обследуемых гимнасток было оценено качество работы ступней ног с помощью выше перечисленных контрольных заданий.
Для определения влияния качества работы стоп гимнасток на общий уровень их спортивного мастерства был применён метод сравнения полярных групп.
В одном случае полярные группы определялись по результатам выступления гимнасток на 5-ти последних соревнованиях. В другом случае - по результатам ранжирования гимнасток методом парного сравнения. Интересно отметить, что в обоих случаях были получены практически одинаковые результаты, что лишний раз подтверждает корректность и объективность метода парного сравнения для определения полярных групп.
В полученном итоговом рейтинге гимнастки, занявшие места с 1-го по 6-е, были отнесены к сильной группе, места с 22-го по 27-е - к слабой. Результаты остальных 15-ти гимнасток, занявших в рейтинге места с 7-го по 21-е, при сравнении полярных групп не учитывались.
Далее были проанализированы показатели качества работы ступней ног у гимнасток сильной и слабой групп (табл. 1).
Таблица 1
Оценка показателей качества работы стоп у гимнасток сильной и слабой групп
№ Показатель Сильная группа Слабая группа Р
1 Выворотность стоп (угол разведения стоп, в град.) 166,8 ±2,8 143,9 ±3,2 р < 0,05
2 Высота п/п (угол между полом и сводом стопы, в град.) 59,5 ±1,0 52,5 ±0,8 р < 0,05
3 Подъемы на п/п с нижней рейки (кол-во раз за 30 с) 48,3 ±1,3 41,3 ±2,2 р < 0,05
4 Подъем на п/п правой ноги (кол-во раз) 29,5 ±2,1 16,0 ±2,8 р < 0,05
5 Подъем на п/п левой ноги (кол-во раз) 28,3 ±1,3 17,6 ±2,5 р < 0,05
6 Равновесие passe на левой ноге (с) 16,7 ±2,1 5,9 ±1,0 р < 0,05
7 Равновесие attitude на правой ноге (с) 23,8 ±1,6 10,0 ±2,4 р < 0,05
8 Tour lent на правой ноге (кол-во раз) 6,7 ± 0,5 3,7 ±0,3 р < 0,05
Полученные данные свидетельствуют, что по всем отобранным показателям качество работы ступней ног гимнасток с более высоким уровнем спортивного мастерства достоверно выше, чем у гимнасток с более низким уровнем. Данный факт в очередной раз подтверждает правоту тех тренеров, которые уделяют пристальное внимание развитию у своих учениц выворотности ступней ног, высоты полупальцев, силы икроножных мышц и пр.
Анализ специальной литературы и беседы со специалистами из различных регионов РФ показали, что наиболее эффективным средством повышения качества работы ступней ног гимнасток считаются регулярные занятия классической хореографией (КХ).
Традиционно урок КХ в женском классе состоит из четырёх частей: 1) экзерсис у станка; 2) экзерсис на середине; 3) прыжковая подготовка; 4) занятия на пуантах («пальцевая» техника). Именно такой структуры урока придерживаются педагоги в хореографических училищах и балетных труппах. Для извлечения максимальной пользы от классического тренажа артистки балета повторяют все перечисленные разделы ежедневно [1, 3, 4]. В художественной гимнастике в силу объективных причин дело обстоит несколько иначе.
Как свидетельствуют тренеры, урок КХ с гимнастками в среднем длится 90 минут, после чего девочки приступают к основной тренировке. Потому, как правило, он состоит из двух частей: либо экзерсиса у станка и на середине, либо экзерсиса у станка и прыжков, либо экзерсиса на середине и прыжков. Между тем, пуанты являются одним из наиболее действенных средств воспитания ступней ног артисток балета.
Что касается регулярности занятий КХ с гимнастками, то лишь гимнастки, представляющие элитно-олимпийскую художественную гимнастику и тренирующиеся
в центрах олимпийской подготовки, занимаются КХ ежедневно по 2 часа. Для гимнасток среднего звена, представляющих спортивно-образовательную художественную гимнастику и тренирующихся в ДЮСШ, ДСО и вузах, норма составляет 2-3 урока в неделю по 1,5 часа [2].
Таким образом, в работе с гимнастками среднего звена при двух-, трёхразовых занятиях КХ в неделю и двухчастном уроке тренерам не всегда удаётся добиться от своих учениц желаемого качества работы ступней ног.
Для решения указанной проблемы была создана методика занятий КХ с гимнастками, которая была преимущественно направлена на повышение качества работы ступней ног спортсменок. С этой целью:
во-первых, были выявлены наиболее эффективные, с точки зрения воспитания ступней ног, упражнения КХ, и значительно увеличена их доля в уроке; во-вторых, были введены регулярные занятия на пуантах.
К числу наиболее эффективных упражнений были отнесены: ге1еуе (ролевэ, от фр. - поднимать) - подъем на полупальцы; рИе (плие, от фр. - сгибание, складывание) - приседание; ЬаЫетеп11епс1и (батман тандю, от фр. - биение, отбивание) - движение натянутой ноги из позиции в позицию. Доля этих упражнений в уроке была значительно увеличена.
Таблица 2
Организация занятий классической хореографией, направленных на повышение
качества работы ступней ног гимнасток
Вариант урока Содержание урока Время
Вариант №1 Комбинация на рНе-ге1еуе №1 у станка 10 мин.
Экзерсис у станка 30 мин.
Экзерсис на середине 20 мин.
Упражнения на пуантах 25 мин.
Вариант №2 Комбинация на рНе-ге1еуе №1 у станка 10 мин.
Экзерсис у станка 45 мин.
Комбинация на рНе-ге1еуе №2 на середине 10 мин.
Прыжковая подготовка 25 мин.
Вариант №3 Комбинация на рНе-ге1еуе №2 у станка 10 мин.
Экзерсис на середине 40 мин.
Комбинация на рНе-ге1еуе №1 на середине 10 мин.
Упражнения на пуантах 25 мин.
Вариант №4 Комбинация на рНе-ге1еуе №1 у станка 10 мин.
Экзерсис у станка 45 мин.
Комбинация на рНе-ге1еуе №2 на середине 10 мин.
Прыжковая подготовка 25 мин.
Вариант №5 Комбинация на рНе-ге1еуе №2 у станка 10 мин.
Экзерсис у станка 30 мин.
Экзерсис на середине 30 мин.
Упражнения на пуантах 25 мин.
Вариант №6 Комбинация на рНе-ге1еуе №2 у станка 10 мин.
Экзерсис на середине 45 мин.
Комбинация на рНе-ге1еуе №1 на середине 10 мин.
Прыжковая подготовка 25 мин.
* В уроках, включавших в себя упражнения на пуантах, 5 минут отводилось на смену
обуви.
Занятия КХ проводились 3 раза в неделю по 90 минут, за основу было взято чередование двух и трёхчастного деления урока. Поскольку все 4 фрагмента урока КХ (экзерсис у станка, экзерсис на середине, прыжковая подготовка, упражнения на пуантах) регулярно использовались, для удобства были составлены 6 вариантов урока, которые чередовались в двухнедельном цикле (табл. 2).
Занятия КХ по экспериментальной методике проводились на базе СДЮШОР по гимнастике г. Пушкина в марте-июле 2007 г. В эксперименте приняли участие 27 гимнасток в возрасте 8-10 лет равной спортивной квалификации.
Для оценки эффективности предлагаемой методики повышения качества работы ступней ног средствами КХ у всех обследуемых гимнасток до начала экспериментальных занятий (в марте 2007 г.) и спустя 4 месяца - перед отъездом девочек в спортивный лагерь (в июле 2007 г.) были сняты показатели качества работы ступней ног (табл. 3).
Таблица 3
Оценка показателей качества работы ступней ног гимнасток до и после занятий
по экспериментальной методике
№ Показатель До эксперимента X ^Vxl После эксперимента X XI Р
1 Выворотность стоп (угол разведения стоп) 156,33° ±2,44 160,17° ±1,99 р > 0,05
2 Высота п/п (угол м/у полом и сводом стопы) 55,81° ±0,81 62,32° ± 0,72 р < 0,05
3 Подъемы на п/п с нижней рейки (кол-во раз за 30 с) 41,04 ±1,68 49,56 ±0,82 р < 0,05
4 Подъем на п/п пр. ноги (кол-во раз) 19,48 ±1,66 37,89 ±1,48 р < 0,05
5 Подъем на п/п лев. ноги (кол-во раз) 20,7 ±1,57 35,82 ±1,14 р < 0,05
6 Равновесие passe на лев. ноге (с.) 12,9 ±1,26 21,81 ±1,84 р < 0,05
7 Равновесие attitude на пр. ноге (с) 14,61 ±1,39 27,75 ±2,75 р < 0,05
8 Tour lent на пр. ноге (кол-во раз) 5Д7 ± 0,35 7,96 ± 0,49 р < 0,05
Полученные данные свидетельствуют, что в результате экспериментальных занятий произошли достоверные улучшения качества работы ступней ног гимнасток по таким показателям, как высота подъёма на полупальцы, способность длительное время сохранять равновесие на высоких выворотных полупальцах, способность длительное время выполнять движения, стоя на одной ноге и сохраняя её выворотность и высоту полупальцев. Положительная динамика в показателях выворотности стоп (гибкости голеностопных суставов) хоть и не имеет достоверных подтверждений (р > 0,05), в целом очевидна - угол разведения стоп в упоре сидя сзади в среднем увеличился на 3,840.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что предложенная методика повышения качества работы ступней ног спортсменок в художественной гимнастике средствами КХ доказала свою эффективность. При этом следует отметить, что опробовалась предложенная методика с участием 27-ми гимнасток 8-10 лет, занимающихся у одного тренера. Её использование со спортсменками иного возраста и квалификации даст, вероятно, иные результаты, однако, положительная динамика, очевидно, будет иметь место.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ваганова, А .Я. Основы классического танца / А .Я. Ваганова. - Л. : Искусство, 1980. - 208 с.
2. Карпенко, Л.А. Организация многоуровневого функционирования современной художественной гимнастики / Л.А. Карпенко // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - Вып. 8 (30). - С. 46-49.
3. Костровицкая, B.C. Школа классического танца / B.C. Костровицкая, А.А. Писарев. - JI. : Искусство, 1976. - 272 с.
4. Мальгина, Л.Е. Методика преподавания классического танца в институтах культуры : метод, разработка / Л.Е. Мальгина, Л.П. Серёжникова ; СПбГАК. - СПб. : [б.и.], 1998.-48 с.
5. Художественная гимнастика : учебник / под общ. ред. проф. Л.А. Карпенко ; Всерос. федерация художествен. Гимнастики, С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - М. : [б.и.], 2003. - 382 с.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ГИПОКСИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ В
СЕЗОННОЙ ПОДГОТОВКЕ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
Светлана Феликсовна Сокунова, доктор педагогических наук, доцент,
Лариса Викторовна Коновалова, старший преподаватель,
Владимир Валентинович Вавилов, старший преподаватель Ульяновский государственный университет (УлГУ)
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение влияния интервальной гипоксической тренировки на специальную работоспособность спортсменов в сезонной подготовке бегунов на средние дистанции.
Ключевые слова: интервальная гипоксическая тренировка, бегуны, средние дистанции.
APPLICATION OF INTERVAL HYPOXICAL TRAINING IN SEASONAL PREPARATION OF RUNNERS ON AVERAGE DISTANCES
Svetlana Feliksovna Sokunova, doctor of pedagogical sciences, senior lectures, Larissa Viktorovna Konovalova, senior teacher,
Vladimir Valentinovich Vavilov, senior teacher Ulyanovsk State University
Annotation
The results of survey is devoted to study of interval hypoxic training influence on special working capacity in seasonal training periods of the track middle distance athletes are presented.
Key words: interval hypoxic training, runners, middle distances.
ВВЕДЕНИЕ
Обострение конкуренции на международной арене и высокий уровень достижений в беге на выносливость выдвигают в качестве важнейшей задачи разработку новых рациональных методов тренировки, способствующих росту спортивных результатов. Последнее вряд ли может быть достигнуто за счет увеличения напряженности тренировочного процесса путем непрерывного наращивания объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Тренировочные и соревновательные нагрузки в современном спорте достигли таких величин, что их воздействие на организм определяется предельными возможностями индивидуальной адаптации и таит в себе опасность срыва, что связано не только со снижением эффективности подготовки и ухудшением спортивных результатов, но и с возникновением серьезных патологических изменений в различных системах.
Эффективность подготовки высококвалифицированных спортсменов во многом зависит от успешных поисков новых нетрадиционных средств тренировки, расширяющих адаптационные возможности организма и стимулирующих ответные реакции на отдельные виды тренировочных нагрузок.
Исследования последних лет [Е.А. Коваленко, 1990, 1992, 1993; Югай Н.В. 1992; А.З. Колчинская, 1992; 2003; С.Ф. Сокунова, 1996 и мн. др.] показали, что мобилизация функциональных резервов организма у спортсменов может быть достигнута путем проведения тренировки в условиях кислородной недостаточности (в среднего-