Оганджанов Александр Леонович, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,
Цыпленкова Евгения Сергеевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Назарова Ирина Викторовна, доц., [email protected], Россия, Москва, Московский городской педагогический университет
IMPROVEMENT OF THE TECHNIQUES OF THE PRYGUNOV TROY BASED ON THE USE OF ELECTRONIC OPTICAL MEASURING SYSTEM
A.L. Oganjanov, E.S. Tsyplenkova, I.V. Nazarova
A technique for controlling the kinematic parameters of the triple jump technique using the "Opojump Next" measuring system has been developed. The technology of managing the technical preparation of qualified triple jumper based on the development of targeted corrective training programs has been created.
Key words: triple jump, technical preparation of jumpers, control of preparedness, kinematic characteristics.
Ogandjhanov Aleksandr Leonovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University,
Tsyplenkova Evgeniya Sergeevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Nazarova Irina Viktorovna, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University
УДК 796.412
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТОП КАК ФАКТОР РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИМНАСТОК-«ХУДОЖНИЦ» РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
А.В. Титова, В.В. Борисова, Т.А. Шестакова, А.О. Афонская
Рассмотрена актуальная проблема методического обеспечения по повышению качества работы стоп у гимнасток. Раскрыта авторская методика, которая включает элементы классической хореографии, а также комплексы упражнений на пуантах. Представлено содержание специальных двигательных тестов, с помощью которых оценивается качество работы стоп у гимнасток.
Ключевые слова: специальная подготовка стоп, элементы классической хореографии, комплексы упражнений на пуантах, специальные двигательные тесты.
Каждый вид спорта предъявляет к спортсменам ряд требований, от реализации которых во многом зависит спортивный результат. Например, в баскетболе одним из таких признаков можно считать высокий рост игроков; в плавании - рост и длину конечностей; в парном фигурном катании -разницу между весоростовыми индексами партнёров; в единоборствах -
силу, координацию, выносливость; в лёгкой атлетике в зависимости от специализации - аэробную или анаэробную выносливость, скоростные и скоростно-силовые способности и т. д. В художественной гимнастике успешность спортсменок обуславливается уровнем развития гибкости, координации, скоростно-силовых способностей, а также рядом эстетических компонентов: красоты линий, «чувства позы», культуры движений и т. д. [3, 4].
Ряд специалистов (Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А., 1990; Медведева Е.С., 1998; Карпенко Л.А., 2003; Плеханова М.Э., 2006; Румба О.Г., 2008 и др.) считают, что одним из компонентов «культуры движений» в художественной гимнастике является аккуратность работы ступней ног. В разговорной речи тренеров чаще можно услышать -«аккуратность стоп» или «чистые стопы». Под «чистыми» стопами обычно подразумевают: степень оттянутости носков, выворотность в голеностопном суставе, высоту подъема на полупальцы, способность длительное время сохранять равновесие на высоких выворотных полупальцах, способность длительное время выполнять движения стоя на одной ноге, сохраняя ее выворотность и высоту полупальцев. Часто, делая выбор между двумя спортсменками при прочих равных характеристиках, специалисты по художественной гимнастике отдают предпочтение девочке с более «чистыми стопами». Одним словом, в художественной гимнастике качество работы стоп входит в число значимых показателей спортивного мастерства гимнасток, ведь техника практически всех упражнений без предмета и части упражнений с предметами предполагает активное участие стоп. Именно поэтому работа стоп гимнасток рассматривается как значимая, требующая постоянного совершенствования часть специальной физической подготовки [2].
Нагрузка, которая приходится на стопы гимнасток в течение тренировочного занятия, едва ли не самая значительная, по сравнению с другими звеньями тела. В связи с этим, эффективность средств специальной подготовки стоп целесообразно рассматривать как стратегический фактор, обуславливающий результативность соревновательной деятельности гимнасток различной квалификации, в первую очередь, ее исполнительского компонента [2].
К сожалению, данное утверждение пока не имеет научного обоснования, а потому остается лишь широко известным мнением специалистов. Проблема разработки методики, позволяющей повысить качество работы стоп у гимнасток, представляется нам весьма актуальной.
Цель работы: разработать и экспериментально обосновать, методику специально двигательной подготовки стоп у гимнасток-«художниц» 11 -12 лет на этапе углубленной спортивной специализации.
Научная новизна: впервые получены новые данные о влиянии специально-двигательной подготовки стоп на показатели качества работы ступней ног занимающихся художественной гимнастикой в г. Туле.
Практическая значимость работы заключается в возможности и целесообразности использования полученных результатов исследований в реальном тренировочном процессе юных гимнасток-«художниц».
Теоретической основой исследования явились работы следующих специалистов: Л.А. Карпенко, О.Г. Румбы, И.А. Винер, Т.С. Лисицкой, Нестеровой Т.В., Макаровой О.В., Гобузевой К.В.
Всё вышесказанное определило цель нашего исследования -разработать и экспериментально обосновать, методику специально двигательной подготовки стоп у гимнасток-«художниц» 11-12 лет на этапе углубленной спортивной специализации.
Программа тестирования гимнасток-«художниц» 11-12 лет на этапе углубленной спортивной специализации включала оценку специально двигательной подготовки стоп, что соответствовало цели и задачам эксперимента.
Для получения достоверной информации об уровне подготовленности гимнасток при проведении контрольных испытаний мы руководствовались следующими правилами:
1. Контрольные упражнения были доступны для всех гимнасток одного возраста.
2. Контрольные упражнения были простыми, быстро измеряемыми, наглядными по результатам и легко воспроизводимыми.
3. Контрольные испытания проводились в одинаковых условиях для всех гимнасток.
На основе контрольных нормативов, предложенных О.Г. Румбой (2008) [2], были разработаны тесты, с помощью которых осуществлялась оценка качества работы стоп у испытуемых гимнасток:
1. Измерение максимального угла разведения стоп в упоре, сидя сзади - оценивалась выворотность стоп;
2. Измерение угла между полом и сводом поднятой на полупальцы стопы - оценивалась высота полупальцев;
3. Количество подъёмов с нижней рейки гимнастической стенки на максимально высокие полупальцы за 30 с - оценивалась сила икроножных мышц;
4. Количество подъёмов на максимально выворотные и высокие полупальцы одной ноги без касания пола другой ногой и без учёта времени - оценивалась сила икроножной мышцы одной ноги;
5. Количество времени, в течение которого гимнастка может устоять на выворотных высоких полупальцах одной ноги (вторая либо на passe, либо в attitude) - оценивалась способность сохранять равновесие на полупальцах одной ноги;
6. Количество медленных поворотов вокруг себя на одной ноге (турлян) без касания пола другой ногой - оценивалось комплексное проявление силы опорной ноги, выворотности стоп, функции равновесия.
При проведении измерений все девочки находились в стандартных условиях тестирования: принимали одинаковое исходное положение для данного теста; повторные измерения проводились в одно и то же время.
Вся научно-исследовательская работа строилась и проходила в несколько этапов.
Во время первого этапа (август-сентябрь 2015 года) проведён основной анализ научно-методической литературы. Изучался тренировочный процесс по художественной гимнастике в учебно -тренировочных группах третьего года обучения, вырабатывалась гипотеза, определялись цели, задачи, методы исследования, отбирались тесты для определения показателей качества работы стоп у гимнасток-«художниц» 11-12 лет. Результаты данного исследования были отражены в докладах на научно-практических конференциях и опубликованы в сборниках научных трудов.
Второй этап исследования проводился с сентября 2015 г. по май 2016 г. На базе МБУДО ДЮСШ «Триумф» г. Тулы был проведен формирующий эксперимент, в котором приняли участие 12 девочек 11-12 лет (тренер А.В. Титова) - экспериментальная группа. В качестве контрольной группы обследовалось 12 девочек 11-12 лет (тренер Т.О. Шинко). Объем двигательной активности в экспериментальной и контрольной группах был одинаковый. Занятия проводились 5 раз в неделю по 2 часа 15 мин. Все тренеры являлись мастерами спорта СССР по художественной гимнастике.
Однако тренировочный процесс гимнасток, занимавшихся по экспериментальной программе, имел свои особенности, обусловленные целью и задачами исследования.
С целью повышения уровня специальной физической подготовленности гимнасток нами была разработана методика, направленная на повышение качества работы стоп у девочек 11-12 лет, которая была включена в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы. В контрольной группе тренировочные занятия проводились по стандартной программе [1].
Во время третьего этапа исследования (май 2016 года) проведен анализ результатов исследования.
Всего в ходе исследования обследовано 24 гимнастки в возрасте 11-12 лет.
Для решения задач исследования нами была предпринята попытка создать такую методику, которая включает элементы классической хореографии, а также комплексы упражнений, на пуантах, направленные на повышение качества работы стоп, что позволит повысить показатели специальной физической подготовленности юных гимнасток.
С этой целью, во-первых, были выявлены наиболее эффективные, с точки зрения укрепления ступней ног, упражнения классической хореографии: releve (ролевэ. от фр. - поднимать) - подъем на полупальцы. Движение развивает силу икроножных мышц, силу стопы, выворотность, устойчивость. Может исполняться, как в медленном темпе, так и в быстром (вскоки на полупальцы), как на двух ногах (по позициям), так и на одной; plie (плие, от франц. - сгибание, складывание) - приседание. Движение развивает силу ног, выворотность тазобедренных и голеностопных суставов, эластичность связок, ахиллово сухожилие. Существуют demi plie (дэ-ми плие, с франц. - половина сгибания) - полуприседание и grand plie (фан плие, с франц. - большое сгибание) - полное приседание. Кроме того, эффективно исполнение plie на полупальцах; battement tendu (батман тандю, от франц. - биение, отбивание) - движение натянутой ноги из позиции в позицию. Движение развивает выворотность голеностопных и тазобедренных суставов, силу и натянутость ног - коленей, стоп, подъемов, пальцев. Во-вторых, были введены регулярные занятия на пуантах.
Доля этих упражнений в уроке была значительно увеличена:
1) на основе releve (ролевэ) и plie (плие) были составлены две комбинации продолжительностью по 10 мин каждая, которые поочерёдно исполнялись лицом к станку и на середине;
2) в урок были введены три обязательные комбинации battement tendu (батман тандю) вместо одной-двух продолжительностью по 32 такта 2/4 каждая (по 64 счёта);
3) во все комбинации экзерсисов у станка и на середине в качестве дополнительных движений были введены plie (плие) и releve (ролевэ);
4) многие упражнения обоих экзерсисов исполнялись в положении опорной ноги на полупальцах или в plie (плие).
Занятия классической хореографией проводились 3 раза в неделю по 90 мин, за основу было взято чередование двух- и трёхчастного деления урока. Поскольку все 4 фрагмента классического урока (экзерсис у станка, экзерсис на середине, прыжковая подготовка, упражнения на пуантах) регулярно использовались, для удобства были составлены 6 вариантов урока, которые чередовались в двухнедельном цикле.
Нами были проанализированы показатели качества работы стоп у гимнасток экспериментальной и контрольной групп. Так, полученные в результате проведённого нами исследования данные свидетельствуют, что по таким показателям как выворотность стоп, высота подъёма на полупальцы, способность длительное время сохранять равновесие на высоких выворотных полупальцах, способность длительное время выполнять движения, стоя на одной ноге и сохраняя её выворотность и высоту полупальцев, качество работы ступней ног художественных гимнасток экспериментальной группы достоверно выше, чем у гимнасток контрольной группы.
Список литературы
1. Дополнительная образовательная программа: художественная гимнастика / сост. А.В. Титова. Тула, 2011. 31 с.
2. Плешкань A.B. Актуальные проблемы современной системы подготовки в художественной гимнастике: учеб. пособие. Краснодар, 2010. 87 с.
3. Структура психомоторики и сенситивные проявления двигательных способностей детей / О.П. [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2012. № 12. С. 38-42.
4. Титова А.В., Борисова В.В. Особенности интеграции технической (предметной) и физической подготовки гимнасток-«художниц» // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура, спорт. Вып. 1. Тула, 2016. С. 226-231.
Титова Анна Владимировна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого,
Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого,
Шестакова Татьяна Алексеевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
Афонская Анна Олеговна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
SPECIAL PREPARA TION OF STOP AS A FACTOR OF PERFORMANCE OF THE COMPETITIVE ACTIVITY OF THE GYMNASTIC ARTISTS OF VARIOUS
QUALIFICATION
A.V. Titova, V.V. Borisova, T.A. Shastakova, A.O. Afonskaya
The actual problem of methodical support to improve the quality of work of the gymnasts is considered. The author's technique is opened, which includes elements of classical choreography, as well as complexes of exercises on pointes. The content of special motor tests is presented, with the help of which the quality of the work of the gymnasts is assessed.
Key words: special preparation offeet, elements of classical choreography, complexes of exercises on pointes, special impellent tests.
Titova Anna Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,
Borisova Vera Valeryevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,
Shestakova Tatyana Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,
Afonskaya Anna Olegovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University