Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ'

СПЕЦИФИКА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2096
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / СПОРТСМЕН / ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ARTISTIC GYMNASTICS / ATHLETE / CHOREOGRAPHIC PREPARATION / TRAINING PROCESS / COMPETITIVE PROGRAM / SPORTS AND TECHNICAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрьева Марина Николаевна, Галаева Инесса Петровна

В статье рассматриваются проблемы хореографической подготовки спортсменок в художественной гимнастике. Выявлены тенденции развития художественной гимнастики на современном этапе, характеризующиеся неуклонным ростом технического мастерства гимнасток, трудностью соревновательных программ. Раскрываются задачи, содержание, особенности хореографической подготовки спортсменок в художественной гимнастике. Обоснована взаимосвязь хореографической подготовки с физической, технической, психологической, тактической и другими видами подготовки гимнасток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрьева Марина Николаевна, Галаева Инесса Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF CHOREOGRAPHIC TRAINING OF SPORTSWOMEN IN RHYTHMIC GYMNASTICS

In the article authors considered problems of choreographic training of sportswomen in rhythmic gymnastics; revealed trends in the development of rhythmic gymnastics at the present stage, characterized by a steady increase in technical skill of gymnasts, difficulty of competitive programs, also revealed the tasks, content, peculiarities of choreographic training of sportswomen in rhythmic gymnastics, justified the relationship between choreographic training and physical, technical, psychological, tactical and other types of training of gymnasts.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ»

УДК 796.412

doi: 10.20310/1810-231X-2019-18-4(42)-34-39

СПЕЦИФИКА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Юрьева Марина Николаевна

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов e-mail: [email protected] Галаева Инесса Петровна Международная культурная ассоциации «Artuniverso», Италия, г. Кальяри

В статье рассматриваются проблемы хореографической подготовки спортсменок в художественной гимнастике. Выявлены тенденции развития художественной гимнастики на современном этапе, характеризующиеся неуклонным ростом технического мастерства гимнасток, трудностью соревновательных программ. Раскрываются задачи, содержание, особенности хореографической подготовки спортсменок в художественной гимнастике. Обоснована взаимосвязь хореографической подготовки с физической, технической, психологической, тактической и другими видами подготовки гимнасток.

Ключевые слова: художественная гимнастика, спортсмен, хореографическая подготовка, тренировочный процесс, соревновательная программа, спортивно-техническое мастерство

Характерной особенностью развития современной художественной гимнастики является неуклонный рост структурной и технической сложности соревновательных программ, сбалансированность двигательных действий, вариативность условий работы с предметами, увеличение объемов тренировочной работы. Данные тенденции определяют научный поиск новых подходов в методике подготовки гимнасток, методического и практического совершенствования тренировочного процесса. С точки зрения И. А. Винер, успешная подготовка высококвалифицированных спортсменов невозможна без систематического и внимательного изучения тенденций развития спорта высших достижений и направлений совершенствования системы спортивной подготовки [1].

Художественная гимнастика относится к ациклическим сложнокоординированным видам спорта и существенно отличается от большинства других видов спорта. Многие специалисты (Л. А. Карпенко, И. С. Семибратова, М. Э. Плеханова и др.) отмечают, что приоритет отечественной школы гимнастики основан не только на высоком спортивно-техническом мастерстве спортсменок, но и на широком использовании искусства хореографии. Впервые средства хореографии были применены в про-

цессе тренировки сборной команды СССР к XVI Олимпийским играм в Мельбурне, где отечественные спортсменки в своих композициях использовали разнообразные стили и виды хореографического искусства.

Хореографическая подготовка тесно взаимосвязана с другими видами подготовки гимнасток (физической, технической, психологической, тактической и др.). Сегодня в художественной гимнастике под хореографической подготовкой понимается система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры гимнасток, на расширение их арсенала выразительных средств. Являясь многолетним, круглогодичным, специально организованным процессом, хореографическая подготовка реализуется в форме разминок (уроков) классического, народно-характерного, современного танцев.

Отмечая многофункциональное воздействие средств хореографии на уровень подготовленности гимнасток, С. И. Борисенко подчеркивает, что система упражнений и методов, характерных для хореографической подготовки гимнасток, обеспечивает воздействие на следующие направления тренировки:

- специально-техническое (формирование базовых навыков общего направления,

элементов гимнастического стиля, точности движений, ритмичности, амплитудности, элементов классификационных программ);

- специально-физическое (совершенствование координации движений, устойчивости - умения сохранять равновесие, специальной выносливости, гибкости, укрепление опорно-двигательного аппарата);

- психическое (улучшение двигательной памяти, воображения, мышления, сосредоточенности на выполнении заданий);

- эстетическое (способствует расширению арсенала выразительных средств, таких как музыкальность, выразительность, эмоциональность, танцевальность, общая культура движений) [2].

Следует отметить, что хореографическая подготовка в художественной гимнастике базируется, главным образом, на основе классического танца. Однако она имеет ряд характерных особенностей, которые, прежде всего, определяются различиями целей и задач, стоящих перед спортсменками и балеринами.

Структура урока классического танца состоит из нескольких разделов: экзерсис (exercice) у станка, на середине зала, а1^го. По мнению Н. Н. Венгеровой, О. Г. Румба, О. С. Федоровой и др., классический экзерсис является основой для формирования базовых навыков общего и специального назначения в художественной гимнастике, а также важнейшим средством развития силы ног, выворотности, эластичности мышц, устойчивости артистичности спортсменок [3; 4].

Обязательным условием выполнения классического экзерсиса у артистов балета является выполнение упражнений из первой, второй, четвертой и пятой позиции ног. Добиваться такой выворотности ног в гимнастике не только нецелесообразно, но и вредно, так как многие движения в гимнастике, например, опорные прыжки, акробатические элементы и соединения, требуют параллельной постановки стоп. Поэтому большинство движений классического танца у станка и на середине зала выполняются в свободных прямых позициях.

Исполняются движения ежедневно в определенной последовательности. Упражнения на середине зала начинаются с маленького adagio и заканчиваются большим adagio, в дальнейшем изучаются хореографические позы: epaulement efface, epaulement croisee, arabesgues. Прыжки (allegro) являются наиболее трудным разделом классического танца.

Они имеют много разновидностей и исполняются в разных темпах. В художественной гимнастике существует свой огромный комплекс прыжков, отличных от прыжков классического танца. В соревновательных композициях гимнасток прыжки классического танца почти не используются, они применяются только во время учебно-тренировочных занятий для развития у учениц прыгучести и формирования правильной техники отталкивания и приземления. Маленькие прыжки классического танца применяются в учебно-тренировочных занятиях с гимнастками, начиная с 8-9-летнего возраста, когда уже выработаны сила и эластичность мышц ног.

Изучение вращений является одним из самых важных и сложных разделов, как в классическом танце, так и в художественной гимнастике. Существует огромный комплекс разнообразных tour и pirouette, изучение которых начинается только тогда, когда спортсменки уже обладают хорошо поставленным корпусом, руками, крепкой спиной и поясницей. На первых этапах обучения начинается изучение preparation к tour и tour en dehors и en dedans по II, IV, V позициям. По мере изучения на середине tour включаются и в экзерсис у станка. Далее следует изучение этих же tour с различных приемов, например, с приемов tombe, degage, temps releve, grand plié и т. д. По мере проучивания tour начинается изучение tour в больших позах, которые в дальнейшем могут исполняться с большой вариативностью приемов.

Специфика изучения вращений заметно отличается от балета, в основе их исполнения иная работа рук, ног, корпуса. Кроме того, сложность этих вращений заключается в многократном повторении одного и того же движения (пр.,, fouette - фуэтэ) и в необходимости исполнять их с продвижением по определенному рисунку зала: круг, линия, диагональ (пр., tours chaîne). В переходном и общеподготовительном периодах спортивной тренировки многие хореографы для совершенствования равновесий, поворотов, укрепления икроножной мышцы и мышц стопы используют элементы классического танца, выполняемые на пальцах (на пуантах), что придает занятиям своеобразие и уникальность. Такие элементы имеют вспомогательное значение, развивая устойчивость, равновесие гимнасток.

Занятия хореографией способствует решению ряда общеобразовательных задач: укреп-

ляется опорно-двигательный аппарат, развивается гибкость, координация движений, специальная выносливость; освоение различных элементов и комбинаций воспитывает у спортсменок музыкальность, артистизм, повышается плотность тренировки (за счет возможности проведения занятий одновременно с целой группой). На уроках хореографии решаются и задачи в технической подготовке. Вместе с тем, разделение средств на хореографическую и техническую подготовку в художественной гимнастике условно, так как очень трудно провести четкую грань между ними, ведь прыжки, повороты, равновесия и их сочетания являются основным «языком» как в хореографии и балетных спектаклях, так и в упражнениях художественной гимнастики.

Для формирования выразительности в тренировочном процессе важно использовать народно-характерные танцы, сложившиеся на основе национальных особенностей разных этнических групп, которые помогают раскрыть индивидуальность спортсменок, развить свободу движений, непосредственность, легкость (О. Г. Румба). При изучении и отработке основных элементов особое внимание уделяется умениям передать характер, стилистику танцев. Основу народно-характерного урока составляют русские, украинские, еврейские польские, венгерские, испанские, цыганские, латиноамериканские танцы и др. Как правило, занятия по народно-характерному танцу имеют стандартную структуру: упражнения у опоры, на середине в виде отдельных элементов и соединений, этюдов и, наконец, заданий на сочетание народно-характерных движений, элементов художественной гимнастики и движений с предметами.

Все элементы, которые гимнастка выполняет с предметами, имеют сложноорганизо-ванную структуру. С точки зрения А. А. Зайцева, в соревновательных композициях не допускается статика предмета, каждое движение должно иметь логичное продолжение, темп выполнения быстрый, техническая форма точная, в координации с элементами тела. Поэтому работу с предметами в художественной гимнастике можно охарактеризовать как сверхсложную [5].

Работа с предметами диктует необходимость введения в занятия специфических заданий, основной целью которых является освоение рациональной техники выполнения элементов (прыжки, повороты и др., сочетающие-

ся с движениями рук, перемещениями в разных направлениях, изменениями формы тела), и овладение техникой взаимодействия с предметом. Так, особенность техники владения мячом, заключающаяся в мягкости и плавности движений, предполагает, что в уроки хореографии будут включаться движения свободной пластики: волны, полуволны и т. д. Броски предметов, сопровождающиеся пружинными движениями ног, взмахом туловищем и руками, требуют введения в урок различного рода пружинных движений. Поэтому в урок хореографии также включаются специальные упражнения, обеспечивающие равновесную, вращательную, прыжковую, акробатическую подготовку.

Для сопровождения соревновательных программ, в художественной гимнастике используются различные музыкальные произведения, которые подбираются в зависимости от индивидуальных физических, технических, психологических и возрастных особенностей спортсменок. Музыкальное сопровождение композиций и упражнений многообразно, оно включает отрывки из симфоний, балетов, небольшие произведения (прелюдии, скерцо, сонатины; музыку песенного жанра: джазовую, народную и т. д.). Использование столь широкого диапазона требует от гимнасток владения различными хореографическими формами, согласованности двигательных действий, характера выполнения упражнений с музыкой.

При определении соответствия «хореографических элементов» характеру и жанру музыки можно сказать, что музыкально-пластический образ гимнастки передают в основном за счет «связующих элементов». Недостаточное количество элементов и движений танцев, неумелое сочетание деталей, отражающих определенный стиль исполнения, на наш взгляд, обедняет содержание композиции, затрудняет задачу передачи образа, идеи.

В настоящее время соревновательным программам художественной гимнастики свойственен этюдно-образный стиль композиций. И. А. Винер, Л. А. Карпенко, Н. А. Овчинникова, И. С. Семибратова, Л. И. Турищева, М. Шишковска и др., подчеркивают, что основное требование, предъявляемое сегодня к гимнастке при исполнении композиции - это создание эмоционально-двигательного образа на основе личного восприятия музыки, экспрессии и выразительности при исполнении технически сложных комбинаций [6; 7]. Дан-

ные тенденции предполагают на разных этапах подготовки гимнасток использование типичных видов этюдной работы: эмоционального (героический, лирический, романтический, гротескный); характерно-образного (русский, испанский, цыганский, восточный и др.); современного (модерн, contemporary, джаз, рок-н-ролл и др.). В основе работы над этюдами лежит работа над образностью, являющейся одним из важных критериев «артистичности».

На уроках хореографии изучаются многообразные сочетания движений ног, рук, туловища, головы. При этом освоение не должно носить механический характер. Путем соответствующей корректировки каждого движения воспитывается его выразительность, без которой невозможно добиться «артистичности исполнения», т. е. способности создавать индивидуальной образ в композиции. В свою очередь, для создания образа необходима выразительность, которая неразрывно связана с красотой движений, грациозностью, танцевально-стью и т. д. Особенно важно, чтобы гимнастка смогла создать выдающийся эмоционально -двигательный образ на основе собственного восприятия музыки, выразительности и экспрессии на фоне технически сложной композиции.

Дефицит времени в подготовке гимнасток, большой объем разнохарактерных движений предъявляют особые требования к методике проведения урока хореографии, к выбору средств и методов подготовки. Урок хореографии в гимнастике должен, в первую очередь, учитывать практическую целесообразность каждого задания. Увлечение внешним эффектом упражнения, общим впечатлением, введение большого количества украшательств нецелесообразно. В учебном процессе каждое упражнение должно нести конкретную смысловую нагрузку (техническую, воспитательную и т. д.).

В процессе хореографической подготовки ведется работа и над групповыми упражнениями, основной целью которых является развитие умений синхронно работать в парах, тройках, четверках, в различных построениях (в колонне, шеренге, «стайкой» и т. д.), при выполнении комбинаций на месте, с продвижением по прямым, диагональным направлениям, дугам.

Многие упражнения имеют как динамический, так и статический характер, и выполняются в различных положениях. Применение элементов акробатики (медленные перевороты

вперед, назад, боком и др.) включены в программу младших разрядов, а также применяются на уроках высшего спортивного мастерства на разминках. Кроме того, в композициях часто встречаются полуакробатические элементы в сочетании с равновесиями, волнами, прыжками. Таким образом, хореограф, работающий с гимнастами, должен быть компетентен в технике акробатических элементов.

В современной художественной гимнастике организована бригадная работа тренера и хореографа. Исследования показывают, что в настоящее время спортивные школы испытывают недостаток хореографов, которые понимают и знают специфику подготовки спортсменов. Ф. Морель отмечает, что недостаточный уровень знаний у многих тренеров по этому вопросу, а также отсутствие научного обоснования применения средств и методов хореографии приводят к проявлению дилетантства в хореографической подготовке. Автор считает, что только высокий уровень знаний хореографического аспекта подготовки у тренера, умелое применение средств и методов танцевального искусства будут способствовать воспитанию спортсменов международного класса [8].

Для повышения эффективности тренировочного процесса, надежности соревнований необходимо составлять планы на достаточно длительный период (макроцикл - годичный тренировочный цикл), содержащие специальные комплексы упражнений, включающие элементы основных структурных и специфических групп хореографического искусства, которые способствовали бы повышению уровня владения спортсменками необходимыми навыками.

Всестороннее изучение тенденций развития художественной гимнастики позволит определить наиболее эффективные направления для разработки гибкой целевой комплексной программы, которая должна подвергаться коррекции после анализа результатов выступления спортсменок на каждом ответственном старте.

Литература

1. Винер И. А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 2003.

2. Борисенко С. И. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000.

3. Венгерова H. H., Федорова О. С. Средства классического экзерсиса на уроках хореографической подготовки в сложно-координационных видах спорта: в 2 ч. СПб., 2000. Ч. 1.

4. Румба О. Г., Кабаева А. М. Классическая хореография как эффективное средство повыше -ния качества работы ступней ног в художественной гимнастике. СПб., 2009. Вып. 7. С. 81-88.

5. Зайцев А. А., Рожкова Л. В. Педагогические и психофизиологические аспекты технической подготовки с предметами в художественной гимнастике // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 11. С. 105-112.

6. Карпенко Л. А. Художественная гимнастика. М., 2003,

7. Овчинникова Н. А. Основы технической подготовки в художественной гимнастике. Киев, 1991.

8. Морель Ф. Хореография в спорте. М., 1978.

References

1. Viner I. А. Podgotovka vysokokva-lifitsirovannykh sportsmenok v khudozhestvennoj gimnastike: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk [Training of highly qualified sportswomen in rhythmic gymnastics. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. St. Petersburg, 2003. (In Russian).

2. Borisenko S. I. Povysheniye ispolnitel'skogo masterstva gimnastok na osnove sovershenstvovaniya khoreograficheskoj podgotovki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Improvement of performance skills of gymnasts on the basis of improvement of choreographic

training. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. St. Petersburg, 2000. (In Russian).

3. Vengerova N. N., Fedorova O. S. Sredstva klassicheskogo ekzersisa na urokakh khoreograficheskoj podgotovki v slozhno-koordinatsionnykh vidakh sporta: v 2 ch. [Means of classical exercising at lessons of choreographic preparation in complex-coordination sports: 2 parts]. St. Petersburg, 2000, part 1. (In Russian).

4. Rumba O. G., Kabaeva A. M. Klassicheskaya khoreografiya kak effektivne sredstvo povysheniya kachestva raboty stupnej nog v khudozhestvennoj gimnastike [Classical choreography as an effective means of improving the quality of feet work in rhythmic gymnastics]. St. Petersburg, 2009, issue 7, pp. 81-88. (In Russian).

5. Zajtsev A. A., Rozhkova L. V. Pedago-gicheskiye i psikhofiziologicheskiye aspekty tekhni-cheskoj podgotovki s predmetami v khudozhestvennoj gimnastike [Pedagogical and psychophysiological aspects of technical training with objects in rhythmic gymnastics] // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. - Imanuel Kant Baltic Federal University Review, 2011, issue 11, pp. 105-112. (In Russian).

6. Karpenko L. A. Khudozhestvennaya gimnastika [Rhythmic gymnastics]. Moscow, 2003. (In Russian).

7. Ovchinnikova N. A. Osnovy tekhnicheskoj podgotovki v khudozhestvennoj gimnastike [Basics of technical training in rhythmic gymnastics]. Kiev, 1991. (In Russian).

8. Morel' F. Khoreografiya v sporte [Choreography in sport]. Moscow, 1978. (In Russian).

* * *

SPECIFICS OF CHOREOGRAPHIC TRAINING OF SPORTSWOMEN IN RHYTHMIC GYMNASTICS

Yuryeva Marina Nikolaevna

Derzhavin Tambov State University, Russia, Tambov e-mail: [email protected]

Galaeva Inessa Petrovna

International Cultural Association «Artuniverso», Italy, Cagliari

In the article authors considered problems of choreographic training of sportswomen in rhythmic gymnastics; revealed trends in the development of rhythmic gymnastics at the present stage, characterized by a steady increase in technical skill of gymnasts, difficulty of competitive programs, also revealed the tasks, content, peculiarities of choreographic training of sportswomen in rhythmic gymnastics, justified the relationship between choreographic training and physical, technical, psychological, tactical and other types of training of gymnasts.

Key words: artistic gymnastics, athlete, choreographic preparation, training process, competitive program, sports and technical skill

Об авторах:

Юрьева Марина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры сценических искусств Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов

Галаева Инесса Петровна, хореограф Международной культурной ассоциации «Artumverso», г. Кальяри, о. Сардиния, Италия

About the authors:

Yuryeva Marina Nikolaevna, Doctor of Pedagogics, Professor of the Stage Arts Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov

Galaeva Inessa Petrovna, Choreographer of the International Cultural Association «Artuniverso», Cagliari, Sardinia Island, Italy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.