УДК 796.41 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-1-65-72
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ У СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Т.Н. Ключинская, Д.Д. Кечкин, Е.А. Нилогова
Рассмотрено развитие координационных способностей к сохранению равно-
весия и ориентированию в пространстве, ловкости, быстроты. Предложен комплекс
упражнений на развитие координации с применением одновременно двух предметов в
специальных условиях окружающей среды для спортсменок 9–10 лет, занимающихся
художественной гимнастикой, экспериментальным путем доказана его эффектив-
ность.
Ключевые слова: художественная гимнастика, координация, специфические
условия окружающей среды, способность к сохранению равновесия, к ориентированию
в пространстве, ловкость, быстрота.
DEVELOPMENT OF COORDINATION
IN SPECIAL ENVIRONMENTAL
CONDITIONS FOR ATHLETES
IN RHYTHMIC GYMNASTICS
Kliuchinskaia T.N., candidate of pedagogical
sciences, associate professor, [email protected],
Russia, Perm, Perm State Pedagogical Uni-
versity,
Kechkin D.D., candidate of pedagogical sci-
ences, associate professor, kechkin_dd@
mail.ru, Russia, Perm, Perm State Pedagogical
University,
Nilogova E.A., teacher, [email protected],
Russia, Perm, Perm State Pharmaceutical
Academy
The development of coordination abilities to
maintain balance and orientation in space,
dexterity, speed is considered. A set of
exercises for the development of coordination
with the use of two objects at the same time in
special environmental conditions for female
athletes of 9–10 years old who go in for
rhythmic gymnastics has been proposed, its
effectiveness has been experimentally proven.
Key words: rhythmic gymnastics, coordina-
tion, specific environmental conditions, the
ability to maintain balance, to orientate in
space, dexterity, speed.
Ключинская Татьяна Николаевна, канд. пед.
наук, доц. [email protected], Россия, Пермь, Пермский госу-
дарственный гуманитарно-педагогический университет,
Кечкин Денис Дмитриевич, канд. пед. наук,
доц. [email protected], Россия, Пермь, Пермский госу-
дарственный гуманитарно-педагогический университет,
Нилогова Екатерина Алексеевна, преподава-
тель, [email protected], Россия, Пермь, Пермская государ-
ственная фармацевтическая академия
Координационным способностям
отводится одно из центральных мест
среди всех других двигательных способ-
ностей. Особое внимание их развитию
уделяется в программах физического
развития для младших школьников. Это
связано с тем, что в условиях развития
современного общества можно говорить
о росте значения таких качеств человека,
как быстрая ориентация в пространстве,
тонкая дифференциация собственных
мышечных ощущений, регулирование
степени напряженности мышц, быстрая
реакция на сигналы внешней среды, вес-
тибулярная устойчивость [1, 3].
Несмотря на то, что необходимо целенаправленно развивать спо-
собности к оптимальному управлению движениями и их регуляции,
вопросы формирования координационных способностей являются еще
недостаточно разработанными, что в определенной степени представляет
трудности для учителей физической культуры и тренеров по видам спорта.
Особое значение имеют занятия, которые проводятся в специфиче-
ских условиях окружающей среды на свежем воздухе, в воде, на асфальти-
рованной поверхности. При проведении занятий на открытом воздухе у
спортсменов появляется возможность для проявления большей активно-
сти, повышения самостоятельности и личной инициативы в действиях.
Использование тренировок в воде в значительной степени способствует
развитию физических качеств, в том числе координационных способно-
стей, что связано, в первую очередь, с преодолением сопротивления воды,
особенностями удержания тела в нужном положении, удержания равнове-
сия, обеспечения согласованности движений. Циклическое, многократное
повторение упражнений на открытом пространстве в теплое время года
способствует прочному закреплению двигательных навыков и выработке
правильной техники [2].
Цель исследования состояла в экспериментальном обосновании
комплекса упражнений на развитие координации в специальных условиях
окружающей среды для спортсменок 9–10 лет, занимающихся художест-
венной гимнастикой.
Гипотеза: предполагалось, что использование одновременно двух
разных предметов художественной гимнастики в специфических условиях
окружающей среды позволит повысить технику владения предметами и
показатели развития координации (ловкости, ориентации в пространстве,
функции равновесия).
Методы и организация исследования. В исследовании использова-
лись следующие методы: теоретический анализ, анкетирование, педагоги-
ческое наблюдение, контрольные испытания, педагогический эксперимент,
математическая статистика.
В эксперименте участвовали девочки 9–10 лет, занимающиеся
художественной гимнастикой, которые были разделены на две группы по
10 чел. – контрольную и экспериментальную. Контрольные испытания
проводились в два этапа: в мае 2021 г. – констатирующий этап (до начала
педагогического эксперимента) и сентябре 2021 г. – контрольный этап
(после педагогического эксперимента).
Для изучения практики применения упражнений на развитие коор-
динации у спортсменок 9–10 лет на занятиях художественной гимнастикой
с двумя предметами в специфических условиях окружающей среды была
разработана комплексная анкета [4, 6, 8].
На рис. 1 видно, что большинство тренеров в тренировочном про-
цессе используют скакалку (48 %) для развития координационных способ-
ностей воспитанников, реже используют мяч (23 %), обруч (20 %), булавы
(6 %) и ленту (3 %).
6600
4400
2200
00
4488%
2020%
2323%
%
6 6%
3 3%
СкСакаклака Обруч ММяч БуБлаувлыа ЛЛенетна
лка уч яч вы та
Рис. 1. Процентное соотношение используемых
предметов художественной гимнастики тренерами
для развития координации
Анкетирование показало (рис. 2), что тренеры чаще всего комбини-
руют в работе скакалку с обручем – 45 %, реже – обруч и мяч – 30 %, еще
реже – обруч и обруч – 25 %, а булавы и ленту не комбинируют с другими
предметами.
60 4455%%
40
20
2255%% 3300%%
0
Скакалка и обруч Обруч и обруч Обруч и мяч
Рис. 2. Процентное соотношение одновременного
использования предметов художественной гимнастики
для развития координации
Большинство тренеров начинают развитие координационных спо-
собностей с 8–10 лет – 45 %; включают в тренировочный процесс упражне-
ния на развитие координационных способностей в возрасте 5–7 лет – 20 %
тренеров, в 10–12 лет – 30 %, в 14–16 лет – 5 % (рис. 3).
6600
4400%
2200%
45⁴⁵%
2020%
%
3030%%
55%%
0%
0
5-7 лет 8-10 лет 10-12 лет 14-16
5–л7етлет 8–10 лет 10–12 лет 14–16 лет
Рис. 3. Возраст начала использования упражнений
для развития координации
На основе поисковых исследований был разработан экспе-
риментальных комплекс упражнений на развитие координации у спорт-
сменок 9–10 лет на занятиях художественной гимнастикой [5, 7]. Комплекс
упражнений для развития координации представлен в табл. 1.
Таблица 1
Комплекс упражнений для развития координации с применением
двух предметов в специфических условиях окружающей среды
Упражнения
Мин
Кол-во раз
I. На песке (на протяжении 4-х недель в подготовительной части занятия)
1. Вращение обруча, правая рука вверх, обволакивание мяча
левой рукой, в сочетании с равновесием «пассе» 2 –
2. Бросок обруча правой рукой, во время полета: передача
мяча за спиной, ловля обруча свободной рукой – 5
3. Вертушка обруча правой рукой, передача мяча в правую,
вертушка обруча левой рукой 3 –
4. Бросок мяча, во время полета: прыжок в обруч, ловля
мяча свободной рукой – 5
II. В воде (на протяжении 4-х недель в основной части занятия)
5. Поочередное выполнение броска – обруч, мяч – без оста-
новки
6. Бег на месте с высоким подниманием бедра. По команде
тренера бросок одного из предмета
7. В парах: спортсменки встают друг напротив друга,
предмет над головой. У одной в руке мяч, у второй – об-
руч. Выполняются выпрыгивания из приседа. По команде
тренера перебрасывание предмета друг другу
8.Вращение обруча на шее, перебрасывание двумя руками
мяча во время движения
3 –
– 5
– 5
0,5 –
Окончание табл. 1
Упражнения
Мин
Кол-во раз
III. На песке (на протяжении 4-х недель во время разминки
в основной части занятия)
9. Махи правой ногой, передача обруча под ногой. Махи
левой ногой передача мяча под ногой –
10. Равновесие «арабеск». Вращение обруча, правая рука
вверх, левая рука с мячом вперед. По команде тренера
передача предметов в другую руку и смена опорной 3
ноги
10/10
–
IV. На асфальтированной местности (на протяжении 4 недель
в заключительной части занятия)
11. Бросок обруча, во время полета: переворот с зажатым в
руках мячом, ловля свободной рукой – 5
12. Бросок мяча, во время полета шене с передачей обруча
за спиной по ходу движения, ловля свободной рукой – 5
13. Вертушка обруча на земле, во время вращения обруча
выполнить два броска мячом, затем поймать обруч – 5
14. Упражнение с обручем и мячом. Правая рука – отбивы
мяча, левая рука – вращение обруча вперед (выполнять 5 –
одновременно)
В начале эксперимента у девочек 9–10 лет, занимающихся художест-
венной гимнастикой, контрольной и экспериментальной групп значительных
различий в физической подготовке не выявлено.
Экспериментальная группа занималась по предложенной методике,
контрольная – без включения упражнений специально направленных на раз-
витие координационных способностей.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы провели анализ результатов
контрольных испытаний на начальном и итоговом этапах эксперимента, дос-
товерность полученных данных определялась на основе t-критерия Стью-
дента (табл. 2).
Таблица 2
Результаты контрольных испытаний девочек 9–10 лет,
занимающихся художественной гимнастикой (М±m, P≤0,05)
Контрольные
испытания
1. На способность к сохра-
нению равновесия, с
2. На способность к ориен-
тированию в простран-
стве, с
Контрольная
группа (n=10)
До После
4,30±0,19 4,95±0,15
6,62±0,21 6,00±0,30
t (р)
1,65
1,72
Экспериментальная
группа (n=10)
До После
4,35±0,17 7,98±0,16
6,59±0,23 4,10±0,21
t (р)
2,96
3,65
Контрольные
испытания
Контрольная
группа (n=10) t (р)
Окончание табл. 2
Экспериментальная
группа (n=10) t (р)
3. На ловкость, с
4. На ориентацию в про-
странстве , баллы
5. Тест «падающая линей-
ка», см
До
2,30±0,11
37,2±0,7
17,1±1,1
После
3,38±0,14
40,3±0,11
16,4±0,18
1,45
1,47
2,15
До
1,26±0,15
37,1±0,21
17,3±0,19
После
4,28±0,11
49,5±0,20
12,2±0,17
2,25
2,72
2,40
В результате проведенного эксперимента, исследовав изменения
показателей развития координации после применения экспериментального
комплекса у спортсменок 9–10 лет на занятиях художественной гимнасти-
кой с двумя предметами в специфических условиях окружающей среды,
выявили существенный прирост по отношению к контрольной группе. В
частности, увеличились показатели способности к сохранению равновесия
на 3,63 с, способности к ориентированию в пространстве – на 2,49 с, лов-
кости – на 3,02 с. Кроме этого, у участниц экспериментальной группы
наблюдалось повышение уровня ориентации в пространстве, а также уве-
личена скорость реакции. В связи с этим можно констатировать достовер-
ность различий полученных результатов во всех пяти контрольных испы-
таниях как в контрольной, так и в экспериментальной группах.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента подтвер-
дили эффективность использования экспериментального комплекса на раз-
витие координации с применением одновременно двух разных предметов
художественной гимнастики в специфических условиях окружающей
среды, что, в свою очередь, подтвердило гипотезу нашего исследования.
Список литературы
1. Бурулов Т.Б. Комплекс упражнений, направленных на развитие
ловкости в баскетболе // Научное сообщество студентов ХХI столетия:
гуманитарные науки: сб. статей по материалам студ. Междунар. науч.-
практ. конф. Новосибирск: Сибирская академ. кн., 2021. С. 69–74.
2. Гусева Е.А., Бурханов С.В. Комплекс упражнений с использова-
нием теннисного мяча для развития ловкости у юных гимнасток //
Вопросы педагогики. 2021. № 4 (1). С. 108–111.
3. Карпеева Д.А. Стратегии управления устойчивостью тела в
сложных статических равновесиях художественной гимнастики // Акту-
альные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и
туризма: сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых,
аспирантов, магистрантов и студентов, посвящ. десятилетию победы
Казани в заяв. кампании на право проведения XXVII Всемирной летней
универсиады 2013 года и 5-летию проведения Универсиады-2013. Казань:
Изд-во ПГАФКСиТ, 2018. С. 528–532.
4. Карпенко Л.А., Захарова Е.В. Равновесно-вращательная подго-
товка в эстетической гимнастике // Физическая культура, спорт, туризм:
научно-методическое сопровождение: сб. материалы Всерос. науч.-практ.
конф. с междунар. участ. Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2018. С. 62–64.
5. Ключинская Т.Н., Нилогова Е.А. Равновесно-вращательная под-
готовка в художественной гимнастике // Проблемы и перспективы физиче-
ского воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической куль-
туры: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. Казань:
Изд-во ПГАФКСиТ, 2021. С. 286–290.
6. Левицкая А.В., Семенова Д.О. Развитие координационных спо-
собностей посредством групповых упражнений девочек 9–10 лет, зани-
мающихся художественной гимнастикой // Физиологические и биохимиче-
ские основы и педагогические технологии адаптации к разным по вели-
чине физическим нагрузкам: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с
междунар. участ., посвящ. памяти д-ра биол. наук, проф. А.С. Чинкина.
Казань: Изд-во ПГАФКСиТ, 2017. С. 519–523.
7. Стабилографические характеристики равновесий эстетической
гимнастики как критерии сложности их освоения / И.А. Степанова [и др.] //
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 1 (143).
C. 194–199.
8. Устойчивость равновесий как фактор сложности освоения ком-
бинированных элементов в художественной гимнастике / Е.Н. Медведева
[и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 8
(198). С. 176–181.
References
1. Burulov T.B. Kompleks uprazhnenij, napravlennyh na razvitie lovkosti v
basket-
bole [A set of exercises aimed at developing dexterity in basketball] //
Scientific community
of students of the XXI century: humanitarian sciences: collection of articles.
articles on
materials stud. Int. scientific-practical conf. Novosibirsk: Siberian academic.
book, 2021.
P. 69–74.
2. Guseva E.A., Burhanov S.V. Kompleks uprazhnenij s ispol'zovaniem tennisnogo
myacha dlya razvitiya lovkosti u yunyh gimnastok [A set of exercises using a
tennis ball for
the development of agility in young gymnasts] // Voprosy pedagogiki [Questions
of peda-
gogy]. 2021. No. 4 (1). P. 108–111.
3. Karpeeva D.A. Strategii upravleniya ustojchivost'yu tela v slozhnyh
staticheskih
ravnovesiyah hudozhestvennoj gimnastiki [Strategies for managing body stability
in complex
static equilibria in rhythmic gymnastics] // Actual problems of theory and
practice of physical
culture, sport and tourism: collection of articles. materials VI All-Russia.
scientific-practical
conf. young scientists, graduate students, undergraduates and students,
dedicated. the tenth
anniversary of the victory of Kazan in the application. campaigns for the right
to host the
XXVII World Summer Universiade 2013 and the 5th anniversary of the 2013
Universiade.
Kazan: PGAFKSiT Publishing House, 2018. P. 528–532.
4. Karpenko L.A., Zaharova E.V. Ravnovesno-vrashchatel'naya podgotovka v esteti-
cheskoj gimnastike [Equilibrium-rotational training in aesthetic gymnastics] //
Physical cul-
ture, sport, tourism: scientific and methodological support: collection of
articles. materials of
Vseros. scientific-practical conf. with int. part. Perm: PSGPU, 2018. P. 62–64.
5. Klyuchinskaya T.N., Nilogova E.A Ravnovesno-vrashchatel'naya podgotovka v
hudozhestvennoj gimnastike [Equilibrium-rotational training in rhythmic
gymnastics] //
Problems and prospects of physical education, sports training and adaptive
physical culture:
collection of articles. materials Vseros. scientific-practical conf. with int.
part. Kazan:
PGAFKSiT Publishing House, 2021. P. 286–290.
6. Levickaya A.V., Semenova D.O. Razvitie koordinacionnyh sposobnostej
posredstvom gruppovyh uprazhnenij devochek 9–10 let, zanimayushchihsya
hudozhestvennoj
gimnastikoj [The development of coordination abilities through group exercises
of girls
9–10 years old, going in for rhythmic gymnastics] // Physiological and
biochemical bases and
pedagogical technologies of adaptation to physical loads of different
magnitude: collection of
articles. materials Vseros. scientific-practical conf. with int. part.,
dedicated. memory of dr.
biol. sciences, prof. A.S. Chinkin. Kazan: PGAFKSiT Publishing House, 2017. P.
519–523.
7. Stabilograficheskie harakteristiki ravnovesij esteticheskoj gimnastiki kak
kriterii
slozhnosti ih osvoeniya [Stabilographic characteristics of the equilibria of
aesthetic gymnas-
tics as criteria for the complexity of their development] / I.A. Stepanova [et
al.] // Uchenye
zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University
named after
P.F. Lesgaft]. 2017. No. 1 (143). P. 194–199.
8. Ustojchivost' ravnovesij kak faktor slozhnosti osvoeniya kombinirovannyh ele-
mentov v hudozhestvennoj gimnastike [Stability of equilibria as a factor of
complexity of
mastering combined elements in rhythmic gymnastics] / E.N. Medvedeva [et al.]
// Uchenye
zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University
named after
P.F. Lesgaft]. 2021. No. 8 (198). P. 176–181.