Научная статья на тему 'Опыт применения предметов художественной гимнастики в координационной подготовке гимнасток'

Опыт применения предметов художественной гимнастики в координационной подготовке гимнасток Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1628
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДНОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОДИНАКОВЫХ И РАЗНЫХ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / SIMULTANEOUS USE OF THE SAME AND DIFFERENT ELEMENTS OF RHYTHMIC GYMNASTICS / COORDINATION ABILITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ключинская Татьяна Николаевна, Пигасова Вера Евгеньевна

В статье представлены данные о применении предметов художественной гимнастики для развития координационных способностей и совершенствования техники владения предметами, анализ различных сочетаний одновременно одинаковых и разных предметов для спортсменок 8-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ключинская Татьяна Николаевна, Пигасова Вера Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents information on the use of objects of artistic gymnastics for the development of coordination abilities and improve the art of possession of the items, the analysis of different combinations at the same time similar and different items for athletes 8-10 years engaged in artistic gymnastics.

Текст научной работы на тему «Опыт применения предметов художественной гимнастики в координационной подготовке гимнасток»

РАЗДЕЛ 3. СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 796.412.2

Ключинская Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры

Пигасова Вера Евгеньевна

магистрант кафедры теории и методики физической культуры

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, + 7 (342) 238-64-76 e-mail: t key@mail. ru

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ В КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ

ГИМНАСТОК

Tatiana N. Kliuchinskaia

Ph.D., Associate Professor of Department of Theory and Methodology of Physical Culture

Vera E. Pigasova

Student of Department of Theory and Methodology of Physical Culture

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: t key@mail. ru

THE EXPERIENCE OF USING OBJECTS OF ARTISTIC GYMNASTICS IN COORDINATING THE TRAINING OF GYMNASTS

Аннотация. В статье представлены данные о применении предметов художественной гимнастики для развития координационных способностей и совершенствования техники владения предметами, анализ различных сочетаний одновременно одинаковых и разных предметов для спортсменок 8-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Ключевые слова: одновременное использование одинаковых и разных предметов художественной гимнастики, координационные способности.

© Ключинская Т.Н., Пигасова В.Е., 2016

Abstract. The article presents information on the use of objects of artistic gymnastics for the development of coordination abilities and improve the art of possession of the items, the analysis of different combinations at the same time similar and different items for athletes 8-10 years engaged in artistic gymnastics.

Key words: simultaneous use of the same and different elements of rhythmic gymnastics, coordination ability.

В художественной гимнастике воспитанию координационных способностей всегда уделялось пристальное внимание. Т.С. Лисицкой детально рассмотрено развитие координационных способностей гимнасток в многолетнем аспекте, В.В. Любимовой - на этапе начальной подготовки. Ж.А. Белокопытной и Т.В. Нестеровой проанализировано развитие координационных способностей гимнасток-«художниц» на этапе высоких спортивных достижений.

В настоящее время актуален поиск методик и средств повышения эффективности тренировочного процесса без увеличения объема и интенсивности нагрузки. Одним из путей решения этой проблемы является оптимизация развития координационных способностей девочек 8-10 лет посредством применения одновременно одинаковых и разных предметов художественной гимнастики.

Результаты исследования и их обсуждение.

Наблюдение проводилось с целью изучения особенностей тренировочных занятий, определения наиболее подходящего сочетания предметов для совершенствования техники владения предметами и развития координационных способностей для спортсменок 8-10 лет, занимающихся художественной гимнасткой, одновременно с двумя предметами в различных сочетаниях: скакалка + скакалка, обруч + обруч, мяч + мяч, обруч + скакалка, мяч + скакалка, обруч + мяч.

В табл. 1 и 2 приведены упражнения с сочетанием двух предметов, которые тренеры включали в тренировочный процесс.

Таблица 1

Сочетания упражнений с одинаковыми предметами для гимнасток 8-10 лет

№ п/п 1. Скакалка + скакалка» 2. Обруч + обруч 3. Мяч + мяч

Правая рука Левая рука Правая рука Левая рука Правая рука Левая рука

1 Восьмерка Вращение Вращение Отбив**** Отбив

2 Вращение* Мельница Мельница Восьмерка Отбив

3 Эшапе Вращение Вращение Вертушка Обволакивание Отбив

4 Бросок ** Вращение Вращение Вертушка на полу Перекат***** Бросок

5 Передача предмета за спиной*** Бросок Перекат Вертушка на полу Бросок Отбив

Окончание табл. 1

№ п/п 1. Скакалка + скакалка» 2. Обруч + обруч 3. Мяч + мяч

Правая рука Левая рука Правая рука Левая рука Правая рука Левая рука

6 Восьмерка Бросок Обратный кат Обратный кат Бросок Бросок

7 - - Бросок Вертушка Большой круг Отбивы

8 - - Бросок Восьмерка Большой круг Бросок

9 - - Бросок Передача предмета за спиной - -

10 - - Вращение Обратный кат - -

11 - - Бросок Обратный кат - -

Примечание: *вращение может выполняться на руке, ноге, теле; ** бросок может выполняться рукой, ногой; *** передача предмета вокруг любой части тела; ****отбив может выполняться рукой, ногой; ***** перекат может выполняться по любой части тела.

Анализ использования сочетаний одновременно одинаковых предметов художественной гимнастики в разных руках: скакалка + скакалка,

обруч + обруч, мяч + мяч Скакалка + скакалка. К плюсам такого сочетания можно отнести одинаковое развитие навыков обеих рук одинаково. К минусам можно отнести отсутствие определенной методики и небольшой выбор упражнений.

Обруч + обруч. Этот вид сочетания предметов используется не всеми педагогами и является наиболее редким. В тренировочный процесс были включены абсолютно все движения с предметами. Они выполнялись одновременно правой и левой рукой, затем поочередно (например, поочередное вращение вперед и назад). Также использовались более сложные упражнения (вращения на различных частях тела, вертушки на кисти или без помощи рук, перекаты по разным частям тела). Эти движения выполнялись одинаково с двух рук, либо в различных сочетаниях. Бросковые упражнения были представлены не очень хорошо, отсутствовала полная гамма этих движений, были лишь попытки включить их в тренировочный процесс. Эта часть тренировки явно не была продумана педагогами.

Мяч + мяч. Этот вид сочетания применяли очень редко, так как сложно подобрать упражнения, чтобы они не влияли на перенос навыка. Также в этом сочетании затрачивается больше всего времени. К минусам тренировки с двумя мячами относится отсутствие определенной методики, педагоги могут

предложить для выполнения сначала сложные упражнения, потом легкие, без какой-либо системы.

Таблица 2

Сочетания упражнений с одинаковыми предметами для гимнасток 8-10 лет (продолжение)

№ п/п 4. Обруч + скакалка 5. Скакалка + мяч 6. Мяч + обруч

Правая рука Левая рука Правая рука Левая рука Правая рука Левая рука

1 Вращение Вращение Вращение Отбив Отбив Вращение

2 Вращение Эшапе Вращение Большой круг Восьмерка Вращение

3 Вертушка Вращение Вращение Восьмерка Обволакивание Вращение

4 Вертушка Бросок Эшапе Отбив Отбив Вертушка

5 Вращение Бросок Бросок Прокат Отбив Обратный кат

6 Брсок Прыжки Бросок Отбив Бросок Бросок

7 Бросок Эшапе Бросок Передача предмета Бросок Восьмерка

8 Бросок Восьмерка Восьмерка Бросок Бросок Вертушка

9 Предмет в полете Передача предмета за спиной Эшапе Бросок Бросок Перекат

10 Обратный кат Бросок - - Перекат Бросок

11 Прокат Бросок - - Отбив Бросок

Анализ использования сочетаний одновременно разных предметов художественной гимнастики в разных руках: обруч + скакалка,

скакалка + мяч, мяч + обруч Обруч + скакалка. Это сочетание использовалось чаще других или вообще используют только это сочетание предметов. В тренировочном процессе были задействованы практически все возможные движения с этими предметами. Но следует заметить, что никто не включал в урок перекат обруча по телу (по разведенным рукам, по спине, по ногам в положение сидя). Это является отрицательным моментом, так как перекат является фундаментальным движением обруча и упускать этот момент не целесообразно. Также к минусам в сочетании обруч + скакалка можно отнести отрицательный перенос навыка. Очень отчетливо было видно у гимнасток нарушение техники броска, так как предметы совершенно разные по структуре и по форме (скакалки и обручи разлетелись в разные стороны, гимнастки путались и не могли совместить

эти движения, которые в их возрасте и так сложно даются, нет достаточной мышечной координации, слабо развита мышечная система в силу возраста).

Обруч + мяч. Это сочетание предметов использовали на тренировке 50 % педагогов. Следует заметить, что наблюдаемые гимнастки с трудом выполняли большинство упражнений, забывая о правильной технике их выполнения. Это объясняется тем, что сами по себе предметы настолько разные, что нет ни одного схожего упражнения (например, восьмерка обручем и скакалкой похожи, отдаленно похож хват предмета). В большей части урока мяч находился в балансе на кисти, а обручем совершались различные движения.

Скакалка + мяч. Этот вид сочетания использовался очень редко. Упражнения выполнялись в разброс, не соблюдался принцип от простого к сложному. Положительным моментом является отсутствие отрицательного переноса навыка.

Таблица 3

Положительные и отрицательные моменты сочетаний предметов,

используемых на тренировках

Сочетание Положительные моменты сочетаний Отрицательные моменты сочетаний

одинаковые предметы

Скакалка + скакалка - развитие координации; - развитие навыков с двух рук одинаково - отсутствие определенной методики; - плохая организация

Обруч + обруч - развитие координации; - возможность выполнить относительно большое кол-во упражнений; - развитие навыков с двух рук одинаково - отсутствие определенной методики

Мяч + мяч - развитие координации - отрицательный перенос навыка; - маленький выбор упражнений; - отсутствие определенной методики; - затрачивается много времени

разные предметы

Обруч + скакалка - развитие координации; - возможность выполнить относительно большое кол-во упражнений - отрицательный перенос навыка; - отсутствие определенной методики; - плохая организация

Скакалка + мяч - развитие координации; - возможность выполнить относительно большое кол-во упражнений; - развитие навыков с двух рук одинаково - отсутствие определенной методики

По результатам проведенных исследований можно сделать следующие выводы (табл. 3):

- на всех тренировках наблюдалось отсутствие определенной методики проведения. Педагоги давали упражнения в разброс, т.е. сначала могли дать сложные, после легкие упражнения;

- только в уроки одновременно с двумя обручами были включены все группы упражнений, в других же сочетаниях прорабатывались не все движения. Это хорошо видно из табл. 1 и 2, в которых приведены примеры сочетания упражнений с различными предметами;

- педагоги проводили такие тренировки, опираясь лишь на собственный опыт. Описаний упражнений одновременно с двумя предметами в литературе не достаточно;

- проводя такие тренировки, педагоги пытались совершенствовать технику упражнений сразу с двумя предметами;

- в среднем уроки по наблюдениям длились 45 минут (за исключением сочетания обруч + обруч). В этом моменте данные анкетирования и педагогических наблюдений расходятся. Такое время объясняется отсутствием определенной методики проведения уроков с двумя предметами одновременно;

- упражнения подобраны не по возрасту.

Своеобразным итогом проведенного исследования стала разработка наиболее подходящих 6 блоков упражнений с предметами художественной гимнастики: по возрасту, подготовке и сочетанию упражнений с предметами художественной гимнастики с наименьшим переносом отрицательного навыка (табл. 4, 5).

Таблица 4

Разработанные блоки упражнений с одинаковыми предметами

для гимнасток 8-10 лет

№ п/п 1. Скакалка + скакалка 2. Обруч + обруч 3. Мяч + мяч

Пр. рука Лев. рука Пр. рука Лев. рука Пр. рука Лев. рука

1 Вращение Вращение Отбив

2 Восьмерка Восьмерка Отбив Большой круг

3 Вращение Эшапе Вращение Вертушка Большой круг

4 Вращение Бросок Вращение Вертушка на полу Отбив Обволакивание

5 Передача Бросок Вращение Обратный кат Обволакивание

6 Бросок Восьмер ка Обратный кат Баланс Восьмерка

7 Бросок Передача предмета Вертушка Бросок Большой круг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Бросок Прыжок Вертушка Обратный кат Бросок Отбив

9 Бросок Эшапе Вращение Бросок Бросок Обволакивание

10 - - Бросок Вертушка Бросок Передача

11 - - Бросок Перекат Бросок Перекат

12 - - Бросок Обратный кат Бросок

13 - - Бросок Передача - -

14 - - Бросок - -

Время 40-45 минут 25-20 минут 50-60 минут

Таблица 5

Разработанные блоки упражнений с разными предметами для гимнасток 8-10 лет (продолжение)

№ п/п 4. Скакалка + обруч 5. Скакалка + мяч 6. Обруч + мяч

Пр. рука Лев. рука Пр. рука Лев. рука Пр. рука Лев. рука

1 Вращение Вращение Баланс Вращение Баланс

2 Восьмерка Вращение Вращение Большой круг Вращение Большой круг

3 Вращение Восьмерка Вращение Отбив Вращение Отбив

4 Вращение Вертушка Вращение Обволакивание Вращение Обволакивание

5 Вращение Обратный кат Эшапе Баланс Вертушка Отбив

6 Эшапе Вращение Эшапе Большой круг Обратный кат Отбив

7 Бросок Вращение Бросок Отбив Вертушка Обволакивание

8 Брсок Вертушка Бросок Большой круг Обратный кат Обволакивание

9 Бросок Обратный кат Бросок Обволакивание Бросок Отбив

10 Бросок Перекат Бросок Передача Бросок Обволакивание

11 Бросок Передача Бросок Перекат Бросок Перекат

12 Вращение Бросок Вращение Бросок Вращение Бросок

13 Передача Бросок Восьмерка Бросок Вертушка Бросок

14 Эшапе Бросок Передача Бросок Передача Бросок

Время 30-35 минут 30-35 минут 45-50 минут

Таким образом, проведенные исследования позволяют нам признать целесообразность применения предметов художественной гимнастки в качестве дополнительного средства развития координационных способностей и разработать 6 блоков упражнений с применением одновременно одинаковых и разных предметов художественной гимнастики в различных сочетаниях для спортсменок 8-10 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.