Научная статья на тему 'Применение элементов художественной гимнастики на уроках физической культуры в школе'

Применение элементов художественной гимнастики на уроках физической культуры в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / RHYTHMIC GYMNASTICS / ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / PHYSICAL TRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL PROGRAM / МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕТОДОВ И СПОСОБОВ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / MODERNIZATION OF PHYSICAL TRAINING METHODS / ГИМНАСТИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ / GYMNASTIC SUBJECTS / ВИДЫ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / TYPES OF EDUCATIONAL MATERIAL / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ / RHYTHMIC GYMNASTICS TEACHING METHODS / УПРАЖНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ / EXERCISES IN RHYTHMIC GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилина Е. В.

Рассматривается проблема практической пользы применения элементов художественной гимнастики в рамках школьных занятий физической культурой. Основной проблемой данной статьи является необходимость модернизации современных методов и способов проведения школьных занятий физической культурой, которую способно разрешить внедрение в рамки школьной образовательной программы элементов художественной гимнастики. Рассматриваются шесть видов учебного материала, относящиеся к физической подготовке школьников. Также в работе приводятся основные методы обучения элементам художественной гимнастики, в число которых входят целостный метод и метод расчленения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE ELEMENTS OF RHYTHMIC GYMNASTICS AT THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE AT SCHOOL

The practical use of the elements of rhythmic gymnastics at a school lesson of physical culture is considered in the paper. The main problem of this article is the need to modernize the modern methods of physical education at school, which can enable the introduction of the elements of rhythmic gymnastics into the school curriculum. Six types of educational materials relating to the physical training of schoolchildren are considered. The main teaching methods of the rhythmic gymnastics elements are also given, including the holistic method and the differentiation method.

Текст научной работы на тему «Применение элементов художественной гимнастики на уроках физической культуры в школе»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.62.031 Шилина Е.В.

Аспирант,

Государственный Социально-Гуманитарный Университет г. Коломна ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

Аннотация

Рассматривается проблема практической пользы применения элементов художественной гимнастики в рамках школьных занятий физической культурой. Основной проблемой данной статьи является необходимость модернизации современных методов и способов проведения школьных занятий физической культурой, которую способно разрешить внедрение в рамки школьной образовательной программы элементов художественной гимнастики. Рассматриваются шесть видов учебного материала, относящиеся к физической подготовке школьников. Также в работе приводятся основные методы обучения элементам художественной гимнастики, в число которых входят целостный метод и метод расчленения.

Ключевые слова: художественная гимнастика, занятия физической культурой, образовательная программа, модернизация методов и способов проведения занятий физической культурой, гимнастические предметы, виды учебного материала, методы обучения элементам художественной гимнастики, упражнения художественной гимнастикой.

Shilina E.V.

Postgraduate student Moscow Region State Institute of Humanities and Social Studies USING THE ELEMENTS OF RHYTHMIC GYMNASTICS AT THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE AT

SCHOOL

Abstract

The practical use of the elements of rhythmic gymnastics at a school lesson ofphysical culture is considered in the paper. The main problem of this article is the need to modernize the modern methods of physical education at school, which can enable the introduction of the elements of rhythmic gymnastics into the school curriculum. Six types of educational materials relating to the physical training of schoolchildren are considered. The main teaching methods of the rhythmic gymnastics elements are also given, including the holistic method and the differentiation method.

Keywords: rhythmic gymnastics, physical training, educational program, modernization of physical training methods, gymnastic subjects, types of educational material, rhythmic gymnastics teaching methods, exercises in rhythmic gymnastics.

Занятия физической культурой являются одним из ключевых средств воспитания личности школьника. В рамках медицины известным фактом является, что физические упражнения многогранно влияют на формирование и развитие воли, сознания, черт характера и морального облика индивида. Внедрение компонентов художественной гимнастики в рамки школьного занятия физической культурой представляет собой неотъемлемую часть оптимального физического развития школьника. Художественная гимнастика может быть рассмотрена в качестве вида спорта, который является близким к танцевальному искусству, что способствует как физическому, так и эстетическому воспитанию школьников.

В педагогической практике современности компоненты художественной гимнастики все чаще становятся частью занятий физической культурой, поскольку они способствуют оформлению и развитию двигательных умений и навыков, приобщению к моральным и волевым качествам.

Художественная гимнастика обеспечивает укрепление здоровья, способствует физическому развитию, повышает уровень работоспособности школьников, а также развивает двигательные качества, позволяющие выполнять движения в поставленном ритме. Также в процессе занятий школьники развивают эластичность, подвижность, гибкость, ловкость, силу, выносливость, способности координации и прыгучесть.

В ходе подобного занятия физической культурой наблюдается прогресс функционального самочувствия детского организма. Гимнастические упражнения оказывают плодотворное влияние на обмен веществ, а также центральную нервную систему. Мышцы занимающихся развиваются, становясь более эластичными и сильными, приспосабливаясь к выполнению объемной физической работы [2, С. 31-36].

Кроме того, наблюдается улучшение работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а также работы опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. Научно обосновано повышение общей стойкости организма к неблагоприятным воздействиям со стороны внешней среды. Таким образом, проблема физического развития детей школьного возраста посредством внедрения элементов художественной гимнастики представляется достаточно актуальной для современной педагогической практики.

Традиционные формы спортивной и физкультурно-оздоровительной работы зачастую не отвечают современным требованиям школьного развития, поэтому их модернизация является необходимой. В настоящий момент в ряде крупных стран дальнего и ближнего зарубежья ведется полномасштабный поиск наиболее подходящих методов и подходов организации воспитания детей школьного возраста. Наиболее прогрессивные учебные заведения обращаются в процессе физического воспитания к танцевально-спортивными упражнениям, к которым относятся и элементы художественной гимнастики. Подобные нововведения учебного процесса подразумевают упразднение жесткой регламентации занятия, его эмоциональное насыщение.

Предложение о внедрении методов и средств художественной гимнастики в план школьных занятий физической культурой вступило в действие усовершенствованной школьной программы еще в 1975 году. Однако в это время оно не получило необходимой теоретической и методической поддержки.

Применение компонентов художественной гимнастики в контексте школьного урока физической культуры характеризуется некоторыми особенностями. Школьному материалу свойственна вариация, которая зависит от структуры выполняемых комплексов упражнений и их направленности. Так различают шесть видов учебного материала. Речь идет о разновидностях бега, ходьбы и скачки; о танцевальных шагах, а также их соединениях; об упражнениях, имеющих нагрузку на руки, туловище (выпады, наклоны), а также направленных на развитие равновесия; об упражнениях с использованием предметов; о прыжках с продвижением и на месте; об упражнениях, направленных на расслабление мышц ног, рук и туловища.

Как правило, в рамках школьной программы, пользуются популярностью несколько основополагающих методов обучения упражнениям художественной гимнастики. Педагоги отдают предпочтение методу обучения при помощи расчленения материала и методу комплексного освоения упражнений.

Комплексный метод широко используется в художественной гимнастике, это можно объяснить доступностью выполнения упражнений. Практически каждое упражнение, соответствующее степени трудности, доступной школьнику, способно быть усвоено целостным образом. Однако необходимо учитывать, что применение целостного метода обучения предполагает наличие широкой двигательной базы, полученной школьником ранее. К подобной двигательной базе относятся элементы, которые являются необходимыми для развития ребенка школьного возраста сами по себе и в качестве основы, которая позволяет осваивать еще более трудные упражнения.

Метод деления или расчленения чаще всего применяется в процессе изучения наиболее трудных упражнений. Он используется для корректировки двигательных навыков, а также для исправления возможных ошибок, допускаемых учащимся. Метод обучения при помощи расчленения применяется при оттачивании точности движений в их отдельных фазах [10, С. 86-97].

Применение методов и средств художественной гимнастики на школьных занятиях физической культурой целесообразно для достижения следующих задач:

- совершенствование двигательных навыков учеников, представляющих собой основу для развития в перспективе;

- выявление одаренных школьников из общей массы учащихся детей. В будущем предрасположенные к художественной гимнастике дети способны целенаправленно заниматься в детско-юношеской школе со спортивной направленностью [9, С. 53-59].

Специалисты заявляют, что обучение упражнениям с предметами играет особую роль в физическом воспитании. Полезными для школьников являются занятия с обручем, мячом, лентой, булавой и скакалкой. Упражнения с этим спортивным инвентарем представляют собой средство овладения специальной координацией движений. С их помощью происходит развитие тактильного, двигательного и зрительного анализаторов, а также пространственных представлений учащегося [4, С. 10-13].

В рамках школьной программы движения учащегося сочетаются с перемещениями предмета, это способствует накоплению спортивного мастерства и обучению многим профессионально-трудовым навыкам. К таковым упражнениям относятся следующие:

- бросок - движение, с помощью которого предмет занимает положение без опоры;

- хват, представляющий собой движение, фиксирующее предмет;

- ловля, то есть фиксирование предмета после того, как он находился в состоянии свободного перемещения;

- кат - пространственное перекатывание предмета;

- мах, характеризующийся как свободное передвижение предмета при помощи рук;

- вращение, то есть круговое перемещение предмета.

Предметы, используемые в художественной гимнастике, отличаются друг от друга по форме, фактуре материала и весу. Педагог должен выполнять подбор приемов и техники выполняемых упражнений в соответствии с этими параметрами [5, С. 319-321].

Наиболее благоприятная степень физической активности учащихся обеспечивается посредством грамотного построения режима двигательной активности как в школе, так и дома. Однако, как показывает практика, в контексте школьного образования у детей редко имеется возможность получать необходимый уровень физической нагрузки.

Данная проблема может быть решена при помощи внедрения приемов художественной гимнастики в рамки занятия физической культурой еще на уровне начальной школы. Чем раньше будет положено начало строительству физиологических основ организма школьника, тем незначительнее будет риск образования отклонений от общепринятой нормы в моторике и психофизическом развитии. По мнению врачей, предупредить отклонения моторного развития проще, чем скорректировать его в дальнейшем [8, С. 223-227].

На вводном уроке педагогом определяются цели учебной деятельности, учащимся доносятся общепринятые требования, раскрывается содержание образовательного материала, проверяется степень физического развития. К таковым занятиям относится освоение неизвестного ранее материала и закрепление пройденного. Также выделяются смешанные уроки, сочетающие в себе освоение, воспроизведение и усовершенствование упражнений. Последние пользуются популярностью в школьных заведениях [7, С. 10-14].

Контрольные занятия применяются после того, как будет завершена какая-либо часть программы физической нагрузки. На подобных уроках педагогом производится оценка исполнения гимнастических упражнений [8, С. 112117].

Помимо задачи укрепления физического здоровья учащихся занятия физической культурой, насыщенные элементами гимнастики, способствуют достижению ряда воспитательных целей, среди которых воспитание сосредоточенности, организованности, силы воли, необходимой для преодоления трудностей, аккуратности, эстетики движений, коллективизма и так далее. Таким образом, воспитательные и оздоровительные цели достигаются совместно с образовательными [6, С. 77-81].

Н.О. Андреевой был проведен педагогический эксперимент, направленный на определение характера влияния элементов художественной гимнастики на физическое воспитание детей школьного возраста. На занятиях физической

культурой исследователем было предложено применять упражнения, предполагающие подбрасывание, ловлю и перебрасывание гимнастического мяча. Любое из перечисленных упражнений выполнялось школьниками на протяжении тридцати секунд.

По итогам эксперимента было обнаружено, что при визуальной оценке уровня развитости моторно-двигательных качеств детей, выполнявших предложенные гимнастические упражнения, очевидной становится позитивная динамика их физической развитости. Также был отмечен прогресс в овладении школьниками навыков рисования и письма [1, С.1-4].

Таким образом, выполнение элементов художественной гимнастики в школьных учреждениях положительно влияет на физическое развитие школьников. Повышается способность организма адаптироваться к нагрузкам. Кроме того, элементы художественной гимнастики обеспечивают приобщение учащихся к постоянным занятиям спортом, отбор подготовленных и одаренных учащихся для дальнейших занятий в специализированных школах со спортивным уклоном. В настоящий момент наблюдается рост популярности гимнастических упражнений в рамках школьной программы. Как показывает история, гимнастика в отечественной программе физического воспитания представляется одним из самых доступных средств разностороннего нравственного, физического и эстетического воспитания.

Список литературы / References

1. Андреева Н. О. Процесс обучения элементам художественной гимнастики (технике бросков и ловли мяча) на уроках физической культуры в средней школе как один из средств развития ловкости и гибкости у младших школьников / Н. О. Андреева // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2011. - № 4. - 4 с.

2. Байер В.В. Составления тренировочных комбинаций на различные виды координационных способностей на этапе предварительной базовой подготовки в художественной гимнастике (на примере упражнений с булавами) / В.В. Байер, А.Я. Муллагильдина // Физическое воспитание студентов творческих специальностей, 2004. - № 2. - С. 31 - 36.

3. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе / Г.А. Боброва. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 208 с.

4. Козлов И.М. Взаимосвязь темпа и ритма биомеханической структуры спортивных движений / И.М. Козлов, А.В. Сомсонова, В.Н. Томалов // Теория и практика физической культуры, 2003. - № 2. - С. 10 - 13.

5. Николаева Е.С. Методика подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике и выполнение упражнений с предметами / Е.С. Николаева //Состояние и перспективы развития физкультурного образования на современном этапе: материалы Международного научного - практической конференции. Белгород, 2007. - С. 319 -321.

6. Кечеджиева Л. Обучение детей художественной гимнастике: Пер. с болг. / Л. Кечеджиева, М. Ванкова, М. Чипрянова - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 93 с.

7. Палыга В.Д. Гимнастика. - М.: Просвещение, 1982. - 26 с.

8. Петров П. К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 448 с.

9. Приймаков А.А. Закономерности развития и совершенствования координации движений у детей 7-9 лет / А.А. Приймаков, И.И. Козетов // Наука в олимпийском спорте, 2000. - №1.- С. 53-59.

10. Чепурина О.В. Использование средств и методов художественной гимнастики на уроках «основы здоровья и физической культуры» в младших классах средней школы / О.В. Чепурина, И.П. Закорко, А.В. Журавель и др. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей, 2002. - № 4. - С. 86 - 97.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Andreeva N. O. Process obuchenija jelementam hudozhestvennoj gimnastiki (tehnike broskov i lovli mjacha) na urokah fizicheskoj kul'tury v srednej shkole kak odin iz sredstv razvitija lovkosti i gibkosti u mladshih shkol'nikov [The process of learning the elements of rhythmic gymnastics (the technique of throwing and catching the ball) on the lessons of physical culture in high school as one of the means of development of dexterity and flexibility primary school] // Pedagogika, psihologija i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitanija i sporta [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2011. - № 4. - 4 p. [in Russian]

2. Bajer V.V. Sostavlenija trenirovochnyh kombinacij na razlichnye vidy koordinacionnyh sposobnostej na jetape predvaritel'noj bazovoj podgotovki v hudozhestvennoj gimnastike (na primere uprazhnenij s bulavami) [Drafting training combinations for different types of coordination abilities at the stage of preliminary basic training in artistic gymnastics (for example, exercises with clubs)] / V.V. Bajer, A.Ja. Mullagil'dina // Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskih special'nostej [Physical education of students of creative specialties], 2004. - № 2. - P. 31 - 36. [in Russian]

3. Bobrova G.A. Hudozhestvennaja gimnastika v shkole [Rhythmic gymnastics in school] / G.A. Bobrova - M.: Fizkul'tura i sport [Physical education and sport], 1978. - 208 p. [in Russian]

4. Kozlov I.M. Vzaimosvjaz' tempa i ritma biomehanicheskoj struktury sportivnyh dvizhenij [The relationship of tempo and rhythm of the biomechanical structure of sports movements] / I.M. Kozlov, A.V. Somsonova, V.N. Tomalov // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2003. - № 2. - P. 10 - 13. [in Russian]

5. Nikolaeva E.S. Metodika podgotovki junyh sportsmenok v hudozhestvennoj gimnastike i vypolnenie uprazhnenij s predmetami [Methods of preparation of young athletes in rhythmic gymnastics and exercises with objects ] / E.S. Nikolaeva // Sostojanie i perspektivy razvitija fizkul'turnogo obrazovanija na sovremennom jetape: materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo - prakticheskoj konferencii [The state and prospects of development of physical education at the present stage: materials of International scientific - practical conference]. - Belgorod, 2007. - P. 319- 321. [in Russian]

6. Kechedzhieva L. Obuchenie detej hudozhestvennoj gimnastike: Per. s bolg. [Teaching children gymnastics: Trans. from Bulg] / L. Kechedzhieva, M. Vankova, M. Chiprjanova - M.: Fizkul'tura i sport [Physical education and sport], 1985. - 93 p. [in Russian].

7. Palyga V.D. Gimnastika [Gymnastics] / V.D. Palyga. - M.: Prosveshhenie, 1982. - 26 p. [in Russian].

8. Petrov P. K. Metodika prepodavanija gimnastiki v shkole: Ucheb. dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Methods of teaching gymnastics in a school Textbook. for stud. ouch. proc. institutions] / P. K. Petrov - M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2000. - 448 p. [in Russian].

9. Prijmakov A.A. Zakonomernosti razvitija i sovershenstvovanija koordinacii dvizhenij u detej 7-9 let [Regularities of development and improvement of movement coordination in children 7-9 years] / A.A.Prijmakov, I.I. Kozetov // Nauka v olimpijskom sporte [Science in Olympic sport], 2000. - №1.- P. 53 - 59. [in Russian].

10. Chepurina O.V. Ispol'zovanie sredstv i metodov hudozhestvennoj gimnastiki na urokah «osnovy zdorov'ja i fizicheskoj kul'tury» v mladshih klassah srednej shkoly [The use of the tools and techniques of rhythmic gymnastics lessons on the "fundamentals of health and physical education" in Junior high school] / O.V. Chepurina, I.P. Zakorko, A.V. Zhuravel' and others // Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskih special'nostej [Physical education of students of creative specialties], 2002. - № 4. - P. 86 - 97. [in Russian]

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / SOCIOLOGY

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.62.095 Булкин В.В.

Доктор технических наук, Муромский институт Владимирского государственного университета «СТОЛЫПИНСКАЯ РЕФОРМА» В СВЕТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОДА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

Рассмотрен вопрос осуществимости т.н. «Столыпинской реформы» в условиях преимущественно аграрной России начала ХХ века. Анализ осуществлялся с точки зрения соответствия аграрной составляющей реформы (в части преобразования общинного мироустройства в хуторское) социокультурному коду русского крестьянина. Сопоставлены статистические данные об окончательно выделившихся из общины крестьянах-единоличниках и результаты многолетнего исследования психотипов молодёжи в СССР и России, а также в США. Сопоставление показывает, что число крестьянских хозяйств, выделившихся на отруба, составляет такую же часть от общего числа крестьянских хозяйств, как и число «индивидуалистов» по результатам тестирования в СССР и России. Сделан вывод о несоответствии самого принципа реформы социокультурному коду русского крестьянина.

Ключевые слова: Столыпинская реформа, община, социокультурный код, психотип, индивидуалисты, коллективисты.

Bulkin V.V.

PhD in Engineering, Murom Institute, Vladimir State University STOLYPIN RFORM IN THE LIGHT OF THE SOCIO-CULTURAL CODE OF THE RUSSIAN PERSON

Abstract

The article considers the question of the feasibility of the so-called "Stolypin Reform " in a predominantly agrarian Russia at the beginning of the twentieth century. The analysis was carried out from the point of view of the conformity of the agrarian component of the reform (with regard to the transformation of the communal world order into the farm world order) to the socio-cultural code of the Russian peasant. Statistical data on individual peasants who were finally separated from the community and the results of a long-term study of the psychotypes of young people in the USSR, Russia and the USA are compared. The comparison shows that the number ofpeasant farms allocated for plots of land constitutes the same proportion of the total number of peasant farms as the number of "individualists" according to the results of testing in the USSR and Russia. The conclusion is made that the very principle of reform does not correspond to the socio-cultural code of the Russian peasant.

Keywords: Stolypin reform, community, socio-cultural code, psychotype, individualists, collectivists.

Среди событий в истории России более чем столетней давности одно из важных мест занимает т.н. «Столыпинская реформа». Отношение к самой идее преобразований, к итогам деятельности П.А. Столыпина, к нему самому - один из постоянных предметов споров и дискуссий, зачастую самого противоположного свойства.

Сравнение отношения к этим вопросам в советское и в послесоветское время показывает полное изменение отношения в среде тех, от кого зависит выбор идеологических и общественно-хозяйственных ориентиров для основной массы населения. В советское время программа действий П.А. Столыпина оценивалась в целом как изначально неудачная. Построение капитализм в преимущественно аграрной стране, когда до 85% населения было связано с сельским хозяйством, рассматривалось как задача, невозможная по определению. Начиная с 90-х годов (в послесоветское время) П.А. Столыпина начали превозносить как человека, который практически в одиночку мог повернуть ход истории, предотвратить Социалистическую революцию и мировую войну, а самое главное - всего лишь за 20 лет построить в России капитализм и привести страну к процветанию.

Могла ли в тех условиях реального положения дел в Российской империи увенчаться успехом задуманная реформация - слишком сложный для краткого анализа вопрос, поскольку необходимо учесть слишком много факторов и интересов слоёв населения, финансовые, людские, промышленные и т.п. резервы, и т.д. Ограничимся анализом стержневой части модернизации - аграрной реформы, а точнее - соответствием предлагавшихся изменений внутренней потребности самих участников аграрного производства - крестьян.

К началу ХХ века общинный принцип землеустройства в значительной степени стал тормозом на пути развития сельскохозяйственного производства. П.А. Столыпиным ставилась задача разрушения общинного землевладения с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.