Научная статья на тему 'Развитие гибкости на этапе начального обучения в художественной гимнастике'

Развитие гибкости на этапе начального обучения в художественной гимнастике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1586
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FLEXIBILITY / RHYTHMIC GYMNASTICS / CIRCUIT TRAINING / GAME LIKE METHOD / GIRLS OF 4-5 YEARS OF AGE / ГИБКОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / УПРАЖНЕНИЯ ПО КРУГУ / ИГРОВОЙ МЕТОД / ДЕВОЧКИ 4-5 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Печеневская Н.Г., Карташова Е.В., Коричко Ю.В., Пшеничникова Г.Н.

Цель исследования разработка методики развития гибкости на начальном этапе обучения девочек 4-5 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Разработаны упражнения, направленные на развитие гибкости и распределенные по «станциям» для организации занятий «по кругу». В комплексе упражнений для развития гибкости у девочек 4-5 лет учитывались их возрастные особенности. Гимнастки 4-5 лет в конце учебного года принимали участие в соревнованиях. Программа соревнований включала в себя выполнение упражнения без предмета, выполнение упражнения со скакалкой. По результатам соревнований был составлен протокол, который использовался нами для проведения корреляционного анализа. Для определения эффективности учебно-тренировочных занятий в контрольной и экспериментальной группах проводилось этапное исследование развития гибкости. Выявлена и подтверждена эффективность применения комплексов упражнений на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике. Показатели гибкости в экспериментальной группе достоверно выше (р < 0,05), чем в контрольной, что свидетельствует о положительном влиянии разработанной нами методики с организацией занятия по кругу для 4-5 лет занимающихся художественной гимнастикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Печеневская Н.Г., Карташова Е.В., Коричко Ю.В., Пшеничникова Г.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Flexibility development in initial training in rhythmic gymnastics

The purpose of the present research was to elaborate methods of flexibility development at the initial phase of training for girls of 45 years of age, engaged in rhythmic gymnastics. There were developed flexibility exercises which were broken into "sections" to organize "circuit" training. In the set of flexibility exercises the age-related charactersitcs of girls of 45 years of age were taken into account. Female gymnasts aged 45 years took part in the competition at the end of the school year. Competition program included free-handed exercises and rope routine. According to the results of the competition records was made, which were applied for correlation analysis. The effectiveness of training sessions in the control and experimental groups was determined using a phased study of the development of flexibility. The sets of exercises applied in the initial training phase in rhythmic gymnastics were proved effective. Flexibility characteristics in the experimental group were significantly higher (P <0.05) than in control one, indicating the positive impact of the developed methods of circuit training for 4-5-year-olds engaged in rhythmic gymnastics.

Текст научной работы на тему «Развитие гибкости на этапе начального обучения в художественной гимнастике»

развитие гибкости на этапе начального обучения в художественной гимнастике

УДК/UDC 796.412.2

Поступила в редакцию 17.09.2015 г.

Информация для связи с автором: korichko nv@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Г. Печеневская1 Магистрант Е.В. Карташова1

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Коричко2 Кандидат педагогических наук, доцент Г.Н. Пшеничникова1

1 Сибирский государственный университет физической культуры, Омск

2 Нижневартовский государственный университет физической культуры, Нижневартовск

FLEXiBiLiTY DEVELOPMENT iN INITIAL TRAINING iN RHYTHMIC GYMNASTICS

Associate professor, Ph.D. N.G. Pechenevskaya1 Postgraduate E.V. Kartashova1

Associate professor, Ph.D. Yu.V. Korichko2 Associate professor, Ph.D. G.N. Pshenichnikova1

1 Siberian State University of Physical Culture, Omsk

2 Nizhnevartovsk State University of Physical Culture, Nizhnevartovsk

Аннотация

Цель исследования - разработка методики развития гибкости на начальном этапе обучения девочек 4-5 лет, занимающихся художественной гимнастикой. Разработаны упражнения, направленные на развитие гибкости и распределенные по «станциям» для организации занятий «по кругу». В комплексе упражнений для развития гибкости у девочек 4-5 лет учитывались их возрастные особенности. Гимнастки 4-5 лет в конце учебного года принимали участие в соревнованиях. Программа соревнований включала в себя выполнение упражнения без предмета, выполнение упражнения со скакалкой. По результатам соревнований был составлен протокол, который использовался нами для проведения корреляционного анализа. Для определения эффективности учебно-тренировочных занятий в контрольной и экспериментальной группах проводилось этапное исследование развития гибкости.

Выявлена и подтверждена эффективность применения комплексов упражнений на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике. Показатели гибкости в экспериментальной группе достоверно выше (р < 0,05), чем в контрольной, что свидетельствует о положительном влиянии разработанной нами методики с организацией занятия по кругу для 4-5 лет занимающихся художественной гимнастикой.

Ключевые слова: гибкость, художественная гимнастика, упражнения по кругу, игровой метод, девочки 4-5 лет.

Annotation

The purpose of the present research was to elaborate methods of flexibility development at the initial phase of training for girls of 45 years of age, engaged in rhythmic gymnastics. There were developed flexibility exercises which were broken into "sections" to organize "circuit" training. In the set of flexibility exercises the age-related charactersitcs of girls of 45 years of age were taken into account. Female gymnasts aged 45 years took part in the competition at the end of the school year. Competition program included free-handed exercises and rope routine. According to the results of the competition records was made, which were applied for correlation analysis. The effectiveness of training sessions in the control and experimental groups was determined using a phased study of the development of flexibility.

The sets of exercises applied in the initial training phase in rhythmic gymnastics were proved effective. Flexibility characteristics in the experimental group were significantly higher (P <0.05) than in control one, indicating the positive impact of the developed methods of circuit training for 4-5-year-olds engaged in rhythmic gymnastics.

Keywords: flexibility, rhythmic gymnastics, circuit training, game like method, girls of 4-5 years of age.

Введение. Значение физической подготовленности в художественной гимнастике подчеркивается в научно-методической литературе многими авторами [2, 3, 5, 7], которые утверждают, что физическая подготовленность во всех видах гимнастического многоборья обеспечивает необходимую техническую подготовленность. Одной из важнейших сторон, отражающих физическую подготовленность в художественной гимнастике, является

развитие гибкости. В композициях соревновательных упражнений этого вида спорта наиболее широко представлены сложные элементы, демонстрирующие гибкость, что придает упражнениям пластичность и грациозность [1, 3-5].

Поэтому на современном этапе развития художественной гимнастики, в связи с ростом сложности соревновательных программ предъявляются повышенные требова-

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

ния к уровню физической подготовленности гимнасток, в том числе и к гибкости. В настоящее время в правилах соревнований по данному виду спорта (2013-2016 гг.) отражены требования к выполнению упражнений на гибкость с большой амплитудой.

Базовая форма элементов на гибкость изучается на этапе начального обучения, поэтому требования к амплитуде выполнения данной группы элементов стали одинаковыми, как для старших, так и для младших разрядов [2, 8-10].

Причем следует подчеркнуть, что художественная гимнастика в настоящее время очень «омолодилась». Если до недавнего времени на этапе начальной подготовки начинали заниматься дети 7-9 лет, то по современным программам разрешено принимать на занятия детей с 5-6, а иногда и с 4 лет [8]. Поэтому на сегодняшний день стоит проблема разработки современного подхода к развитию гибкости девочек 4-5 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Это связано с тем, что в младшем дошкольном возрасте развивать гибкость достаточно сложно, так как различные упражнения на растягивание, как правило, выполняются с многократным повторением, что вызывает ощущение монотонности, и поэтому у детей пропадает интерес к занятиям. В специальных научных исследованиях для детей 7-9 лет предложен метод рассредоточенного применения упражнений на гибкость в процессе тренировочного занятия с образными названиями упражнений («кошечка», «мостик», «лягушка» и т. д.) [1, 8].

Следовательно, на этапе начальной подготовки в технико-эстетических видах спорта применяется игровой метод, именно он используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании [1].

В специальной литературе разработан также метод круговой тренировки, который предполагает целенаправленное воспитание необходимых двигательных качеств [3, 6]. Однако в научно-методической литературе нами не обнаружено научно обоснованного содержания применения комплексов подготовительных и подводящих упражнений с организацией занятий по кругу с применением игрового метода для развития гибкости при обучении в художественной гимнастике девочек 4-5 лет. В связи с этим работа актуальна.

Цель исследования - разработка методики развития гибкости на начальном этапе обучения девочек 4-5 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Методика и организация исследования. Комплекс упражнений разрабатывался для развития гибкости у девочек 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей [8]. Гимнастки 4-5 лет в конце учебного года принимали участие в соревнованиях. Программа соревнований включала в себя: выполнение упражнения без предмета, выполнение упражнения со скакалкой. По результатам соревнований был составлен протокол, который использовался нами для проведения корреляционного анализа.

Для определения эффективности учебно-тренировочных занятий в контрольной и экспериментальной группах проводилось этапное исследование развития гибкости. Четыре контрольных упражнения оценивались бригадой экспертов в начале и по завершении исследования: для оценки суммарной подвижности в суставах специальное упражнение «Мост», для оценки гибкости в тазобедрен-

ных суставах - специальное упражнение «Шпагат» в трех вариантах: «левый», «правый», «продольный».

Для определения эффективности учебно-тренировочных занятий в экспериментальной и контрольной группах проводилось этапное исследование развития гибкости. Четыре контрольных упражнения оценивались бригадой экспертов в начале и по завершении эксперимента.

Разработанный комплекс для развития гибкости применялся в основной части занятия (2 раза в неделю) игровым методом, для каждого упражнения было придумано интересное название, привлекающее детское внимание. Все упражнения были поделены на станции (7 станций) и расположены по кругу, их распределили таким образом, чтобы не было однообразных и монотонно повторяющихся движений, присущих развитию данного качества. Чередовались упражнения на различные мышечные группы, что у детей возникало чувства усталости и однообразия.

Результаты исследования и их обсуждение. Между качеством выполнения контрольных нормативов на гибкость и соревновательным результатом в экспериментальной группе выявлен высокий уровень степени взаимосвязи (г = 0,97-0,99) с упражнением «Продольный шпагат» (рис. 1).

Результат в упражнении со скакалкой также выявил высокий уровень взаимосвязи (г = 0,88-0,96) с качеством выполнения контрольных нормативов на гибкость (рис. 2)

Таким образом, выявлена высокая степень взаимосвязи между показателями развития гибкости и соревновательным результатом у гимнасток 4-5 лет на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: «Шпагата продольного (г = 0,99), «Шпагата левого» (г = 0,97), «Шпагата правого» (г = 0,97), «Моста» (г = 0,88). Это свидетельствует о том, что гибкость положительно влияет на технику выполнения гимнастических элементов в соревновательной программе.

Рис. 1. Взаимосвязь между соревновательным результатом в упражнениях без предмета и контрольными нормативами на гибкость гимнасток 4-5 лет в экспериментальной группе

Рис. 2. Взаимосвязь между соревновательным результатом в упражнениях со скакалкой и контрольными нормативами на гибкость гимнасток 4-5 лет в экспериментальной группе.

26

http://www.teoriya.ru

№ 12 • 2015 Декабрь | December

Таблица 1. Различия в показателях гибкости в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента

Группы «Мост» «Шпагаты»

левый правый продольный

Контрольная 3,8 ± 1,8 3,7 ± 1,8 4,1 ± 2,2 3,8 ±2,4

Экспериментальная 4,1 ± 1,5 4,0 ± 1,5 4,2 ± 2,4 4,1 ± 1,4

р < 0,05 < 0,05 > 0,05 < 0,05

Таблица 2. Различия в показателях технической подготовленности девочек 4-5 лет в контрольной и экспериментальной группах в конце эксперимента

Группы Упражнение без предмета Упражнение со скакалкой

Контрольная 6,08 ± 2,8 6,14 ± 2,4

Экспериментальная 8,08 ± 1,4 8,14 ± 2,2

р < 0,05 < 0,05

В результате у гимнасток 4-5 лет на этапе начальной подготовки можно рекомендовать преимущественно развивать именно гибкость. Эффективность методики развития гибкости проверена в педагогическом эксперименте и показала свою эффективность.

В результате педагогического эксперимента была выявлена и подтверждена эффективность применения комплексов подводящих упражнений на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике. Показатели гибкости и технической подготовленности в экспериментальной группе достоверно выше (р < 0,05), чем в контрольной, что свидетельствует о положительном влиянии разработанной нами методики с организацией занятия «по кругу» для занимающихся художественной гимнастикой девочек 4-5 лет (табл. 1).

Гимнастки 4-5 лет в конце учебного года принимали участие в соревнованиях, посвященных «Дню защиты детей». Программа соревнований включала в себя выполнение упражнений без предмета и со скакалкой.

По результатам соревнований был составлен протокол, который использовался нами для проведения математических расчетов (табл. 2).

В результате исследования в контрольной группе гимнасток 4-5 лет за шесть месяцев обучения в секции художественной гимнастике гибкость улучшилась, но недостоверно (р > 0,05), в то время как в экспериментальной группе - достоверно (р < 0,05). Эта группа занималась по разработанной нами методике развития гибкости с помощью организации занятий по кругу игровым способом.

Вывод. Выявлена и подтверждена эффективность применения комплексов подготовительных упражнений на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике. Показатели гибкости в экспериментальной группе достоверно выше (р < 0,05), чем в контрольной, что свидетельствует о положительном влиянии разработанной нами методики игрового метода с организацией занятия «по кругу» для девочек 4-5 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Литература

1. Аспекты подготовки в технико-эстетических видах спорта: монография / под ред. Г.Н. Пшеничниковой, Г.В. Поваляевой. - Омск: СИБГУФК,2014. - 208 с.

2. Власова О.П. Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.П. Власова. - Омск, 2011. - 23 с.

3. Говорова М.А. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике: учеб. пособие / М.А. Говорова. - М.: Всерос. фед. худ. гимн., 2001. - 50 с.

4. Горбачева Ж.С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике: автореф. дис. . канд. пед. наук /

Ж.С. Горбачева. - СПб., 2000. - 23 с.

5. Горохова В.Е. Специальная физическая подготовка гимнасток к выполнению серий из элементов повышенной трудности: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / В.Е. Горохова. - М., 2002. - 26 с.

6. Круговая тренировка (Теорет., метод. и орг. основы одной из соврем. форм использования физ. упражнений в школе и спортивной тренировке). [Пер. с нем.] / [Под общ. ред. и с предисл. Л.П. Матвеева]. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 165 с.

7. Пшеничникова Г.Н. Обоснование рассредоточенного применения упражнений на гибкость в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки / Г.Н. Пшеничникова, О.П. Власова, Ю.В. Коричко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 5. - С. 42-48.

8. Пшеничникова Г.Н. Обучение элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: учеб. пособие / Г.Н. Пшеничникова, О.П. Власова. - Омск: Изд-во СИБ-ГУФК, 2013. - 187 с.

9. Художественная гимнастика: Правила судейства. - ФИЖ, 2013 -2016. -130 с.

10. Художественная гимнастика: учебник/ Под общ. ред. П.А. Карпенко. - М., 2003. - 382 с.

References

1.

Aspekty podgotovki v tekhniko-esteticheskikh vidakh sporta: monografiya (Aspects of training in technical and aesthetic sports: monograph) / Ed. by G.N. Pshenichnikovoy, G.V. Povalyaeva. -Omsk: SIBGUFK, 2014. - 208 P.

Vlasova, O.P. Razvitie gibkosti pri obuchenii elementam bez predmeta na etape nachal'noy podgotovki v khudozhestvennoy gimnastike: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (Development of flexibility in teaching free-handed elements in initial training in rhythmic gymnastics: abstract of Ph.D. thesis) / O.P. Vlasova. - Omsk, 2011 . - 23 P. Govorova, M.A. Spetsial'naya fizicheskaya podgotovka yunykh sportsmenok vysokoy kvalifikatsii v khudozhestvennoy gimnastike: ucheb. posobie (Special physical training of young highly skilled female rhythmic gymnasts: study guide) / M.A. Govorova. - Moscow: Rus. Fed. Rhythmic Gymnastics, 2001. - 50 P. Gorbacheva, Zh.P. Formirovanie plasticheskoy vyrazitel'nosti v khudozhestvennoy gimnastike: avtoref. dis. . kand. ped. nauk (Formation of plastic expression in rhythmic gymnastics: abstract of Ph.D. thesis) / Zh.P. Gorbacheva. - St. Petersburg, 2000. - 23 P. Gorokhova, V.E. Spetsial'naya fizicheskaya podgotovka gimnastok k vypolneniyu seriy iz elementov povyshennoy trudnosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (Special physical training of female gymnasts to perform series of advanced elements: abstract of Ph.D. thesis) / V.E. Gorokhova. - Moscow, 2002. - 26 P.

Krugovaya trenirovka (Teoret., metod. i org. osnovy odnoy iz sovrem. form ispol'zovaniya fiz. uprazhneniy v shkole i sportivnoy trenirovke). (Circuit Training (theor., method. and org foundations of one of modern uses of phys. exercises in school and sports training) [Transl. from Germ.] / [Ed. and foreword by L.P. Matveev]. - Moscow: Fizkul'tura i sport, 1966. - 165 P.

Pshenichnikova, G.N. Obosnovanie rassredotochennogo primeneniya uprazhneniy na gibkost' v khudozhestvennoy gimnastike na etape nachal'noy podgotovki (Justification dispersed application flexibility exercises in rhythmic gymnastics in initial training phase) / G.N. Pshenichnikova, O.P. Vlasova, Yu.V. Korichko // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2010. - № 5. - P. 42-48. Pshenichnikova, G.N. Obuchenie elementam bez predmeta na etape nachalnoy podgotovki v hudozhestvennoy gimnastike: ucheb. posobie (Teaching free-handed elements in initial training phase in rhythmic gymnastics: study guide) / G.N. Pshenichnikova, O.P. Vlasova. - Omsk: Pub. h-se of SIBGUFK, 2013. - 187 P. Khudozhestvennaya gimnastika: Pravila sudeystva (Rhythmic gymnastics: Refereeing rules). - FIZh, 2013 - 2016. -130 P. 10. Khudozhestvennaya gimnastika: uchebnik (Rhythmic Gymnastics: textbook) / Ed. by PA Karpenko. - Moscow, 2003. - 382 P.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.