Научная статья на тему 'Совершенствование способов минимизации кредитных рисков коммерческих банков'

Совершенствование способов минимизации кредитных рисков коммерческих банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1419
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИМИЗАЦИИ КРЕДИТНЫХ РИСКОВ / MINIMIZE CREDIT RISK / ИНФРАСТРУКТУРА КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА / THE CREDIT PROCESS INFRASTRUCTURE / СИСТЕМА ЛИМИТОВ / SYSTEM OF LIMITS / СТРАХОВАНИЕ ВКЛАДОВ / DEPOSIT INSURANCE / РЕФОРМИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА / BANKING SECTOR REFORM / КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАЙМОВ / CLASSIFICATION OF LOANS / РЕКАПИТАЛИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / RECAPITALIZE THE BANKING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева З.Р.

В статье рассматриваются вопросы управления кредитным риском, проводится анализ кредитоспособности заемщиков. Обосновывается необходимость проведения перспективной оценки финансового состояния клиента на период возможного срока кредитования, основанной на прогнозе ликвидности его баланса. Одним из инструментов политики управления банковскими рисками является эффективно функционирующая система лимитов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF WAYS OF MINIMIZATION OF CREDIT RISKS OF COMMERCIAL BANKS

The article deals with credit risk management, analysis of the creditworthiness of borrowers. It is necessary to conduct prospective evaluation of the client's financial condition for the period of possible loan term based on the forecast of its balance sheet liquidity. One of the tools the bank risk management policy is effectively functioning system of limits.

Текст научной работы на тему «Совершенствование способов минимизации кредитных рисков коммерческих банков»

Алиева З.Р. - старший преподаватель кафедры экономики ГАОУ ВПО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ МИНИМИЗАЦИИ КРЕДИТНЫХ РИСКОВ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

В статье рассматриваются вопросы управления кредитным риском, анализ кредитоспособности заемщиков. Необходимо проведение перспективной оценки финансового состояния клиента на период возможного срока кредитования, основанной на прогнозе ликвидности его баланса. Одним из инструментов политики управления банковскими рисками является эффективно функционирующая система лимитов.

The article deals with credit risk management, analysis of the creditworthiness of borrowers. It is necessary to conduct prospective evaluation of the client's financial condition for the period of possible loan term based on the forecast of its balance sheet liquidity. One of the tools the bank risk management policy is effectively functioning system of limits.

Ключевые слова: минимизации кредитных рисков, инфраструктуры кредитного процесса, система лимитов, страхования вкладов, реформирования банковского сектора, классификация займов, рекапитализации банковской системы.

Keywords: minimize credit risk, the credit process infrastructure, the system of limits, deposit insurance, banking sector reform, classification of loans, recapitalize the banking system.

Банковская деятельность предполагает возникновение системы банковских рисков, которая имеет тенденцию к расширению по мере возникновения новых банковских продуктов, совершенствования систем обработки данных, выхода банковской системы на международную банковскую арену.

Многие риски взаимосвязаны, и изменения в одном из них вызывают изменения в другом, но все они в итоге влияют на результаты деятельности банка и требуют оценки и управления. В работе предлагается следующее определение процесса управления банковскими рисками, которое объединило основные элементы управления рисками (объект и субъект управления, нормативно-правовую базу): «Управление банковскими рисками - это совокупность приемов и методов воздействия на банковские операции, разрабатываемая персоналом банка в рамках существующего законодательства и внутренних нормативов, направленная на уменьшение степени вероятности и сокращение размера финансовых потерь в процессе мобилизации и размещения капитала».

Российские банки активно осваивают новые виды услуг и операций, выходят на международные рынки, внедряют прогрессивные информационные технологии. Это привело не только к существенному расширению границ деятельности коммерческих банков, но и к концентрации рисков в банковской деятельности. Поэтому вопросы управления кредитным риском, анализа кредитоспособности заемщиков, прогнозирования сомнительных кредитов приобретают особую значимость.

На наш взгляд, в российских условиях целесообразно проведение перспективной оценки финансового состояния клиента на период возможного срока кредитования, основанной на прогнозе ликвидности его баланса с помощью корреляционно-регрессионных и имитационных моделей. Такой метод прогнозирования индивидуального кредитного риска нашел широкое применение за рубежом и доказал свою

эффективность. Факторы, включаемые в модель, должны учитывать специфику российской экономики и рынка ссудных капиталов.

Нельзя однозначно судить о значении рисков и о том влиянии, которое они оказывают на финансовую деятельность коммерческих банков. На первый взгляд, их влияние исключительно негативное, так как последствиями реализованных рисков могут быть убытки, финансовые потери, упущенные доходы, затраты на восстановление финансовой стабильности, затраты, связанные с реализацией новых программ по выявлению, оценке и управлению рисками, компенсация потерь вследствие наступления рисков, отказ от проектов. Вместе с тем риски служат стимулом для развития банковского дела, так как они являются условием получения прибыли и обеспечивают приемлемый уровень рентабельности. Наличие рисков обязывает банки более качественно организовать процесс их выявления и идентификации, что в конечном итоге через механизмы управления рисками отражается на качестве банковских услуг, диверсификации банковской деятельности, а также на росте доходов и получении дополнительной прибыли. Наличие рисков способствует появлению новых банковских продуктов, отвечающих реальным потребностям внешней среды, при условии, что формирование этих банковских продуктов происходит с учетом факторов риска.

Стандартный перечень способов минимизации кредитных рисков коммерческих банков можно дополнить следующими мероприятиями:

1) прогнозирование возникновения кризисных ситуаций в деятельности заемщика;

2) профилактика возникновения проблемных активов;

3) мониторинг состояния экономики, макроэкономических процессов, тенденций и особенностей развития банковского сектора;

4) развитие инфраструктуры кредитного процесса (бюро кредитных историй, оценочные компании, коллекторские агентства, поставщики программных продуктов и т.д.).

Одним из инструментов «Политики управления банковскими рисками» является эффективно функционирующая система лимитов.

Система лимитов призвана устанавливать определенные ограничения на принятие Банком чрезмерных рисков. Превышение соответствующих лимитов не допускается, кроме как по решению Правления Банка.

Целями системы лимитов признаются «физическое» ограничение принятия Банком чрезмерных рисков и недопущение «перетекания» негативных проблем одного из видов бизнеса (направлений деятельности) на весь Банк. Задачами системы лимитов являются обеспечение формирования структуры активов и пассивов Банка, адекватной характеру и масштабам бизнеса Банка.

Система лимитов подразделяется на три дополняющих друг друга уровня:

- лимиты на бизнес,

- лимиты по срокам,

- лимиты риска.

Лимиты на бизнес. Лимиты привлечения денежных средств на определенный вид бизнеса. Возможно установление лимитов на инструменты привлечения. К числу основных лимитов относятся:

- лимит на размещение в кредиты корпоративных Клиентов,

- лимит на размещение в ценные бумаги,

- лимит на размещение в межбанковские кредиты и депозиты,

- лимит на привлечение по депозитным операциям юридических лиц,

- лимит на привлечение по межбанковским кредитам и депозитам,

- лимит на привлечение путем выпуска векселей».

Перечень вышеперечисленных лимитов, является открытым и может быть дополнен решением уполномоченного коллегиального органа.

Лимиты по срокам. Лимиты по срокам определяют максимальную сумму денежных средств, привлекаемых либо размещаемых на конкретный срок. Лимиты устанавливаются на конкретный бизнес, возможно установление лимитов на инструменты этого бизнеса.

Лимиты риска. Лимиты риска на размещение денежных средств. Лимиты риска на размещение денежных средств по видам бизнесов. Лимиты риска на размещение денежных средств на некоторые инструменты (по определенным видам бизнеса). Лимиты риска определенных контрагентов. Система лимитов пересматривается Правлением Банка не реже одного раза в год, в том числе в части элементов, ее образующих.

Инициатором изменения конкретных лимитов выступают руководители соответствующего бизнеса (направления деятельности) Банка и/или начальник Отдела стратегического планирования и управления рисками банка (по соответствующим банковским рискам). Предложения об изменении определенных лимитов может происходить и по инициативе начальника Службы внутреннего контроля и/или Председателя Правления.

Система полномочий и принятия решений призвана обеспечить надлежащее функционирование системы управления рисками, придавая ей требуемую гибкость в сочетании с устойчивостью на каждом уровне управления:

1. Определение параметров управления рисками (финансовыми) и установление их количественного значения;

2. Утверждение лимитов использования определенных финансовых инструментов внутри одного бизнеса;

3. Утверждение лимита абсолютного размера риска по инструментам внутри одного бизнеса по размещению денежных средств;

4. Введение запрета на проведение сделок по определенному виду бизнеса;

5. Рассмотрение и направление для утверждения Правлением Банка общего лимита по видам бизнеса (за исключением кредитования);

6. Утверждение лимитов общего риска на эмитентов ценных бумаг, партнеров и контрагентов Банка (за исключением кредитования корпоративных клиентов).

7. Установление лимитов кредитования и Кредитного портфеля Банка, изменение соответствующих лимитов.

8. Установление и изменение абсолютного размера кредитного риска по объектам классификации Кредитного портфеля Банка.

9. Определение признаков классификации Кредитного портфеля Банка.

10. Введение запрета на предоставление кредитов, которые могут быть классифицированы в определенную Группу кредитов соответствующего Классифицированного портфеля.

11. Введение запрета на предоставление кредитов определенной Группы кредитов.

12. Рассмотрение общего лимита вложений по кредитованию в целом (по всем направлениям и субъектам кредитования).

Рис.1. Схема мероприятий, обеспечивающих минимизацию банковских

кредитных рисков

Примечание - Иванцов С.Т. Кредитный риск коммерческих банков. // Коммерсант, №12 - 2014.

Управление рисками не представляет собой набора формальных действий, которые осуществляются в некоем вакууме. Работая вместе с линейным руководством, работник, готовящий оценку, пытается определить риск, минимизировать и смягчить потери, где это возможно. Оценка успеха связана с осуществлением именно этих задач.

Таблица

Система управления кредитным риском коммерческого банка

купит («•кшккчкрс дагаыирасмч Слеш крппш« 1|МПГ| ШМ11<П(М &1ИШШО крипм«р1(к1 Отптяемс« щциигнм« юмч'^ггкм« &1М1

Лнклсргм Рксмм^яг зви Сими 1|< дп«а>.ччш:ш иямт Н^чяа» ЧЪтпгпршг готггаи *х«ючпж ищкжокоиг»*.ш :~ииш1 > ксояасо°1 :ишпа ¿икоагикс «жира ш» т^шшиьО шшйжр* дмдгшо Мп0фМ шмггм* бе.»* Прзпк'ж^сташ? ттялгп! ■ ю'лпкннв цгпшгжл сктшй 1 шиши П|югш ¡мх*Ш1 вл ¿хм от раем Юротвкги« С ТрШ Слташ с«>:сшпх~га Цмдлпм жэрдомгпм Пвфааеяяав 1: ¡»»г с г^«>х-/У1ы>а «ттмм

ймкр пугггт уц/птш ^.ио" ф-лскго зсгзкра РрОМХМШ фгдса клгС|фЖ2Ш1ССуЖ С мял* в э:цит фешаого пги (Сокэп»:ь» ¿финишем здешчеап цх'лпи Юршпггш с тги®.

^пщчияг раса Обе 1'хияп ц»? лгл Сими книивп охлисяН рммш! 111 ЫШ Г«ММ С1Л мярш «ПК« 1 ЪпЯТР Гф]|!11!КШ рЧЛЙ слюсмгеапо россш: хишии Krfirpci.il ИГЛЫ Х*ПГИШ ■ 'Ц ПСШ1111ШВ стул по! шикписп Пшамм яЦ^ошвыииА М1Ы ц<илшго са^о 'фигам» сашагюсг» фслшшг» ?ри [^»^сзстп] »лак«ян [рп.гмпп хгпке Длк^:«|плха шпата ресурс* Сфиттрцоии» ЦИДКИ! Цклпкв^гхпк 1и-.уг-змяш а* }»ит с с^о а»ишт шшшм \ я1щ»,'и: аг» «г рпзл

Ксшроль :мж) рмущгаш ГЬтш* »рмспч» цж*тг» по !ГХУ 11р: капай спэив шолжмао ГШ Г ИМЯ* Ы1М*9аИГТ1 и Алиихмаюти ^апнН олм и й та Моаирш $шаа::к{о состгани апаш Рирмкми с-йыагшо с шюжшш и^ролумтЛ ш удупамш но >» ннкшго Гр" 'лт 'Ями 1.Ш1 сшглк рппы ги к хшжяг вп-?и вг г:>а> кхпяк згфшгэет; ПлОЩО».*« 33 ¿МОП с вр> икчодт шныхн Сивы кммгипя

Источник: Беляев М.К. Специфические риски потребительского кредитования // Банковское дело, 2015.

При правильном осуществлении, оценка процесса представляет собой подтвержденное исследованиями обоснованное указание на состояние и результативность направленного осуществления управления рисками.

Управление финансами в значительной степени фокусируется на управлении риском. Хотя функция управления финансами не отвечает исключительно за управление всеми банковскими рисками, она играет

центральную роль в определении объема, отслеживания и планирования эффективного управления риском.

Справедливо возникает вопрос о том, как ввести систему страхования вкладов в отечественной экономике и избежать серьезных ошибок на этом пути? Один из выходов - обратиться к богатому зарубежному опыту. За рубежом страхование вкладов в ссудосберегательных институтах имеет давние традиции. Как минимум 27 стран имеют федеральную систему страхования депозитов. А опыт Соединенных Штатов Америки - первая в истории попытка введения государственной системы страхования депозитов.

Страхование вкладов обычно вводилось в наиболее экономически тяжелые для стран и их банковских систем периоды. Прогрессивно мыслящие руководители некоторых стран обеспечивали становление и развитие национальных систем страхования вкладов в кредитно-сберегательных институтах до экономических катастроф, в их преддверии. Российская экономика еще имеет время для введения страховой защиты банковских вкладов населения до окончания понижательной стадии в ее экономическом развитии.

Очевидно, что, подрывая позиции малых банков. Центральный банк РФ ставит под угрозу всю банковскую систему, в том числе и крупные банки, на которые ориентирована реформа. В данном случае депозитное страхование даст существенные социальные гарантии вкладчикам и позволит выжить не только большему количеству банков, но и всей отечественной банковской системе. Дополнительно будут созданы условия для конкурентоспособного функционирования малых банков - неотъемлемого сегмента на рынке банковских услуг (малые специализированные банки, местные банки, банки ассоциаций и союзов малых предприятий и т.д.).

Необходимо принимать во внимание также, что введение системы страхования банковских вкладов рассматривается зарубежными учеными как скорейший способ сохранения спокойствия в обществе и достижения социального согласия в экономически сложных ситуациях.

Отталкиваясь от непротиворечивости политики Центробанка России и рассматриваемой меры полезно определить форму и статус страховщика. Существует мнение, что страховые компании не смогут принять на страхование риски по защите вкладов частных вкладчиков в коммерческих банках, что объясняет недостаточностью средств страховщиков, а также тем, что риск, связанный с банкротством банка нельзя квалифицировать как страховой.

С этим нельзя не согласиться. Если в развитых капиталистических странах стабильность кредитно-сберегательного института определяется структурой его активов, то в России этот риск не является страховым (с точки зрения коммерческих страховых организаций), так как он зависит от не просчитываемых методами страховой математики страховых событий (нечестность управляющего (в условиях отсутствия страхования его ответственности), личные интересы учредителей и т.д.).

Очевидно, что в этой ситуации возможно создание лишь государственной системы страхования вкладов, когда под эгидой Центрального Банка создается централизованный страховой фонд.

Введение обязательного страхования вкладов частных лиц в банковских учреждениях России позволит заложить основы социального согласия в нашем обществе и даст прецедент введения обязательного страхования ориентированного на долгосрочное развитие и

совершенствование. Банковской системе страны будет дан новый импульс стабильного и неограниченного потенциального развития.

В качестве других шагов реформирования банковского сектора страны рассматриваются предоставление гарантий сохранности депозитов в коммерческих банках, осуществление контроля за правильностью ведения банковских счетов, а также отстранение от ведения дел банковских работников с сомнительной репутацией.

В числе факторов, определяющих слабость существующих финансовых институтов, следует назвать ограниченные возможности контроля (инспекции на местах и внешние проверки), а также уровень, до которого центральные банки способны выполнять эту функцию в отношении большого числа мелких банков.

Финансовой отчетности уделяется внимание, поскольку прежние ее формы можно рассматривать как малоэффективные по следующим признакам:

- неадекватная классификация займов, нормы приращения процентов и пролонгация кредитов превышали показатели по качеству и размерам активов и размывали очертания потенциальных проблем ликвидности;

- резервы по покрытию кредитных потерь обеспечивались лишь в ряде случаев и превышали размер доходов и капитала;

- анализ финансового риска был неточным, скрывал технические аспекты неплатежеспособности банка;

- размер минимального капитала и стандарты по адекватности капитала не были приведены в соответствие с критериями здорового функционирования банковского сектора.

Разработка системного подхода к всеобъемлющему управлению рисками является ключевым требованием ко всем организациям по контролю за деятельностью банков и должна быть завершена в кратчайшие сроки.

Эффективной работе систем контроля препятствуют следующие факторы:

- недостаточное число квалифицированных контролеров, способных проводить инспекции на местах и внешний мониторинг;

- малоэффективные информационные системы, задерживающие внешний контроль в период ограниченных возможностей. В числе недостатков информационных систем называют низкие качество и оперативность, а также отсутствие «горячих данных» и систем «раннего предупреждения». Кроме того, финансовая информация часто не отвечает необходимым требованиям для проведения внешних инспекций.

При этом возможности имеющихся аудиторских структур, призванных восполнять такие пробелы либо недоступны, либо слишком дороги:

- контролеры часто не имеют полномочий, необходимых для решения того или иного вопроса, поскольку крупнейшие банки все еще находятся в государственном владении. Меры, которые могут рассматриваться как «логичные» в финансовом и операционном отношении, не всегда одобряются и выполняются старшими менеджерами;

- контроль за деятельностью банков часто фокусируется на сиюминутных вопросах (например, ликвидность), при отсутствии долгосрочных подходов к управлению рисками.

В программах реформ практически всех стран с переходной экономикой поддерживаются меры по обучению и технической помощи, направленные на увеличение числа опытных контролеров. Для ускорения и совершенствования процесса становления систем по контролю за деятельностью банков в программах реформ также предусматривается совершенствование необходимых регулирующих положений, проверки на местах с высокой степенью превентивности, расширенные стандарты на лицензирование и другие финансовые требования, создание более совершенных информационных систем (техническое и программное обеспечение для компьютерных центров, нормы отчетности), и, наконец, создание структур оперативной доставки, призванных ускорить обмен информационными потоками.

Следует выделить следующие основные проблемы в юридической и регулирующей среде:

- неудовлетворительное разделение функций центральных и коммерческих банков; неудовлетворительное разделение функций коммерческих банков и сервисных структур финансового сектора (страхование, ценные бумаги);

- неудовлетворительное состояние юридической основы и инфраструктуры, относящейся к правам на собственность, обеспечению под залог, процедурам ликвидации, нарушениям контрактных обязательств и восстановлению кредитов.

Сюда же можно отнести неадекватные гражданские и коммерческие кодексы и законодательные положения об обеспечении под залог, неорганизованные или неполные регистры недвижимости, малоэффективную систему гражданских судов, перегруженную различными делами, и ограниченный набор внесудебных средств урегулирования споров; неадекватные структуры менеджмента, владения, и управления; фрагментарные или неадекватные схемы страхования вкладов, при которых гарантом выступает лишь один или несколько избранных банков; неадекватные принципы выдачи банковских лицензий, классификации займов, приращения процентов, оценки рисков и кредитных потерь, оценки адекватности капитала и минимального капитала; концентрация кредитов, низкоэффективная работа с иностранной валютой, малообоснованные процедуры регистрации и отказа от обязательств.

Система страхования депозитов пока не имеет четких рамок по потолку депозитов и механизмов определения затрат для покрытия расходов по обслуживанию депозитов.

Данный фактор нарушает развитие конкурентоспособных рынков, обеспечение защиты депозитов на уровне стандартных государственных гарантий становится недостижимым.

Законы о налогообложении часто отпугивают банки от разумной практики по кредитным потерям. Банкам нужно разрешить изыскивать средства для покрытия убытков по кредитам до выплаты налогов на прибыль, что заставит их предоставлять более точные отчеты по прибыли, состоянию капитала и резервов.

Контролирование официального курса инфляции, процентных ставок и стоимости всех вводимых ресурсов, включая стоимость самих денег, снижали потенциал финансовых ресурсов, не давая структурам управления предприятиями накапливать необходимый капитал, развивать у сотрудников профессиональные навыки по долгосрочному инвестиционному планированию, а также затрудняли управление

рабочим капиталом во время осуществления тех или иных текущих операций.

Недостаточные возможности различных институтов, неквалифицированный персонал и неадекватные юридические и регулирующие системы способны серьезно подорвать положительные перемены, имевшие место на ранних стадиях рекапитализации банковской системы России, несмотря на преимущества в виде масштабной приватизации банков.

Нами проанализированы достоинства и недостатки банковской рекапитализации.

Достоинства. Уменьшается риск пролонгации кредитов и капитализации процентов, а также снижаются стимулы банков к принятию на себя чрезмерного риска. Рекапитализация должна побудить банки приступить к осуществлению планов реструктуризации предприятий, финансирование которых они хотят продолжить, а также попридержать кредитование предприятий, которые они считают неплатежеспособными. При этом необходимо, чтобы банки были ориентированы на рынок и брали на вооружение критерии коммерческой выгоды и производительности, что наилучшим образом достигается посредством приватизации.

Недостатки. В большинстве случаев рекапитализация проводится через выпуск правительственных облигаций и, тем самым, повышается степень государственного контроля над банками. Рекапитализация снижает стимулы банков к ориентации на широкий рынок в деле распределения кредитов и общих операций, увеличивает вероятность постоянных финансовых расходов.

Способы снижения банковских рисков.Кроме уже перечисленных методов снижения рисков, можно отметить еще несколько способов управления уровнем риска деятельности банков и банковских учреждений. К ним можно отнести:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- предварительную оценку возможных потерь с помощью прогнозных методов анализа статической и динамической достоверной информации о деятельности самих банков, их клиентов, контрагентов, их поставщиков и посредников, конкурентов и различных групп контактных аудиторий. Для этой цели коммерческим банкам необходимо создать отделы, занимающиеся анализом уровня рисков и вырабатывающие меры по управлению ими в системе маркетинга;

- динамику процентных ставок, которые при увеличении степени риска увеличиваются, и наоборот, т.е. ставки по свободно обращающимся инструментам ниже ставок по инструментам с ограниченной обратимостью; ставки по пассивным операциям на межбанковском рынке обычно ниже ставок по активным операциям и кредитным операциям с клиентурой; чем стабильнее заемщик, тем ниже процентные ставки; долгосрочные меняются более плавно (с учетом временного сглаживания), чем краткосрочные; ставки по кредитам с обеспечением и краткосрочным операциям ниже, чем ставки без обеспечения и по краткосрочным операциям;

- страхование кредита как гарантию на случай неблагоприятных обстоятельств;

- хеджирование (страхование риска);

- отказ от предложений заемщика при слишком большом

риске;

- расчет условий кредита, применяемый в основном в случаях небольших займов и личного кредитования;

- диверсификацию риска, представляющую собой его рассредоточение.

Она может проявляться в разных видах:

а) предоставление кредитов более мелкими суммами большему количеству клиентов при сохранении общего объема кредитования;

б) предоставление кредитов на консорциональной основе, когда для выдачи большой суммы кредита объединяются несколько банков, образуя консорциум;

в) привлечение депозитных вкладов, ценных бумаг более мелкими суммами от большего числа вкладчиков;

г) получение достаточного обеспечения по выданным кредитам. Важными условиями реализации последнего требования являются наличие залогового права; умение правильно анализировать и оценивать платежеспособность заемщиков; правильная ориентация по оперативному взысканию долга; применение системы нормативов по активным и пассивным операциям. Они устанавливаются центральным банком и обязательны для выполнения.

Регулирование банковского риска базируется не на оценке финансового положения заемщика, а на установлении определенного соотношения между суммами выданных кредитов и собственных средств самого банка, т.е. предполагается создание резервного потенциала у банков для покрытия возможных убытков в случае разорения клиентов.

Количественные характеристики нормативов обусловлены состоянием экономик, уровнем централизации банковской системы и др. В развитых странах соотношение между собственным и заемным капиталом находится на уровне от 1:10 до 1:100. Например, отношение собственного капитала к заемным средствам в США - 1:15, в ФРГ - 1:30, в Швейцарии - 1:12, в Японии - 1:83.

Со своей стороны, валютные риски структурируются следующим образом:

а) коммерческие, т.е. связанные с нежеланием или невозможностью должника (гаранта) рассчитываться по своим обязательствам;

б) конверсионные (наличные), т.е. риски валютных убытков по конкретным операциям. Эти риски структурируются на риски конкретных сделок.

в) трансляционные (бухгалтерские) риски, которые возникают при переоценке активов и пассивов балансов и счета «Прибыли и убытки» зарубежных филиалов клиентов, контрагентов. Эти риски в свою очередь зависят от выбора валюты пересчета, ее устойчивости и ряда других факторов. Пересчет может осуществляться по методу трансляции (по текущему курсу на дату пересчета) или по историческому методу (по курсу на дату совершения конкретной операции).

г) риски форфетирования (метод рефинансирования коммерческого риска), которые возникают когда форфетер (часто им является банк) берет на себя все риски экспортера без права регресса.

Самыми распространенными методами снижения конверсионных рисков являются:

- хеджирование, т.е. создание компенсирующей валютной позиции для каждой рисковой сделки. Иными словами, происходит компенсация одного валютного риска - прибыли или убытков - другим соответствующим риском;

- валютный своп, который имеет две разновидности. Первая напоминает оформление параллельных кредитов, когда две стороны в

двух различных странах предоставляют равновеликие кредиты с одинаковыми сроками и способами погашения, но выраженные в разных валютах. Второй вариант - просто соглашение между двумя банками купить или продать валюту по ставке «спот» и обратить сделку в заранее оговоренную дату (в будущем) по определенной ставке «спот». В отличие от параллельных кредитов свопы не включают платеж процентов;

- взаимный зачет рисков по активу и пассиву, так называемый метод «мэтчинг» (matching), где путем вычета поступления валюты из величины ее оттока руководство банка имеет возможность оказывать влияние на их размер.

Методы управления трансляционными валютными рисками делятся на внешние и внутренние. К внешним методам относятся ускорение или замедление платежей в иностранной валюте как в отношении внешних клиентов и контрагентов, так и по отношению к монополистическим образованиям; регулирование платежей между материнским банком и его филиалами; выбор более стабильной валюты отфактурирования поставок. Кроме того, почти все крупные банки стараются формировать портфель своих валютных операций, балансируя активы и пассивы по видам валют и срокам. В основном все внешние методы управления валютными рисками ориентированы на их диверсификацию.

Риск форфетирования может быть снижен путем:

- упрощения балансовых взаимоотношений возможных обязательств;

- улучшения (хотя бы временно) состояния ликвидности, что дает возможность дальнейшего укрепления финансовой устойчивости;

- снижения или даже отсутствия рисков, связанных с колебанием процентных ставок;

- резкого снижения уровня рисков, связанных с курсовыми колебаниями валют и с изменением финансовой устойчивости должника;

К внешним рискам относится риск стихийных бедствий или как еще его называют форс-мажорных обстоятельств (РФО), который зависит как от наличия или отсутствия стихийных явлений природы и связанных с ними последствий, так и разного рода ограничений со стороны государства.

Ограничить влияние этих рисков на деятельность банковского учреждения можно только путем своевременного информирования друг друга об изменении обстоятельств.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2. Гражданский кодекс РФ. - Консультант - Плюс

3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»от 02.12.1990 N 395-1. (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 Ш6-ФЗ).

4. Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации» К86-ФЗ от 10.07.2002г. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 Ш-ФЗ).

5. Федеральный закон «О кредитных историях» от 30.12.2004 N 218-ФЗ.

6. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» №187-ФЗ от 29.11.2001.

7. Положение ЦБ РФ от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

8. Астахов А.В. Системный подход к управлению рисками крупных российских коммерческих банков // Деньги и кредит, 2012.

9. Банковское дело. Учебник / под редакцией Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кролевицкой. - 5-е издание, переработанное и дополненное - М., Финансы и статистика, 2013.

10. Банковское дело. Учебник для студентов вузов / под редакцией Е.Ф. Жукова, Н.Д. Эриашвили. - М., Юнити-Дана: Единство, 2014.

11. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. - М., Прогресс, 2015.

12. Беляев М.К. Специфические риски потребительского кредитования // Банковское дело, 2015.

13. Иванцов С.Т. Кредитный риск коммерческих банков. // Коммерсант, №12 - 2014.

14. Кушуев А.А. Показатели платежеспособности и ликвидности в оценке кредитоспособности заемщика // Деньги и кредит. - 2015.

15. Вестник Банка России 4-11/2015

16. Вестник Банка России 16/2015

17. http://www.banki.ru.-2016.

18. http://www.expert.ru. - 2016.

http://www.bankru.info/analitycs/123-kreditovanie-biznesa-problemy-i-perspektivy.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.