УДК 301.152(476):378-057.875
Н. Е. Семенчик
Белорусский государственный технологический университет
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В ЦЕЛЯХ ДЕЙСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Статья освещает одно из направлений совершенствования содержания идеологии белорусского государства. Отмечаются философский и социологический подходы к системе ценностей. Сообщается об отражении общечеловеческих и национальных ценностей в отечественной учебной и научной литературе. Определяется роль и место христианских ценностей в идеологии белорусского государства. Обращается внимание на частое и необоснованное использование данных о ментальных особенностей белорусов вместо их национальных ценностей. Показывается государственная политика и личное участие Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко в области идеологического воспитания на современном этапе. Указывается на обогащение содержания патриотического воспитания в условиях решения экономических задач. Отмечается необходимость повышения статуса белорусского языка и расширения сферы его употребления. Вносится предложение о включении в учебные пособия по идеологии белорусского государства материалов о политических символах, исторических датах, лучших людях страны. Обосновывается необходимость выработки свода национальных ценностей и их пропаганды в целях повышения действенности идеологического воспитания в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: общечеловеческие ценности, национальные ценности, белорусский народ, Отечество, государственность, суверенитет, белорусский язык, идеологическое воспитание студентов.
N. Е. Semenchyk
Belarusian State Technological University
IMPROVEMENT OF THE BELARUSIAN STATE IDEOLOGY FOR AN EFFICIENT EDUCATION OF STUDENTS
The article dwells upon one of the ways of improving the Belarusian state ideology content. The author highlights the role of philosophical and sociological approaches to the system of values. The reflection of human and national values in the national educational and scientific literature is considered. The role and place of Christian values in the Belarusian state ideology are defined. The present-day state policy and personal involvement of the RB President А. G. Lukashenko in the field of ideological education are described. Great attention is paid to the patriotic education content enrichment in the context of meeting economic challenges and the need to raise the status of the Belarusian language and extend its application area. It is proposed to include materials about political symbols, historical dates, the country's outstanding personalities into tutorials on Belarusian state ideology. The necessity for developing a set of national values and their promotion in order to improve the effectiveness of ideological education in higher educational institutions is justified.
Key words: universal human values, national values, the Belarusian nation, Motherland, statehood, sovereignty, the Belarusian language, ideological education of students.
Введение. В нашей стране необходимость идеологического воспитания общепризнанна. Основные усилия по его осуществлению направлены на молодежь и, в особенности, на студентов высших учебных заведений как будущих управленцев, научных работников, культурных деятелей и т. д. Важная воспитательная роль в стенах университетов (академий, институтов и т. д.) отводится блоку гуманитарных дисциплин, в том числе «Основам идеологии белорусского государства», призванному наделить учащихся высокими личностными качествами и необходимыми современному специалисту компетенциями. Действенность самого воспитания во многом зави-
сит от степени восприятия заложенных в идеологии общечеловеческих и национальных ценностей. В свою очередь, по словам ученых, «система ценностей молодого человека является парадигмой, определяющей суть его политического участия в развитии государства и общества» [1], поэтому важность разработки этой проблемы очевидна и актуальна.
Основная часть. Идеология нашего государства включает в себя отдельные ценности тотальных идеологий - консервативной, либеральной и социалистической. В современных условиях, когда мир стремительно глобализируется, угрожая национальной идентичности, необходима общеприемлемая система ценностей,
которая бы, наоборот, способствовала сосуществованию и сотрудничеству всех этносов. Что это за система, какой ей быть - споры еще не завершены, но ее контуры уже вырисовываются. Философы относят к общечеловеческим ценностям те, которые отражают интересы всех, лишены политических, национальных, религиозных или иных преимуществ и являя-ются императивом развития цивилизации. В их числе названы жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека.
Социологи характеризуют общечеловеческие ценности - моральные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон, правопорядок) как систему аксиологических максим.
В то же время в ряде стран есть приверженцы коммунистической идеологии, которые отрицают существование общечеловеческих це-ностей и считают этот термин эвфемизмом, маскирущим стремление Запада к установлению выгодного для себя мирового порядка. Но их позиция в этом вопросе мотивирована не научно, а политически. Каждая эпоха и каждый этнос выстраивает собственную иерархию ценностей, но и в наш век остаются актуальными нравственные и эстетические ценности эпох античности, гуманизма, просвещения, модернизма. И глобализация не уничтожает их, а актуализирует приобщение к ним всех этносов.
В эпоху глобальных перемен и интеграции культур особое значение приобретают такие ценности как жизнь, свобода, добро, красота, вера и другие. И любая современная идеология как система ценностей становится более действенной от усиления ее аксиологической составляющей. В то же время Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, к примеру, выразил мнение, что России нужна не идеология, а система православных ценностей [2].
Наши отечественные идеологи в своих первых публикациях говорили о том, что идеология нашего государства основывается на признании обществом основных ценностей, то есть совокупности общечеловеческих, общеславянских, восточно-славянских и собственно белорусских духовных ценностей. Сегодня, после ряда лет преподавания в вузах «Основ идеологии белорусского государства», уже более конкретно говорится о ее аксиологическом со-держании. «В частности, в Беларуси она базируется на общечеловеческих христианских цен-ностях, гражданственности, этноконфесси-ональном согласии, дружбе и сотрудничестве. -пишет «Белорусская думка». - И первейшая
задача государственной идеологии нынешнего времени - это восприятие ценностей мировой культуры, духовных традиций белорусского народа, творческих решений в теории и практике государственного управления в рамках как отечественного, так и зарубежного опыта» [3]. Но самого перечня этих ценностей в литературе, как правило, не приводится.
Группа авторов в первом вышедшем учебном пособии «Основы идеологии белорусского государства» уделяли основное внимание характерным чертам белорусов, а также назвали «такие приоритетные для белорусов ценности, как белорусская государственность, культура, язык, ценности собственной истории, национальных традиций, обычаев, общечеловеческих идеалов добра, правды, справедливости, соблюдения прав человека» [4].
В следующих, модернизированных изданиях тема общечеловеческих и национальных ценностей тоже присутствует, но бессистемно и без необходимого комментария. Здесь заостряется внимание на якобы свойственных белорусам христианских ценностях любви, смирения, жертвенности, добра, но почти не упоминается об общечеловеческих. Акцент сделан на том, будто «белорусы по праву гордятся такими своими национальными чертами, как трудолюбие, веротерпимость, совестливость, гостеприимство, отзывчивость, сочувствие к чужим проблемам, готовность прийти на помощь, толерантность и «памяркоунасць» [5].
Со своей стороны отметим, что проявлений у белорусов гордости за названные черты в научной литературе не зафиксировано. Во-вторых, «памяркоунасць» - совсем не то качество, которым белорусам, по нашему твердому убеждению, стоит гордиться. Наконец, в типовой программе «Основы идеологии белорусского государства» указанными авторами обозначены лишь такие ценности белорусского народа, как «Родина, Отечество, семья, государство» [5]. При этом две первые почти идентичны, хотя ассоциативно «Отечество» имеет более глубокий в историческом плане смысл и представляется как территория, где жили, а ныне упокоены наши предки. Очевидно, что понятие «Отечество» более древнее, чем «государство», и с возникновением последнего оно не исчезло. Как верно отмечено, именно государство «призвано выступить гарантом соблюдения национальных, этнических, культурных, языковых и других ценностей» [6].
Об этом же ведет речь и профессор Яске-вич Я. С. «Сегодня, - пишет она, - приоритетными для белорусов должны стать материальные и моральные ценности, такие как государственность, ценности языка, собственной истории,
национальных традиций, общечеловеческих идеалов добра, правды, справедливости» [7].
Она же является первой из авторов, кто обратил внимание не только на характерные признаки принадлежности белорусов к восточнославянскому сообществу, но и на различия, в частности, на то, что духовные ценности белорусского народа формировались на базе восточно-славянских и, вместе с тем, ощутили влияние западной культуры.
В этой связи следует заметить, что в излишнем стремлении отдельных авторов подчеркнуть принадлежность белорусов к славянскому братству кроется опасность затушевывания их национальных особенностей, а вместе с ними и ценностей. К примеру, следовало бы, на наш взгляд, рассказать о национальных праздниках «Гуканне вясны» и «Дзяды», которые отмечаются только в нашей стране. Характерно, что даже в условиях негативного отношения христианской религии к «языческим игрищам» у верующих белорусов многие другие традиции и обряды («Каляды», «Купалле») издревле глубоко почитались и поэтому должны считаться национальными ценностями.
Необходимо также поставить на должный уровень уважение к государственности. Не секрет, что в нашем обществе нет должного к ней отношения как к ценности. Так, часть обществоведов принижает значимость Полоцкой земли и ВКЛ как этапов ее (государственности) становления. Есть граждане, которые выступают за скорейшее объединение Беларуси в одном государственном организме с Россией хоть себе и на правах отдельных ее областей. В свою очередь Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко своевременно указал отдельным «интеграторам» на незыблемость независимости. «Суверенитет, - отмечал он на четвертом Все-белорусском народном собрании, - это высшая национальная ценность, которую надо каждодневным трудом укреплять и защищать» [8]. 26 июля 2005 г. средства массовой информации распространили очередное заявление Президента о том, что: «мы своим суверенитетом не торгуем» [9].
В сложившемся вакууме новых идей именно Президент как глава государства и гарант Конституции стал генератором, инициатором и пропагандистом таких высших национальных ценностей, как Отечество, суверенитет, история, патриотизм. 2 ноября 2007 г. на I съезде ученых Беларуси он заявил, что наука должна «активно способствовать тому, чтобы каждый белорусский гражданин чувствовал неразрывную связь со своей родиной, ее историей, культурой и идеологией. В этом важнейшая социальная и политическая роль гуманитарных
наук» [10]. Подобная задача - «учить молодежь гордиться славным прошлым и настоящим Отечества» - была поставлена Президентом 29 августа 2011 г. перед работниками школы [11].
Отмечая важность идеологической работы, А. Г. Лукашенко 1 июля 2014 г. высказал концептуальную мысль, что «патриотизм -это не только борьба с оружием в руках... работать на совесть - это и есть ежедневный патриотизм - внешне незаметный, но сегодня самый важный и самый необходимый нашей стране» [12].
Можно добавить, что для того, чтобы наш общественный идеал о сильной и процветающей Беларуси приобрел зримые очертания, студенты должны воспринимать Отечество как ценность. Кроме того, преподавателям гуманитарных дисциплин важно строить свою работу с ними таким образом, чтобы идея его защиты воспринималась воспитанниками не только в военном, но и экономическом, культурном, идеологическом смыслах.
Следует отметить, что некоторые граждане считают развал СССР крупнейшей геополитической катастрофой. Тем не менее, без этого развала не произошло бы образования суверенного Отечества - независимой Беларуси, за которую издавна боролись наши предки. И самое главное, с исчезновением БССР не исчез ее народ. Как никогда ранее он интересуется своим прошлым и сознательно участвует в укреплении нового общества.
Вторым, слабее используемым в нашей идеологии аспектом, является ее языковой компонент. О высоком статусе белорусского языка в идеологическом воспитании говорилось не настолько много, чтобы считать эту тему исчерпанной. В любом случае статус языка титульной нации как национальной ценности в «Основах идеологии белорусского государства» пока не наблюдается, равно как и расширения сферы его использования. Между тем, несоответствие задач развития суверенного государства с языковой ситуацией может вызвать негативные последствия. По этому поводу 21 ноября 2014 г. Президент Республики Беларусь высказался в том смысле, что «язык не должен быть предметом, поводом и причиной раздрая» [13].
Не без участия главы государства в проекте Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси до 2030 г. приоритетными направлениями деятельности в сфере культуры были названы «сохранение историко-культурных ценностей и исторической памяти народа, национально-культурной самобытности и традиций, расширение сферы употребления белорусского языка. Как одна из мер -
увеличение времени вещания телепрограмм Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь на белорусском языке на 25% к 2030 году (в 2011 году всего на каналах с белорусским языком вещания -626 часов, на русском - 14 882 часа), расширение выпуска печатных изданий, включая учебные издания на белорусском языке» [14].
Полагаем, что планируемые изменения к лучшему стоит совершать комплексно, в русле идеологии белорусского государства на базе сочетания общечеловеческих и национальных ценностей. Здесь же нужно работать с общественностью в направлении отмены правовой нормы о смертной казни, что расходится с понятием о человеческой жизни как высшей ценности. Как известно, в статье 24 нашей Конституции предусмотрена возможность его (наказания) отмены [15]. Окончательное изъятие смертной казни из системы наказаний, помимо прочего, еще больше укрепило бы демократический имидж нашего государства.
Проблема формирования действенной государственной идеологии, которая бы определяла прогрессивное и динамичное развитие нашего общества, занимает и преподавателей высшей школы. Полагаем, не последнюю роль в повышении интереса студентов к отечественной идеологии может сыграть ее преподавание на белорусском языке.
Отдавая предпочтение учебному процессу как основному средству идейно-политического воспитания студентов, считаем целесообразным укрепить дисциплину «Основы идеологии белорусского государства» материалами по политической символике. По мнению профессора Мельника В. А., существующий в учебных пособиях блок не должен ограничиваться только сведениями о государственной символике. В числе необходимых символов должны быть исторические даты, политические ритуалы, архитектурные комплексы и сооружения, скульптурные памятники и мемориалы, памятные места,
государственные знаки отличия, денежные знаки, политическая топонимика, национальные и политические деятели [16].
Важнейшим идеологическим компонентом обновленных пособий должны также стать материалы о межнациональных отношениях в нашей стране - со времен Полоцкой земли - до наших дней. Это диктуется не только ухудшением отношений между братскими народами России и Украины, но и активизацией антисемитизма. Не допустить кровопролития в нашей стране - одна из важнейших задач идеологической работы на современном этапе.
Одним из результатов работы отечественных обществоведов над содержанием идеологии белорусского государства стало появление учебных пособий, рассчитанных на подготовленных читателей. Но их авторам пока не удалось в сжатой форме раскрыть основной смысл отечественной идеологии, выделить ее ядро и предназначение. Не случайно, до сих пор в нормативных правовых актах Республики Беларусь отсутствует определение термина «идеология» [3]. Но и на существующем уровне развития нашего общества многим гражданам понятно, что дело не в формулировке, а в содержании термина. В данном случае важно, чтобы в нем отразилась идея об идеологии как системе общечеловеческих и национальных ценностей.
Заключение. Таким образом, идеология белорусского государства может стать востребованной многими гражданами нашей страны, если она будет основываться на понятных и близких им ценностях. В этой связи считаем необходимым разработать национальную в совокупности с общечеловеческой шкалу ценностей и на ее основе усовершенствовать содержание идеологии белорусского государства. В числе наиболее почитаемых ценностей следует назвать: народ Беларуси с его правами и свободами, государственность, суверенитет, язык, историю, культуру, патриотизм.
Литература
1. Чещевик А., Сидорчук И. Молодежь - важнейший ресурс государства // Беларуская думка. 2014. № 12. С. 58.
2. России нужна не идеология, а система духовных ценностей [Электронный ресурс] // Сайт социальной сети «Newsru.com». URL: http://www.newsru.com/religy/09dec2010/ideologie. html (дата обращения: 27.02.2015).
3. Чещевик А., Сидорчук И. Обязательный элемент функционирования государства: идеологические категории и их правовая регламентация // Беларуская думка. 2014. № 5. С. 65.
4. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. С. Н. Князева, С. В. Решетникова. Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2004. С. 363.
5. Основы идеологии белорусского государства: История и теория: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / под общ. ред. С. Н. Князева, В. И. Чуешова. Минск: ИВЦ Минфина, 2007. С. 179.
6. Основы идеологии белорусского государства: учеб. программа для высш. учеб. заведений / сост. С. Н. Князев, Е. В. Матусевич, В. А. Мельник. Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. С. 22.
7. Яскевич Я. С. Основы идеологии белорусского государства: курс интенсив. подгот. Минск: ТетраСистемс, 2007. С. 38.
8. Доклад Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко на четвертом Всебелорус-ском народном собрании [Электронный ресурс] / Академия Управления при Президенте Республики Беларусь: сайт. URL: http://www.pac.by/ru/news/doklad_presidenta (дата обращения: 27.02.2015).
9. А. Лукашенко: Мы своим суверенитетом не торгуем [Электронный ресурс] / Сайт «Белорусские новости». URL: http://naviny.by/ rubrics /elections /2005/07/26/ic_news_346251 (дата обращения: 27.02.2015).
10. Выступление Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на Первом съезде ученых Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. URL: http://congress.basnet.by/presidentspeech. html (дата обращения: 27.02.2015).
11. Стенограмма выступления Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на совещании педагогического актива Беларуси [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал Президента Республики. URL: http://www.president.gov.by/press126997.html (дата обращения: 02.04.2014).
12. Выступление Лукашенко на торжественном собрании в честь Дня Независимости и 70-летия освобождения Беларуси [Электронный ресурс] / Информационное агенство «БЕЛТА»: сайт. URL: http://www.belta.by/ru/all_news president/Vystuplenie-Lukashenko-natorzhestven-nom-sobranii-v-chest-Dnja-Nezavi-simosti-i-70-letija-osvobozhdenija-Belarusi_i_674026.html (дата обращения: 02.04. 2014).
13. Лукашенко считает, что язык не должен быть причиной раздрая в обществе [Электронный ресурс] / Информационное агенство «БЕЛТА»: сайт. URL: http://www.belta.by/ru/all_news/ Lukashenko-schitaet-chto-jazyk-ne-dol-zhen-byt-prichinoj-razdraja-v-obschestve_i_686829.html (дата обращения: 02.04.2014).
14. Минэкономики Белоруссии намерено снижать влияние русского языка и укреплять «белорусскую нацию» [Электронный ресурс] / Информационное агенство «Регнум»: сайт. URL: http://regnum.by/news/1869583.html (дата обращения: 02.04.2014).
15. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск: Амалфея, 2008. С. 4.
16. Мельник В. А. Государственная идеология: Понятие, элементы, функции Минск: Тесей, 2002. С. 56.
References
1. Cheshchevik A., Sidorchuk I. Young people - the most important resource of the state. Belaruskaya dumka [Belarusian thought], 2014, no. 12, p. 58 (in Russian).
2. Rossii nuzhna ne ideologia, a sistema dukhovnykh tsennostey [Russia needs not an ideology, but a system of spiritual value]. Available at: http://www.newsru. com/religy/09dec2010 /ideologie. html. (accessed 27.02.2015).
3. Cheshchevik A., Sidorchuk I. Mandatory element of the functioning of the state: the ideological categories and their legal regulation. Belaruskaya dumka [Belarusian thought], 2014, no 5, p. 65 (in Russian).
4. Knyazev S. N., Reshetnikov S. V. Osnovy ideologii belorusskogo gosudarstva [Fundamentals of the ideology of the Belarusian state]. Minsk, Akademiya upravleniya pri Prezidente Respubliki Belarus' Publ., 2004. 690 p.
5. Knyazev S. N., Chueshov V. I. Osnovy ideologii belorusskogo gosudarstva: Istoriya i teoriya [Fundamentals of the ideology of the Belarusian state: History and Theory]. Minsk, IVTs Minfina Publ., 2007. 316 p.
6. Knyazev S. N., Matusevich E. V., Mel'nik V. A. Osnovy ideologii belorusskogo gosudarstva: programma dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy [Fundamentals of the ideology of the Belarusian state: programme for higher education History and Teory]. Minsk, Akademiya upravleniya pri Prezidente Respubliki Belarus' Publ., 2009. 24 р.
7. Yaskevich Y. S. Osnovy ideologii belorusskogo gosudarstva: kurs intensivnoy podgotovki [Fundamentals of the ideology of the Belarusian state: course of intensive training]. Minsk, TetraSistems Publ., 2007. 336 p.
8. Doklad Prezidenta Respubliki Belarus' Aleksandra Lukashenko na chetviortom Vsebelorusskom narodnom sobranii [Message from the President Alexander Lukashenko to the National Assambley and the Belarusian people]. Available at: http://www.pac.by/ru/news/doklad_presidenta (accessed 27.02.2015).
9. А. Lukashenko: My svoim suverenitetom ne torguem [А. Lukashenko: We do not sell our sovereignty]. Available at: http://naviny.by/rubrics/elections /2005/07/26/ic_news_346251 (accessed 27.02.2015).
10. Vystuplenie Prezidenta Respubliki Belarus' A. G. Lukashenko na Pervom s''ezde uchenykh Respu-bliki Belarus' [Speech by President of the Republic of Belarus Alexander Lukashenko at the First Congress of Scientists of the Republic of Belarus]. Available at: http:// congress. basnet.by/presidentspeech. html (accessed 27.02.2015).
11. Stenogramma vystupleniya Prezidenta Respubliki Belarus' A. G. Lukashenko na soveshchanii peda-gogicheskogo aktiva Belarusi [Transcript of Remarks by the President of Belarus Alexander Lukashenko at a meeting of pedagogical asset of Belarus]. Available at: http://www.president. gov.by/press126997.html (accessed 27.02.2015).
12. Vystuplenie Lukashenko na torzhestvennom sobranii v chest' Dnya Nezavisimosti i 70-letiya osvobozhdeniya Belarusi [Lukashenko's speech at the ceremonial meeting in honor of Independence Day and the 70th Anniversary of the liberation of Belarus]. Available at: http://www.belta.by/ru/all_news president/674026. html (accessed 02.04.2014).
13. Lukashenko schitaet, chto yazyk ne dolzhen byt' prichinoy razdraya v obschestve [Lukashenko considers that a language must not be reason of discord in society]. Available at: http://www.belta. by/ru/all_news/686829.html (accessed 02.04.2014).
14. Minekonomiki Belorussii namereno snizhat' vliyanie russkogo yazyka i ukreplyat'«belorusskuyu natsiyu» [Mintstry of economy of Byelorussia intends to reduce influence of Russian and strengthen Belarusian nation]. Available at: http://regnum.by/news/1869583.html (accessed 02.04.2014).
15. Konstitutsiya Respubliki Belarus' 1994 (s izmeneniyami i dopolneniyami, prinyatymi na respu-blikanskikh referendumakh 24 noyabrya 1994 i 17 oktyabrya 2004) [Constitution of Republic of Belarus 1994 years (with changes and additions, accepted on the republican referendums of November, 24, 1996 and on October, 17, 2004)]. Minsk, Amalfea Publ., 2009. 48 p.
16. Mel'nik V. A. Gosudarstvennaya ideologiya: ponyatiya, elementy, funktsii [State ideology: concept, elements, functions]. Minsk, Tesey Publ., 2002. 84 р.
Информация об авторе
Семенчик Николай Ефимович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Беларуси и политологии. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: polity@bk.ru
Information about the author
Semenchyk Nikolay Efimovich - D. Sc. History, Professor, Head of the Department of History of Belarus and Political Science. Belarusian State Technological University, 13a, Sverdlova str., (220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: polity@bk.ru
Поступила 02.03.2015