Научная статья на тему 'Революционная тематика в идеологическом воспитании студентов'

Революционная тематика в идеологическом воспитании студентов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА / КОНСТИТУЦИЯ / РЕВОЛЮЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенчик Николай Ефимович

В статье дается общая характеристика современных условий воспитания учащейся молодежи. Подчеркивается определяющая роль общественных наук в формировании идейно-политического мировоззрения студентов. Обосновывается необходимость прочных знаний студентов в целях противостояния подрывным идеям о так называемых «цветных революциях». Раскрываются причины и уроки трех революций, а также их связь с задачами идеологического воспитания современной молодежи. Обращается внимание на специфику празднования Дня Октябрьской революции в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVOLUTIONARY SUBJECTS IN IDEOLOGICAL EDUCATION OF STUDENTS

The article gives a general description of contemporary conditions of the education of students. It focuses on the decisive role of social sciences in the formation of the ideological and political outlook of students. The author makes the case for plying students with knowledge so that they could confront subversive ideas of so-called "colour revolutions". The article dwells upon the causes and lessons of the three revolutions, as well as their connection with the tasks of the ideological education of modern youth. Attention is also given to the distinguishing features of celebrating the October Revolution in the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «Революционная тематика в идеологическом воспитании студентов»

Труды БГТУ, 2016, № 8, с. 31-34

31

УДК 316.75-057.875:323.272

Н. Е. Семенчик

Белорусский государственный технологический университет

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ТЕМАТИКА В ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

В статье дается общая характеристика современных условий воспитания учащейся молодежи. Подчеркивается определяющая роль общественных наук в формировании идейно-политического мировоззрения студентов. Обосновывается необходимость прочных знаний студентов в целях противостояния подрывным идеям о так называемых «цветных революциях». Раскрываются причины и уроки трех революций, а также их связь с задачами идеологического воспитания современной молодежи. Обращается внимание на специфику празднования Дня Октябрьской революции в Республике Беларусь.

Ключевые слова: идеология белорусского государства, конституция, революция, учебный процесс, воспитание.

N. E. Semenchyk

Belarusian State Technological University

REVOLUTIONARY SUBJECTS IN IDEOLOGICAL EDUCATION OF STUDENTS

The article gives a general description of contemporary conditions of the education of students. It focuses on the decisive role of social sciences in the formation of the ideological and political outlook of students. The author makes the case for plying students with knowledge so that they could confront subversive ideas of so-called "colour revolutions". The article dwells upon the causes and lessons of the three revolutions, as well as their connection with the tasks of the ideological education of modern youth. Attention is also given to the distinguishing features of celebrating the October Revolution in the Republic of Belarus.

Key words: ideology of the Belarussian state, constitution, revolution, educational process, education.

Введение. Историческая память - это мощный фактор духовного единства народа и большое значение в его поддержке отводится идеологическому воспитанию. Особое внимание в этой работе должно уделяться студенчеству как будущей элите нашего общества. Следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 4 нашей Конституции, «демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений» [1, с. 4]. А это значит, что в идеологическом воспитании студентов у преподавателей могут быть конкуренты. Причем они тоже могут действовать в правовом поле и влиять на молодежь с помощью СМИ, через интернет, клубы по интересам и др. Не случайно преподаватели стали сталкиваться с молодежными проблемами, которых в советское время не существовало: те же наркотики, спайсы и др. В нашем обществе уже укоренились унаследованные на Западе «образцы» поведения: а) болельщиков на стадионах, так называемых «фанатов»; б) любителей поп-, рок- и прочей музыки в концертных залах; в) участников коллективных акций - флеш-мобов, демонстраций, митингов, пикетов под эпатажными (по типу гей-парадов) лозунгами. В наше время в молодежную среду попадают и деструктивные идеи,

в том числе привлекательные с виду лозунги «цветных революций». Полагаем, что посредством общественных дисциплин возможно и должно объяснить студентам общественную опасность увлечения такого рода «новациями».

Основная часть. Усвоивший курс истории должен знать, что революция, во-первых, это быстро происходящее во временном измерении коренное изменение в жизни общества, ведущее к прогрессу. Во-вторых, ее нельзя подготовить, она происходит внезапно и стихийно, как природный катаклизм (землетрясение, буря, извержение вулкана и т. д.). И если в наше время кто-то говорит о подготовке революции, то можно быть уверенным, что речь может идти только о подготовке государственного переворота. Плохо то, что сейчас в исторической литературе, в том числе учебниках для студентов сохранились искаженные сведения о революционном прошлом нашей страны [2], которые, помимо прочего, могут дезориентировать студентов в системе нравственных ценностей. Чтобы этого не происходило, необходимо изучать опыт трех русских революций в комплексе и с выходом на проблемы современности. Так, во время рассмотрения событий революции 1905-1907 гг. внимание учащихся должно быть обращено, прежде всего, на причину ее возникновения,

и в первую очередь на игнорирование властью главнейших проблем основной массы жителей Российской империи. Вспышку насилия спровоцировали русские шовинисты, которые призвали маргинальные слои населения встать в защиту монархии. Эти немногочисленные воинствующие элементы создали опасный прецедент преследования евреев, которых считали виновными во всех своих бедах, за что и снискали себе печальную славу «черносотенцев». Здесь целесообразно сориентировать студентов на осознание той моральной максимы, что плохих народов не существует, а есть только плохие их представители.

Воспитательное содержание темы революции 1905-1907 гг. заключается в понимании неизбежности политических коллизий в случаях, во-первых, отдаления граждан от участия в управлении государством; во-вторых, устранения власти от решения назревших проблем; в-третьих, раскола общества по национальным, религиозным, классовым и другим признакам; в-четвертых, активизации маргинальных и чер-носотенских элементов.

Куда более поучительными в образовательном и идейно-воспитательном смысле могут быть использованы материалы по истории Февральской революции. Вызвавшие ее события начались 23 февраля 1917 г. с протестных выступлений рабочих Петрограда на почве угрозы голода, а закончились 2 марта того же года отречением Николая II от престола и созданием нового правительства. Стоит акцентировать внимание на том, что царь пошел на это, выслушав советы высшего генералитета и представителей Думы. Как Верховный Главнокомандующий он не стал обращаться за помощью вооруженных сил, так как осознавал опасность разжигания гражданской войны.

На этот раз жители Беларуси, как и всей остальной империи, получили реальные демократические права, а также гарантии на решение своих проблем через Учредительное собрание. Армия присягнула на верность Временному правительству и стала опорой нового строя. Но, вопреки ожиданиям, демократизация армии и придание солдатам прав граждан привели к возрастанию на фронте и в тылу анархических процессов. Надежды общественности на высокий уровень политического сознания защитников Отечества оказались преувеличенными: все чаще солдаты отказывались подчиняться своим командирам, в том числе в боевых условиях. В результате политизации вооруженных сил когда-то единая армия стала делиться по партийному признаку, а также чаще слушаться своих партийных лидеров, чем командиров. В тылу основными нарушителями

порядка были дезертиры и солдаты гарнизонов. Они же составляли угрозу для местного еврейского населения. Отсрочка Временным правительством выборов в Учредительное собрание осложняла все нерешенные проблемы и объективно способствовала деятельности большевиков, которые почти открыто стали готовить вооруженное восстание под лозунгом передачи власти Советам.

Студенты, рассматривая проблемы Февральской революции, должны осознать, что основу установленного ею демократического строя составили избираемые органы Временного правительства, городские и земские самоуправления при активном участии всех тех, кто относил себя к так называемой революционной демократии. Во-вторых, поддержка обществом и армией нового строя была настолько сильной и массовой, что все другие враждебные демократии силы (антисемиты, монархисты) открыто себя не проявляли. Но Временное правительство, вобравшее в себя высшие государственные функции, так и не стало постоянной авторитетной властью. Ограничившись предоставлением народу демократических свобод и ликвидацией остатков старого строя, оно не удовлетворило потребностей людей в земле, мире, достойной жизни, праве народов на самоопределение, а возложило решение этих проблем на Учредительное собрание. Естественно, что авторитет правительства начал ослабевать. Именно в это время, 3-4 июля 1917 г., большевики и анархисты петроградского гарнизона совершили попытку его свержения. Свое недовольство Временным правительством высказывало командование вооруженными силами, считая его виновным в развале армии, и как последствия того - в обществе распространились слухи о подготовке к установлению военной диктатуры. Попытка генерала Л. Корнилова пресечь разрушительную деятельность большевиков в конце концов только усилила их авторитет среди солдат и рабочих.

Самое же главное заключается в том, что даже революционная демократия недооценила опасность уничтожения завоеваний Февральской революции, в том числе созданного в ходе ее нового режима, гораздо более прогрессивного по сравнению с предыдущим. Как обычно бывало, угроза революции возникала со стороны отстраненных от власти сил так называемой реакции или контрреволюции. В России же произошло нечто совсем противоположное: новый политический строй был уничтожен левой группой революционной демократии - большевиками и левыми эсерами, которые 25 октября 1917 г. совершили государственный переворот, объявив его рабоче-крестьянской революцией.

Н. Е. Семенчик

33

Притом одну из причин ее совершения В. Ленин и Л. Троцкий объяснили необходимостью обязательного созыва Учредительного собрания.

Захватив власть, большевики приступили к реализации собственной модели общественного и государственного развития России. Но объявленные ими декреты о мире и земле уже через 3-4 месяца показали свою несостоятельность. Разгон большевиками эсеро-меньше-вистских Советов, погромы солдатами помещичьих имений и еврейских лавок делались обычным явлением. Взявшись за оружие 25 октября 1917 г., «революционеры» вызвали гражданскую войну. Причем она была направлена не только против помещиков и капиталистов, но и против тех партий и организаций, которые также отстаивали интересы трудящихся. Таким образом, результатом установления «диктатуры пролетариата» стали бесчисленные людские жертвы. Большевики не скрывали и своей более значимой цели - осуществления мировой революции.

В условиях однопартийной системы, установившейся в СССР, тема Октябрьской революции стала одной из важнейших в идеологическом воспитании советских людей, особенно молодежи. Высшими наградами являлись ордена Ленина и Октябрьской революции, а День 7 ноября был одним из самых почитаемых праздников. Слово «революция» имело исключительно позитивное содержание и должно было вдохновлять советских людей на новые трудовые подвиги. Так, в 1987 г. инициаторы «перестройки» объявили о том, что «революция продолжается». Но в том, что происходило в 1990-е г., позитивных сдвигов не наблюдалось. Что можно было найти общего с 1917 годом, так это, прежде всего, политические кризисы, межнациональные конфликты, упадок жизненного уровня, распространение бандитизма. Позже это явление получило название криминальной революции, происходившей на территории уже бывшего СССР, в пределах суверенных республик, каждая из которых своими средствами устанавливала демократический правопорядок.

Достоянием истории остались СССР, БССР и КПСС, канула в Лету коммунистическая идеология. С избранием А. Г. Лукашенко на должность Президента Республики Беларусь произошли коренные перемены в политической жизни нашей страны. С 2003 г. граждане успешно овладевают идеологией белорусского государства, в которой нет места экстремистским идеям классовой, социальной, национальной и религиозной розни. На основании ее и в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании общество требует от препода-

вателей вузов сформировать у учащейся молодежи гражданственность, патриотизм, национальное самосознание, воспитать гордость за принадлежность к своему государству, истории и культуре, уважение к общечеловеческим и национальным ценностям, а также морально-психологически подготовить их к решению задач социально-экономического развития страны.

В числе базовых ценностей, направленных на идеологическое и нравственное воспитание студентов, должны быть права и свободы человека, Отечество, народ, государственность, народовластие, история, язык, культура, традиции, государственные символы, праздники, памятные даты. Полагаем, что в их числе не должно быть тех, которые ассоциируются с насилием, культом личности, восхвалением той или иной партии. Соответственно, все связанные с ними события как в истории, так и жизни должны занять свое достойное место. Студенты должны знать, что 7 ноября в нашей стране празднуется День Октябрьской революции, которая обеспечила оформление белорусской государственности. Лично Президент Республики Беларусь не придает этому дню политического смысла, считая его традиционным праздником народа и не более того [3].

Изучение истории революций, в том числе Октябрьской, имеет особую актуальность еще и потому, что равнение на опыт прошлых лет предотвращает вовлечение молодежи в разного рода авантюры. Именно студенчество как своеобразный индикатор общественных настроений общества показывает полную приверженность мирному решению всех проблем. Со своей стороны власти выражают полную готовность сохранить общественный мир. «Руководство Беларуси не допустит в стране цветных революций», - заявил Президент А. Г. Лукашенко в послании народу и парламенту [4]. Эта же уверенность была высказана им 6 ноября 2015 г., в поздравлении соотечественников с Днем Октябрьской революции [5]. Как и всегда, содержание поздравления базировалось не на революционных идеях, а на осмыслении достижений белорусского народа в мирном строительстве и всего того, что укрепляет наше общество.

Заключение. Студенты должны убедиться в том, что строить суверенное государство нужно с учетом опыта исторического прошлого, в данном случае со знания того, что острейшие коллизии происходят только в тех обществах, где власть игнорирует интересы граждан. Любые проблемы надо решать только путем реформ, общественного согласия, отвергая насильственные варианты. Эти идеи четко отражены в нашей Конституции и идеологии,

усвоив их, студенчество обязательно сделает свой правильный выбор. В новогоднем поздравлении соотечественников 31 декабря 2015 г. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, помимо прочего, заметил, что «к большому счастью нам удается уберечь Беларусь от войн, терроризма и внутренней смуты. Помога-

ет нам в этом и историческая память народа, пережившего на своем веку невероятные страдания и невосполнимые потери». В этой связи можно утверждать, что существенную роль в формировании этой памяти у студентов играет их идеологическое воспитание через умелое преподавание общественных дисциплин.

Литература

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск: Амалфея, 2008. 48 с.

2. Сяменчык М. Я. Асвятленне рэвалюцыйных падзей 1917 года у сучаснай вучэбнай лггара-туры // Гуманiтарна-эканамiчны весшк. 2009. № 4. С. 77-84.

3. Лукашенко: Я противник революций, но отмечать 7 ноября люди привыкли. URL: http://news. tut.by/politics/422580.html (дата обращения: 07.11.2014).

4. «Цветные революции» не дадут всходов в Белоруссии. URL: http://ria.ru/politics/20100420/ 224701943.html (дата обращения: 20.12.2014).

5. Лукашенко категорически отверг возможность революции в Беларуси. URL: http://podrobnos-ti.ua/2070852 (дата обращения: 10.11. 2015).

References

1. Constitution of Republic of Belarus 1994 (with the changes and additions, accepted on the republic referendums of November, 24, 1996 and on October, 17, 2004). Minsk, Аmаlfeya Publ., 2008. 48 р.

2. Sуamenchyk M. Ya. Illumination of revolutionary events 1917 year in modern educational literature. Gumanitarna-ekanamichny vesnik [Humanitarian-economic announcer], 2009, no. 4, рр. 77-84. (In Belarusian).

3. Lukashenko: Ya protivnik revolyutsii, no otmechat' 7 noyabrya lyudi privykli [Lukashenko: I'm enemy of revolutions, but people used to celebrate the November 7]. Available at: http://news. tut.by/politics/422580.html (accessed 07.11.2014).

4. "Tsvetnie revolutsii" ne dadut vskhodov v Belorussii ["Colour revolutions" will not give seedlings in Belarus]. Available at: http://ria.ru/politics/20100420/224701943.html (accessed 20.12.2014).

5. Lukashenko kategoricheski otverg vozmozhnost' revolyutsii v Belarusi [Lukashenko categorically rejected the possibility of a revolution in Belarus]. Available at: http://podrobnosti.ua/2070852 (accessed 10.11.2015).

Информация об авторе

Семенчик Николай Ефимович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Беларуси и политологии. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Information about the author

Semenchyk Nikolay Efimovich - DSc (Historical Sciences), Professor, Head оf the Department of History of Belarus and Political Science. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Respublic of Belarus). E-mail: [email protected]

Поступила 30.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.