Н.А. Борисов
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ ЛЕГИТИМНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА НА ПРИМЕРЕ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
В статье рассматриваются основные компоненты идеологии белорусского государства в контексте легитимности политической власти. Анализируются представления о национальной истории и истоках национальной государственности, исторических деятелях, национальной символике, о будущем страны. Подчеркивается, что концепция «идеологии белорусского государства» представляет собой сочетание советских и национальных белорусских идеологических компонентов, а ее внедрение направлено на формирование соответствующей «белорусско-советской» идентичности граждан. Идеологические основания легитимности политического режима Беларуси тесно переплетены с персональной легитимностью. Основным субъектом формирования и внедрения новой идеологии является президент республики. Преобладание персональной легитимности над идеологической и структурной ставит легитимность и стабильность политического режима в зависимость от личности президента, что создает серьезные угрозы для стабильности политического режима.
Ключевые слова: Беларусь, идеология, легитимность, национальная государственность, идентичность.
После обретения независимости в 1991 г. перед всеми постсоветскими государствами встала проблема формирования собственной государственности и национальной идентичности. Не все государства справились с этой задачей, подтверждением чему стали государственные перевороты, этнические конфликты, про-
Статья выполнена в рамках Гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых, грант МК-320.2011.6. © Борисов Н.А., 2012
тиворечия между политической идентичностью и национализмом, дефицит легитимности политических режимов.
Республика Беларусь представляет в этом отношении уникальный случай, прежде всего потому, что она является единственным постсоветским государством, на официальном уровне закрепившим государственную идеологию, причем не в виде набора символов и абстрактных тезисов, а в виде законченной системы с внедрением ее в образовательный процесс в качестве обязательной дисциплины. Именно поэтому пример Беларуси наиболее интересен для анализа в контексте процессов политической социализации, оснований легитимности и стабильности политических режимов на постсоветском пространстве.
Данная статья посвящена анализу идеологии белорусского государства как одного из оснований легитимности политического режима, рассматриваемой, с точки зрения известного подхода Д. Истона, на трех уровнях: идеологическом, структурном и персо-нальном1.
Понятно, что идеология в том или ином виде присутствует в любом государстве и вырабатывается любым политическим режимом. Политическая идеология выступает прежде всего как способ формирования совместности в общественно-политической жизни, транслируя смыслы и ценности, направленные на создание новой политической идентичности. Она также призвана служить основанием легитимности власти, определять истоки государственности, создавать образы «славного прошлого» и «великого будущего»2, что особенно характерно для молодых независимых государств, реализовывать познавательную, прагматическую и мобилизующую функции.
Среди факторов формирования новой белорусской государственности и идеологии можно назвать отсутствие в досоветский период национальной государственности; маргинализацию в годы Советской власти национального языка и культуры в ходе масштабной русификации; создание высокоразвитой индустриальной и крайне милитаризованной экономики и достижение связанного с ним высокого уровня образования и пропаганды; относительно высокий уровень жизни населения.
Задача создания идеологии белорусского государства была поставлена Президентом Беларуси А. Лукашенко. В своем докладе на семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов в марте 2003 г. он заявил: «Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более про-
тивостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам. Идеология для государства - то же самое, что иммунная система для живого организма... Если мы хотим видеть Беларусь сильной, процветающей державой, то должны прежде всего думать об идеологическом фундаменте белорусского общества»3.
Вскоре было образовано Главное идеологическое управление Администрации Президента Республики Беларусь на областном уровне и в Минске - управления идеологической работы облисполкомов и горисполкома, на городском и районном уровнях -отделы идеологической работы горисполкомов и райисполкомов. Установлено, что персональную ответственность за состояние идеологической работы в коллективах работников несут руководители государственных и иных организаций, а непосредственная организация этой работы в коллективах возлагается на одного из заместителей руководителя4. Это привело к введению на предприятиях и в учреждениях должностей заместителей руководителей по идеологии. А. Лукашенко также отметил, что во всех бывших советских республиках вакуум, образовавшийся после разрушения коммунистической идеологии, был сразу же заполнен национализмом. Национальная идентичность при этом выстраивалась прежде всего как антироссийская и антирусская. В этом же выступлении президент подчеркивает: «Устойчивость, точнее, «живучесть» идеологических систем определяется в первую очередь тем, что они создаются не под личности, а под народы, под общества. Для государства будет катастрофой, если его идеология станет меняться с каждыми выборами»5. Тем самым, с одной стороны, подчеркиваются рационализация идеологии, ее отделение от конкретной личности, с другой - преемственность политического курса страны независимо от смены президента.
Следствием этого выступления президента стало включение курса «Основы идеологии белорусского государства» в качестве обязательной дисциплины в программу обучения студентов вузов всех специальностей.
Определяя истоки белорусской государственности, «официальный» учебник подчеркивает, что в период Киевской Руси и Великого княжества Литовского закладывались лишь ее культурно-исторические предпосылки. Однако древнерусское государство, подчеркивает автор, «нельзя квалифицировать ни как собственно белорусское, ни как собственно украинское и ни как собственно русское государство: оно было общим государством для всех восточных славян»6. Здесь проявляется ключевое отличие от понимания природы Киевской Руси как колыбели украинской цивилизации, отстаиваемого М. Грушевским и рядом других современных укра-
инских историков. Полемизируя со сторонниками альтернативной истории Беларуси, полагающими, что историческим этнонимом белорусов было название «литвины» в Великом княжестве Литовском, с потерей которого нация утратила свое имя и историю, автор «официального» учебника полагает, что Великое княжество Литовское не было белорусским государством7.
Вхождение в состав Российской империи рассматривается официальной идеологией как положительное явление и называется не присоединением, а воссоединением белорусов с русским народом8. Напомним, что в современной украинской историографии термин «воссоединение» был заменен на «присоединение».
Официальной идеологией отвергается и оппозиционный тезис о якобы имевшей место русификации, проводимой Российской империей на белорусских землях: «Бессмысленно говорить о русификации народа, который по рождению своему, по своей социокультурной сути является славяно-русским народом»9. Такая политика, означающая лишь возвращение к собственной культуре, никогда не вызывала протестов со стороны белорусов, в отличие от кампаний по «белорусизации» 1920-х годов и 1991-1994 гг. - именно они приводили к росту общественного недовольства. Важно отметить, что вхождение Беларуси в состав России рассматривается автором как предпосылка для создания собственно белорусской государственности.
Первым реальным собственно белорусским государством официальная идеология называет Белорусскую ССР, а не Белорусскую Народную Республику (БНР), провозглашенную 9 марта 1918 г. группой депутатов Всебелорусского съезда 1917 г. в качестве независимого государства. Здесь также очевидна полемика с точкой зрения оппозиции, считающей именно БНР первым белорусским государством. Аргументируется это следующим образом: БНР не была признана ни одним государством, не была создана собственная армия, отсутствовала финансовая система, не были сформированы органы власти на местах10.
Напротив, в результате образования Белорусской ССР республика обрела территорию с четкими границами, органы власти в центре и на местах, систему законодательства и международно-правовое признание. В качестве последнего аргумента приводятся слова президента: «Мы признаём, что именно с образования в составе СССР Белорусской ССР начинается наша государственность»11. Таким образом, делается однозначный вывод о том, что белорусская государственность началась именно с советской государственности. Подчеркивается и тот факт, что современной территорией Беларусь обязана советской власти, поскольку первоначально ее территорию
составляли только 6 уездов бывшей Минской губернии. В 19241926 гг. БССР были переданы 15 уездов Витебской, Гомельской и Смоленской губерний, в 1939 г. - Западной Белоруссии, в результате чего территория государства увеличилась в четыре раза (!)12. Бесспорно, что в этом смысле современная Беларусь полностью «сконструирована» правящей элитой СССР.
1991 год, с точки зрения официальной идеологии, стал не началом, а лишь новым этапом в развитии государственности. Среди альтернативных подходов к новой государственности идеология выделяет совершенствование существующей государственности в рамках нового союзного образования; поиск идеала государственности в прошлом и стремление к воссозданию того, что было (национал-радикальная позиция); заимствование государственности одной из стран Запада как образца для белорусской государственности (либерал-радикальная позиция)13. Подчеркивается, что сторонники второй и третьей концепций выступают за слом нынешних государственных институтов Беларуси. Именно поэтому они являются не просто политической оппозицией действующей власти, но еще и антигосударственниками в отличие от А. Лукашенко. Примечательно, что сторонники «западнического» подхода обвиняются также в стремлении к упразднению в Беларуси самого института президентства14. Иначе говоря, «западная модель», по мысли официальных идеологов, является моделью антипрезидентской.
Воссоздание «белорусского» государства приведет, по мысли автора учебника, к превращению национального государства в тоталитарное (!), поскольку наряду с белорусами в стране проживает значительное число представителей иных национальностей. Поэтому «белорусизация» расценивается как утопическая и крайне реакционная идеология15 (с. 164).
В официальную идеологию вписано обоснование необходимости Союзного государства России и Беларуси. Подчеркивается, что в условиях глобализации сохранить свою национальную идентичность могут только те народы, которые объединяются в союзы государств, имеющих общие цивилизационные основания16. Современная белорусская идея и есть идея союзного государства, утверждает В. Мельник, аргументируя этот тезис тем, что, во-первых, белорусы исторически всегда составляли союз с каким-либо государством, а во-вторых, белорусы и русские фактически являются единым народом. Здесь также заметна скрытая полемика с политическими оппонентами президента: их целью является вхождение в Европейский Союз за счет разрыва с Россией, а это утверждение считается признанием отказа белорусов от своей цивилизационной идентичности и по сути самоуничтожением нации. Таким образом, противники
союза с Россией также объявляются противниками белорусского государства и белорусской нации.
Итак, официальная версия об истоках белорусской государственности однозначна: первым собственно белорусским государственным образованием является Белорусская ССР, что явно противопоставляется оппозиционной точке зрения, согласно которой таким образованием была Белорусская Народная Республика17.
Официальная идеология относит Беларусь к славяно-русской (славяно-православной) цивилизационной общности и определяет традиционные идеалы и ценности белорусского народа: гуманизм, демократизм, свободолюбие, патриотизм, идеалы социального равенства и справедливости. Среди особенностей национального характера выделяют толерантность, трудолюбие, соборность (понимаемую как принцип гармонии общего и личного блага)18. Очевидно, что все эти особенности не являются специфически «белорусскими» и применимы к большинству других этносов (хотя каждую характеристику сопровождает развернутая аргументация со ссылками на национальных героев), однако определение «национального характера» призвано стать важной частью формируемой национальной идеологии.
В качестве национальных героев Беларуси официальная идеология называет просветителей Франциска Скорину и Симеона Полоцкого, поэтов Янку Купалу и Якуба Коласа. Важное место в национальном пантеоне занимают герои Великой Отечественной войны: партизаны-герои Марат Казей, Елена Мазаник, партизан, а затем партийный деятель, руководитель ЦК Компартии Белорусской ССР Петр Машеров. Культ войны в современной Беларуси также можно считать советским наследием: именно в Белорусской ССР военно-патриотическому воспитанию уделялось более важное место, чем в других союзных республиках. Подчеркивалось, что в годы войны Белоруссия, во-первых, понесла самые тяжелые потери, поскольку именно на ее территорию пришелся главный удар немецко-фашистских войск при наступлении на Москву; во-вторых, республика была крупнейшей базой партизан, внесших большой вклад в победу. К этому можно добавить, что в 1960-1980-е годы, в разгар холодной войны, Белоруссия стала главной ударной базой советских стратегических ядерных сил, и на ее западных границах неоднократно проводились крупные военные учения. В этом же контексте следует рассматривать появление президента А. Лукашенко с 2003 г. на военных парадах в форме Верховного Главнокомандующего, напоминающей маршальскую. Примечательно, что документа, учреждающего подобную форму и знаки различия, не существует, а высшим воинским званием в Беларуси является звание «генерал-полковник»19.
Среди великих белорусов по происхождению упоминаются также физик Лев Арцимович, космонавт Петр Климук, Нобелевский лауреат Жорес Алферов и даже (через предков - выходцев из белорусских земель) Николай Коперник и Иммануил Кант20. «Нет такого уголка на земле, где бы ни трудились выходцы из Беларуси», - подчеркивает В. Мельник21. Тем самым утверждается, что белорусская земля дала множество выдающихся людей не столько самой Беларуси, сколько всей человеческой цивилизации. Таким образом, официальная идеология с легкостью преодолевает неявное противоречие: Беларусь довольно поздно обрела свою государственность, зато много уроженцев белорусских земель прославились на весь мир.
Любая идеология не только включает в себя представление о прошлом, но и формирует образ будущего. Стратегической целью развития Беларуси официальная идеология объявляет общество постиндустриального типа, что предполагает стратегию постмодернизации с ориентацией на превращение производства информации и знаний в основную сферу человеческой деятельности22. Условиями реализации такой стратегии названы национальная консолидация, национальная безопасность и соблюдение внешнеполитических интересов страны. Противниками национальной консолидации выступают «разные партии», предлагающие избирателям «диаметрально противоположные решения»23. При этом прямо подчеркивается, что Беларусь сможет трансформироваться в общество постиндустриального типа только в стратегическом союзе с Россией. Таким образом, России отводится роль государства, которое за счет своих ресурсов приведет Беларусь к информационному обществу. Вместе с тем не рассматривается вопрос о разной структуре экономик и разных политических стратегиях России и Беларуси, не указываются и сроки реализации этой стратегии.
Важнейшим компонентом любой государственной идеологии является государственная символика страны, система государственных праздников и памятных дат. С приходом к власти А. Лукашенко она претерпела кардинальные изменения. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет Беларуси принял решение о восстановлении в Беларуси герба и флага Великого княжества Литовского, использовавшихся также в качестве символов Белорусской Народной Республики. В 1995 г. по итогам референдума в Беларуси был установлен новый государственный флаг, представляющий собой флаг Белорусской ССР без серпа и молота, и государственный герб, созданный на основе герба БССР, из которого также были изъяты серп и молот и добавлены контуры границ Беларуси в лучах солнца24. Текст гимна Беларуси, утвержденный в 2002 г., представляет
собой переработанный текст гимна Белорусской ССР при сохранении прежней мелодии25. Прежняя символика стала использоваться оппозиционными движениями, прежде всего Белорусским народным фронтом. Таким образом, и в символике правящая элита подчеркивает, что первым белорусским государством была не БНР и не Великое княжество Литовское, а Белорусская ССР, правопреемницей которой и является современная Беларусь.
Государственные праздники и памятные даты в Беларуси, в отличие от других стран СНГ, устанавливаются не Трудовым кодексом, а Указом президента26. В соответствии с Указом праздничными нерабочими днями объявлены Новый год (1 января); православное и католическое Рождество (7 января и 25 декабря), День женщин (8 марта), Радуница, Праздник труда (1 мая), День Победы (9 мая), День Независимости (3 июля), День Октябрьской революции (7 ноября). Таким образом, к традиционным советским добавлено несколько религиозных праздников и праздник Дня независимости республики. В праздновании Дня независимости, как и в символике, смещены смысловые акценты: прежде он отмечался 27 июля, в день принятия Декларации о суверенитете Белоруссии в 1991 г. Независимость, таким образом, понималась как независимость республики от СССР. С 1996 г. День независимости отмечается 3 июля, в день освобождения Минска от немецко-фашистских войск в 1944 г.27 Тем самым президент вновь переносит основания своей легитимности с событий, связанных с обретением независимости Беларуси от СССР, на события времен Великой Отечественной войны, подчеркивая преемственность с Белорусской ССР.
В этом же контексте следует рассматривать переименования двух важнейших проспектов Минска: проспекта Франциска Ско-рины - в проспект Независимости, и проспекта Машерова -в проспект Победителей. Тем самым символически независимость увязывается исключительно с победой в Великой Отечественной
войне28.
Обратим внимание на то, что эти переименования были произведены Указом президента29, хотя в соответствии с законом президент «присваивает названия (переименовывает) областям, районам, городам областного подчинения и их районам, а также районам города Минска», а переименование улиц относится к компетенции местных Советов депутатов30. Примечательно, что право переименования областей, городов и районов в Беларуси также принадлежит не парламенту, как в большинстве государств СНГ, а исключительно президенту.
Из проведенного анализа видно, что официальная идеология белорусского государства построена на отрицании тех идеалов и
ценностей, которые транслировала правящая элита Беларуси в 1991-1994 гг., с целью окончательно вытеснить их в маргинальную оппозиционную среду.
Официальная идеология предельно четко формирует новую модель национальной государственности (или новый миф о государственности), полностью отрицающую прежнюю, и закрепляет официальный политический дискурс. Уникальность белорусской идеологии заключается в том, что Беларусь является единственным постсоветским государством, официально датирующим начало своей государственности учреждением государственности советской. По официальной версии, первым белорусским государством считается не БНР, а Белорусская ССР; вхождение в состав Российской империи оценивается как исключительно положительное явление; независимость берет начало не в 1991 г., а в 1944 г., государственная символика прочно связана с советским прошлым, стратегической целью развития страны объявлен переход к информационному обществу, но только в союзе с Россией. Тем самым реализуется прагматическая (оправдывающая) функция идеологии как инструмента легитимации правящей элиты. С другой стороны, идеологией неявно создается образ оппозиции: это те силы, которые ведут начало государственности Беларуси от БНР, негативно оценивают русификацию, выступают за возвращение символики БНР, стремятся к вхождению Беларуси в Европейский союз за счет разрыва с Россией и т. д. Здесь отчетливо проявляется мобилизующая функция идеологии, выражающаяся в побуждении граждан к определенным действиям, в частности голосованию на выборах и референдумах.
В целом идеология белорусского государства направлена на формирование причудливого сплава советской и национальной белорусской идентичностей с преобладанием первого компонента. Очевидно, что правящая элита во главе с президентом умело использовала ностальгию большинства граждан по советскому прошлому и их неприятие политического курса начала 1990-х годов, направленного на радикальный разрыв с этим прошлым на всех уровнях. Акцент на советских, а не национальных ценностях служит дополнительным инструментом борьбы правящей элиты с оппозицией, которая в официальной идеологии представляется не обычной политической оппозицией, могущей сменить правящую элиту, а оппозицией антигосударственной, нацеленной на разрушение всех государственных ценностей и в итоге на утрату самобытности и независимости Беларуси.
При внимательном анализе становится понятно, что идеологические основания легитимности политического режима Беларуси
тесно переплетены с персональной легитимностью. Субъектом формирования и внедрения новой идеологии является лично президент Лукашенко, он же устанавливает государственные праздники, переименовывает улицы и города, определяет акценты и направления распространения идеологии. Очень важно, что субъектом формирования идеологии не является (даже формально) политическая партия (необходимый элемент формирования легитимности на структурном уровне). Очевидно, что у президента, сохраняющего апартийный режим, нет планов по ее созданию, а оппозиционные партии вытеснены в маргинальную сферу. Все это содержит в себе серьезные потенциальные угрозы для стабильности политического режима: преобладание персональной легитимности над идеологической и структурной, даже в условиях формирования и трансляции официальной идеологии, ставит легитимность и стабильность политического режима в зависимость даже не от одного политического института, а от одной личности - личности первого Президента Беларуси А. Лукашенко, поскольку именно он является главным субъектом и фактором формирования идеологии белорусского государства. Проблема заключается и в том, в какой степени транслируемые государством ценности смогут повлиять на формирование новой белорусской идентичности, породить новую совместность белорусского общества на основе «воспоминаний о прошлом» и создать новую политическую нацию как основание для долгосрочной политической стабильности.
Примечания
См.: Easton D. A systems analysis of political life. N.Y., 1967.
О структуре национальных мифологий молодых государств и связанных с ней проблемах см.: Levinger M, Lytle R.F. Myth and mobilisation: the triadic structure of nationalist rhetoric // Nations and nationalism. 2001. Vol. 7. P. 104-119. См.: Доклад Президента Республики Беларусь на семинаре руководящих работников по идеологической работе 27 марта 2003 г. // Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. URL: http://www.president.gov.by/ press29213.html
См.: Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь» от 20 февраля 2004 г. № 111 // Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь URL: http://www.president.gov.by/press15325.html
См.: Доклад Президента Республики Беларусь на семинаре руководящих работников по идеологической работе 27 марта 2003 г. // Официальный интернет-
3
4
5
портал Президента Республики Беларусь. URL: http://www.president.gov.by/ press29213.html
6 Мельник В.А. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие. Минск, 2010. С. 149.
7 Там же. С. 150.
8 Там же. С. 156.
9 Там же. С. 157.
10 Там же. С. 159.
11 Там же. С. 162.
12 См.: Нарысы псторьп Беларуси У 2 ч. Мшск, 1995. Ч. 2. С. 104-106.
13 См.: Мельник В.А. Указ. соч. С. 163.
14 Там же. С. 163.
15 Там же. С. 164.
16 Там же. С. 169.
17 См., например: Праграма Партьп БНФ: прынятая VIII-м Зьездам Грамадзка-га аб'яднаньня БНФ «Адраджэньне», ухваленая VI-м Зьездам Партып БНФ 1 сьнежня 2002 г. // Партыя абароны народных штарэсау - Партия БНФ: официальный сайт. URL: http://narodny.org/bnf/partyja/prahramabnf/86.shtml.
18 См.: Мельник В.А. Указ. соч. С. 187-210.
19 См.: Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (в действующей редакции) // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/ webnpa/text.asp? RN=V19201914; Грузьдзыовт А. Почему подполковник Лукашенко носит маршальскую форму? // Хартия'97 - Новости Беларуси. URL: http://www.charter97.org/rus/news/2004/ 07/07/luka
20 См.: Мельник В.А. Указ. соч. С. 221.
21 Там же. С. 221.
22 Там же. С. 279.
23 Там же. С. 291.
24 См.: Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-3 «О государственных символах Республики Беларусь» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/webnpa/text. asp?RN=H10400301
25 См.: Указ Прэзщэнта РэспублЫ Беларусь ад 2 лшеня 2002 г. № 350 «Аб Дзяржауным Пмне Рэспублт Беларусь» // Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь. URL: http://www.president.gov.by/ press15629.html
26 См.: Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=P39800157
27 См.: Декрет Президента Республики Беларусь от 11 декабря 1996 г. № 1 «Об установлении государственного праздника - Дня Независимости Республики
Беларусь» // Сборник действующих нормативно-правовых актов Президента Республики Беларусь: 1994-2000. Минск, 2001. С. 52.
28 Заметим, что в Минске сохранен весь традиционный советский набор наименований улиц: проспекты Ленина, Дзержинского, Свердлова, улицы Клары Цеткин, Розы Люксембург, Карла Либкнехта, Фрунзе, Чапаева и др.
29 С формулировкой «В ознаменование 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне». См.: Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2005 г. № 216 «О переименовании некоторых проспектов и улиц в г. Минске» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/webnpa/ text.asp?RN=P30500216
30 См.: Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 154-З «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/webnpa/ text.asp?RN=H19800154