УДК 321.01
В.А. ЕВСТАФЬЕВ, ст. преподаватель
кафедры гуманитарных наук, философии и права E-mail: evstval@tut.by Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
Статья поступила 15 октября 2015г.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В УНИВЕРСИТЕТЕ: АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ
Предметом анализа стали наиболее существенные, на взгляд автора, проблемные аспекты в преподавании идеологической дисциплины в университете и возможные пути их разрешения.
Ключевые слова: Идеология белорусского государства, идеологическая деятельность, идеологическая работа с молодежью, информационное пространство, национальное самосознание, политические ценности молодежи.
Введение. Обретение Республикой Беларусь государственного суверенитета выдвинуло в число актуальных задач политического процесса необходимость решения проблемы самостоятельной организации устойчивого функционирования всех общественных подсистем.
Необходимым условием формирования и реализации курса на преодоление кризисных явлений в социально-экономической и политической сферах выступило переопределение высших смыслов общенационального бытия белорусов и закрепление их содержания в политико-правовых формах и механизмах политических отношений в обществе.
По мнению известного белорусского политолога В. А. Мельника, обществу потребовался адекватный ответ на вопросы о названии и символике собственного государства, о принципах взаимоотношений между личностью, обществом и государством, о ценностях, которые могли бы быть положены в основу организации всех сфер жизни белорусского общества. На политическую повестку дня периода становления новой государственности были поставлены задачи поиска оптимальных
с позиций реализации интересов белорусского народа институциональных форм государственного управления, а также формирования национальных внешнеполитических приоритетов [1, с. 3].
В условиях системной трансформации важным условием достижения процветания страны становится наличие единых общественно-политических идеалов, базирующихся на религии и морали, исторических и этических традициях, чувстве национальной гордости, уважительном отношении к государству и индивиду. Фундаментом сильного и стабильного государства выступает сплоченное общество, опирающееся на свои духовные основы и вековые традиции [2, с. 3].
Задача возвращения идеологической деятельности статуса основного направления внутренней политики государства была поставлена в докладе Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003 г. «Общество, - говорится
в докладе, - не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам» [3].
Одной из важнейших предпосылок восстановления системы идеологической работы выступает необходимость повышения эффективности воспитательной работы с белорусской молодежью в условиях глобализаци-онных процессов.
Формирование суверенной Беларуси совпало по времени с переходом процессов глобализации в состояние, когда их признаки начали проявляться во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе в молодежной политике государства. Одним из наиболее существенных признаков этих процессов стало появление и распространение в информационном пространстве страны информационных потоков, сконструированных за ее пределами. Значительная часть содержания этих потоков формируется в контексте системного информационно-
психологического противоборства и направлена на создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к культурному наследию противника, манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп населения страны [4, с. 40.].
Содержание информационного контента, попадающего на территорию страны извне имеет унифицирующую т.н. «общечеловеческую» природу и направлено на нивелирование самобытных этнокультурных кодов в сознании молодежи. Содержание импортируемых информационных продуктов отрицает любое смыслополагание, кроме ничем не сдерживаемого потребления. С помощью современных медийных ресурсов зачастую пропагандируются ценности и поведенческие установки, несовместимые с решением задач воспитания национального самосознания молодежи. Бездушие, цинизм, насилие, жестокость, убийства постоянно присутствуют на экранах телевидения. Массовое сознание молодежи фактически превратилось в поле нарастающей борьбы за влияние на него, в ходе которой традиционным воспитательным институтам - семье, учебным заведениям и трудовым коллективам - противостоят зарубежные и отдельные отечественные СМИ [5, с. 120].
Эти обстоятельства в значительной степени стимулировали изменения в подходах к идеологической работе, активизировали поиск ее новых форм и методов проведения, а также разработку мер по совершенствованию всей системы ее организации в стране. Одной из значимых составляющих в перечне мер, направленных на решение задач по систематизации идеологической работы с молодежью, стало включение в учебные планы высших учебных заведений дисциплины «Основы идеологии белорусского государства».
Основная часть. Начало преподаванию данной дисциплины в рамках вузовского образования было положено в 2003/2004 учебном году. За прошедший период данная учебная дисциплина получила глубокое и всестороннее учебно-методическое обеспечение и приобрела решающее значение в работе по гражданско-патриотическому воспитанию студентов среди учебных курсов социально-гуманитарной направленности, преподаваемых в вузах. Нормативным и методическим основанием организации процесса преподавания дисциплины, определяющим его содержание, а также основные цели и задачи, является подготовленная и утвержденная Министерством образования Республики Беларусь учебная программа построенного по модульному принципу учебного курса «Политология», в рамках которого предмет «Основы идеологии белорусского государства» является одним из двух составляющих.
Учебный материал дисциплин структурирован по четырем модулям: «Международные политические отношения и внешняя политика государств», «Идеология и ее роль в жизнедеятельности современного общества», «Культурно-историческая (цивилизацион-ная) составляющая идеологии белорусского государства», «Политическая, экономическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства».
Знания, получаемые студентами в процессе учебно-познавательной деятельности в рамках данной дисциплины, составляют теоретические положения, объясняющие феномены идеологии, политической идеологии и государственной идеологии, содержание базовых идей и положений, основных идейно-политических течений современности, представления о механизмах взаимодействия идеологии и власти. Студенты должны изучить истоки и предпосылки становления идеологии белорусской государственности в
их историческом и социокультурном контекстах, основное содержание идеологических процессов и направления их динамики, а также содержание важнейших положений идеологии белорусского государства;
В результате освоения дисциплины у студентов должно быть сформировано умение разбираться в сложном и противоречивом мире политических идей и идеологических концепций, способность видеть в идеологических построениях выражение политических интересов классов, социальных групп, движений и организаций и соотносить их с собственными мировоззренческими оценками. Предполагается, что успешное освоение дисциплины сделает возможным использование будущими специалистами в практической деятельности идей и понятий, посредством которых выражается идеология белорусского государства, а также оценку ими социально-политических процессов в стране и мире.
Преподавание дисциплины «Основы идеологии белорусского государства» нацелено на формирование у студентов навыков самостоятельного анализа политических программ, выделения идеологической составляющей в публикациях, докладах и выступлениях. Содержание предмета нацелено на выработку у молодых граждан страны способностей к самостоятельному ориентированию в процессах, происходящих в политической, социально-экономической и духовно-культурной сферах белорусского общества, и подготовку их к осознанному участию в общественно-политической жизни Республики Беларусь.
Содержание дисциплины выражает стремление современной белорусской элиты осуществить концептуализацию опыта, полученного обществом в ходе системной трансформации социально-политического строя на этапе постсоветского периода, а также ее намерение обозначить основные параметры духовно-информационной составляющей развития страны на обозримую историческую перспективу.
Программа курса составлена на основе положений Конституции и законов Республики Беларусь; предвыборных программ и посланий Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь; теоретических выводов и практических рекомендаций его доклада «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совер-
шенствованию» на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003 г., материалов Всебело-русских народных собраний; Концепции Национальной безопасности Республики Беларусь; Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г.
Представляется необходимым отметить, что вопросы, рассматриваемые в ходе изучения курса «Основы идеологии белорусского государства», содержательно взаимосвязаны с проблематикой таких социально-гуманитарных дисциплин, как политология, философия, культурология и психология, что свидетельствует о его интегративном характере. При этом знания о содержании, характерных особенностях и динамике развития идеологических процессов могут быть использованы студентами в ходе изучения дисциплин как гуманитарного, так и прикладного характера.
Очевидно, что с введением курса «Основы идеологии белорусского государства» в перечень социально-гуманитарных дисциплин, преподаваемых в белорусских вузах, были обозначены новые подходы к формированию механизмов трансляции социально-политических ценностей и норм в рамках образовательной системы страны.
Одной из характерных черт данного подхода является выбор способов познавательных коммуникаций в рамках учебного процесса, которые предусматривают использование рационально-ориентированных учебных технологий и форм, реализуемых путем явной, открытой и публичной презентации со стороны преподавателя основных положений современного национального идеологического дискурса. Эта особенность характеризует методологию внедрения в сознание обучаемых базовых положений данной учебной дисциплины, а также указывает на открытый характер модели организации информационной и идеологической работы в общегосударственном масштабе.
Указанное свойство выделяет современный белорусский политико-идеологический процесс на фоне современных западных агитационно-пропагандистских и образовательных практик. В процессе их реализации за рубежом активно используются приемы и технологии скрытого и опосредованного влияния на сознание молодежи. Алгоритмы информационного воздействия создаются
43
путем целенаправленного конструирования и широкого использования определенных эмоционально-чувственных составляющих образов, знаков и символов, тиражируемых современными западными СМИ. В указанных медиа-ресурсах формируются, как правило, искаженные интерпретации политических событий и процессов, содержание которых отвечает корпоративным интересам транснациональных олигархических групп.
В этой связи, принимая во внимание неослабевающую актуальность сохранения дисциплины идеологической направленности в образовательном пространстве вуза, необходимо обозначить перечень проблемных составляющих, в различной степени препятствующих реализации ее основных задач.
В числе первоочередных необходимо обозначить обстоятельства, которые имеют непосредственное отношение к учебному процессу, а точнее - к логике выстраивания в его рамках последовательности преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла. Следует отметить, что преподавание дисциплины «Основы идеологии белорусского государства» ведется на первом курсе, а зачастую в первом учебном семестре.
Принимая во внимание обобщающий характер содержания идеологической дисциплины и опираясь на полученный опыт ее преподавания, становится очевидно, что основные смыслы этого курса могут быть эффективно раскрыты только при условии применения категориального аппарата, сформированного в результате синтеза базовых понятий социальной философии, политологии, социологии, права и других предметов социально-гуманитарной направленности. Например, усвоение и интерпретация понятия «государственность» предполагает знание студентами содержания таких категорий, как «нация», «народ», «государство», «право», «эффективность», «государственный институт», «суверенитет» и ряда других. При этом отметим, что значительная часть понятийного аппарата социально-гуманитарной направленности должна осваиваться сегодняшними студентами еще в рамках школьной учебной программы. Однако практика реализации принципа преемственности во взаимосвязи общеобразовательной и высшей школы показывает, что уровень усвоения и освоения данной составляющей гуманитарного знания у выпускников общеобразовательных учреждений в целом остается невысоким. Это обстоятельство, как правило, не 44
позволяет им эффективно и в полном объеме воспринимать и усваивать учебный материал идеологической дисциплины.
Решению этой проблемы в определенной степени могло бы поспособствовать выстраивание последовательности преподавания дисциплин социально-гуманитарной направленности в порядке, предполагающем продвижение от изучения общих закономерностей общественного бытия к пониманию сущностей отдельных социальных феноменов, а также их специфических черт, особенностей воспроизводства и тенденций их развития.
Полагаем, что на эффективность образовательного процесса в рамках данной учебной дисциплины в значительной степени могла бы оказать воздействие и тематическая реструктуризация установок на планирование идейно-воспитательной работы со студентами. Существенным подспорьем для полноценного усвоения студенчеством основных положений идеологической дисциплины могло бы стать расширение масштабов сопряжения актуальных вопросов идеологического учебного курса с содержанием мероприятий идейно-политической направленности.
Приходится констатировать, что в настоящее время обозначенные выше факторы не позволяют в полной мере системно и комплексно сосредоточится на творческой составляющей задач, поставленных перед данной дисциплиной. Указанные выше проблемы обуславливают высокую степень воспроизводства учебных ситуаций, предполагающих повторное освоение учебного материала общего содержания, преподававшегося студентам на предыдущих стадиях образовательного процесса.
Еще одной проблемной стороной обеспечения результативности учебного процесса по идеологической дисциплине является присутствие ее составляющей в структуре информационной среды общества. Непременным условием эффективности в рамках любого из направлений идеологической работы с населением, включая преподавание профильной дисциплины в вузах, выступает обеспечение ее содержания всеми видами информационных ресурсов, которыми на данный момент располагает государство.
Отметим, что поддержка положений идеологического курса в информационном пространстве страны производится на уровне, намного уступающем имеющимся в
системе государственного управления профильным ресурсам. Остаются в зачаточном состоянии практики по системному воспроизводству в современных медийных формах информационно-идеологического продукта, ориентированного на молодежную аудиторию. Вне целенаправленного участия государства распространяется подавляющая по объему часть информационного контента, потребляемого разными категориями молодежи: текстовая и графическая информация, музыкальные произведения, художественные и документальные фильмы, программное обеспечение, компьютерные игры.
В пространстве молодежных чатов и форумов возникла информационная среда, автономная по отношению к миру взрослых и относительно недоступная для воздействия на нее со стороны традиционных воспитательных институтов. Регулярное присутствие в этой среде значительной части молодых людей наделяется самоценным значением [6, с. 139-140]. При этом заметим, что новый тип молодежных коммуникаций развивается в условиях динамичной персонализации и миниатюризации технических носителей информации. Современные технологии позволяют молодым людям использовать для погружения в медийные потоки накопители информации, встраиваемые в мобильные телефоны, персональные проигрыватели, переносные компьютеры. Этот фактор в значительной степени предрасполагает к повышению степени автономности и изолированности молодых людей по отношению к традиционным, не опосредованным современной техникой способам социальных взаимодействий.
Оставляет вопросы недостаточно полное отсутствие в стране воспроизводства средствами массовой информации идеологического контента, целевым образом ориентированного на молодежь. Сегодня и в системе СМИ и в свободном потребительском доступе не часто можно встретить печатные издания, произведения музыкального и кино-видеоискусства, отображающие и анализирующие социально-политическое положение современной белорусской молодежи, а также состояние ее гражданской и политической субъектности. Ощущается недостаток проектов по системному и централизованному распространению в образовательном сообществе резонансных информационных материалов идеологической направленности.
Отметим, что значимым средством информационной работы с аудиторией выступают речевые коммуникации. В связи со снижением показателей уровня общей культуры публичных выступлений (как в отношении подачи материала, так и его восприятия) в настоящее время, оно существенно уступает по эффективности воздействия на сознание молодого человека ярким, привлекательным, не требующим значительного интеллектуального напряжения для восприятия образам, ежедневно воспроизводимым СМИ. При этом формирование базовых политических ценностей в сознании молодежи происходит в условиях фактического смешения в процессе восприятии символических рядов противоположного идейного содержания. С одной стороны, это знаковые множества, несущие в себе значимую идеологическую нагрузку, с другой - символические группы, по существу выражающие посредством рекламных и иных медиа-технологий узкогрупповые цели индивидуального потребления и накопительства.
Отметим, что в настоящее время информационное пространство государственной идеологии, за редким исключением, не оперирует конкретизированными образцами позитивного социального и политического поведения молодых людей. Молодежи системно не предлагаются образы их современников, обобщающие в себе комплекс конвенциональных общегражданских характеристик. В этом аспекте преподавателю профильной учебной дисциплины в рамках учебных занятий оказываются труднодоступными для использования возможности применения такого педагогического приема, как аргументация путем апелляции к определенным социальным образцам и примерам социального поведения.
К группе проблем, препятствующих реализации потенциала идеологической дисциплины, необходимо отнести зачастую недостаточный политико-субъектный уровень самой молодежи, в том числе и студенческой. Усвоение основных положений идеологии государства становится проблематичным при отсутствии повседневных социальных и политических практик, базирующихся на смыслах, заключенных в данных положениях.
Формально в республике в целом сохранено институциональное разнообразие, характеристики которого позволяют реализо-вывать в соотнесении с приоритетами соци-
45
ально-политического развития страны творческие инициативы молодых граждан, в том числе и студентов вузов. Вместе с тем постсоветский период ознаменовал собой существенное снижение организационного потенциала молодежных объединений и невысокую эффективность развивающих «инкубационных» технологий в молодежной среде со стороны политико-управленческих институтов. Очевидно, что гражданский и политический активизм, проявляющийся в основном на уровне аппарата городских и районных комитетов молодежного объединения, при низкой интенсивности взаимодействий в первичных ячейках молодежных организаций, студенческих профсоюзов, иных институциональных форм молодежного движения в вузе понижает вероятность деятельностно-го закрепления идеологем в сознании и поведении нашей молодежи.
Заключение. Таким образом, в качестве выводов необходимо отметить следующее.
1. Курс «Основы идеологии белорусского государства» после его введения в структуру учебных планов в вузах страны стал одним из основных составляющих идеологической и информационной составляющей внутренней политики государства.
2. К настоящему времени сформирован и совершенствуется учебно-методический комплекс «Основы идеологии белорусского государства», основные элементы которого позволяют системно обеспечить процесс преподавания дисциплины в вузе.
3. Фактором, снижающим эффективность данного процесса, является недостаточный уровень знаний социально-гуманитарной направленности у студентов. В перечень данных факторов необходимо включить также недостаточный уровень актуализации и ресурсного обеспечения идеологической дисциплины со стороны государственных институтов и отечественных СМИ.
4. Одним из путей оптимизации усвоения настоящей дисциплины студентами является включение их в реальные практики, предполагающие гражданское участие на первичных организационных уровнях общественных объединений в вузе.
Список литературы
1. Мельник, В.А. Основы идеологии белорусского государства: пособие / В.А. Мельник. - Минск : Выш. шк.,2009. - 416 с.
2. Паречина, С.Г. Концептуальные основы идеологии белорусского государства: методическое пособие / С.Г. Паречина. - 2-е изд., доп. - Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. - 68 с.
3. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. -Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003.
4. Макаров, В.М. Война в сфере смыслов / В.М. Макаров // Беларуская думка. - 2007. - № 12. - С. 40-47.
5. Евстафьев, В.А. Особенности политического становления молодежи в условиях трансформационных процессов / В.А. Евстафьев // Вестн. Гродненского гос. ун-та им. Я Купалы. Сер. 1, История. Философия. Политология. Социология.. - 2007. -№ 1. - С. 116-121.
6. Евстафьев, В.А. О совершенствовании технологий государственной молодежной политики / В.А.Евстафьев // Вестн. Гродненского гос. ун-т им. Я Купалы. Сер. 1, История. Философия Политология. Социология. - 2010. - № 1. - С. 136-140.
Резюме. С обретением национального суверенитета перед белорусским обществом и государством встала задача обоснования высших смыслов коллективного бытия и придания им общепонятных идеологических форм. Потребовался ответ на вопрос о способах институциональной реализации базовых потребностей и перспектив политического развития белорусского народа. Таким ответом стало формирование в обществе спектра идеологических процессов, в содержании которых нашли отражение основные аспекты реализации идеи белорусской государственности в постсоветский период.
Одной из важнейших целевых аудиторий нового идеологического дискурса стало молодое поколение белорусов, в первую очередь - студенческая молодежь. Актуальность внедрения в молодежное общественное сознание ценностей и поведенческих установок, связанных с национально-государственным строительством, предопределяется необходимостью подготовки национально мыслящей политической элиты и созданию предпосылок для включения в ближайшем будущем современной молодежи
в процессы разрешения важнейших социальных задач
Одним из основных направлений идеологической работы с молодым поколением страны стало введение в перечень дисциплин, преподаваемых в университетах, учебного курса «Основы идеологии белорусского государства». Были определены цели и задачи данной дисциплины, ее структура и содержание, а также перечень знаний, умений и навыков, формируемых у студентов в процессе преподавания.
Отличительной особенностью учебно-методической составляющей идеологического курса как формы воздействия на общественное сознание студенческой молодежи выступает явный и открытый характер публичной презентации его основных теоретических положений, исключающий приемы и технологии скрытого и опосредованного влияния на обучаемых.
Вместе с тем, более чем десятилетняя практика преподавания учебной дисциплины «Основы идеологии белорусского государства» выявила ряд проблемных аспектов в учебном процессе, сдерживающих возможности повышения ее результативности. К числу таких проблем необходимо отнести в целом невысокий общий уровень гуманитарной подготовки студентов первого курса, нарушение логики очередности преподавания дисциплин социогуманитарной направленности в рамках учебных планов специальностей, низкую степень презентации идеологической проблематики, ориентированной на молодежную аудиторию в национальном медиа-пространстве.
Abstract. With the acquisition of national dominion before the Belarusian society and the state faced a task of justification of the higher sense of collective life and giving them to generally understandable ideological forms. It required answer of a question about the methods of the institutional realization of basic needs and the prospects for the political development of Belarusian people. With such response was formation in the society of the spectrum of ideological processes, in the content of which found the main aspects of the implementation of
the idea of the Belarusian statehood in the postSoviet period.
One of the main targeted audiences of the new ideological discourse has become the young generation of Belarusians in the first place -Students Youth. The urgency of implementation in young social awareness of value and behavioral attitudes, associated with national governmental construction predetermined by the need to prepare national-minded political elite and the creation of prerequisites to be included in the nearest future of modern youth in the process of authorization the major social challenges.
One of the major focus of ideological work with the younger generation of the country has introduced in the list of disciplines, taught at the universities course "Fundamentals of the ideology of the Belarusian state." Have been identified goals and objectives of the discipline, its structure and content, as well as a list of the knowledge and skills generated by the students in the teaching process.
A distinctive feature of the teaching methods which constituents ideological course, as a form of influence on the social consciousness of young students will perform clear, and open nature of public presentation of its major theoretical positions, excluding the techniques and technology of hidden and indirect impact on the training.
At the same time, more than ten year practice teaching of the discipline "Fundamentals of ideology of the Belarusian state" identified a number of problematic aspects in the educational process, which constraining opportunities of increasing its performance. Such problems should be attributed to the whole not high general level of humanitarian training of first-year students, violation of the logic of the sequence of teaching disciplines of socio-humanitarian orientation within the framework of curricula of specialties, a low degree of presentation of ideological mainstreaming, focused on the youth audience in the national media space.
EVSTAFYEV Valentin A., Senior Lecturer
E-mail: evstval@tut.by
Polesskiy State University, Pinsk, Republic of Belarus
IMPROVING THE TEACHING BASED ON THE IDEOLOGY OF THE BELARUSIAN STATE UNIVERSITY:
AXIOLOGICAL CONTENT, STRUCTURE AND THE PROBLEM FIELD
The subject of the analysis were the most significant in the opinion of the author ofproblematic aspects in the teaching of ideological discipline at the university, and possible ways of solving them .
Keywords: the ideology of the Belarusian state, ideological activity, ideological work with youth, the information space, national identity, political values of youth.
References
1. Melnik V.A. Fundamentals of the ideology of the Belarusian state: manual. Minsk, Your. wk., 2009. 416 p.
2. Parechina S.G. Conceptual bases of Belarusian state ideology: handbook. - 2nd ed., Ext. Minsk, Academy of Public Administration under the President of the Republic of Belarus, 2005. 68 p.
3. On the status of ideological work and measures for its improvement: Proceedings of regular seminar of executives of national and local government agencies. Minsk, Acad. Administration of the President Rep. Belarus, 2003.
4. Makarov V.M. The war in meanings. Belaruskaya Dumka, 2007. № 12. S. 40-47.
5. Evstafiev V.A. Features ofpolitical formation of youth in the conditions of transformation processes . Vesnik of Yanka Kupala State University of Grodno. Series 1. History and Archaeology. Philosophy. Political Science, 2007. № 1. S. 116-121.
6. Evstafyev V.A. On improving the technology of state youth policy. Vesnik of Yanka Kupala State University of Grodno. Series 1. History and Archaeology. Philosophy. Political Science, 2010. № 1. S. 136-140.
Received 15 October 2015