ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2014. № 3
Артем Юрьевич Каратеев,
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Россия), e-mail: [email protected]
«ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА»: ПОДХОДЫ К ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Учебный курс «Основы идеологии белорусского государства» был введен в учебные программы высших учебных заведений Беларуси в 2003 г. Одной из главных задач этого курса стала политическая социализация, формирование определенной политической культуры и подготовка молодых граждан к полноценному участию в жизни страны. Анализ учебных пособий показывает, что авторы четко разделяют артикулированную государственную идеологию и государственную идеологизацию (навязывание государственной идеологии как единственно правильной).
Предметом изучения в курсе «Основы идеологии белорусского государства» выступает «идеология белорусского пути общественного развития». Дисциплина объединила социально-политическую и социально-экономическую историю Беларуси (как государства и как социума), теоретические концепции в сфере политологии, социологии и экономики и анализ современного положения страны. Успешный синтез этих элементов стал возможен благодаря привязке этих элементов к истории Беларуси и белорусского народа и опоре на идею преемственности в развитии страны.
Ключевые слова: Беларусь, государственная идеология, политическая социализация.
Artyom Yuryevich Karateev,
Candidate of historical sciences, Associate professor in the Department of History and Theory of Politics of the Faculty of Political Science at Lomonosov Moscow State University (Russia), e-mail: [email protected]
"FUNDAMENTALS OF BELARUSIAN STATE IDEOLOGY": APPROACHES TO POLITICAL SOCIALIZATION
The course "Fundamentals of Belarusian State Ideology " was introduced into the curricula of the higher educational institutions of Belarus in 2003. One of the main objectives of this introductory course was the political socialization, theformation of a particular political culture and the training of young people to participate
fully in the life of the country. An analysis of course textbooks shows that the authors clearly distinguish between articulated state ideology and state ideologization (the imposition of a state ideology as the only correct one).
The subject of study in the course "Fundamentals of Belarusian State Ideology" is "the ideology of the Belarusian path ofsocial development." This discipline combines the socio-political and socio-economic history of Belarus (as a state and as a society), theoretical concepts in the fields of political science, sociology and economics, and analysis of the current situation in the country. A successful synthesis of these elements was made possible by linking the elements to the history of Belarus and the Belarusian people and by supporting the idea of continuity in the development of the country.
Key words: Belarus, state ideology, political socialization.
Предмет «Основы идеологии белорусского государства» был введен в учебные программы высших учебных заведений Беларуси в 2003 г. Появление дисциплины с таким названием вызвало массу ироничных комментариев в средствах массовой информации. «На чем будет основываться новая идеология, пока совершенно неизвестно... Некоторые ученые анонимно высказывают опасения, что именно речи президента станут основой нового предмета»1. Эти высказывания понятны: в России на государственную идеологию смотрели тогда как на отживший свое элемент.
Против ожиданий «Основы идеологии.» не стали сборником цитат А. Лукашенко. Имя белорусского президента упоминается в учебниках и учебных пособиях редко. За прошедшие годы курс сложился в довольно стройную систему, хотя сами его разработчики не перестают подчеркивать, что «поиск модели преподавания» еще продолжается2. С самого начала «Основы идеологии.» предназначались для изучения на первых курсах всех специальностей. На предмет отводилось 24 часа (16 часов лекций и 8 часов семинаров)3. В настоящее время по причине перехода части специальностей на четырехлетние программы обучения наблюдается объединение «Основ идеологии.» и курса «Политология» в единый модуль с фактическим сокращением часов, отводимых на «Основы.».
Заявленная цель курса — «усвоение студентами в систематизированном виде основного содержания идеологии современного
1 Roser T. Lukaschenko setzt "Ideologen" auf sein Volk an // Frankfurter Rundschau. 2003. 21 Aug. Цит. по: Александр Лукашенко вводит обязательную пропаганду на предприятиях и в вузах // NEWSru.com. 2003. 21 авг. URL: http://www.newsru.com/ world/21aug2003/lukashenko.html
2 Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: Курс интенсивной подготовки. Минск: Тетралит, 2013. С. 4.
3 Приказ № 160-0Д от 25.06.2003 г. о введении специального зачетного курса «Основы идеологии белорусского государств» в Белорусском государственном университете. URL: http://www.bsu.by/Cache/Page/52573.pdf
белорусского государства, необходимого для осознанного участия в общественно-политической жизни страны в качестве ее полноправных граждан»4.
Основным, на наш взгляд, достоинством курса является успешное сочетание рассмотрения трех составляющих: истории, теоретических концепций и современного положения. Кроме того, авторы «Основ идеологии...» преодолели важную черту постперестроечного академического сознания — боязнь идеологизированности и самого слова «идеология». Отказ от «идеологии» в постсоветском образовании был естественной реакцией на излишнюю идеологизи-рованность образования в советское время, с окончанием которого маятник качнулся в другую сторону — к попыткам искоренить в учебных заведениях всякую идеологию и преподносить знания учащимся максимально объективно и полно, без идеологических купюр. Одновременно высшие учебные заведения, особенно с учетом курса на коммерциализацию образовательных услуг, поставили своей целью исключительно передачу знаний, а воспитание стало рассматриваться в качестве лишнего элемента, который возлагался в лучшем случае на плечи школы или вовсе оказывался в зоне ответственности семьи.
При этом формальный отказ от идеологии в стенах школ и вузов не привел (да и не мог привести) к тому, что в учебных заведениях перестали транслироваться учащимся те или иные ценности и та или иная идеология. И если преподаватели и старались придерживаться линии «деидеологизации», «объективной» подачи информации, то окружающая действительность с избытком прививала студентам и школьникам новые ценностные ориентации. По выражению известного поэта: «Там, где сияла раньше "Слава // КПСС", там "Coca-cola"».
Учебники по «Основам идеологии белорусского государства» не обходят стороной эту ситуацию, как и вообще историю термина «идеология». Так, в курсе Я.С. Яскевич рассматриваются как позиции тех, кто признавал идеологию «необходимым элементом консолидации общества» (начиная с А.Д. де Траси), так и их противников, объявлявших ее «надуманным, искусственным и даже вредным духовным образованием, от которого человечество должно избавиться» (Э. Дюркгейм, Р. Арон, Д. Гэлбрейт и др.)5. Подробно разбираются причины, снова, в начале XXI в., введшие это понятие в обиход. Стоит отметить, авторы четко разделяют ситуацию наличия в государстве артикулированной идеологии, «консолидирующей государственно-национальной идеи» (что рассматривается как благо)
4 Баталко Т.И., Пашкевич Л.Ф. Основы идеологии белорусского государства. Витебск: Витебский гос. технолог. ун-т, 2009. С. 5.
5 Яскевич Я.С. Указ. соч. С. 7-13.
и ситуацию объявления этой идеологии единственно правильной. Идеологизированное государство оценивается негативно: «ибо там, где исчезает разнообразие, плюрализм мнений и подходов и утверждается единственно верная научная идеология, наступает конец демократическим началам и росткам»6.
Осознание в России в последние годы необходимости воспитания патриотизма, гражданственности естественно поставило вопрос об идейной базе, которая должна быть связана с этими понятиями. Ведь можно быть и патриотом-монархистом и патриотом-сталинистом. В этом отношении опыт Белоруссии интересен отказом от поиска простой идеологической формулы наподобие «Православие. Самодержавие. Народность» или «Заветам Ленина верны». Само появление учебного курса «Основы идеологии белорусского государства» и пособий по нему говорит само за себя: идеология современного государства несводима к простой короткой формуле. Идеология требует глубокого изучения и понимания и должна быть понятна и близка различным группам населения, отвечая их запросам.
Предметом изучения в «Основах идеологии.» выступает «идеология белорусского пути общественного развития». Задачи курса включают в себя:
- представление государства и государственности в качестве главных объектов осмысления;
- определение возможностей государства и общества в деле обеспечения прав и свобод личности, интересов человека;
- выяснение исторических реалий, традиций, легших в основу становления и развития белорусской государственности, исследование исторического прошлого белорусского народа;
- обозначение путей, форм и методов развития белорусского государства и общества сегодня и в будущем;
- анализ экономического развития республики, выделение существующих проблем и сложностей в протекании экономических процессов в современной Беларуси;
- характеристика политической системы Республики Беларусь и ее политических институтов; исследование процесса государственного управления и его демократизации;
- обозначение основных приоритетов внешнеполитической деятельности Республики Беларусь;
- определение места идеологии белорусского государства в системе духовных и национальных ценностей белорусов, формировании национального самосознания народа.7
6 Там же. С. 43.
7 Вонсович Л.В. Основы идеологии белорусского государства. Минск: Тетра-Системс, 2010. С. 6-7.
Рассмотрение всех этих вопросов подразумевает обращение к их истории и связанным с ними теоретическим концепциям и моделям. История дает понимание причин современного положения и его национальной специфики, а концепции и модели обозначают возможные альтернативы и научно обосновывают реализацию одной из них. Таким образом, основу курса составляют знания по политологии, социологии, правоведению, экономике, истории, культурологии и другим дисциплинам.
Сама идеология определяется как «совокупность взглядов, идей и представлений, отражающих в систематизированной форме отношение людей, социальных групп, общностей к окружающему миру и друг другу и описывающих принципы функционирования, пути развития, проблемы и конфликты общества, в котором они существуют»8. Основными компонентами идеологии в горизонтальном разрезе выступают «философско-мировоззренческие идеи, политические концепции и доктрины, взгляды и представления экономического характера, правовые теории и нормы, эстетические идеалы, нравственные ценности»9. В другом издании в определении идеологии подчеркивается ее интеграционная роль: идеология трактуется как «социально значимая и теоретически оформленная система идей, в которой отражаются глубинные интересы соответствующих социальных групп и слоев и которая призвана закрепить или изменить общественные отношения»10. Нередко можно встретить понимание идеологии как промежуточной формы знания, выступающей посредником «между научно-теоретическим и естественно-обыденным взглядом на мир»11.
Государственная идеология рассматривается в качестве одного из вариантов бытования идеологии. Она определяется как «совокупность взглядов, идей, представлений о прошлом, настоящем и будущем государства. Она обосновывает избранный государством путь развития»12. Идеология должна строиться на основе научного анализа исторического пути развития государства, а не только целей, ориентированных на будущее. Неоднократно подчеркивается, что идеология — непременный признак любого государства, так как оно всегда является носителем определенной системы взглядов и идей, даже если последние не артикулированы и не нашли формального отражения. Разрушение, кризис идеологии, — утверждается со ссылкой на П. Сорокина, — приводит к глубоким кризисным явлениям в обществе и государстве, что можно видеть на примере
8 Там же. С. 12.
9 Там же. С. 15—16.
10 ЯскевичЯ.С. Указ. соч. С. 5.
11 Там же. С. 276.
12 Вонсович Л.В. Указ. соч. С. 18.
распада Советского Союза. Такой же пагубной является попытка привить населению идеологию, привнесенную извне и лишенную каких-либо прочных исторических корней в данном государстве. В то же время и «возрождение социума начинается с обновления и очищения общественных идеалов, утверждения новых приоритетов и ориентиров, новой системы ценностей»13.
Идеология государства включает четыре основные составляющие:
- культурно-историческую (происхождение и формирование данного государства и проживающего на ее территории народа (народов); место и роль народа в мировом историческом процессе);
- политическую (особенности политических институтов государства; сущность политической системы государства; характеристика социально-политического строя и т.д.);
- экономическую (принципы развития экономической системы; виды собственности и формы хозяйствования; представление о справедливости в сфере распределения национального богатства);
- социогуманитарную (отношения общества и человека; приоритеты государственной политики в области реализации прав и свобод гражданина; ответственность государства за создание условий для нормального развития индивида и ответственность граждан за исполнение возложенных на них обществом обязанностей)14.
Таким образом, создание целостного представления об идеологии предусматривает изучение:
- основных на сегодняшний день социально-политических концепций: либерализма и неолиберализма, консерватизма и неоконсерватизма, социализма и его разновидностей, социал-демократизма, фашизма и национализма;
- основных политических режимов: демократии, авторитаризма и тоталитаризма;
- понятий правового государства, социального государства и государственного суверенитета;
- современной системы прав и свобод человека;
- основных социальных и политических институтов и их функций;
- системы государственной власти;
- понятия политического процесса;
- концепции политического риска и подходов к его оценке;
- понятия мировоззрения и его структурных компонентов: знаний, идеалов, ценностей, оценок и т.д.;
- политической культуры, ее составляющих, функций и видов;
13 ЯскевичЯ.С. Указ. соч. С. 13.
14 Мельник В.А. Государственная идеология. Понятие, элементы, функции. Минск: Тесей, 2002. С. 51-52.
- методов формирования политической культуры и мировоззренческих ориентиров и участия в этом процессе различных социальных и политических институтов;
- истории становления белорусской государственности и белорусов как самостоятельной этнической общности;
- традиционных ценностей и национальных черт белорусского народа, его культуры;
- приоритетных социально-политических идей, доминирующих в сознании современных белорусов;
- современной политической системы Белоруссии; партийной системы; избирательной системы; деятельности общественных объединений и профсоюзов; конституции страны;
- экономической модели страны и ее количественных показателей (включая рассмотрение роли частного предпринимательства, средств государственного регулирования и основ денежно-кредитной политики);
- социальной политики, в том числе в отношении молодежи, а также механизмов ее реализации;
- отношения государства к религии (в том числе к нетрадиционным течениям);
- внешней политики и ее приоритетных направлений;
- перспектив развития политических институтов, форм культуры и политического сознания в рамках перехода к информационному обществу;
- способов трансляции идеологии и воздействия на массовое сознание; политики государства в идеологической сфере.
Полнота изложения каждого из этих пунктов варьируется от учебника к учебнику. Общим же является то, что при их рассмотрении информация дается не только о тех идеях и ценностях, которые постулируются в качестве основ идеологии белорусского государства: раскрывается широта имеющихся в теории и встречавшихся в истории точек зрения. Те же принципы, которые лежат в основе идеологии Республики Беларусь, конкретизируются и сопровождаются примерами, иллюстрирующими, как та или иная теоретическая концепция реализуется в законодательстве и на практике. В результате учащийся получает достаточно сведений, чтобы составить представление о государственной идеологии и ее альтернативах, понять причины (в том числе связанные с особенностями политической истории) формирования в своей стране именно такой идеологии, а не какой-либо иной. Рассмотрение же альтернатив и их обсуждение должны исключать однобокость изложения и снимать обвинения в том, что курс является исключительно инструментом пропрезидентской политической пропаганды. Не стоит говорить, что такой подход требует ясности изложения, убедительности, аргументации,
историзма, четкого указания на имеющиеся проблемы и отказа от жонглирования расхожими газетными штампами, лишенными зачастую внутреннего смысла.
Указывается, в частности, что для политической культуры белорусов свойственен патернализм. Убеждение, что государство должно заботиться и опекать своих граждан, возникло под влиянием ряда факторов, включая, например, особенности взаимоотношений народа и власти в советский и досоветский периоды, а также имевшее место в советское время подавление экономической активности населения15. Другим фактором является то, что на протяжении ряда веков доминирующим способом жизнедеятельности белорусов был принцип коллективизма. Изначально он проявился в форме громады — сельской (соседской общины), важнейшей функцией которой являлось регулирование землепользования, организация труда, жизни и быта крестьян. Члены общины подчинялись решениям, принятым сельским сходом или общинным судом, которые нередко подавляли личную инициативу. С другой стороны, громада не только подавляла, но и защищала интересы крестьянина перед государством, помещиками, другими общинами.16 В результате складывалось представление о власти как о силе, проявляющей как жесткость, так и заботу. А с учетом, что соседская община состояла, по сути, почти полностью из близких и дальних родственников, власть громады получала еще и характер семейных отношений, который присущ патернализму.
Рассмотрение основных социально-политических концепций завершается анализом того, насколько каждая из них присуща сегодняшнему дню страны и как отражена в мировоззрении и традициях населения. Например, рассказывается о попытках построить в начале 1990-х гг. белорусское государство на принципах крайнего национализма; указывается на сохранение в обществе таких элементов коммунистической идеологии, как коллективизм, патриотизм, интернационализм, стремление к социальной справедливости, забота о ближнем, заслуживающих поддержки и укрепления. Уделено внимание консерватизму, проявляющемуся в уважительном отношении к государству и власти, памяти о своем прошлом и своих предках, традиционализме. Не чужды белорусам, как утверждается, и идеи либерализма — развитие свободной личности, соблюдение демократических прав и свобод, разделение властей, верховенство закона17.
Неоднократно в материалах курса проводится мысль, что принципы и идеи, по которым живут люди, прорастают изнутри,
15 Вонсович Л.В. Указ. соч. С. 74.
16 Там же. С. 74, 167.
17 Там же. С. 42-44.
из толщи народа и коренятся на традиционных для данного народа ценностях. Поэтому нет смысла копировать чужие установки и ценности, выросшие в иных условиях и имеющие мало шансов прижиться в чуждой им среде. В качестве малоприемлемых для Беларуси указываются идеи национализма, индивидуализма, идеи об иерархичности человеческого общества, о социальном неравенстве, о возможности эксплуатации и угнетения людей, о наживе как главном смысле человеческой жизни.
Реалистичность и прагматичность являются одними из ключевых принципов подачи информации — социально-политические концепции, как было показано выше, анализируются не с позиций общих представлений о добре и справедливости, а с учетом конкретной культурной, исторической ситуации. Это оправданно ввиду признания относительности и конвенциальности социально-политического знания — учет этого факта на страницах учебников призван снижать максимализм оценок, присущий учащимся, и ориентировать их на поиск взвешенных подходов к социально-политической действительности, на развитие способности отталкиваться в своих суждениях от реальности, известных исторических фактов.
Важная особенность курса состоит в том, что он не только должен дать представление учащимся о теоретических категориях, но и научить «анализировать общественно-политические и социально-экономические процессы в стране и за ее пределами»18, практически применять знания при рассмотрении реальных примеров из истории и сегодняшней жизни. Провозглашая такой подход, вполне правомерно ожидать повышения политической культуры учащихся, гражданской компетентности и ответственности.
Заслуживает внимания и тон учебников и учебных пособий по «Основам идеологии...»: авторы избегают бездоказательного навязывания мнений, пренебрежительного отношения к тем или иным событиям или теоретическим концепциям. Повествование ведется во взвешенной доброжелательной манере, скрывающей точку зрения автора, но при этом не создающей ощущения заигрывания с читателем и недоговоренности. Главное — ознакомить учащегося с информацией, привести сведения о существующих оценках этой информации, дать представление о концепциях, их удачных и неудачных сторонах, показать реализацию этих концепций в законодательстве Беларуси, международном законодательстве и на практике.
«Основы идеологии.» являются в некоторой степени аналогом российской школьной учебной дисциплины «Обществознание». Несмотря на общность глобальных целей — социализацию учащихся, адаптацию их к сложным реалиям общественной и политической
18 Там же. С. 7.
жизни,—у этих дисциплин есть существенные отличия. Во-первых, белорусские авторы предлагают к изучению не только краткие теоретические сведения из различных общественных наук, а излагают их применительно к сегодняшнему дню и задачам своего государства, показывают их реализацию в законодательстве и повседневной жизни. Определения, концепции и модели получают конкретное наполнение и привязку к действительности. «Основы идеологии.» позиционируются в большей степени как прикладной курс в отличие от «Обществознания». Во-вторых, «Основы идеологии.» серьезное внимание уделяют истории социально-политических учений и истории Беларуси. Значительная часть курса посвящена этногенезу белорусского народа и складыванию белорусской государственности, влиянию этих процессов на современные традиции общественной и политической жизни.
В целом материалы курса не оставляют впечатления инструмента пропаганды, скорее, их можно охарактеризовать как инструмент разъяснения политики Республики Беларусь на современном этапе, опирающегося на теоретические положения и предшествующий опыт их реализации. Представляется, что методика изложения материала в рамках «Основ идеологии белорусского государства», основанная на изучении различных социально-политических концепций в тесной связи с действительностью и историей развития идей и общества, демонстрирует удачный подход в приобщении учащихся к тем знаниям и ценностям, которые являются залогом их успешной социализации.
ЛИТЕРАТУРА
Баталко Т.И., Пашкевич Л.Ф. Основы идеологии белорусского государства. Витебск: Витебский гос. технолог. ун-т, 2009.
Вонсович Л.В. Основы идеологии белорусского государства. Минск: ТетраСистемс, 2010.
Мельник В.А. Государственная идеология. Понятие, элементы, функции. Минск: Тесей, 2002.
Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: Курс интенсивной подготовки. Минск: Тетралит, 2013.
REFERENCES
Batalko T.I., Pashkevich L.F. Osnovy ideologii belorusskogo gosudarstva. Vitebsk: Vitebskii gos. tekhnolog. un-t, 2009.
Vonsovich L.V. Osnovy ideologii belorusskogo gosudarstva. Minsk: TetraSistems, 2010.
Mel'nik V.A. Gosudarstvennaya ideologiya. Ponyatie, elementy, funktsii. Minsk: Tesei, 2002.
Yaskevich Ya.S. Osnovy ideologii belorusskogo gosudarstva: Kurs intensivnoi podgotovki. Minsk: Tetralit, 2013.