Научная статья на тему 'Совершенствование системы выбора приоритетных инвестиционных проектов в условиях экономической диверсификации в нефтегазовых регионах'

Совершенствование системы выбора приоритетных инвестиционных проектов в условиях экономической диверсификации в нефтегазовых регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЫБОР ПРИОРИТЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Роменский Олег Васильевич

Цели и задачи: Основной целью статьи является рассмотрение вопросов оптимизации действующих правовых основ, определяющих условия и источники реализации государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионах Российской Федерации в условиях их экономической диверсификации. На примере Ханты-Мансийского автономного округа (Югра) и ряда других регионов страны в ходе анализа аспектов правового регулирования и сложившейся практики их реализации автором обоснованы предложения по расширению законодательной базы субъектов РФ в части формулировки приоритетных инвестиционных проектов на уровне региона, уточнению критериев их выбора. Методология. Методологический базис исследования основывается на применении системного, равновесного подхода, а также общенаучных методов синтеза, аналогии, проблематизации, причинно-следственного анализа, интерпретации, а также специальных методов экономической науки: позитивного и нормативного анализ, функционального анализа, верификации, способствующих комплексному изучению поставленной проблемы и оптимизации ее текущего состояния. Теоретический базис исследования в части рассмотрения роли инвестиционных вложений для стимулирования развития экономики регионов и разработке государственных территориальных программ основан на содержании общеизвестных экономических теорий (прежде всего, кейнсианских). Выводы и результаты. Автором систематизированы и обоснованы (с позиции федерального и регионального масштаба) основные принципы выбора инвестиционных проектов с целью их включения в Перечень приоритетных проектов на законодательном уровне. Определены основные факторы оптимизации условий формирования перечней приоритетных инвестиционных проектов на различных уровнях (федеральный уровень, уровень федерального округа, уровень субъекта федерации). В целях совершенствования законодательной базы автором рекомендовано применять уточнения приоритетных инвестиционных проектов по уровню, расширить законодательную базу субъектов РФ в части формулировки приоритетного инвестиционного проекта на уровне региона критериями их выбора, то есть условиями включения в перечень уровня соответствующего субъекта. При этом необходимо увязать критерии с целями, задачами стратегического социально-экономического развития регионов. Практическое значение и возможности последующего использования результатов научной работы. Представленные автором в статье обоснования и рекомендации, перечень критериев могут быть использованы с целью оптимизации разработки правовых основ регулирования и методических основ реализации перечней приоритетных инвестиционных проектов и их господдержки на различных уровнях, прежде всего, региональном. Систематизированные автором критерии, факторы и условия выбора приоритетных инвестиционных проектов на примере Ханты-Мансийского автономного округа (Югра) могут быть апробированы в других нефтегазовых регионах страны с учетом дополнительной детализации в контексте местной экономической специфики. Социальные последствия. Эффективность реализации инвестиционных проектов исторически является одним из важнейших ресурсов, обуславливающих уровень социально-экономического развития нашей страны и возможности его повышения, в связи с чем вопросы оптимизации инвестиционной сферы находятся в числе одних из приоритетных проблем разработки современной науки, а также ключевых направлений современной государственной политики. Оригинальность и ценность результатов исследования. Работа автора вносит вклад в разработку актуальной для современной российской экономики проблемы дифференциации наиболее значимых факторов оценки инвестиционных проектов в условиях экономической диверсификации. Уникальность исследования автора состоит в его базировании на конкретной практике деятельности российских регионов (ХМАО и др.) и анализе действующих в данной области правовых основ с применением проблемно-ориентированного анализа, что позволило сформулировать методические рекомендации, обусловленные конкретными пробелами законодательства и существующей практики выбора инвестиционных проектов как резервы дальнейшего совершенствования российского законодательство об инвестиционной деятельности и её реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Роменский Олег Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF SYSTEM OF THE CHOICE OF PRIORITY INVESTMENT PROJECTS IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC DIVERSIFICATION IN OIL AND GAS REGIONS

Background: A main objective of article is consideration of questions of optimization of the operating legal bases defining conditions and sources of realization of the state support of investment activities in regions of the Russian Federation in the conditions of economic diversification. On the example of Khanty-Mansi Autonomous Okrug (Yugra) and some other regions of the country during the analysis of aspects of legal regulation and established practices of their realization the author offers recommendations on extension of the legislative base of territorial subjects of the Russian Federation regarding the estimation of the priority investment project at the level of the region, to specification of criteria of their choice in oil and gas branch. Materials and methods. The methodological basis of a research is based on application of system, equilibrium approach and also general scientific methods of synthesis, analogy, a problematization, the cause and effect analysis, interpretation and also special methods of economic science: positive and standard analysis, the functional analysis, verification, promoting complex studying of the problem and optimization of its current state. The theoretical basis of a research regarding consideration of a role of investments for stimulation of development of economy and development of the state territorial programs is based on contents of well-known economic theories (first of all, Keynesian). Conclusions and results. The author systematized and proved (from a position of federal and regional scale) the basic principles of the choice of investment projects with the purpose of their inclusion in the List of priority projects at the legislative level. Major factors of optimization of conditions of formation of lists of priority investment projects at various levels (federal level, level of the federal district, level of the territorial subject of the federation) are defined. For improvement of the legislative base by the author it is recommended to apply specifications of priority investment projects on level, to expand the legislative base of territorial subjects of the Russian Federation regarding the wording of the priority investment project at the level of the region with criteria of their choice, that is conditions of inclusion in the list of level of an appropriate subject. At the same time it is necessary to coordinate criteria to the purposes, problems of strategic social and economic development of regions. Practical value and possibilities of the subsequent use of results of scientific work. The justifications presented by the author in article and recommendations, the list of criteria can be used for the purpose of optimization of development of legal bases of regulation and methodical bases of implementation of lists of priority investment projects and their state support at various levels, first of all, regional. The criteria systematized by the author, factors and conditions of the choice of priority investment projects on the example of Khanty-Mansi Autonomous Okrug (Yugra) can be approved in other oil and gas regions of the country taking into account additional specification in the context of local economic specifics. Social consequences. The efficiency of implementation of oil and gas projects historically is one of the major resources causing the level of social and economic development of our country and a possibility of its increase in this connection questions of optimization of this sphere are in number of one of priority problems of development of modern science and also the key directions of modern public policy. Originality and value of results of the research. Work of the author makes a contribution to development of a problem of differentiation of the most significant factors of assessment of investment projects, relevant for the modern Russian economy, in oil and gas branch in the conditions of economic diversification. The uniqueness of a research of the author consists in his basing in concrete practice of activity of Russian regions (KhMAO, etc.) and the analysis of the legal bases operating in the field with application of the problem-oriented analysis that allowed to formulate the methodical recommendations caused by concrete gaps of the legislation and the existing practice of the choice of investment projects as reserves of further improvement Russian the legislation on investment activities and its realization in oil and gas branch.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы выбора приоритетных инвестиционных проектов в условиях экономической диверсификации в нефтегазовых регионах»

2.6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫБОРА ПРИОРИТЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ В НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕГИОНАХ

Роменский Олег Васильевич, аспирант; исполнительный директор Место работы: ООО Зелдис-Фарма

Место учебы: Югорского государственного университета

romenskiyov@icloud.com

Аннотация

Цели и задачи: Основной целью статьи является рассмотрение вопросов оптимизации действующих правовых основ, определяющих условия и источники реализации государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионах Российской Федерации в условиях их экономической диверсификации. На примере Ханты-Мансийского автономного округа (Югра) и ряда других регионов страны в ходе анализа аспектов правового регулирования и сложившейся практики их реализации автором обоснованы предложения по расширению законодательной базы субъектов РФ в части формулировки приоритетных инвестиционных проектов на уровне региона, уточнению критериев их выбора. Методология. Методологический базис исследования основывается на применении системного, равновесного подхода, а также общенаучных методов синтеза, аналогии, проблематизации, причинно-следственного анализа, интерпретации, а также специальных методов экономической науки: позитивного и нормативного анализ, функционального анализа, верификации, способствующих комплексному изучению поставленной проблемы и оптимизации ее текущего состояния. Теоретический базис исследования в части рассмотрения роли инвестиционных вложений для стимулирования развития экономики регионов и разработке государственных территориальных программ основан на содержании общеизвестных экономических теорий (прежде всего, кейнсианских).

Выводы и результаты. Автором систематизированы и обоснованы (с позиции федерального и регионального масштаба) основные принципы выбора инвестиционных проектов с целью их включения в Перечень приоритетных проектов на законодательном уровне. Определены основные факторы оптимизации условий формирования перечней приоритетных инвестиционных проектов на различных уровнях (федеральный уровень, уровень федерального округа, уровень субъекта федерации). В целях совершенствования законодательной базы автором рекомендовано применять уточнения приоритетных инвестиционных проектов по уровню, расширить законодательную базу субъектов РФ в части формулировки приоритетного инвестиционного проекта на уровне региона критериями их выбора, то есть условиями включения в перечень уровня соответствующего субъекта. При этом необходимо увязать критерии с целями, задачами стратегического социально-экономического развития регионов.

Практическое значение и возможности последующего использования результатов научной работы. Представленные автором в статье обоснования и рекомендации, перечень критериев могут быть использованы с целью оптимизации разработки правовых основ регулирования и методических основ реализации перечней приоритетных инвестиционных проектов и их господдержки на различных уровнях, прежде всего, региональном. Систематизированные автором критерии, факторы и условия выбора приоритетных инвестиционных проектов на примере Ханты-Мансийского автономного округа (Югра) могут быть апробированы в других нефтегазовых регионах страны с учетом дополнительной детализации в контексте местной экономической специфики.

Социальные последствия. Эффективность реализации инвестиционных проектов исторически является одним из важнейших ресурсов, обуславливающих уровень социально-экономического развития нашей страны и возможности его повышения, в связи с чем вопросы оптимизации инвестиционной сферы находятся в числе одних из приоритетных проблем разработки современной науки, а также ключевых направлений современной государственной политики. Оригинальность и ценность результатов исследования. Работа автора вносит вклад в разработку актуальной для современной российской экономики проблемы дифференциации наиболее значимых факторов оценки инвестиционных проектов в условиях экономической диверсификации. Уникальность исследования автора состоит в его базировании на конкретной практике деятельности российских регионов (ХМАО и др.) и анализе действующих в данной области правовых основ с применением проблемно-ориентированного анализа, что позволило сформулировать методические рекомендации, обусловленные конкретными пробелами законодательства и существующей практики выбора инвестиционных проектов как резервы дальнейшего совершенствования российского законодательство об инвестиционной деятельности и её реализации.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционные проекты, экономическая диверсификация, экономическая эффективность, поддержка инвестиционной деятельности, выбор приоритетных инвестиционных проектов.

Проблемы экономики и юридической практики

IMPROVEMENT OF SYSTEM OF THE CHOICE OF PRIORITY INVESTMENT PROJECTS IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC DIVERSIFICATION IN OIL AND GAS REGIONS

Romensky Oleg V., Post-graduate student; Executive Director Work place: LLC Zeldis-Pharma Study place: Ugra state University

romenskiyov@icloud.com

Annotation

Background: A main objective of article is consideration of questions of optimization of the operating legal bases defining conditions and sources of realization of the state support of investment activities in regions of the Russian Federation in the conditions of economic diversification. On the example of Khanty-Mansi Autonomous Okrug (Yugra) and some other regions of the country during the analysis of aspects of legal regulation and established practices of their realization the author offers recommendations on extension of the legislative base of territorial subjects of the Russian Federation regarding the estimation of the priority investment project at the level of the region, to specification of criteria of their choice in oil and gas branch.

Materials and methods. The methodological basis of a research is based on application of system, equilibrium approach and also general scientific methods of synthesis, analogy, a problematization, the cause and effect analysis, interpretation and also special methods of economic science: positive and standard analysis, the functional analysis, verification, promoting complex studying of the problem and optimization of its current state. The theoretical basis of a research regarding consideration of a role of investments for stimulation of development of economy and development of the state territorial programs is based on contents of well-known economic theories (first of all, Keynesian).

Conclusions and results. The author systematized and proved (from a position of federal and regional scale) the basic principles of the choice of investment projects with the purpose of their inclusion in the List of priority projects at the legislative level. Major factors of optimization of conditions of formation of lists of priority investment projects at various levels (federal level, level of the federal district, level of the territorial subject of the federation) are defined. For improvement of the legislative base by the author it is recommended to apply specifications of priority investment projects on level, to expand the legislative base of territorial subjects of the Russian Federation regarding the wording of the priority investment project at the level of the region with criteria of their choice, that is conditions of inclusion in the list of level of an appropriate subject. At the same time it is necessary to coordinate criteria to the purposes, problems of strategic social and economic development of regions.

Practical value and possibilities of the subsequent use of results of scientific work. The justifications presented by the author in article and recommendations, the list of criteria can be used for the purpose of optimization of development of legal bases of regulation and methodical bases of implementation of lists of priority investment projects and their state support at various levels, first of all, regional. The criteria systematized by the author, factors and conditions of the choice of priority investment projects on the example of Khanty-Mansi Autonomous Okrug (Yugra) can be approved in other oil and gas regions of the country taking into account additional specification in the context of local economic specifics.

Social consequences. The efficiency of implementation of oil and gas projects historically is one of the major resources causing the level of social and economic development of our country and a possibility of its increase in this connection questions of optimization of this sphere are in number of one of priority problems of development of modern science and also the key directions of modern public policy. Originality and value of results of the research. Work of the author makes a contribution to development of a problem of differentiation of the most significant factors of assessment of investment projects, relevant for the modern Russian economy, in oil and gas branch in the conditions of economic diversification. The uniqueness of a research of the author consists in his basing in concrete practice of activity of Russian regions (KhMAO, etc.) and the analysis of the legal bases operating in the field with application of the problem-oriented analysis that allowed to formulate the methodical recommendations caused by concrete gaps of the legislation and the existing practice of the choice of investment projects as reserves of further improvement Russian the legislation on investment activities and its realization in oil and gas branch.

Keywords: investments, investment projects, economic diversification, economic efficiency, support of investment activities, choice of priority investment projects.

Утверждение о важной роли инвестиционных вложений для стимулирования развития экономики отражено в общеизвестных экономических теориях (прежде всего, кейнсианских) и принимается как само собой разумеющееся при разработке государственных территориальных программ. Однако инвестиционная деятельность для частных инвесторов сопряжена с высокими рисками, и перспективные для территорий проекты могут оказаться менее предпочтительными, по сравнению с

менее дорогостоящими и долгосрочными вложениями капитала. В связи с этим, государственная поддержка инвестиционной деятельности является в современных условиях неотъемлемым атрибутом региональной политики, выступая в числе ее приоритетных направлений, обуславливающих социально-экономическое развитие на стратегическом уровне.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.10.2014 г. № 1044 [7] и стратегиям социально-экономического развития

регионов в целях поддержания и стимулирования экономического развития государство осуществляет поддержку инвестиционных проектов, имеющих определенный статус - приоритетного инвестиционного проекта. В соответствии с положениями Программы поддержки инвестиционных проектов, которые осуществляются на базе проектного финансирования на территории РФ, утвержденными вышеотмеченным Постановлением, а также ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» [14] (далее, закон «Об инвестиционной деятельности») признание инвестиционного проекта приоритетным дает инвесторам следующие преференции:

- получение государственной субсидии;

- льготы по уплате налога на прибыль, имущество, НДС;

- льготы по уплате таможенных пошлин;

- упрощенный порядок регистрации;

- возможность приобретать активы, земельные участки на территории РФ;

- гарантии в случае национализации;

- страхование от ужесточения налогового законодательства (до окончания сроков реализации проекта).

Для того чтобы законодательство об инвестиционной деятельности было эффективным, оно должно обеспечивать интерес инвестора, создавая ему благоприятные условия, и в то же время отвечать интересам территории. Соответственно, должен учитываться баланс интересов. Помимо экономического импульса (создания рабочих мест, увеличения располагаемых доходов, роста потребления и организации новых производств) интерес территорий заключается в масштабах планируемых налоговых поступлений. В шаблоне бизнес-плана, который инвестор заполняет с целью получения государственной поддержки, содержатся графы предполагаемых налоговых поступлений. Таким образом, объем будущих налоговых платежей является одним из критериев отбора инвестиционных проектов, претендующих на государственную субсидию.

Согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ» [14] под приоритетным понимают такой «инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. руб. или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. руб., включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ...». Таким образом, в законе конкретизируется нижний предел иностранных инвестиций и необходимость включения его в перечень приоритетных. Чтобы инвестиционный проект был признан приоритетным, он должен полностью соответствовать требованиям законодательства в части объемов и источников финансирования. Перечень приоритетных проектов устанавливается Правительством РФ. Согласно ФЗ № 160 от 09.07.1999 г. [13] он формируется из тех проектов, которые способствуют развитию импортозамеще-ния, развитию технологий, а также - росту объемов выпуска. Официальными критериями при этом являются:

- перспективы рынка и потенциал импортозамещения;

- научно-техническая и технологическая составляющая проекта;

- стратегический интерес инвестора;

- производственная обоснованность реализации;

- финансово-экономическая обоснованность проекта (доходность);

- финансовая состоятельность инвестора (объем заемных средств, которые планируется привлечь должны быть сопоставимы с чистыми активами);

- схема реализации проекта (юридическая обоснованность).

В российском законодательстве сосуществуют понятия «приоритетный инвестиционный проект» на федеральном уровне, уровне федеральных округов и субъектов федерации. Они различаются целями и критериями выбора/отбора. Соответственно различаются и перечни подобных проектов. Как отмечают В. В. Артяков, В. Ф. Исламутдинов, Е. Л. Макри-денко, Е. С. Постникова, В. М. Куриков, региональное законодательство во многих примерах является более прогрессивным, чем федеральное, не только дополняя, но и заполняя его пробелы [6, 9, 10, 15].

Перечни приоритетных инвестиционных проектов также формируются на уровне субъектов федерации, однако не все регионы приводят собственные формулировки «приоритетного инвестиционного проекта» и дают четкие критерии их выбора, часто ссылаясь на соответствующий федеральный акт. Например, в Законе ХМАО - Югры от 31.03.2012 г. № ЗЗ-ОЗ [5] говорится, что «основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и Бюджетном кодексе РФ». В Постановлении Правительства ХМАО от 09.11.2012 г. № 438-п [8] также не уточняются анализируемые определения, а детализируется информация о порядке включения инвестиционных проектов в перечень приоритетных и приводится форма для составления бизнес-плана. Соответственно автономный округ, применяя термин «приоритетный», не закладывает в нее критерии и не понимает, что это понятие включает в себя.

Для эффективного действия закона требуется обеспечить соответствия между стратегическими документами региона (речь идет, в первую очередь, о «Стратегии социально-экономического развития ХМАО-Югры до 2020 г. и на период 2030 г.» [12]) и законами, регулирующими вопросы осуществления инвестиционной деятельности на том же уровне. С этой целью в региональном законодательном акте об инвестиционной деятельности необходимо четко обозначить и конкретизировать ключевые аспекты, на которые, в свою очередь, будет опираться как Стратегия социально-экономического развития региона в целом, так и инвестиционная стратегия, в частности. Тем не менее, следует ответить, что в анализируемом нами региональном законодательстве не было обнаружено каких-либо содержательных корреляций со Стратегией социально-экономического развития. Несмотря на указание того, что инвестиционный проект должен соответствовать приоритетам территориального развития, само понятие приоритетов довольно размыто. Позитивный опыт представляет собой региональное законодательство Воронежской области (Закон Воронежской области от 7.07.2006 № 67-ОЗ [1]), где указывается, что государственная поддержка оказывается инвестиционным проектам при условии их включении в стратегию социально-экономического развития. Кроме того, конкретизируются объемы инвестиционных вложений.

По законодательству приоритетные инвестиционные проекты должны быть зарегистрированы. Возникает вопрос, каким образом должны быть согласованы процедуры регистрации проекта и включения его в Перечень. Не совсем понятно, должен ли проект вначале быть признан приоритетным, а затем, когда начнется его реализация (заключены соответствующие договоры между инвесторами), то подлежит регистрации уполномоченным органом, после чего его участников наделят дополнительным объемом прав и обязанностей. В законода-

Проблемы экономики и юридической практики

тельстве (Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 ноября 2012 г. № 438-п [8]) не разъясняется, каким образом должны быть согласованы процедуры регистрации и включения проекта в перечень. Не уточняется, с какого момента инвестиционный проект может быть зарегистрирован.

В целях совершенствования регионального законодательства следует прописать в Законе ХМАО - Югры «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в ХМАО - Югре» [5] механизм осуществления инвестиционных стратегий в согласовании со Стратегией социально-экономического развития региона. Для внесения большей определенности можно посоветовать указать конкретную дату начала реализации проекта, получившего государственную поддержку. В качестве примера можно рассмотреть Закон об инвестиционной деятельности в Курской области [3], где в качестве начала реализации инвестиционного проекта указана календарная дата начала финансирования инвестиционного проекта.

Желательно, чтобы приводимый перечень источников финансирования был по возможности конкретным. Например, в том же Законе Курской области в ст. 8 прописаны источники финансирования инвестиционной деятельности: собственные ресурсы и резервы, заемные средства, привлеченные финансовые ресурсы, бюджетные средства.

Особое значение имеют критерии, по которым инвестиционный проект может претендовать на государственную поддержку. Обычно в их качестве выступают минимальный порог первоначальных инвестиций и соответствие региональным приоритетам социально-экономического развития. Можно выделить следующие практикующиеся варианты набора критериев:

а) стоимостной порог и соответствие приоритетам социально-экономического развития территории. Это наиболее распространенный критерий среди регионов, в том числе - и в ХМАО Югре;

б) территориальность и дифференцированный стоимостной порог в зависимости от отрасли реализации (например, Законы Чувашской республики, Республики Бурятия);

в) эффективность инвестиционных проектов (Закон Краснодарского края от 06.02.2008 г. № 1378-КЗ «О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» [2]).

Достаточно четко принципы выбора инвестиционных проектов с целью их включения в Перечень приоритетных прописаны в законе от 12.07.2007 г. № 71-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области» (с изменениями на 25.09.2017 г.) [4]. В этом документе к основным принципам, которые должны быть соблюдены при выборе инвестиционных проектов отнесено:

- учет приоритетов социально-экономического развития области,

- оценки социально-экономических последствий реализации проекта,

- принцип равных условий доступа к мерам государственной поддержки,

- принцип сбалансированности государственных и частных интересов.

Можно заключить, что для ХМАО Югры целесообразно прописать в законодательстве, регулирующим инвестиционную деятельность на уровне субъекта федерации, следующие методические принципы:

- учет развития приоритетных видов деятельности, основанных на специализации региона. Так, для ХМАО Югры приоритетными видами деятельности можно считать геолого-разведовательные работы,

нефтегазопереработку, добычу углеводородов и твердых полезных ископаемых, лесную и деревообрабатывающую промышленность (несмотря на популяризацию идеи о развитии несырьевого сектора, очевидно, что именно добыча сырья является международной специализацией РФ, обеспечивает экспорт, а, следовательно, и курс рубля, бюджетные доходы за счет налоговых отчислений. Поэтому речь идет не о переориентации на высокотехнологичные отрасли, а о более тщательной переработке и технологическом оснащении пресловутого сырьевого сектора);

- баланс государственных и частных интересов. Меры государственной поддержки должны быть привлекательными для инвесторов с одной стороны и способствовать социально-экономическому развитию региона с другой. Как отмечает В. Ф. Исламутдинов, частные инвесторы стремятся как можно быстрее получить прибыль от вложений, рассматривая собственные интересы обособленно от интересов региона, а потому «привлекательность долгосрочных, но важных для региона проектов должна поддерживаться государственными инструментами экономического воздействия» [15, с. 468].

- инновационность развития. Приоритет должен отдаваться технологически новым способам производственной деятельности, тем инвестиционным проектам, которые позволяют задействовать инновационный потенциал округа;

- относительный уровень экологичности планируемой деятельности. При выборе проектов в ХМАО-Югре - нефтедобывающем регионе особенно важно акцентироваться на производства, наносящие меньший вред окружающей среде по сравнению с аналогичными (например, предполагающие постройку очистных сооружений);

- рискованность инвестиционного проекта. В силу того, что государство (то есть косвенно - население) софинансирует инвестиционные проекты при выборе должен учитываться фактор риска, то есть не осуществления тех полезных социально-экономических последствий, которые были запланированы. Ни в одном региональном законодательстве, регулирующим отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, надежность инвестиционных проектов как принцип выбора для предоставления государственной поддержки не рассматривается.

В результате можно сделать заключение о том, что перечни приоритетных инвестиционных проектов формируются:

- на федеральном уровне (куда отнесены инвестиционные проекты с установленным минимальным размером иностранного капитала и инвестиционные проекты, нацеленные на импортозамещение с установленным пределом - от 1 до 20 млрд. руб. - инвестиций);

- на уровне федеральных округов (где минимальный порог инвестиций снижен до 500 млн. руб., целью инвестиционных проектов уровня федеральных округов является образование очагов экономического и социального развития, появление новых производственных и туристических кластеров);

- на уровне субъектов федерации.

Закономерно, что критерии выбора приоритетных инвестиционных проектов на данных уровнях отличаются, однако при этом каждый из уровней требует терминологического уточнения основных, ключевых понятий, регулирующих данные вопросы, прежде всего, понятия «приоритетный инвестиционный проект», а не его обобщенных, размытых характеристик или отсылок исключительно к уровню федерального законодательства, которое в настоящий момент, как отмечено в статье, также не отличается четкость дифференциации терминологии в инвестиционной сфере. Анализ и диссеминация опыта передового регионального законодательства в данном случае, по нашему мнению, представляется более перспективным механизмом оптимизации исследуемой сферы.

Подчеркнем, что представленный автором и обоснованный перечень критериев не носит исчерпывающего характера и не может рассматриваться как типовой образец, безусловно, требуя непрерывного обновления в соответствии с изменяющимися экономическими реалиями страны, а также мировой

экономики. Кроме того, периодическое уточнение данных критериальных показателей необходимо в условиях специфики каждого конкретного региона и его субъектов. Таким, образом, в целях дальнейшего совершенствования действующей в РФ в настоящее время законодательной базы рекомендуется применять уточнения приоритетных инвестиционных проектов по уровню, а также расширить законодательную базу субъектов федерации в части формулировки приоритетного инвестиционного проекта на уровне региона критериями выбора приоритетных инвестиционных проектов, то есть условиями включения их в перечень уровня соответствующего субъекта. При этом с позиции применении системного подхода необходимо четко связать критерии с целями и задачами стратегического социально-экономического развития регионов (то есть с Программами социально-экономического развития).

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 78,93%.

Список литературы:

1. Закон Воронежской области от 07.07.2006 № 67-ОЗ «О государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Воронежской области» [Электронный источник] // ФНС. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn36/about_fts/docs/4293157/

2. Закон Краснодарского края от 06.02.2008 г. № 1378-КЗ «О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» [Электронный источник] // Электронный фонд правовой и нормативной документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ docu те^/461607307

3. Закон Курской области от 12.08.2004 г. № 37-ЗКО «Об инвестиционной деятельности в Курской области» (с изменениями на 15.05.2017) [Электронный источник] // Администрация Курской области. Режим доступа: http://adm.rkur"sk.ru/index.php?id= 1190&та^=67669

4. Закон Свердловской области от 12.07.2007 г. № 71-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области» (с изменениями на 25.09.2017 г.) [Электронный источник] // Правительство Свердловской области. Режим доступа: http://sverdlovsk-gov.ru/doc/25078

5. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.03.2012 г. № 33-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» [Электронный источник] // Дума ХМАО. Режим доступа: http://www.dumahmao.ru/decisions/detail.php?ID=7691

6. Макриденко Е.Л. Модель определения оптимального размера оперативного финансирования инвестиционного проекта // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2013. № 5. С. 247-250.

7. Постановление Правительства РФ от 11.10.2014 г. № 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования» // СЗ РФ. 20.10.2014. № 42. Ст. 5751

8. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.11. 2012 г. № 438-п «О порядке формирования Реестра инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» [Электронный источник] // СПС «Гарант». Режим доступа: http://base.garant.ru/18933152/

9. Постникова Е.С., Артяков В.В. Анализ эффективности инвестиционных проектов в условиях жестких ресурсных ограничений // Бизнес в

законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 6. С. 57-59.

10. Развитие законодательных мер по стимулированию инновационного поведения экономических субъектов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре [Электронный ресурс] / В.Ф. Исламутдинов, В.М. Куриков // Управление экономическими системами. 2014. № 6. Режим доступа: http://uecs.ru/uecs66-662014/item/2932-2014-06-06-07-05-55

11. Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 5.04.2013 г. №145-РП «Об утверждении инвестиционной декларации Ханты-Мансийского округа - Югры» [Электронный ресурс] // Департамент экономического развития ХМАО. Режим доступа: https://depeconom.admhmao.ru/upload/iblock/759/145_rp.docx

12. Стратегии социально-экономического развития ХМАО-Югры до 2020 г. и на период 2030 года. [Электронный источник] // Общественная палата ХМАО. Режим доступа: http://www.ophmao.ru /images /fbfiles/files/strateg2030.pdf

13. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ // СЗ РФ. 12.07.1999. № 28. Ст. 3493.

14. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [Электронный источник] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consul-tant.ru /document/cons_doc_LAW_22142/

15. Islamutdinov V.F. Evolution and specificity of the economic institutions Of Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra // Economy of the region. 2016. Vol. 12. № 2. Pp.463-470

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Роменского Олега Васильевича «Совершенствование системы выбора приоритетных инвестиционных проектов в условиях

экономической диверсификации в нефтегазовых регионах» Современное состояние национальной экономики характеризуется большим размахом вариации экономической активности и состояния по регионам, что актуализирует тему, решение проблем которой представлены в статье.

Автором в логичной последовательности рассматриваются теоретические и нормативно-правовые основы инвестиционной деятельности, роли государства в их регулировании.

Анализ законодательной базы позволил структурировать преференции приоритетного инвестиционного проекта, особенности которого агрегированы по критериям и выявлена недостаточность детализации в определении стратегии развития субъекта РФ с учетом его особенностей. Приведенные примеры адаптации инвестиционного проекта по нескольким регионам позволили рекомендовать оптимальную структуру финансирования, методические принципы корректировки законодательной базы, критерии выбора приоритетности инвестиционного проекта и уточнить его сущность.

Вышеизложенное может рассматриваться как совершенствование теоретических основ, обладающих высокой степенью верификации.

Статья Роменского Олега Васильевича «Совершенствование системы выбора приоритетных инвестиционных проектов в условиях экономической диверсификации в нефтегазовых регионах» соответствует рекомендациям к публикации научных работ в рецензируемом журнале.

Ректор Омского регионального института, кандидат экономических наук, руководитель Органа по сертификации систем менеджмента качества

Кононова Н.П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.