Подходы к повышению инвестиционной привлекательности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Approaches to increase the investment attractiveness Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra
Владимир Михайлович Куриков,
доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный экономист РФ, советник Председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, г. Ханты-Мансийск, e-mail: KurikovVM@dumahmao.ru
Олеся Валерьевна Порохина,
аспирант кафедры экономики Югорского государственного университета,
г. Ханты-Мансийск, e-mail: Olesia-121@yandex.ru
Аннотация. В статье рассмотрено современное состояние инвестиций в Ханты-Мансийском автономном округе-Юрге в сравнении с другими регионами УрФО, проанализированы показатели инвестиционного рейтинга региона. Рассмотрено состояние нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность, состав учреждений инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности. На основе анализа определены проблемы инвестиционной привлекательности округа. Показаны существующие подходы к повышению инвестиционной привлекательности и определены возможные направления совершенствования инвестиционной привлекательности Ханты-Мансийского автономного округа-Юргы. Abstract. The article discusses the current state of investment in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug- Yugra in comparison with other regions of the
Urals Federal District, analyzed the indicators of the region's investment rating. The state of the legislative framework regulating the investment activity, the composition of institutions of investment support infrastructure are showed. On the basis of this analysis, the problems of investment attractiveness of the Okrug are indicated. The existing approaches to improve the investment attractiveness are showed and the possible ways of improving the investment attractiveness of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yurga are identified. Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционная деятельность, инвестиционный рейтинг, повышение, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Keywords: investment attractiveness, investment, investment rating, increase, Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra
Современная экономика Российской Федерации формируется под влиянием, с одной стороны, общемировых тенденций, проявляющихся в возрастании развития процессов экономической интеграции, а, с другой -под влиянием специфических условий протекания инвестиционных процессов в масштабах регионов страны.
Сегодня приток инвестиций в регионы России недостаточно велик. Иностранных и отечественных инвесторов останавливает отсутствие гарантии получения прибыли от реализации на территории Российской Федерации инвестиционных проектов. Вследствие недостаточно развитой технической и научной базы в России, в первую очередь, осуществляется утечка капитала за рубеж, где создан наиболее благоприятный инвестиционный климат и условия для инвесторов. Именно поэтому вопрос обеспечения инвестиционной привлекательности регионов России и создания условий для привлечения инвестиций в субъекты Российской Федерации является актуальным для изучения на современном этапе экономического развития.
В экономической литературе инвестиционная привлекательность региона рассматривается как совокупность объективных экономических, социальных и природных признаков, средств, возможностей и ограничений, определяющих приток капитала в регион и оцениваемых инвестиционной активностью [4].
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - динамично развивающийся регион России, обладающий рядом конкурентных преимуществ, среди которых богатые природные ресурсы, мощный экономический потенциал, высокий кадровый и научно-технический потенциал.
По ряду основных экономических показателей автономный округ занимает лидирующие места:
- первое место среди регионов России по добыче сырой нефти (48,8%) и выработке электроэнергии (8,4%);
- второе место - по добыче газа (5,0%), по поступлению налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации и объему промышленного производства,
- третье место - по объему инвестиций в основной капитал. Так, объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий за счет всех источников финансирования в 2013 году составил 720,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 101,5 % к уровню 2012 года. При этом незначительный прирост в 2013 году позволил региону сохранить лидирующие позиции, особенно на фоне отрицательной динамики этого показателя в некоторых субъектах Российской Федерации.
Так, в 2013 году в пяти из восьми федеральных округов инвестиции в основной капитал снизились. Наибольший спад инвестиций отмечен в Северо-Западном федеральном округе. Лидер падения инвестиций -Вологодская область с результатом 38,7% к уровню прошлого года. Причиной этого явилось снижение инвестиций Северстали. Также в связи с завершением масштабных проектов и сокращением инвестиционных
программ ряда крупных компаний наблюдается значительный спад инвестиций в основной капитал в Ленинградской области (69,5% к уровню прошлого года).
На фоне общероссийского снижения в 44-х регионах России инвестиции в основной капитал в 2013 году выросли. Лидирующие позиции занимают такие субъекты Российской Федерации, как Республика Марий Эл, Астраханская область, Тюменская область без автономных округов, Республика Северная Осетия - Алания, Брянская область. В этих регионах инвестиции в основной капитал выросли более чем на 20% [9].
В то же время в ряде субъектах России наблюдается существенная отрицательная динамика по объему инвестиций в основной капитал. В 2013 году более чем на 40% этот показатель снизился в Чукотском автономном округе, Приморском крае, Еврейской автономной области и Вологодской области.
Важным моментом, характеризующим инвестиционную привлекательность любого субъекта, является объем иностранных инвестиций, поступивших в тот или иной регион. В 2013 году объем поступивших иностранных инвестиций в Российскую Федерацию составил 170,18 млрд. долларов США, что на 10% больше, чем в предыдущем году.
Более 50% суммарных иностранных инвестиций, поступивших в экономику России, приходится на Москву (57,5%). Из общего списка также можно выделить г. Санкт- Петербург, Московскую область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край и Самарскую область. В каждом из этих субъектов РФ объем поступивших иностранных инвестиций в 2013 году превысил 3,5 млрд. долларов США, или более 2% общероссийского объема. В сумме на шесть перечисленных субъектов РФ приходится более 75% поступивших в страну иностранных инвестиций.
К регионам с высокими темпами роста иностранных инвестиций можно также отнести Ненецкий автономный округ и Республику Дагестан, где их объем вырос по сравнению с предыдущим годом более чем на 80%.
Наиболее существенно иностранные инвестиции выросли в Республике Хакасия, Белгородской области, Красноярском крае, Республике Бурятия, Удмуртской Республике, Тамбовской области, Тульской области, Приморском крае, Пермском крае, Астраханской области. В этих регионах иностранные инвестиции выросли более чем в два раза, а в некоторых из них в десятки раз [9].
Объем поступивших иностранных инвестиций в Югру в 2013 году составил 1734,1 млн. долларов США или 100 % к соответствующему периоду 2012 года. В основном - это инвестиции в добычу нефти и газа. Основными инвесторами являются Республика Беларусь, Кипр, Казахстан, Швейцария.
Действующие в субъектах Российской Федерации системы мероприятий по поддержке инвестиционной деятельности оцениваются международными рейтинговыми агентствами, что является одной из опорных составляющих для потенциальных инвесторов при выборе региона инвестирования.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает третью позицию в стране по уровню кредитных рейтингов (после Москвы и Санкт-Петербурга). Так, 6 марта 2014 года рейтинговое агентство Standard & Poor's установило долгосрочный кредитный рейтинг эмитента Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на уровне «BBB-» и подтвердило рейтинг по национальной шкале на уровне «ruAAA», прогноз «Стабильный». 28 апреля 2014 года прогноз изменен со «Стабильного» на «Негативный».
2 апреля 2014 года рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре рейтинг «ВВВ», при этом прогноз изменен со «Стабильного» на «Негативный». Национальный долгосрочный рейтинг подтвержден на уровне «AAA(rus)», прогноз «Стабильный» [6].
Изменение прогноза рейтингов последовало вслед за аналогичным понижением суверенного рейтинга эмитента - Российской Федерации. Действующие на сегодняшний день рейтинги отражают высокий уровень
благосостояния Югры, его позитивные показатели ликвидности, низкий уровень долга и низкий уровень условных обязательств.
Обеспечение инвестиционной привлекательности региона с целью сохранения макроэкономической стабильности и повышения качества жизни населения является одной из приоритетных задач Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [2]. Возможно это только посредством планомерно реализуемой Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры деятельности по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в автономном округе. В этих целях в Югре сформирована обширная нормативно-правовая база инвестиционного законодательства, направленная, в первую очередь, на создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в различные отрасли экономики региона.
Базовым нормативно-правовым документом в Югре является закон автономного округа от 31.03.2012 № 33-оз «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре», который регламентирует формы государственной поддержки инвестиционной деятельности:
1) государственные гарантии автономного округа в соответствии с законом автономного округа «О порядке предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;
2) субсидии на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры;
3) субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам;
4) субсидии на возмещение части затрат по лизинговым платежам за технологическое оборудование, используемое в животноводстве, растениеводстве, производстве пищевых продуктов, рыбоводстве, рыболовстве, заготовке и обработке древесины, производстве изделий из
дерева, обработке вторичного сырья, производстве строительных материалов [1].
Кроме того, законодательством автономного округа предусмотрены стимулирующие преференции для инвесторов в виде налоговых льгот. Предоставление таких преференций осуществляется в соответствии с законом автономного округа от 21.12.2004 №82-оз «О налоговых льготах в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», законом автономного округа от 29.11.2010 №190-оз «О налоге на имущество организаций», законом автономного округа от 30.09.2011 №87-оз «О ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», а также Постановлением Правительства Югры от 20.12.2007 №326-п «О порядке формирования Реестра инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в целях применения налогоплательщиками льготы по налогу на имущество организаций».
Источниками финансирования государственной поддержки инвестиционной деятельности в Югре являются отраслевые государственные программы, действующие в регионе с 1 января 2014 года.
Объем средств, направленных на государственную поддержку инвесторов, за 2011-2013 годы составил около 83 млрд. рублей. Львиная доля этих средств (80 %) - налоговые льготы инвесторам. В первую очередь это снижение ставок налога на прибыль и налога на имущество для отдельных категорий налогоплательщиков. В частности, такие меры применяются для стимулирования предприятий топливно-энергетического комплекса в целях модернизации и эффективного использования попутного нефтяного газа.
Активная государственная поддержка Правительства автономного округа инвесторам осуществляется не только в сфере нефтедобычи, но и в целях развития «не нефтяных» сфер экономики региона. Это характеризует отраслевая направленность реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов на территории Югры. Это лесопромышленный и
горнорудный кластеры, пищевая промышленность и сельское хозяйство, электроэнергетика, строительство жилой и коммерческой недвижимости, строительство объектов социального назначения и транспортной инфраструктуры и иные сферы экономики.
Так, только в 2013 году государственная поддержка предоставлена 57 инвестиционным проектам в размере 746,8 млн. рублей, в том числе в форме:
- субсидий на возмещение части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры в сумме 287,2 млн. рублей;
- субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам в сумме 459,6 млн. рублей.
Говоря о диверсификации экономики автономного округа в целом, следует отметить, что инвестиционный портфель Югры, без учета проектов в сфере нефтедобычи, включает в себя 119 проектов совокупной инвестиционной емкостью около 500 миллиардов рублей [6].
Еще одним немало важным аспектом, характеризующим регион как инвестиционно привлекательный, является наличие на территории субъекта специализированных организаций, созданных для работы с инвесторами. На сегодняшний день в Югре функционирует система институтов инвестиционной инфраструктуры, способствующая развитию инвестиционной деятельности в регионе. Эта систему представляют:
- Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Региональный центр инвестиций»;
- Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Технопарк высоких технологий»;
- Некоммерческая организация «Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;
- Некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства Югры». На базе Фонда создан Гарантийный фонд, Образовательный, консультационный, финансовый центр, а также Центр инноваций социальной сферы;
- Некоммерческая организация «Фонд микрофинансирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;
- ООО «Окружной бизнес-инкубатор»;
- Фонд «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры». На базе фонда также действует ЕвроИнфоКореспондентский центр [7].
Инвестиционная инфраструктура, созданная в Югре, нацелена, прежде всего, на обеспечение условий для реализации инвестиционных проектов и развития предпринимательства в Югре, снижает административные барьеры, и, тем самым, способствует повышению инвестиционной привлекательности региона.
Кроме того, в целях совершенствования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» разработан «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе» (далее - Стандарт). Стандарт представляет собой свод нормативных и иных документов и организационных решений, которые должны быть приняты в каждом субъекте Российской Федерации.
В целях мониторинга внедрения положений Стандарта в Югре распоряжением Губернатора автономного округа от 20 февраля 2014 года №95-рг утвержден План мероприятий (дорожная карта) по внедрению Стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. По итогам 2013 года в автономном округе внедрены все положения Стандарта, в том числе:
- принят и реализуется Закон автономного округа «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»;
- сформирован Совет при Правительстве автономного округа по вопросам развития инвестиционной деятельности в Югре. На заседаниях Совета на регулярной основе рассматриваются проблемные вопросы, возникающие при реализации инвестиционных проектов, вопросы реализации планов мероприятий («дорожных карт»), направленных на сокращение административных процедур и сроков их прохождения при получении разрешений на строительство и иные мероприятия, направленные на развитие инвестиционной деятельности в регионе;
- функционирует специализированный четырехязычный интернет-портал об инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
- утвержден план создания объектов инвестиционной инфраструктуры;
- внедрена оценка регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативных правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность;
- принята инвестиционная декларация Югры, разработанная при участии представителей предпринимательского сообщества;
- создан Инвестиционный Фонд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, основной целью которого является создание за счет средств государственных капитальных вложений энергетической, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры, необходимой для реализации инвесторами инвестиционных проектов в сфере производства продукции, а также бюджетное финансирование реализации концессионных соглашений;
- утвержден единый регламент, обеспечивающий сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна»;
- действуют механизмы государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме предоставления государственных гарантий, специальных налоговых режимов [3].
Таким образом, создаваемые в Югре условия для ведения инвестиционной деятельности, а также действия Правительства автономного округа в этой области, безусловно, нацелены на стимулирование инвестиций во все сектора экономики региона и повышения его инвестиционной привлекательности. При этом следует отметить, что как и в любом субъекте России, в Югре существует ряд проблем и факторов, ограничивающих развитие региона.
Ключевым риском развития автономного округа является высокая зависимость экономики региона от состояния нефтегазового сектора. Снижение инвестиционной активности в базовом секторе региональной экономики приведет, прежде всего, к сокращению геологоразведочных работ и работ по обустройству месторождений, что отрицательно повлияет на объем производства в таких видах экономической деятельности, как строительство, транспорт, операции с недвижимым имуществом. Безусловно, все это приведет к сокращению доли инвестиций в Югру и, как следствие, снижению инвестиционной привлекательности региона.
Еще одна проблема ведения инвестиционной деятельности региона варьируется на уровне законодательного аспекта. Ряд нормативно-правовых актов требуют тщательной доработки и совершенствования не только на региональном, но и на федеральном уровне. Так, к примеру, в Югре в настоящее время идет процесс формирования правового поля в сфере реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства, однако на федеральном уровне до сих пор не принято нормативно-правового акта, который бы разрешил ряд вопросов в этой области.
Совершенствования требует практика управления реализацией программ (организация управления, поиск и освоение новых форм
привлечения, аккумуляции и использования внебюджетных средств к реализации программ, взаимодействие с властями, деятельность государственных заказчиков и т.д.). Региональные программы не должны сводиться только к набору инвестиционных проектов, на осуществление которых запрашиваются средства из бюджетов. Последовательное и скоординированное применение форм финансового стимулирования инвестиционной деятельности должно способствовать активизации и развитию инвестиционной деятельности, сокращению производственных издержек в отраслях экономики, изменению структуры экспорта в сторону увеличения доли наукоемкой продукции.
Географическое расположение автономного округа тоже играет свою роль. Суровый природный климат не вызывает большого доверия у инвесторов, ресурсы которых необходимы субъектам инвестиционной деятельности для реализации инвестиционных проектов.
Кроме перечисленного к проблемам автономного округа можно отнести и серьезнейшие экологические проблемы, не слишком выгодное территориальное расположение (удаленность от Москвы), низкий культурный уровень, внезапные вспышки социальной напряженности, связаннее с проблемами градообразующих предприятий, а также высокий уровень преступности.
Таким образом, чтобы определить является ли регион привлекательным для инвестора, необходимо сопоставить и оценить все конкурентные преимущества и проблемы развития того или иного субъекта Российской Федерации.
Сегодня в нашей стране нет законодательно закрепленной методики оценки инвестиционной привлекательности российских субъектов. Именно поэтому в научной литературе можно встретить много трактовок тому, какие критерии учитывать при оценке инвестиционной привлекательности региона.
Существует мнение, что уровень прибыли от вложения капиталов определяет инвестиционную привлекательность того или иного субъекта.
Применение такого подхода отличается узкой сферой применения, поскольку для получения корректных результатов необходимо, чтобы инвестиции осуществлялись с одинаковой степенью риска, что практически не возможно
[5].
Ещё один подход для определения инвестиционной привлекательности основан на характеристике региона по показателям объема инвестиций, их горизонтальном и вертикальном структурном анализе, посредством которого формируется вывод о благоприятной или неблагоприятной инвестиционной среде в регионе. Недостатком такого подхода является поверхностный охват инвестиционного процесса, так как отдельно взятые характеристики инвестиций не могут в полной мере описать состояние инвестиционной сферы, а также отразить внутренние конкурентные преимущества региона.
Подход, определяющий инвестиционную привлекательность как совокупность общественно-политических, природно-хозяйственных и психологических характеристик, получил наибольшее распространение в литературе. Его сторонники (К. Гусева, А. Привалов, М. Кныш и др.) проводят оценку инвестиционной привлекательности на основе определенного набора факторов. Эта методика предполагает использование интегрального показателя надежности инвестиционного климата на основе совокупности частных показателей. Данной методикой, например, пользуется лондонский финансовый журнал «Ешютопеу». Интегральный показатель надежности, используемый «Ешготопеу», измеряется по 100-балльной шкале и содержит девять различных показателей, в том числе:
- экономическая эффективность;
- политический риск;
- задолженность;
- обслуживание долга (невыполнение обязательств по выплате или отсрочка);
- кредитоспособность;
- доступность банковского кредита;
- доступность краткосрочного финансирования;
- доступность долгосрочного ссудного капитала;
- вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Значения этих показателей определяются экспертным, либо расчетно-
аналитическим путем, измеряются в 10-балльной шкале и взвешиваются в соответствии со значимостью того или иного показателя и его вкладом в итоговую оценку.
Интегральный показатель оценки состояния инвестиционного климата рассчитывается как средневзвешенная арифметическая величина значений частных показателей. Чем выше значение интегрального показателя надежности инвестиционного климата, тем более благоприятным климатом обладает регион. Используя такой подход можно сделать выводы об инвестиционных перспективах развития российских регионов, определить степень реализации их инвестиционной привлекательности, оценить большинство показателей статистическими методами. Однако помимо преимуществ в данном подходе существуют и недостатки. Основным является «непрозрачность» методики выделения факториальных признаков инвестиционной привлекательности, размытость оценки составляющих показателей и неоднозначность оцениваемых характеристик [5].
Оценка инвестиционной привлекательности региона на основе двух составляющих - инвестиционном потенциале и инвестиционном риске -применяется не только множеством ученых (Г. Марченко, А. Каминский, О. Мачульская, Е. Ананькина и др.), но в исследованиях экономических журналов. Наиболее известной является методика, используемая рейтинговым агентством «Эксперт РА», согласно которой инвестиционный потенциал показывает, какую долю регион занимает на общероссийском рынке, а инвестиционный риск - какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе. При этом суммарный потенциал состоит из девяти частных потенциалов, а суммарный риск - из шести частных рисков.
Каждый из частных потенциалов, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей:
- трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
- финансовый (объем налоговой базы, прибыльность предприятий региона и доходы населения);
- производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
- потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);
- институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
- инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
- природно-ресурсный (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
- туристический (наличие мест посещения туристами и отдыхающими, а также мест развлечения и размещения для них);
- инновационный (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).
Частные риски также характеризуются определенными показателями:
- финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);
- социальный (уровень социальной напряженности);
- управленческий (качество управления бюджетом, наличие программно-целевых документов, степень развитости системы управления, уровень младенческой смертности как интегральный показатель результатов социальной сферы);
- экономический (тенденции в экономическом развитии региона);
- экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);
- криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений, экономической преступности и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков) [8].
Согласно этой методике инвестиционная привлекательность Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на протяжении шести лет подряд сохраняет инвестиционный рейтинг 2В, что характеризует его как регион со средним потенциалом и умеренным риском (табл. 1).
Таблица 1 - Инвестиционная привлекательность автономного округа
(по оценке рейтингового агентства «Эксперт РА»), [8]
Показатель/Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Инвестиционный потенциал, ранг* 6 (2,405) 6 (2,41) 6 (2,18) 14 (1,715) 14 (1,73) 14 (1,70)
(доля в общероссийском потенциале, %)
Природно-ресурсный 5 7 7 8 8 8
Трудовой 24 24 24 24 24 23
Потребительский 14 15 16 19 20 19
Производственный 5 5 4 4 4 4
Финансовый 2 2 2 9 4 7
Институциональный 30 60 68 39 39 42
Инновационный 39 37 29 36 45 49
Инфраструктурный 80 71 77 74 71 72
Туристический 30 33 37 54 59 56
Инвестиционный риск, ранг* 29/85 27/83 36/83 24/83 24/83 20/83
(средневзвешенный индекс риска, Россия = 1) (0,985) (0,958) (1,009) (0,261) (0,255) (0,238)
Финансовый 3 2 34 4 1 1
Экономический 8 8 9 16 24 25
Управленческий 23 25 22 43 43 16
Социальный 25 24 16 24 40 40
Экологический 83 81 81 71 73 73
Криминальный 68 49 60 67 64 69
Инвестиционный климат** 2В 2В 2В 2В 2В 2В
* 1-й ранг по потенциалу получал регион, имеющий наибольший потенциал, а по риску - имеющий наименьший риск.
Совокупный инвестиционный потенциал округа за рассматриваемый период улучшался, за исключением кризисного 2010 года (в 2013 году
занимает 14 место). Автономный округ занимает лидирующие позиции по природно-ресурсному потенциалу, это объясняется наличием больших запасов нефти (около 50% всей добытой в России нефти приходится на Ханты-Мансийский автономный округ). Наряду с нефтью и газом, территория округа богата минерально-сырьевыми (железо, марганец, хром, уголь, кварц, фосфориты, горный хрусталь, золото и др.), лесными и другими ресурсами.
Также высокий ранг на протяжении ряда лет округ занимает по уровню финансового, производственного и потребительского потенциала, что подтверждают различные показатели. Так, на протяжении ряда лет (20102012гг.) стабильно увеличивается объем собственной произведенной продукции (с 2093,1 млрд. руб. в 2010 году до 2553,3 в 2012). Кроме того Югра занимает второе место по темпам роста реальных доходов населения среди регионов с уровнем среднедушевых доходов более 30 тыс.руб.
Значительно снижает интегральный инвестиционный потенциал Ханты-Мансийского автономного округа низкий инфраструктурный потенциал, однако, с каждым годом он увеличивается, что объясняется активной политикой Правительства автономного округа по улучшению социальной и жилищной инфраструктуры.
По итогам 2013 года Югра является регионом с наименьшими финансовыми рисками. Однако по уровню криминального и экологического рисков Югра занимает далеко не лидирующие позиции и требует активных действий от Правительства автономного округа.
Следует отметить, что по итогам 2013 года по совокупному инвестиционному риску Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает 20 место, что является наилучшим по итогам последних шести лет показателем инвестиционного риска региона.
Основным преимуществом подхода, используемого рейтинговым агентством «Эксперт РА», является комплексность учитываемых при оценке инвестиционной привлекательности факторов, определяющих
инвестиционный потенциал и инвестиционный риск, а также доступность конечных результатов для потенциальных инвесторов. Недостатком является субъективность мнения экспертов при проведении оценки инвестиционной привлекательности региона и отсутствие понимания для инвесторов с точки зрения насколько один регион привлекательнее другого и насколько один регион рискованнее другого.
Существует и множество других методик оценки инвестиционной привлекательности регионов, характеризующихся различным набором исследуемых показателей, критериев и факторов. Однако зачастую эти методики узконаправленны и не учитывают отраслевых составляющих того или иного субъекта Российской Федерации, что вынуждает инвесторов к самостоятельному субъективному анализу и оценке инвестиционной привлекательности интересуемого региона.
В целях совершенствования инвестиционной привлекательности регионов России необходимо на законодательном уровне утвердить такую методику оценки, которая была бы опорным пунктом для потенциального инвестора и позволяла бы увидеть не только некий совокупный ранг инвестиционной привлекательности региона, но и конкурентные преимущества отдельно взятого субъекта. Законодательно закрепленная методика позволит уйти от множества вариаций оценки инвестиционной привлекательности и субъективности экспертов.
В качестве основы для методики оценки инвестиционной привлекательности региона может послужить методика оценки трансакционной эффективности институтов, предложенная Исламутдиновым В.Ф. в работах [10,11,12,13]. Именно снижение трансакционных издержек участников инвестиционного процесса может служить критерием эффективности всех институтов, так или иначе влияющих на инвестиционную привлекательность региона.
Повышение роли регионов в активизации инвестиций должно осуществляться не только посредством развития регионального
инвестиционного законодательства и формирования инвестиционной инфраструктуры, но и за счет формирования инвестиционной открытости и привлекательности регионов, то есть их инвестиционного имиджа. Необходимость формирования собственного имиджа каждого субъекта Российской Федерации способствует привлечению внимания инвесторов к регионам, дает возможность более эффективно лоббировать свои интересы и получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики. Более того, формирование благоприятной инвестиционной среды посредством продвижения имиджа региона - первый шаг навстречу потенциальному инвестору.
Библиографический список
1. О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - [Электронный ресурс]: Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 31.03.2012 (ред. от 05.04.2013) №33-оз. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
2. О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года - [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013 № 101-рп. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
3. Об отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа -Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2013 год, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-мансийского автономного округа - Югры [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.04.2014 № 134-рп. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
4. Нефедова А. Ю. «Факторы инвестиционной привлекательности России». — М.: БИФ КемГУ. 2011.
5. Смаглюкова Т.М. Анализ существующих подходов и методик оценки инвестиционной привлекательности российских регионов, 2004 -[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.shu.ru/pdf/1/smagЮ04.pdf
6. Единый официальный сайт государственных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.admhmao.ru
7. Инвестиционный портал Ханты-Мансийского автономного округа -Югры. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.investugra.ru
8. Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА». -[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.raexpert.ru
9. Официальный сайт ООО «Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг». -[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.riarating.ru
10. Исламутдинов В.Ф. Стимулирование инновационного поведения экономических агентов в регионе (на примере Уральского федерального округа) // Ханты-Мансийск, ИИЦ ЮГУ, 2011. - 155 с.
11. Исламутдинов В.Ф. Методика оценки эффективности институтов инновационной среды // Менеджмент в России и за рубежом. — 2012. - № 6. - С. 3-11
12. Islamutdinov V.F. Technique of calculating the effectiveness of the institutions of innovative environment // World Applied Sciences Journal 18 (Special Issue of Economics): 128-134, 2012 DOI: 10.5829/idosi.wasj.2012.18.120021
13. Исламутдинов В.Ф. Трансакционный подход к исследованию эффективности институтов стимулирования инновационной активности экономических агентов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 5. - С. 3-10.